Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Национальная экономика. Проблемно-тематический курс - файл 1.doc


Лекции - Национальная экономика. Проблемно-тематический курс
скачать (130.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc131kb.26.11.2011 09:59скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Международный институт экономики и права

Белорецкий филиал


Национальная экономика
Проблемно-тематический курс


Выполнил студент V курса

экономического факультета

Кувандыков З.Х.


Белорецк 2008г.

СОДЕРЖАНИЕ


Тема 1. Национальная экономика: цели, задачи, основные показатели

Стр. 3

Тема 2. Природные и исторические условия развития национальной экономики

Стр. 4

Тема 3. Промышленный потенциал России и его структура.

Промышленная политика


Стр. 7

Тема 4. Демографический и трудовой потенциал национальной экономики

Стр. 7

Тема 5. Научный комплекс национальной экономики

Стр. 8

Тема 6. Денежно-кредитная и финансовая система национальной экономики

Стр. 9

Тема 7. Банковская система национальной экономики

Стр. 10

Тема 8. Экономическая эффективность национальной экономики

Стр. 12

Тема 9. Государственное регулирование национальной экономики

Стр. 13

Тема 10. Внешнеэкономический потенциал национальной экономики

Стр. 14

Тема 11. Валютная система и валютный контроль в национальной экономике

Стр. 14

Тема 12. Национальная экономика и национальная безопасность

Стр. 15

Список использованной литературы

Стр. 16



^ Тема 1. Национальная экономика: цели, задачи, основные показатели

1). Совокупный экономический потенциал состоит из следующих составляющих:

- природный потенциал – Россия имеет огромный природный потенциал с его различными природными, географическими и биологическими особенностями. Он имеет около 40% мировых запасов полезных ископаемых.

- людские ресурсы – в данный момент в общей численности населения страны преобладает жители старшего возраста (экономически не активное население), очень остро стоит вопрос кадрового обеспечения хозяйствующих субъектов страны. С 2007 года показатель прироста населения отметился в положительную сторону, но темпы прироста пока малы, что требует от государственных органов всех уровней активной деятельности в области демографической политики.

- научный потенциал в России не наработан, но также Правительством принимаются меры по вложению средств в науку (нанотехнологии, космос, вооружение и т.д.). Также в рамках проводимых национальных программ осуществляются активные действия в реструктуризации образовательных учреждений, рассматриваются вопросы по поводу применения нетрадиционных, прогрессивных систем обучения. Проводится политика направленная на изменение, совершенствование стимулировающих средств работников научной деятельности;

- технический потенциал – также зависит от степени развития научного потенциала, использования и применения на практике их результатов; кроме того, от политики проводимой в области воспроизводства капитала.

- политический потенциал – продолжается процесс совершенствования нормативно-правовой базы во всех областях деятельности, оптимизация структур и деятельности государственных органов.

- информационный потенциал – в условиях рынка данный показатель играет важную роль наряду с капталом для ведения успешной хозяйственной деятельности. Развитие информационного потенциала базируется на разработке законопроектов и других нормативных актов регулирующих и регламентирующих деятельность связанную с ведением учетной политики и отчетности.

2). Отрасли (сектора) хозяйственной деятельности выделяемые на основе СНС при расчетах ВВП и ВНП:

- материальное производство (товарный сектор);

- торговля;

- внешняя торговля;

-нематериальное производство (услуги);

- космическая деятельность.

Материальное производство: сельское хозяйство и рыболовство, топливная промышленность, газовая, нефтяная, энергетическая, легкая промышленности.

Сектор товарных услуг и распределения: торговля, жилищно-коммунальное хозяйство.

Сектор нематериальных услуг: образование, культура, здравоохранение, социальная политика.

4). Изменился курс валют, резко упал сектор материальных производств, т.е. показатель ВВП на душу населения. Из-за инфляции во многих отраслях произошел кризис. Слабо развита сельскохозяйственная и легкая промышленность. Низкие показатели отечественного сектора производства, торговля осуществляется преимущественно за счет импорта.

5). Основные слагаемы национального богатства: это разведка полезных ископаемых, трудовые ресурсы (экономически активное население страны), развитие новых технологий и продажа их патентов (расходы на развитие НТП), материально-технические ресурсы, научный потенциал, наработанные связи.
^ Тема 2. Природные и исторические условия развития национальной экономики.

1). Природным ресурсам можно дать стоимостную оценку.

Природные ресурсы в России по законодательству принадлежат государству. Но отдельные природные ресурсы (часть) могут принадлежать частным лицам, или находится на долгосрочной аренде на основе соответствующих разрешающих документов и лицензий, например: земля, водные ресурсы и т.д.

2). Выделяют следующие виды энергоресурсов: нефть, газ, электроэнергия, атомная энергия.

Теплоэлектростанции работают на нефтепродуктах, газе, угле, на горючих сланцах, атомная энергетика на урановых рудах, гидроэлектростанции на энергии воды, солнечные батареи на солнечной энергии.

Россия обладает крупными запасами нефти в Сибири (Западно-Сибирский регион, который дает сейчас 75% добываемой в стране нефти и около 90% природного газа), крупными запасами угля, много запасов горючих сланцев (Ленинградская обл., Восточная Сибирь, Дальний Восток), самые большие запасы газа, запасы торфа в Западной и Центральной части России в болотах. Энергия ветра, солнечная энергия, энергия приливов, энергия земных недр (гейзеров) используются в нетрадиционной электроэнергетике (приливные, ветровые, солнечные, геотермальные станции, работающие на разнице температур воды, воздуха, земных недр), Развита атомная энергетика, Россия занимает второе место в мире по запасам урана (потенциал мощности производства обогащенного урана 100 т, в год используется на 60%).

Суммарная добыча за всю историю использования ресурсов составляет в настоящее время по нефти 17% от прогнозных извлекаемых ресурсов и по газу 5%. Обеспеченность добычи разведанными запасами топлива оценивается по нефти и газу в несколько десятков лет, а по углю – значительно выше.

Перспективные уровни добычи нефти в России будут определяться в основном следующими факторами – уровнем мировых цен на топливо, налоговыми условиями и научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы.

Расчеты показывают, что уровни добычи нефти в России могут составить в 2010 и 2020 гг. соответственно до 335 и 360 млн т. Основным нефтедобывающим районом России на всю рассматриваемую перспективу останется Западная Сибирь. После 2010 г. масштабная добыча нефти начнется в Тимано-Печорской провинции, на шельфе Каспийского и северных морей, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Всего на Восток России к 2020 г. будет приходиться 15–20% нефтедобычи в стране.

Энергетической стратегией России предусматривается рост объемов переработки нефти к 2015–2020 гг. до 220–225 млн т/год с одновременным увеличением глубины переработки до 75–80% в 2010 г. и до 85% к 2020 г.

Основное направление развития нефтепереработки – модернизация и коренная реконструкция действующих НПЗ с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов и производству катализаторов.

В целях приближения производства нефтепродуктов к их потребителям возможно строительство новых высокоэффективных нефтеперерабатывающих заводов средней мощности в районах концентрированного потребления нефтепродуктов, а в удаленных северных и восточных районах допустимо развитие сертифицированных малых НПЗ с полным циклом переработки нефти.

В газовой промышленности базовые месторождения Западной Сибири, обеспечивающие основную часть текущей добычи, в значительной мере уже выработаны: Медвежье – на 78%, Уренгойское – на 67, Ямбургское – на 46%.

Основной резервный фонд разведанных месторождений размещен в Западной Сибири. Это уникальные по запасам месторождения п-ва Ямал, Заполярное месторождение, менее крупные и конденсатсодержащие залежи глубокого залегания в Надым-Пур-Тазовском районе. Открыты крупнейшие месторождения на шельфах Баренцева, Охотского и Карского морей. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке разведано свыше 2,7 трлн мЗ запасов газа, из которых разрабатывается лишь 7,4%.

Из неразведанных ресурсов газа 42,3% размещены на шельфах северных морей. Из неразведанных ресурсов суши около 43% приходится на Восточную Сибирь и Дальний Восток, 47% – на северные районы Западной Сибири. В Европейской зоне основные приросты прогнозируются в Прикаспии, где газ характеризуется высоким содержанием сероводорода и углекислоты.

Перспективные уровни добычи газа в России будут в основном определяться теми же факторами, что и нефти, однако большее значение будут иметь внутренние цены на газ. Уровни добычи газа могут составить в 2010 г. и в 2020 г. 655 и 700 млрд м3 соответственно.

В рассматриваемый период предстоит также создать научно-производственную базу для широкомасштабного подводно-подледного освоения перспективных ресурсов углеводородного сырья на шельфах арктических морей (Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и др.), включая технологии его добычи, переработки на месте в моторное топливо и транспортировки на внутренние и внешние рынки.

Угольная промышленность располагает достаточной сырьевой базой для полного удовлетворения потребностей экономики России в угольном топливе. Отрасль должна иметь необходимые резервы по наращиванию объемов добычи угля до 500 млн т/год к 2020 г.

В целях роста конкурентоспособности угля на рынке энергоресурсов важное значение в рассматриваемый период должно приобрести улучшение качества угольной продукции. Для этого предусматривается широкое применение наиболее прогрессивных методов переработки и обогащения углей и переход на Международную систему управления качеством (ISO 9000) на предприятиях угольной промышленности.

Атомная промышленность и энергетика рассматриваются в энергетической стратегии как важнейшая часть энергетики страны. Для обеспечения запланированных темпов развития атомной энергетики после 2020 г., сохранения и развития экспортного потенциала уже в настоящее время требуется усиление геолого-разведочных работ, направленных на подготовку резервной сырьевой базы природного урана.

Экономически приоритетной зоной размещения АЭС являются европейские и дальневосточные регионы страны, а также северные районы с дальнепривозным топливом. В 2011–2020 гг. предусмотрено строительство четырех блоков на Ленинградской АЭС, четырех блоков на Северо-Кавказской АЭС, трех блоков Башкирской АЭС, по два блока на Южно-Уральской, Дальневосточной, Приморской, Курской АЭС-2 и Смоленской АЭС-2, на Архангельской и Хабаровской АТЭЦ и по одному блоку на Нововоронежской, Смоленской и Кольской АЭС-2.

Нетрадиционные возобновляемые энергоресурсы (биомасса, солнечная, ветровая, геотермальная энергия и т.д.) потенциально способны с избытком обеспечить внутренний спрос страны. Однако экономически оправданное применение нетрадиционных технологий использования возобновляемых энергоресурсов еще будет составлять единицы процентов от общего расхода энергоресурсов.

3). В настоящее время, по сравнению с более экономически развитыми странами, в Росси наблюдается недостаточный уровень прогрессивной технической оснащенности добывающей и обрабатывающей промышленности. Это в свою очередь ведет к нерациональной добыче и использованию добываемых природных ресурсов, и использование их преимущественно в виде сырья для экспорта.

Большая проблема в нефтеперерабатывающей промышленности – глубина переработки. Ее средняя величина на заводах России составляет 67%. В Соединенных Штатах, например, – 90%. И в мире в среднем примерно такой же показатель. Ясно, что эффективность нефтепереработки у нас должна быть увеличена.

4). При переходе Росси к рыночным условиям хозяйствования приватизация государственной собственности проходила в четыре этапа. Юридически приватизация происходила бесплатно (безвозмездно), с помощью приватизационных чеков - ваучеров. Все имущество было оценено, разделено на каждого жителя и каждый человек мог получить свою долю. Это можно отнести к первому этапу протекающему 1992 – 1994 гг. В основном предприятия принимали форму акционерных обществ. Второй этап приватизации (с 1994 по 1997 гг.) состоял в определении формы собственности, и основным документом подтверждающим право собственности на приватизированное имущество является акция. Третий этап - распределение и перераспределение. Четвертый этап перераспределение.
^ Тема 3. Промышленный потенциал России и его структура.

Промышленная политика

1). Для промышленности России характерны следующие особенности: 1) преобладание тяжелой промышленности над отраслями, производящими товары народного потребления; 2) расширение и углубление межотраслевых связей, что привело к формированию межотраслевых промышленных комплексов (топливно-энергетического, химико-лесного и др.).

Любой хозяйственный комплекс, независимо от места формирования, требует постоянного внимания к вопросам технического и технологического обновления на основе использования достижений НТП, ибо только при этом условии он может производить конкурентоспособную продукцию. Осуществляется эта задача через разработку инвестиционных программ, реализация которых возможна как за счет средств госбюджета, так и за счет региональных фондов, аккумулирующих средства в условиях благоприятной налоговой политики государства и активизации предпринимательской деятельности внутри региона. И я могу сказать, что в ходе реформ и перестройки экономики страны сформировались определенные предпосылки, которые в дальнейшем будут способствовать развитию НТП, и экономическому развитию страны, результаты которых мы можем видеть уже сегодня на примере крупных и ведущих отечественных компаний владеющих огромным капиталом, например, «Газпром», «Лукойл», «Сбербанк», «Мечел» и т.д.
^ Тема 4. Демографический и трудовой потенциал национальной экономики

1). Экономически активное население – это население которое участвует в процессе производства материальных ресурсов, услуг. К активному населению относят: мужчины – 16 – 59 лет, женщины – 16 – 54 лет. Экономически неактивное – это пенсионеры, дети, не достигшие трудоспособного возраста, инвалиды, т.е. те которые не участвуют в производстве благ. К временно неактивным трудовым ресурсам можно отнести трудоспособное население, которое временно не работает по тем или иным причинам.

Понятие «трудовые ресурсы» тождественна понятию «экономически активное население», и предполагает занятую в производстве материальных благ и услуг активной части населения, а также находящихся в нетрудоспособном возрастах.

К понятию «нетрудовые ресурсы» следует отнести остальной капитал участвующий в воспроизводстве благ и оказании услуг.

2). Для улучшения демографической ситуации в стране необходимо со стороны государства реализовывать программы поощряющие рождение детей, создавать условия для улучшения качества и уровня жизни, деятельность направленная на улучшение социальных сторон жизни (культурное, образовательное, медицинское и т.д.), поддержка многодетных семей и т.д. И главное, обеспечить доступность материальных благ, необходимых поддержанию семьей достойного уровня жизни, которая в свою очередь зависит от экономического положения страны и его возможностей.

3). Человеческий капитал – это один из основных элементов структуры понятия «капитал» участвующего в процессе воспроизводства материальных благ и оказании услуг.

В определении «человеческий капитал» учитывают следующие аспекты — это общие и специальные знания, т.е. образование, квалификация, опыт, навыки, оценивается количество населения трудоспособного возраста.

4). К среднему классу относятся квалифицированные работники, мелкие предприниматели. Общество, где преобладает средний класс – это стабильное общество. В России с конца 1996 года начал формироваться средний класс по меркам Запада, но в связи с дефолтом все это разрушилось. В 1999 годах средний класс начал развиваться по – новому и стал составлять 15 % от всего населения. 5% составляют богатые, остальные бедные. Такое же соотношение в Бразилии, есть страны Африки, где среднего класса нет вообще. Отсутствие или же малая доля среднего класса приводит к социальным потрясениям, т.к. именно данная категория населения составляет большую часть экономически активного населения страны. На Западе средний класс считается основным, приблизительно 70% населения относят к имущественному. Например, в Швеции средний класс составляет 80% от всего состава.

За основу деления населения на рассматриваемые категории берется их финансовое положение – например, уровень среднемесячной заработной платы или сумма дохода получаемая гражданином при занятии им частной предпринимательской деятельностью.
^ Тема 5. Научный комплекс национальной экономики

1). Я считаю, что в финансировании, контроле и регулировании деятельности в области науки приоритет необходимо отдать государству, т.к. только государство, в рамках социальной, экономической политики, заинтересовано в развитии всех сторон образовательной и научной деятельности. Но в пределах уставов образовательных учреждений и соответствующих нормативных законодательных актов, разрешать осуществление ими коммерческой деятельности для единовременного получения прибыли (участие в ярмарках, соревнованиях, экспериментальные работы, разработки и т.д.). При этом систематическое получение прибыли не является основной целью учреждения.

Что касается конкуренции, то в этом плане основное усилие должно сосредотачиваться не на финансовых вопросах (постоянная «погоня» за большими деньгами), а, преимущественно, на повышении качества образования, повышении уровня квалификации обучающихся. Это позволит образовательному учреждению утвердиться в сфере образования как наиболее передовая, прогрессивная «кузница трудовых ресурсов».

2). Из бюджете Российской Федерации в 2007 году на прикладные научные исследования в области национальной экономики было выделено 60 037 895,1 тыс. рублей, в области образования 2 015 219,7 тыс. рублей, в области охраны окружающей среды 213 057,1 тыс. рублей.

3). Во многих сферах деятельности начали применять систему грантов: в науке и производстве и т.д. предназначенного для целевого финансирования какой-либо производственной, строительной, научно-исследовательской или опытно-конструкторской деятельности. Имеются гранты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, подобное практикуется и на региональном уровнях.

Для получения гранта необходимо подать заявку и участвовать в проводимом конкурсе. Комиссия решает, кто выиграл грант. Грант выдается на условиях того, кто его выдает.

О целевом использовании гранта составляется отчет.

Гранты международных и иностранных организаций, получаемые в виде безвозмездной помощи для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению (определенный перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации).

Грант – это вид субсидии, предоставляется организацией или частным лицом другой организации или частному лицу (как правило в результате конкурсного отбора) для осуществления конкретных проектов в области науки, культуры, образования.
^ Тема 6. Денежно-кредитная и финансовая система

национальной экономики

1). Проводником денежно-кредитной политики является банковская система во главе с ЦБ Российской Федерации. Статус, цели, задачи, функции и полномочия, принцип организации деятельности регулируются Конституцией Российской Федерации, ФЗ РФ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ, ФЗ «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами.

Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно – кредитную политику, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, является кредитором последней инстанции.

Основными задачами Центрального банка России являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

2). При повышении безработицы инфляция снижается.

3). Финансы – экономический инструмент распределения ВВП. Финансы представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов участвующих в создании совокупного общественного продукта. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. С помощью финансового механизма часть дохода полученного в одних сферах экономики направляется в другие, в том числе и в социальную сферу.

Рычаги воздействия финансов: налоги, распределение через государственные бюджет, целевое финансирование и т.д.

4). Преимущественные направления в изменении налоговой политики:

- либерализация и поощрение ускоренной амортизации;

- поощрение инвестиционной деятельности, в частности направленную на НИОКР, техническое перевооружение, строительство новых производственных мощностей;

- поддержка деятельности в сфере обрабатывающей промышленности.

Далее для данных трех направлений осуществлять соответствующую налоговую политику ориентированную на поддержку вышеприведенных действий хозяйствующих субъектов.

5). Принцип самофинансирования заключается в следующем – хозяйствующий субъект самостоятельно отвечает по своим финансовым обязательствам, и конечную цель в осуществлении своей деятельности преследует получение прибыли.

Источниками финансирования деятельности могут быть:

- при первоначальном формировании предприятия: это уставный капитал;

- прибыль;

- специальные формируемые фонды;

- кредиты во всех его формах и видах;

- целевые финансовые и имущественные поступления, в.т.ч. и безвозмездные;

- налоговые льготы и кредиты;

- поступления от инвестиционной деятельности;

- внешние финансовые поступления – инвестиции других хозяйствующих субъектов, физических лиц;

- привлечение финансовых средств на фондовом рынке.
^ Тема 7. Банковская система национальной экономики

1). Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Банковские системы используются для решения текущих и стратегических задач: обеспечения экономического роста; регулирования инфляции; регулирования платежного баланса.

В настоящее время в России сформирована двухуровневая банковская система: 1-й уровень – Центральный банк России, 2-й уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

ЦБР – экономически самостоятельное учреждение, и призван методами экономического и административного воздействия в процессе проведения денежно-кредитной политики способствовать укреплению и развитию экономики России. (дополнительно см. тему 6).

Второй уровень представляют коммерческие банки подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные, сберегательные, ипотечные, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании, инкассаторские агентства и др.). Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций. Они сосредоточивает временно свободные денежные средства, предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, осуществляют денежное обращение в стране.

2). Банк России имеет уставный капитал 3 млрд. рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрирующегося коммерческого банка должен составлять 5 млн. евро в рублевом эквиваленте, небанковской кредитной организации в сумме рублевого эквивалента 500 тыс. евро. Чем больше капитал банка, тем он устойчивее, поэтому есть необходимость укрупнять банки.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Уставный фонд банков формируется путем выпуска и реализации акций.

3). Инвестиции – это вложения в капитал, как денежный, так и реальный. Они осуществляются в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности с целью получения текущего дохода (прибыли) и обеспечения возрастания капитала.

Инвестиции в реальный капитал (их называют капиталообразующими инвестициями или инвестициями в нефинансовые активы) ведут к воспроизводству и обновлению основного капитала.

Что касается инвестиций в денежный (финансовый, портфельный) капитал – это вложения финансовых средств в виде кредитов и в ценные бумаги.

^ Инвестиционные банки – специализируются на эмиссионно-учредительных операциях. По поручению предприятий или государства, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к выпуску акций и облигаций, инвестиционные банки берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности по их размещению и организации вторичного обращения. Учреждения этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого синдикаты, предоставляют ссуды покупателям акций и облигаций.

В настоящее время отечественными банками инвестиции осуществляются преимущественно в виде лизинга, и предоставлением юридическим лицам краткосрочных и среднесрочных кредитов, также формирование портфеля ценных бумаг.

Основной причиной сдерживающей инвестиционную активность банков является инфляция в стране, и отсутствие у большинства банков необходимого объема финансовых ресурсов для осуществления инвестиционной деятельности, ограничиваясь лишь предоставлением небольших кредитов и других банковских услуг.
^ Тема 8. Экономическая эффективность национальной экономики

1). Темпы экономического роста:

= ВВП данного года / ВВП прошлого года с поправкой на инфляцию

На экономический рост воздействуют следующие факторы:

- стабильность цен, т.е. инфляция;

- внешнеэкономическое равновесие;

- занятость;

- состояние промышленности;

- природные ресурсы и т.д.

2). Девальвация – это официальное снижение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран. Девальвация также считается как снижение курса одной валюты по отношению к другой.

Дефолт 1998 года –отказ государства платить по своим долгам.

Благоприятная ситуация на сырьевых рынках – возникает для поставщиков при росте цен на некоторые виды сырьевых ресурсов, но при этом спрос на данный не меняется или же меняется незначительно. Например, рост стоимости 1 барреля нефти в конце 2007 года составил более 100 долл. Для России это благоприятный фактор.

Внутренний спрос – спрос внутри страны.

Отрасли, ориентированные на внутренний спрос: сельское хозяйство, легкая промышленность.

^ Тема 9. Государственное регулирование национальной экономики

Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочной институциональной системой государства и общественными организациями в целях стабилизации общества и его адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Из всей совокупности целей государственного регулирования экономики особо следует выделить четыре главных:

• экономический рост;

• высокий уровень занятости;

• стабилизация роста цен (устойчивость денег);

• внешнеэкономическое равновесие.

Государственное регулирование экономики условно развивается в двух формах: прямого и косвенного воздействия на национальную экономику. Прямое развивается через своего рода огосударствление, при котором государство регулирует рыночные отношения через различные формы участия в процессе производства (например, участие государства в смешанной рыночной экономике в качестве одного из ее субъектов). Косвенное, опосредованное характерно для воздействия государства на воспроизводственный процесс посредством различных экономических средств и методов (основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные и кредитные рычаги).

3). Государственный сектор включает в себя комплекс хозяйственных объектов, целиком или полностью принадлежащих государству, функционирование которых всегда выгодно для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частного капитала. В основном государственный сектор – это объекты инфраструктуры с низким уровнем рентабельности, а также предприятия в тех отраслях и сферах деятельности, где требуются значительные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Частью государственного сектора (частью государственной собственности) являются пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Госсектор используется для решения общегосударственных задач, проблем повышения уровня рентабельности частного сектора, а также в целях государственного регулирования экономики. Например, в условиях ухудшения конъюнктуры, инвестиции в государственном секторе могут противодействовать спаду производства и росту безработицы.

Монопольная прибыль в тех отраслях, где государство является монополистом, а зачастую и прибыль вообще не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, области охраны окружающей среды и других сферах. Высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки, связанные с их функционированием, покрываются из госбюджета.


^ Тема 10. Внешнеэкономический потенциал национальной экономики

1). Конкурентоспособность предприятия – способность предприятия производить и сбывать конкурентоспособные товары и услуги, получая при этом нормальную прибыль. Конкурентоспособность товара – сравнительная характеристика потребительских и стоимостных параметров данного товара по отношению к товару – конкуренту.

4). По отношению производства товаров в России политика протекционизма не должна применяться, т.к. в этом случае отечественные экспортируемые товары теряют конкурентоспособность (в плане увеличения цены), а также уменьшится объем экспорта. Данную политику приемлемо применять лишь по отношению тех отраслей, производящих стратегически и жизненно важную для страны продукцию, например, в 2006 году вследствие плохого урожая зерновых, в стране наблюдался существенный дефицит хлеба, и соответственно, рост цен на них и на муку, но в то же время заготовителями производился экспорт зерна за рубеж с целью получения ими больших средств в следствии продажи по мировым ценам. С целью недопущения этого государством РФ били приняты соответствующие меры, в частности, увеличение таможенных пошлин на вывоз зерновых.
^ Тема 11. Валютная система и валютный контроль

в национальной экономике

1). ЦБ продает доллары и покупает рубли в случае начала падения курса рубля по отношению к доллару; и наоборот. Проводя такие операции ЦБ добивается устойчивости курса рубля по отношению к иностранной валюте.

Страны, курс валюты которых свободно плавает, т.е. определяется спросом и предложением являются высокоразвитыми в экономическом отношении: США, Япония, Канада, ФРГ, Россия. Они имеют устойчивую экономику и достаточные валютные резервы ЦБ, который осуществляет либо валютные интервенции, либо скупку иностранной валюты для поддержания тех, или иных пропорций на рынке. Коррекция валютных курсов со стороны государства воздействует на внешнюю торговлю, а через нее на возможности экономического роста. Понижение куса национальной валюты поощряет развитие экспортно ориентированных отраслей. Наоборот, при повышении стоимости национальной валюты страдают отрасли экспортеры.

Падение курса рубля выгодна экспортерам, которые покупают за падающий рубль и продают за дорожающий доллар.

2). Основная причина падения курса рубля состояла в инфляции, которая существует в РФ. И страну из этого положения вывел, в частности, рост цен на мировом рынке на нефть, и вследствие этого и на другие некоторые сырьевые ресурсы (древесина, уголь, энергетика и т.д.). Это позволило несколько уменьшить темпы инфляции и приостановить падение курса рубля по отношению к иностранным валютам.

Образованная разница в курсах между рублем и международной торговой валютой (у.е.) сулило большую выгоду для Российских экспортеров сырья. Добывая за небольшую сумму и продавая на мировом рынке за большие суммы у.е., Россия за счет большой разницы данных сумм смогла сформировать большой стабилизационный фонд. Средства накопленные в данном фонде (в иностранной валюте) в последующем использовались для проведения валютной интервенции, с целью укрепления и стабилизации курса рубля; а также для проведения расчетов в международной торговле (именно инвалютой, а не рублями).

3). Любая страна старается поддержать свою национальную валюту. Валютный контроль- защита национальной валюты осуществляется путем выдачи лицензий на осуществления деятельности с валютой.

Колебания валютного курса оказывают влияние на изменение совокупного спроса и совокупного предложения, т.е. имеют макроэкономические последствия. Закономерно, что в большинстве стран валютный курс рассматривается как важный объект регулирования при проведении государственной экономической политики, а систему плавающих валютных курсов чаще называют системой корректированных плавающих валютных курсов.

Потребность в корректировке валютных курсов возникает в связи с необходимостью достижения сбалансированности внешних расчетов. Оценка последней дается на основе платежного баланса страны- систематизированный перечень всех операций с денежными средствами, которые опосредуют внешнеэкономические связи. Счета платежного баланса отражают сделки страны с остальным миром.
^ Тема 12. Национальная экономика и национальная безопасность

1). На мой взгляд, в настоящее время наибольшую угрозу существованию страны представляют следующие реалии социальной сферы: это безработица и сложившаяся демографическая ситуация. И для разрешения и ликвидации данных угроз, со стороны государства предпринимаются соответствующие действия: поддержка предпринимательской деятельности, создание специальных экономических зон (например, во Владивостоке и Хабаровском крае), предполагающего вливания больших средств для организации и развития промышленности в соответствующих регионах страны; осуществление национальных проектов: «Образование», «Доступное жилье», «Агропромышленный комплекс», «Здоровье».

2). В последствии приватизации государственной собственности, между уже ставшими собственниками имущества начинается передел собственности, преимущественно криминальными методами, и наряду с еще не разработанной и неразвитой законодательной базой страны, в частности регулирующего имущественные и неимущественные отношения в хозяйственной деятельности. Такой метод борьбы между собственниками-производителями не приводит к росту экономики и развитию НТП.

^ Список использованной литературы
1). Закон Российской Федерации «О центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ.

2). Национальная экономика: Учебник /Под ред. В.А.Шульги. – М.:

Экономика, 2002

3). Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность /В.И.Волков и др.- М.: Инфра – М, 2000.

4). Финансы: учеб. /под ред. В.В.Ковалева. – М.: ТК Велби;

Изд-во Проспект, 2006.


Скачать файл (130.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru