Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Пачина Н.Н. Семинарские занятия по Психологии религии - файл 1.doc


Пачина Н.Н. Семинарские занятия по Психологии религии
скачать (604.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc605kb.26.11.2011 10:34скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.А.БУНИНА

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Н.Н. Пачина
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО

ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ
Учебно – методическое пособие.

Елец - 2007

УДК 33 Печатается по решению редакционно-издательского

ББК 65.05 совета Елецкого государственного университета

П имени И.А.Бунина от .2007г., протокол №


Рецензенты:
Коротких В.И. доктор философских наук, Елецкий государственный университет им.И.А.Бунина

Миронова Т.И. кандидат психологических наук, доцент, докторант кафедры психологии ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им.Н.А.Некрасова»

Н.Н.Пачина
^
Семинарские занятия по «Психологии религии», учебно – методическое пособие.– Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2007.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология религии» разработано для студентов исторического факультета, отделение религиоведение. Оно соответствует государственному образовательному стандарту по специальности 022200 – «Религиоведение» с квалификацией – религиовед.

В нем представлены тематика и содержание семинарских занятий, в которых отражены вопросы, связанные с изучением психологического содержания религиозных учений, методов и форм воздействия на сознание человека. Даны основные понятия курса, тестовый материал для самоконтроля, список обязательной и рекомендуемой литературы.

Для студентов, преподавателей, аспирантов и соискателей.
УДК 33

ББК 65.05

© Елецкий государственный университет имени И.А.Бунина, 2007.

© Н.Н.Пачина, 2007.


Семинарское занятие №1.
Тема. Психология религии как наука.
Вопросы для обсуждения.

1.Понятие психологической сущности религии.

2.Развитие психологии религии как науки.

3.Подходы к изучению психологии религии.
Основная литература

1.Аринин, Е.И. Психология религии.- Владимир, ред.изд.комплекс ВлГУ, 2005-108с.- С.5 - 64

2.Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, 2002. Глава 1. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005

3.Угринович, Д.М. Психология религии. – М., 1986 , Глава 1 - 2 http://www.natahaus.ru/2007/03/01/psikhologija_religii_d_m_ugrinovich.html

4.Шелковая, Н.В. Введение в религиоведение./ Н.В.Шелковая. – Ростов н/Д.:Феникс, 2007. – 416 с.: ил.- (Высшее образование).- С.7-28.
Дополнительная литература
1.Сафронов, А.Г. Теденции развития религиозности в современном мире. yoga.sourex.com/index.php?n=1&id=10  

2.Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Питер, 2006. – С. 197 – 209.


Рекомендации по подготовке вопросов для обсуждения.
Первый вопрос.

Отвечая на этот вопрос, студенты должны знать психологические показатели психологической сущности религии, религиозные представления о происхождении и сущности человека как субъекта и объекта религии, психологические типы религиозных людей, стадии которые проходит человек в развитии своей религиозности, психологические типы религиозных личностей.
^ Второй вопрос.
При ответе на данный вопрос студентам необходимо дать определение психологии религии, охарактеризовать объект психологии религии. Необходимо отметить, что психология религии как самостоятельная отрасль оформилась в конце 19 века благодаря работам: В.Джеймса, который рассматривал религиозный опыт как важнейшую форму проявления религии; З.Фрейда, который обозначил связь между религией и бессознательно-субъективными впечатлениями, желаниями личности; К.-Г.Юнга, который основу религии усматривал в бессознательном коллективном; Э.Фромма, который определял религию как специфическое человеческое явление.


^ Третий вопрос.

При ответе на этот вопрос студентам необходимо рассказать о различных подходах к изучению психологии религии. Следует отметить, что Т.Рибо, Т.Флурнуа изучали только эмоциональную сторону психической жизни верующего; Олпорт, Кларк изучали элементы человеческой психики; Грю изучал набожного человека во всех его формах и видах; Э.Фромм изучал социальные процессы взаимодействия религиозных индивидов.
Тезаурус.
Объект психологии религии - субъективная сторона религии, тот фрагмент реальности, который характеризует человека, когда речь идет о религиозно окрашенных психических явлениях, касающихся сознания и соответствующего поведения личности, группы людей, общества, а также вызывающих их факторов. К объекту психологии религии относятся духовные переживания при обращении в другую веру, раскаяние, грех, заповеди и другие религиозные феномены.

Психологическая сущность религии: 1.Религия – специфическая форма общественного сознания людей, имеющая собственные особенности и вызывающая своеобразное состояние психики верующих. 2.Религия предполагает наличие особых групп- групп верующих и конфессиональной исключительности. 3.Религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные. 4.Религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах. 5.Религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов.
Психология религии - научная отрасль знания, исследующая совокупность различного рода психических явлений, как в жизни индивида, так и в жизни коллектива, связанных с религией.

[Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, Ника-Центр, 2002. Глава 1. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005]

Практические задания и упражнения для закрепления и контроля знаний.
1.Упражнение.
Вставьте пропущенные слова.

Слова для справок: психология религии, явления, религия, объект, переживания, вера, феномены.

...- научная отрасль знания, исследующая совокупность различного рода психических …, как в жизни индивида, так и в жизни коллектива, связанных с … .

К … психологии религии относятся духовные … при обращении в другую …, раскаяние, грех, заповеди и другие религиозные … .
2.Упражнение.
Какие психологические показатели, кроме перечисленных, относятся к психологической сущности религии.

Религия – специфическая форма общественного сознания людей, имеющая собственные особенности и вызывающая своеобразное состояние психики верующих. Религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные. Религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.
3. Задание.
Какой из психологических типов религиозной личности ( мистик, пророк, священослужитель, реформатор, монах, святой, теолог, основоположник религии) соответствует следующим описаниям.
1.Тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающегося мира и его влияния. Чаще всего индивидуалист –одиночка, избегающий общения с людьми, чтобы не нарушить своей внутренней сосредоточенности на созерцании сверхъестественного.

2. Личность, имеющая нерегулярный, но очень интенсивный религиозный опыт. Он все время с людьми. Он чувствует себя призванным быть глашатаем религиозных истин перед членами общины и всем человечеством, оценивать прошлое и предвидеть будущее.

4. Тестовый материал к занятию №1.
Выберите правильный вариант ответа.

^
1.Психология религии –
а) научная отрасль знания, исследующая совокупность различного рода психических явлений, как в жизни индивида, так и в жизни коллектива, связанных с религией;

б) научная отрасль знания, изучающая только эмоциональные стороны психической жизни верующих.

^ 2.Объект исследования психологии религии –

а) субъективная сторона религии, тот фрагмент реальности, который характеризует человека, когда речь идет о религиозно окрашенных психических явлениях, касающихся сознания и соответствующего поведения личности, группы людей, общества, а также вызывающих их факторов;

б) к объекту психологии религии относятся духовные переживания при обращении в другую веру, раскаяние, грех, заповеди и другие религиозные феномены.

^ 3.Психологическая сущность религии -

а) специфическая форма общественного сознания людей, имеющая собственные особенности и вызывающая своеобразное состояние психики верующих.

б) наличие особых групп- групп верующих и конфессиональной исключительности.

в) определенная совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.

^ 4.Психологические типы религиозной личности –

а) мистик,

б)священослужитель,

в) монах,

г) церковь,

д) секта.
5.Религиозный опыт как важнейшую форму проявления религии рассматривал –
^
а) В.Джеймс;
б) З.Фрейд;
в) К.-Г.Юнг,
г) Э.Фромм.


Семинарское занятие №2.
Тема. Содержание психологии верующих.
Вопросы для обсуждения.

1.Понятие религиозного сознания.

2.Особенности религиозного сознания.

3.Структура религиозного сознания.

4.Особенности религиозно-психологического комплекса верующих.

5.Модель проявления религиозных настроений и чувств верующих.

6.Социально-психологические процессы, сопровождающие религиозное общение.
Основная литература

1.Аринин, Е.И.Психология религии.- Владимир, ред.изд.комплекс ВлГУ, 2005-108с.-С.5-64.

2.Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, 2002. Глава 1. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005

3. Шелковая, Н.В. Введение в религиоведение./ Н.В.Шелковая. – Ростов н/Д.:Феникс, 2007. – 416 с.: ил.- (Высшее образование).-С.28-40.

Дополнительная литература
1.Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. –

М.,1993. – С. 31-34.

2. Угринович, Д.М. Психология религии. – М., 1986 , Глава 3 http://www.natahaus.ru/2007/03/01/psikhologija_religii_d_m_ugrinovich.html33. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Питер, 2006. – С. 56-99.

Рекомендации по подготовке вопросов для обсуждения.
Первый вопрос.

Отвечая на этот вопрос, студенты должны дать определение религиозного сознания как особого состояния психики верующих. Обратить внимание на то, что религиозное сознание интерпретируется как иллюзорное отражение действительности.
^ Второй вопрос.

В этом вопросе необходимо раскрыть особенности религиозного сознания. А так же отметить единство двух сторон – содержательной и функциональной. Указать, что содержательная сторона формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир, а функциональная сторона религиозного сознания в своеобразной форме удовлетворяет потребности верующих.
^ Третий вопрос.

При раскрытии этого вопроса студенты должны назвать элементы, входящие в структуру религиозного сознания. Дать характеристику религиозной вере, религиозной психологии, религиозной идеологии. Отметить связь религиозной психологии и религиозной идеологии в религиозном сознании.
^ Четвертый вопрос.

Отвечая на этот вопрос, студенты должны указать особенности религиозно-психологического комплекса верующих. Дать определение религиозным потребностям, религиозным установкам и ориентациям, религиозным чувствам и настроениям.
^ Пятый вопрос.

В этом вопросе студентам необходимо описать модель проявления религиозных настроений и чувств верующих. Отметить специфику религиозных чувств, их направленность на предметы. Обратить внимание на то, что религиозные чувства связаны не с самим объектом, а лишь со сверхъестественными свойствами, которыми он якобы обладает.
^ Шестой вопрос.

При ответе на этот вопрос студенты должны дать определение религиозного общения. Описать два плана общения – верующих друг с другом, верующих со священослужителем и верующих с гипостазированными существами (Бог, Ангелы). Указать аспекты религиозных отношений.
Тезаурус.
Религиозное сознание - особое состояние психики верующих, иллюзорное отражение действительности.
Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир.

Функциональная сторона религиозного сознания в своеобразной форме удовлетворяет потребности верующих.
Структура религиозного сознания - религиозная вера, религиозная психология, религиозная идеология.

Религиозная вера – вера в истинность религиозных догматов, текстов, представлений.

Религиозно-психологический комплекс верующих - религиозные потребности, религиозные установки и ориентации, религиозные чувства и настроения.

Потребности верующих проявляются в совершении религиозных обрядов, молитв.

Религиозные установки – предрасположенность верующих к определенной оценке тех или иных социальных явлений и готовность к соответствующим действиям, обусловленных этой оценкой.

Религиозные чувства – эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными сокрализованным вещам, персоналиям, действиям…

Религиозное общение - личная эмоционально насыщенная взаимосвязь верующих, в форме которой происходит актуализация и персонификация религиозных отношений.

Два плана общения – верующих друг с другом, верующих со священослужителем и верующих с гипостазированными существами (Бог, Ангелы).

[Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, 2002. Глава 1. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005]
Практические задания и упражнения для закрепления и контроля знаний.
1.Упражнение.

Вставьте пропущенные слова.

Слова для справок: отражение, ценности, потребности.
Религиозное сознание - особое состояние психики верующих, иллюзорное … действительности.

Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные … и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир.

Функциональная сторона религиозного сознания в своеобразной форме удовлетворяет … верующих.


2.Упражнение.

Какие психологические компоненты, кроме перечисленных, входят в религиозно-психологический комплекс верующих.

Религиозно-психологический комплекс верующих - религиозные потребности, религиозные чувства и настроения.
3. Задание.

Какому из следующих понятий «потребности», «религиозные установки», «религиозные чувства» соответствуют следующим описаниям.
1.У верующих проявляются в совершении религиозных обрядов, молитв.

2.Предрасположенность верующих к определенной оценке тех или иных социальных явлений и готовность к соответствующим действиям, обусловленных этой оценкой.

3.Эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными сокрализованным вещам, персоналиям, действиям…

4. Тестовый материал к занятию №2.
Выберите правильный вариант ответа.

^
1. Религиозное сознание –

а) особое состояние психики верующих, иллюзорное отражение действительности;

б) научная отрасль знания, изучающая только эмоциональные стороны психической жизни верующих.

^ 2. Структура религиозного сознания –

а) субъективная сторона религии, тот фрагмент реальности, который характеризует человека, когда речь идет о религиозно окрашенных психических явлениях, касающихся сознания и соответствующего поведения личности, группы людей, общества, а также вызывающих их факторов;

б) религиозная вера, религиозная психология, религиозная идеология.
^ 3. Религиозное общение -

а) личная эмоционально насыщенная взаимосвязь верующих, в форме которой происходит актуализация и персонификация религиозных отношений;

б) определенная совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.

^ 4. Аспекты религиозных отношений –

а) господство-подчинение,

б) нравственно-религиозные отношения,

в) отношения покровительства и охранения,

г) подчинения и авторитарности,

д) чувство «Мы».


Практическое занятие № 3.
Тема. Элементы религиозной системы и их характеристика с точки зрения психологии.
Вопросы для обсуждения.

1.Понятие элементов религиозной системы.

2.Религиозные образы. Психологическая характеристика.

3.Ритуалы и их характеристика с точки зрения психологии.

4.Мифология и их психологическая сущность.

5.Символы и их психологическая характеристика.

6.Заповеди. Их характеристика с точки зрения психологии.
Основная литература

1.Аринин, Е.И.Психология религии.- Владимир, ред.изд.комплекс ВлГУ, 2005-108с.-С.5-64

2.Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, 2002. Глава 1. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005

3. Шелковая, Н.В. Введение в религиоведение./ Н.В.Шелковая. – Ростов н/Д.:Феникс, 2007. – 416 с.: ил.- (Высшее образование).- С.28-40.


Дополнительная литература
1.Психология религиозности и местицизма. Хрестоматия, М., 2001., С.19-40

2.Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Питер, 2006. – С.105-110, С. 246-254.
Рекомендации по подготовке вопросов для обсуждения.
Первый вопрос.

В первом вопросе студенты должны раскрыть понятие элементов религиозной системы. Рассмотреть различия понятий - религиозные образы, ритуалы, мифологическая система, символы, заповеди – в психологии и религиоведении.
^ Второй вопрос.

При ответе на второй вопрос студенты должны дать определение религиозному образу. Указать на особенности религиозного образа в психологии - бессознательные образования, сильно эмоционально насыщенные бессознательные объекты, целостные объекты, которые не поддаются анализу или расчленению на составляющие.
^ Третий вопрос.

При рассмотрении третьего вопроса необходимо сказать, что ритуал – это заранее определенная последовательность действий и психологического состояния, предполагающих достижение некоторого определенного результата. Перечислить формы ритуалов, дать определение каждой форме, указать на психологические аспекты.
Раскрыть три основных блока ритуалов – сезонные ритуалы, суточные ритуалы, ритуалы, сопровождающие жизненный цикл человека.
^ Четвертый вопрос.

При ответе на четвертый вопрос необходимо раскрыть психологическую сущность мифологии. Привести примеры следующих видов мифов – мифотворение, астральные мифы, антропогонические мифы, эсхатологические мифы, экзистенциальные мифы.
^ Пятый вопрос.

Отвечая на пятый вопрос, студенты должны дать определение символу. Раскрыть особенности референциальных и конденсиционных символов.
Шестой вопрос.

В шестом вопросе студентам необходимо дать определение заповедям, привести примеры различных ограничений и табу накладываемых на последователей религии.

Тезаурус.
Религиозный образ – любой объект, который является для человека или группы людей эмоционально значимым, вызывающим религиозные чувства.

Религиозный образ в психологии - бессознательные образования, сильно эмоционально насыщенные бессознательные объекты, целостные объекты, которые не поддаются анализу или расчленению на составляющие.

Ритуал – это заранее определенная последовательность действий и психологического состояния, предполагающих достижение некоторого определенного результата мира.

Мистерии - наиболее сложный вид религиозных ритуалов, предполагающий участие значительного количества людей.

Магические ритуалы представляют собой акты влияния человеком на окружающую его действительность, основанные на использовании гомеопатического и симпатического законов магии.
Молитвы основаны на восприятии Природы, как управляемой сверхъестественными существами, и представляют собой просьбы (обусловленные или не обусловленные) к этим существам о выполнении некоторых действий.

Жертвоприношения - отказ от части, чего-либо, принадлежащего человеку или группе людей в пользу сверхъестественных существ, причем форма отказа может быть самой разнообразной: от ритуального сожжения имущества до передачи его в собственность храма.
Ритуалы прославления связаны с обращением к сверхъестественным существам, однако не содержит никаких просьб к последним и являются лишь выражением экстатического отношения человека к культовому объекту.
Ритуалы, связанные с актуализацией своего видения мира являются, например, произнесения формул веры.

Ритуалы поклонения, смысл которых состоит в актуализации статуса поклоняющегося.

Мифология – это структурирование религиозных образов в сознании человека.

Символы – референциальные (заменяющие объект), конденсиционные (представляет чрезвычайно сжатую схематизированную форму заместительного поведения, которое позволяет снять эмоциональное напряжение).

Заповеди – система ограничений и табу накладываемых на последователей религии (физиологические потребности, потребность в защищенности, творческие потребности).

[Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, 2002. Глава 1. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005]

Практические задания и упражнения для закрепления и контроля знаний.
1.Упражнение.
Вставьте пропущенные слова.

Слова для справок: мистерии, воспроизведение, образ, чувства, достижение, последовательность.

…представляют собой … в образной или символической форме космогонических или мифологических сюжетов.
Религиозный … – любой объект, который является для человека или группы людей эмоционально значимым, вызывающим религиозные ….

Ритуал – это заранее определенная … действий и психологического состояния, предполагающих … некоторого определенного результата мира.
2.Упражнение.
Какие существуют виды мифов кроме перечисленных.
Астральные мифы, антропогонические мифы, эсхатологические мифы.
3. Задание.
Какие символы (референциальные, конденсиционные) соответствуют следующим описаниям.
1.Символы заменяющие объект.

2.Представляют чрезвычайно сжатую схематизированную форму заместительного поведения, которое позволяет снять эмоциональное напряжение.


4 Тестовый материал к занятию №3.
Выберите правильный вариант ответа.
^ 1.Формы ритуалов –

а) мистерии, магический ритуал,

б) молитвы, жертвоприношение,

в)ритуалы прославления и актуализации своего видения.
2.Ритуальные системы включают ритуалы –

а) сезонные ритуалы, суточные ритуалы,

б) ритуалы, сопровождающие жизненный цикл человека.
^ 3.По устанавливаемым задачам магические ритуалы можно разбить на -а) ритуалы привлечения удачи, лечебные, любовные,

б) ритуалы, связанные с нанесением вреда другим людям или существам.
^ 4.Обусловленные молитвы содержат-

а) просьбы, представление имеющихся у молящегося «духовных купонов»,

б) благочестие, выполнение религиозных предписаний, совершение жертвоприношений.

5.Виды мифов –

а) мифотворение, астральные мифы,

б) антропогонические мифы, эсхатологические мифы,

в) экзистенциальные мифы.
Практическое занятие № 4.
Тема. Коллективное бессознательное. Явление неосознаваемой религиозности.
Вопросы для обсуждения.

1.Понятие коллективное бессознательное.

2.Понятие тотемизма. Психологическая сущность тотемизма.

3.Понятие нагуализма. Психологическая сущность нагуализма.

4.Понятие фетишизма и его психологическая сущность.

5.Понятие анимизма. Психологическая сущность данного явления.

6.Понятие и виды первобытной магии. Психологические аспекты первобытной магии.

7.Понятие социальных культов и их психологическая характеристика.

8.Характеристика шаманизма и его психологическая сущность.


Основная литература

1.Аринин, Е.И.Психология религии.- Владимир, ред.изд.комплекс ВлГУ, 2005-108с.-С.5-64

2.Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, 2002. Глава 2. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005

3. Шелковая, Н.В. Введение в религиоведение./ Н.В.Шелковая. – Ростов н/Д.:Феникс, 2007. – 416 с.: ил.- (Высшее образование).- С.43-90.


Дополнительная литература

1. Алексеева, С.В. Кулиева, Р.Р. Кроссворд / С.В.Алексеева, Р.Р.Кулиева –Елец, 2007.

2.Психология религиозности и местицизма. Хрестоматия, М., 2001.С.56-77.

3.Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Питер, 2006. – С.528-534.
Рекомендации по подготовке вопросов для обсуждения.
Первый вопрос.

При ответе на первый вопрос, студенты должны дать определение коллективному бессознательному. Раскрыть пласты коллективного бессознательного – тотемический, анимистический, фетишистский, первобытно-магический, мифологический. Сделать акцент на регрессии отдельного человека, малой группы или массы до уровня одного из этих этапов с характерными изменениями мышления, поведения и видения мира. Раскрыть особенности формирования регрессивных субкультур.
^ Второй вопрос.

Во втором вопросе студентам необходимо дать понятие тотемизма. Раскрыть его психологическую сущность.
Третий вопрос.

При ответе на третий вопрос необходимо раскрыть особенности нагуализма как «индивидуального тотемизма». Раскрыть механизм отождествления человека с каким-либо животным, указать на эмоциональное отношение к этому животному.
^ Четвертый вопрос.

В четвертом вопросе необходимо дать определение фетишизму. Отметить, что существование фетишизма обусловлено свойством психики человека опредмечивать переживания, то есть переносить на внешний объект комплекс эмоциональных состояний.
^ Пятый вопрос.

В пятом вопросе студенты должны дать определение анимизму. Раскрыть три уровня развития анимизма. Указать на основные представления анимизма. Раскрыть основные особенности погребального культа, отношение к болезням, их предотвращению и лечению. Обозначить различные позиции материалистов и религиозных деятелей в вопросе существования духов. Раскрыть психологическую трактовку религиозных представлений К.Г.Юнга. Дать определение понятию «автономный бессознательный комплекс» (АБК). Раскрыть особенности ритуалов анимизма: ритуал задабривания духа, похоронные ритуалы.
^ Шестой вопрос.

При ответе на шестой вопрос студентам необходимо дать определение магии. Раскрыть сущность гомеопатического и симпатического законов. Указать на особенности позитивных и негативных магических ритуалов. Описать различия теории первобытного мышления Л.Леви-Брюлля от компенсационной теории З.Фрейда.
^ Седьмой вопрос.

При ответе на седьмой вопрос дать определение социальному культу. Отметить, что основной фигурой является образ правителя, которому приписываются не только светское влияние, но и способность управлять силами природы.
^ Восьмой вопрос.

В восьмом вопросе студентам необходимо дать определение шаманизму. Указать на роль шамана как посредника взаимоотношения мира людей и мира духовного.

Тезаурус.
Коллективное бессознательное – иерархия мифов, как в массовом сознании, так и в бессознательном отдельного человека.

Пласты коллективного бессознательного – тотемический, анимистический, фетишистский, первобытно-магический, мифологический.

Тотемизм – отождествление себя или группы людей с каким-либо животным, реже с растением или предметом, именуемым тотемом.

Нагуализм – «индивидуальный тотемизм». Представление о взаимосвязи человека с определенным животным, который является его индивидуальным тотемом - покровителем. Отождествление человека с каким-либо животным или повышенно-эмоциональное отношение к этому животному.

Фетишизм – система представлений, основанная на признании за некоторыми предметами (фетишами) способности влиять на жизнь человека.

Анимизм – первобытное мировоззрение, основанное на приписывании предметам окружающего мира индивидной жизненной силы, а иногда личностных черт.

Магия – представление о сущности тонкой взаимосвязи между всеми явлениями окружающего мира.

Шаманизм – религиозная форма, в которой ключевой фигурой является шаман – посредник взаимоотношения мира людей и мира духовного.

[Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, 2002. Глава 2. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005]


Практические задания и упражнения для закрепления и контроля знаний.
1.Упражнение.
Вставьте пропущенные слова.

Слова для справок: переживания, комплекс, мышление, отреагирование.
Существование фетишизма обусловлено свойством психики человека опредмечивать … , то есть переносить на внешний объект … эмоциональных состояний.

Регрессия отдельного человека, малой группы или массы до уровня одного из этих этапов с характерными изменениями …, поведения и видения мира. Формирование регрессивных субкультур - возможность … отдельного человека на определенные символы, в соответствии с архаичными сценариями поведения, массовые психозы.
2.Упражнение.
Какие пласты коллективного бессознательного, кроме перечисленных, вы знаете.

Тотемический, фетишистский, первобытно-магический, мифологический.
3. Задание.

Какое из понятий – фетишизм, анимизм - соответствуют следующим определениям.

Система представлений, основанная на признании за некоторыми предметами (фетишами) способности влиять на жизнь человека.

Первобытное мировоззрение, основанное на приписывании предметам окружающего мира индивидной жизненной силы, а иногда личностных черт.
4. Тестовый материал к занятию №4.

Выберите правильный вариант ответа.


^ 1.Основная фигура в социальных культах –

а) образ правителя, которому приписываются не только светское влияние, но и способность управлять силами природы,

б)священослужитель,

в) монах,

г) церковь,

д) секта.

.

2.Ритуалы анимизма –

а) ритуалы задабривания духа,

б) похоронные ритуалы.
3. Автор теории первобытного мышления -

а)Л.Леви-Брюлль,
^
б) З.Фрейд;
в) К.-Г.Юнг,
г) Э.Фромм.



4. Автор компенсационной теории -

а) З.Фрейд.
б) В.Джеймс;
в) К.-Г.Юнг,
г) Э.Фромм.


^ 6. Кроссворд [1].
Сформулируйте вопросы, ответами на которые являются слова кроссворда.
































Н




















































Д

У

Ш

А




Д























































Г




У










Г


































Т

А

Б

У




Х










О


































О







А

Н

И

М

И

З

М




























Ф




Т







Л
















Е




























Е




Е







И




Н

А

Р

К

О

Т

И

К

И










Т

О

Т

Е

М







З
















П




























И




И







М













Ш

А

М

А

Н



















Ш




З



















К




Т




























И




М







С

И

М

П

А

Т

И

К

А
















З

























Т




К













В

Е

Щ

И

З

М

























А




А























































Р





























































С





























































И





























































С




















Практическое занятие № 5.

Тема. Проявление архаических форм религиозности в современной культуре.
Вопросы для обсуждения.

1.Проявление тотемизма в современной культуре.

2.Фетишизм в современной культуре.

3.Магические ритуалы по степени осознанности и их проявление в современной культуре.

4.Социальные культы в современном мире.


Основная литература

1.Аринин, Е.И.Психология религии.- Владимир, ред.изд.комплекс ВлГУ, 2005-108с.-С.5-64

2.Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, 2002. Глава 2. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005

3. Шелковая, Н.В. Введение в религиоведение./ Н.В.Шелковая. – Ростов н/Д.:Феникс, 2007. – 416 с.: ил.- (Высшее образование).-С.43-90.


Дополнительная литература

1.Психология религиозности и местицизма. Хрестоматия, М., 2001.С.56-77

2.Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Питер, 2006. – С.199-206.


Рекомендации по подготовке вопросов для обсуждения.
Первый вопрос.

При ответе на этот вопрос студентам необходимо раскрыть проявления тотемизма в современной культуре. Указать на элементы тотемизма в детской субкультуре, в религиозных системах, государственной символике.
^ Второй вопрос.

Во втором вопросе необходимо раскрыть проявления фетишизма в современной культуре. Описать особенности фетишей, привести примеры спортивных, индивидуальных, счастливых предметов, предметов на память.
^ Третий вопрос.

В третьем вопросе студенты должны охарактеризовать магические ритуалы по степени осознанности и их проявлению в современной культуре. Раскрыть магические обряды, которые совершаются осознанно, с пониманием их сути, обряды, совершаемые в рамках религии, неосознанные обряды, которые совершаются под влиянием традиций, обряды, совершаемые детьми.
^ Четвертый вопрос.

При ответе на четвертый вопрос необходимо раскрыть особенности социальных культов в современном мире. Охарактеризовать эффект сокрализации власти.
Тезаурус.
Проявление тотемизма в современной культуре - в детской субкультуре, религиозных системах, государственной символике.

Спортивные фетиши - эмблемы, сувениры, значки.

Индивидуальные фетиши - амулеты, талисманы, счастливые предметы, предметы на память.

Эффект сокрализации власти - приписывание людям, находящимся у власти особых мистических свойств.

[Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, 2002. Глава 2. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005]


Практические задания и упражнения для закрепления и контроля знаний.
1.Упражнение.
Вставьте пропущенные слова.

Слова для справок: четыре, две, осознанно, неосознанно традиции, дети.

… группы ритуалов по степени осознанности.

Магические обряды, которые совершаются …, с пониманием их сути. Неосознанные обряды, которые совершаются под влиянием … .
2.Упражнение.
Какие фетиши, кроме перечисленных, относятся к индивидуальным.
Талисманы, счастливые предметы, предметы на память.
3. Задание.

Являются ли данные соответствия правильными.

Индивидуальные фетиши - амулеты, талисманы, счастливые предметы, предметы на память.
Спортивные фетиши - эмблемы, сувениры, значки.
4. Тестовый материал к занятию №5.

Выберите правильный вариант ответа.
^ 1.Спортивные фетиши –

а) эмблемы, сувениры,

б) значки.
2.Индивидуальные фетиши –

а) амулеты,

б) талисманы,

в) счастливые предметы,

г) предметы на память.
^ 3.Эффект сокрализации власти –

а) приписывание людям, находящимся у власти особых мистических свойств,

б)первобытное мировоззрение, основанное на приписывании предметам окружающего мира индивидной жизненной силы, а иногда личностных черт,

в) представление о сущности тонкой взаимосвязи между всеми явлениями окружающего мира.

Практическое занятие № 6.
Тема. Классификация измененных состояний сознания.
Вопросы для обсуждения.

1.Понятие измененных состояний сознания.

2.Изменение волевого самоконтроля.

3.Изменение самосознания и самоутвержденности личности.
Основная литература

1.Аринин, Е.И.Психология религии.- Владимир, ред.изд.комплекс ВлГУ, 2005-108с.-С.5-64

2.Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, 2002. Глава 2. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005

3.Шелковая, Н.В. Введение в религиоведение./ Н.В.Шелковая. – Ростов н/Д.:Феникс, 2007. – 416 с.: ил.- (Высшее образование), С.22-28
Дополнительная литература

1.Психология религиозности и местицизма. Хрестоматия, М., 2001.С.56-77

2.Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Питер, 2006. – С.199-209.
Рекомендации по подготовке вопросов для обсуждения.
Первый вопрос.

При ответе на первый вопрос студенты должны дать определение измененным состояниям сознания. Отметить, что к ИСС относятся состояния просветления, посвящения, обращения, уверенности.
^ Второй вопрос.

Во втором вопросе студентам необходимо указать на то, что изменение волевого самоконтроля проявляется в так называемых автоматизмах, раскрыть их сущность, природу. Дать определение религиозного бреда, психического заражения, шаманских практик.

^ Третий вопрос.

В третьем вопросе раскрыть изменение самосознания и самоутвержденность личности. Охарактеризовать уровни развития человека.
Тезаурус.

Измененные состояния сознания – кратковременные, но очень сильные переживания, позволяющие верующему принципиально по-иному видеть окружающий мир.

Изменение волевого самоконтроля проявляется в так называемых автоматизмах – психических состояниях, в которых человек совершает действие, неподконтрольные воле, разуму или неосознаваемые вообще.

[Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, 2002. Глава 2. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005]
Практические задания и упражнения для закрепления и контроля знаний.

1.Упражнение.

Вставьте пропущенные слова.

Слова для справок: состояния, отношения, переживания, потрясения, верующему, атеисту, окружающий, внутренний.

Измененные … сознания – кратковременные, но очень сильные …, позволяющие … принципиально по-иному видеть … мир.

2.Упражнение.

Назовите, кроме перечисленных, уровни развития человека.

Уровень психодинамических или персональных откровений. Уровень практики. Надличностные переживания.

3. Задание.

Раскройте сущность и различия религиозного бреда, психического заражения, шаманских практик.

4. Вопрос для исследовательской работы.

1.Раскройте проблемы, связанные с изменением самосознания и самоутвержденности личности.

5. Тестовый материал к занятию №6.

Выберите правильный вариант ответа.

^ 1.Какие из состояний относятся к ИСС-

а) состояния просветления,

б) посвящения,

в) обращения,

г) уверенности.

2.Изменение волевого самоконтроля проявляется –

а) в так называемых автоматизмах – психических состояниях, в которых человек совершает действие, неподконтрольные воле, разуму или неосознаваемые вообще,

б) в приписывании людям, находящимся у власти особых мистических свойств.

^ 3. Уровни развития человека -

а) уровень психодинамических или персональных откровений,

б) уровень практики,

в) надличностные переживания.


Практическое занятие № 7.
Тема. Методы достижения измененных состояний сознания.
Вопросы для обсуждения.

1.Медитативные практики.

2.Психосоматические методы.

3.Дыхательные методы.

4.Использование психоактивных препаратов.

5.Культурологические аспекты измененных состояний сознания
Основная литература

1.Аринин, Е.И.Психология религии.- Владимир, ред.изд.комплекс ВлГУ, 2005-108с.-С.5-64

2.Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, Ника-Центр, 2002.Глава 3. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005

3. Шелковая, Н.В. Введение в религиоведение./ Н.В.Шелковая. – Ростов н/Д.:Феникс, 2007. – 416 с.: ил.- (Высшее образование). –С.28-40.
Дополнительная литература

1.Волков Е.Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики // Жур. практ психолога. – 1996.-№ 1.– С. 102-109

2.Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания (реформирования мышления) // Жур. практ психолога – 1996. - № 3. – С. 76-82.
Рекомендации по подготовке вопросов для обсуждения.

Первый вопрос.

При ответе на первый вопрос студенты должны раскрыть сущность медитативных практик, основанных на управлении функциями психики с помощью концентрации внимания. Перечислить типы медитаций по способу выполнения.
^ Второй вопрос.

Во втором вопросе студенты должны охарактеризовать психосоматические методы, воздействующие на сознание через системы психосоматических соответствий.
^ Третий вопрос.

В третьем вопросе студентам необходимо дать определение дыхательным методам достижения ИСС. Описать два принципа воздействия.
Четвертый вопрос.

В четвертом вопросе указать на то, что психоактивные препараты используются для того, чтобы вызвать измененные состояния сознания, прежде всего в видении религиозного характера. Описать проблемы в использовании наркотических веществ в проведении четкой грани между мистическими состояниями и состояниями, искусственно вызываемыми с помощью наркотиков.
^ Пятый вопрос.

При ответе на пятый вопрос студентам необходимо раскрыть культурологические аспекты измененных состояний сознания. Дать характеристику сокрализации и маргинализации. Описать методы интеграции опыта ИСС.
Тезаурус.

Медитативные практики основаны на управлении функциями психики с помощью концентрации внимания.

Психосоматические методы – статические позы, особые движения, вибрации, пение, повторение звуковых сочетаний, кружение на одном месте и другие методы, воздействующие на сознание через системы психосоматических соответствий.

Дыхательные методы достижения ИСС - изменение соответствия концентрации кислорода и углекислого газа в организме и задействие в процессе дыхания различных групп мышц.

Психоактивные препараты используются для того, чтобы вызвать измененные состояния сознания, прежде всего в видении религиозного характера.

Сокрализация – выведение людей способных к переживанию ИСС за рамки человеческого статуса, а следовательно и общества.

Маргинализация – отторжение людей, обладающих способностью к достижению ИСС за пределы общественной жизни.

Интеллектуализация опыта – попытка сформировать отношение к нему как к результату интеллектуальной деятельности.

[Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, Ника-Центр, 2002.Глава 3. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005]


Практические задания и упражнения для закрепления и контроля знаний.
1.Упражнение.

Вставьте пропущенные слова.

Слова для справок: сигнал, формы, особенности, анализ, синтез.

Типология медитаций по способу выполнения: медитация первого типа – внимание концентрируется на … исходящих от объекта; медитация второго типа – различные … внушения (визуализация, словесные и кинестетические внушения); медитация третьего типа - … вышеописанных типов упражнений.
2.Упражнение.

Какие методы, кроме перечисленных, относятся к психосоматическим.

Вибрации, пение, повторение звуковых сочетаний, кружение на одном месте.

3. Задание.

Какое из понятий – сокрализация, маргинализация - соответствует следующим определениям.

Выведение людей способных к переживанию ИСС за рамки человеческого статуса, а следовательно и общества.

Отторжение людей, обладающих способностью к достижению ИСС за пределы общественной жизни.

4.Проблемный вопрос.

1.Какова грань между мистическими состояниями и состояниями, искусственно вызываемыми с помощью наркотиков.

5.Вопрос для исследовательской работы.

Раскройте личностные проблемы, возникающие в результате использования наркотических веществ.

6. Тестовый материал к занятию №7.

Выберите правильный вариант ответа.
^ 1.Методы интеграции опыта ИСС-

а) сокрализация,

б) маргинализация,

в) интеллектуализация опыта.

2.Медитативные практики основаны на

а) управлении функциями психики с помощью концентрации внимания,

б) изменение соответствия концентрации кислорода и углекислого газа в организме.

^ 3.Психосоматические методы –

а) статические позы,

б) особые движения,

в) вибрации,

г) пение,

д) повторение звуковых сочетаний,

е) кружение на одном месте.

^ 4.Дыхательные методы достижения ИСС –

а) изменение соответствия концентрации кислорода и углекислого газа в организме,

б) задействие в процессе дыхания различных групп мышц.
Практическое занятие № 8.
Тема. Религиозно-терапевтические ритуалы и их роль в формировании социотипа.
Вопросы для обсуждения.

1.Ритуалы, основанные на техниках психосоматического воздействия. Катарсические ритуалы.

2.Ритуалы, связанные с использованием психоактивных веществ.

3.Ритуалы травмирования мозга.

4.Понятие псевдорелигиозных ритуалов.

5.Формирование социотипа в тоталитарных обществах.
Основная литература

1.Аринин, Е.И.Психология религии.- Владимир, ред.изд.комплекс ВлГУ, 2005-108с.-С.5-64

2. Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, Ника-Центр, 2002, Глава 4. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005.

3. Шелковая, Н.В. Введение в религиоведение./ Н.В.Шелковая. – Ростов н/Д.:Феникс, 2007. – 416 с.: ил.- (Высшее образование).-С.28-40.

^
Дополнительная литература


1.Сафронов А.Г. Религиозно-терапевтические ритуалы и их роль в формировании социотипа // Наук. записки Харківського військового університету: Сб. наук. пр.- Харків: ХВУ, 2000. - Вип.8. - С.93-97.
Рекомендации по подготовке вопросов для обсуждения.
Первый вопрос.

В первом вопросе студентам необходимо охарактеризовать ритуалы, основанные на техниках психосоматического воздействия. Рассмотреть ритуалы первобытных религий, включающие элементы болевого или шокового воздействия на тело ребенка. Описать религиозно-терапевтические ритуалы, направленные на устранение негативного натального опыта. Дать определение катарсическим ритуалам. Отметить особенность временного снятия запретов на те или иные формы поведения, табуированные в обычной жизни.
^ Второй вопрос.

При ответе на второй вопрос необходимо описать ритуалы, связанные с использованием психоактивных веществ. Раскрыть сущность достижения религиозного экстаза как дополнительного источника мистического вдохновения.
^ Третий вопрос.

Раскрывая третий вопрос, студенты должны дать психологическую характеристику ритуалам травмирования мозга.
Четвертый вопрос.

При ответе на четвертый вопрос студенты должны раскрыть понятие псевдорелигиозных ритуалов. Охарактеризовать главную цель псевдорелигиозных ритуалов. Описать ритуалы, сопровождающие жизнь человека и ритуалы мистериального типа.
^ Пятый вопрос.

Отвечая на пятый вопрос, студенты должны раскрыть основы формирования социотипа в тоталитарных обществах, эмоционально насыщенных религиозных образов. Остановиться на образе государства, его политическом строе, идейных вдохновителях, вождях.


Тезаурус.

Ритуалы первобытных религий, включающие элементы болевого или шокового воздействия на тело ребенка.

Религиозно-терапевтические ритуалы, направленные на устранение негативного натального опыта.

Катарсические ритуалы, основанные на техниках, вызывающих катарсис – искусственные отреагирования невротических направлений.

Ритуалы, связанные с использованием психоактивных веществ. -достижение религиозного экстаза, дополнительный источник мистического вдохновения.

Ритуалы травмирования мозга - прямое формирование психики человека посредством формирования структуры его головного мозга.

Понятие псевдорелигиозных ритуалов – формирование подходящего социотипа..

Формирование социотипа в тоталитарных обществах - формирование эмоционально насыщенных религиозных образов, образов государства, его политического строя, идейных вдохновителей, вождей.

[Сафронов, А.Г. Психология религии./ А.Г.Сафронов – Киев, Ника-Центр, 2002.Глава 4. http://psylib.myword.ru/index.php?s=efe4f609d29dc804f4b5609e13ae446e&automodule=downloads&showfile=3005]

Практические задания и упражнения для закрепления и контроля знаний.
1.Упражнение.

Вставьте пропущенные слова.

Слова для справок: техника, приемы, катарсис, ощущение, невротические, религиозные, психоактивные, экстаз, вдохновение.

Катарсические ритуалы, основанные на …, вызывающих … – искусственные отреагирования … направлений.

Ритуалы, связанные с использованием … веществ. - достижение религиозного …, дополнительный источник мистического … .
2.Упражнение.
Какие аспекты, кроме перечисленных, участвуют в формировании социотипа в тоталитарных обществах.

Образы государства, его политический строй, идейные вдохновители, вожди.
3. Задание.

Правильно ли установлено соответствие.

Ритуалы, связанные с использованием психоактивных веществ -достижение религиозного экстаза, дополнительный источник мистического вдохновения.

Ритуалы травмирования мозга - прямое формирование психики человека посредством формирования структуры его головного мозга.


4. Тестовый материал к занятию №8.

Выберите правильный вариант ответа.
^ 1.Ритуалы, основанные на техниках психосоматического воздействия-

а) катарсические,

б) Ритуалы травмирования мозга,

в) ритуалы, связанные с использованием психоактивных веществ.

  1   2   3   4



Скачать файл (604.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации