Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Актуальные вопросы теории и практики туризма. Выпуск 2 - файл 1.doc


Актуальные вопросы теории и практики туризма. Выпуск 2
скачать (237 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc237kb.01.12.2011 13:49скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Академия Туризма

Санкт-Петербургская государственная академия культуры

Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия

Московский Центр Академии Туризма

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
ТУРИЗМА

ТРУДЫ

Выпуск 2

Санкт-Петербург, 1997

ББК 75.81

Редакционный Совет: Азар В.И., Биржаков М.Б., Блохин Ю.И., Иванова В.Н.,
Кузнецов Ю.В., Махлина С.Т., Путрнк Ю.С., Рязанов В.Т., Тишкин Г.А.


Научные редакторы:

Ю.В.Кузнецов, д-р экон. наук, профессор,

М.Б.Биржаков, канд. техн. наук

Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды. Выпуск 2. - СПб., ОЛБИС, 1997. - 208 с.

ISBN S-88796-016-7

LR № 063844 от 30 декабря 1994 г.

Регистрационное свидетельство № П-157 2 от 28.07.95

Настоящий сборник научных трудов является вторым выпуском периодического издания Трудов по актуальным вопросам теории и практики туризма. Первый выпуск вышел в 1995 году и был приурочен к 100-летию туризма в России.

В предложенных статьях освещены вопросы развития туризма в России, охватывающие широкий круг экономических, эколого-географических, правовых, историко-краеведческих и иных актуальных проблем. Также освещены вопросы создания программ для подготовки высококвалифицированных кадров для работы в туризме.

Особое внимание уделено состоянию экономики и туризма и становлению и развитию туристского бизнеса в условиях экономических реформ. Освещены вопросы развития нетрадиционного туризма. Острота экологических проблем, необходимость изучения новых потенциальных туристских объектов и регионов, формирование туристского интереса фиксируют внимание на необходимости их скорейшего решения в целях организации цивилизованного туристского рынка в России.

Сборник представляет интерес для преподавателей, ученых, работников предприятий сферы туризма и также широкого круга специалистов и студентов.

Контактные телефоны: Тел./факс (812) 3106895 (ОЛБИС), Тел. (812) 2737527 (Академия Туризма), E-mail: olbis@infopro.spb.su

© Санкт-Петербургская государственная академия культуры, 1997

СОДЕРЖАНИЕ

^

РАЗДЕЛ 1. Развитие туризма в России на современном этапе


Кузнецов Ю.В. Туризм как социальный феномен конца XX - начала XXI веков

Афанасенко И.Д. Туризм как метод научного познания

Степанова С.А. Туризм, как фактор социально-экономического и культурного развития страны

^ Терещенко А.А. К вопросу о лицензировании

Терещенко А.А. Еще раз о месте лицензирования и сертификации в регулировании туристской деятельности

Долженко Г.П. О туристских ресурсах России

Фролов Н.С. Туризм в малых городах: фактор развития экономики и вид активного отдыха
^

РАЗДЕЛ 2. Региональные проблемы развития отечественного и зарубежного туризма


Хот З.Ц. Политика развития индустрии туризма в Республике Адыгея

Цапук Д.А. Планирование развития туризма в регионе: методологические вопросы

^ Путрик Ю.С., Жадовская СВ., Бабыкина Т.А. О программе развития туризма в г. Кунгур и Кунгурском районе Пермской области

Колбовскнй Е.Ю. Ландшафтно-геоэкономическая оценка территории для целей развития туризма и рекреации в регионе (на примере русского Севера)

^ Разумовский В.М., Васильева Б.И. Перспективы развития водного туризма на территории Карельского перешейка

Макекадырова А.С. Проблемы формирования и развития рекреационного комплекса крупного региона (на примере Кыргызстана)

^ Воскобойникова Н.Н., Павлович Е.В. Особенности развития туризма на Тайване

Ричарде Г. Культурный туризм в Европе

Леонов В.А., Мостовой Л.А., Путрик Ю.С., Яковенко Г.В. Оценка современного развития и хода экономических реформ в территориально-рекреакционном комплексе Сочи

^ Криворучко Л.В., Криворучко В.И. Отношения собственности и формы хозяйствования в туристско-рекреационной сфере в условиях формирования рыночных отношений

Коптев М.Б., Цапук А.Г., Плесневич Е.В. Планирование и перспективы развития туризма в Ярославской области
^

РАЗДЕЛ 3. Актуальные проблемы туризма: менеджмент, маркетинг, методология


Богданов Е.И. К вопросу об оценке эффективности инвестиций в туризме

^ Боткина Л.В., Кириллов А.Т. Особенности маркетинга в туризме

Маслова Е.В. Паблик рилейшнз в туристском бизнесе

Багисв Г.Л. К вопросу построения дизайна маркетинговых исследований туристских услуг

^ Кострюкова О.Н. Формирование гостиничного продукта в условиях новых экономических отношений в сфере туризма

Блохин Ю.И. Разработка методических основ и создание методики оценки социально-экономической целесообразности развития туризма в РФ и ее регионах

^ Моисеенко Н.А., Иванова В.Н. Туризм в системе современных наук и технологии, методологические основы

Фролов Н.С. Новое в законодательном регулировании акционерных обществ
^

РАЗДЕЛ 4. Развитее историко-краеведнеского туризма и проблемы подготовки кадров


Усыскин Г.С. Век российского туризма - 1985-1995. (Летопись истории)

^ Мамонтов А.В. Туризм и краеведческая литература

Емельяненко О. Ораниенбаум. Туристу о культовых постройках

Тишкин Г.А. Из истории российского учебного туризма

Александрова А.Ю. Концептуальные аспекты учебного пособия "Основы экономики и территориальной организации международного туризма"

^ Гаршина Н.Н., Карпова Г.А. Проблемы развития научно-исследовательской деятельности студентов в области туризма

Каврайский Ю.Н. О разработке учебно-методического обеспечения системы начального образования и повышения квалификации менеджеров в сфере активного туризма

^ Сергеева Н.И., Гаршина Н.Н. Опыт подготовки специалистов в сфере туризма в Санкт-Петербургской государственной академии культуры

Захаров В.А. Учебный спецкурс "Современные тендеции развития туризма"

Шматченко В.Ф., Шматченко В.В., Овчинников А.В. Концепция применения информационных технологий в туристской отрасли
^

ПАМЯТИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ АКАДЕМИИ ТУРИЗМА


Моисеенко Николай Андреевич

Марголнс Юрий Давидович

Булатов Анвар Салахович

Шматченко Владимир Филиппович
^

Раздел I
Развитие туризма в России на современном этапе

ТУРИЗМ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ


Кузнецов Ю.В., президент Академии Туризма, проф., д.э.н., заведующий кафедрой управления и планирования социально-экономических процессов Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург

В Конституции Российской Федерации неоднократно отмечается социальная ориентация развития нашего общества, всех его структур. Таким образом, подразумевается необходимость приоритетного решения в ходе экономического развития социальных проблем, приоритетного развития социальной сферы, то есть сферы, обеспечивающей удовлетворение социальных и духовных потребностей населения. При этом под социальной сферой понимают также область деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг.

Поскольку конечным результатом развития материального производства и всех прочих сфер общественной жизни является человек, то и эффективность производства следует рассматривать как категорию не «чисто» экономическую, социально-экономическую. Последняя выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей людей и связана с уровнем жизни населения, содержанием и условиями труда, состоянием среды обитания человека, масштабами и характером использования свободного времени и т.д.

Своевременное и позитивное решение социальных вопросов в конечном итоге оказывается эффективным и с экономической точки зрения. Зависит же это от состояния (степени развития) социальной сферы, оказывающей тем самым свое воздействие как на общую эффективность производства, так и на все стороны жизни людей. В социальной сфере представлены самые различные отрасли народного хозяйства, выполняющие разнообразные функции, Она включает в себя учреждения здравоохранения, народного образования и культуры, предприятия торговли, общественного питания, бытового и коммунального хозяйства, организации сферы туризма. В нее входят также такие объекты непроизводственного назначения, как жилые здания, гостиницы, детские дошкольные учреждения, спортивные сооружения, парки и т.д.

Все это представляет собой материальную базу социальной сферы или главный элемент социальной инфраструктуры. Главное назначение социальной сферы — удовлетворение социальных и культурно-бытовых потребностей населения, обеспечение его разнообразными благами и услугами. Сам структурный состав социальной сферы показывает, что он призван предоставить каждому человеку реальную возможность для укрепления здоровья, повышения квалификации, совершенствования способностей и тем самым улучшения своего положения в производстве и обществе. Велика ее роль и в повышении качества жизни, обеспечении социальной справедливости в экономике. Реализация вышеназванных возможностей в решающей степени определяется ресурсным потенциалом социальной сферы, который измеряется прежде всего объемом функционирующих в ней специфических мощностей, количеством занятых работников и качеством их профессиональной подготовки. Прирост ресурсного Потенциала социальной сферы зависит от размеров материальных средств, выделяемых обществом для ее развития и совершенствования, а также от состояния и динамики отраслей, обеспечивающих решение жилищной проблемы, укрепление здоровья человека, повышение его образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворение духовных потребностей.

Туризм как элемент социальной сферы также призван выполнять указанные задачи.

В Манильской декларации по мировому туризму отмечалось, что туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую область жизни государств и их международные отношения, Развитие туризма связано с социально-экономическим развитием наций н зависит от доступа человека к активному отдыху и отпуску и его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга, глубокий гуманитарный характер которых он подчеркивает. Само существование туризма и его развитие полностью зависит от обеспечения прочного мира, в укрепление которого он призван внести свой вклад.

Роль туризм в современном мире колоссальна. Он затрагивает все сферы деятельности современного общества, в том числе экономику, культуру, социальную жизнь.

Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода.

О быстром росте экономики туризма в мире свидетельствуют следующие цифры: в 1950 году поступления от туризма составляли 2,1 млрд. долл. США, в 1994-м — 2 трлн. долл. США (в том числе 321 млрд. долл. США от иностранного туризма), в 1995-м — 372 млрд. долл. США. Огромный стимулирующий эффект оказывает туризм на остальные отрасли экономики, заставляя их активно перестраиваться, внедрять новейшие технологии, вступать в конкуренцию на мировом рынке товаров И услуг, способствовать притоку инвестиций во все ключевые хозяйственные сегменты.

К началу 90-х годов на долю международного туризма приходилось 6% общего объема мирового экспорта и 25-30% мировой торговли услугами. По имеющимся прогнозам, ежедневный прирост международного туризма будет составлять 4% вплоть до 2000 года, когда он станет ведущей экспортной отраслью в мире. По имеющимся оценкам, общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для дальнейшего улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизаций отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные и частные организации активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Всемирная туристская организация недавно приняла стратегическую программу из восьми пунктов для ориентации правительств и туристской индустрии в области развития туризма до конца столетия и в последующий период:

  1. Создание новых и разнообразных продуктов/услуг и рынков.

  2. Вовлечение местных сообществ в планирование и эксплуатацию.

  3. Развитие партнерства между государственными органами и частными компаниями.

  4. Произведение добавочной стоимости.

  5. Инвестиции в окружающую среду.

  6. Устранение любительского подхода.

  7. Улучшение взаимопонимания между местным населением и посетителями.

  8. Наращивание масштабов и более точная фокусировка маркетинговых и рекламных программ.

Современное развитие туризма в России характеризуется настолько глубокими и противоречивыми переменами в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии количественных и качественных параметров отрасли, что это до сих пор не позволяет дать однозначную оценку произошедшим изменениям. С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее показателей обслуживания населения и объемов туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах. С другой стороны, отмечаются высокие темпы роста строительства в крупных туристских центрах, причем строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение числа выездов россиян в заграничные путешествия, рост числа туристских фирм по всей территории России.

Нельзя отрицать того, что достигнутые результаты на гигантском туристском российском рынке являются недостаточными. Если доля туризма в валютном национальном продукте большинства развитых стран мира составляет от 5 до 10%, а в странах, имеющих активную туристскую ориентацию, этот показатель достигает 15% и более, то в Российской Федерации он в настоящее время находится на уровне менее чем 0,01%. Постоянно возрастает роль поступлений от туризма во внешнеторговом балансе многих стран, достигая часто 30% и более от объема экспорта. Этот показатель свидетельствует о недостаточных масштабах развития туризма в стране, слабости материально-технической базы, очень низком уровне внедрения туризма в социальную сферу жизни людей. Это также говорит о незначительном внимании государства к проблемам состояния отрасли на протяжении долгого период развития страны. Подобная ситуация совершенно не отвечала потенциальным возможностям России как страны с уникальными и богатейшими туристскими ресурсами. Она не соответствовала требованиям социально-экономического развития и проведения сбалансированной социальной политики, направленной на выход из кризиса и учет запросов различных социальных групп населения. Она не отвечала и реалиям развития России как государства, активно вступающего в мировой рынок в качестве партнера ведущих стран мирового экономического сообщества.

Вместе с тем следует отметить, что туристские администрации многих стран мира пересматривают свои приоритеты в сфере развития туризма в пользу частного сектора.

Результаты исследований, проведенные Всемирной туристской организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур а процессе развития международного туризма, В то время, как деятельность туристских администраций большинства стран и продвижение турпродукта на мировом рынке финансируется государством, последнее проявляет все больше беспокойства по поводу того, как оправдать эти расходы.

^ Таблица 1.1
Бюджеты национальных туристских администраций (НТА), 1995 г.


Страна

Бюджет,
US $'000

Государственное финансирование, %

Испания

135.424

100

Франция

78.443

100

Великобритания

77.885

68

Австралия

75.164

100

Сингапур

58.854

100

Тунис

51.279

100

Нидерланды

49.700

64

Ирландия

46.612

80

Малайзия

40.440

100

Канада

38.300

100

Гонконг

29.260

90

Ямайка

27.293

100

Египет

22.014

75

Южная Африка

22.308

96

Индия

20.995

100

Кения

10.102

100

Польша

10.000

100

Колумбия

8.164

81

Ливан

5.722

100

Чили

4.388

97

Шри Ланка

2.000

100

На примере 21 государства приведенные данные показывают, что фонды 13 туристских ведомств, включая страны развитого туризма, такие, как Испания, Франция и Австралия, стопроцентно пополняются из государственного бюджета. Тогда как национальные туристские администрации (НТА) Нидерландов и Великобритании покрывают свои расходы за государственный счет лишь на 64 и 68% соответственно.

Частный сектор все шире вовлекается в финансирование туристской сферы в тех случаях, когда это связано с расходами по продвижению турпродукта.

Только в 9 странах из 2 рекламные кампании, направленные на развитие туристского рынка, финансировались исключительно государством. Однако, наряду с возросшим участием в этих процессах представителей частных структур, возникает вопрос об усилении их политического влияния. Этот факт побуждает многие страны к реорганизации структур НТА во имя партнерства с представителями частного бизнеса. Одной из первых таких стран была Франция, создавшая модель общественно-частного партнерства в туризме.

Вместе с тем, согласно предварительным результатам исследования, проведенного ВТО, большинство правительств никогда не рассматривало серьезно вопрос о снятии с себя функций по регулированию процессов развития национального туризма и продвижению турпродукта на международном рынке.

Современное самостоятельное развитие туристской отрасли в России без серьезной государственной поддержки привело к выживанию преимущественно коммерческих форм и видов туризма. В этих условиях социальный туризм как явление практически перестал существовать.

Подобная ситуация имеет массу негативных социальных моментов и, прежде всего, она крайне резко увеличивает общую социальную напряженность в обществе. Рост доходов населения не поспевает не только за ростом стоимости услуг в сфере туризма, но и за ростом стоимости многих других элементов, характеризующих жизненный уровень населения. Поэтому представляют интерес предложения, сделанные в ежегодном докладе о состоянии и проблемах развития туризма в России, в котором отмечается, что современное развитие социального туризма в России предполагает следующие направления:

  • создание специализированных туристских фирм и учреждений, занимающихся оказанием услуг социального туризма;

  • разработку методик и формирование программ различных видов социального туризма, учет зарубежного опыта в этой сфере и налаживании связей с зарубежными партнерами, специализирующимися на социальном туризме;

  • принятие нормативно-правовых документов, устанавливающих организационную и налоговую помощь туристским предприятиям, оказывающим услуги в сфере социального туризма.

Следует подчеркнуть, что именно кризисное состояние общества как никогда раньше требует особого внимания к развитию социального туризма. Массовое привлечение к туристскому отдыху граждан будет способствовать снижению социальной напряженности, большему удовлетворению культурно-просветительных потребностей, сохранению здоровья и работоспособности. Именно через социальный туризм возможно вовлечение в туристский рынок все большего числа граждан страны и становление туризма как действительно массового явления новой рыночной экономики. Эффект от развития социального туризма несомненно превосходит ожидаемые финансовые затраты на его становление и может быть достигнут уже в ближайшие годы.

Вместе с тем российский турбизнес быстрее, чем другие отрасли, адаптируется к рыночным условиям. Уже сегодня в нашей стране действуют тысячи отечественных и сотни иностранных туристских предприятий. Однако далеко не все вопросы взаимоотношений между потребителями, туристскими предприятиями и государством в достаточной мере урегулированы. Существуют также проблемы финансирования индустрии туризма отечественными и зарубежными инвесторами, несоответствие материальной базы туризма международным стандартам, дефицит квалифицированных кадров в этой сфере и другие.

В связи с этим была разработана и 26 февраля 1996 г. принята Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», которая определяет пути выхода из создавшегося положения, позволяет создать инструменты государственного регулирования и наметить основные направления развития туристской отрасли в целом.

Как отмечается во введении к Программе становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, как основной цели Программы, связано с решением ряда актуальных задач, таких, как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, интеграция России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма.

Решение поставленных задач будет осуществляться в два этапа и за счет, во-первых, реализации системы программных мероприятий, во-вторых, развития материальной базы туризма (средств размещения и инфраструктуры).

Первый этап (1995-1997 гг.) включает подготовку и начало реализации мероприятий Программы, а также развитие материальной базы туризма в направлении реконструкции и завершения строительства объектов, расположенных в приоритетных туристских регионах; второй этап (1998–2005 гг.) включает завершение реализации системы мероприятий Программы и дальнейшее развитие материальной базы преимущественно в направлении нового строительства средств размещения туристов и объектов туристской инфраструктуры.

В соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных программ финансирование их обеспечивается за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансирование развития материальной базы туризма на первом этапе реализации Программы, учитывая дефицит федерального бюджета в настоящее время, предполагается осуществить в основном за счет внебюджетных источников, включая собственные средства предприятий и организаций сферы туризма, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, ресурсы отечественных и зарубежных инвесторов, а программных мероприятий — в основном за счет федерального бюджета. Для осуществления строительства и реконструкции объектов, включенных в Программу, возможно привлечение централизованных капитальных вложений и кредитов на конкурсной основе, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации на договорной основе. При этом строительство, реконструкция каждого конкретного объекта будут осуществляться по специально разработанной организационно-финансовой схеме в зависимости от готовности проектно-сметной документации. На втором этапе по мере стабилизации экономики доля федерального бюджета будет увеличиваться.

Программой предусмотрен механизм, позволяющий маневрировать финансовыми и материальными ресурсами, путем ежегодного внесения изменений и дополнений в перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции.

Учитывая, что индустрия туризма напрямую связана с такими отраслями, как транспорт и связь, торговля и строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, стимулирует их развитие, предусмотрено тесное взаимодействие Программы с другими федеральными программами, направленными на развитие указанных отраслей, а также региональными и межрегиональными программами развития туризма.

Созданию высокоэффективного туристского комплекса в России в значительной мере будет способствовать реализация Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 г. № 1284 «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации», в котором реализация Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации» признана приоритетной задачей государства, а также принятие федерального закона РФ «О туризме», основывающегося на рекомендациях Гаагской декларации по туризму. Три цели должны быть положены во главу угла при разработке туристского законодательства: а) защита туристов; в) защита каждой страны на случай возникновения проблем, обусловленных развитием туризма, в частности в том, что касается воздействия на окружающую среду и сохранения культурной самобытности; с) продвижение туризма. В этой связи, отмечается в Рекомендациях, ощущается необходимость в тесном сотрудничестве между индустрией туризма и специалистами — работниками в этой области и научными организациями.
  1   2   3   4   5



Скачать файл (237 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru