Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Вопросы для экзаменов и семинаров. Психолингвистика - файл 039.doc


Загрузка...
Вопросы для экзаменов и семинаров. Психолингвистика
скачать (204.3 kb.)

Доступные файлы (39):

001.doc24kb.16.01.2007 11:31скачать
002.doc31kb.16.01.2007 11:32скачать
003.doc32kb.16.01.2007 11:36скачать
004.doc22kb.16.01.2007 11:36скачать
005-006.doc41kb.16.01.2007 00:37скачать
007.doc31kb.16.01.2007 00:54скачать
009.doc39kb.16.01.2007 01:14скачать
010.doc30kb.16.01.2007 01:28скачать
011.doc49kb.16.01.2007 00:04скачать
012.doc29kb.16.01.2007 01:35скачать
013.doc28kb.16.01.2007 01:48скачать
014.doc53kb.15.01.2007 23:39скачать
015.doc38kb.15.01.2007 23:16скачать
016.doc32kb.16.01.2007 02:31скачать
017.doc27kb.16.01.2007 02:20скачать
019.doc42kb.15.01.2007 23:59скачать
020.doc32kb.15.01.2007 23:24скачать
022.doc27kb.16.01.2007 02:55скачать
023.doc33kb.16.01.2007 02:58скачать
024.doc24kb.16.01.2007 03:14скачать
025.doc25kb.16.01.2007 03:15скачать
027.doc26kb.16.01.2007 03:35скачать
028.doc38kb.16.01.2007 06:29скачать
029.doc29kb.16.01.2007 04:53скачать
030.doc25kb.16.01.2007 06:15скачать
032.doc29kb.16.01.2007 06:26скачать
033.doc23kb.16.01.2007 06:41скачать
035.doc33kb.16.01.2007 07:02скачать
036-037.doc38kb.16.01.2007 07:07скачать
039.doc28kb.16.01.2007 07:17скачать
041.doc23kb.16.01.2007 07:31скачать
042.doc36kb.16.01.2007 07:41скачать
043.doc25kb.16.01.2007 03:18скачать
044.doc34kb.16.01.2007 03:58скачать
046.doc25kb.16.01.2007 04:59скачать
047.doc23kb.16.01.2007 06:16скачать
048.doc26kb.16.01.2007 06:18скачать
~WRL0003.tmp
список.doc24kb.19.01.2007 02:55скачать

039.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Прежде всего нужно рассмотреть отношения между психоакустическим и лингвистическим аспектами в проблеме восприятия речевых сигналов и разграничить эти понятия. Как и всякий акустический сигнал, звук речи может быть описан набором про­стейших характеристик — таких, как длительность (время звуча­ния), интенсивность, периодичность или апериодичность, харак­тер нарастания и характер спада звука и т. д. Известно, что в слуховом анализаторе человека имеются специальные отделы, ответственные за восприятие тех или иных параметров. Психоакустический аспект восприятия определяется в первую очередь теми возможностями и ограничениями, которые имеет слуховая система человека.

В частности, весьма существенными являются сведения о зна­чениях порогов восприятия разных характеристик акустического сигнала. Так, если из данных психоакустики известно, что постоянная времени человеческого слуха — 30— 50 мсек, то заведомо бесполезно искать перцептивные корреляты взрывных согласных, длительность взрыва которых не превышает 20—25 мсек; с другой стороны, если в психоакустическом опыте доказано, что при восприятии звука речи человек следит не за частотой форманты, а за изменением положения максимума в спектре, то с лингвистической точки зрения это довольно безраз­лично, так как и в том, и в другом случае речь идет об одних и тех же фонетических характеристиках. В общем можно сказать, что лингвиста должны интересовать только те сведения из психоакустики, которые очерчивают круг возможностей слуховой системы: конкретные механизмы восприятия в значитель­ной степени могут быть безразличны. Что касается исследова­ния восприятия речевых звуков, то сведений по этому вопросу в психоакустике достаточно мало: практически очень долгое вре­мя занимались восприятием неречевых сигналов — чистых тонов, шумовых сигналов — и очень многие предположения относитель­но восприятия звуков речи построены на основе чисто психоаку­стических сведений.

В отличие от психоакустической, с психолингвистической точ­ки зрения существенно восприятие и различие тех или иных звуков именно как языковых единиц. Это тем более важно, что между воспринимаемыми единицами и единицами лингвистиче­скими связь не непосредственная, а обусловленная целым рядом дополнительных обстоятельств. Звуковую единицу, которая вос­принимается носителями языка и находится во взаимосвязанных отношениях с фонемой, называют эталоном или «психологиче­ской фонемой».

В исследовании, проведенном в ЛЭФ ЛГУ, было обнаружено, что носители русского языка различают 18 эталонов гласных [Вербицкая, 1965]. Это соответствует (акустически и артикуляторно) оттенкам гласных фонем а, о, i, е, ы в следующих фо­нетических позициях:

1) между твердыми согласными,

2) после твердого перед мягким,

3) после мягкого перед твердым,

4) между мягкими.
Более явная связь с психолингвистической проблематикой об­наруживается в новых сферах приложения фонетики. Прежде всего это относится к передаче информации через каналы связи. Давно уже было установлено, что качество этих каналов и аппа­ратуры не может быть оценено только на основании их техни­ческих характеристик. Это привело к созданию так называемого артикуляционного метода испытания, который сводится к изуче­нию восприятия слушающим переданного через канал связи сооб­щения. Создание текстов для таких испытаний потребовало уча­стия фонетистов, так как объективное испытание качества трак­тов должно проводиться на фонетически представительном языко­вом материале [Зиндер, 1951]. Представительность, в частности, определяется и вероятностным критерием. Отсюда — и потреб­ность детального статистического исследования различных аспек­тов фонематической структуры речи [Зиндер, 1958]. Нужно сказать, что многие экспериментально-фонетические исследования были стимулированы потребностями техники связи, одной из задач которой является экономное использование каналов связи. Способом такого экономного использования является передача компрессированной речи, т. е. такой речи, в которой сохранены лишь ее важнейшие акустические характеристики и отброшено то, что не оказывает существенное влияние на правильное вос­приятие ее. В связи с этим определение ценности тех или иных фонетических характеристик при восприятии речи человеком при­обретает первоочередное значение.


Скачать файл (204.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru