Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Учебно-методический комплекс - Коммерческое право - файл 1.doc


Учебно-методический комплекс - Коммерческое право
скачать (811.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc812kb.26.11.2011 09:59скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Информация о дисциплине

1.1. Предисловие
Дисциплина «Коммерческое право» изучается студентами специальности 080502.65 и направления подготовки бакалавра 080500.62 всех форм обучения в одном семестре. Данная дисциплина включает в себя следующие разделы: «Общие положения коммерческого права»; «Субъекты и объекты коммерческой деятельности»; «Право собственности и его защита. Обязательственные правоотношения в коммерческой деятельности»; «Коммерческие сделки и договоры»; «Регулирование перевозок товаров».

Целью изучения дисциплины является определение сущности и назначения коммерческого права, изучение многообразия нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в коммерческом обороте.

Задачи изучения дисциплины – решение познавательных, методологических и методических задач для достаточно полного изучения не только теоретических, но и прикладных правовых знаний, необходимых для правильного толкования и применения нормативных правовых актов, регулирующих коммерческие правовые отношения в РФ.

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть основами знаний по дисциплине, формируемые на нескольких уровнях:

Иметь представление:

- об основах коммерческого права;

- о законах и иных правовых актах, содержащих нормы коммерческого права;

- о тенденциях дальнейшего развития действующего законодательства.

Знать:

- предмет, метод и принципы коммерческого права;

- организационно правовые формы коммерческой деятельности;

- о задачах решаемых наукой «коммерческое право».

Уметь:

- выделять основное в норме права, анализировать содержание и требования нормативных правовых актов, работать с источниками права и юридической учебной литературой;

- пользоваться нормативной базой для составления коммерческих договоров;

- применять полученные в результате обучения знания для обеспечения законности и правопорядка в коммерческом обороте.

Владеть:

- навыками научно-исследовательской работы в области коммерческого права.

^ Место дисциплины в учебном процессе:

Теоретической и практической основами дисциплины являются курсы «Правоведение», «Экономика отрасли» и «Организация предпринимательской деятельности». Приобретенные при освоении данного курса знания будут непосредственно использованы при дипломном проектировании и в дальнейшей производственной деятельности.
^ 1.2. Содержание дисциплины и виды учебной работы

1.2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы




Виды учебных работ


Всего часов

форма обучения

очная

очно-заочная

заочная

Общая трудоемкость дисциплины (ОТД)

90

Работа под руководством преподавателя (РпРП)

54

54

54

В том числе аудиторные занятия:

лекции

практические занятия (ПЗ)

семинары (С)


32



16



8


Самостоятельная работа студента (СР)

36

36

36

Промежуточный контроль, количество

В т. ч.: контрольная работа

5


5


5


Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет



^ 1.2.2. Перечень видов практических занятий и контроля

- тесты (по разделам дисциплины);

- зачет.


2. Рабочие учебные материалы
2.1. Рабочая программа (90 часов)

Введение (2 часа)

[1], с.38...50; [2], с. 7...10.
История становления и развития коммерческого (торгового) права в мире.
Раздел 1. Общие положения коммерческого права (6 часов)

[1], с.44...72; [2], с. 11...19.
Понятие коммерции и коммерческого права. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина. Предмет коммерческого права. Источники коммерческого права. История торгового законодательства в России. Современное состояние российского торгового законодательства. Его место в системе права России. Перспективы развития.
Раздел 2. Субъекты и объекты коммерческой деятельности (20 часов)
^ 2.1. Субъекты коммерческой деятельности (12 часов)

[1], с. 73…86; [2], с. 20…36.
Понятие участников торговой деятельности. Виды субъектов торговой деятельности. Основания выбора торговой организации. Понятие договорных связей и их структуры. Функции посреднических организаций. Структура связей по поставкам для государственных нужд. Межрегиональные торговые связи.
^ 2.2. Объекты коммерческой деятельности (8 часов)

[1], с. 92…105; [2], с. 36…46.
Понятие объектов торгового права. Правовой режим товаров в торговле. Способы формирования режимов. Классификация товаров.

Раздел 3. Право собственности и его защита. Обязательственные правоотношения в коммерческой деятельности (24 часа)
^ 3.1. Право собственности и его защита (12 часов)

[2], с. 78…94; [3], с. 104…129.
Понятие собственности и права собственности. Возникновение права собственности. Прекращение права собственности. Защита прав собственности и иных вещных прав.
^ 3.2. Обязательственные правоотношения в коммерческой деятельности

(12 часов)

[1], с. 139…152; [4], с. 266…287.
Понятие и виды обязательств. Исполнение и прекращение обязательств. Обеспечение исполнения обязательств. Ответственность за нарушение обязательств.
Раздел 4. Коммерческие сделки и договоры (30 часов)
^ 4.1. Коммерческие сделки (6 часов)

[2], с. 102…115; [3], с. 51…69.
Понятие и классификация коммерческих сделок. Признаки, характеризующие коммерческие сделки.
^ 4.2. Заключение торговых договоров, выработка условий торговых договоров (8 часов)

[1], с. 137…145; [2], с. 116…138.
Правовое регулирование заключения договоров. Форма торговых договоров. Процедура заключения договоров. Изменение и расторжение договоров. Порядок установления условий договора. Условия о предмете и сроках. Порядок доставки и место сдачи товаров.

^ 4.3. Виды договоров (16 часов)

[1], с. 137…279; [2], с. 157…234.
Посреднические договоры в торговле: договор комиссии, договор поручения. Агентский договор, дистрибьюторские договоры. Договоры, содействующие торговле: договоры на проведение маркетинговых исследований; договоры на распространение рекламы и на передачу информации; другие виды договоров, содействующие торговле.
^ Раздел 5. Регулирование перевозок товаров (6 часов)

[1], с. 295…309; [4], с. 389…435.
Вопросы, подлежащие регулированию в области перевозок. Договоры об организации перевозок. Договоры на перевозку конкретных партий. Документирование перевозок и факта не сохранности грузов. Ответственность органов транспорта, отправителя и получателя.
Заключение (2 часа)

Перспективы развития коммерческого (торгового) права.

^ 2.2. Тематический план дисциплины

2.2.1. Тематический план дисциплины для студентов очной формы обучения


№ п/п

Наименование

раздела,

(отдельной темы)

Кол-во часов по очной форме обучения
^

Виды занятий и контроля


Лекции

Самостоятельная работа

Тесты

аудит.

ДОТ

ВСЕГО

90

32

22

36

5

1.

Раздел 1. Введение. Общие положения коммерческого права

8

4

2

2

1


2.

Раздел 2. Субъекты и объекты коммерческой деятельности

20

6

4

10

2


2.1.

Субъекты коммерческой деятельности

12

4

2

6

-

2.2.

Объекты коммерческой деятельности

8

2

2

4

-

3.

Раздел 3. Право собственности и его защита. Обязательственные правоотношения в коммерческой деятельности

24

10

6

8

3


3.1.

Право собственности и его защита

12

5

3

4

-


3.2.

Обязательственные правоотношения в коммерческой деятельности

12

5

3

4

-

4.

Раздел 4. Коммерческие сделки и договоры

30

10

8

12

4


4.1.

Коммерческие сделки

6

2

2

2

-

4.2.

Заключение торговых договоров, выработка условий торговых договоров

8

2

2

4

-

4.3.

Виды договоров

16

6

4

6

-

5.

Раздел 5. Регулирование перевозок товаров. Заключение

8

2

2

4

5


2.2.2. Тематический план дисциплины для студентов очно-заочной формы

обучения


№ п/п

Наименование

раздела,

(отдельной темы)

Кол-во часов по очной форме обучения
^

Виды занятий и контроля


Лекции

Самостоятельная работа

Тесты

аудит.

ДОТ

ВСЕГО

90

16

38

36

5

1.

Раздел 1. Введение. Общие положения коммерческого права

8

1,5

4,5

2

1


2.

Раздел 2. Субъекты и объекты коммерческой деятельности

20

3

7

10

2


2.1.

Субъекты коммерческой деятельности

12

1,5

3,5

7

-

2.2.

Объекты коммерческой деятельности

8

1,5

3,5

3

-

3.

Раздел 3. Право собственности и его защита. Обязательственные правоотношения в коммерческой деятельности

24

3,5

12,5

8

3


3.1.

Право собственности и его защита.

12

1,5

6,5

4

-


3.2.

Обязательственные правоотношения в коммерческой деятельности

12

2

6

4

-

4.

Раздел 4. Коммерческие сделки и договоры

30

6

12

12

4


4.1.

Коммерческие сделки

6

2

2

2

-

4.2.

Заключение торговых договоров, выработка условий торговых договоров

8

2

2

4

-

4.3.

Виды договоров

16

2

8

6

-

5.

Раздел 5. Регулирование перевозок товаров. Заключение

8

2

2

4

5


2.2.3. Тематический план дисциплины для студентов заочной формы обучения


№ п/п

Наименование

раздела,

(отдельной темы)

Кол-во часов по очной форме обучения
^

Виды занятий и контроля


Лекции

Самостоятельная работа

Тесты

аудит.

ДОТ

ВСЕГО

90

8

46

36

5

1.

Раздел 1. Введение. Общие положения коммерческого права

8

1

5

2

1


2.

Раздел 2. Субъекты и объекты коммерческой деятельности

20

2

8

10

2


2.1.

Субъекты коммерческой деятельности

12

1

4

7

-

2.2.

Объекты коммерческой деятельности

8

1

4

3

-

3.

Раздел 3. Право собственности и его защита. Обязательственные правоотношения в коммерческой деятельности

24

2

14

8

3


3.1.

Право собственности и его защита

12

1

7

4

-

3.2.

Обязательственные правоотношения в коммерческой деятельности

12

1

7

4

-

4.

Раздел 4. Коммерческие сделки и договоры

30

2

16

12

4


4.1.

Коммерческие сделки

6

0,5

3,5

2

-

4.2.

Заключение торговых договоров, выработка условий торговых договоров

8

0,5

3,5

4

-

4.3.

Виды договоров

16

1

9

6

-

5.

Раздел 5. Регулирование перевозок товаров. Заключение

8

1

3

4

5




^ 2.3. Структурно – логическая схема дисциплины

«Коммерческое право»





Раздел 5. Регулирование перевозок товаров


Раздел 4. Коммерческие сделки и договоры

Коммерческие сделки

Заключение торговых договоров, выработка условий торговых договоров

Виды договоров

Раздел 3. Право

собственности и

его защита. Обязательственные правоотношения в коммерческой деятельности

Право собственности и его защита

Обязательственные правоотношения в коммерческой деятельности

Раздел 1. Общие положения коммерческого права

Раздел 2. Субъекты и объекты коммерческой деятельности

Субъекты коммерческой деятельности

Объекты коммерческой деятельности



^ 2.4. Временной график изучения дисциплины

при использовании информационно-коммуникационных технологий







^ Название раздела (темы)

Продолжительность изучения раздела в днях (из расчета – 4 часа в день)

1.

Раздел 1. Введение. Общие положения коммерческого права

3 дня

2.

Раздел 2. Субъекты и объекты коммерческой деятельности

4,5 дня

3.

Раздел 3. Право собственности и его защита. Обязательственные правоотношения в коммерческой деятельности

6 дней

4.

Раздел 4. Коммерческие сделки и договоры

6 дней

5.

Раздел 5. Регулирование перевозок товаров. Заключение

3 дня

ИТОГО

22,5 дня



^ 2.5. Балльно – рейтинговая система оценки знаний
Изучение дисциплины «Коммерческое право» осуществляется в течение одного семестра и завершается сдачей зачета. Весь курс разделен на пять разделов. После завершения работы с соответствующим разделом необходимо ответить на вопросы контрольного теста. Для подготовки к любому контрольному тесту Вам предлагается предварительно пройти тренировочный тест. Номера соответствующих контрольных тестов указаны в тематических планах, а также в начале каждого раздела.

За каждый правильный ответ на вопрос контрольного теста, содержащего десять вопросов – 2 балла (максимально за весь тест 20 баллов).

При успешной работе с материалами данного курса студент может получить максимум – 100 баллов (5 тестов по 20 баллов). Для получения допуска к зачету необходимо набрать более двух третей от этой суммы. То есть, если Вы набрали более 67 баллов, допуск к зачету Вам обеспечен!


^ 3. Информационные ресурсы дисциплины
3.1. Библиографический список
Основной:

1. Пугинский, Б.И. Коммерческое право России: учебник для вузов/Б.И. Пугинский; МГУ им. М.В. Ломоносова. – Изд. 2-е, [перераб. и доп.]. – М.: Зерцало, 2008. – 350 с.

2. Попондопуло, В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: учебник для вузов/В.Ф. Попондопуло. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 764 с.

3. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учебник для вузов / С.Э. Жилинский. – М.: Норма, 2006. – 935 с.

4. Круглова, Н.Ю. Хозяйственное право: учеб. пособие /Н.Ю. Круглова. – 3-е изд. – М.: РДЛ: КНОРУС, 2008. – 831 с.
Дополнительный:

5. Гражданское право: учебник для вузов: в 3 т. /под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 2004.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая, третья и четвертая: [по сост. на 21 янв. 2008 г.]. – М.: Омега-Л, 2008. – 665 с.

7. Хозяйственное право: учеб.-метод. комплекс, информ. Ресурсы дисциплины, учеб. пособие/О.Г. Лазаренкова; Федер. Агенство по образованию, СЗТУ. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2007. – 144 с.
Средства обеспечения освоения дисциплины (ресурсы Internet):
7. http:// www.busnesspravo/ru/.

8. http://www.klerk. /ru/law/.

9. http://www.hozpravo.ru/podp.html.

10. http://www.cbk.ru/.


    1. Опорный конспект

Введение

Принято различать три этапа в становлении и развитии торгового права в мире. Первый период – итальянский – традиционно считается зарождением европейского торгового права (XI-XV вв.). Италия являлась посредницей в торговых связях средиземноморских стран. В этой стране получила оформление специальная торговая юрисдикция, сформировались морские обычаи. В 1494г. была издана книга Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях», положившая начало бухгалтерскому учету, основные принципы которого используются и в настоящее время: учет по методу баланса и отражение операций путем двойной записи (дебет-кредит).

Второй период – французский (XVI в.). Во Франции усиливается роль торгового сословия и увеличивается его численность, этому способствовало, в частности, покровительство государственной власти того времени, обеспечивавшей достижение двух стратегических целей: обогащение казны и сплочение государства, преодоление сепаратистских действий феодальной знати. В 1673г. принимается Торговый ордонанс. Это был первый опыт кодификации торгового права. В 1807г. издается наполеоновский Торговый кодекс. Он наряду с Гражданским кодексом Франции получил непосредственное прямое применение в Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии и других государствах. Это второй случай в истории после феномена римского права (прямое рецепирование иностранного закона).

Третий период – германский (XIX в.). В 1861г. принимается Всеобщий немецкий торговый кодекс – общие правила товарного обращения на территории страны. В этот период феодальной раздробленности Германия состояла почти из сотни разрозненных княжеств, герцогств, свободных городов. Они относились друг к другу подозрительно и враждебно, отказавшись даже принять единый Гражданский кодекс. Торговый кодекс не задевал ничьих суверенных амбиций, что было крайне важно для объединения страны.

Введение Торгового кодекса облегчило формирование единого немецкого рынка, что способствовало консолидации страны и ее политическому объединению при О.Бисмарке. Гражданский кодекс был принят уже в единой Германии в 1896г., а в 1897г. был переиздан Торговый кодекс. Под влиянием этого процесса в конце века почти во всех европейских странах наряду с гражданскими были приняты самостоятельные торговые кодексы. В
1899г. принимается торговый кодекс в Японии; в нем также использовался германский опыт.

До определенного периода развитие торгового права носило эволюционный характер, а в 80-е годы XX в. в США, а затем и в Западной Европе произошла торговая революция, сравнить которую можно лишь с научно-технической революцией. Сущность торговой революции состоит в резком и постоянном увеличении объемов продаж (в 5 раз за последние 30 лет); в изменении методов производства и сбыта товаров. Производство основывалось на предварительном изучении потребностей в товаре, прогнозировании возможности его продажи. Обязательным условием производства стал маркетинг, анализ спроса. Производство стало целиком определяться запросами покупателей, а также активно влиять на эти запросы. Была обеспечена сбалансированность производства и продаж, что позволило устранить кризисы перепроизводства, рыночная экономика стала более организованной и динамичной, вышла на новый уровень.

Была осуществлена структурная перестройка сбыта и снабжения, появились мощные посреднические звенья, занимающиеся продвижением товара. Они включали в себя головную сбытовую фирму и зависимую от нее сеть дилеров-распространителей. Сейчас в США существует более 100 ассоциаций – союзов оптовых фирм по сбыту различных товаров.

Эти посреднические звенья в силу специализации способны более эффективно вести торговую деятельность. Усилиями посредников обеспечивается оперативное и равномерное продвижение товаров во все точки страны и за рубеж.

В результате торговой революции был преодолен диктат производителей над потребителями (вернее сказать, этот диктат приобрел более цивилизованную форму).

Оптовые посредники, исходя из целей увеличения собственной прибыли, обеспечили влияние интересов потребителей на развитие производства, непрерывного совершенствования товаров, улучшения качества, расширения ассортимента.

В настоящее время в России, как и во времена социализма, по-прежнему существует диктат производителя. Однако существенные перемены в этом отношении вносит закон «О защите прав потребителей».

Торговая революция сформировала новое качество жизни людей на Западе.

Кроме уже перечисленных преимуществ она способствовала увеличению объема свободного времени людей за счет ликвидации дефицитов и убыстрения торговых операций.

Торговая революция сопровождалась бурным развитием торгового права (модернизация торговых кодексов, унификация национального торгового законодательства). Странами Европейского Союза принят в качестве модельного Общеевропейский кодекс частного права. Его первая часть, «Принципы европейского договорного права», фактически является торговым кодексом ЕС.

В государствах общей системы права проведены законодательные преобразования (в США на основе Единообразного торгового кодекса приняты торговые кодексы в штатах).

В Англии принимается ряд законов торгового права: «Закон о справедливой торговле» (1973г.), «Закон о недобросовестных договорных условиях» (1977г.), «Закон о купле-продаже» (1979г.), «Закон о передаче имущества» (1982г.) и др. Это ознаменовало необратимый слом общей системы права. Вместо прецедентной она становится нормативно-прецедентной.

Заключается большое число международных соглашений по различным вопросам торговой деятельности. Ряд соглашений оформлен в качестве конвенций ООН: «О договорах международной купли-продажи» (Вена, 1980г.). Большое количество соглашений подготовлено комиссиями и организациями под эгидой ООН: ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию; ЮНСИТРАЛ – Комиссия ООН по праву международной торговли. Международные соглашения унифицируют порядок применения цен и тарифов, стандартизации и сертификации товаров, закрепляют общие правила перевозок грузов.

Заключаются региональные соглашения. Пример тому – Римский договор 1957г. об учреждении Европейского экономического сообщества («Общего рынка»). Сняты количественные ограничения на ввоз и вывоз товаров, отменены таможенные сборы. Странами-участниками признан приоритет европейского права над соответствующими нормами национального права.

^ Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

Более подробная информация по данному разделу содержится в [1], [2].

При работе с теоретическим материалом следует ответить на вопросы, приведенные в конце данного раздела.

После проработки теоретического материала раздела 1 следует выполнить тренировочный тест.

Изучение раздела заканчивается контрольным мероприятием: необходимо ответить на вопросы контрольного теста № 1. Максимальное количество баллов, которое Вы можете получить по данному разделу, составляет 20 баллов за тестирование.

^ Понятие коммерции и коммерческого права.

В содержание данного понятия входит изучение правового регулирования коммерческой (торговой) деятельности.

Коммерческое право (КП) в отличие от ранее читавшегося курса «Торговое право» не является комплексным курсом, использующимся при решении вопросов, касающихся управления торговлей, ее финансирования, особенности трудовых отношений и т.п., а является отраслевой юридической дисциплиной. В содержательном плане КП является подотраслью гражданского права.
^ Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина.

Наука представляет собой вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах, процессах и явлениях действительности. Теоретическое знание добывается на основе использования научных методов и средств.

В системе юридического образования коммерческое право выступает в качестве учебной дисциплины.

Предназначение учебной дисциплиныобучение и подготовка специалистов к практической работе. Дисциплина формируется путем отбора теоретических положений, выработанных науками, а также путем обобщения практического опыта. При этом она не создает нового знания, а лишь обобщает имеющееся знание в удобной для усвоения форме.
^ Предмет коммерческого права.

Предметом любой дисциплины юридической науки всегда являются общественные отношения, требующие правового регулирования. В данном случае в области коммерческой (торговой) деятельности – продвижение товаров от изготовителей к потребителям.

В дореволюционный период в качестве торгового права рассматривали исключительно посредническую деятельность между производителем и потребителем. Таким же образом предмет понимается и современной теорией торгового права западных стран, так как она сформировалась в прошлом и не учитывает современных реальностей. Товары продают и покупают не только посреднические фирмы. Этим занимается каждая производящая организация.

Торговый оборот является частью имущественного оборота, регулируемого гражданским правом.

Торговый оборот начинается с продажи производителем произведенного им продукта.

В состав коммерческой деятельности включаются также акты приобретения товара потребителями. Значительную их часть составляют розничные торговые организации. Покупателями товаров выступает масса организаций, использующих материалы, оборудование, инвентарь для своих хозяйственных и предпринимательских целей, в том числе – управленческие, учебные, медицинские, военные и иные организации.

Внутри коммерческой деятельности регулируются вопросы сбыта продукции и вопросы материального товарного снабжения.

Процесс розничной продажи товаров гражданами не включается в процесс регулирования коммерческого права.

Значительной темой, рассматриваемой коммерческим правом, является вопрос правового содействия становлению российского товарного рынка, формирования его структуры и инфраструктуры.
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (811.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru