Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Экономическая география и регионалистика - файл 2. Закономерности, факторы и условия размещения производительных сил..doc


Загрузка...
Лекции - Экономическая география и регионалистика
скачать (122.2 kb.)

Доступные файлы (12):

10. Лесная промышленность..doc46kb.29.12.2008 23:33скачать
11. Легкая промышленность..doc29kb.29.12.2008 23:47скачать
12. Теоретические вопросы организации территории..doc25kb.29.12.2008 23:51скачать
1. Теоретические вопросы экономической географии и регионалистики..doc72kb.29.12.2008 19:57скачать
2. Закономерности, факторы и условия размещения производительных сил..doc71kb.27.12.2008 22:26скачать
3. Население и трудовые ресурсы..doc77kb.27.12.2008 22:40скачать
4. Природные условия и природные ресурсы..doc40kb.27.12.2008 22:42скачать
5. Топливно-энергетический комплекс..doc74kb.29.12.2008 20:28скачать
6. Черная металлургия..doc45kb.29.12.2008 20:42скачать
7. Цветная металлургия..doc54kb.29.12.2008 21:07скачать
8. Машиностроительный комплекс..doc64kb.29.12.2008 21:40скачать
9. Химическая промышленность..doc59kb.29.12.2008 22:19скачать

2. Закономерности, факторы и условия размещения производительных сил..doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
2. Закономерности, факторы и условия размещения производительных сил.
1. Определение закона и закономерности. Классические теории размещения.

Законы – это устойчивые, постоянно проявляющиеся взаимосвязи между явлениями, действующие объективно (независимо от нашей воли и желания). В размещении общественного производства тоже действуют свои законы, но проявляются они менее жестко, как тенденции, потому носят название закономерностей.

Закономерность размещения – устойчивая повторяющаяся объективная связь между местоположением объекта и результатами деятельности этого объекта.

1. И. Тюнен, 1826 г., «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии. Исследование о влиянии хлебных цен, богатства почвы и накладных ресурсов на земледелие».

Основной целью в данной работе Тюнен ставил определение роли основных факторов размещения сельскохозяйственного производства и взаимосвязи между ними. При этом к основными факторам размещения сельскохозяйственного производства он относил:

1. расстояние от хозяйства до города (рынка сбыта);

2. цену на различные виды сельскохозяйственной продукции;

3. земельную ренту (отдача на капиталовложения в земельные ресурсы) или если точнее, то дифференциальную ренту I по местоположению.

Для достижения поставленной цели Тюнен составил абстрактную модель, представляющую собой изолированную страну, состоящую из одного очень большого города, расположенного посередине плодородной равнины, не прорезанной никакими судоходными реками и каналами. Единственным видом транспорта в данном государстве был - гужевой транспорт.

Равнина, окружающая большой город по Тюнену имела совершенно одинаковую почву, везде удобную для обработки. Кроме этого она была окружена огромными неосвоенными пространствами, которые отделяли все государство от остального мира.

Обязанность данной части изолированного государства состояла в снабжении большого города продуктами питания, тогда как город должен был удовлетворять все потребности окружающей его территории в продуктах промышленного производства.

Составив такую модель, Тюнен поставил вопрос о том, какие формы примет при установленных предпосылках сельское хозяйство и как будет отражаться на нем большее или меньшее расстояние от города, если это хозяйство будет вестись вполне рационально.

Путем сложных расчетов, проведенных на основе теоретических предпосылок и огромного объема аналитической информации, которую Тюнен многие годы скрупулезно собирал, ведя реальное хозяйство в имении Теллов, Иоган Генрих создал математическую пространственную модель сменяющих друг друга систем сельского хозяйства. Графически данную модель автор изобразил в виде концентрических кругов (или колец), расположенных вокруг большого города и обеспечивающих минимум перемещений. При этом для каждого кольца Тюнен выбрал такую агроспециализацию, которая обеспечивала бы наибольшую выгоду владельцу имения. Согласно этому около центра расположились те производства, которые дают скоропортящиеся продукты, а также такие виды сельскохозяйственных культур, которые имеют значительный объем и вес по отношению к своей стоимости. По мере удаления от города производятся те продукты, провоз которых дешевле относительно их стоимости.

Посмотрим теперь, точный порядок расположения по Тюнену этих концентрических кругов или пояса, образующиеся вокруг рынка.

Итак, в ближайшей к городу зоне наиболее выгодно садоводство и огородничество в сочетании с молочным животноводством при стойловом содержании скота круглый год (клубника, цветная капуста, салат, капуста, картофель, репа, клеверосеяние, свежее молоко). Иначе этот пояс называют «вольное хозяйство», т.е. хозяйство без применения севооборотов.

Второй пояс у Тюнена занят лесным хозяйством. Близость его около центра автор объясняет большой потребностью рынка в топливе и малой транспортабельностью дров и делового леса при гужевом транспорте.

Вслед за зоной лесного хозяйства следуют три зоны, в которых рожь является наиболее важным рыночным продуктом. При этом существенные различия между этими концентрическими кольцами определяются интенсивностью земледелия.

За пределами этих трех зон экстенсивного хозяйства рентабельно по Тюнену только пастбищное животноводство (овцеводство и скотоводство). На рынок в данном случае поступает лишь продукция животноводства, тогда как рожь используется для собственных нужд.

Заслуга Тюнена в том, что он первым обратил внимание на то, что между производством продукции и его локализацией есть прямая связь.

2. В. Лаунхардт, 1882 г., метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья рынка сбыта продукции.

Решающим фактором размещения производства у В. Лаунхардта, так же как и у И. Тюнена, являются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Для решения этой задачи В. Лаунхардт разработал метод весового (или локационного) треугольника.

Пусть требуется найти пункт размещения нового металлургического завода. Известны пункт добычи железной руды — точка A, пункт добычи угля — точка В и пункт потребления металла — точка С. Транспортный тариф равен t (на 1 т/км). Расходы руды на выплавку 1 т. металла составляют: а; расход угля — b. Известны также расстояния между пунктами (стороны локационного треугольника): АС = S1; ВС = S2; АВ = S3.

Возможным пунктом размещения металлургического завода может быть в принципе каждая из трех точек размещения источников руды, угля и потребителя металла. В этих случаях суммарные затраты, связанные с перевозкой всех необходимых грузов для потребления 1 т. металла, будут равны:

(bS3 + S1) t — при размещении завода в точке А;

(aS3 + S2) t — при размещении завода в точке В;

(aS1 + S2) t — при размещении завода в точке С.

Наилучшим пунктом размещения завода из рассмотренных трех будет тот, в котором транспортные затраты минимальны.

3. А. Вебер, 1909 г., «О размещении промышленности: чистая территория штандорта».

Ученый поставил перед собой дачу создать общую «чистую» теорию размещения производства на основе рассмотрения изолированного предприятия. Он сделал существенный шаг вперед по сравнению с И. Тюненом и В. Лаунхардтом, введя в теоретический анализ новые факторы размещения производства в дополнение к транспортным издержкам и ставя более общую оптимизационную задачу: минимизацию общих издержек производства, а не только транспортных.
         А. Вебер создал подробную классификацию факторов размещения по их влиянию, степени общности и проявлениям. Фактором размещения он называет экономическую выгоду, «которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта и означает, следовательно, возможность изготовлять данный продукт в одном каком-либо месте меньшими издержками, чем в другом месте».

В результате отсеивания элементов производственных издержек, не зависящих от местоположения, А. Вебер оставляет три фактора: издержки на сырые материалы, издержки на рабочую силу и транспортные издержки. Однако первый из них — разницу в ценах на используемые материалы — можно, как считает Вебер, выразить в различиях транспортных издержек, исключив из самостоятельного анализа. Все остальные условия, включающие размещение предприятия, он рассматривает как некоторую «объединенную агломерационную силу», или третий штандортный фактор. Таким образом, в конечном счете, анализируются три фактора: транспорт, рабочая сила и агломерация. Дальнейший анализ ведется последовательно по трем факторам. Соответственно выделяются и три основные ориентации в размещении: транспортная, рабочая и агломерационная.

4. В. Кристаллер, 1933 г., «Центральные места в Южной Германии».

Основной постулат теории центральных мест заключается в том, что размещение экономической деятельности главным образом определяется условиями спроса и предложения. Однако реальное географическое пространство крайне неоднородно, и такие факторы как рельеф, население, транспорт играют важнейшую роль, но для того, чтобы проверить влияние только спроса и предложения необходимо упростить остальные факторы и сделать допущение «при прочих равных условиях».

Для теории центральных мест это упрощение заключается в том, что район рассматривается как однородная равнина с одинаково плодородными почвами, однородно распределенным населением, для которого характерны одинаковые запросы и предпочтения. Предполагается также транспортная доступность во всех направлениях. Таким образом, теория центральных мест Кристаллера основана на идеализированной территории, т.н. изотропной поверхности. На такой территории издержки снабжения поселения будут зависеть только от расстояния между местом производства товара и этим поселением.

С увеличением издержек спрос на большинство товаров уменьшается, и поэтому очевидно, что с ростом расстояния спрос на любой товар в любом районе будет уменьшаться до тех пор, пока не будет достигнута точка, где не соответствующие товары и услуги не найдется ни один потребитель. А так как население, в свою очередь, размещено равномерно и транспортные издержки пропорциональны расстоянию, то зона сбыта любого товара будет иметь форму круга и место производства этого товара расположится в центре зоны сбыта, то есть станет «центральным местом», а все поселения, которые снабжаются из этого центра, будут «зависимыми» местами.

В итоге при наличии множества городов вся территория окажется разделенной на сферы влияния. Реальный размер зоны сбыта товара полностью определяется ценой товара в центральном месте и расстоянием, на котором транспортные издержки еще терпимы сравнительно с ценой товара по сравнению с ценой такого же товара из другого центрального места.

Весь изучаемый район можно было бы разделить на ряд зон круглой формы, но здесь возникает определенная трудность: если окружности касаются друг друга, то возникают необслуженные территории, если же окружности наоборот заполняю всю территорию, то они должны пересекаться вследствие чего возникают зоны перекрытия. Поэтому наиболее эффективной формой районов сбыта является форма правильного шестиугольника. Районы в форме шестиугольника равномерно заполняют всю территорию.

За принцип построения модели размещения центральных мест Кристаллером был принят «поведенческий» принцип - минимум времени, сил и средств для достижения населением меньших населенных пунктов своего центрального места. Решение задачи на минимум привело к построению ортогональной (шестигранной) модели: по углам шестигранника находятся меньшие населенные пункты, а в середине - более крупный город, выполняющий функции центрального места.

^ 2. Характеристика закономерностей размещения.

Современная теория выделяет три общие закономерности размещения:

- закономерность эффективности территориального разделения труда,

- закономерность рационального размещения,

- закономерность агломерации,

- закономерность пропорционального (планомерного) размещения производства.

1. Закономерность эффективности территориального разделения труда.

Территории отличаются природными условиями, природными ресурсами, демографической ситуацией, социально-экономическими условиями. Пространственный ресурс – совокупность своеобразий территории (условий, которыми территория отличается от других).

Между территориями происходит ТРТ. ТРТ – процесс обособления территории на различной совокупности отраслей хозяйства под влиянием условий, которыми располагает территория.
^

2. Закономерность рационального размещения.


Рациональность размещения означает экономию затрат на производство продукции; приближение производства к источникам сырья, топлива и энергии в зависимости от особенностей отрасли; размещение на конкретной территории по возможности всех стадий производства, вплоть до получения готового продукта.

Следовательно, суть этой закономерности сводится к тому, что рационально только такое размещение производства, которое способствует при минимуме затрат получать максимальный народнохозяйственный результат и обеспечивать максимальную эффективность производства. Необходимо с экономической выгодой учитывать возможности и социальной эффективности, связанной с улучшением жизни населения от размещения производства, возможности обеспечения более полной занятости, экологическую ситуацию в регионе и т.д.

3. Закономерность агломерации.

Требует, чтобы предприятия размещались во взаимосвязи с другими предприятиями с целью получения агломерационного эффекта, т.е. суммарной экономии от взаимодействия.

Линии взаимодействия:

- продукция одного предприятия является сырьем или оборудованием для другого предприятия,

- по коммуникации.
^

4. Закономерность пропорционального размещения.


Если следовать требованиям только первой закономерности, то все производство может оказаться сконцентрированным только на одной отдельной территории; но в условиях нашей страны, имеющей огромную протяженность границ и неравномерное размещение производства и населения, это приведет к большим транспортным издержкам. Потому суть данной закономерности сводится к регулированию пропорций и сбалансированности в размещении производства и развитии регионов страны в целом.

^ 3. Факторы и условия размещения.

Фактор – причина того или иного процесса. В соответствии с этим факторы размещения – это причины, в силу которых предприятие размещается или может быть размещено на той или иной территории. В современной экономической литературе чаще всего выделяются два разных признака, влияющих на процесс размещения производства:

  1. особенности размещаемых предприятий и отраслей;

  2. свойства самой территории, то есть внешние условия (природные, социальные, экономические), на которой создается производство.

Для того чтобы различать влияние этих двух признаков, ученые предлагают:

  • факторами размещения считать особенности отрасли,

  • условиями размещения - свойства территории, на которой размещается производство

Следовательно, основой для размещения производства является совокупное (взаимодействующее и взаимообусловленное) влияние факторов и условий на выбор того или иного варианта размещения.

^ Факторы размещения. Как было отмечено выше, под ними понимаются особенности отрасли. Эти особенности принято разделять на две группы:

  • технико-экономические особенности отрасли,

  • организационно экономические особенности отрасли.




^ Технико-экономические особенности

Организационно-экономические особенности

Определяются по удельному весу затрат на различные компоненты (сырье, топливо, энергию, заработную плату, транспорт и т.д.) в общей себестоимости производимой продукции.

К этим особенностям относят:

  • материалоемкость (высокая потребность отрасли в сырье и вспомогательных материалах на производство продукции; экономический смысл – наибольший удельный вес затрат в общей себестоимости продукции приходится на приобретение и доставку сырья и материалов)

  • трудоемкость (удельный вес затрат на заработную плату)

  • фондоемкость (удельный вес затрат на основные производственные фонды)

  • экологоемкость (удельный вес затрат на предотвращение загрязнений)

  • транспортоемкость

  • транспортабельность (определяется объемом продукции, ее способностью сохранять свои свойства и уровнем токсичности продукции)

  • площадеемкость (определяется объемом земельного ресурса, необходимого для размещения предприятия)

  • топливоемкость

  • энергоемкость

  • водоемкость

  • наукоемкость

  • женоемкость (доля затрат женского труда)

  • мужеемкость (доля затрат мужского труда)



Формы организации производства:

  • концентрация,

  • специализация,

  • кооперирование,

  • комбинирование.

Концентрация – сосредоточение производства на более крупных предприятиях.

Крупность предприятия определяется его мощностью, объемом валовой продукции, стоимостью основных фондов, числом промышленно-производственного персонала. Наиболее крупные предприятия более эффективны в отраслях черной и цветной металлургии, лесопромышленного комплекса, машиностроении.

Специализация – обособление предприятия на производстве готового отдельного продукта или части продукта. Используются три формы специализации производства:

  • подетальная – предприятие производит отдельные детали, узлы, агрегаты и направляет их в головные (сборочные) заводы;

  • предметная – предприятие выпускает готовую конечную продукцию (трактор, автомобиль, компьютер);

  • технологическая – предприятие выполняет отдельные стадии технологического процесса (литейное производство, сборочное производство).

Кооперирование – взаимосвязь специализированных отраслей и производств как внутри предприятия так и между различными предприятиями.

Комбинирование – сосредоточение выпуска продукции разных отраслей промышленности на одном предприятии. Комбинирование производства осуществляется в следующих формах:

  • организация производства, при котором каждая последующая стадия является продолжением предыдущей (металлургический комбинат полного цикла: обогащение руды – выплавка чугуна – выплавка стали – производство проката);

  • организация производства, при котором осуществляется комплексная переработка добываемого сырья (предприятия цветной металлургии, лесохимического комплекса);

  • организация производства, при котором на отходах одного предприятия размещается другое (отходы черной металлургии – производство азотных удобрений)


К условиям размещения принято относить особенности данной территории, на которой размещается производство. К этим особенностям принято относить:

  • природно-ресурсный потенциал территории;

  • экономико-географическое положение территории;

  • социально-экономические факторы (особенности демографической ситуации, национальные особенности и традиции, уровень образования населения, особенности и уровень развития инфраструктуры и т.д.);

  • история развития территории;

  • экологическая ситуация территории;

  • рыночные факторы (инвестиционные и финансовые возможности территории, уровень развития рыночной инфраструктуры, платежеспособность населения и предприятий и т.д.);

  • другие.

В соответствии с закономерностями размещения, факторами и условиями размещения производства разработаны определенные руководящие правила территориального распределения производства, которые называются принципами размещения общественного производства.

Принципы размещения производства в отличие от закономерностей, факторов и условий – категория субъективная. Они изменчивы от исторических событий, социально-экономических процессов в обществе (войны, смена общественного уклада и устройства, политические события, изменения в демографических процессах и т.д.).

В настоящее время наиболее приоритетными стали принципы:

  • приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления готовой продукции;

  • рациональное природопользование и охрана природной среды;

  • регулирование развития малых и крупных городов;

  • укрепление обороноспособности страны;

  • другие.



Скачать файл (122.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru