Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Основные проблемы развития семьи как социального института в современной России - файл 1.doc


Контрольная работа - Основные проблемы развития семьи как социального института в современной России
скачать (223 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc223kb.26.11.2011 09:07скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Министерство образования и науки Российской Федерации

Нижегородский государственный педагогический университет

Контрольная работа
по дисциплине социальная педагогика


ТЕМА:
«Основные проблемы развития семьи как социального института в современной России»




Выполнила:

студентка 2 курса

исторического факультета

отделение соц.педагогика

Балакирева

Оксана Викторовна


Проверила:

Трушина

Юлдус Хабибовна



Нижний Новгород

-2007-

СОДЕРЖАНИЕ





Введение …………………………………………………….

3

1.

Семья – что это? …………………………………………….

4

2.

Семья как важнейший социальный институт. Типы семейной организации. ………………………………………….


7

3.

Особенности современной семьи. …………………………

8

4.

Особенности семейного воспитания ………………………

10

5.

Проблемы семейного воспитания







Заключение







Литература







Приложение: Методический сборник






ВВЕДЕНИЕ

Институт семьи является классическим примером простого социального института. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Первоначальную основу семьи составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определённых ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья – это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности: любовь, дружба, и пространство для отдыха, и школа доброты, честности, долга и многообразная система отношений с родителями, с братьями и сестрами, с родными и знакомыми.

Мораль и вкусы, манеры и привычки. Мировоззрение и убеждения, характер и идеалы – основа всех этих социально-психологических параметров личности закладываются в семье.

Спецификой семейного воспитания является «многомерность» жизни семьи, широта и многогранность влияний, условий, которые, будучи созданы осмысленно и целенаправленно, могут стать основой всестороннего развития личности.

В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем.


  1. ^ СЕМЬЯ – ЧТО ЭТО ?


На основе семейно-брачного законодательства и нравственных норм жизни общества семья определяется как «малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».

В настоящее время семья стала предметом изучения многих наук: философии, права, социологии, биологии, психологии, педагогики, этики, эстетики, экономики, политологии и т.д. Каждая наука имеет свой предмет исследования и, соответственно, свои аспекты изучения семейно-брачных отношений с позиций реализации различных функций семьи, важнейшими из которых следует считать такие.

* Репродуктивная сфера семейной деятельности:

Общественные функции (ОФ) – биологическое воспроизводство общества.

^ Индивидуальные функции (ИФ) – удовлетворение потребности в детях.

* Воспитательная сфера семейной деятельности:

ОФ – социализация молодого поколения, поддержание культурной непрерывности общества.

^ ИФ – удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании.

* Хозяйственно-бытовая сфера семейной деятельности:

ОФ – поддержание физического здоровья членов общества.

ИФ – получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других членов семьи, уход за детьми.

* Экономическая сфера семейной деятельности:

ОФ – экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

ИФ – получении материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или обмен за услуги).

* Сфера семейной деятельности первичного социального контроля:

ОФ – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми. Поколениями.

ИФ – формирование и поддержание правовых и моральных санкций за аморальное поведение и нарушение норм взаимоотношений между членами семьи.

* Сфера семейной деятельности духовного общения:

ОФ – развитие личности членов семьи.

ИФ – духовное взаимообогащение членов семьи, укрепление дружеских основ брачного союза.

* Социально-статусная сфера семейной деятельности:

ОФ – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной культуры.

^ ИФ – удовлетворение потребностей в социальном продвижении.

* Досуговая сфера семейной деятельности:

ОФ – организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга.

ИФ – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.

* Эмоциональная (психотерапевтическая) сфера семейной деятельности:

ОФ – эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

ИФ – получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье, удовлетворение потребностей в личном счастье и любви.

* Сексуально-эротическая сфера семейной деятельности:

ОФ – сексуальный контроль.

ИФ – удовлетворение сексуальных потребностей.

В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей. Создание условий для всестороннего развития личности и счастья каждого из супругов, эмоциональная поддержка престарелых родителей и в случае необходимости уход за ними, гармоническое воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии между родителями и детьми, - таковы требования, предъявляемые обществом к семье.

Выполнение этих функций одинаково важно как для общества, так и для членов семьи. Оно способствует удовлетворению общественных потребностей, в частности, семья обеспечивает преемственность культуры, ее развитие, участвует в сохранении и передаче молодому поколению трудовых навыков, способствует профессиональному становлению молодежи и т.д.

  1. ^ СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. ТИПЫ СЕМЕЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.


Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:




вступление в брак

образование семьи



начало деторождения

рождение первого ребёнка



окончание деторождения

рождение последнего ребёнка



"пустое гнездо"

вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка



прекращение существования семьи

смерть одного из супругов.


На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации.

В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи.

моногамная семья

предусматривает существование брачной пары – мужа и жены

полигамная семья

или муж, или жена имеет право иметь несколько жён или мужей


В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный или сложный, расширенный тип семьи.

нуклеарная семья

представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке

расширенная или сложная семья

включает в себя два или более поколения


Семья как социальный институт возникла с формирования общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнёра, актуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуется жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.


  1. ^ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ


Особенности современной семьи, сложившиеся за последние 70-80 лет в нашей стране, достаточно полно описаны в современной литературе. Ниже названы некоторые особенности семьи в нашем обществе.

  • В основе создания семьи – любовь как высшее человеческое чувство (однако проблематичным становится сохранение его в браке).

  • Преимущественное преобладание гражданских, светских браков (хотя в последние годы заметна тенденция увеличения браков, оформленных и церковью).

  • Равноправие мужчины и женщины в браке, защита прав всех членов семьи законодательно (правда, в связи с изменяющимися условиями политической, экономической и социальной жизни общества очевидно несовершенство законодательства о семье).

  • Заключение браков вне зависимости от социальной, национальной, религиозной, региональной принадлежности мужа и жены.

  • Свобода заключения и расторжения брака.

  • Тенденция демократизации семейно-брачных отношений, экономическая и нравственная раскрепощенность всех членов семьи.

  • Тенденция увеличения нуклеарных семей, состоящих из одного-двух поколений; потребность в свободе и самостоятельности молодых семей.

  • Семьи в основном одно-двухдетные, многодетной в последнее время считается семья с тремя детьми; регулирование рождаемости (известно, что впервые подмечена печальная тенденция снижения рождаемости и даже превышение с 1992года смертности над рождаемостью).

В последнее время все чаще и чаще в специальной литературе и в периодической печати появляется термин «кризис семьи». Очевидно следует признать, что частичные признаки его действительно наблюдаются. Следствием этого стали реалии последних нескольких лет, свидетелями которых мы являемся.

  • Болезненный переход к рынку породил резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей и повышение комфортности и материальной обеспеченности детей из обеспеченных семей, что порождает неприязненные взаимоотношения детей, возникновение ссор, драк, разборок, затаенной зависти.

  • Развитие теневых рыночных отношений среди школьников, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений.

  • Расширение безнадзорности и даже появление беспризорности, которая была ликвидирована в нашей стране в 30-х годах ХХ века и не была допущена в годы Великой Отечественной войны.

  • Рост детской и подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки.

  • Сокращение влияния внешкольных учебно-воспитательных учреждений, падение в некоторых случаях престижа школы и образования вообще.

  • Приобщение детей к употреблению алкоголя, табакокурению, наркомании и таксикомании.

  • Усиление бродяжничества детей и подростков.

  • Появление подростковой и юношеской проституции, рост проступков и преступлений, связанных с половой распущенностью.

  • Рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему.

  • Резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой.

Этот далеко не полный тревожный перечень нынешних явлений ставит на повестку дня проблему семейного воспитания и взаимосвязи школы и семьи как одну из актуальных проблем педагогической науки и практики.
^ 4. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Семья для ребенка – это место его рождения и становления материального и духовного.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку…, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения.

Еще одной особенностью семейного воспитания являет­ся то, что оно органично сливается со всей жизнедея­тельностью растущего человека: в семье ребенок включа­ется во все жизненно важные виды деятельности - интел­лектуально-познавательную, трудовую, общественную, цен­ностно-ориентированную, художественно-творческую, иг­ровую, свободного общения. Причем проходит все этапы ее: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь, нарисовать человечка, помочь маме...) до слож­нейших социально и личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь чело­века, происходит в любое время суток, в любое время года... Его благотворное (либо неблаготворное) влия­ние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в слу­жебной командировке... И хороший учитель всегда помнит о том, что его ученик, сидящий за школьной партой, мысленно и чувственно связан с домом, с семьей, со множеством волнующих его проблем.

Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать такие:

  • неадекватное воздействие факторов материального
    порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет
    материального благополучия над реализацией духовных
    потребностей растущего человека, дисгармония матери­
    альных потребностей и возможностей их удовлетворения,
    избалованность и изнеженность, безнравственность и про­
    тивоправность семейной экономики;

  • бездуховность родителей, отсутствие стремления
    духовного развития детей;

  • авторитаризм либо либерализм, безнаказанность и
    всепрощенчество;

  • безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

  • отсутствие нормального психологического климата в семье;

  • фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный...);

  • безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий...);

- противоправное поведение взрослых и т. д.

Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негатив­ных сторон) должна быть выстроена система принципов семейного воспитания, которую классный руководитель активно проводит в воспитательной работе с родителями:

  • дети должны расти и воспитываться в атмосфере
    доброжелательности, любви и счастья;

  • родители должны понять и принять своего ребенка таким,
    каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

  • воспитательные воздействия должны строиться с уче­том возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

  • диалектическое единство искреннего, глубокого ува­жения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания;

  • личность самих родителей - идеальная модель для
    подражания детей;

  • воспитание должно строиться с опорой на положи­тельное в растущем человеке;

  • все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

  • оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с
    детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены, дополнены, видо­изменены... И пронизаны гуманистической идеей о наи­высшей ценности ребенка.
^ 5. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Во все времена, начиная с античности, проблемы семьи, семей­ной организации, брачных отношений занимали передовые умы человечества. Им уделяли внимание многие философы, просвети­тели, ученые. Тысячи книг написаны о семье и ее проблемах.

Но общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Возникают проблемы, которых не было раньше.

Политический и экономический кризис, характерный для со­временного этапа развития нашей страны, существенно обострил социальные проблемы, обернулся резким снижением уровня жиз­ни населения, Именно семья стала жертвой просчетов обществен­ного реформирования, отразила его негативные социальные по­следствия.

В настоящее время качество семейного воспитания ухудшается. Растут нервные перегрузки родителей, обостряются конфликты между поколениями, разрываются родственные связи. Оставляет желать лучшего и качество воспитания в школах.

Перед нами — педагогами и родителями — остро встает проб­лема ценностных ориентиров и позитивных образцов поведения. Можно ли найти единые ценностные ориентиры для системы вос­питания? Какую роль семья и школа могут сыграть в воспитании? Как эти институты могли бы взаимодействовать в подготовке ре­бенка к жизни в социуме?

Опыт показывает, что главной целью деятельности педагога следует считать развитие личности ребенка; иными словами, необ­ходимо развивать его творческие способности и задатки, готовить его к жизни так, чтобы он мог терпимо относиться к чужим точ­кам зрения, уважать ценности других людей, самостоятельно раз­решать проблемные ситуации.

Родители являются не только заказчиками образовательных услуг, но и участниками образовательного процесса. Существует проверенный временем принцип: родители довольны образованием
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение её социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда и ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Волков А.Г. Семья – объект демографии. – М.: мысль, 1986. – 271 с.




  1. Воспитание = семья + школа. Книга для педагогов и родителей. Серия «Семья + школа». Выпуск 1. – Нижний Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2002. – 88 с.




  1. Работа классного руководителя: Методическое пособие / Под ред. Е.А.Слепенковой. – М.: АРКТИ, 2005. – 168 с.



  1. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие /под ред. В.П.Андрущенко, Н.И.Горлача. – Харьков. Институт востоковедения и международных отношений. Харьковский коллегиум. Кафедра истории, философии и политических наук. 1996 - 668 с.




  1. Ученик – учитель – родитель: проблемы и перспективы взаимодействия: материалы областных педагогических чтений / департамент образования Нижегор.обл, НИРО. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006. – 180 с.



Скачать файл (223 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации