Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Диагностические методы определения уровня координационных способностей у детей 6-7 дет - файл 1.doc


Диагностические методы определения уровня координационных способностей у детей 6-7 дет
скачать (282.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc283kb.26.11.2011 09:56скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Содержание


Содержание 1

Введение 2

1. Диагностические методы определения уровня координационных способностей у детей 6-7 лет для занятий физической культурой в школе. 5

1.1 Физические способности и их виды 5

1.2 Координационные способности 14

1.3 Особенности физического развития детей 6-7 лет 22

Выводы 24

2 Методы диагностики и развития координационных способностей у детей 6-7 лет. 25

2.1 Общие методы диагностики координационных способностей. 25

2.2 Ориентировка в пространстве 31

Выводы 38

Заключение 40

Литература 43

Приложение 46

Введение


Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласо­вание, упорядочение разнообразных двигательных действий в единое целое соответственно поставленной двигательной задаче. Значимость воспитания координационных способностей объясняется несколькими тем, что хорошо развитые координационные способности являют­ся необходимыми предпосылками для успешного обучения физи­ческим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвое­ния спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилиза­цию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Так же координационные способности ведут к большей пластичности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Полно сформированные координационные способности -необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе тру­довой деятельности, повышают возможности человека в управле­нии своими движениями. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величи­ну их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени напряжения мышечное усилие и опти­мальное использование соответствующих фаз расслабления ве­дут к рациональному расходованию сил. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обес­печить радость от участия в спортивной деятельности.

В данной работе будут рассмотрены труды таких авторов как Холодова, В.И Ляха, М. А Руновой, а ток же автора Омского издания Л.Т Майоровой и др.

Актуальностью темы можно считать, что разите координационных способностей помогает не только осваивать правильность и точность движений на занятиях физической культурой и спортом, но и ориентироваться в повседневной жизни, от таких ситуаций как просто прогулка на улице, где в наше время имеются проблемы не только с ориентировкой в пространстве из-за монотонности наших уличных дворов в которых дома похожи друг на друга, до состояния наших улиц вообще, где необходимо быть внимательным, не спотыкаясь о различные куски арматуры и падая на разбитый асфальт, умея правильно сложиться, либо попытаться устоять на ногах с помощью равновесия. Так же координационные способности, помогаю регулировать другие физические качества, например вовремя приложить силу, или увеличить скорость в определенный момент. Эти способности необходимо развивать начиная с дошкольного возраста, поскольку не только входит в цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста (обучить основным движениям в процессе занятий физической культурой), но и поможет организации повседневной жизни будущего школьника, в готовности его к урокам физической культуры в школе, ориентировки в учебных корпусах, а так же в самостоятельности двигательной активности, такой как занятия спортом и самостоятельному походу в школу.

Исходя из нашей проблемы:

Объект исследования: координационные способности

Предмет исследования: развитие координационных способностей

Целю исследования: Рассмотреть основные методы развития координационных способностей.

Задачи:

  1. Рассмотреть физические способности и дать им определение;

  2. Рассмотреть координационные способности в частности;

  3. Изучить особенности физического развития детей 6-7 лет;

  4. Провести анализ и отбор основных методов диагностики развития координационных способностей;

  5. Выбрать наиболее эффективные и современные способы диагностики и развития координационных способностей;

  6. Предложить свои метод диагностики и развития координационных способностей.

Гипотеза: Развитие координационных способностей, более холистически отражает возможности двигательной активности и решает вопрос связи одних физических качеств с другими.
^

1. Диагностические методы определения уровня координационных способностей у детей 6-7 лет для занятий физической культурой в школе.




1.1 Физические способности и их виды


Для того, что бы рассмотреть и понять ход данной работы необходимо ознакомиться с общими понятиями физических способностей и физическими качествами, дать им определение.

Разные авторы по-разному определяют понятия о физических способностях, например Холодов определяет физические способности как физические качества где «Физические способности врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна фи­зическая (материально выраженная) активность человека, полу­чающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности» и разделяет их на двигательные качества, такие как силовые, скорост­ные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способ­ности, общую и специфическую выносливость ( Холодов Ж.К. 2000) Таким образом, Холодов представляет физические способности как двигательные качеств.

Другой автор определяет что в физических способностях заложены физические качества «Воспитание физических качеств осуществляется для содейст­вия всестороннему и гармоничному развитию личности. В соответ­ствии с этим под всесторонностью воспитания физических качеств понимается достижение их многообразия, основанного на единстве биологических и психических свойств человека, а под гармоничностью — достижение соразмерности максимальных функциональных возможностей отдельных органов и структур организма, определяющих эти свойства. В таком понимании всесторонность представляет собой качественную характеристику пе­дагогического процесса, а гармоничность — количественную.

Материальной основой для воспитания физических качеств яв­ляются физические способности, которые заложены природой в любом человеке. Вместе с тем в зависимости от педагогического задания проявление физических способностей в конкретном дви­гательном действии будет различным у каждого индивида: у од­них будет высокий результат по темпу движений (характеристика скоростных способностей), у других — по точности движений {ха­рактеристика координационных способностей) и т. д. Наблюдае­мые различия в результатах выполнения двигательных действий объясняются индивидуальными особенностями взаимодействия функций определенных органов и структур организма, выражаю­щих по своей сути физические способности человека» здесь автор говорит еще и о качественных характеристиках, которые обусловлены развитием самих физических способностей, а гармоничность соотношение отдельных качеств между собой, при этом с их максимальным развитием. Далее идет определение самих физических способностей и говорит, что «под физическими способностями понимают отно­сительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональ­ные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательного действия» (Ашмарина Б.А., 1990). Несмотря на разделении мнения этих двух авторов о том, что физические способности подразумевают двигательные качества, а по мнению другого в самих физических способностей заложены физические качества, оба они говорят о их врожденности и приобретению процессе жизни человека, который использует из в двигательной деятельности.

Еще одни автор определяет физические способности более узко «физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения». (Жукова О.Л., 2004). Жукова определяет физические способности как свойства предназначенные для выполнения какой либо направленной деятельности.

Другой вопрос о составляющих физических способностей. Тут все авторы выделяют координационные, силовые, скоростно-силовые и гибкость (Холодов 2003). Другой автор выделяет способности как ряд физических качеств – это сила, выносливость, быстрота, гибкость и ловкость (Лукьяненко 2001), таким образом на базе физических качеств он выделяет физические способности, к примеру «Различают несколько видов силовых способностей:

  • собственно силовые, проявляемые , в основном, при относительно медленных сокращениях мышц с преодолением околопредельных и предельных сопротивлений;

  • скоростно-силовые, проявляемые в действиях, требующих помимо силы стремительности движения (прыжки, метания и т.п.);

  • силовая выносливость, проявляется в возможности противостоять утомлению при относительно продолжительных и одновременно значительных по величине мышечных напряжениях» (Лукьяненко В.П., 2001).

Тут мы говорим об отдельном качестве, в котором проявляются определенные способности.

Следующим этапом мы разберем сами виды физических способностей. В данной работе мы будем исходить их того, что все способности будут выходить из двигательных качеств и кратко рассмотрим их:

^ Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе ко­торых лежит понятие «сила». Среди них выделяют: 1) собствен­но мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психичес-кие; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологичес­кие факторы, а также различные условия внешней среды, в кото­рых осуществляется двигательная деятельность. Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, сило­вая ловкость, силовая выносливость) Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, ус­тупающем и статическом режимах работы мышц. Они определя­ются физиологическим поперечником мышцы и функциональ­ными возможностями нервно-мышечного аппарата.

^ Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто мак­симальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значи­тельной скоростью, но не достигающей, как правило, предель­ной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в ко­торых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при мень­шем отягощении (например, при метании копья) возрастает зна­чимость скоростного компонента.

К специфическим видам силовых способностей относят сило­вую выносливость и силовую ловкость.

^ Силовая выносливость — это способность противостоять утом­лению, вызываемому относительно продолжительными мышеч­ными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость ха­рактерна для циклической и ациклической деятельности, а ста­тическая силовая выносливость типична для деятельности, свя­занной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая вынос­ливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседа­нии со штангой, вес которой равен 20—50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая вы­носливость.

^ Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуа­ций и смешанных режимов работы мышц»

Под скоростными способностями понимают возможности че­ловека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Раз­личают элементарные и комплексные формы проявления скоро­стных способностей. К элементарным формам относятся быстро­та реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) дви­жений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным дви­жением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, так­тильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плава­нии, прекращение нападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции — временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Ла­тентное время простой реакции у взрослых, как правило, не пре­вышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физичес­ком воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из не­скольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.) выносливость (Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., 2000).

Выносливость – способность человека противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. В практике физической культуры выделяют общую и специальную выносливость. Под общей понимают выносливость к продолжи-

тельной работе умеренной интенсивности, включающей функционирование всего мышечного аппарата. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе, может выполнять и другую работу в таком же темпе (ходьба на лыжах). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая выносливость является предпосылкой для развития специальной выносливости.

Выносливость по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации, называют специальной (например, специальная выносливость бегуна, боксера, игровика).

Специальная выносливость классифицируется:

  • По признакам двигательного действия, с помощью которого

  • решается двигательная задача (прыжковая выносливость)

  • По признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (игровая выносливость)

  • По признакам взаимодействия с другими физическими качествами, необходимыми для решения двигательной задачи (силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость).


В зависимости от преимущественного проявления других способностей выделяют скоростную выносливость, силовую выносливость и координационную выносливость.

В зависимости от мощности (интенсивности) работы выделяют: выносливость к работе умеренной мощности, выносливость к работе большой мощности, выносливость к работе субмаксимальной мощности, выносливость к работе максимальной мощности. » (Жукова О.Л., 20042 )

В теории и методике физической культу­ры гибкость рассматривается как морфофунк-циональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы ее проявления:

  • активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям;

  • пассивную, характеризуемую максималь­ной величиной амплитуды движений, дости­гаемой при действии внешних сил (например, с помощью партнера или отягощения и т. п.).


В пассивных упражнениях на гибкость до­стигается большая, чем в активных упражне­ниях, амплитуда движений. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют «резервной растяжимостью», или «запасом гибкости».

Различают также общую и специальную гибкость.

Общая гибкость характеризует подвиж­ность во всех суставах тела и позволяет вы­полнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - предель­ная подвижность в отдельных суставах, опре­деляющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

Ловкость - это проявление таких способностей, которые позволяют справиться с любой двигательной задачей правильно, быстро, рационально, находчиво (Н.А.Бернштейн).

В этом определении заключены самые существенные отличительные признаки ловкости. Каждый из этих признаков имеет свои количественные и качественные критерии, такие как: адекватность, своевременность, целесообразность, инициативность, точность, скорость, экономичность и стабильность

Очень важным исходным положением, которое необходимо учитывать при оценке степени ловкости конкретного двигательного акта, заключается в том, что ловкость проявляется не в самих по себе движениях, а в степени их соответствия тем условиям, в которых происходит решение двигательной задачи, по степени успешности её решения.

Самым важным, наиболее информативным и комплексным критерием оценки ловкости при выполнении большинства двигательных действий, должна рассматриваться точность выполнения движений, как главная характеристика , отражающая степень его эффективности.

^ Точность движений - это интегральная характеристика, отражающая степень соответствия процесса координации усилий в пространстве и во времени особенностям двигательной задачи и условиям её решения (АР). (Лукьяненко В.П., 20012)

Из этого определения следует, что точность движений представляет собой основной результат координационного процесса, отражающий возможности реализации определённых способностей, необходимость проявления которых определяется особенностями решаемой двигательной задачи. Именно в показателях точности находят своё отражение основные признаки, благодаря которым стала возможной данная результативность (точность): своевременность, стабильность, адекватность, целесообразность, экономичность, находчивость. А это и есть те основные качественные характеристики, которые характеризуют качество управления движениями, то есть - ловкость.

Под двигателыю-координационными способностями понимают­ся способности быстро, точно, целесообразно, экономно и на­ходчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к коорди­нации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.

  • Первая группа. Способности точно соизмерять и регули­ровать пространственные, временные и динамические параметры движений.

  • Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

  • Третья группа. Способности выполнять двигательные дей­ствия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства време­ни» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия.

Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статичес­ких положениях и ее балансировке во время перемещений.

Коор­динационные способности, относящиеся к третьей группе, мож­но разделить на управление тонической напряженностью и коор­динационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмер­ным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, из­лишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формирова­нию совершенной техники. (Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., 20002) Таким образом, из всего вышесказанного можно дать более подробное определение физическим способностям. Несмотря на многообразия мнений, и соотнесения физических качеств со способностями, единое мнения составляет то что они являются как врожденными так и приобретенными, отвечают за выполнение какой-либо двигательной деятельности и обеспечивают эффективность ее выполнения, и происходят из физических качеств, отсюда мы говорим, что физические способности – это устойчивые морфофункциональные и психофизиологические свойства человека, имеющие качественные показатели в развитии, взаимодействие которых обуславливает эффективность двигательной деятельности человека.

Определив понятие о физических способностях, мы можем перейти к изучению основной темы нашей работы, которая раскрывает развитие понятие координационных способностей, способы их диагностирования и развития.
^

1.2 Координационные способности


Для того, что бы нам изучить методы диагностирования и развития координационных способностей, мы подробнее рассмотрим понятия о самой координации движений.

Часто координацию движений строят на таком физическом качестве как ловкость. Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой. При воспитании ловкости решаются следующие задачи:

  • осваивать координационно сложные двигательные задания;

  • быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой (например, в условиях спортивных игр);



  • повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий (Ильинича В.И., 2000)

Освоив сложные координационные движения мы можем четко ориентироваться в пространстве, в рамках которого нам предстоит двигаться, совершать движения по во внутреннем плане действий. При умении быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой, можно хорошо и вовремя менять свои движения в случае, какого либо непредвиденного препятствия или резкого изменения условий, нарушающих последовательность действий, как бы резкой адаптации в случае «двигательной фрустрации». Это характерно для представителей борьбы, где необходимо резко менять направления движений или менять напряжение в соответствии с определенной ситуацией. Повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий, можно лучше и быстрее освоить технику каких-либо движений. Следовательно автор хочет сказать, что координационные способности входят лишь в задаче решаемые при развитии ловкости, не мне могут быть самостоятельными.

Но в данной работе координационные способности будут рассматриваться отдельно от ловкости, поскольку по нашему мнению, ловкость еще рассматривается с как способность быстро реагировать на изменившиеся условия не ориентируясь в их, можно совершать движение быстро, но не ориентируясь на последующее движение внутри плана действий т.е внутри схемы. Тут можно сказать о том, что координационные способности в отличнее субъективно направленной на ситуацию ловкости, захватывают и весь субъективный мир движений заключающийся схеме. Примером о внутреннем плане действий могут служить заучивание комплексов движений в гимнастике, где для хорошей техники необходимо, что бы следующее движение выходило из предыдущего и иногда даже усиливая его. Значит целесообразно выполнять движения можно только с помощью координационных способностей. Другой аспект который по нашему мнению охватывает координацию - это объекты расположенные во внешнем мире. Зная или следя за их движениями можно сформировать пути подхода к нему, на основе импровизации, которая как уже сказано входит в ловкость. Другими словами можно определить время соединения двух точек в пространстве. Тогда логично подумать, что ловкость является лишь только частью координации, но тем не менее многие согласятся с нами, что при слабо развитой ловкости, движения могут быть заторможенными и не уклюжими, но если координация развита хорошо, пути к цели будут сформированы но не достаточно медлительны и неуклюжи. Можно уметь координировать свои действия включая в них пространственно-временную ориентировку. Таким примером я бы хотел привезти пример антиципации в спорте, как способности прогнозировать, предвидеть, предвосхищать. Другими словами антиципация – «опережающее отражение» (Анохин П.К., 1962). «Так, увидев начало полета мяча, спортсмен должен как можно быстрее определить, в какую зону площадки направляется мяч и как скоро он там появится. От то­го, как быстро и насколько правильно он решит эту за­дачу, зависит, каков будет план будущего действия. Очевидно, что эффективность выполнения управляющих действий в данных условиях, их скорость и точность оп­ределяются тем, может ли человек антиципировать ход изменения положения объектов-сигналов в пространстве и во времени, т. е. в ближайшем или более отдаленном будущем. Развитие навыка по управлению различного рода движущимися объектами в значительной степени зависит от развития способности предвидеть в простран­стве и во времени изменения положений управляемого объекта»

Полнота и точность предсказания антиципирующих действий, несомненно, повысится, если спортсмен знает объективные закономерности, которые характеризуют движущиеся объекты, а в этом ему поможет только способность к пространственно-временному третированию. (Сурков Е.Н. 1982).

Следовательно, на основе ловкости мы не можем выделить четкого определения координационных способностей, которые более масштабны по своим характеристикам и могут проявляться в перестройке какого то двигательного акта, но и целого комплекса связанных между собой действий, для выделения выполнения конкретного «главного» движения.

Сюда же я хотел бы отменить мнения профессора В.И. Ляха, который в своей книге «Координационные способности» пишет: «Многочисленные исследования последних десятилетий показали, что различные виды координационных проявлений человека в физическом воспитании, спорте, трудовой и военной деятельности, быту достаточно специфичны. Поэтому вместо существующего основного термина «ловкость», оказавшегося очень многозначным, нечетким и «житейским», ввели в теорию и практику термин координационные способности, стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию…» (Лях В.И., 2006). Так что же такое координационные способности? Прежде чем дать определение координационным способностям рассмотрим их виды, как их классифицируют на что подразделяют.

Например Лях подразделяет координационные способности на специальные,

специфические и общие. Специальные координационные способности он распределяет по психофизиологическим механизмам относятся к однородным группам целостных целенаправленных двигательных действий, систематизированным по возрастающей сложности, далее он пишет «В этой связи различаются специальные КС

  • во всевозможных циклических (ходьба, бег, ползание, лазанье, перелезание, плавание, локомоции на приспособлениях: коньки, велосипед, гребля и др.) и ациклических двигательных действиях (прыжки);

  • в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);

  • в движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указания, прикосновения, укола, обвода контура и т.п.);

  • в движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, наматывание шнура на палку, подъем тяжестей);

  • в баллистических (метательных) двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота);

  • в метательных движениях на меткость (метания или броски различных предметов в цель,

  • теннис, городки, жонглирование);

  • в движениях прицеливания;

  • в подражательных и копирующих движениях;

  • в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств (борьба, бокс, фехтование);

  • в нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях многих подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом и шайбой и др.).


Таким образом, к специальным способностям относятся действия и движения предназначенные для достижении какой-либо цели.

Конкретным примером специальных координационных способностей может стать координационная напряженность в плаванье как следствие повышенной напряженности при недостаточно совершенном выполнении движений (Булгакова Н. Ж. 1979).

К наиболее важным специфическим КС относятся способности к точности воспроизведения дифференцирования, отмеривания и оценки пространственных, временных и силовых параметров движений; к равновесию, ритму, быстрому реагированию, ориентированию в пространстве, быстрой перестройке двигательной деятельности, а также к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости, связи или соединению.

Результат развития ряда конкретных специальных и специфических КС, своего рода их обобщение, составляет понятие «общие КС». Под общими КС следует понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию различными по происхождению и смыслу двигательными действиями (Лях В.И. 20062).

Другой можно представить рабату Майоровой, поскольку она описывает координационные способности применительно к детскому спорту, для учреждений дошкольного образования. Причиной этому служит то, что дети 6-7 лет воспитываются преимущественно в детском саду. Майорова применительно к детскому спорту выделяет сле­дующие наиболее значимые, фундаментальные координацион­ные способности человека в процессе управления двигательными действиями способность к реагированию как способность быстро и точно начать движение соответственно определенному сигналу; способность к равновесию - сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз, ориентационная способность по ее мнению к опреде­лению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющейся ситуации или движущегося объекта; дифференцировочная способность, разновидностями кото­рой являются способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения, направленных к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом и ритмическая способность, где подразумевается определить и реализовывать характерные динамические изменения (акценты) в процессе двигательного акта. (Майорова Л.Т., Лопина Н.Г., 2000). Такая методология часто используется в дошкольных образовательных учреждениях, особенно развитие ритмической способности, что отвечает за развитие крупной и мелкой моторики.. Развитие происходит не только с помощью обычных физических упражнений, но и танцев, танцевальных шагов на занятиях ритмопластикой, а так же на музыкальных занятиях с использованием хлопков, ударов в бубны, колокольчиков, треугольников и.т.д. Остальные способности развиваются преимущественно на занятиях физической культурой и на прогулках.

Итак, мы можем определить координационные способности – это возможность быстро, вовремя, точно, целесообразно, экономно и на­ходчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи с помощью специфических и специальных движений ориентируясь в пространстве, что по нашему мнению составляет общие координационные способности. Ниже мы привели схему образования координационных способностей (Рис 1)
Условия образования общих координационных способностей













Действия и движения предназначенные для достижении какой-либо цели.


Рис 1
В целом если проанализировать различных авторов, то в частности они выделяют такие специфические способности которые указанны на приведенной схеме. (Рис. 2)
Виды специфических способностей




















Рис 2

Далее мы рассмотрим различие методы диагностики и развития координационных способностей у детей 6-7 лет и попробуем составить собственную методику по развитию ориентировки в пространстве.
^

1.3 Особенности физического развития детей 6-7 лет


Физическое развитие детей дошкольного возраста как и у других характеризуется многими факторами, такими как состояние костно-мышечной и сердечно сосудистой системы , объемом грудной клетки, массой тела и др. Так же этот возраст называют «Возрастом вытягивания» и «Возрастом неудержимой двигательной активности», поскольку в нем активно формируется костная система, а так же наблюдается бурная двигательная активность, которая проявляется в различных манерах ребенка. Проводя анализ имеющийся у нас литературы мы выделили основные спектры знаний о физическом развитии детей 6-7 лет.

Холодов отмечает, что ребенок в возрасте шести лет должен успешно освоить прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазание по шесту, канату, гимнастиче­ской стенке, метание на дальность и в цель и др. Катается на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах, плавает. В дви­жениях появляются выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. (Холодов Ж.К., 2003).

Хорошее представлении о развитии детей дошкольного возраста дает нам Степанова. «После года отмечаются прибавки на каждом году жизни по 2—2,5 кг. К 6—7 годам она удваивается по сравнению с показателями годовалого ребенка. Окружность грудной клетки при рождении — 32—34 см. В тече­ние первых 3—4 месяцев жизни она увеличивается на 2,5—3 см в месяц, затем прирост ее_ снижается. В конце года она составляет около 0,4—0,5 см в месяц, за первый год окружность грудной клетки Увеличивается на 12—15 см. Примерно так же происходит увеличе­ние грудной клетки за весь остальной период дошкольного дет­ства. В дошкольном возрасте замедляется рост окружности головы резко замедляется, возрастая в течение 2— 3 года жизни на 1—1,5 см в год. Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2— 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие по­звоночника играет жизненно важную роль и влияет на формиро­вание правильной осанки, техники движений, состояние внут­ренних органов, дыхательную и нервную системы. Свод стопы начинается на первом году жизни и интенсивно продол­жается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Развитие костной системы скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата. К 76 годам значительно увеличивается становая сила — сила мышц туловища Она увеличивается к 7 годам до 32—34 кг по сравнению с 15—17 кг Б 3—4 года. В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпе­вает морфологические и функциональные изменения. Масса серд­ца увеличивается с 70,8 г у 3—4-летнего до 92,3 г — у б—7-летнего. Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается работо­способность сердца. С возрастом поднимается артериальное давление: на первом году жизни оно составляет 80/55 — 85/60 мм рт.ст., а в возрасте 3—7 лет оно уже в пределах 80/50—110/70 мм рт.ст. Частота дыхания в лет в 4—7 лет — 22—26 в минуту.»

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения услов­ные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физи­ческая подготовленность, совершенствуются психофизические ка­чества. (Степаненкова Э.Я., 2006).

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что с 3 до 7 лет выделяются третий, пятый и седьмой год жизни. В этот период происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. Так же мы можем сказать, что познание особенностей психофизического раз­вития, дает нам возможность правильно формировать двигательные функций, позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры.

Выводы


Вот мы и рассмотрели основные физические способности, которые имеются у людей. Узнали, что они включают в себя силовые, координационные, скоростные способности и способности к выносливости, которые так же имеют свою подструктуру. Было сказано, что они изначально морфофункцианальны, но не смотря на это – быть хорошо развитым физически значит обладать развитыми физическими способностями. Развитие их зависит от того, на сколько грамотно их использовать, в какой активности протекает жизнедеятельность человека.

Как уже и высказывалось наше мнение, все аспекты использования физических способностей работают на уровне их взаимодействия, которое обеспечивают координационные способности. Узнали, что общие координационные способности образуются из специальных, которые вырабатываются для достиженья какой-либо цели, в определенном виде деятельности, и специфические, где идет подразделение на внутреннюю структуру, которая состоит из отдельных возможностей. Так же любые движения применяются с каким либо усилием, качество которых зависит от координации не только действий, но их скорости, силы, которые дают возможность длительно мим пользоваться.

Другим вопросом было изучение анатомо-физиологичексих особенностей детей дошкольного возраста, который входит изучаемая нами возрастная категория (6-7 лет). Мы узнали, что данном возрасте имеются свои показатели физического развития, такие как, длинна тела, вес, размер головы, окружность грудной клетки и др.; в этом возрасте активно развиваются различные системы, например костно-мышечная, сердечно сосудистая; так же имеются физиологически показатели, такие как ЧСС, АД. Таким образом, этот возраст как и остальные имеет свои особенности и полон трудностей в его изучении.
^

2 Методы диагностики и развития координационных способностей у детей 6-7 лет.

2.1 Общие методы диагностики координационных способностей.


Существует несколько методов диагностики координационных способностей, такие как наблюдение, экспертные оценки, и аппаратурный (инструментальный) метод.

Метод наблюдения дин из наиболее древних. Суть его состоит в том, что систематически проводя урочные и внеурочные занятия, учитель или тренер имеет возможность неоднократно наблюдать, насколько успешно (легко и быстро) овладевают ученики различными двигательными действиями (гимнастическими, спортивно-игровыми и др.); как точно и быстро координируют они свои движения, участвуя в эстафетах и подвижных играх; насколько своевременно и находчиво перестраивают двигательные действия в ситуациях внезапного изменения обстановки, т.е. в условиях, предъявляющих высокие требования к координационным способностям.

Метод наблюдения не лишен недостатков. При его применении можно получить лишь приблизительные, относительные характеристики развития координационных способностей, которые имеют преимущественно альтернативное распределение (у данного школьника координационных способностей либо есть, либо нет). Он не позволяет выявить точные количественные оценки координационного развития и в связи с этим не дает возможности разработать сопоставительные нормы уровней развития различных координационных способностей учащихся с учетом возрастных, половых и индивидуальных различий.

Представление о развитии координационных способностей можно получить также путем экспертных оценок, т.е. мнений опытных, сведущих специалистов, приглашенных для решения этого вопроса, который в силу сложности требует специальных знаний. Способы проведения экспертизы многообразны. Для условий школы наиболее подходящим является метод предпочтения (ранжирования), в соответствии с которым эксперты расставляют оцениваемых детей по рангам в порядке ухудшения или улучшения их координационных способностей. Место, занятое учащимся, определяется числом набранных баллов. Чем меньше (больше) сумма баллов, тем выше занятое место и относительный уровень координационных способностей школьника в данной группе (классе). Однако, во-первых, для проведения экспертизы не всегда можно найти одного или нескольких лиц (экспертов), имеющих высокую квалификацию, эрудицию и опыт. Во-вторых, метод экспертных оценок страдает тем же основным недостатком, что и метод наблюдения: с его помощью можно получить лишь субъективную характеристику о степени развития координационных способностей, которая далеко не всегда совпадает с объективной, действительной оценкой.

Использование аппаратурных, или инструментальных, методов позволяет получить точные количественные оценки уровня развития координационных способностей и их отдельных компонентов (признаков). Это преимущественно методы таких наук, как биомеханика, физиология, психология физического воспитания и спорта и методы их основных ветвей: психофизиологии и психобиомеханики. Не претендуя на полное перечисление их, к приборам, с помощью которых выявляют координационные способности или их основные компоненты относят: координациометры различной сложности, тремометры-координациометры, применяемые для измерения точности, быстроты и экономичности движений; кинематометры, динамометры и рефлексометры (реакциомеры) - для измерения точности воспроизведения, дифференцирования и отмеривания соответственно пространственных, силовых и временных параметров движений; стабилографы - для определения способностей поддерживать равновесие тела (Лях В.И., 20063).

Своевременная и углубленная диагностика физической подго­товленности позволяет выявить уровень развития движений и фи­зических качеств ребенка и соответствие их возрастным нормам.

На основании результатов тестирования изучаются особенности моторного развития детей, разрабатываются необходимые средства и методы их физического воспитания, раскрываются неравномер­ности в развитии двигательных функций. Все это дает возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические способы их развития, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях дошкольного учреждения.

При определении уровня физической подготовленности ребенка следует ориентироваться на следующие факторы:

  • степень овладения ребенком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;

  • умение активно участвовать в разных видах двигательной дея­тельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в различных условиях;

  • развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, ко­ординационных особенностей;

  • общая двигательная активность ребенка в течение всего вре­мени пребывания в дошкольном учреждении (с помощью комп­лексной оценки двигательной активности).

(Тарасова Т.А., 2005).

Сочетание дифференцированного подхода в обучении основным видам движений с развитием физических качеств и двигательных способностей закладывает хороший фундамент общей физической подготовленности и гармоничного развития на важном этапе — подготовки детей к обучению в школе.

При определении готовности ребенка к школе важно учитывать не только достигнутый им уровень развития моторики, но и его потенциальные двигательные возможности.

Для этой цели можно использовать доступные в выполнении Диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме. Они не требуют дополнительной подготовки воспитателя и сложного оборудования для их проведения и обладают высокой статистической достоверностью.

Тесты на физическую подготовленность дошкольников позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость); сформированность двигательных умений и навыков. Их подбор зависит от знаний педагогом методики проведения того или иного теста, условий ДОУ, наличия региональных стандартов по нему. Так как же диагностировать координационные способности у детей 6-7 лет?

Двигательные задания на определение возрастных возможностей детей в выполнении координированных движений должны не зави­сеть от длины тела ребенка, его весовых показателей и наличия специальных двигательных навыков и не требовать специального обучения.

Т.А Тарасова предлагает такой способ «воспитатель показывает детям упражнение в обычном темпе, т.е. воссоздастся образ двигательного действия. Затем дает подробное словесное объяснение с замедленной демонстрацией образа, кон­центрируя внимание детей на цели действия (координации). После этого дети и педагог проговаривают программу двигательного дей­ствия, при этом на технике выполнения внимание не акцентирует­ся. Демонстрация движений должна быть предназначена конкретному ребенку в отдельности. Далее воспитатель оценивает координацию движений:

  • одновременное правильное выполнение — 3 балла;

  • не одновременное, но правильно выполненное движение — 2балла;

  • нарушение координации, но после повторного показа верное выполнение движения, выполнение отдельных элементов — 1 балл.


Что бы оценить координацию движений рук в сагиттальной плоскости нужно, что бы ребенок начал маховые движения правой рукой и подключа­ет в противоположном направлении движения левой рукой (наподобие движений при ходьбе) или оценить координацию движений рук и ног в горизонтальной плоскости для этого ребенок отводит вперед правую руку и назад левую ногу (и наоборот). Для выявления и тренировки координационные возможности детей при удержании равновесия воспитанник встает в стойку — носок ноги, стоящей сзади, вплот­ную примыкает к пятке стоящей впереди — и пытается при этом сохранить равновесие.

Задание выполняется с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером; из двух попыток засчитывается лучший результат (Тарасова Т.А., 20052).

Так же существуют тесты с использованием предметов такие как ловля мяча, где взрослый с расстояния 1 м бросает мяч об пол в сторону ребенка. Тот ловит подпрыгивающий мяч ладонями рук. Тест засчиты­вается, если ребенок выполняет две попытки из трех, другим тестом могут быть подскоки поскоки:

  • ребенок балансирует на одной ноге 5 с и 10 с (для детей 3—4 лет);

  • прыгает на одной ноге на месте (для детей в 4 года);

  • прыгает на одной ноге, продвигаясь вперед не менее метра (для де­тей, начиная с 5 лет).


К условиям приближенным к ориентировки в пространстве можно использовать прыжки со скакалкой, Во время прыжков нужно приземляться на обе ступни, нельзя терять равновесие, ребенку необходимо примерно представлять и чувствовать где находиться скакалка, для того, что бы отметить временной промежуток во время прыжков «Ребенок свободно держит скакалку за оба конца. Ее нужно держать ненатянутой. Ребенок должен прыгать вперед через скакалку, одновременно вращая ее и не касаясь ступнями. Прыжки засчитываются только при этих условиях. Засчитается число правильно выполненных прыжков. Делаются три попытки. Тест предназначен для детей, начиная с 5 лет» (Зимонина В.Н., 2004).

Для изучений координационных способностей к равновесию можно использовать сриппинг-тесты для анализа медико-педагогического контроля, например «Фламинго». Задача теста : балансируя как можно дольше на сильнейшей ноге (толчковой) удержать равновесие и не упасть. Методика: ребенок сгибает свободную ногу в колене, сзади удерживает одноименной рукой голеностопный сустав сзади, стоять как фламинго (цапля). Можно использовать другую руку для поддержки равновесия (см. приложение 1). Пре­подаватель может помогать ребенку в правильном положении, поддерживая его своим предплечьем. Тест выполняется следующим образом: тест начина­ется после того, как ребенок отпустил поддерживающую руку преподавателя. Необходимо «постараться» удержать равновесие в этой позиции в течение 1 минуты. Каждый раз, когда ребенок потеряет равновесие, например, когда он двинет свободной ногой, которую удерживает рукой или когда коснется любой частью тела тест прекращается. После каждого такого нарушения тест начи­нается сначала до тех пор, пока полная минута не будет удержана. Учитыва­ется: количество попыток удержания равновесия в течении 1 минуты. Чем меньше очков «фолов», тем выше результат.

Используя медико-педагогический тест по определению реакции или частоты постукивания, можно отнести так же к дифференцировании пространственных, временных и силовых параметров движения, направленных к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения: «Исходное по­ложение: встать напротив стола, ступни ног расставлены в стороны, ноги врозь. Ребенок опускает свою слабейшую руку на квадратную тарелку в цен­тре. Другую руку (сильнейшую) опускает на диск напротив (приложении. 2). Указания: необ­ходимо передвигать сильнейшую руку между двумя дисками, как можно бы­стрее, через слабейшую руку, которая лежит на середине стола на квадратной тарелке. Ребенок должен обозначить касание диска каждый раз, когда препо­даватель скажет: «Внимание, марш!». Необходимо выполнить 25 циклов как можно быстрее. По команде «Стоп» тест прекращается. Тест выполняется дважды, в зачет идет лучший результат. Учитывается: время, необхо­димое для касания каждого диска за 25 циклов. Если ребенок ошибается, дается дополнительная попытка в 25 циклов. Результат выраженный в секундах переводится в очки. Например, резуль­тат ребенка - 10,3 сек. В очках -103 очка. Окон­чательный результат записывается в очках - чем меньше очков, тем выше результат, лучше реак­ция ребенка. (Давыдов, Ю., Шамардин А.И., 2001)

Так же по нашему мнению возможно развитие координационных способностей с помощью различных игр, которые направлены на ориентировку в пространстве.
^

2.2 Ориентировка в пространстве


Способностью к ориентированию в пространстве понимают умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Эту способность человек проявляет в соответствующих условиях какой-либо конкрет­ной деятельности (на площадке для игры в волейбол, теннис, баскет­бол, футбольном или гандбольном поле, борцовском ковре, ринге, на гимнастических снарядах и др.) и по отношению к движущемуся объекту (партнеры, соперники, мяч и др.).) Из этого следует, что спо­собность к ориентированию в пространстве специфично проявляется в каждом виде спорта. Ее проявление и развитие в значительной мере зависит от быстроты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая достигается на основе комплексного взаимодейст­вия анализаторов, среди которых ведущая роль принадлежит зритель­ному. Об уровне развития этой способности можно судить по тому, как точно ребенок оценивает изменяющиеся условия деятельности, насколько быстро в них ориентируется и осуществляет правильные действия (Лях В.И., 1989).

Для этого можно приложить ребенку поиграть в различные развивающие игры направленные на ориентировку в пространстве

Для того, что бы играть с детьми в эти такие, необходимо что бы они умели определять правую — левую руку и соответственно правую — левую сторону. зрелости (Гуткина Н. И., 2004).

Первую игру которую я хотел бы рассмотреть это «Найди клад» Целью игры является научить ребенка ориентироваться в пространстве (по­вернуть направо или налево).

Ведущий группу предлагает детям отыскать клад (в качестве клада прячется какой-то предмет), ориентируясь на говорящий дорожный указатель. Роль указателя исполняет взрослый, сообщающий детям, что их ждет на том или другом направлении пути. Ребенок должен выбрать дорогу, ориентируясь на следующие высказывания: «Направо пойдешь — клад найдешь, налево пойдешь — сам пропа­дешь». «Налево пойдешь — клад найдешь, направо пойдешь — сам пропа­дешь».

Взрослый держит в каждой руке, указывающей направление дороги, по табличке. На одной из них нарисован сундук, а на другой сундук, перечеркнутый крестообразным знаком. Для каждого следующего игро­ка местоположение клада меняется в случайном порядке. Проигравшие дети (выбравшие неправильное направление пути) выбывают из игры, а нашедшие клад сохраняют его у себя до конца игры, поэтому в каче­стве клада хорошо использовать различные привлекательные игруш­ки. Клад должен быть спрятан так, чтобы ребята не видели его место­нахождение и не знали, где он находится. Для этого в тот момент, когда взрослый прячет клад, все играющие ребята должны отвернуться.

До начала игры ведущий группу предлагает детям представить себя различными сказочными персонажами, отправившимися в путь на поис­ки клада. Таким образом, данная игра приближается к сюжетно-ролевой.

Когда дети хорошо будут справляться с этим вариантом игры, то предлагается усложненный вариант.

Усложнение игры идет по нескольким направлениям.

  1. Местоположение клада смещается относительно исходного по кругу: на 90°, 180°, 270°, 360°. Соответственно смещается и говорящий указатель. Это делается для того, чтобы дети не запоминали «право» и «лево» относительно каких-то предметов в комнате, а должны были каждый раз самостоятельно определять направление в пространстве.

  2. На пути сказочного персонажа, которого изображает ребенок, до того, как он дойдет до основного указателя дороги, встречаются раз­личные препятствия, которые можно благополучно миновать, только используя подсказку, куда идти — направо или налево. Так, перед путешественником внезапно встает скала, которую можно обойти по узенькой тропинке справа (слева). А потом дорога доходит до реки, через которую можно переправиться вброд, находящийся слева (спра­ва). Затем надо пройти через дремучий лес и не попасться злому вол­шебнику, для чего в лесу надо сначала идти направо (налево), потом налево (направо), а затем опять направо (налево) и т. д. Если ребенок не может воспользоваться подсказкой, то есть выбирает неправильное направление пути, то он проигрывает и дальше игру не продолжает.

  3. Миновав всевозможные препятствия, путник подходит к дорож­ному указателю, который на этот раз молчит и показывает только одно направление дороги, где находится клад (в руке у взрослого табличка с сундуком). Но пойти по нужной дороге путешественник сможет только в том случае, если правильно назовет направление пути: на­право или налево. Если он ошибется, то проиграет.

Когда ребенок сам должен назвать направление пути (направо или налево), ориентируясь на указатель, то он называет направление соот­ветственно тому, куда он пойдет. Так, если взрослый, стоя лицом к ре­бенку, держит в правой руке табличку с рисунком сундука, то ребенок называет направление «налево», и наоборот.

Подсказки по преодолению препятствий даются безлично. Путеше­ственник слышит голос, идущий сзади него (для этого взрослый в этой части игры стоит позади ребенка). (Гуткина Н. И, 20042). Расположение на площадке представлено на рисунке 3.
Развивающая игра «Найди клад»

1
2 3













5




4

Рис 3. (1 - Взрослый показывающий направление; 2 - Условный сундук с кладом; 3 - места, где возможно лежит условный клад; 4 – диагностируемый; 5 – дорожка по которой может идти диагностируемый.)

Что бы было легче и понятнее играть в эту игру, взрослый, выступая в роли указателя, взрослый стоит к играюще­му лицом и сообщает местонахождение клада (направо или налево), исходя из того, куда должен идти ребенок. Так, если взрослый держит в левой руке табличку с рисунком сундука, то ребенку он сообщает, что клад находится направо, и наоборот.

Далее мы предлагаем систему оценок у к данной игре, что бы она имела диагностическое значение, она будет выглядеть таким образом:

  1. Хорошо развита ориентировка в пространстве, не стребует дополнительной коррекции

  1. Идет уверенно, не задумывается о правильности выбранного направления;

  2. Не задает лишних вопросов;

  1. Среднее развита ориентировка в пространстве, возможно использование развивающих игр, или изучение и устранение проблемы в учебном или процессе .

  1. Иногда останавливается, и задумывается;

  2. При ошибках в состоянии исправиться самостоятельно или с помощью взрослого;

  3. Движения медленные но верные, и уверенные, если не торопиться то выполняет правильно;

  1. Плохо развита ориентировка в пространстве, требуется немедленная коррекция;

  1. Постоянно останавливается, долго задумывается, частые ошибки

  2. Исправиться не может без посредственной помощи взрослого, не может понять его словесные указания;

  3. Отказ ребенком продолжать игру из-за невозможности реализовать ее сюжет в связи с невыполнением им инструкции.


Когда ребенок научился ребенок научился различать стороны, а за счет них мог дифференцировать направления движений, мы хотели бы предложить разработанную нами метод диагностики и развития тренировки в пространстве с невозможностью использовать зрительную анализаторную систему. Для этого мы воспользовались принципами о которых говорила уже известная по нашей работе Л.Т Майорова которая в своем пособии «Воспитание координационных способностей у детей дошкольного возраста» она пишет о на каких при каких условиях формируется ориентационная способность: «Формирование ориентационных способностей должно проходить при соблюдении следующих условий:

    • в единстве с обучением двигательным навыкам;

    • осознания детьми пространственного положения частей сво­его тела;

    • определения места положения и отношения между окружающими предметами и собственным расположением в пространстве.

(Майорова Л.Т., Лопина Н.Г., 20002) Итак, рассмотрев игры для формирования детей представления о левом и правом направлении, мы готовы описать метод наш диагностики ориентировки в пространстве.
Для начала опишем метод полностью.

  1. Ребенок становиться в центр зала в котором хаотично или строго в определенном порядке лежат обручи. Ему прилагают поиграть в игру « Невидимая тропа»

  2. Взрослый завязывает ему глаза, кладет в один из обручей условное солнышко и располагается в стороне от площадки, но на достаточном расстоянии ,что бы диагностируемый услышал его;

  3. После чего он дает инструкцию ребенку: «Подставь, что ты попал в волшебный лес, но в лесу потерялось солнце и в нем наступила полная темнота. Жители леса сказали, что оно пропало, где-то в невидимой тропе, среди заколдованных луговых полей и нам необходимо протии туда и отыскать в каком из них оно затерялось. А глазки мы завязали что бы оказавшись рядом с солнышком оно нас не ослепило»;

  4. Далее ребенку дается команды как ему ступать, например взрослый ему говорит «три шага в право» ребенок должен на интуитивном уровне сделать три пристанных шага в право или «повернись в лево» и ребенок делает поворот на 75 градусов в лево;

  5. Как только ребенок вступил в обруч, ему разрешается снять повязку, рекомендуется произнести таки слова «вот мы нашли солнышко оно поднялось высоко вверх, тереть ты можешь снять повязку и не ослепить себя». Примечание: если условным солнышком будет выступать какой либо сфераобразный предмет, который будет лежать внутри обруча, что ребенка можно попросить ребенка ощупать его.


Теперь поэтапно рассмотрим условия, используемые в этом «методе-игре». Первым здесь выступает формирование «в единстве с обучением двигательным навыкам». Года ребенку говорят направления, он учиться выполнять движения различные движения с поворотами, разворотами, одновременно провоцируя «осознания детьми пространственного положения частей сво­его тела». Последнее условие «определения места положения и отношения между окружающими предметами и собственным расположением в пространстве» характеризуется тем, что ребенок понимает, что он находиться в какой то точке, которая расположена внутри пространства (запутанной тропы), поскольку ребенок видел, что вокруг него расположены обручи (заколдованные поля). Так же если внутри будет лежать предмет (солнышко) который можно ощупать с закрытыми глазами, то это даст еще большее представление о нахождении его в пространстве в котором его окружают предметы, т .е. что он находиться между окружающими его предметами.

Предлагаемые оценки уровня развития ориентировки в пространстве такие же, как и в игре «найди клад». Мы можем сказать, что данный метод имеет сюжетно-ролевую окраску, что обязательно повысит интерес ребенка к ее прохождению, увеличит эмоциональный фон, а следовательно настроит его на максимально возможное использованию своих как психических, так и физических способностей, помогая закрепить выполняемые им движения. На рисунке 4 схематично изображен метод «Невидимая тропа»

Схема метода «Невидимая тропа»

1






2


3






Рис 4 ( 1- взрослый; 2 – обруч; 3 – диагностируемый)

Выводы


В этой главе мы рассмотрели основные методы диагностики и развития координационных способностей у детей 6-7 лет. Установили что существует три вида методов – это наблюдение, метод экспертных оценок, и аппаратурные методы. В данном разделе мы рассмотрели преимущественно методы наблюдения и методы экспертных оценок, поскольку в возрасте 6-7 лет аппаратурный обычно не используется, особенно в педагогической деятельности в дошкольных учреждениях так же не имеются такие средства диагностики. Так что по нашему такие тесты как «невидимая тропа, найди клад» относятся ближе к методу наблюдения, а медико-педагогические, такие как фламинго или тест по определению реакции или частоты постукивания я являются экспертными. Конечно, существует множество тестов как мнений по отношению к их типизации, но используя их на практике становиться отчетливо, что они направлены на определения уровня развития тех или иных способностей, а порою в различных отраслях имеют разное значения, например в медецинских состояние вестибулярных систем и отолитового аппарата, в педагогических целях, готовность к школьным занятиям на уроках физической культуры, в психологии уровень развития сенсорных систем и т.д. По этому говорить об однозначности тестов говорить очень трудно. Мы постарались рассмотреть саамы общие методы диагностики из различных отраслей, приближенные к специальности физическая культура.

Заключение


Координационные способности играют огромную роль в нашей жизни, они помогают нам в физическом развитии но и в развитии личности. Многообразие их использования не имеет границ в любом виде деятельности, а в частности физическом воспитании. Они помогают рационально использовать силу, бы троту и этим помогают выносить нам большие нагрузки за счет правильного распределения возможностей. Протии по малоосвещенной местности ориентируясь только на более знакомые или лучше видимые объекты, хорошо развитая ориентировка в пространстве поможет избежать нам потери нужного пути. Способность к дифференцированию покажет нам когда лучше перейти дорогу на нерегулируемом перекрестке, устоять в вагоне движущегося поезда или трогающегося автобуса разрешит проблема равновесия и так можно перечислять до бесконечности, но самое богатое разнообразие их использования дается в физической культуре и спорте, так как там имеются различные ситуации определенного рода, где необходимо действовать по правилу, что является фундаментом специальных способностей, апробированными и развитыми на протяжении многих лет.

Сходя их рассмотренных методов, можно сказать, что их разнообразие дает нам пищу для их сравнения, но использование большого количества методов дает нам повод сравнить большое количество результатов, а когда несколько методов имею общее направление и сходную цель, то их результаты могут быть как спорными, так и одинаковыми. Например, если метод «найди клад» и метод запутанная тропа в обоих случаях дают высокий балл, то можно сказать, что у диагностируемого хорошо развито преставление о направлении и ориентировка в пространстве или же показатели теста «фламинго» и прыжки на скакалке покажут высокие результаты, то можно сказать, что у ребенка хорошо развито равновесие. Если результаты различны, то можно усомниться валидности метода или в его пригодности. В пером случае необходимо сравнивать его с другими методами, во втором случае будет решаться судьба в использовании данного теста.

Итак, мы рассмотрели основные понятия и как их дают различные авторы, выявили способности как самостоятельные качества, разобрали их и дали общее определение. Рассмотрев координационные способности отдельно, мы сделали вывод о том, что понятие ловкость более узко в своем применении и отражает только часть общей схемы движений, в то время как координационные способности полны целостности целого ряда движений и отвечают за качество, своевременность, правильность организации двигательной деятельности в целом комплексе движений. Определили, что существуют специальные и специфические координационные способности, которые образуют общие, рассмотрели специфические как базу для диагностирования общих, поскольку специальные уже относятся к определенному виду спорта, а это не входила в наши задачи и имеет прикладное значение а физическая культура в детском возрасте не охватывает этот аспект. Тогда можно сделать вывод о том, что специфические координационные способности дают базу для физического развития детей 6-7 лет. А это значительно влияет на обучения детей как базовым так и специальным движениям на будущих уроках физической культуры в школе и занятиях спортом. Тем более анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет дают прекрасную возможность для их тренировки и развития, а так же их диагностики.

Чем больше методов в физической культуре, тем больше и разнообразнее педагогическая деятельность, многие в чем то схожи, но каждый из них преобладает что то новое, как и мнения, таки и способы их применения. В перспективе развития нашего предложения, становиться использования данного метода не только для диагностики, но и для развития, а так же использования в других гуманитарных отраслях, таких как психология, где необходимо рассмотреть проблему взаимодействия детей друг с другом. Поскольку мы определили, что координационные способности выходят за рамки простых движений и становятся внутреннем планом, то в таком понятии как децентрация и сенсомоторная готовность к школьному обучению (см приложение 3), есть перспектива развития. И что представит в своих красках одна наука, то всегда найдется другая, у которой будет своя палитра.

Литература





  1. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности – Вопросы философии 1962г № 7 стр. 97-11;

  2. Ашмарин Б. А., Виноградов Ю. А., Вятки­на 3. Н. и др Теория и методики физического воспитания: Учеб. для ТЗЗ студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура»/.; Под ред. Б. А. Ашмарина.— М.: Просвещение, 1990.—287 с: ил.— 15ВЫ 5-09-001807-3;




  1. Булгаковой Н. Ж., Плавание: Учебник для ин-тов физ. куль. Под ред. П37 Н. Ж. Булгаковой. — М.: Физкультура и спорт., 1979. — 320 с. с ил;

  2. Гуткина Н. И. Г97 Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»). ISBN 5-94723-625-7\ стр.189-190;

  3. Гуткина Н. И. Г97 Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»). ISBN 5-94723-625-7\ стр.189-190;

  4. Давыдов, Ю Шамардин А.И., Н.И. Сснтябрев, И.В. Лушик, Г.О. Краснов. / Пол- редакцией В.Ю. Давыдова. Учебно - метоодическое посо­бие - Волгоград.: ВГАФК,2001. -112с\ стр 75-72;

  5. Жукова О.Л Основы физической культуры Курс лекций. Научный редактор доцент, канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004;

  6. Жукова О.Л. Основы физической культуры Курс лекций. Научный редактор доцент, канд. пед. наук Екатеринбург, 2004 \ стр. 140-142;

  7. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, само­стоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, акку­ратного. Расту здоровым: Програм.-метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 304 с. — (РОСИНКА).\ стр. 70-71;




  1. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. — 448 с. \ стр. 194;

  2. Лукьяненко В.П.Физическая культура : основы знаний : Учебное пособие. Ставрополь : Изд-во СГУ. – 2001. – 224 с.\ стр 125;

  3. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний : Учебное пособие. Ставрополь : Изд-во СГУ. – 2001. – 224 с. \ cnh 149-150]

  4. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.\ стр. 5;




  1. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.\ стр 8-9;

  2. Лях В. И. Координационные способности школьников. - Мн.: Полы­мя, 1989. - 159 с: ил;

  3. Майорова Л.Т., Лопина Н.Г. Воспитание координационных способностей у детей дошкольного возраста. Учебное пособие.- Омск: СибГАФК, 2000-56с. \ стр. 7-8);

  4. Майорова Л.Т., Лопина Н.Г.. Воспитание координационных способностей у детей дошкольного возраста. Учебное пособие.- Омск: СибГАФК, 2000- 56с.\стр 4-11;

  5. Степаненкова Э.Я Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2006. — 368 с \ стр. 59-61;

  6. Сурков Е. Н. Антиципация в спорте/ Предисл. А. Ц. Пуни. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 144 с, ил. — (Наука — спорту);

  7. Тарасова Т.А. Т19 Контроль физического состояния детей дошкольного воз­раста: Методические рекомендации для руководителей и педа­гогов ДОУ. — М: ТЦ Сфера, 2005. — 176 с \ стр 54-55;

  8. Тарасова Т.А. Т19 Контроль физического состояния детей дошкольного воз­раста: Методические рекомендации для руководителей и педа­гогов ДОУ. — М: ТЦ Сфера, 2005. — 176 с \ стр 63-64;

  9. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с. ISBN 5-7695-0567-2\ стр. 74;

  10. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с. ISBN 5-7695-0567-2\ стр. 76-91;

  11. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с. ISBN 5-7695-0567-2\ стр. 130-131;

  12. Холодов Ж.К Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений – 2-е издание., исп. И доп. – М.: Издательский центр «Академия, 2003. – 480 с.

Приложение



Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3

Толчок для развития проблемы диагностики сенсомоторного развития.

Психологическая готовность к школьному обучению и ее виды.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости:

  1. интеллектуальный;

  2. эмоциональный;

  3. социальный.

Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

    • дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), вклю­чающее выделение фигуры из фона;

  • концентрация внимания;

  • аналитическое мышление, выражающееся в способности пости­жения основных связей между явлениями;

  • логическое запоминание;

  • сенсомоторная координация;

  • умение воспроизводить образец;

  • развитие тонких движений руки.

Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Об эмоциональной зрелости говорят:

  • уменьшение импульсивных реакций;

  • возможность длительное время выполнять не очень привлекатель­ное задание.

О социальной зрелости свидетельствуют:

  • потребность ребенка в общении со сверстниками и умение под­чинять свое поведение законам детских групп;

  • способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обу­чения.

На основании выделенных параметров создаются тесты определе­ния школьной зрелости [Гуткина Н. И. Г97 Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»). ISBN 5-94723-625-7\ стр. 14 ]

В данной работе мы конкретно рассмотрим сенсомоторное развитие, за счет которого будет развиваться интеллектуальное, на уроках физической культуры, в процессе совершенствования координационных способностей, а именно ориентировке в пространстве.









Скачать файл (282.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru