Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекция по педагогической психологии. Тема 2: Девиантное поведение - файл 1.doc


Лекция по педагогической психологии. Тема 2: Девиантное поведение
скачать (81.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc82kb.26.11.2011 10:47скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема: Девиантное поведение
План:

  1. Понятие «девиантное поведение» и его сущностные признаки.

  2. Типология девиантного поведения.

  3. Источники девиантного поведения.

  4. Психологическое обеспечение профилактики и коррекции девиантного поведения.



Литература:


  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.

  2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). – М., 2003.

  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М., 2001.

  4. Манапова Е.И. Психология девиантного поведения. – Омск, 2004.

  5. Манапова Е.И. Диагностика отклоняющегося поведения подростков. – Омск, 1998.

  6. Мелвин Роуз. Дом, где исцеляются души: опыт общины Пепер Хэроу / Пер. с анг. С.В. Вителиса. Под ред. Г.Н. Тростанецкой. – СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 1999. – 400с.

  7. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.



Понятие «девиантное поведение» и его сущностные признаки
Абсолютное большинство исследователей, определяют девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от общепризнанных норм. И уже здесь возникает целый ряд вопросов, а именно: какие нормы следует брать во внимание? В какую сторону должно быть отклонение от нормы? С какого возраста мы можем говорить об отклонении от норм и, следовательно, о девиантном поведении? Почему и как происходит это отклонение? Наконец, норма, как ключ к девиантному поведению, категория в большей степени правовая и медицинская. Тогда в чем психологическая сущность отклоняющегося поведения? Попробуем порассуждать по поводу поставленных вопросов.

Доказано, что отклоняющееся поведение наблюдается как у психически больных, так и у психически здоровых людей. При этом и те, и другие могут нарушать социальные, нравственные, правовые и др. нормы. Разница лишь в подходах к коррекции отклоняющегося поведения. Если поведенческая девиация связана с психической патологией, то она требует психофармакологического лечения, а во всех остальных случаях упор делается на методы психологического воздействия.

Социальные нормы, регулирующие общественное поведение людей и их взаимоотношения с обществом могут включать в себя и нравственные и эстетические и правовые нормы. Социальные нормы определяют исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, границу, интервал допустимого поведения, деятельности людей. Социальная норма находит свое воплощение в законах и традициях, в образе жизни большинства населения. Так, правовые нормы оформлены в виде свода законов, и их нарушение влечет за собой наказание, предусмотренное по закону. Нарушение нравственных и эстетических норм вызывает общественное порицание, осуждение. В любом случае общество реагирует на нарушение санкциями по отношению к нарушителю. Исходя из этого, можно предположить, что когда мы говорим о девиантном поведении, то подразумеваем отклонения хотя бы от одной из общественных норм.

Следующий, важный для понимания сущности девиантного поведения вопрос, в какую сторону должно быть отклонение от нормы. Если условно принять за норму нечто среднее, характерное для большей части людей, то отклонения от нормы будут наблюдаться в обе стороны, то есть иметь условно положительную и отрицательную направленность. Ученые утверждают, что нормально развивающееся общество состоит примерно на 10-12% из «героев» и на 10-12% из «нарушителей» (Харчева В.Г., 2000). Следует ли считать девиантным отклонение в любую сторону, или только в сторону отрицательного, негативного (см. рис. 1)?

Например, героизм и самопожертвование мы можем оценивать как поведение, отклоняющееся от обыденной нравственной жизни, поскольку оно не предписано социальными нормами. Тем не менее, общество обычно превозносит своих героев, их поступки популяризируют, с них берут пример.

С другой стороны, героизм не всегда одобряется обществом, он может и осуждаться, расцениваться как «никому не нужный», «бессмысленный». Это указывает на нарушение социальных ожиданий. Отсюда можно вывести, что девиантное поведение – это не просто отступление от общепринятых норм, но и несоответствие социальным ожиданиям, за которым следует осуждение (наказание) обществом. При этом в какую сторону сделано отступление, с плюсом или с минусом – не суть важно. Если поступок не соответствует социальным ожиданиям, то он всегда оценивается обществом со знаком «минус»

Другой аспект проблемы девиантного поведения связан с его возрастными границами. Мы должны признать, что изначально поведение маленького ребенка социально ненормативное. Нормы усваиваются им в процессе социализации. Например, никому не придет в голову назвать девиацией действия ребенка, испортившего какой-нибудь шедевр, хотя взрослого за подобное же осудили бы как вандала. В действиях малыша скорее бы усмотрели процесс изучения предмета и его функций. С какого же возраста тогда ненормативное поведение может считаться девиантным?

Вполне очевидно, что чтобы нарушить те или иные нормы, их надо сначала усвоить, признать за норму, целесообразную границу. Границы бывают внешними и внутренними по отношению к человеку. В качестве внешних границ, а значит и регуляторов поведения, можно назвать авторитеты, идеалы, референтные группы, социальные нормы и т.п.

Внешние границы изменяются с возрастом. Отклонение от них тоже рассматривается в рамках возраста. Поэтому об отклонении от социальной нормы, видимо, надо говорить лишь в тех случаях, когда поведение человека не соответствует возрастным нормам социализации личности.

Индивид в процессе жизнедеятельности усваивает общепринятые нормы, систему разрешенных и запретных действий («можно» - «нельзя»), которые исполняют роль внешних границ и с которыми человек соотносится, программируя свое поведение. Во взаимодействии со средой (в деятельности, активности, в образовании и воспитании, в усвоении социального опыта) происходит расширение или сужение границ, то есть их простраивание. Границы приобретают упорядоченность, обобщенность, нагруженность, объем, устойчивость и пр., другими словами, формируются их качественно-количественные характеристики.

Внешние границы в виде осознанных, принятых, усвоенных норм, превращаются во внутренние границы личности в виде ценностно-смысловых образований: установки, цели, направленности личности и ее компонентов (самооценка, уровень притязаний, образ «Я» и т.п).
Однако у части людей, которых мы именуем девиантными, внутренние границы по какой-то причине не могут реализоваться адекватно. Почему? Возможно, они оказались недостаточно простроенными (человек попал в чужую для него субкультуру, болезненное состояние и т.п.). Тогда внутренние границы могут характеризоваться неопределенностью, неупорядоченностью. Возможно также, что искажены какие-то другие количественно-качественные характеристики. Например, под влиянием психопатологии, криминальной субкультуры, у творческой личности может наблюдаться неоправданное увеличение объема границ, когда личность не принимает в расчет требования и нормы реальности. С другой стороны, границы могут быть слишком «жесткими», неизменными на протяжении длительного времени или, наоборот, слишком часто трансформироваться.

По нашему мнению, именно характер внутренних границ личности определяет ее поведение.

Из всего вышесказанного можно выделить наиболее существенные характеристики девиантного поведения:

  • Девиантное поведение – это следствие недостаточной сформированности или искажения качественно-количественных характеристик внутренних границ личности.

  • Девиантное поведение проявляется в неэффективности саморегуляции. Другими словами, «дефектность» внутренних границ не позволяет обеспечить полноценной саморегуляции поведения.

  • Девиантное поведение ведет к нарушению взаимодействия человека с социумом (социальной дезадаптации), это всегда отклонение от социальных норм и ожиданий.


^ Типология девиантного поведения
Палитра отклонений в поведении людей довольно обширна, и оценить ее, выделить главное, существенное довольно сложно. Поэтому исследователи данной проблемы пытались сгруппировать схожие проявления отклоняющегося поведения, найти для них интегрирующую основу.

Достаточную известность имеет классификация И.С. Кона. Он делит девиантное поведение на две большие группы в зависимости от того, какие нормы нарушаются. Это, во-первых, поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья. Оно подразумевает наличие явной или скрытой психопатологии (акцентуации характера, раздвоение личности, деперсонализация, депрессия и др.). Исследования показывают, что многие виды психических заболеваний проявляются в школьном возрасте именно в различных формах девиантного поведения (Личко А.Е., 1985, 1999; Психопатические расстройства у подростков, 1987). Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-либо социальные, правовые и культурные нормы, которое, в свою очередь, делится на делинквентное и криминальное поведение.

Мы уже обсуждали ранее вопрос о том, что при определении девиантного поведения существенно важным является факт отклонения от социальных норм, что отклонение может быть на базе психопатологии и без нее. Поэтому совершенно неоправданно выделять отдельно поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, так как такое поведение может проявляться в виде делинквентного или криминального.

Достаточно обоснованной, хотя и спорной, выглядит типология, предложенная В.Д. Менделевичем (2001). Поскольку основой оценки девиантного поведения является взаимодействие человека с реальностью, то способы такого взаимодействия послужили ему основанием для выделения пяти типов девиантного поведения:

  • психопатологического и патохарактерологического (противостояние реальности. Окружающий мир представляется враждебным, в связи с искаженным восприятием и пониманием);

  • делинквентного (противодействие реальности, попытка переделать реальность под себя);

  • аддиктивного (нежелание приспосабливаться к враждебной реальности, уход от нее);

  • на базе гиперспособностей (игнорирование реальности, автономизация жизнедеятельности).

Гармоничный человек выбирает, согласно В.Д. Менделевичу, иной способ взаимодействия с реальностью - приспособление к ней.

К сожалению, не все виды девиантного поведения укладываются в данную классификацию. Так, если взять для примера суицидальное поведение, то к какому типу оно может быть отнесено? Истинное суицидальное намерение предполагает уход от реальности, но назвать суицид аддиктивным поведением вряд ли возможно. Если же брать демонстративный суицид, то его цель – изменить реальность под себя, но трудно согласиться с тем, что это тогда делинквентный тип поведения. Не просто определить место в данной типологии для побегов из дома, бродяжничества, сексуальных перверсий и некоторых других видов поведенческих девиаций.

Чаще всего отклоняющееся поведение классифицируют по характеру и тяжести социальных последствий. Классификации А.Г. Амбрумовой (1981), А.И. Долговой (1981), Л.Я. Жезловой (1978), В.В. Ковалева (1979) выделяют девиантное (асоциальное) и делинквентное (криминальное) поведение. При таком делении подразумевается, что делинквент (от лат. delinquens) – это правонарушитель. Делинквентное поведение является поведением преступным. Понятие «делинквентность» как разновидность девиантного поведения в классификациях, используемых за рубежом, применяется для обозначения поведения несовершеннолетних правонарушителей. По достижении совершеннолетия «делинквент» автоматически превращается в «криминальную личность».

Однако в переводе с английского языка это слово приобретает несколько иной оттенок, поскольку звучит как «психологическая тенденция к правонарушению». Именно в этом значении используют термин «делинквентность» А.Ю. Кржечковский, В.С. Чудновский (1996), А.Е. Личко (1999), Вострокнутов Н.В., 1996; Завряжин С.А., Попов В.А., 1994 и др. Такой подход позволяет выделить не два, а три типа отклоняющегося поведения: девиантное, делинквентное и криминальное. В этом случае «отклоняющееся» выступает как более широкое понятие по отношению к понятию «девиантное» и обобщает все типы деструктивного поведения (см. рис 2).



Рис. 2. Типология отклоняющегося поведения (по Н.В. Вострокнутову).
Девиантное поведение понимается как ситуативно обусловленные, транзиторные реакции. Типичными проявлениями девиантного поведения являются подростковые реакции, протекающие с семейной, школьной дезадаптацией, трудностями общения. Например, оппозиционно-вызывающее, провокационно-агрессивное поведение, при котором отсутствуют действия, нарушающие закон или права других. К определенным стереотипам девиантного поведения относят следующие:

  • систематическое уклонение от учебы, работы;

  • уход из дома, бродяжничество;

  • аддиктивное поведение (алкоголизация, наркотизация);

  • аутоагрессия (самоувечье, самоубийство).

Делинквентное поведение – это повторяющиеся, асоциальные по своей направленности проступки детей и подростков, складывающиеся в определенный стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной опасности или недостижения возраста уголовной ответственности. Выделяют несколько видов делинквентного поведения:

  1. агрессивно-насильственное (грабежи, разбои, вандализм, садизм, поджоги и т.п.);

  2. корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта;

  3. ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия;

  4. антиобщественные действия сексуального характера.

Криминальное поведение определяется как противоправные поступки, которые по достижении возраста уголовной ответственности служат основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируются по определенным статьям уголовного кодекса. Другими словами, это самая «острая» форма девиантности.

Все эти типы встречаются в смешанном виде. И, как правило, криминальному поведению предшествуют девиантное и делинквентное.
^ Источники девиантного поведения
Особую важность представляет выявление причин отклоняющегося поведения, так как это тесно взаимосвязано с формами и методами его коррекции. Источники отклоняющегося поведения многообразны, их выявлению посвящено неисчерпаемое количество исследований. Изучению подвергаются социологические, психологические, медицинские факторы, взятые в совокупности или по отдельности. По словам И.Б. Михайловской (1991), было выявлено свыше 170 факторов, влияющих на формирование противоправного поведения человека, однако этот перечень еще далеко не полный.

Тем не менее, во всем множестве теорий причинной обусловленности девиантного поведения можно уловить некоторую закономерность: одни теории сконцентрированы, в основном, на роли общества и социальных условий в возникновении и развитии девиантного поведения, в то время как другие – на индивидуальных особенностях, то есть «корень зла» видится в самом человеке. Эта закономерность прослеживается как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях.

Во многих теориях подчеркивается особая, ведущая роль социальной среды, в том числе семьи, школы, группы общения, в развитии отклоняющегося поведения. Некоторые социологи (Дюркгейм, Мертон, Парсонс, Сатерленд и др.) считают, например, что общество само провоцирует появление девиаций в случаях, когда нарушается ценностно-нормативная система государства, когда создается ценностный вакуум, отсутствует четкая регуляция поведения индивидов.

В это же время приобретают распространение теории, объясняющие девиантное поведение негативной реакцией социума, стигматизацией, наклеиванием на людей, чье поведение отклоняется от норм, ярлыка (Ф. Танненбаум, Г. Беккер, 1963; Э. Леммерт, 1972; И. Гофман и др.). Другими словами, согласно «теории ярлыков» моральное качество поступка определяется тем, как его воспринимают и оценивают другие люди. Процесс клеймения может нанести серьезный удар по достоинству молодого человека и привести его к «увязанию» в собственной девиантности.

Исследовалось влияние воспитания и образования на поведение детей. Так, Ш. Глюк (1966) считает, что человек изначально асоциален (это естественное его поведение). Ребенок, не обладающий навыками социального поведения, в ранних попытках самовыражения может прибегнуть к асоциальным формам: лжи, воровству, агрессии и пр. Формирование нормативного поведения связано с эффективностью процесса социализации и воспитания. Неофрейдисты высказывают мнение о том, что антисоциальное поведение ребенка бессознательно культивируется родителями, которые таким образом удовлетворяют свои побуждения, противоречащие нормам поведения.

Кроме того, изучалось влияние референтных групп на формирование девиантности, а также роль отдельных социальных явлений. Суть этих исследований сводится к тому, что молодые девианты обычно окружены друзьями, имеющими такое же поведение. Молодежь влияет друг на друга. Чем больше времени молодые люди проводят в антисоциальном окружении, тем труднее им вернуться к нормальной социальной жизни.

Другая часть исследований, как мы уже отмечали ранее, подчеркивает ведущую роль индивидуальных особенностей человека в формировании девиантного поведения. Например, согласно существущим теориям некоторые люди, более чем другие, предрасположены к девиантному поведению, поскольку у них есть физиологические факторы, которые могут служить причиной проявления преступного и девиантного поведения. Это так называемые «биологические» теории К. Андессона, С. Грофа, Д. Квэя, С. Магнюссона, Ф. Статтина и др. (Косарев Е., 1997).

Так, итальянский психиатр и криминалист Ч. Ломброзо (1835-1909) считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу и что «врожденного» преступника» можно определить по ряду анатомо-антропологических признаков, таких, например, как массивная, выдвинутая вперед челюсть, сплющенный нос, редкая борода, низкий лоб, приросшие мочки уха и др.

В 70-е годы Уиткин, Джэкобс, Брантон и др. в результате генетических исследований пришли к выводу, что наличие лишней игрек-хромосомы у мужчин обусловливает предрасположенность к агрессии, насилию. Г. Айзенк, изучая заключенных, пришел к выводу, что экстраверты более склонны к совершению преступлений, чем интроверты. А это, в свою очередь, детерминировано на генетическом уровне. Исследования, проведенные российскими социологами и криминологами, в частности М.В. Лупандиным и В.Н. Кудрявцевым, доказывают, что умственная отсталость, в том числе и ее наследственные формы, наблюдается почти у одной трети преступников.

В отечественной психологии долгое время отсутствовала возможность объективно и системно изучать природу отклоняющегося поведения: исследование психобиологических предпосылок расценивалось как биологизаторство, а исследование социальных причин вольно или невольно подводило к мысли о несовершенстве социалистического общества. В связи с этими обстоятельствами в науке вынужденно был сделан акцент на личностных качествах девианта. Этот акцент сохраняется и сегодня, что может объясняться инертностью научной мысли или же установившейся традицией.

Отечественными исследователями проблемы отклоняющегося поведения подробно изучалась роль в возникновении девиаций таких личностных особенностей, как установка (Игошев К.Е.), направленность личности (Ковалев А.Г., Миньковский Г.М., Потанин Г.М., Яковлев А.М.), ценностно-нормативная система личности (Васильева Ю.А., Долгова А.И.), система потребностей (Фельдштейн Д.И.), акцентуации характера (Ковалев В.В., Козюля В.Г., Личко А.Е., Реан А.А., Юстицкий В.В.), самосознание (Кржечковский А.Ю., Чудновский В.Э.), дефектность саморегуляции (Еникеев М.И., Кочетков О.Л.) и другие.

Итак, мы выделили в ходе анализа две глобальные группы источников отклоняющегося поведения (см. рис.3).


Рис.3. Источники девиантного поведения

Первая группа детерминирует характер поведения извне: культура и субкультура, макро- и микросоциум (общественное мнение, семья, школа, друзья и т.п.). Эту группу составляют, в свою очередь, два фактора: социальный и педагогический. Важно, в каких социальных, политических и экономических условиях живет человек (социальный фактор) и кто и как его воспитывает (педагогический фактор).


Вторая группа причин определяет характер поведения изнутри. В ней также можно выделить два наиболее весомых фактора: биологический и психологический. Биологический действует на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют адаптацию человека. Психологический фактор проявляется в избирательном отношении индивида к нормам, ценностям, формам активности, что теснейшим образом связано с особенностями саморегуляции.


Скачать файл (81.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru