Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Вопросы для экзаменов и семинаров. Психолингвистика - файл 028.doc


Загрузка...
Вопросы для экзаменов и семинаров. Психолингвистика
скачать (204.3 kb.)

Доступные файлы (39):

001.doc24kb.16.01.2007 11:31скачать
002.doc31kb.16.01.2007 11:32скачать
003.doc32kb.16.01.2007 11:36скачать
004.doc22kb.16.01.2007 11:36скачать
005-006.doc41kb.16.01.2007 00:37скачать
007.doc31kb.16.01.2007 00:54скачать
009.doc39kb.16.01.2007 01:14скачать
010.doc30kb.16.01.2007 01:28скачать
011.doc49kb.16.01.2007 00:04скачать
012.doc29kb.16.01.2007 01:35скачать
013.doc28kb.16.01.2007 01:48скачать
014.doc53kb.15.01.2007 23:39скачать
015.doc38kb.15.01.2007 23:16скачать
016.doc32kb.16.01.2007 02:31скачать
017.doc27kb.16.01.2007 02:20скачать
019.doc42kb.15.01.2007 23:59скачать
020.doc32kb.15.01.2007 23:24скачать
022.doc27kb.16.01.2007 02:55скачать
023.doc33kb.16.01.2007 02:58скачать
024.doc24kb.16.01.2007 03:14скачать
025.doc25kb.16.01.2007 03:15скачать
027.doc26kb.16.01.2007 03:35скачать
028.doc38kb.16.01.2007 06:29скачать
029.doc29kb.16.01.2007 04:53скачать
030.doc25kb.16.01.2007 06:15скачать
032.doc29kb.16.01.2007 06:26скачать
033.doc23kb.16.01.2007 06:41скачать
035.doc33kb.16.01.2007 07:02скачать
036-037.doc38kb.16.01.2007 07:07скачать
039.doc28kb.16.01.2007 07:17скачать
041.doc23kb.16.01.2007 07:31скачать
042.doc36kb.16.01.2007 07:41скачать
043.doc25kb.16.01.2007 03:18скачать
044.doc34kb.16.01.2007 03:58скачать
046.doc25kb.16.01.2007 04:59скачать
047.doc23kb.16.01.2007 06:16скачать
048.doc26kb.16.01.2007 06:18скачать
~WRL0003.tmp
список.doc24kb.19.01.2007 02:55скачать

028.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением всех психических процессов и функций человека. Естественно, что эта проблема находилась в центре многих мировых и отечественных исследований. Интенсивное изучение речевого развития ребенка, как известно, относится к началу ХХ столетия и связано с всемирно известными именами В.Штерна, К.Бюлера, Ж.Пиаже, а также с именам отечественных психологов Н.А.Рыбникова, Л.С.Выготского, П.П.Блонского, С.Л.Рубинштейна, работы которых отличаются глобальностью поставленных проблем. Они наметили и подробно охарактеризовали основные пути и направления развития речи ребенка, генезис видов речи, выделили стадии развития речи, показали роль социума в речевом онтогенезе, ведущую роль общения в процессе речевого развития и т.д. При этом особое внимание исследователи уделяли начальному периоду речевого онтогенеза, т.е. периоду, который сейчас принято называть дошкольным, или ранним, детством. В отечественных работах более позднего времени /М.Н.Шардаков, А.А.Люблинская, Б.Г.Ананьев, Н.И.Жинкин, А.К.Маркова, М.И.Лисина, Л.А.Венгер, А.Г.Рузская, Ф.А.Сохин, В.С.Мухина и многие другие/ содержится подробный анализ отдельных периодов речевого развития ребенка, включая не только младенчество и дошкольное детство, но и школьный период, особенно младший школьный возраст. Это ундаментальные исследования общепсихического и включенного в него речевого развития личности, в которых показана траектория изменения речевых функций и показателей речевого становления от одной возрастной группы к другой, рассмотрены особенности формирования устной и письменной речи в каждый возрастной период, вскрыты механизмы речи и т.д. При этом исследователи постоянно отмечают, вслед за Л.С.Выготским, ведущую роль обучения в развитии личности вообще и в речевом развитии в частности. Большое количество исследований более частного характера связаны с изучением отдельных параметров формирования речемыслительной деятельности, в качестве которых выступают увеличение словарного запаса, объема высказывания /количества фраз/, усложнение лексико-грамматической структуры всего высказывания и отдельной фразы, совершенствование способов логического построения высказывания и другие.

Во всех исследованиях речевого онтогенеза, особенно в исследованиях последних двадцати лет. выполненных в рамках теории речевой деятельности /А.А.Леонтьев, И.А.Зимняя/ достаточно эксплицитно звучит мысль о том, что критерием качества речевой продукции субъекта любой возрастной группы, а следовательно, и критерием его речевой зрелости, являются не столько отдельные количественные накопления в речевом развитии, как например, увеличение словарного запаса, сколько существенные качественные показатели, связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника. Иными словами, важно не то, сколько слов употребил ребенок в своем высказывании, а насколько действенным это высказывание является для собеседника и насколько отвечает целям вербального поведения ребенка, т.е. подготавливается мысль о включенности речевого развития в общий контекст общения, коммуникативной деятельности. Адекватность высказывания целям речевого поведения субъекта определяет коммуникативную ценность данного высказывания. Отсюда развитие ребенка правомерно рассматривать не только с точки зрения совершенствования отдельных речевых функций и накопления речевых умений, но и с точки зрения того, как и насколько успешно ребенок продвигается в своем коммуникативном развитии, насколько эффективно осуществляет общение с другими людьми. Правомерность такой постановки вопроса определяется, прежде всего тем, что речь формируется в онтогенезе в тесной взаимосвязи с другими психическими функциями и видами деятельности в процессе общения с другими людьми. Роль социальности речи, отмеченная Л.С.Выготским, остается непреходящей ценностью. Другими словами, речь человека, его речевая деятельность развиваются постольку, поскольку они реализуют общение между людьми, их взаимодействие. Такое понимание речи подготовлено большим количеством как мировых, так и отечественных исследований, выполненных в рамках теории коммуникации /Дж.Миллер, Г.Флетчер, К.Черри, С.Н.Ржевкин, М.А.Сапожников и другие/, теории коммуникативных речевых актов А.Гардинер, Р.Якобсон, Л.Блумфилд, Дж.Сирль и другие/, теории общения как сложного взаимодействия и деятельности /Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Парыгин, Б.Ф.Ломов, Г.М.Андреева, А.А.Леонтьев/.

Проанализировав основные направления становления коммуникативной деятельности личности в дошкольном и школьном периодах развития, отметим несколько принципиальных положений. Во-первых, различные виды речевой деятельности по-разному проявляют себя на разных этапах развития, играя на каждом этапе различную роль. Так, в дошкольном детстве особую роль приобретают аудирование и говорение, связанные с устными формами общения. С переходом к школьному обучению акцент смещается в сторону чтения и письма, связанных с письменными формами общения. При этом роль и значение письма резко возрастают в старшем школьном возрасте. Во-вторых, коммуникативное развитие личности не останавливается и не замирает к концу старшего школьного возраста. Оно продолжается всю жизнь, и следующим важнейшим этапом коммуникативного становления личности является студенческий возраст, являющийся начальным периодом профессиональной подготовки субъекта. В-третьих, в коммуникативном развитии ведущую роль играет обучение, которое, как отмечал еще Л.С.Выготский, ведет за собой развитие, поэтому по-настоящему управляемым коммуникативное формирование становится только в период систематизированного школьного обучения, которое может существенно ускорить этот процесс, если учитель знает основные закономерности коммуникативного развития ребенка и имеет представление о том, какие коммуникативные и речевые умения и как нужно формировать. Только целенаправленное формирование коммуникативных и речевых умений может привести к успешному коммуникативному становлению и оптимальным показателям успешности этого развития. В-четвертых, коммуникативное развитие идет по разным линиям, что отмечается в работах многих исследователей. Это и количественные накопления, такие, как увеличение словарного запаса, объема высказывания, и качественные изменения, например, развитие связности речи, комплексированности мысли, усложнение предикативной структуры и т.д. Однако основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является, на наш взгляд, умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимальным образом использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой. Такая постановка вопроса представляется нам теоретически и практически более обоснованной и вбирающей в себя всепроводимые ранее исследования речевого развития по разным линиям.
В онтогенезе ребенка тоже можно выделить доинтеллектуальную стадию, например, лепет ребенка (эта стадия необходима для установления социального контакта).

В раннем возрасте (примерно 2 года) линии развития мышления и речи, шедшие раздельно, совпадают (тогда ребенок понимает, что «каждая вешь имеет свое имя» В. Штерн)
Речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым

Признаки этого перелома:

1.Ребенок активно расширяет свой словарь («А что это?»)

2.На основе этого происходит скачкообразное увеличение запаса слов

Основные выводы Л.С. Выготского по проблеме мышления и речи в онтогенезе:

1.В онтогенетическом различии мышления и речи их корни тоже различны

2.Также существуют доинтеллектуальная фаза речи и доречевая фаза мышления

3.До определённого момента две линии идут различными путями

4.В определённом пункте эти линии совпадают и мышление становится речевым, а речь – интеллектуальной

После совпадения мышления и речи идет не просто продолжение их развития, а изменение типа развития.
Несмотря на многочисленные попытки обучения животных языку, животные оказались неспособными общаться на уровне более высоком, чем двухгодовалый ребенок. Дети, лишенные человеческого общения, могут адаптироваться к социуму даже в том случае, если они возвращаются в общество будучи старше 6 лет (но не позднее 12 лет). Ребёнок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырём годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребенку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы и начинается освоение грамматики. К трём годам словарь ребёнка увеличивается многократно. При освоении языка ребёнок делает множество ошибок, которые обусловлены тем, что он пытается применить ко всему говоримому наиболее общие правила. Многие ошибки детей типичны. Словотворчество отражает творческий характер усвоения языка. Освоение синтаксиса начинается с однословных предложений, затем появляются двусоставные, где можно выделить «опорные» слова и слова «открытого класса». Овладение значением слова начинается с вычленения наглядного компонента (фоносемантического), затем слово становится для ребёнка более конкретным, и только по мере освоения предметного мира в общении со взрослыми ребёнок проникает в смысловую природу слова. Интериоризация значений слов происходит в общении и деятельности.


Скачать файл (204.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru