Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Банковское дело - файл ЛЕКЦІЯ 3.doc


Загрузка...
Лекции - Банковское дело
скачать (367.9 kb.)

Доступные файлы (12):

ЛЕКЦИЯ 10.doc78kb.24.01.2005 20:18скачать
ЛЕКЦИЯ 11.doc61kb.24.01.2005 20:23скачать
ЛЕКЦИЯ 12.doc191kb.24.01.2005 20:31скачать
ЛЕКЦИЯ 5.doc88kb.24.01.2005 20:04скачать
ЛЕКЦИЯ 7.doc245kb.24.01.2005 20:07скачать
ЛЕКЦИЯ 8.doc526kb.24.01.2005 20:09скачать
ЛЕКЦИЯ 9.doc119kb.24.01.2005 20:10скачать
ЛЕКЦІЯ 1.doc172kb.06.03.2006 16:23скачать
ЛЕКЦІЯ 2.doc209kb.08.06.2005 18:47скачать
ЛЕКЦІЯ 3.doc205kb.21.01.2005 20:04скачать
ЛЕКЦІЯ 4.doc401kb.25.05.2005 02:05скачать
ЛЕКЦІЯ 6.doc230kb.24.01.2005 20:05скачать

ЛЕКЦІЯ 3.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Дисципліна: “ Основи банківської справи”


ЛЕКЦІЯ 3


Банковские системы зарубежных стран


Розглянуті питання:
1.Банковская система США.

2.Банковская система Германии.

3.Банковская система Японии.
Рекомендована література: 33, 41, 45, 48, 54, 56, 62, 74, 100.

Лекції розроблені : к.е.н., доц.Житний П.Є.

ас. Шаповалова С.М.

План:


  1. В чём состояли предпосылки и этапы создания ФРС?

  2. Каковы принципы организации ФРС?

  3. Каково влияние Конгресса США на ФРС?

  4. В чём заключается построение иерархии ФРС?

  5. Каково влияние Второй мировой войны на экономику США? Каковы последствия этого влияния на ФРС?

  6. В чём заключалась особенность денежно кредитной системы Германии до 70-х годов девятнадцатого века?

  7. Каковы характеристики Рейхсбанка и Бундесбанка, Банка немецких земель (БНЗ) и Центральных банков земель (ЦБЗ) и исторические этапы деятельности этих банков?

  8. Каково влияние законодательства Германии с 1999 года на банковскую систему Германии?

  9. Банки национального значения. Банки регионального масштаба. Банкирские дома. Каковы критерии условного деления на вышеперечисленные сектора банковской системы Германии?

  10. Каковы характеристики современной банковской системы Германии?

  11. Какова характеристика банковской системы Японии с 1872 года по 1998 год?

  12. В чём отличие Банка Японии от ЦБ Германии и резервных банков США?

  13. Каковы характеристики инструментов денежно кредитной политики Банка Японии?

  14. Какова правовая иерархия подотчётности Банка Японии?

  15. Какова классификация коммерческих банков Японии, и характеристика этой классификации.


^ ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА США

В XVIII веке денежное обращение на американс­ком континенте обслужи­валось главным образом иностранными денежными знаками — английскими фунтами стерлингов и ис­панскими серебряными

долларами. И 1785 году Конгресс СШЛ объявил национальной де­нежной единицей доллар.

Первая попытка учредить центральный банк — Банк Северной Америки — была предпринята в 1781 юлу, но этот банк просуще­ствовал всего несколько лет. В 1791 году был основан центральный союзный эмиссионный банк. С ним, однако, конкурировали эмиссионные банки, получившие привилегии от отдельных шта­тов. Этот первый «Банк Соединенных Штатов» был закрыт в 1811 году в связи с окончанием 20-летнего статуса банка и неутверждением нового статуса Конгрессом США.

Под воздействием последствий войны 1812 года в США вновь усилились позиции сторонников центрального банка, ив 1816 году был открыт следующий центральный банк (Второй банк США) с капиталом в 35 млн долларов, получивший привилегию до 1835 года. По своим организационным принципам Второй банк США добился известного первенства и контроля над банками отдельных штатом, по этим только увеличил число противников централизации эмиссионного дела. Как и первый, Второй банк США был захлёстнут волнами политической борьбы и интриг. В результате в 1832 голу президентом Джэксоном было наложено вето на законопроект о продлении статуса банка на новый срок.

В 1836 голу привилегия Второго банка не была возобновлена. Это стало началом длительного периода так называемой банковс­кой анархии, которая продолжалась до конца гражданской войны. Этот период стан временем свободы банковской эмиссии: отдель­ные штаты были совершенно самостоятельны в вопросах, касаю­щихся деятельности эмиссионных банков, причем выпуск банк­нот в некоторых штатах ничем не ограничивался.

Выпуск кредитных денег — банкнот в течение длительного вре­мени был децентрализован и производился частными банками. Эти деньги выпускались ими без должного обеспечения и имели огра­ниченное хождение. Значительная часть банкнот была поддельной. При этом только крупные банки свободно разменивали свои бан­кноты на металл. Особенно широкие масштабы банкнотная эмис­сия получила и 40—60-х годах XIX века. В стране насчитывались сотни и даже тысячи банкнот: в 1859 году в обращении находилось 5400 видов банкнот, выкупленных более чем тысячей банков­ских учреждений.

Конец банковской анархии положил Национальный банковский акт 1863 года. В основу банковского акта легли положения действовавшего еще с 1838 г. Всякий банк, желающий выпускать банкноты, должен обеспечивать их на 100 % облигациями, причем фонд обеспечения должен находиться под контролем государства. От новых национальных банков также требовалось покрытие банкнот облигациями

В Национальный банковский акт в 1864 году были внесены поправки, и он стал общенациональным законом, обеспечивавшим законодательную основу для развития банковского дела в масштабе всей страны

Законопроект Олдрича не стал законом, однако вместе с законопроектом Оуэна—Гласса, представленным в июне 1913 года, он послужил основой для подготовки закона о Федеральной резервной системе (ФРС). В последнем нашла отражение позиция сторонников усиления роли государства в руководстве централь­ной банковской системой страны.

Закон о создании ФРС был подписан президентом Вильсоном 23 декабря 1913 года и с учетом последующих поправок к нему насчитывает более 500 страниц текста .

В ходе своего развития ФРС, отвечая потребностям экономики, постепенно превратилась в высокоцентрализованную систему, жестко контролирующую размеры эмиссии. Резервные банки сохранили некоторую формальную автономию в вопросе установления собственных учетных ставок, но их размер утверждается Советом управляющих ФРС. Кроме того, федеральные резервные банки фактически являются кредиторами последней инстанции для коммерческих банков. Помощь непосредственно со стороны ФРС оказывается лишь в исключительных случаях, когда нет других вариантов восстановления ликвидности.

По принципам организации и управления ФРС значительно отличается от центральных банков экономически развитых стран. По своему правовому статусу ФРС, хотя и теснейшим образом связана с правительством, Министерством финансов и всей системой государственных учреждений, не является государственным институтом исполнительной власти.

Закон о ФРС изначально наделял ее независимостью в системе государственной власти. Полная финансовая независимость ФРС от законодательной и исполнительной властей дает возможность руководству системы самостоятельно вырабатывать решения в области стабильности цен, устойчивости экономического роста и стабильности платежного баланса США.

Законодательно установлено, что ФРС является рабочим органом Конгресса США, хотя Президент США и назначает членов Сонета управляющих ФРС исходя из рекомендаций и заручившись согласием в Сенате. Будучи представителем Конгресса США, Федеральная резервная система лишь ему и подотчетна, то есть никаких обязательств перед органами исполнительной власти США не несет. Конгресс США может распустить и ликвидировать ФРС, если, конечно, сочтет такое решение целесообразным.

Независимость любого центрального банка, установленная соответствующим законом, даже теоретически не может и не должна быть абсолютной, так как центральный банк проводит денежно-кредитную политику страны не произвольно по собственному усмотрению, а с учетом общеэкономических целей страны и согласовывая свои действия с другими органами финансовой власти. Большое, а иногда и решающее влияние па степень независимости центрального банка оказывает авторитетного руководителя.

Несмотря на законодательную защищенность ФРС от внешнего вмешательства в се деятельность, не следует рассматривать се как нечто изолированное от государства.

Являясь подконтрольной Конгрессу США, ФРС согласно закону, принятому в конце 1970 годов, дважды в год,( в феврале и июле) обязана представлять Конгрессу, отчеты о проводимой денежно-кредитной политике. Последние делаются в краткой форме в виде выступления председателя Совета управляющих ФРС и в развернутом виде с освещением последних тенденций в экономике и денежно-кредитной политике за прошедшее полугодиеСвязь ФРС с частными банками имеет более осязаемые при­знаки — капитал федеральных резервных банков образуется из паевых взносов частных коммерческих банков, вступивших в чле­ны ФРС. Тем самым обеспечивается государственно-частный прин­цип функционального построения ФРС.

Для структуры организации ФРС характерна многоярусность. Каждое из ее звеньев взаимодействует с другими, и все вместе они представляют единый функциональный комплекс, в который входит:

Совет управляющих ФРС, 12 федеральных резервных банков;

Федеральный комитет по операциям па открытом рынке;

Федеральный консультативный совет;

и около 6 тыс. банков — членов ФРС, балансы которых содержат почти 90 % всех актинов коммерческих банков США.

Совет управляющих - высший административный орган ФРС, находящийся в Вашингтоне. В своей деятельности он подотчетен высшему законодательному органу США — Конгрессу. Основной функцией Совета управляющих является формулирование денежно-кредитной политики и осуществление контроля за ее проведением. Кроме того, к его функциям относятся:

---установление в предусмотренных законом пределах норм обязательных резервов, которые банки-члены должны держать па счетах в федеральных резервных банках в обеспечение депозитов;

---рассмотрение и утверждение ставок учетного процента, устанавливаемых федеральными резервными банками;

---выработка политики в отношении покупок и продаж государственных ценных бумаг;

---определение размеров маржи по банковским ссудам под биржевые ценные бумаги;

---определение максимальных ставок, которые могут уплачиваться банкам и членами по срочным и сберегательным вкладам;

---осуществление надзора за деятельностью федеральных резервных банков. Сонет управляющих обладает полномочиями на отстранение от должности любого сотрудника или дирек­тора федерального резервного банка. Деятельность федераль­ных резервных банков не реже одного раза в год подвергает­ся ревизии со стороны специальной группы финансовых ре­визоров Совета;

---надзор за иностранными банками;

---выдача разрешении на банковские слияния;

---наблюдение совместно с контролером денежного обращения за выпуском и изъятием из обращения банкнот;

---регулирование отношений федеральных резервных банков с иностранными банками;

---принятие решения об учреждении филиалов резервных банков в резервных округах страны, а также за границей;

---представление резервных банков в их отношениях с правительственными ведомствами и Конгрессом.

Согласно закону, принятому Конгрессом в 1978 голу. Совет управляющих ФРС получил полномочия устанавливать резервные требования и «потолки» по процентным ставкам для филиалов и отделений иностранных банков в США, решать вопросы предос­тавления им займов и допуска к услугам федеральных резервных банков и контролировать их банковские операции в США.

Совет управляющих ФРС состоит из 7 членов, которые назначаются Президентом США и утверждаются Сенатом сроком на 14 лет. Гражданин США, занимающий пост в Совете управляющих ФРС, может исполнять свои обязанности полный срок, однако может подать в отставку ранее, доработав текущий двухлетний семестр, либо несколько продлить свое пребывание в должности за счет «дополнительных семестров». Периодичность назначения членов Совета выбрана таким образом, что раз в два года истекает срок полномочий одного из них. Таким образом, влияние Президента США на эти вопросы несколько ограничено: в случае, если члены Совета управляющих исчерпали сроки своего пребывания в этом органе (за исключением случаев смерти либо отставки кого-либо из них), Президент может назначить лишь двух новых членов Совета за свой четырехлетний срок пребывания у власти. Однако на практике отставки членов Совета управляющих ФРС не столь уж редки. Дж. Картеру за первые три года своего президентства пришлось назначить четырех новых членов Совета управляющих, а Р. Рейган, правда, проведший в Белом Доме два срока, заменил шестерых из этой семерки.

Каждый из федеральных резервных округов может быть представлен в Совете не более чем одним представителем. Федеральный резервный акт, являющийся законом об организационной структуре, функциях и правах ФРС, предусматривает, что Президент США должен принимать во внимание необходимость надлежащею представительства в Совете финансовых, аграрных, промышленных и коммерческих кругов, а также географических районов страны. Тем самым, Актом предусмотрена гибкая система представительства в руководящем органе ФРС как по отраслевому, так и по географическому признаку.

Из числа членов Совета управляющих Президент назначает председателя и вице-председателя Совета на срок 4 года с возможностью повторного назначения.

Другое звено ФРС — Комитет по операциям на открытом рынке был учрежден в 1936 году при Совете управляющих. До его создания операции с ценными бумагами проводились на местах каждым резервным банком в отдельности.

В состав Комитета по операциям на открытом рынке входят 7 членов Совета управляющих ФРС, президент Нью-Йоркского федеральною банка на постоянной основе и 4 президента других резервных банков на ротационной основе (один — от резервных банков Бостона, Филадельфии и Ричмонда; один — от резервных банков Атланты, Далласа и Сент-Луиса; один — от банков Чикаго и Кливленда и один — от банков Миннеаполиса, Канзас-сити и Сан-Франциско).

Комитет по операциям на открытом рынке проводит заседания раз в три недели в штаб-квартире ФРС, на которых присутствуют все президенты федеральных резервных банков, из которых, напомним, лишь 5 имеют право голоса.

Следующая консолидирующая ступень организационной структуры ФРС — Федеративный консультативный совет. Он состоит из 12 членов, назначаемых федеральными резервными банками. Как правило, это наиболее крупные частные банкиры в представляемых ими округах. Формально члены Совета назначаются сроком на один год, но обычно регулярно переизбираются на очередной срок. Совет собирается не реже 4 раз и год в Вашингтоне, дополнительные сессии Совета, их место и время определяются по усмотрению Сонета управляющих ФРС или самого Консультативного совета. Формально Совет обладает лишь консультативными функциями: он представляет свои рекомендации по вопросам деятельности ФРС, особенно по вопросам кредитной политики, операциям с золотом, банкнотным эмиссиям и операциям с иностранными банками. Совет управляющих ФРС не обязан выполнять рекомендации этого органа, поэтому отсутствие реальной власти в области денежно-кредитных отношений делает Федеральный консультативный Совет органом, не привлекающим особого внимания общественности. Вместе с тем благодаря авторитету его чле­нов мнение Совета оказывает ощутимое влияние на решения, принимаемые Советом управляющих ФРС.

Вся территория США разделена па 12 федеральных резервных округов, границы которых не совпадают с границами штатов. Каждый округ обслуживается своим федеральным резервным банком и его филиалами. Месторасположение федеральных резервных бан­ков по округам выглядит следующим образом:

Округ № 1 — Бостон

Округ № 2 — Нью-Йорк с филиалом в Буффало Округ № 3 — Филадельфия

Округ № 4 v- Кливленд с филиалами в Цинциннате (штат Огайо) и в Питтсбурге (штат Пенсильвания) Округ

№ 5 — Ричмонд с филиалами в Балтиморе (штат Ме­риленд), Шарлотт (штат Северная Каролина) Округ

№ 6 — Атланта с филиалами в Бирмингеме (штат Алабама), Джексониилле и Майами (штат Флорида), в Нэш-ниллс (штат Теннеси), Новом Орлеане (штат Луизиана)

Округ № 7 — Чикаго с филиалом в Детройте (штат Мичи­ган)

Округ № 8 — Сент-Луис с филиалами в Литтл Рок (штат Арканзас), Луисвилль (штат Кентукки), Мемфис (штат Тен-неси)

Округ № 9 — Миннеаполис с филиалом в г. Хелена (штат Монтана)

Округ № 10 — Канзас Сити с филиалами в Денвере (штат Колорадо), Оклахома Сити (штат Оклахома), в Омаха (штат Небраска)

Округ № 11 — Даллас с филиалами в Эль Пасо (штат Техас),

Хьюстон (штат Техас), Сан Антонио (штат Техас)

Округ № 12 — Сан-Франциско с филиалами и Лос-Анжелесе (штат Калифорния), Портлэндс (штат Ориган), Солт Лейк Сити (штат Юта), Сиэттле (штат Вашинпон)

В 1959 году к округу № 12 были добавлены Аляска и Гавайи. Аляска была включена в сферу действия сиэттлекого филиала, а Гавайи — непосредственно Федерального резервного банка Сан-Франциско. В 12 федеральных резервных банках и их 25 филиалах работает около 25 тысяч человек, из них около 4 тысяч человек — в Федеральном резервном банке Нью-Йорка.

Банки-члены в зависимости от роста собственных капиталов обязаны увеличивать свой акционерный пай в Федеральном ре­зервном банке; в силу этого федеральный резервный банк непосредственно заинтересован в том, чтобы его банки-акционеры рас­ширяли свои операции, наращивали капиталы и соответственно увеличивали акционерный пай. Банки-члены имеют право на по­лучение 6 %-ного дивиденда на свой оплаченный акционерный пай. Вся прибыль, остающаяся за пределами этих 6 %, отчисляется в Казначейство и частично в резервный фонд.

Во главе каждого федерального резервного банка стоят девять директоров, подразделяемых на три группы — класс А, класс В, класс С. Директора классов А и В выбираются банками-членами; один директор каждого из двух классов выбирается мелкими банками, один — средними банками и один — крупными банками. Директора класса А — это представители банковских кругов, как правило, сами банкиры. Директора класса В — представители промышленного, торгового и вообще небанковского капитала данно­го округа.

В течение многих лет директора класса С назначались Советом управляющих ФРС исключительно из числа бизнесменов; в 30-х годах (после потрясений экономического кри­зиса 1929 — 1933 голов) Совет управляющих ФРС начал практи­ковать назначение на посты директоров класса С представителей академических кругов, ныне они составляют около 1/3 общего числа директоров этой группы.

Банковская система США, которая помимо ФРС включает в себя следующие элементы:

  • коммерческие банки;

  • инвестиционные банки;

  • сберегательные банки;

  • ссудо-сберегательные ассоциации;

  • почтовые сберегательные кассы;

  • финансовые компании;

  • кредитные кооперативы;

  • страховые компании;

  • пенсионные фонды;

  • фонды социального страхования;

  • общества взаимного кредита;

  • институты страхования депозитов и пр.

Особое место в банковской системе США занимают иностранные банковские учреждения. По данным на 1996 год, их количество составляло свыше 800 единиц из 61 страны с активами более I трлн долларов. На них приходится около трети объема кредитования бизнеса в США.

Итак, рассмотрев принципы организации деятельности Федеральной резервной системы США, сделаем следующие выводы:

  • ФРС США представляет собой уникальное явление среди центральных банков мира. Её место в государстве, роль, функции, структура сложились в результате сложного исторического процесса.

  • ФРС обладает широкими полномочиями в области денежно-кредитной политики и управления банковской системой страны.

  • ФРС наделена большой степенью независимости по отношению к органам исполнительной власти. Вместе с тем её деятельность подконтрольна Конгрессу США.

  • 13 структурах управления ФРС наряду с государством представлены широкие деловые и общественные круги, соблюдается принцип территориального представительства.

  • Государственно-частная форма организации ФРС не является, в отличие от банковских систем других стран, формальной. Несмотря на значительную централизацию управления ФРС, происшедшую в последующие её созданию годы, сохраняется реальное прямое влияние частных банков на её деятельность.

  • Подавляющая часть прибыли федеральных резервных банков перечисляется в бюджет страны, что свидетельствует о вторичности цели извлечения максимальной прибыли ФРС.

  • В банковской системе США явно присутствует элемент децентрализации регулирования банковской системы. Наличие банков штатов, большого количества разнообразных банковских учреждений делает банковский сектор страны мозаичным.

  • Подробное банковское законодательство, совершенствуемое, а не заменяемое, в течение более 60 лет проверено временем и в целом позволяет ФРС эффективно выполнять спои функции.

Доллар США, утвердившись вследствие благоприятных для США политических и экономических процессов. А также благодаря долгосрочной и хорошо продуманной политике американских властей на внутреннем рынке и международной арене, продолжает сохранять свое господство в мировой финансовой системе.
ГЕРМАНИЯ

. В результате политического объединения Германии к началу 70-х годов XІX. века в основном сложилась единая денежная и кредитная система Германии, первая из стран европейского континента перешла к золотому монометаллизму, в основу которою легла золотая марка.

14 марта 1875 года быт создан центральный эмиссионный банк — Рейхсбанк как совершенно обособленное от имперского банка юридическое лицо с заданием регулировать в империи денежное обращение, облегчать выравнивание платежей и заботится о целесообразном использовании свободных капиталов. Рейхсбанк был организован на основе Прусского банка, берущего начало от Королевского жиробанка, созданного в 1765 году, и; сразу же приобрел монопольное положение. Правда, наряду Рейхсбанком функционировали еще 32 частных эмиссионных банка, но уже к 1 апреля 1875 года 14 из них должны были отказаться от эмиссионного права. После первой мировой войны действовало уже только 4 частных эмиссионных банка, роль которых была весьма незначительна, а с 1935 года эти банки потеряли право эмиссии банкнот.

Руководство Рейхсбанком с небольшими изменениями осуществлялось до 1924 года рейхсканцлером, президентом Рейхсбанка и правлением. Канцлер был также председателем кураториума (наблюдательного органа), члены которою назначались частично кайзером, а частично бундесратом. В 1924 году был принят новый банковский закон, согласно которому Рейхсбанк был объявлен независимым от германского правительства при Рейхсбанке был создан Генеральный совет, состоявший наполовину из иностранных представителей, а также была учреждена должность комиссара по наблюдению за эмиссией банкнот.

В 1933 году Генеральный совет был упразднен, а право назначить президента и членов правления перешло к фюреру и рейхсканцлеру. Закон о кредитной системе (от 5 декабря 1934 года) предоставил Рейхсбанку исключительные права по отношению ко всей кредитной системе. Рейхсбанк осуществлял правительствен­ный надзор над частными кредитными учреждениями, он являлся монопольным расчетным центром других банкой и сберкасс, которые были обязаны держать у него на текущем счете свои кассо­вые резервы. На Рейхсбанк была возложена задача мобилизации всех финансовых ресурсов для подготовки войны. В 1939 году был издан специальный закон о Рейхсбанке, полностью подчинивший его фюреру и рейхсканцлеру.

После окончания второй мировой войны формирование структуры Бундесбанка (центрального баска Германии) происходило под влиянием разделения государства на оккупационные зоны. В результате отсутствия единого мнения оккупационных властей о структуре нейтрального банка его создание не носило согласованного характера.

В 1946—1947 годах в американской и французской зонах появились первые Центральные банки земель, основанные на принципах функционирования Федеральной резервной системы США (ФРС). В 1948 году были учреждены четыре Центральных банка земель в британской зоне. Капиталы образованных банков земель состояли из взносов коммерческих и прочих банков.

Однако несогласованность действий земельных банков препятствовала проведению эффективной денежно-кредитной политики. Осознание этого факта привело к образованию в марте 1948 года

Банка немецких земель (БНЗ), дочернего банка юридически самостоятельных Центральных банков земель. ВИЗ обеспечивал проведение единой политики Центральными банками земель, выполнял операции только с государственными учреждениями и коммерческими банками, занимался учетными и ломбардными операциями, операциями на открытом рынке, устанавливал нормы обязательных резервов для коммерческих банков, осуществлял эмиссионные операции. БНЗ не имел филиалов и для непосред­ственной связи с другими кредитными учреждениями использо­вал Центральные банки земель.

Высшим органом БНЗ был Центральный банковский совет, в состав которого входили: президент совета, президент дирекции, а также президенты Центральных банков земель. Министры финансов и хозяйства являлись посто­янными представителями правительства на заседаниях Централь­ного банковского совета с правом совещательного голоса.

Фактически двухступенчатая система центральною банка (Банк немецких земель и Центральные банки земель) была переходной формой организационной структуры центрального банка Германии. В статье 88 Конституции ФРГ, вступившей и действие в 1949 году, предусматривалась необходимость создания единого центрального банка, деятельность которого регулировалась бы норма­ми западногерманского законодательства, а не оккупационных властей. Полностью реализовать эту статью Конституции удалось только в 1957 году, когда был принят специальный закон о Федеральном немецком банке (Бундесбанке). В результате двухступенчатая система центрального банка была упразднена путем слияния Центральных банков с Банком немецких земель. Центральные банки земель утратили юридическую самостоятельность и были преобразованы в головные конторы Бундесбанка в землях; при этом наименование Центральных банков земель было сохранено. Вместе с тем следует отметить, что созданию Бундесбанка предшествовали, начиная с 1952 года многочисленные дебаты между сторонниками централизованной и децентрализованной эмиссионной системы. Поэтому в законе 1957 года принцип децентрализации не был ликвидирован полностью — земельные головные конторы сохранили некоторую организационную самостоятельность.

Основной задачей деятельности Бундесбанка является регулирование денежной массы в обращении и кредитование экономики с целью сохранения стабильности национальной валюты. Он осуществляет единую денежно-кредитную политику.

Руководящими органами Бундесбанка являются: Центральный банковский совет и Совет директоров. Центральный банковский совет, высший орган Бундесбанка, возглавляется президентом Бундесбанка. Кроме него в Совет входят: вице-президент Бундесбанка (заместитель председателя Совета), 9 президентов ландесцентральбанков (Центральных банков земель) и другие члены Совета.

Решения на Центральном банковском совете, собираемом раз в две недели, принимаются простым большинством. Совет издает директивы, касающиеся руководства и управления банком, разграничивает области компетенции других органов банка, если это не предписано самим Законом о Федеральном банке.

До 1999 года (времени передачи функций Европейскому центральному банку) Совет определял денежно-кредитную и валютную политику Бундесбанка.

Совет директоров Бундесбанка является исполнительным органом банка и отвечает за выполнение решений Центрального банковского совета. Директорат также отвечает за операции с банками в Германии, валютные операции и операции на открытом рынке. В состав Совета директоров входят президент Бундесбанка, вице-президент и другие члены (до 6 человек). Председателем Совета директоров, как и Центрального банковского совета, является президент Бундесбанка. Президент, вице-президент Бундесбанка и другие члены Совета директоров назначаются на срок 8 лет президентом Германии по предложению правительства и по представлению Центрального банковского совета. Центральный банковский совет придаёт особое значение положению Закона о Бундесбанке, гласящему, что члены обоих руководящих органов должны обладать «специальной профессиональной квалификацией». Но в данном случае мнение ЦБС считается чисто рекомендательным, поскольку Совет не может воспрепятствовать назна­чению кандидата. В исключительных случаях срок полномочий может быть сокращен, но не менее чем до 2 лет. Члены Совета директоров по закону не могут быть отозваны до истечения срока их полномочий, что обеспечивает личную независимость и защи­щенность высшего руководства Бундесбанка. Члены Совета ди­ректоров, как правило, назначаются и на последующий срок, пока не достигнут 68 лет, когда они уходят в отставку.

До 1992 года в Германии функционировало 11 ландесцентральбанков. Но с 1 ноября 1992 года в соответствии с изменениями, внесенными в Закон о Бундесбанке, организационная структура Немецкого федерального банка была изменена с учетом го­сударственного устройства объединенной Германии. Количество ландесцентральбанков снизилось до 9. Из них 5 имеют полномочия, распространяющиеся на 2—3 федеральные земли.

Ландесцентральбанки отвечают за операции с местными органами власти и банками. Они возглавляются президентами. В правление входят, кроме президента, вице-президент и, возможно, еще один член. Назначение президентов ландесцентральбанков производится Президентом Германии по представлению Федерального Совета (Бундесрата, верхней палаты парламента, выражаю­щего интересы федеральных земель). Президенты ландесцентральных банков назначаются сроком на 8 лет с правом повторного назначения.

При ландесцентральбанках созданы советы, состоящие из представителей банковской системы страны, различных отраслей эко­номики и лиц, работающих по найму. Задачей каждою Совета является обсуждение с президентом Центрального банка земли и с правлением вопросов денежно-кредитной политики и конкретных мер по ее реализации в федеральных землях. Сонеты выполня­ют функции совещательного органа, с помощью которого Бундесбанк поддерживает в федеральных землях постоянный контакт с банковскими учреждениями и кредитополучателями. Членов советов назначает президент Бундесбанка по предложению соответствующих правительств земель.

Ландесцентральбанки имеют филиалы в крупных городах, которые контролируют соблюдение минимальных резервных требований кредитными учреждениями, расположенными на подведомственной им территории, а также осуществление безналичных расчетов. По причине постоянного снижения спроса на услуги эмиссионного банка Бундесбанк последовательно сокращает количество филиалов ландесцентральбанков: со 190 в 1992 году до 182 в 1994 году, до 177 в 1995 году и до 128 в 1997 году.

Законодательство Германии предоставляет Бундесбанку высокую степень независимости в процессе выполнения им своих основных задач. В частности, до 1999 года Закон о Бундесбанке пре- усматривал поддержку Бундесбанком общего курса экономической политики федерального правительства, однако только в той мере, в какой эта поддержка не противоречила основной цели сохранения стабильности национальной валюты. В дальнейшем пре­дусмотрено сотрудничество и взаимные консультации между фе­деральным правительством и Бундесбанком: Бундесбанк должен давать советы правительству но основным вопросам денежно-кредитной политики и предоставлять по просьбе правительства необходимую информацию. Федеральное правительство, в свою оче­редь, обязано приглашать президента и вице-президента Бундесбанка на все свои заседания, где обсуждаются вопросы, затрагивающие денежно-кредитную политику (например, финансирование федерального бюджета). С другой стороны, министры или их представители имеют право присутствовать на заседаниях Центрального банковского совета. Они могут вносить предложения, но не имеют права голоса. Однако они могут задержать на две недели исполнение любого решения Совета. Но на практике правитель­ство никогда официально не использовало свое право.

Высокая степень независимости Бундесбанка характеризуется и предоставленным ему правом устанавливать свои расходы самостоятельно, без надзора со стороны федерального правительства. Бюджет Бундесбанка подлежит контролю со стороны Федераль­ной счетной палаты.

1 января 1999 года Бундесбанк передал свои полномочия в денежно-кредитной сфере Европейскому центральному банку (ЕЦБ). С этого момента Бундесбанк, как и другие эмиссионные банки стран ЕС, отошел на второй план в Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ) и подчиняется указаниям и директивам Европейского центрального банка (ЕЦБ), к которому пере­шли полномочия по принятию решений в области денежно-кредитной и валютной политики. Бундесбанк потерял право на проведение самостоятельной учетной и кредитной политики, поли­тики на открытом рынке и политики минимального резервирова­ния. Управление этими инструментами передано совету ЕЦБ, в который вошел и президент Бундесбанка. Эта потеря власти осо­бенно болезненна, поскольку Бундесбанк является не только глав­ным проводником денежной политики в Германии, но и факти­чески ведущим Центробанком ЕС. Задачей Бундесбанка стала реализация решений ЕЦБ в Германии.

Несмотря на серьезные изменения, после 1998 года Бундесбанк сохранил свою правовую самостоятельность, а также внутреннюю структуру. Центральный совет Бундесбанка, многие полномочия которого перешли к ЕЦБ, продолжает действовать в качестве консультативного органа для согласования позиций представителей Бундесбанка в ПЦБ. Более того, согласно изменениям, внесенным бундестагом Германии в Закон о Бундесбанке, с 1999 года Бундесбанк должен поддерживать общеэкономическую политику правительства только в том случае, если она согласуется с первостепенными задачами ЕСЦБ.

Создание союза не сказалось серьезным образом па численности персонала, ибо в области оперативной денежном политики Бундесбанк продолжает воплощать в жизнь указания Совета директоров ЕЦБ. Так как система управления ЕЦБ является в достаточной степени децентрализованной, то и центробанки могут самостоятельно следить за нормативами минимальных резервов, осуществлять операции на открытом рынке и проводить валютные интервенции. Кроме того, Бундесбанк получил возможность активизировать свою деятельность в таких сферах, как организация платежного оборота, информационное обеспечение банковской системы, разработка и продвижение на рынок новых финансовых инструментов. В связи с этим, по мнению представителей Бундесбанка, необходимые сокращения численности служащих в центральном банке (сейчас насчитывается 3000 человек в центральном аппарате и 13500 человек в 9 Центральных банках земель) предполагается производить в основном за счет досрочного ухода на пенсию. Вместе с тем с 1992 года штаты были уже сокращены на 12%. Только в 1995 году число сотрудников сокращено на 700 человек, а число занятых неполный рабочий день выросло до 1800 человек.

Сотрудники Бундесбанка по своему правовому статусу являются государственными служащими

Помимо центрального банка (Дойче Бундесбанка) банковская система Германии представлена следующими видами банков­ских учреждений:

  • универсальные коммерческие банки;

  • сберегательные банки;

  • кооперативные центральные банки;

  • кредитные кооперативы;

  • банки специальною назначения (государственные ипотечные
    банки);

  • почтовые, коммунальные банки;

  • иные специализированные банки.

4000 самостоятельных кредитных учреждений Германии имеют почти 45000 филиалов. Таким образом, при численности насе­ления около 80 млн. человек на каждые 1600 человек приходится но одному отделению банка.

Около 30% банковских операций в Германии приходится на 350 частных банков (в том числе филиалы иностранных банков), еще 50% — на сберегательные кассы и земельные банки. Остальные 20% операций совершаются в приблизительно 2500 коопера­тивных банках систем Дольчебанка и Райффайзенбанка.

75% немецких банков являются универсальными. Они выполняют операции по приему средств в депозиты (вклады до востребования и Прочные); предоставляют кратко-, средне- и долго­срочные ссуды малому и среднему бизнесу, крупным корпорациям, федеральным и местным органам власти; оказывают финансовые, трастовые (в том числе фондовые), электронные и брокерские услуги; выполняют операции с дорожными чеками; осуществляют расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Кроме того, коммерческие банки могут быть владельцами капитала корпора­ций, осуществлять эмиссию и размещение пенных бумаг; созда­вать и владеть инвестиционными фондами; могут быть представлены в советах компаний, в которых они имеют собственность, и т. п.

Банки Германии условно можно разделить на 3 большие группы.

  1   2   3



Скачать файл (367.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru