Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Информатика - файл 1.doc


Лекции - Информатика
скачать (2337.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc2338kb.26.11.2011 09:58скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Реклама MarketGid:
Загрузка...




Информатика








248 Информатика

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИКА

План

1. Информация.

  1. Информация и время.

  2. Что такое информация.

  3. Как посчитать информацию.

2. Информатика.

  1. Как развивалась информатика.

  2. Рождение ЭВМ.

  3. Современная информатика.

  4. Информационные технологии.

1. ИНФОРМАЦИЯ

1.1. Информация и время

Слово «информация» в переводе с латинского языка означает следующее: разъяснение, изложение чего-либо или сведения о чем-либо. Такое понятие, как обработка информа­ции, появилось совсем недавно, однако обрабатывать инфор­мацию люди начали еще в древние времена.

Сначала из поколения в поколение информация передава­лась устно. Это были, например, сведения о профессиональных навыках, о приемах охоты, способах обработки орудий труда, способах земледелия и др. Затем люди научились фиксировать информацию в виде графических образов окружающего мира. Примерно 20—30 тыс. лет назад появились первые наскальные рисунки, изображающие животных, растения, людей.

Поиск более совершенных способов фиксирования ин­формации привел к появлению письменности. Вначале люди записывали расчеты с покупателями, затем появилось первое письменное слово. На чем только они не писали! В Индии — на пальмовых листьях, в Вавилоне — на глиняных плитках, на Руси пользовались берестой. Письменность стала новым до­стижением человечества в области хранения и передачи ин­формации. Однако настоящей революцией стало изобретение печатного станка, благодаря которому появилась книга. Люди получили возможность не только зафиксировать на матери­альном носителе свои знания, в том числе и профессиональ­ные, но и массово их тиражировать.

Сегодня печатная продукция, включая книги, техничес­кую документацию, миллионы томов справочной литературы, миллиарды газет и журналов, образовала огромные океаны информации. Эту информацию необходимо хранить, нужно выискивать в ней интересующие сведения, передавать другим потребителям. Но книга является неудобным, сложным, до­рогим, а главное — «медленным» носителем информации. Вся многогранность содержания раскрывается человеку при пе­релистывании, чтении и рассматривании книги. Таким обра­зом, она не может непосредственно влиять на производствен­ный процесс. Сначала человеку необходимо найти нужную

ему книгу, освоить накопленные в ней знания, которые позже смогут дать толчок дальнейшему развитию производства. Хра­нение книг требует громадных помещений и с социальных кли­матических условий, а их доставка потребителю сопряжена с дорогостоящим производством множества экземпляров и объемными транспортными перевозками. Кш;га как носитель информации сегодня уже отстает от стремитечьного продви­жения человечества по пути освоения прир > ты. Прогресс в этой деятельности, обусловленный в первую очередь развити­ем коммуникаций, т. е. связью между людьми требует расши­рения влияния инфосферы на техносферу.

Для XX века — века автомобиля, электричества, авиации, атомной энергии, космонавтики, электронно i техники — ха­рактерна небывалая скорость развития науки и техники. Так, от изобретения книгопечатания (середина XV века) до изо­бретения радиоприемника (1895 год) прошло с коло 440 лет, а между изобретением радио и телевидения - около 30 лет. Разрыв во времени между изобретением тран ii штора и интег­ральной схемы составил всего 5 лет.

В области накопления научной информации ее объем начиная с XVII века удваивался примерно каждые 10-15 лет. Поэтому одной из важнейших проблем человечества являет­ся лавинообразный поток информации в любой сфере его жиз­недеятельности.

Подсчитано, например, что в настоящее время специа­лист должен тратить около 80% своего рабочегэ времени, что­бы уследить за всеми новыми печатными работами в его обла­сти деятельности.

Был и другой вид информационного взаимодействия. От­дельные государства, стремясь к расширению своих террито­рий, проводили агрессивную политику по отношению к своим соседям. Подготовка и Еедение боевых действий требовали информации о военном потенциале противника. Ее добывали, например, через разведчиков. В связи с этим остро встал во­прос о защите информации от утечки «в посторонние руки». Это способствовало развитию методов кодирования, разра­ботке способов быстрой и безопасной пересылки информа­ции. Шли годы, рос объем информации, которой обменива­лось общество. Для сбора, переработки и распространения ин-

Информация и информатика 249

формации создавались издательства, типографии — родилась информационная промышленность. Газеты, журналы и другие издания, выпускаемые большими тиражами, кроме полезной информации, обрушивали на человека огромное количество .чачастую и ненужных, бесполезных сведений. Для обозначе­ния лишних сведений придумали специальный термин «ин­формационный шум».

Помимо печати появились и другие средства массовой информации — радио и телевидение. И общество привыкло к тому, что когда говорят об информации, то речь идет о сведе­ниях, полученных через радио, газеты и т. д. Таким образом затерялся основной смысл этого слова.

Второе революционное изобретение XX века — элект­ронная вычислительная машина (ЭВМ). Она-то и является носителем информации и средством доставки ее потребите­лю. В совокупности с линиями связи, такими, как проводная, радио-, космическая и оптическая, ЭВМ делает доступной для человека и мобильной любую часть гигантского объема информации, которая без непосредственного воздействия на человека может влиять на работу производственного обору­дования, например на станки с программным управлением. Па заводах внедряются автоматизированные линии и даже целые автоматизированные производства. Отсюда, конечно, не следует, что в будущем компьютер вытеснит из обихода книгу. Ведь книга — не просто носитель информации, она — часть нашего духовного мира. Уже сейчас, передавая инфор­мацию в машинную память, люди освобождают полки книж­ных хранилищ от технической документации и справочной литературы.

1.2. Что такое информация

«Нет, пожалуй, в науке, практике современности поня­тия распространеннее, нежели понятие «информация». И нет в то же время другого понятия, по поводу которого ведется столько споров, дискуссий, имеется столько различных точек прения...», — утверждал ученый В. Г. Афанасьев.

Наличие множества определений информации обуслов­лено сложностью, специфичностью и многообразием подхо­дов к толкованию сущности этого понятия. Вообще суще­ствует несколько взглядов на то, что принято считать инфор­мацией. Первая точка зрения, и ее, по-видимому, придержи-Бается большая часть специалистов и неспециалистов, сводит­ся к тому, что есть как бы два сорта информации:

  1. ^ Информация техническая, которая передается по те­
    леграфным линиям и отображается на экранах радиолокато­
    ров. Количество такой информации может быть точно вычис­
    лено, и процессы, происходящие с такой информацией, подчи­
    няются физическим законам.

  2. ^ Информация семантическая, то есть смысловая. Это
    та самая информация, которая содержится, к примеру, в лите­
    ратурном произведении. Для такой информации предлагают­
    ся различные количественные оценки и даже строятся мате­
    матические теории. Но общее мнение скорее сводится к тому,
    что оценки здесь весьма условны и приблизительны и алгеб­
    рой гармонию все-таки не проверишь.

Вторая точка зрения состоит в том, что информация — лто физическая величина, такая же, как, например, энергия или скорость. Определенным образом и в определенных усло­виях информация равным образом описывает как процессы, происходящие в естественных физических системах, так и процессы в системах, искусственно созданных.

Как всегда, при наличии двух резко противоположных мнений существует и третье, примиряющее. Сторонники тре­тьего подхода считают, что информация едина, но вот количе­ственные оценки должны быть разными. Отдельно нужно из­мерять количество информации, причем количество инфор­мации — строгая оценка, относительно которой можно разви­вать единую строгую теорию. Кроме количества информации, следует измерять еще и ценность. А вот с ценностью информа­ции происходит то же самое, что и с понятием семантической информации. С одной стороны, ее можно вычислить, а с дру­гой стороны, все эти вычисления справедливы лишь в ограни­ченном числе случаев. И вообще, кто может точно вычислить, скажем, ценность крупного научного открытия?

Рассмотренные подходы в определенной мере дополняют друг друга, освещают различные стороны сущности понятия информации и облегчают тем самым систематизацию ее основ­ных свойств. Из множества определений информации наиболее целесообразным представляется следующее: информация — это сведения об окружающем мире, являющиеся объектом хране­ния, преобразования, передачи и использования. Сведения — это знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т. д.

Особенность информации состоит в том, что, будучи ма­териальным явлением, она не является ни материей, ни энер­гией. В кибернетическом смысле информация — это отраже­ние одного объекта в другом, используемое для формирова­ния управленческих воздействий. Использование информа­ции в управлении и самоуправлении опирается на наличие свя­зи между объектами системы, источниками информации и ее получателями. При этом сила и целенаправленность влияния информации на получателя зависят от степени соответствия характеристик информации — синтаксических, семантических, прагматических — возможностям и потребностям получате­ля. Структура сообщений, их смысл и практическая ценность всегда ориентированы на определенного получателя.

Обмен информацией совершается не вообще между лю­быми объектами, а только между теми из них, которые пред­ставляют собой систему, обладающую каким-то минимумом организованности. В целом возникновение и развитие теории информации, а также кибернетики и информатики явилось на­учным подтверждением теории отражения и способствовало ее дальнейшему развитию.

1.3. Как посчитать информацию

Анализируя информацию, мы сталкиваемся с необходи­мостью оценки качества и определения количества получения информации. Определить качество информации чрезвычайно сложно, а часто и вообще невозможно. Какие-либо сведения, например исторические, десятилетиями считаются ненужны­ми, и вдруг их ценность может резко возрасти. Вместе с этим определить количество информации не только нужно, но и можно. Это прежде всего необходимо для того, чтобы срав­нить друг с другом массивы информации, определить, какие размеры должны иметь материальные объекты (бумага, маг­нитная лента и т. д.), хранящие эту информацию.

Для определения количества информации нужно найти способ представить любую ее форму (символьную, тексто­вую, графическую) в едином виде. Иначе говоря, надо су­меть эти формы информации преобразовать так, чтобы она получила единый стандартный вид. Таким видом стала так называемая двоичная форма представления информации —

250 Информатика

запись любой информации в виде последовательности толь­ко двух символов.

Эти символы могут на бумаге обозначаться любым спо­собом: буквами А, Б; словами ДА, НЕТ. Однако ради просто­ты записи взяты цифры 1 и 0. В электронном аппарате, храня­щем либо обрабатывающем информацию, рассматриваемые символы могут также обозначаться по-разному: один из них — наличием в рассматриваемой точке электрического тока либо магнитного поля, второй — отсутствием в этой точке электри­ческого тока либо магнитного поля.

Методику представления информации в двоичной фор­ме можно пояснить, проведя следующую игру. Нужно у собе­седника получить интересующую нас информацию, задавая любые вопросы, но получая в ответ только одно из двух: ДА либо НЕТ.

Известным способом получения во время этого диалога двоичной формы информации является перечисление всех возможных событий.

Рассмотрим простейший пример получения информации. Вы задаете только один вопрос: «Идет ли дождь?». При этом условимся, что с одинаковой вероятностью ожидаете ответ «ДА» или «НЕТ». Легко увидеть, что любой из этих ответов несет самую малую порцию информации. Эта порция опреде­ляет единицу измерения информации, называемую битом. Бла­годаря введению понятия единицы информации появилась возможность определения размера любой информации чис­лом битов. Образно говоря, если, например, объем грунта оп­ределяют в кубометрах, то объем информации — в битах.

Условимся каждый положительный ответ представлять цифрой 1, а отрицательный — цифрой 0. Тогда запись всех ответов образует многозначную последовательность цифр, состоящую из нулей и единиц, например 0100.

Рассмотренный процесс получения двоичной информации об объектах исследования называют кодированием информа­ции. Кодирование информации перечислением всех возмож­ных событий очень трудоемко. Поэтому на практике кодирова­ние осуществляется более простым способом. Он основан на том, что один разряд последовательности двоичных цифр име­ет уже вдвое больше различных значений (00, 01, 10, 11), чем одноразрядная последовательность (0 и 1). Трехразрядная пос­ледовательность имеет также вдвое больше значений (000, 001, 010, 011, 100, 101, 110, 111), чем двухразрядная, и т. д. Добавле­ние одного разряда увеличивает число значений вдвое. Вооб­ще говоря, п-разрядная последовательность имеет 2" значений.

Пользуясь этим, легко закодировать любое множество событий. Например, нам нужно закодировать 32 буквы русско­го алфавита, для этой цели достаточно взять пять разрядов, потому что пятиразрядная последовательность имеет 32 раз­личных значения.

В информационных документах широко используются не только русские, но и латинские буквы, цифры, математичес­кие знаки и другие специальные знаки, всего примерно 200— 250 символов. Поэтому для кодировки всех указанных сим­волов используется восьмиразрядная последовательность цифр 0 и 1. Например, русские буквы представляются восьми­разрядными последовательностями следующим образом: А — 11000001, И - 1100101), Я - 11011101.

Следует отметить, что указанный способ кодирования используется тогда, когда к нему не предъявляются дополни­тельные требования: допустим, необходимо указать на воз­никшую ошибку, исправление ошибки, обеспечить секретность информации. В этих случаях применяют специальное кодиро-

вание, при использовании которого коды пелучаются длин­нее, чем в указанном способе.

Для представления графической информации в двоич­ной форме используется так называемый поточечный способ. На первом этапе вертикальными и горизонтальными линиями делят изображение. Чем больше при этом по/училось квадра­тов, тем точнее будет передана информация о картинке. Как известно из физики, любой цвет может быть представлен в виде суммы различной яркости зеленого, синего и красного цветов. Поэтому информация о каждой клетке будет иметь довольно сложный вид: номер клетки — 101 10010, 01111010, яркость зеленого — 1010, яркость синего — 1101, яркость крас­ного - ООП.

Перед тем как кодировать любую информацию, нужно договориться о том, какие используются кодь, в каком поряд­ке они записываются, хранятся и передаются Это называется языком представления информации.

Из примеров, рассмотренных выше, видно, что информа­ция описывается многоразрядными последовательностями двоичных чисел. Поэтому для удобства эти г оследовательно-сти объединяются в группы по 8 бит. Такая группа именуется байтом, например, число 11010011 — это ннфэрмация величи­ной в один байт.

В своей деятельности человек использует все большие массивы информации. Так, если с 1940 по 1950 год объем информации удвоился примерно за 10 лет, то в настоящее время это удвоение уже происходит за 2—3 года. При работе с информацией приходится решать большо'.1 число вопросов, связанных с удобными и выгодными формами ее хранения, передачи, поиска, обработки. Кроме этого, исзникают задачи, связанные с определением структуры информации. Необхо­димо также изучать общие свойства информации. Всем этим занимается наука информатика.

2. ИНФОРМАТИКА

2.1. Как развивалась информатика

На начальном этапе своего развития информатика явля­лась базой библиотечного дела и многие годы была теорией и практикой его совершенствования. Тогда информатика зани­мала странное промежуточное место между ил /чаемыми объек­тами природы и знаниями о них. Действитеино, человек, изу­чая объекты окружающего мира, получает и-формацию, кото­рую фиксирует на каких-то носителях (литература, магнит­ные кассеты и др.). Обрабатывая информацию, мы получаем знания об окружающем нас мире, позволяю и,ие создавать но­вые методы исследования, получать новую iu формацию, фик­сировать ее, обрабатывать и т. д.

Естественно, хочется назвать информатикой тот круг вопросов, который связан с разработкой эфоективных мето­дов сбора, хранения, обработки и преобразования имеющейся информации в знания, т. е. с обеспечение;.! связей цепочки «информация — знания», а не только с изучением, где и в каких журналах чаще появляются статьи по данной теме, как лучше расставить книги, каталожные карточки и др.

Что же такое информатика? Если это сбор и обработка информации об окружающем нас мире, го как отличить ее от физики, химии, геологии и других наук? А может быть, все остальные науки являются ее составной частью? Нет, инфор­матика не включает в себя ни химию, ни физику, ни медицину

Информация и информатика 251

и т. д., хотя с каждой имеет много общего. Она существует для помощи другим наукам и вместе с математикой снабжает их методами исследования и обработки информации.

До 50-х годов прошлого столетня такая постановка во­проса была неправомерной, так как не существовало почти ничего общего в методах сбора и обработки информации у медиков, физиков, психологов и т. д. Примеров отдельных связей было много, но не было общего стержня, вокруг кото­рого объединились бы все науки. Положение существенно из­менилось с появлением ЭВМ.

2.2. Рождение ЭВМ

Широко известно, что первые ЭВМ создавались для про­ведения расчетов в ядерной физике, в летательной и ракетной технике. Последовавшее далее внедрение ЭВМ в область ад­министративного управления и экономики дало не только эко­номический эффект, но и привело к созданию и бурному росту новой отрасли — средств и методов электронной обработки информации.

Появились новые ЭВМ, новые методы и средства обще­ния с ними. Возникла новая информационная промышлен­ность, производящая дорогостоящую и малоосязаемую про­дукцию. Информация стала товаром. Электронно-вычисли­тельные машины, созданные первоначально для решения вы­числительных задач, стали обрабатывать числовую, тексто­вую, графическую и другую информацию.

Вычислительная техника сразу же показала свою эффек­тивность в тех областях человеческой деятельности, где ши­роко использовались методы человеческого моделирования — точные количественные методы. Сюда относятся физика, ме­ханика и пр. Но есть области человеческой деятельности, ко­торые еще недавно считались недоступными для методов ма­тематического моделирования, а следовательно, и для ЭВМ. В них шло накопление отдельных фактов, давалось качествен­ное описание объектов и событий. Их назвали описательными науками. Развитие электронно-вычислительной техники, средств и методов общения с ней, создание автоматизирован­ных информационно-поисковых систем, методов распознава­ния образов привели к тому, что ЭВМ стали способны прово­дить описательный анализ изучаемых объектов. Появилось новое направление исследований — разработка машинного (искусст­венного) интеллекта. Описательные науки получили ЭВМ в качестве нового рабочего инструмента. Никого сейчас не уди­вит такое сообщение: «Ученые, обработав на компьютере пор­трет Леонардо да Винчи и изображение Моны Лизы на его картине, утверждают, что везде изображено одно и то же лицо».

^ В развитии ЭВМ можно выделить три этапа: вычис­лительный, общеинформационный и интеллектуальный. На­ука и технологии находятся сейчас на пороге третьего этапа — развития машинного интеллекта. Машинный интеллект вой­дет в жизнь в виде ЭВМ, выполняющих такие функции, кото­рые раньше были привилегией работников умственного тру­да. Рождаются новые машины, создаются более совершенные программы, «растет» машинный интеллект — появляются но­вые возможности для исследования и познания окружающего пас- мира.

2.3. Современная информатика

Информатика — научная дисциплина, изучающая струк-тгу ру и общие свойства информации, а также закономерности

всех процессов обмена информацией от непосредственного устного и письменного общения специалистов до формаль­ных процессов обмена посредством различных носителей ин­формации. Значительную часть этих процессов составляет научно-информационная деятельность по сбору, переработке, хранению, поиску и распространению информации.

Информатика исследует такие группы основных вопросов:

  • технические, связанные с изучением методов и средств
    надежного сбора, хранения, передачи, обработки и выдачи
    информации;

  • семантические, определяющие способы описания смыс­
    ла информации, изучающие языки ее описания;

  • прагматические, описывающие методы кодирования
    информации;

  • синтаксические, связанные с решением задач по фор­
    мализации и автоматизации некоторых видов научно-инфор­
    мационной деятельности, в частности индексирование, авто»
    матическое реферирование, машинный перевод.

Информатика как понятие прочно вошла в нашу жизнь, стала одним из синонимов научно-технического прогресса. Слово это появилось в начале 60-х годов XX века во фран­цузском языке для обозначения автоматизированной обра­ботки информации в обществе.

Информатика (от французского information — инфор­мация и automatioque — автоматика) — область научно-техни­ческой деятельности, занимающаяся исследованием процес­сов получения, передачи, обработки, хранения, представления информации, решением проблем создания, внедрения и исполь­зования информационной техники и технологии во всех сфе­рах общественной жизни; одно из главных направлений науч­но-технического прогресса.

В некоторых более кратких определениях информатика трактуется как особая наука о законах и методах получения и измерения, накопления и хранения, переработки и передачи информации с применением математических и технических средств. Однако все имеющиеся определения отражают нали­чие двух главных составляющих информатики — информа­ции и соответствующих средств ее обработки. Бытует и такое, самое краткое определение: информатика — это информация плюс автоматика.

Объектом изучения информатики не является содержа­ние конкретной научно-информационной деятельности, кото­рой должны заниматься специалисты в соответствующих от­раслях науки и техники. Она изучает внутренние механизмы реферирования документов на естественных языках, разраба­тывает общие методы такого реферирования.

Информатику рассматривают как один из разделов ки­бернетики, считается, что в последнюю входят проблемы ав­томатизации информационной службы, перевода и рефериро­вания научно-технической литературы, построение информа­ционно-поисковых систем и ряд других задач. Однако ряд проблем, решаемых информатикой (оптимизация системы "на-учной коммуникации, структура научного документа, повы­шение эффективности научного исследования путем приме­нения научно-информационных средств), выходит за преде­лы кибернетики.

^ Основная задача информатики заключается в опреде­лении общих закономерностей, в соответствии с которыми происходит создание научной информации, ее преобразова­ние, передача и использование в различных сферах деятельно­сти человека. Прикладные задачи заключаются в разработке болер эффективных методов и средств осуществления инфор-

252 Информатика

мационных процессов, в определении способов оптимальной научной коммуникации с широким применением технических средств.

Информатика входит в состав более общей науки кибер­нетики, изучающей общую теорию управления и передачи ин­формации. Основное свойство кибернетики заключается в том, что она пригодна для исследования любой системы, которая может записывать, накапливать, обрабатывать информацию, благодаря чему ее можно использовать в целях управления.

Кибернетика — наука об общих законах получения, хра­нения, передачи и переработки информации в сложных систе­мах. При этом под сложными системами понимаются техни­ческие, биологические и социальные системы, поэтому кибер­нетика нуждалась в мощном инструменте, и этим инструмен­том стали компьютеры.

^ Современную информатику составляют три направ­ления:

  1. разработка методов и алгоритмов автоматизирован­
    ного сбора, хранения, поиска и передачи информации;

  2. разработка методов и алгоритмов обработки и преоб­
    разования информации;

  3. разработка технологии и электронно-вычислительной
    техники, позволяющих развивать первые два направления.

Современная информатика сложилась в кедрах матема­тики и кибернетики, системотехники и электроники, логики и лингвистики. Основные научные направления информатики образуют такие дисциплины, как теоретические основы вы­числительной техники, статистическая теория информации, теория вычислительного эксперимента, алгоритмизация, программирование и искусственный интеллект.

Прикладная информатика обслуживает науку, технику, производство и другие виды человеческой деятельности пу­тем создания и передачи в общество информационной техно­логии.

^ Компьютерная информационная технология включа­ет в себя последовательное выполнение определенных эта­пов работы с информацией. Подготовительные этапы выпол­няются непосредственно человеком, исполнительные — ма­шиной или машиной с участием человека (диалоговые режи­мы работы ЭВМ).

На подготовительных этапах осуществляется содержа­тельный и формализованный анализ решаемой задачи, Еыбор метода и математической модели ее решения. Определяется последовательность и порядок решения, его алгоритмическое описание, составляются программы на каком-либо доступном для машины языке. Затем программы вводятся в ЭВМ, отла­живаются, редактируются и записываются для хранения на внешних носителях.

Содержание исполнительных этапов зависит от характе­ра задачи и типа используемой ЭВМ. Оно сводится к автома­тическому выполнению программы, причем часть программы может выполняться с участием человека. Завершающим эта­пом является анализ, оценка полученных результатов для их практического использования и совершенствования разрабо­танных алгоритмов и программ.

Содержание подготовительных этапов существенно уп­рощается, если имеются готовые программы, соответствующие характеру решаемых задач. Тогда основная часть работы — операции с данными: их отбор, ввод в ЭВМ, формирование массивов данных и др. Вызов программы и ее выполнение осуществляются в соответствии с инструкциями по эксплуа­тации данной ЭВМ.

Характерной чертой современных компьютеров являет­ся то, что преобладающая их часть (по данным специалистов, до 80%) используется не для решения вычислительных задач, а для разнообразной обработки информации. Это обработка текстов, выполнение графических работ, накопление и опера­тивная выдача разнообразных данных, про1саммное предъяв­ление информации в процессе компьютерно"э обучения, авто­матизированный контроль знаний и др.

Любой компьютер, каким бы совершенным он ни был, является продуктом человеческого разума и реализует лишь запрограммированные человеком действия. Говорят: «Авто­матизировать можно все, что программируется, однако не все можно запрограммировать». По мнению специалистов, даже «чесательный» рефлекс собаки во всех деталях формализо­вать весьма сложно. Поэтому разумность дклога компьютера с человеком всегда ограничена рамками возможностей фор­мальной логики, степенью учета в програмче типовых, лежа­щих на поверхности жизненных ситуаций.

Современные ЭВМ не настолько совершенны, чтобы понимать программы, составленные на какой-то употребляе­мом человеком языке — русском, польском, шонском. Поэто­му команды, предназначенные машине, необходимо записы­вать в понятной форме. С этой целью применяют искусствен­ные языки, называемые алгоритмическими, пли языками про­граммирования. Алфавит, словарный запас и структура этих языков выбираются таким образом, чтобы они были одинако­во удобны как человеку, работающему с программой, так и ЭВМ, которая должна легко расшифровывать и выполнять задаваемую программой последовательное э команд. Следо­вательно, язык программирования можно читать средством общения между человеком и машиной. К i г стоящему време­ни создано немало алгоритмических языков для описания за­дач различных классов. Универсальные яз:;ки объединяют в себе несколько задач.

2.4. Информационные технологии

Приведем определение технологии вообще. Техноло­гия — это комплекс научных и инженерных знаний, реали­зованных в приемах труда, наборах материальных, техни­ческих, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому техно­логия неразрывно связана с машинизацией производствен­ного или непроизводственного, прежде вг.:го управленчес­кого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекомм} кикационной тех­ники.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, инфор­мационная технология — это комплекс взаимосвязанных на­учных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых об­работкой и хранением информации. Это также комплекс дис­циплин, изучающих вычислительную технику и методы орга-низации и взаимодействия с людьми и производственным обо­рудованием, их практические приложения, а также езязанные со всем этим социальные, экономические it культурные про­блемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания матема­тического обеспечения, формирования информационных по­токов в системах подготовки специалистов

Кибернетика 253

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21



Скачать файл (2337.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru