Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Шпоры по охране труда - файл 1.doc


Шпоры по охране труда
скачать (793.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc794kb.26.11.2011 09:36скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
1 Охрана труда. Цели и задачи дисциплины «Охрана труда». Основные понятия

Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства. Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда – это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.

Здоровье и безопасные условия труда способствуют повышению производительности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов. Недостатки в работе по охране труда обусловливают значительные экономические потери. Заболеваемость и травматизм работников, затраты на компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда приводят к ухудшению экономических результатов работы предприятия.

Условия труда – это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Безопасные условия труда – это состояние условий труда, при которых воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов исключено или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно допустимых значений.

Предметом охраны труда явл. разработка и внедрение способов и средств создания благоприятных для работающего условий труда, полной безопасности и безвредности при обеспечении максимальной производительности и оптимальных затрат живого труда.

Цель охраны труда – исключить воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, т.е. обеспечить безопасность производственного процесса и производственного оборудования, оптимизировать трудовые процессы и производственную обстановку.

^ Основными задачами курса являются:

- изучить основные законодательные и правовые нормативно-технические документы по гигиене и безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности;

- изучить организацию работы по охране труда на предприятии, в цехе, на участке;

- изучить опасные и вредные производственные факторы на производстве;

- изучить основные требования к производственным помещениям и рабочим местам;

- изучить способы защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

- изучить основные мероприятия по пожарной безопасности и технические средства пожаротушения.

На формирование и изменение условий труда влияет множество факторов, которые можно объединить в группы:

- законодательство по охране труда – это правовая основа, обеспечивающая проведение в жизнь организационных, технических и санитарно-гигиенических мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда.

- производственная санитария и гигиена труда – система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

- техника безопасности – система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

- пожарная безопасность – система организационных, технических и технологических мероприятий, обеспечивающих пожаро- и взрывобезопасность на производстве.

^ 2 Основные законодательные акты Республики Беларусь по охране труда

В систему законодательных актов, регулирующих вопросы охраны труда в республике входят:

-Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями).

-Трудовой кодекс Республики Беларусь;

-Законы республики Беларусь:

«Об основах государственного социального страхования»

«О санитарно-эпидемическом благополучии населения»

«О техническом нормировании и стандартизации»

«Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», от 05.01.2004, №269-3

«О пожарной безопасности»

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Правовой основой организации работы по охране труда в республике является ^ Конституция Республики Беларусь (ст. ст. 41, 45), которой гарантируются права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.

Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда, в настоящее время является ^ Трудовой кодекс Республики Беларусь.

Трудовой кодекс:

определяет основные обязанности, права и ответственность нанимателей и работников по вопросам охраны труда;

устанавливает гарантии права работников на охрану труда;

регламентирует деятельность службы охраны труда;

устанавливает функции государства в этой области;

предусматривает систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и общественный контроль в этой области.

Имеются также другие законодательные акты, которые в той или иной части регулируют правоотношения в области охраны труда (Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс и др.


^ 3 Межотраслевые и отраслевые нормативные правовые акты по охране труда

К межотраслевым нормативным правовым актам по охране труда относятся: - межотраслевые правила по охране труда (ПОТ М), - межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИОТ М), - нормы ОТ и др. межотраслевые нормативные правовые акты.

Право разрабатывать и утверждать межотраслевые нормативные правовые акты предоставлено Министерству труда и социальной защиты или иному министерству совместно с республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности).

К отраслевым нормативным правовым актам по ОТ относятся: - отраслевые правила по охране труда (ПОТ О), - отраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИОТ О), - другие отраслевые нормативные правовые акты, - технические нормативные правовые акты.

Право разрабатывать и утверждать отраслевые нормативные правовые акты предоставлено республиканским органам государственного управления, осуществляющим регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности).

Порядок разработки, согласования, утверждения и отмены межотраслевых правовых актов аналогичен порядку разработки, согласования, утверждению и отмены отраслевых нормативных правовых актов.
Проект отраслевых правил по охране труда согласовывается с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, если в них содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других республиканских органов государственного управления в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Отраслевые правила по охране труда, согласованные республиканскими органами государственного управления с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу также по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Отраслевые правила по охране труда утверждаются приказом руководителя республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной правительству Республики Беларусь. Отмена правил осуществляется органом, утвердившим их, за шесть месяцев до истечения срока действия правил.
Единые нормы и правила закрепляют одинаковые для всех отраслей хозяйства требования охраны труда. К ним относятся Строительные нормы и правила (СНиП), Санитарные правила и нормы (СанПиН), Правила устройства электроустановок (ПУЭ), Нормы радиационной безопасности (НРБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и др.

Основным документом в нормативно-технической документации является нормативный акт «Система стандартов безопасности труда».

Система стандартов безопасности труда – комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Межотраслевые правила и нормы являются обязательными для всех предприятий и организаций независимо от их ведомственного подчинения.

Отраслевые правила и нормы распространяются только на отдельные отрасли. На основании законодательства о труде, стандартов, правил, норм, технологической документации и др. разрабатываются инструкции по охране труда: общие, для отдельных профессий, на отдельные виды работ.
^ 4 Виды ответственности за несоблюдение законодательства об ОТ

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда несут ответственность установленную законодательством и коллективными договорами.

Ответственность может быть дисциплинированной, административной, материальной и уголовной.

Дисциплинарная ответственность наступает в случаях нарушения трудового распорядка, правил и норм по охране труда. В соответствии с действующим законодательством за нарушение трудовой дисциплины, том числе норм по охране труда, наниматель может применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; увольнение с работы.

Независимо от мер дисциплинарного взыскания к работнику могут быть применены и другие меры административной ответственности: лишение премии, штрафы и т. д.

Административная ответственность выражается в наложении штрафа на виновное должностное лицо. К административной ответственности привлекаются должностные лица, допустившие нарушение трудового законодательства, норм и правил по охране труда.

Размер штрафа определяется степенью нарушения правил норм безопасности и охраны труда. Сума штрафов может составлять от 1 до 10 базовых величин для граждан и от 1 до 50 – для должностных лиц и устанавливается законодательством РБ. Запрещается удерживание штрафов, наложенных на должностных лиц, за счет предприятия.

Вместо наложения штрафа допускается применять другие административные меры: предупреждение, меры общественного воздействия. Административное нарушение может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения, а решение должно быть исполнено не позднее трех месяцев со дня его принятия.

Работник может быть привлечен к материальной ответственности, если по его вине предприятие понесло материальные ущерб. При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются. Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия нанимателя он имеет право передавать для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное. При совместном выполнении рабочими и служащими отдельных видов работ администрацией по согласованию с профкомом может быть введена коллективная (бригадная) материальная ответственность.

Срок взыскания не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного ущерба при наличии акта и письменного согласия работающих.

Кроме материальной ответственности виновных должностных лиц предусмотрена ответственность предприятия. При отсутствии согласия администрация обращается в суд.

Материальная ответственность – возмещение ущерба, поэтому не исключена возможность одновременного привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Законодательство РБ предусматривает за нарушение трудового законодательства, требований техники безопасности и производственной санитарии повышенную ответственность работников, вплоть до привлечения их к уголовной ответственности.

К уголовной ответственности привлекаются лица, допустившие злостные нарушения, при условии, что такие нарушения повлекли за собой либо могли повлечь несчастные случаи, профессиональные заболевания или другие тяжелые последствия.

Степень уголовной ответственности за нарушения правил охраны труда при производстве работ, эксплуатации машин и механизмов определяет УК, который предусматривает в зависимости от тяжести проступка, следующие меры наказания: исправительные работы, штраф, общественное порицание, освобождение от должности, лишение свободы.

^ 5 Государственный и общественный контроль за соблюдением

законодательства об охране труда

Надзор и контроль направлены на обеспечение соблюдения законодательства о труде и правил по охране труда, и в этом состоит их общность.

Контроль является объективно необходимым элементом управленческой деятельности. Осуществляя контроль, управленческие структуры не только выявляют факты нарушений, но и анализируют их причины и намечают пути устранения не только нарушений, но и недостатков работе подчиненных предприятий и организаций.

Надзор уже контроля по сфере воздействия, так как в его задачу входит выявление нарушений и их пресечение путем применения предусмотренных санкций (предписание, приостановка деятельности, наложение штрафов и т.п.).

Органы контроля и надзора осуществляют предупредительный контроль, направленный на недопущение нарушений, и текущий контроль, осуществляемый в процессе производственной деятельности контролируемых субъектов.

В настоящее время в республике действует целый ряд государственных органов надзора и контроля, специализированных и ведомственных инспекций по охране труда и технике безопасности. Один из них, департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ, является надзорно-контрольным органом общей компетенции.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

Правовые и технические инспекции труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства РБ о труде в организациях, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, а также у индивидуальных предпринимателей, у которых работают члены соответствующего профсоюза.

Профсоюзы вправе обращаться с требованием к соответствующим органам о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Республики Беларусь о труде.

^ 6 Основные принципы государственной политики в области охраны труда

Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда заложены в Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2005 № 904.

В соответствии с Концепцией целью государственного управления охраной труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Для достижения цели государственного управления охраной труда на современном этапе необходимо решение следующих задач:

  • уточнение функций и ответственности субъектов государственного управления охраной труда;

  • усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях;

  • совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере;

  • сертификация систем управления охраной труда в организациях;

  • включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством;

  • совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда.

Направлениями по достижению цели и реализации задач государственного управления охраной труда являются:

- разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;

- разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

- создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;

- разработка научно обоснованных методов оценок и прогнозирования рисков гибели и травмирования работников по отраслям и сферам деятельности;

- экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производства средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда;

- организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда;

- обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда;

- повышение ответственности работников за соблюдение требований охраны труда;

- обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- финансовое обеспечение охраны труда;

- создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением законодательства об охране труда;

- распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

- международное сотрудничество в области охраны труда.


^ 7 Коллективный договор. Порядок заключения и содержание

Коллективный договор и соглашения регулируют трудовые и связанные с ними отношения, позволяют обеспечить учет и согласование интересов и потребностей всех участников трудовых отношений в системе социального партнерства в сфере труда.

Генеральное соглашение является основой для тарифных и местных соглашений, коллективных договоров.

^ Коллективный договор - локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателями и работающими у него работниками.

Коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).

Соглашение - нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.

Соглашения заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях.

^ Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа (профессиональные союзы и иные представительные органы) и наниматель (руководитель) или уполномоченные им лица. При этом руководитель организации или его заместители не могут осуществлять представительство интересов работников.

Законодательство определяет примерный перечень положений, которые могут быть включены в коллективный договор. Это положения об:

- организации труда, системы оплаты труда, продолжительности рабочего времени и времени отдыха;

- создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;

- регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;

- строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;

- организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей и т.д.

Коллективный договор распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен, и является обязательным для исполнения. Все работники должны быть ознакомлены с действующими у него коллективными договорами и соглашениями.

^ 8 Трудовой договор

Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда, в настоящее время является Трудовой кодекс Республики Беларусь.

Трудовой кодекс:

-определяет основные обязанности, права и ответственность нанимателей и работников по вопросам охраны труда;

-устанавливает гарантии права работников на охрану труда;

-регламентирует деятельность службы охраны труда;

-устанавливает функции государства в этой области;

-предусматривает систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и общественный контроль в этой области.

При приеме на работу наниматель обязан:

-ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности;

-ознакомить работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок;

-провести вводный инструктаж по охране труда;

-оформить заключение трудового договора приказом (распоряжением) и объявить его работнику под роспись;

-в соответствии с установленным порядком завести (заполнить) на работника трудовую книжку.

^ 9 Права и гарантии работников на охрану труда

Согласно Закона РБ «Об охране труда» для реализации права работающих на охрану труда государство осуще­ствляет государственное управление охраной труда, государственный над­зор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и уста­навливает ответственность за нарушения законодательства об охране труда

При отказе работника от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих, непредоставления необходимых средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, приостановления и запрещения проведения работ специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля работнику до устранения нарушений или до создания нового рабочего места должна быть предоставлена другая работа, соответствующая его квалификации либо, с его согласия, работа с оплатой не ниже среднего заработка по прежней работе на срок до одного месяца. При необходимости наниматель обязан за счет собственных средств обеспечить обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка.

В случае ухудшения состояния здоровья работника, обусловленного условиями труда, потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием наниматель обязан предоставить работнику, с его согласия, работу в соответствии с медицинским заключением или обеспечить за счет собственных средств обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка, а при необходимости - его реабилитацию.

^ 10 Обязанности работодателя и работника по обеспечению охраны труда

Положение по охране труда регламентирует систему обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства. Положение по охране труда содержит в себе перечень прав и обязанностей: работников, работодателей и государства.

^ Права работника:

-право на рабочее место, защищенное от воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов;

-право на обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда;

-право на обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты;

-право на информации о состоянии техники безопасности и условий труда на рабочем месте

-право на отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности

^ Работодатель обязан обеспечивать охрану труда работников:

-безопасность при эксплуатации зданий, оборудования

-условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям техники безопасности

-организацию в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;

-режим труда и отдыха работников, установленный законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

-выдачу работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты

-постоянный контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда;

-постоянный контроль за уровнями опасных и вредных производственных факторов;

-проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

-подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда;

-проведение медицинских осмотров работников;

-расследование и учет несчастных случаев на производстве

-возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников

^ Сотрудники службы обязаны:

-соблюдать требования соответствующих инструкций, правил и других нормативных правовых актов по охране труда, безопасной эксплуатации машин, оборудования и других средств производства

-выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором

-проходить в установленном порядке медицинские осмотры

-оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно сообщать непосредственному руководителю о несчастном случае, происшедшем на производстве


^ 11 Аттестация рабочих мест и компенсация работающим за работу в неблагоприятных условиях труда

Пенсии по возрасту в связи с особыми условиями труда, а также пенсии, которые могут устанавливаться предприятиями и организациями за счет собственных средств работникам других производств, профессий и должностей в зависимости от условий труда, назначаются с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

^ Основная цель аттестации рабочих мест по условиям труда заключается в регулировании отношений между нанимателем или уполномоченным им органом и работниками по реализации права на здоровые и безопасные условия труда (улучшение условий труда, установление пенсий в связи с особыми условиями труда, минимально гарантированного размера доплат, льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда

Аттестация проводится аттестационной комиссией предприятия, состав и полномочия которой определяются приказом руководителя предприятия. Периодичность проведения аттестации - один раз в пять лет.

Внеочередная аттестация проводится:

-в случае изменения условий и характера труда при реконструкции предприятия, внедрении новой техники и технологии, изменении технологических процессов, применении новых видов сырья и материалов;

-при улучшении условий труда за счет осуществления организационно-технических мероприятий;

-по инициативе нанимателя или уполномоченного им органа, профсоюзного комитета или другого выборного органа трудового коллектива, работника предприятия;

-по инициативе Государственной экспертизы условий труда.

^ Аттестация рабочих мест предусматривает:

-выявление на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, формирующих неблагоприятные условия труда, и установление причин их возникновения;

-исследование санитарно-гигиенических факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса

-количественную оценку условий труда на рабочем месте;

-разработку и составление перечня организационно-технических мероприятий по улучшению условий труда;

-определение права работников на пенсию по возрасту по Спискам N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда (далее - Список N 1 и Список N 2), установление за счет средств предприятия доплат, льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;

-подтверждение особых условий труда по Спискам N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда (далее - Список N 1 и N 2), установление за счет средств предприятия доплат, других льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;

-составление перечня рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, предусмотренные Списками N 1 и N 2. Форма перечня утверждается Министерством труда и социальной защиты;

-определение размера дифференцированных тарифов (взносов) на государственное социальное страхование.

Состав аттестационной комиссии:

1) главный специалист от предприятия; 2) работник отдела кадров, труда и заработной платы; 3) медработник; 4) представитель профсоюза.
^ 12 Льготы и компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда

Работник, занятый на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, имеет право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, оплату труда в повышенном размере, бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, на оплачиваемые перерывы по условиям труда, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, другие компенсации. Перечни профессий и категорий работников, имеющих право на компенсации по условиям труда, их виды и объемы устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

В служебных командировках или при разъездном характере работы работнику, имеющему право на бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, выплачивается денежная компенсация на их приобретение на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Наниматель за счет собственных средств может дополнительно установить работнику по коллективному договору, соглашению или трудовому договору иные меры, компенсирующие вредное влияние на работающих производственных факторов, возмещение вреда, не предусмотренные законодательством.

На тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда и на работах на территориях радиоактивного загрязнения устанавливается повышенная оплата труда в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, а также коллективными договорами, соглашениями.

Результаты Аттестации используются нанимателем для подтверждения особых условий труда в соответствии со Списками N 1 и N 2, установления доплат за работу во вредных и тяжелых условиях труда и разработки мероприятий по улучшению условий труда и оздоровлению работников.

По результатам Аттестации в зависимости от степени вредности и тяжести условий труда устанавливаются доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам.
^ 13 Структура системы стандартов безопасности труда. Содерж. и обознач.

Система Стандартов Безопасности Труда - комплекс мер, направленных на обеспечение БТ. Система стандартов безопасности труда является составной частью государственной системы стандартов. В ССБТ входят стандарты классификационных группировок (подсистем) от 0 до 9.

0 - организационно-методические стандарты основ построения системы

1 - Государственные стандарты требований и норм контроля по видам опасных и вредных производственных факторов.

2 - Государственные стандарты требований безопасности к производственному оборудованию устанавливают: требования безопасности к конструкции оборудования в целом и к отдельным его элементам

3 - Государственные стандарты требований безопасности к производственным процессам

4 - Государственные стандарты требований к средствам защиты работающих

5 - Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям.

6–9 являются резервными для дальнейшего развития ССБТ
^ 14 Служба охраны труда на предприятии, ее функции и основные задачи

Для организации работы по охране труда на предприятии численностью более 100 человек создаются службы охраны труда. При численности работников менее 100 человек решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности данного предприятия. Структура и численность работников службы определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.

Лиц, имеющих высшее образование, но не имеющих квалификации инженера по охране труда, до исполнения ими должностных обязанностей, рекомендуется направлять за счет средств предприятия на обучение в высшие профессиональные учебные заведения на специальные факультеты по переподготовке кадров с присвоением квалификации — инженер по охране труда.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Реклама:





Скачать файл (793.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru