Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Экономика и социология труда - файл часть3.doc


Загрузка...
Лекции - Экономика и социология труда
скачать (161.3 kb.)

Доступные файлы (3):

часть1.doc308kb.10.10.2009 17:32скачать
часть2.doc344kb.13.02.2001 13:34скачать
часть3.doc110kb.20.02.2001 13:06скачать

часть3.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...







13. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
13.1.Понятия уровня и качества жизни
Уровень жизни - это степень развития и удовлетворения потреб-

ностей живущего в обществе человека.

В соответствии с Конвенцией МОТ "Об основных целях и нормах

социальной политики" человек имеет право на такой жизненный уро-

вень ( включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное

обслуживание), который необходим для поддержки здоровья и благо-

состояния его и его семьи, а также право на обеспечение в случае

безработицы, инвалидности, вдовства или иного случая утраты

средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Уровень жизни в большей степени характеризует количественную

меру благосостояния людей и чаще всего характкризуется количест-

венными числовыми показателями.

Термин "качество жизни" пришел к нам с Запада. В советский

период чаще пользовались понятиями "благосостояние народа", "уро-

вень жизни", " образ жизни".

^ Качество жизни - это степень развития и полнота удовлетворе-

ния всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся

как в различных формах деятельности так и в самом жизнеощущении.

Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и

характер труда, уровень благосостояния семьи, демографические, эт-

нографические и экономические аспекты существования людей. Есть в

этой проблеме юридические и политические стороны, связанные с пра-

вами и свободами, поведенческие и психологические аспекты, общий

идеологический и культурный фон.

При характеристике социального положения населения страны

важное значение имеет оценка качества жизни. Качество жизни - это

характеристика всех ее сторон, отражающая степень удовлетвореннос-

ти людей предоставленными им материальными благами, обеспечен-

ность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособлен-

ность к современным требованиям, безболезненность и продолжитель-

ность жизни.

Когда мы говорим "качество жизни", то не имеем в виду ка-

кой-то определенный показатель, измеритель, выраженный в числовой

форме. Это понятие комплексное, обобщеное, выражаемое обычно сло-

вами "высокое", "среднее", "удовлетворительное", "низкое", "не-

удовлетворительное".

Такая оценка складывается из характеристики различных аспек-

тов жизни.

Главные компоненты качества жизни

а)здоровье людей (продолжительность жизни, уровень смертности,

длительность и тяжесть болезней и т.д.);

б)питание (состав пищи, вкусовые качества, калорийность, на-

личие белков и витаминов, свежесть и чистота продуктов, регуляр-

ность питания);

в)жилище (площадь, обустройство, обстановка, удобство плани-

ровки, благоустройство населенных пунктов,прочность и разнообразие

одежды и обуви);

г)состояние образования (продолжительность и уровень обуче-

ния, степень овладения научными знаниями, доступность библиотек,

телевидения, музеев, нравственный и художественный уровень лите-

ратуры);

д)условия и характер труда (напряженность, эффективность тру-

да, свобода выбора профессии, длительность рабочего дня, доля руч-

ного труда,частота и характер производственного травматизма, мик-

роклимат в коллективе, моральное удовлетворение, материальная и

общественная оценка труда);

е)условия отдыха (достаточная продолжительность, доступность

домов отдыха, санаториев, учреждений культуры и спорта, возмож-

ность туристских и экскурсионных поездок);

ж)занятость и гарантии от безработицы (количество занятого

трудоспособного населения, условия помощи безработным и т.д.);

з)общая социально-бытовая обстановка (уровень преступности,

экологическая обстановка, политические и военные конфликты, терро-

ризм, пьянство, эпидемии).

Высокое качество жизни способствует достойному поведению лич-

ности, направленному на обеспечение социальной справедливости и

высокой нравственности, ощущению удовлетворенности жизнью и

счастья.
13.2.Показатели уровня и качества жизни

Комплексный анализ уровня и качества жизни обеспечивается при

рассмотрении всех вышеперечисленных характеристик в трех аспектах:

а) в сравнении с прошлыми периодами;

б) в сопоставлении с научными нормами жизни (например, с рацио-

нальным, средним и минимальным потребительским бюджетами);

в) в сравнении с другими государствами.

Оценка уровня жизни предполагает также и оценку порога бед-

ности.

В мировой практике различают две основные формы бедности: аб-

солютная - отсутствие дохода, необходимого для обеспечения мини-

мальных жизненных потребностей личности или семьи; относительная -

доход не превышает 40-60% среднего дохода по стране.

Минимальные жизненные потребности россиян оцениваются в нас-

тоящее время по набору товаров и услуг, включенных в прожиточный

минимум (ПМ).

Продовольственный набор для расчета "ПМ" разрабатывается спе-

циалистами института питания Академии медицинских наук России.В

соответствии с рекомендациями суточная энергетическая ценность

продуктов питания, включенных в "ПМ", составляет не менее 2720,4

ккал для мужчины трудоспособного возраста, 2138,4 ккал для женщины

трудоспособного возраста, 1976,6 - для пенсионеров по старости,

1581,6 - для детей до 6 лет и 3285,6 - от 7 до 15 лет. В среднем

на россиянина суточная энергетическая ценность продуктов состав-

ляет 2236,7 ккал/чел.

Набор продуктов питания получил положительную оценку Всемир-

ной организации здравоохранения. Структура бюджета прожиточного

минимума включает в себя, помимо расходов на питание, расходы на

непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные

платежи.

Кроме традиционных показателей уровня жизни специалисты

(ПРООН) разработали обобщающий индикатор уровня жизни (индекс че-

ловеческого развития), исчисляемый как средний из трех величин,

валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения (с учетом

порога бедности), ожидаемой продолжительности жизни и уровня обра-

зования населения (25 лет и старше), соотнесенных к уровням этих

показателей, достигнутым как наивысшие в мире. При всех его досто-

инствах (сравнительная простота исчисления, универсальность, ста-

тистическая доступность) индекс человеческого развития далеко не

полностью охватывает условия жизни и допускает ряд условностей, в

частности равнозначность его составляющих.

Всероссийским центром уровня жизни (ВЦУЖ) предложен иной ме-

тод определения обобщающего индекса динамики уровня жизни, охваты-

вающий все компоненты уровня жизни со взвешиванием их значимости

по настоятельности сответствующих потребностей в зависимости от

эластичности затрат на удовлетворение их в домашних хозяйствах.

Для исчисления обобщающего индекса уровня населения определя-

ются индексы динамики каждого компонента на душу населения:

- питания (по его калорийности и содержанию белков);

- фонда домашнего имущества (в сопоставимых ценах);

- жилья (площадь с учетом удобств);

- здоровья и здравоохранения (по динамике продолжительности

жизни, коэффициентам смертности, затратам на здравоохранение);

- образования и культуры (по числу лет обучения и затратам на

просвещение и культуру);

- услуг населению (в сопоставимых ценах) и т.д.

Затем по каждому компоненту уровня жизни на основе статисти-

ки бюджетов семей определяются коэффициенты эластичности потребле-

ния. Величина, обратная эластичности, принимается как измеритель

относительной настоятельности данной потребности в общей сумме

потребностей (компонентов уровня жизни). В результате обобщенный

индекс уровня жизни определяется как средневзвешенная индексов ди-

намики отдельных компонентов уровня жизни.

Исследования, проведенные ВЦУЖ, показали, что экономический

кризис после 1990г. отбросил РФ по уровню жизни на много лет назад

- по индексу человеческого развития (методика ПРООН) - примерно к

началу 80-х годов; по продолжительности жизни, обеспечению питани-

ем, одеждой, обувью, бытовыми и транспортными услугами - на уро-

вень ниже 1970г. Если в 1990г. по важнейшим социальным показателям

Россия замыкала группу развитых стран мира, то в настоящее время

стала все более приближаться к уровню развивающихся стран.

Если в 1990г. питание России в среднем приближалось к рацио-

нальным нормам, а по калорийности превосходило медицинские требо-

вания, то в 1992г. оно упало в среднем до уровня, близкого к мини-

мальному потребительскому бюджету, а с 1993г. для значительной

части населения стало ниже этого уровня.

По расчетам ВЦУЖ на основе данных региональной статистики во

II квартале 1995г. уровень бедности достиг 43,7% (64,8 млн.чел. из

148,2 млн.чел.). За период 1991 - 1995г. покупательная способность

рабочих и интеллигенции, живущих на зарплату, упала в среднем в

2,8 раза. Заработная плата в среднем обеспечивала на работника в

1995г. 1,6 прожиточного минимума (264 тыс.руб.). Если работник

имеет одного иждивенца, то он уже переходит в разряд бедных, так

как на одного человека в семье приходится 0,8 ПМ. Покупательная

способность пенсионеров снизилась за период 1991 - 1995г.г. с 2,9

до 1 прожиточного минимума.
13.2.1.Объекты социальной защиты
Переход к рыночной экономике приводит к значительной диффе-

ренциации и неравенству в уровне жизни населения, причем количест-

во живущих ниже черты бедности увеличивается. Особенно усиливаются

проблемы социального неравенства в период спада производства и

инфляции.Эти проблемы должны быть ослаблены и в определенной мере

компенсированы системой мер, программ и законов по социальной за-

щите наименее обеспеченных групп населения.

Любое цивилизованное государство обязано защищать своего

гражданина от экономических невзгод, потрясений или от резкого па-

дения доходов, вызванного потерей работы, инвалидностью, ста-

ростью,болезнью и т.д. Такой подход вытекает из основных положений

Декларации прав человека, где человеческая жизнь признается высшей

ценностью для общества.

Финансирование мер и программ социальной защиты определяется

возможностями экономики страны.

Источниками финансирования в странах с рыночной экономикой

является государство, предприниматели (работодатели), работающее

население.

При организации социальной защиты следует четко осознавать,

что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жиз-

ни в условиях экономического спада невозможна. Правильнее, обосно-

ваннее говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп на-

селения, наиболее в ней нуждающихся. Наиболее нуждаются в социаль-

ной поддержке социально уязвимые слои населения, к которым от-

носятся прежде всего лица, лишенные возможности самостоятельно,

собственными усилиями улучшить свое благосостояние, поддерживать

минимально необходимые условия жизни.

Объектами социальной защиты считаются, как правило, люди, до-

ходы которых не превышают прожиточный минимум.

Строго говоря, при отнесении людей к категории социально уяз-

вимых следовало бы учитывать не только их денежные доходы, но и

денежные сбережения, накопленное богатство, так называемый иму-

щественный ценз. Однако, поскольку получить достоверные сведения

об имущественном положении людей трудно, то в качестве критерия

материального положения человека берутся его денежные доходы.

В сложившейся практике социально уязвимыми и нуждающимися в

социальной поддержке считаются семьи с низким денежным доходом на

члена семьи.

 _Объекты социальной защиты (социально незащищенные слои об-

 _щества):

- многодетные семьи,

- семьи, потерявшие кормильца,

- матери, воспитывающие детей в одиночку,

- инвалиды,

- престарелые,

- пенсионеры, получающие недостаточное пособие,

- студенты, живущие на стипендию,

- безработные,

- лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических или

социальных конфликтов, незаконного преследования,

- дети, оставшиеся без попечения родителей.

Социальная поддержка может предоставляться в различных формах

(видах).

 Виды социальной поддержки:

- денежная помощь,

- предоставление материальных благ (одежда, обувь и т.д.),

- бесплатное питание,

- оказание медицинской, юридической, психологической помощи,

покровительства,

- опекунство, усыновление и т.д.

13.2.2.Мотивы и условия предоставления социальной поддержки

Основным условием оказания социальной поддержки является

признак социальной уязвимости. Так как всем нуждающимся помочь

просто невозможно, то экономисты и социологи рекомендуют в услови-

ях дефицита средств "помогать только тем, кто не может помочь себе

сам". Конечно, этот рецепт несколько расплывчат, но все же заслужи-

вает внимания.
13.3. Формы социальной поддержки

Основными формами социальной поддержки являются:

а)Защита от инфляции (индексация доходов)

В условиях нестабильности экономики и спада производства на-

селение страдает от роста цен и инфляции. Для того, чтобы рост цен

на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению пот-

ребления и жизненного уровня, применяется индексация доходов - уве-

личение доходов (зарплаты,пенсий,стипендий и т.д.) по мере роста

розничных цен.

К сожалению, при спаде производства ни правительство, ни

предприятия не имеют возможности повысить доходы, зарплату ровно

во столько раз, во сколько повышаются цены. Так как количество то-

варов уменьшается, то выплата чрезмерного количества денег приво-

дит к наводнению рынка денежной массой и, как следствие, к новому

росту цен, что потребует нового увеличения доходов и т.д.

б)Социальная поддержка безработных

Оказывается в соответствии с законом РФ "О занятости населе-

ния в РФ".

Помощь безработным оказывается в виде выплаты официально за-

регистрированным безработным пособия по безработице. Обычно посо-

бие предоставляется в течение 12 месяцев со времени потери работы

в размере установленном законодательством.

Средства фонда занятости (в него отчисляется 1,5% от фонда

оплаты труда предприятий) направляются также на переобучение без-

работных, на оказание материальной помощи индивидувльным предпри-

нимателям из числа безработных и т.д.

в)Медицинское страхование

Создание системы медицинского страхования в стране не завер-

шено.Практически медицинское страхование осуществляется лишь в не-

большой части регионов.

Медицинское страхование и создание фонда обязательного меди-

цинского страхования (ФОМС) регулируется законом РФ "О медицинском

страховании граждан РФ", принятом в июне 1991г. и вступившем в си-

лу с 01.01.1993г.

ФОМС формируется за счет обязательных отчислений от фонда оп-

латы труда в размере 3,6%, из которых 0,2% поступает в федеральный

фонд и 3,4% - в территориальные фонды.

Обязательства государства по финансовому участию в медицинс-

ком страховании неработающего населения не получили строгой зако-

нодательной регламентации.

г)Социальное обслуживание населения

Одним из важных направлений социальной защиты является соци-

альное обслуживание населения - деятельность социальных служб по

социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-меди-

цинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и ма-

териальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации

граждан, находящихся в трудной жизненной ситеации.

Социальное обслуживание проводится в соответствии с законом

РФ" Об основах социального обслуживания в РФ" от 15.11.95г.

 Виды социального обслуживания

1)Материальная помощь (в виде денежных средств, продуктов пи-

тания, средств санитарии и гигиены, одежды, обуви, топлива, транс-

портных средств и т.д.);

2)Социальное обслуживание на дому (услуги на дому одиноким

больным, престарелым, инвалидам);

3)Социальное обслуживание в стационарных учреждениях для

граждан нуждающихся в постоянном уходе (дома инвалидов и т.п.);

4)Предоставление временного приюта в специальных учреждениях

(детприемники, ночлежки и т.д.) детям, БОМЖам, беженцам и т.д.;

5)Организация дневного пребывания в учреждениях социального

обслуживания для граждан преклонного возраста;

6)Консультативная помощь (медицинская, правовая и т.д.);

7)Реабилитационные услуги (в трудных жизненных ситуациях)
д)Помощь гражданам, имеющим малолетних детей

Помощь предоставляется на основании закона РФ "О государс-

твенных пособиях гражданам, имеющим детей", Указа Президента "О

мерах по социальной поддержке многодетных семей".

Предусмотрены следующие виды детских пособий:1)пособие по бе-

ременности и родам; 2)единовременное пособие женщинам, вставшим на

учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; 3)еди-

новременное пособие при рождении ребенка; 4)ежемесячное пособие по

уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет; 5)ежемесячное пособие на

ребенка.

Для граждан, имеющих детей, установлены налоговые льготы: по-

доходный налог с физических лиц уменьшается на сумму расходов на

содержание детей и иждивенцев в пределах установленного законом

размера минимальной заработной платы на каждого ребенка в возрасте

до 18 лет, студентов дневной формы обучения до 24 лет и прочих иж-

дивенцев.

Многодетные семьи имеют следующие льготы: скидка в размере

30% по оплате отопления, газа, воды, канализации, электроэнергии,

бесплатное приобретение лекарств по рецептам врачей для детей до 6

лет и т.д.

е)Помощь инвалидам

Помощь оказывается на основании Закона РФ "О социальной защи-

те инвалидов в РФ" от 24 ноября 1995г.Цель социальной защиты инва-

лидов - обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возмож-

ностей в реализации гражданских, экономических и политических прав

и свобод.

Закон предусматривает бесплатное обеспечение инвалидов мото-

колясками на 5 лет, выдачу инвалидам I и II групп бесплатных ле-

карств, а III группы - с 50% скидкой (по рецептам),скидки по опла-

те коммунальных услуг, телефона, электроэнергии (на 50%), льготы

(квоты) по приему инвалидов на работу и т.д. Есть государственные

программы по улучшению социальной защиты детей-инвалидов, например,

в президентской программе "Дети России" есть подпрограмма "Де-

ти-инвалиды". Существуют налоговые льготы для предприятий ВОИ.

ж)Социальное страхование

Социальное страхование в нашей стране как институт возникло

после революции (в 1918г.) и до 1933г. оставалось в ведении госу-

дарства. С 1933 по 1993г. социальным страхованием управляли проф-

союзы. С 28 сентября 1993г. указом Президента управление социаль-

ным страхованием было передано правителшьству, которое осуществля-

ет его через Фонд социального страхования.

По закону все работодатели обязаны уплачивать в фонд социаль-

ного страхования страховые взносы в размере 5,4% фонда оплаты тру-

да. Из фонда социального страхования выплачиваются пособия по вре-

менной нетрудоспособности (средний заработок), единовременное

пособие по уходу за ребенком (2 минимальных оклада); 75% от на-

численной суммы остается на предприятиях, 20% - централизуются на

уровне регионов, 5% - федеральный резерв.

з)Пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение осуществляется через Пенсионный фонд,

куда отчисляется 28% (для сельхозпредприятий -20%) фонда оплаты

труда предприятия (организации).

Пенсия - денежное пособие, получаемое гражданином после дос-

тижения им установленного законом возраста и при условии, что он

отработал определенное количество лет по найму.

В РФ право на пенсию человек получает: 1) мужчины - по дости-

жении 60 лет, обязательно отработав 25 лет;

2) женщины - по дости-

жении 55 лет, обязательно отработав 25 лет (для женщин, имеющих

детей - 20 лет).

Если человек отработал больше лет, то размер пенсии увеличи-

вается по сравнению с ее базисной величиной ( в РФ за базу берется

50% от среднего заработка за 5 лет подряд за любые 10 лет работы

или от среднего заработка за последние 2 года работы).

ж) Обязательное государственное страхование

Обязательное социальное страхование представляет собой стра-

ховую защиту юридических и физических лиц, которая принимает форму

общественной страховой защиты.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ устанавливаются сле-

дующие случаи введения обязательного страхования, если страхование

связано с риском гражданской ответственности, которая может насту-

пить вследствии причиненного вреда жизни, здоровью и имуществу

других лиц (обязательное страхование ответственности), а также, ес-

ли страхование предполагает обязанность заключить договор страхо-

вания в пользу третьего лица, иного, чем страховавтель ( обяза-

тельное личное страховавние в пользу третьих лиц).

В случаях, когда страхователем выступает государство в лице

своих органов и уплата страховых взносов осуществляется за счет

средств соответствующего бюджета, такое страхование называют госу-

дарственным обязательным страхованием.

Обязательное личное страхование осуществляется в основном от

несчастных случаев (обязательное личное страхование пассажиров

воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного транс-

порта, а также туристов и экскурсантов, совершающих международные

экскурсии по линии туристско- экскурсионных организаций на время

поездки (полета). Страховая сумма установлена в размере 120 мини-

мальных размеров оплаты труда, установленных законом на дату при-

обретения проездного документа. Сумма страховой премии включается

в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира

(туриста) при продаже билета (путевки).

Для усиления социальной защищенности военнослужащих и военно-

обязанных введено обязательное страхование жизни и здоровья их.

Обязательное государственное личное страхование распространяется

на должностных лиц таможенных органов, работников налоговых инс-

пекций, работников милиции и др.

В соответствии с действующим законодательством обязательному

страхованию подлежит имущество, крупный рогатый скот, лошади и

верблюды, а также строения, сданные в аренду.

В соответствии с законом "О пожарной безопасности" вводится

обязательное государственное личное страхование работников проти-

вопожарной службы, а также обязательное противопожарное страхова-

ние имущества, находящегося в ведении, пользовании предприятия.

(Страховщики формируют фонд противопожарной безопасности за счет

отчисленений от страховой премии не менее 5% ее размера. Средства

фонда аккумулируются на специальном целевом счете по предупрежде-

нию и ликвидации последствий пожара.

Вышеперечисленные формы материальной поддержки способствуют

реализации цели социального страхования - обеспечению человека

экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской

помощи, при рождении ребенка, при наступлении старости, в связи с

несчастным случаем, в случаях производственного травматизма и про-

фессиональных заболеваний и т.п.
13.4.Работодатель в системе социального страхования

Социальная защита в экономическом плане зависит прежде всего

от финансирования соответствующих программ и мер, но само финанси-

рование во многом определяется возможностями экономики страны, по-

казателем ее душевого дохода. После второй мировой войны и восста-

новления народного хозяйства во всех развитых странах наблюдалась

тенденция к росту расходов на социальную защиту населения. Наибо-

лее показательны в этом отношении Швеция и Франция, где такие рас-

ходы составили почти 1/3 ВВП 1983г. Наименьшие расходы характерны

для Китая и России.

Расходы по финансированию социальной защиты населения в стра-

нах с рыночной экономикой несут государство, работодатели и рабо-

тающее население. Доля их участия различна в разных странах. Так

во Франции, Швеции, США от работодателей поступает около половины

средств на социальную защиту. В Великобритании государство финан-

сирует около 80% средств и лишь 20% - потенциальные получатели.

Поскольку в условиях перехода к рынку проблема социальной за-

щиты населения в России приобретает особую актуальность, целесооб-

разно проанализировать модели социальной защиты в странах с разви-

той рыночной экономикой. Наибольший интерес для нас представляет

американская модель социальной защиты и шведская модель поддержа-

ния полной занятости населения.

^ Американская модель социальной защиты основывается на двух

источниках: государственном и частном.

Основную нагрузку по оказанию социальной помощи несет госу-

дарство. Помощь идет по линии государственного социального страхо-

вания (выплата пенсий по старости, в связи с потерей кормильца, по

инвалидности) и государственного вспомоществования (материальная

помощь престарелым, нуждающимся, студентам, семьям с детьми в виде

талонов на продовольствие, школьные завтраки и обеды, спецпитание

беременным и грудным детям и т.д.). Помощь оказывается в рамках

федеральных программ и социальных программ.

Государственный фонд помощи безработным на 2/3 формируется за

счет потенциальных получателей и работодателей и на 1/3 за счет

государства. Частная социальная помощь осуществляется в виде бла-

готворительности, частного страхования и пособий, выплачиваемых

фирмами своим работникам при уходе на пенсию, заболевании и т.д.

Этот вид помощи не имеет обязательного характера.

 ^ Шведская программа по поддержанию занятости населения и сок-

ращению безработицы позволила "безболезненно" провести структурную

перестройку промышленности. Хотя при такой перестройке всегда воз-

никает структурная безработица, в Швеции, благодаря комплексу про-

думанных мер она была значительно сокращена. Переподготовка работ-

ников там проводится в течение 18 недель специальными организация-

ми по договору с государством и фирмами. Из всех средств, направ-

ленных на поддержание занятости, около 3/4 расходуется на создание

рабочих мест, переквалификацию рабочих и на реализацию мер по про-

фессиональному росту кадров и лишь 1/4 средств расходуется на по-

собия по безработице, что свидетельствует об активной политике по

обеспечению занятости населения. Пособия по безработице на 15% оп-

лачиваются из взносов работающих, а на 85% - правительством и ра-

ботодателем.

В Швеции создана широкая сеть бюро по трудоустройству населе-

ния, цель которых предоставить человеку не временную работу, а ра-

боту по его специальности, склонностям и интересам. Не забыты

здесь и инвалиды и лица с определенными физическими недостатками,

для которых создаются специальные "защищенные мастерские".

В Российской Федерации в соответствии с действующими законами

предприниматели и работодатели независимо от формы собственности и

организационно-правовой формы предприятий участвуют в формировании

Пенсионного фонда (28% от ФОТ), фонда обязательного медицинского

страхования (3,6% от ФОТ), фонда социального страхования (5,4% от

ФОТ) и фонда занятости населения (1,5% от ФОТ). Нормативы отчисле-

ний в государственные внебюджетные фонды могут пересматриваться по

мере изменения экономических условий производства и социальной

ориентации государства.

Помимо средств на социальную защиту, поступивших от работода-

телей во внебюджетные фонды, государство из средств бюджета выде-

ляет средства на обеспечение социальных гарантий, предоставленных

гражданам РФ: льготы ветеранам труда (бесплатный проезд, удешевле-

ние коммунальных услуг, электроэнергии и т.д.), помощь беженцам и

пострадавшим от стихийных бедствий, помощь детям-сиротам и инвали-

дам.

ЛИТЕРАТУРА
1.Организация, нормирование и материальное стимулирование труда в

машиностроении/ Под ред. И.М.Разумова и С.В.Смирнова. М.:Высшая

школа, 1988.-248с.
2.Экономика и социология труда

Учебное пособие под ред. Н.Н.Абакумовой. -Новосибирск,1994.100с.

3.Б.М.Генкин Основы экономики и социологии труда.Курс лекций.

часть 1.С-Пб ГЭЭА -С Пб,1994.-83с.
4.Марцинкевич В.И.,Соболева И.В.

Экономика человека: -Учебное пособие для высших учебных заведе-

ний.-Аспект Пресс,1995.-286 с.

5.Гурьянов С.Х.,Поляков И.А., Ремизов К.С.

Справочник экономиста по труду. М.Экономика,1988,-329с.

6.Доллан Э., Дж. Линдсей Д.

/Под общ.ред. Б.Лисовича и Лукашевича, С Пб.,1994.

ч.1 Микроэкономика, гл.10;18, ч.2 Макроэкономика
7.Методические основы нормирования труда в народном хозяйстве,

М.:НИИ Труда, 1987.
8.Базовая система микроэлементных нормативов времени /М.:НИИ Тру-

да,1982.

9.Гражданский кодекс РФ. Ч 1- М.:Издательство Кодекс,1995.-240 с.,

ч.2. М.:ИНФРА - М,1996.-352 с.
10.Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы //Че-

ловек и труд, N2, 1992.-С.31-38.
11.Закон о занятости населения в РФ //Человек и

труд,N4.-1996.-С.4-15.

.

12.Основные направления социальной политики РФ на 1996-1997г.//Че-

ловек и труд,N4.-19996.-С.34-45.
13.Волгин Н. Современные модели оплаты труда: методика и рекомен-

дации по внедрению.-М.:ЦПИ "Юстицинформ",1992.-93 с.
14.Кокин Ю., Яковлев Р., Ананьева Ю.,Карлова М., Единая тарифная

сетка - основа организации заработной платы //Социалистический

труд,N8, 1991. -С.23-29.
15.Концепция организации оплаты труда в народном хозяйстве в усло-

виях рыночных отношений // Социалистический труд,N8, 1990.-С.91-97.
16.Закон РФ: О коллективных договорах и соглашениях от 11 марта

1992г./Экономика и жизнь, 1992, N21. -С.20.
17.Положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию

социально-трудовых отношений /Экономика и жизнь, 1994,N51.-С.8(пр.)

18.М.Грачев Суперкадры. -М.:Дело, 1993. -208 с.
19.Ли Яккока. Карьера менеджера. М.:Прогресс,1991.-С 231-244.


.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ 3

1.Введение в дисциплину "Экономика и социология труда" 3
Раздел II.ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА 18

2.Разделение и кооперация труда 18

3.Изучение затрат рабочего времени 32

4.Нормирование труда 51
Раздел III.СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА 70

5.Мотивы и стимулы к труду 70

6.Организация оплаты труда 81

7.Формы и системы оплаты труда 96

8.Организация оплаты труда служащих 112

9.Премирование 115

10.Эффективность систем оплаты труда и премирования 119
Раздул IV.Социально-трудовые отношения 126

11.Подготовка и переподготовка кадров 126

12.Регулирование социально-трудовых отношений 134

13.Социальное развитие и уровень жизни 141
Литература 155


*Замечания: 16.01.2001.исправлены знаки в «переведенном тексте» с лексикона,

немного сокращен и скорректирован текст посравнению с «книгой»,изменены номера таблиц и рисунков, перенумерованы страницы.

Это будет экспресс- вариант лекций.

Сохранено на синей дискете.


Скачать файл (161.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru