Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Экономика и социология труда - файл часть1.doc


Загрузка...
Лекции - Экономика и социология труда
скачать (161.3 kb.)

Доступные файлы (3):

часть1.doc308kb.10.10.2009 17:32скачать
часть2.doc344kb.13.02.2001 13:34скачать
часть3.doc110kb.20.02.2001 13:06скачать

часть1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ


1.ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
1.1.Храктеристика курса "Экономика и социология труда"
Дисциплина "Экономика и социология труда", как видно из ее

названия, сочетает экономическое и социальное направления и носит

комплексный характер.

Рассмотрим в общих чертах два вида наук о труде - науки о

труде социологического профиля, куда входит социология труда и

науки о труде несоциологического профиля, одной из которых являет-

ся экономика труда.

^ Социология труда - наука, изучающая социальные аспекты об-

щественного труда. Предметом ее исследования является характер и

содержание труда, отношение человека к труду, организация и усло-

вия труда,ценностные ориентации, ролевое поведение человека в тру-

де, мотивация и удовлетсоренность трудом и т.д.

В качестве общенаучного методологического подхода к исследо-

ваниям можно выделить диалектический метод, предполагающий расс-

мотрение явлений во взаимосвязи, взаимозависимости и развитии.
К числу наук о труде несоциологического профиля относят пси-

хологию и физиологию труда, которые изучают психологисеские явле-

ния, происходящие в человеческом организме под воздействием раз-

личных факторов простого процесса трнуда, например, физических и

нервных нагрузок.

Распространение вредных для человеческого организма произ-

водственных факторов потребовало развития прикладных дисциплин -

санитарии и гигиены труда, изучающих вредные и опасные факторы,

способные привести к заболеванию, ухудшению здоровья, работоспо-

собности, снижению трудовой активности.

Совершенно самостоятельная область исследования трудовой дея-

тельности, связанная с конструированием машин и машинных систем, с

которыми взаимодействует человек - инженерная психология и эргоно-

мика. Используя данные о возможностях, недостатках и особенностях

человека, ученые дают рекомендации по проектированию техники и

оборудования, которые создавая комфортную производственную среду,

обеспечивали бы высокую производительность и безопасность труда.

Инженерная психология включает в себя такие подразделы как прик-

ладная психология, биомеханика, биотехнология, инженерия окружаю-

щей среды, психотехнология и физиология труда. Эргономика букваль-

но обозначает измерение или организацию труда. Она изучает взаимо-

действие людей со средствами труда, занимается вопросами повышения

эффективности целенаправленной деятельности человека.

Эргономика, инженерная психология, физиология, гигиена труда

изучают процесс взаимодействия человека с природой, влияние ис-

кусственно созданной среды ( техника, технология) на его организм

и психику.

Важные проблемы труда, связанные с правовым положением работ-

ников, юридическим оформлением трудовых отношений на предприятии и

охраной труда, решает трудовое право. Оно определяет порядок прие-

ма на работу, перевода и увольнения рабочих и служащих, продолжи-

тельность рабочего времени, размеры и формы оплаты труда, меры

взыскания за нарушение трудовой дисциплины, обязательные правила

по охране труда, порядок рассмотрения трудовых споров.

Экономика труда - наука несоциологического профиля, изучающая

ряд пограничных с социологией проблем, таких как оплата труда,

профессионально-квалификационные проблемы и т.д. Скажем оплата

труда выстутает пограничной областью для двух наук. Но экономика

труда обращает внимание на соответствие трудового вклада и затрат

тарифным условиям оплаты труда, а социология изучает оплату труда

как внутренний побудитель, мотив деятельности.

В качестве одного из разделов в экономику труда входит  науч-

ная организация тр уда  - процесс внесения в существующую организа-

цию труда мероприятий по совершенствованию трудовых процессов,

разработанных с учетом технологических, экономических, психологи-

ческих, правовых и социальных критериев.

Решение вопросов о соизмерении затрат и результатов труда не-

возможно без установления норм труда. Поэтому при решении вопросов

организации и оплаты труда необходимо знание нормирования труда.

  ^ Нормирование труда - это процесс установления научно-обосно-

ванной меры затрат труда (нормы труда) в зависимости от целей и

особенностей производства.

Решение вопросов о стимулировании труда связано как с эконо-

мическими так и с социальными аспектами трудовой теятельности,

поскольку стимулирование труда - процесс создания оптимальных ус-

ловий труда и распределения, при которых участие в общественном

производстве и добросовестная трудовая деятельность приносят

участнику производства моральное удовлетворение и материальное

вознаграждение в зависимости от количества и качества труда.

Поскольку материальное стимулирование работников в боль-

шинстве случаев осуществляется в виде заработной платы, то в рам-

ках курса экономика труда будут рассмотрены вопросы организации

оплаты труда.

Науки социологического и несоциологического профиля о труде

тесно взаимодействуют, используя теоретические положения, методи-

ческие приемы и практические рекомендации других наук при изучении

трудовых проблем.


1.2.Из истории развития экономики и социологии труда
Особый этап составила деятельность великого английского соци-

алиста-утописта Роберта Оуэна 1771-1858). Самым значительным были

не теоретические взгляды на общество, а практические эксперименты.

В 1800г. Р.Оуэн стал управляющим на текстильной фабрике в

Нью-Ланарке. До его прихода фабрика славилась плохими условиями

труда и низкой производительностью. Оуэн провел несколько реформ:

навел чистоту в заводских помещениях, улучшил условия жизни рабо-

чих, открыл магазин с дешевыми товарами, запретил работать детям

до 10 лет и направил их в школу. Благодаря его нововведениям фабри-

ка стала одной из самых рентабельных в стране. В дальнейшем Оуэн

разуверился в исходных принципах капитализма и выдвинул программу

радикальной перестройки общества на основе социализма. Однако ос-

нованные им коммунистические колонии в США ("Новая гармония") и

Великобритании потерпели неудачу.

В истории менеджмента Оуэн остался этапной фигурой.

Основоположником "научного менеджмента" в США считается Фре-

дерик Уинслоу Тейлор (1856-1915). Его называют автором самой эф-

фективной в мире системы НОТ (научная организация труда). Свои

эксперименты он провел в 90-х годах XIX в. Система Тейлора имеет

комплексный характер: она перестраивает на только структуру управ-

ления предприятием, но и самые элементарные поведенческие трудовые

приемы человека. Тейлор разработал и внедрил сложную систему орга-

низационных мер: хронометраж, инструкционные карточки, методы пе-

реобучения рабочих, плановые бюро, сбор социальной информации, но-

вую структуру функционального администрирования. Немалое значение

он придавал стилю руководства, правльной системе дисциплинарных

санкций и стимулированию труда. Его дифференциальная система опла-

ты - успевающий полностью вознаграждается, а лодырь депремируется,

- предполагала, что в научно организованном производстве человек

на может получить незаработанные деньги.

Помимо Тейлора лидерами научного менеджмента начала XXв. яв-

лялись представители американской школы Гаррингтон Эммерсон

(1853-1931) и Ф.Гилбрет (1868-1924), а также представители класси-

ческой школы менеджмента Макс Вебер (Германия), Анри Файоль (Фран-

ция,1841-1925г.г.).

В 30-е годы американская социология закрепляется в роли лиде-

ра. Этому способствует открытие кафедр социологии в университетах

США. В 1892г. была открыта первая в мире кафедра социологии в Чи-

кагском университете, а в 1901г. курс социологии преподавался в

169 университетах и колледжах.

Основные направления развития социологии труда в США в 30-е

годы могут быть представлены Чикагской школой, сформированной на

базе первого в мире социологического факультета, возглавляемого

А.Смоллом (1892г.), и школой Гарвардского университета. Для чи-

кагской школы характерно соединение эмпирических исследований с

теоретическими обоющениями по проблемам безработицы, нищеты, прес-

тупности. В Гарвардском университете в 1927-1932г.г. группа ученых

под руководством Элтона Мейо проводит знаменитые Хотторнские экс-

перименты, которые принято считать началом развития индустриальной

социологии. Эксперимент в "Вестерн электрик компани" близ Чикаго,

проводившийся в 4 этапа, лег в основу доктрины "человеческих отно-

шений". В основе этой теории лежат следующие принципы: 1) человек

представляет собой "социальное животное", ориентированное и вклю-

ченное в контекст группового поведения; 2)жесткая иерархия подчи-

ненности и бюрократическая ориентация несовместимы с природой че-

ловека и его свободой; 3)руководители промышленности должны ориен-

тироваться в большей степени на людей, чем на продукцию. Социаль-

ная практика доктрины "человеческих отношений" основывалась на

провозглашенном Мейо принципе замены индивидуального вознагражде-

ния групповым (коллективным), экономического - социально-психоло-

гическим (благоприятный моральный климат, удовлетворенность тру-

дом).

Теория человеческих отношений дала толчок разработке проблем

мотивации поведения. Значительный вклад в эту область внесли

А.Маслоу, Ф.Херцберг и Д.Макгрегор. Авраам Маслоу (1908-1970) из-

вестен как создатель иерархической теории потребностей (1943),

послужившей исходной основой для современных моделей мотивации

труда.

Идеи Маслоу получили развитие (1950) в двухфакторной теории

Ф.Херцберга, в которой выделены в качестве назависимых факторов

содержание работы (внутренние факторы) и условия работы (внешние

факторы: заработок, межличностные отношения в группе, политика

компании и т.д.) и определил их влияние на удовлетворенность тру-

дом и мотивацию поведения.

Широкую известность получили теории "Х" и "У" стилей управле-

ния Д.Макгрегора, разработанные в 1957г.Теория "Х" описывает черты

авторитарного стиля: жесткий контроль, принуждение к труду, нега-

тивные санкции, акцент на материальных стимулах. Теория "У" харак-

теризует демократический стиль управления: использование творчес-

ких способностей подчиненного, гибкий контроль, отсутствие принуж-

дения, самоконтроль, стремление к ответственности, моральные сти-

мулы, заинтересованность в труде, участие в управлении. Особен-

ность концепции мотивации Макгрегора в том, что она носит рекомен-

дательный характер, устанавливает зависимость между стилем руко-

водства и поведением подчиненныых. Прежде, чем выбрать в компании

ту или иную модель, необходимо провести анализ реальных условыий и

выяснить ряд вопросов: каков уровень доверительности в отношениях

с менеджерами и ожиданий подчиненных, состояние трудовой дисципли-

ны и т.д. после этого консультант рекомендует администрации, какую

модель - "Х", "У" или смешанный тип - надо применять в каждом

конкретном случае.

В сфере общесоциальной теории наиболее известными являются

две основные концепции:"теория постиндустриального общества", раз-

работанная социологом Д.Беллом и теория "революции менедже-

ров".Согласно Беллу, всемирная история с точки зрения эволюции

технологии проходит доиндустриальную,индустриальную, и постиндуст-

риальную стадии. На каждой из них доминирует один фактор: на доин-

дустриальной - сельскохозяйственный труд, на индустриальной -

промышленность, на постиндустриальной - информация. Последнюю ста-

дию характеризует превосходство сферы услуг над сферой производс-

тва, господство интеллектуальных технологий, распространениее пла-

нирования и контроля.

Основная идея "теории революции менеджеров" - вытеснение клас-

са капиталистов классом управляющих.Эту мысль выражали в своих ра-

ботах Дж.Бернхейм (1941г.), Д.Белл (1961г.),П.Друкер (1946г.),П.Со-

рокин (1953г.), Т.Парсонс (1953г.),Р.Самуэльсон, Н.Смелзнер

(60-е г.г.).

1.3.Представители отечественной экономики и социологии труда
В истории развития отечественноой экономики и социологии тру-

да можно выделить три перида: первый - с середины ХIX в. до 1917 г.,

второй - с начала 20-х годов до средины 50-х; третьий - с середины

50-х до настоящего времени.

Следует отметить, что в ХIХ, начале ХХ века далеко не всегда

ученые, мыслители и общественныые деятели, реально работавшие над

проблемами экономики и социологии труда, идентифицировали себя с

данной наукй. Так к пионерам русской социологии Н.Кареев относит

Н.Чернышевского, правда, "с оговоркой,что он был социологом сам,

того не зная".

Несомненныый вклад в разрабоотку проблем социоологии труда

внесли русские экономисты - статистики А.А.Чупров, А.А.Кауфман,

И.И.Янжул, Ю.Э.Янсон, разработавшие методы анализа информации.

Важное место в дореволюционной социологии труда занимала тео-

рия классов, которой насчитывалось сразу несколько разновиднос-

тей:"распределительная"( признак класса - вид и размер доходов) М.

Туган-Барановского, В.Чернова, Ю.Делевского; "организационная"

(роль в организации производства) А.Богданова, В.Шулятикова;

"стратификационная" (статусные признаки: профессиональный, иму-

щественный, правовой) П.Сорокина, К.Тахтарева; марксистская -

Г.В.Плеханова, В.И.Ленина.

Для отечественной социологии и экономики труда характерны, с

одной стороныы, ориентация на разработку общетеоретических вопро-

сов социализма, с другой - на практические рекомендации по совер-

шенствованию организации и оплаты труда.

Одним из наиболее мощных направлений работы в области эконо-

мики и социологии труда того времени была теоория научной органи-

зации труда, формирование которой разворачивалось на фоне острой

дискуссии вокруг системы Тейлора. Одни считали приемлемым Тейло-

ризм без оговорок, другие полностью его отвергали.

Несколько работ по тейлоризму выпустил О.А.Ерманский, член

коммунистической академии, автор получившей широкую известность

концепции "физиологического оптимума" - сочетания факторов произ-

водства, включая физиологические затраты для получения наилучшего

результата.

Остро обсуждались в 20-е годы и такие принципиальные вопросы

как единоначалие и коллегиальность, проблема повышения производи-

тельности труда.

Постепенно многие специалисты пришли к убеждению, что магист-

ральным путем роста производительности труда является его рациона-

лизация. Однако в выборе средств мнения существенно расходи-

лись.Группа видных ученых ( П.М.Керженцев, В.Радусь-Зенкович,

И.Бурдянский, В.М.Торбек,М.П.Рудаков и др.) подвергли острой кри-

тике течение, к которому принадлежал О.А.Ерманский и примыкали

"цитовцы" (работники Центральногоо института труда) А.К.Гас-

тев,А.З.Гольцман и др. Бурдянский , в частности, обвинил Ерманско-

го в искажении трудовой теории стоимости К.Маркса, не соглашаясь с

заменой социально-экономических и психологических факторов труда

физиологическими и "механическими".

Таким образом, к средине 20-х годоов сложились две ведущие

теоретические платформы - "группа 17-ти" (П.М.Керженцев,И.Бурдянс-

кий и др.) и "цитовцы" (А.Гастев, А.Гольцман и др.).

Одной из наиболее ярких фигур в движении НОТ 20-х годов яв-

лялся А.К.Гастев. Основополагающим положением его теоории было ут-

верждение о том, что никакая техника или машина не помогут, если

не появится, не воспитается новый тип работника. Гастев уделял ог-

ромное внимание развитию трудовой культуры, как важнейшего факто-

ра организации труда. Отличительной чертой разрабооток ЦИТа, в том

числе А.Гастева, была установка на практическое внедрение.

С.Г.Струмилин, как и А.К.Гастев подробно рассматривал социо-

логические факторы трудового поведения работников, однако первый

ориентировался на народнохозяйственный уровень, а второй - на уро-

вень отдельного работника и трудового коллектива.

Интересные социологические идеи содержатся в работах Н.А.Вит-

ке, В.В.Добрынина, э.К.Дрезена,В.М.Бехтерева, А.С.Макаренко, кото-

рые рассматривали проблемы коллективного труда в бригаде и на

предприятии. Именно в 20-е годы закладываются основы теории трудо-

вого коллектива.

В 20-е, 30-е годы проводились социологитческие исследования в

области быта и жизни рабочего класа (Е.А.Кабо, Б.Б.Коган, М.С.Ле-

бединский), интересов молодежи (А.И.Колодная и др.) социальных

проблем деревни (В.С.Немчинов и др.) и города (А.Н.Анцифе-

роф,Л.Л.Паперный и др.), профессиональной ориентации (А.Федотов),

бюджетов времени рабочих и служащих (В.Михеев), трудовых конфлик-

тов (А.М.Стопани).

К концу 30-х годов социология стала подвергаться критике со

стороны воинствующих идеологов. К концу 30-х годов социология была

объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марк-

сизмом, но и враждебноой ему. Само слово социология оказалось вне

закона и было изъято из научного обихода, постепенно ушли в "небы-

тие" социологи профессионалы. Социально - экономические проблемы в

той мере, в какой это дозволялось цензурой рассматривались в раз-

розненном наборе дисциплин, являвшихся прежде составными частями

социологии (научная организация труда - НОТ, экономика труда,

воспроизводство рабочей силы, профориентация, подготовка кадров,

нормирование труда, социалистическое соревнование и др.). Исчезно-

вению социологических исследований в 30-е годы способствовала и

цензура социальной и экономической информации в печати, корректи-

ровка показателей в сторону завышения.

Возрождение советской социологии началось в средине 50-х г.г.

в период так называемой "хрущевской оттепели".

Уже в 50-х - 60-х годах были проведены масштабные социологи-

ческие исследования по изучению влияния научно- технического про-

гресса на социальную и профессиональную структуру работников. В

60-х годах появились крупные монографии по социологии труда

Г.А.Пруденского, А.Т.Здравомыслова, В.А.Ядова, В.Г.Осипова.

В 60-80е г.г. проводятся теоретические и эмпирические иссле-

дования по широкому кругу проблем, связанных с трудом. Работа ве-

лась в области совершенствования нормирования труда, его оплаты,

методов социального планирования, которое постепенно распространи-

лось на все сферы народного хозяйства. В методических рекомендаци-

ях по социальному планированию, как правило,определялись следующие

направления: совершенствование квалификационной и профессиональ-

ной структуры предприятия или отрасли, улучшение условий труда и

охраны здоровья, совершенствование оплаты труда, улучшение жилищ-

ных и культурно-бытовых условийф, воспитание и развитие социальной

активности работников; участие в управлении коллективом.

В 60-х годах к исследованиям трудового коллектива обратились

как социологи (Н.В.Голубева, С.Г.Гурьянов,Н.И.Лапин, А.И.Подмарков

и др.) так экономисты (А.Г.Аганбегян, И.И.Кузьминова, В.А.Слас-

тенко, В.Л.Мосина, С.П.Сироткина) и психологи (Г.М.Андреева,

Л.П.Буева, Б.Д.Парыгин, А.К.Уледов и др.).
Начиная с 70-х интерес социологов и экономистов к изучению

трудового коллектива и коллективных форм организации труда возрас-

тает. Большое внимание в эти годы уделяется изучению и внедрению

бригадных форм организации труда и бригадного подряда. Однако во

многом "бригадизация" носила формальный характер. Например, по

данным официальной статистики в начале 80-х годов почти 3/4 бригад

в промышленности перешли на подряд, в то время как выборочные исс-

ледования показали, что подрядные формы организации и оплаты тру-

да носили формальный характер.

Помимо исследования коллективных форм организации и оплаты

труда в 70-80е годы развернулись исследования по следующим пробле-

мам экономики и социологии труда: социальные аспекты НОТ, социаль-

ное управление, труд руководителя, дисциплина труда, социалисти-

ческое соревнование, охрана и социально-гигиенические условия тру-

да, рабочее и внерабочее время, профориентация и профотбор, учас-

тие рабочих в управлении производством, социальные аспекты НТР.

Работы выполнялись учеными и коллективами ученых общесоюзных или

отраслевых институтов и лабораторий с привлечением практических

работников.

В годы перестройки вопросам экономики и социологии труда уче-

ные уделяли также значительноое внимание. Вопросами труда занима-

лись в последние годы также видные экономисты и социологи как

Т.Заславская, А.Шохин, Г.Меликьян, Г.Бунич, В.Щербаков, Е.Ка-

тульский, А.Лифшиц, И.Заславский, Ю.Кокин, А.Зубкова, Н.Волгин и

др.

На первый план социально-экономической работы в период пере-

хода к рыночным отношениям стали такие проблемы как мотивация

труда, обеспечение занятости населения, развитие социального парт-

нерства, вопросы стимулирования труда, социального обеспечения и

социальной политики.
Раздел II.ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА
^ 2.РАЗДЕЛЕНИЕ И КООПЕРАЦИЯ ТРУДА
2.1. Основные виды разделения труда на производстве
Разделение труда - разграничение и обособление деятельности

людей в процессе совместного труда.

В рамках общественного производства можно выделить три вида

разделения труда:

  общее (народнохозяйственное) - обособление различных видов трудовой

деятельности в масштабе народного хозяйства (промышленность, транспорт,

сельское хозяйство и т.д.)

частное (отраслевое) - расчленение производства на отдельные хозяй-

ственные отрасли (станкостроение, приборостроение и т.д.)

единичное  (внутрипроизводственное) - обособление различных видов

работ в рамках одного промышленного предприятия.

Разделение труда приводит к сокращению длительности произ-

водственных циклов изделий, а также способствует росту производи-

тельности труда за счет специализации работ, роста квалификации

работников.

Выбор наиболее рациональных форм разделения труда должен

опираться на всесторонний анализ специфики производства, характе-

ра выполняемых работ, требований к их качеству, степени загружен-

ности исполнителей и т.д.

Основными видами внутрипроизводственного разделения труда

являются: 1)функциональное, 2)технологическое, 3)профессиональ-

но-квалификационное.

1) ^ Функциональное  разделение труда - распределение всего

комплекса работ между участниками производства в зависимости от

функций, выполняемых ими в производственном процессе.

Например, работники предприятия делятся на промышленно- про-

изводственный персонал (ППП), персонал, занятый на непромышленных

работах:хозяйственно-бытовых, ремонтно-строительных (непромышлен-

ный персонал).

Промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется

на следующие группы: рабочие (выполнение технологических процес-

сов); служащие, в том числе руководители (управление производс-

твом и персоналом), специалисты (научно-техническая и организаци-

онная подготовка производства);технические исполнители (техничес-

кая подготовка документации), прочие служащие (охрана, поддер-

жание чистоты и порядка на производстве и т.д.).

Рабочие по функциям, выполняемым в производственном процессе

делятся на три основные группы:

- основные производственные рабочие - выполняют различные

технологические процессы в цехах основного производства по изго-

товлению продукции;

- вспомогательные рабочие - все рабочие вспомогательных цехов

(ремонтных, энергетических, инструментальных) и вспомогательные

рабочие основных цехов;

- обслуживающие рабочие - выполняют функции по обслуживанию

основного и вспомогательного производства (контроль качества,

хранение, транспортировка материальных ценностей).

2) ^ Технологическое  разделение труда - расчленение и обособ-

ление производственного процесса по фазам, частичным процессам,

видам работ, операциям.

Различают  предметное (подетальное) разделение труда - закре-

пление за рабочим комплекса различных операций по изготовлению од-

ного вида изделий (деталей), характерное для условий единично-

го и мелкосерийного производства и  пооперационное закрепление за

рабочими определенных технологических операций, характерное для

поточного производства, технологическое разделение труда.

3) ^ Профессионально-квалификационное  разделение труда (про-

фессиональное) - группировка работников с учетом специальности и

сложности выполняемой ими работы. Например, токарь 6 разряда; ин-

женер-конструктор II категории и т.д.

Проектирование разделения труда по всем направлениям являет-

ся важной задачей организации труда и заключается не только в оп-

ределении численности всех необходимых профессионально-квалифика-

ционных групп, но и в рациональной расстановке работников, рас-

пределении функций между ними, обеспечении их полной и равно-

мерной загрузкой в соответствии с их производственным профилем.
 Границы разделения труда.

Степень разделения труда должна быть научно-обоснованной для

производственно-технических условий данного предприятия, т.к.

чрезмерное разделение труда и технологического процесса может

снизить эффективность производства.

Рациональное разделение труда определяют его экономические,

психофизиологические и социальные границы.

Экономическая граница разделения труда определяется его вли-

янием на технико-экономические показатели работы предприятия.

Экономически целесообразным будет такое разделение труда, при ко-

тором затраты на единицу продукции будут минимальными.

Например, углубление пооперационного разделения труда приво-

дит к сокращению доли живого труда в трудоемкости продукции и со-

ответственно к сокращению длительности производственного цикла;

но чрезмерное разделение техпроцесса на отдельные операции приво-

дит к возрастанию затрат времени на установку и снятие, транспор-

тировку, контроль; что может увеличить совокупные затраты труда.

При выделении самостоятельных операций с точки зрения экономичес-

кой целесообразности необходимо, чтобы сокращение времени выпол-

нения технологической операции перекрывало связанное с этим (раз-

делением) увеличение времени на транспортировку деталей между ра-

бочими местами, межоперационный контроль и выполнение подготови-

тельно-заключительных работ.

Психофизиологическая граница  разделения труда определяет

предельно допустимые психические и физические нагрузки, связанные

с повторяемостью однообразных приемов, выполняемых рабочими.

Разделение труда (разделение технологического процесса на

операции) должно обеспечить наличие разнообразных элементов в

выполняемой работе, участие различных групп мышц рабочего и че-

редование нагрузок на различные части тела и органы чувств.

Социальная граница разделения труда определяет предельный

уровень разнообразия трудовых функций, при котором обеспечивается

достаточная содержательность и привлекательность труда.

Разделение труда не должно отрицательно влиять на развитие

творческих способностей и рост профессионального мастерства ра-

бочих.

В современных условиях оптимальное разделение труда достига-

ется определенной степенью дифференциации производственных про-

цессов, расширением зон обслуживания оборудования (совмещением

профессий), использованием коллективных форм организации труда.

Разделение труда тесно связано с его кооперацией, которая

является непосредственным следствием разделения труда в произ-

водстве.
2.2. Кооперация труда
 ^ Кооперация труда - объединение многих исполнителей для сов-

местного планомерного участия во взаимосвязанных процессах труда

или

кооперация труда - система устойчивых производственных взаи-

мосвязей между подразделениями или работниками в производственном

процессе.

На предприятиях существует межцеховая

(основанная на расчленении производственного процесса между от-

дельными цехами), внутрицеховая (взаимодействие производственных

участков), внутриучастковая (устанавливает связи между рабочими в

процессе совместного труда).

Характерным примером внутриучастковой кооперации является

бригадная форма организации труда рабочих.
2.3. Коллективные формы организации труда

("Бригадная" организация труда)
Развитие бригадных форм организации труда тесно связано с

перестройкой хозяйственного механизма в стране в 1980 - 1990гг.,

развитием самоуправления на производстве и самофинансирования. В

этих условиях "бригадная" форма организации труда отвечает требо-

ваниям производства, способствует решению экономических задач,

развитию демократических начал в управлении, укреплению дисципли-

ны, воспитанию коллективизма и чувства ответственности за резуль-

таты труда. В бригаде, таким образом, происходит увязка интересов

личности, первичного трудового коллектива и коллектива предприя-

тия в целом.

  1   2   3   4



Скачать файл (161.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru