Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Банковское дело - файл ЛЕКЦИЯ 10.doc


Загрузка...
Лекции - Банковское дело
скачать (367.9 kb.)

Доступные файлы (12):

ЛЕКЦИЯ 10.doc78kb.24.01.2005 20:18скачать
ЛЕКЦИЯ 11.doc61kb.24.01.2005 20:23скачать
ЛЕКЦИЯ 12.doc191kb.24.01.2005 20:31скачать
ЛЕКЦИЯ 5.doc88kb.24.01.2005 20:04скачать
ЛЕКЦИЯ 7.doc245kb.24.01.2005 20:07скачать
ЛЕКЦИЯ 8.doc526kb.24.01.2005 20:09скачать
ЛЕКЦИЯ 9.doc119kb.24.01.2005 20:10скачать
ЛЕКЦІЯ 1.doc172kb.06.03.2006 16:23скачать
ЛЕКЦІЯ 2.doc209kb.08.06.2005 18:47скачать
ЛЕКЦІЯ 3.doc205kb.21.01.2005 20:04скачать
ЛЕКЦІЯ 4.doc401kb.25.05.2005 02:05скачать
ЛЕКЦІЯ 6.doc230kb.24.01.2005 20:05скачать

ЛЕКЦИЯ 10.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Дисципліна: “Основи банківської справи”

Лекція 10



Основы банковского менеджмента.



Розглянуті питання:
1.Особенности менеджмента в банковской сфере.

2.Организационная структура банковского менеджмента.

3.Предпринимательская среда, как объективная составляющая банковского менеджмента и маркетинга.

4.Управление персоналом банка.

5.Организация управления активами и пассивами.
Рекомендована література: 32, 38, 42, 44, 45, 59, 84.

Лекції розроблені : к.е.н., доц.Житний П.Є.

ас. Шаповалова С.М.

План:

  1. Дайте сравнительную характеристику финансового и организационного менеджмента.

  2. К каким из вышеперечисленных видов менеджмента относятся ниже перечисленные определения, и в чём заключается их функция:

    • формирование активов и пассивов, и управление рисками этого процесса;

    • управление ликвидностью, и управление рисками, связанными с её формированием;

    • управление кредитным портфелем, и управление кредитными рисками;

    • организация внутреннего аудита, и управление аудиторскими рисками;

    • проектирование организационной структурой, и управление рисками при её проектировании;

    • управление персоналом, и управление связанными с ним рисками;

    • управление маркетинговой деятельностью, и рисками с ней связанными;

    • информационно – аналитическое обеспечение, и рисками с ним связанными.

  3. Раскройте характеристику задач банковской политики.

  4. Каковы задачи банковского администрирования?

  5. В чём состоят задачи создания банковских продуктов?

  6. Что понимается под формированием клиентской базы банка, обслуживанием клиентов, и продажей услуг?

  7. Что такое мотивация труда? Расстановка кадров? Система подготовки и переподготовки кадров? Принципы общения в коллективе? Система оплаты труда, поощрений и стимулирования? Система повышения в должности?


^ Особенности менеджмента в банковской сфере.

Банковский менеджмент - научная система управ­ления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на научных методах управления, конкретизированных практикой ведения банковского дела.

Банковская деятельность представляет собой спе­цифичную сферу бизнеса, определяющую особеннос­ти мышления и поведения занятых в нем работников, что неизбежно отражается на содержании банковского менеджмента.

Банк представляет собой, прежде всего, общест­венный институт, в котором сосредоточены денеж­ные вклады множества кредиторов (юридических и физических лиц), поэтому банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т. е. на надежность и доверие вкладчиков.

Менеджмент банка характеризуется эффективнос­тью организации и руководства банком в постоянно изменяющихся условиях. Менеджмент является важным инструментом устойчивости банка, его неуязви­мости при любых внешних потрясениях.

Содержание банковского менеджмента составляют: планирование, анализ, регулирование, контроль.

^ Общее планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы и ре­зультаты его деятельности в соизмерении с источни­ками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прог­нозов.

Назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также ресурсов, имеющихся в распоряжении. Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать сотрудникам. Планирование позволяет взаимоувязать все стороны деятельности банка через сводные показатели, увязать их выполне­ние с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда. Планы позволяют определить направления поиска новых сфер и методов деятельности в условиях кон­куренции на денежном рынке.

Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы раз­вития банка.

Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлени­ям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процент­ная, кадровая и др. политика).

Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе срав­нения фактически достигнутых результатов с прогноз­ными, с результатами истекших периодов и с резуль­татами лучших банков.

Материалы анализа позволяют выявить положи­тельные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.

Основу сводной аналитической работы банка со­ставляет анализ данных баланса, проводимый в опре­деленном ракурсе. Главными направлениями анализа являются: оценка динамики объемных показателей деятель­ности банка: активов, депозитов, собственного капи­тала, кредитов, прибыли. Указанная оценка проводит­ся в сопоставлении с аналогичными показателями других банков, что позволяет определить место (рейтинг) данного банка в системе российских ком­мерческих банков. Результаты такой аналитической работы могут быть полезны для выработки стратегии развития конкретного банка.

Оценка ресурсной базы: объема, структуры и ос­новных тенденций развития её составных частей (соб­ственного капитала, депозитов, межбанковского кре­дита). Анализ осуществляется на основе классифика­ции отдельных статей ресурсов банка, расчета струк­турных показателей, сравнения их в динамике и с другими банками. Указанный анализ используется для разработки депозитной политики банка.

Оценка состояния активов банка: объема, струк­туры и основных тенденций развития составных час­тей активов банка (кредитов, инвестиций, депози­тов). Анализ осуществляется на основе классифи­кации активов банка, расчета структурных показа­телей; сравнения их в динамике и с другими банка­ми. Результаты проведенного анализа являются ос­новой для разработки кредитной и инвестицион­ной политики банка.

Оценка ликвидности банка производится на основе расчета финансовых коэффициентов, сравнения их с критериальными уровнями, в динамике, выявления факторов, оказавших влияние на изменения уровня показателей.

Материалы анализа позволяют определить стратегию и тактику банка в области управления ликвид­ностью.

Оценка доходности банка осуществляется на осно­ве анализа данных баланса и отчета о прибылях и убытках. В процессе анализа рассчитывается система количественных и качественных показателей, харак­теризующих доходность и прибыльность банка, эф­фективность использования активов, структуру дохо­дов и расходов банка. Указанный анализ является ос­новой для разработки механизма управления при­быльностью банка.

Наряду с этими направлениями сводной аналити­ческой работы коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлени­ям: анализ кредитного портфеля банка, анализ порт­феля ценных бумаг, анализ кредитоспособности кли­ентов, анализ достаточности собственного капитала, анализ процентной маржи и др.

Материалы указанных аналитических разработок используются для выработки политики в области управления банковскими рисками применительно к сферам деятельности банка.

Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные на­личием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Учитывая, что банковская дея­тельность наиболее рискованная, вовлекающая в оборот крупные суммы "чужих" денег, государствен­ное регулирование предусматривает ряд принципи­альных требований к лицензированию банков, огра­ничению сфер их деятельности, достаточности капи­тала, ликвидности, формированию обязательных резервов.

В этой связи система внутрибанковского регулиро­вания (саморегулирования) направлена, прежде всего, на соблюдение требований и нормативов, установлен­ных органами государственного надзора.

Вместе с тем, система внутрибанковского регулиро­вания включает и самостоятельные направления:

совершенствование организационной структуры банка, в частности, образование новых подразделе­ний, обеспечивающих дальнейшее развитие банка (аналитических служб, отдела планирования и марке­тинга и т. д.);

разработка новых и совершенствование действую­щих инструктивных и методических материалов, про­цедур принятия решений, позволяющих повышать ка­чество управления банковской деятельностью;

корректировка целей, приоритетов и методов осу­ществления банковской политики, исходя из реально складывающейся ситуации;

принятие конкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным направлениям деятельности банка или по созданию дополнительной системы га­рантий для защиты от рисков;

определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля.

Контроль в банковской деятельности подразделя­ется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк Российской Феде­рации и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответст­вии с их полномочиями, а также органы внутрен­него аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.

Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внеш­ним контролем и состоит в проверке соблюдения за­конодательных и нормативных актов Центрального банка Российской Федераций, внутрибанковских ин­струкций и правил, предписаний внешних контро­лирующих органов.

Содержание "банковского менеджмента находит конкретное выражение в работе сферы управления.

^ Сфера банковского менеджмента подразделяется на два блока: финансовый менеджмент и управление персоналом.

Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными направлениями фи­нансового менеджмента являются: разработка банков­ской политики с конкретизацией по отдельным сфе­рам деятельности банка (депозиты, кредиты, инвести­ции, услуги и т. д.); банковский маркетинг, управле­ние активами и пассивами банка, управление ликвид­ностью, управление доходностью, управление собст­венным капиталом, управление кредитным портфе­лем, управление банковскими рисками.

Особенностью финансового менеджмента являет­ся отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организации банков­ских процедур в рамках единой банковской систе­мы. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк вырабатывает собственные правила по­ведения; постоянно изменяющаяся экономическая ситуация требует корректировки и совершенствова­ния сложившихся приемов ведения банковского дела.

Второй сферой банковского менеджмента является управление персоналам, которое направлено на раци­ональное использование знаний и опыта банковских служащих, как Необходимое условие эффективности финансового менеджмента. Оно включает: мотивацию труда, организацию труда сотрудников банка, расста­новку кадров; систему подготовки и переподготовки банковских кадров; механизм оплаты труда, поощре­ний и стимулирования; организацию контроля; систе­му продвижения по службе; принципы общения в коллективе.

2.2.Организационная структура банковского менеджмента.

Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как и любая система управления, состоит из двух подсистем:

  • управляемой, или объекта управления;

  • управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.

Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Объект управления — денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В процессе финансового менеджмента в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.

Таблица 4



^

Финансовая устойчивость банка


  1. Программирование банка на основе финансово-­экономических нормативов деятельности банка (внешних и внутренних), программирование и стратегия деятельности банка




  1. Мониторинг и анализ деятельности банка, идентификация традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений




  1. Текущая оценка экономических выгод, операционно­-стоимостный анализ банка и трансфертное ценообразование



^

Организационная устойчивость банка


  1. Планирование деятельности банка: маркетинговая стратегия и бизнес-планирование подразделений банка




  1. Организационное построение банка (линейная, дивизионная, матричная структура; ориентация на услугу или клиента)




  1. Управление человеческим капиталом: мотивация, материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала



^

Функциональная устойчивость банка


  1. Специализация банка




  1. Универсализация банка



^

Коммерческая устойчивость банка


  1. Продуктовая политика банка и функционально­-технологическая поддержка продуктового ряда банка




  1. Финансовый менеджмент клиентуры банка и его развитие в инновационное направление деятельности банка на основе потребностей клиентов (рынка) или управление изменениями (реинжиниринг процессов обслуживания клиентов)




^ Капитальная устойчивость банка

  1. Кредитно­-инвестиционная политика банка




  1. Эмиссионно-­учредительская и фондовая политика банка




Финансовый менеджмент в коммерческом банке — это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом — управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. Наряду с проблемами финансового, организационно-­технологического характера в коммерческом банке большое значение имеют проблемы информационного и логико-­аналитического обеспечения финансового менеджмента коммерческого банка, оптимизации деятельности коммерческого банка как хозяйствующего субъекта и оптимизации технологических процессов и организационных структур. Последние относятся к проблемам системного анализа (исследования операций, информатики).
2.3.Предпринимательская среда, как объективная составляющая банковского менеджмента и маркетинга.



Основными элементами системы банковского маркетинга являются: исследование рынка, разработка и реализация на этой основе рыночной (конкурентной) стратегии. Марке­тинг (от английского market — рынок) — комплексная сис­тема организации производства и сбыта товаров, ориентиро­ванная на удовлетворение потребностей конкретных потре­бителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка.

Применение банком маркетинга характеризуется наличи­ем в его деятельности следующих черт, являющихся сущностными признаками маркетинга:

• ориентация банка на потребности клиентов (марке­тинговая философия);

• применение целой совокупности инструментов рыноч­ной политики (маркетинг-микс);

• планомерная координация всех видов деятельности в сфере сбыта (маркетинговое управление).

Маркетинговое управление следует рассматривать с по­зиции преобразования банковских рынков сбыта в рынки покупателя.

Сегодня понятие маркетинга в банковской сфере вклю­чает выявление существующих и потенциальных рынков для предоставления услуг; выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и определение потребностей клиентов в этих сферах; установление кратко- и долгосроч­ных целей для развития существующих и создания новых видов услуг; предложения услуг таким образом, чтобы при­влечь внимание клиентов к их получению, при соблюдении условия постоянного контроля со стороны банка за качест­венным их выполнением и получением прибыли от их реа­лизации.

Специфика банковского маркетинга предопределяется особенностями банковского продукта. Можно предложить такое определение рассматриваемого явления. Банковский про­дукт (услуга) — разнообразные действия на финансовом рынке, денежные операции, осуществляемые коммерчески­ми банками за определенную плату по поручению и в инте­ресах своих клиентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышение эффективности банков­ского предпринимательства (например, совершенствование организационной структуры).

В настоящее время кредитные учреждения в странах с развитой рыночной экономикой осуществляют обслужива­ние физических и юридических лиц, предоставляя им около 270 видов различных услуг.

Особенности банковских услуг состоят в следующем:

  • они в основе абстрактны, не имеют материальной суб­станции;

  • оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах и качествах;

  • абстрактные банковские услуги приобретают конкрет­ный характер на основе договорных отношений;

  • купля-продажа большинства банковских услуг харак­терна протяженностью во времени.

Важной чертой продукта банка является его имидж. Имидж — это распространенное и достаточно устойчивое представление об отличительных либо же исключительных характеристиках продукта, придающих последнему особое своеобразие и выделяющих его из ряда аналогичных продук­тов. Имидж продукта складывается под воздействием сле­дующих факторов:

  • имидж банка, разрабатывающего либо же реализующего данный продукт;

  • качество продукта;

  • характеристики аналогичного продукта других банков;

  • критерии, нормы и предпочтения клиентов, пользую­щихся указанным продуктом.

Имидж продукта не занимает пассивной позиции по от­ношению к отмеченным факторам. Он сам, в свою очередь, оказывает на них существенное влияние, что приводит к их трансформации. Данные факторы в свою очередь находятся в активном взаимодействии и воз­действуют как друг на друга, так и на всю совокупность данных факторов.

В отличие от имиджа банка, обычно связанного с ролью, которую он играет в жизни общества, экономике, с фило­софией руководства банка, с его миссией, особенностями конкурентной борьбы, с уникальностью решаемых им задач и т.д., имидж продукта в концентрированном виде выражает отличительные особенности продукта, выделяющие его в кругу аналогов, либо же наделяющие его потребительские функции особыми, специфическими качествами.

В рыночной экономике коммерческий банк существует постольку, поскольку имеется спрос на его товар (услуги). В зависимости от спроса банк вырабатывает конкретную мар­кетинговую политику и придерживается ее в процессе своей деятельности. Главное направление в стратегии развития банки уделяют ныне разработке новых банковских продук­тов (или их модернизации), так как расценивают их как важнейшее средство обеспечения стабильности своего функционирования, экономического роста и конкуренто­способности. Без этого на современном рынке просто не­возможно.

Для успешного внедрения нового продукта на рынок, он должен отвечать следующим основным положениям:

  • самое главное — любой вид продукции должен полно­стью соответствовать запросам потребителей;

  • продукт должен опираться на сильные стороны дея­тельности банка или его подразделения;

  • продукция кредитного учреждения призвана быть луч­ше предложений его конкурентов;

  • любая новая продукция, которую банк предоставляет клиентам, должна пользоваться поддержкой его руково­дства;

  • разрабатываемые продукты (услуги) обязаны иметь уп­реждающий (стратегический) характер.

Для банка внедрение в практику бизнеса новых продуктов — возможность проникновения на новые рынки, их освоение, удовлетворение вновь появившихся пожеланий клиентов и получение на этой основе новых прибылей. Особенно высокие доходы имеют место обычно тогда, когда банк выходит на рынок с совершенно качест­венно новым продуктом, который другие банки пока не использовали и на определенном этапе становится монопо­листом, что дает возможность некоторое время получать монопольно высокую прибыль. Этот период обычно неве­лик, поскольку другие банки стараются быстро наверстать упущенное, разработать, подготовить и предложить своим клиентам аналогичную услугу. Но и за короткое время мож­но, особенно в российских условиях, сделать "большие деньге", а, главное, привлечь к себе новых клиентов, суще­ственно пополнить клиентскую базу.

Коммерческий банк обязан предлагать клиентам набор услуг, который может быть реализован рентабельно. Ука­занные услуги предоставляются в такой форме, по такой цене, в такое время и в таком месте, которые отвечают за­просам клиентуры.

2.4.Управление персоналом банка.

Таблица 1

Менеджмент банка

Финансовый менеджмент

Управление персоналом

1. Банковская политика

2. Маркетинг

3. Управление активами и пассивами

4. Управление ликвидностью

5. Управление доходностью

6. Управление собственным капиталом

7. Управление кредитным портфелем

8. Управление банковскими рисками (валютным, процентным и др.)

9. Создание информационной системы

1. Мотивация труда

2. Организационная структура банка

3. Расстановка кадров

4. Система подготовки и переподготовки кадров

5. Система оплаты труда, поощрений и стимулирования

6. Организация контроля

7. Система повышения в должности

8. Принципы общения в коллективе

Качество управления каждым банком в зарубежной Практике подвергается оценке, поскольку от него в значительной мере зависит надежность конкретного банка и банковской системы в целом.

Особое внимание уделяется выявлению факторов неправильного менеджмента. К ним относят: техни­ческие ошибки в процессе управления из-за слабой компетентности руководителей банка и его сотрудни­ков попытка завуалировать создавшееся тяжелое фи­нансовое положение путем привлечения временных источников (межбанковских кредитов), попытки ис­казить отчетность путем сокрытия нереальных активов и убытков, прямой обман и мошенничество. Своевре­менное выявление фактов неправильного менеджмен­та является задачей органов государственного надзора, которые обладают правами воздействия на подобные банки, вплоть до снятия руководства, ликвидации или реорганизации банка.
2.5.Организация управления активами и пассивами

По целевому назначению можно различать следующие классы операций:

  1. Пассивные операции — аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;

  2. Активные операции — использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;

  3. Посреднические операции — обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.



Скачать файл (367.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru