Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Волков О.А., Дурасанова Т.П. Организация учебно-исследовательской деятельности студентов в процессе подготовки ВКР - файл 1.doc


Волков О.А., Дурасанова Т.П. Организация учебно-исследовательской деятельности студентов в процессе подготовки ВКР
скачать (456.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc457kb.26.11.2011 08:20скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Балашовский филиал

Саратовского государственного университета

им. Н.Г. Чернышевского

О.А.Волкова, Т.П.Дурасанова

Организация учебно-исследовательской деятельности студентов

в процессе подготовки ВКР

Учебно-методическое пособие

Балашов 2002

УДК

ББК

В

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор

Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского

Дыльнов Г.В.;

Кандидат педагогических наук, доцент Балашовского филиала

Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского

Полунина И.А.


^ Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом

Балашовского филиала Саратовского государственного университета

им.Н.Г.Чернышевского.
Волкова, О.А.

В67 Организация учебно-исследовательской деятельности студентов в процессе подготовки ВКР: Учеб.-метод. пособие / О.А. Волкова, Т.П.Дурасанова. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2002. — 72с.

Учебно-методическое пособие представляет собой пакет материалов учебного курса "Организация учебно-исследовательской деятельности студентов в процессе подготовки ВКР", в которое входят: тематический план, планы семинарских и практических занятий, литература, контрольные вопросы. В пособии рассматриваются особенности выполнения рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Учебно-методическое пособие рекомендуется для студентов и преподавателей вузов, осуществляющих подготовку специалистов по социальной работе, а также для специалистов-практиков социальной работы при выполнении научно-исследовательских работ.
© О.А. Волкова, Т.П.Дурасанова,2002
О г л а в л е н и е
Введение 4

1. Подготовка к написанию работы

1.1. Общие понятия о методологии науки

1.1.1. Определение методологии науки. Понятие метода 6

1.2. Задачи, структура и этапы выполнения работы

1.2.1. Цель и задачи научного исследования,
их логическая взаимосвязь 10

1.2.2. Этапы выполнения научной работы 11

1.3. Начальный этап исследования

1.3.1. Выбор темы 15

1.3.2. Подготовка к написанию работы, накопление
научной информации 16

^ 2. Накопление данных теоретического и эмпирического исследования

2.1. Работа с научной литературой 18

2.2. Планирование, подготовка и проведение эксперимента

2.2.1. Планирование и подготовка эксперимента 20

2.2.2. Проведение эксперимента 22

^ 3. Оформление работы и процедура защиты

3.1. Написание работы

3.1.1. Язык и стиль научно-исследовательской работы студентов 24

3.1.2. Основные требования к составлению плана
и написанию введения 27

3.1.3. Требования к написанию основной части работы 29

3.1.4. Требования к написанию заключения, оформлению списка литературы и приложений 31

3.2. Требования к оформлению работы

3.2.1. Общие правила оформления научно-исследовательской работы 32

3.2.2. Оформление некоторых видов предоставления материала 36

3.3. Защита курсовой и выпускной квалификационной работы

3.3.1. Защита курсовой работы 37

3.3.2. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы 38

3.3.3. Защита выпускной квалификационной работы 40

^ 4. Содержание семинарских занятий 42
Задания для самостоятельного выполнения 46

Вопросы к зачету 50

Список литературы 51

Основные понятия курса 54

Приложения 61

Введение



Социальная работа, получившая широкое распространение во всем мире, активно развивается в настоящее время в нашей стране. Подготовка специалистов по социальной работе — сложный, многогранный и многопрофильный процесс, сочетающий в себе как теоретическую подготовку, так и получение навыков научного исследования и практических навыков. Немаловажную роль в этом процессе играют написание и защита курсовых и выпускных квалификационных работ, которые объединяют в себе вышеназванные знания и умения. Это и определяет актуальность и важность курса "Организация учебно-исследовательской деятельности студентов в процессе подготовки ВКР", который позволяет студентам получить достаточно полное представление о методологии, методах, наиболее рациональных приемах, требованиях, которые предъявляются к написанию и оформлению работ.

В данном пособии помещены методические рекомендации к выполнению рефератов по дисциплинам "Введение в специальность", "История социальной работы" и "Теория социальной работы" (для студентов 1 и 2 курсов), курсовых работ по дисциплине "Технологии социальной работы" (для студентов 4 курса), выпускных квалификационных работ (для студентов 5 курса).

Выполнение и защита рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ — важные этапы учебного процесса. Это сложные виды учебно-исследовательской работы, которые способствуют углублению и расширению теоретических знаний в области теории и технологии социальной работы, формированию умения творчески применять полученные теоретические знания на практике, развитию у студентов интереса к научному исследованию.

Необходимость введения курса обусловлена требованиями учебного плана специальности "Социальная работа", по которому студенты должны выполнить и защитить на 4 курсе курсовую работу по дисциплине "Технология социальной работы", а на 5 - выпускную квалификационную работу. В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации (Постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.05.94 № 3) квалификационная работа призвана демонстрировать уровень теоретической, а также практической подготовки выпускников. Подводя итог индивидуальной специализации студента в определенной отрасли профессионального знания, квалификационная работа является одним из основных моментов формирования специалиста, и служит необходимым основанием для присвоения квалификации.

Учебная программа разработана на основе учебного плана специальности "Социальная работа" № 350500.

Дисциплина "Организация учебно-исследовательской деятельности студентов в процессе подготовки ВКР" рассчитана на студентов, прошедших определенную профессиональную подготовку. Ее задачей является вооружение студентов знаниями о сущности и специфике научной и исследовательской деятельности в области социальной работы, создание у них установки на овладение глубокими теоретическими знаниями и профессиональными умениями и навыками, формирование интереса к избранной профессии.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, выполнение творческих работ, анализ ранее выполненных работ. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студентов, для организации которой разработаны планы практических занятий, перечень творческих заданий и списки литературы к ним.

^

1. Подготовка к написанию работы

1.1. Общие понятия о методологии науки

1.1.1. Определение методологии науки. Понятие метода


Выполняя курсовую или выпускную квалификационную работу, студент обязательно столкнется с проблемой определения методологической базы исследования, выбора методов и технологий как собственно исследования, так и практической деятельности, программа которой должна быть разработана и осуществлена на основе полученных результатов. Это и обуславливает важность курса в целом и изучаемой темы.

Методология — 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Метод (гр. methodos) — 1) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; 2) прием, способ и образ действий.

Метод — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.

Из определения метода вытекает, что существуют две большие группы методов: познания (исследования) и практического действия (преобразовательные методы).

1) ^ Методы исследования — приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. С помощью этой группы методов получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя: его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования. Методы подразделяются на следующие:

  • всеобщий, или философский, общенаучные и методы частных наук;

  • констатирующие и преобразующие;

  • эмпирические и теоретические;

  • качественные и количественные;

  • содержательные и формальные;

  • методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;

  • описания, объяснения и прогноза;

  • обработки результатов исследования.

Для выбора методов на каждом этапе необходимо знать общие и конкретные возможности каждого метода, его место в системе исследовательских процедур. Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа исследования определить оптимальный комплекс методов, руководствуясь при этом следующими требованиями:

  1. Применять методы сравнительно-исторического анализа, позволяющие выявить эволюцию изучения проблемы и прогнозировать ее дальнейшее исследование;

  2. Использовать такое сочетание методов, которое позволяет получить разносторонние системные сведения о развитии личности, коллектива или другого объекта социальной работы.

Всеобщий, или философский метод — всеобщий метод материалистической диалектики.

Общенаучные методы:

  • научной абстракции;

  • анализа и синтеза;

  • индукции и дедукции;

  • единство общего и особенного;

  • исторический метод;

  • метод восхождения от простого к сложному;

  • единство качественного и количественного анализа;

  • генетический метод;

  • конкретно-социологический метод;

  • методы формализации;

  • метод аналогии;

  • системно-структурный метод.

Иная классификация у Тетерского С.В. (см. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2000. — С.85—97.)

Студентам необходимо изучить ее к практическому занятию.

^ Методы частных наук — специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний (социология — социометрия; психология — психодиагностика). После соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы. Более подробно об этой группе методов говорится при изучении темы №3.

2) ^ Методы как прием, способ и образ действий (методы практической деятельности) включают в себя способы воздействия, совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия решения, организации его выполнения. Более подробно об этой группе методов — при изучении курса "Технология социальной работы ( см.схему).

Схема



^

1.1.2. Понятийный аппарат курса


Технология (гр.techne мастерство + logos учение) — совокупность знаний о способах и средствах производственных процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта.

Технология — 1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабрикаты в процессе производства; 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы соответствующими орудиями производства.

^ Социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных процессов.

^ Технология социальной работы — это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Технология социальной работы — совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Реферат — это сжатое изложение в письменном виде основного содержания нескольких научных работ по общей тематике. Реферат представляет собой теоретическое изучение определенной темы.

^ Курсовая работа — это такой индивидуально-научный труд студента, в котором кроме теоретического изучения литературы по выбранной теме обязательно присутствует исследовательская часть.

Курсовая работа является одним из основных видов учебной и научно-исследовательской работы студентов в вузе. Это определенный итоговый документ, представляющий собой форму отчетности по самостоятельной работе студента. Она дает достаточно полную информацию о том, что студент владеет следующими навыками:

  • систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных базовых знаний, умений, по комплексу учебных дисциплин;

  • сбор и обработка эмпирической информации;

  • сопоставление теоретических положений с данными, полученными в ходе эмпирического исследования;

  • обобщение имеющейся информации, формирование выводов и практических рекомендаций, программы деятельности специалиста по социальной работе или ее фрагментов.

^ Выпускная квалификационная работа — это итоговый документ, содержащий результаты самостоятельного научного исследования по определенной теме и определяющий степень готовности студента к практическому решению профессиональных задач.

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации (Постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.05.94 г. № 3) и учебным планом специальности "Социальная работа" студенты должны выполнить и защитить выпускную квалификационную работу. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 350500 "Социальная работа" выдвигает следующие требования к выпускной квалификационной работе специалиста: "Выпускная квалификационная работа (дипломная) специалиста по социальной работе представляет собой законченную разработку, в которой анализируются актуальные проблемы в области социальной работы и раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и практическом плане на местном, региональном или федеральном уровнях".
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Скачать файл (456.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru