Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Вопросы для экзаменов и семинаров. Психолингвистика - файл 044.doc


Загрузка...
Вопросы для экзаменов и семинаров. Психолингвистика
скачать (204.3 kb.)

Доступные файлы (39):

001.doc24kb.16.01.2007 11:31скачать
002.doc31kb.16.01.2007 11:32скачать
003.doc32kb.16.01.2007 11:36скачать
004.doc22kb.16.01.2007 11:36скачать
005-006.doc41kb.16.01.2007 00:37скачать
007.doc31kb.16.01.2007 00:54скачать
009.doc39kb.16.01.2007 01:14скачать
010.doc30kb.16.01.2007 01:28скачать
011.doc49kb.16.01.2007 00:04скачать
012.doc29kb.16.01.2007 01:35скачать
013.doc28kb.16.01.2007 01:48скачать
014.doc53kb.15.01.2007 23:39скачать
015.doc38kb.15.01.2007 23:16скачать
016.doc32kb.16.01.2007 02:31скачать
017.doc27kb.16.01.2007 02:20скачать
019.doc42kb.15.01.2007 23:59скачать
020.doc32kb.15.01.2007 23:24скачать
022.doc27kb.16.01.2007 02:55скачать
023.doc33kb.16.01.2007 02:58скачать
024.doc24kb.16.01.2007 03:14скачать
025.doc25kb.16.01.2007 03:15скачать
027.doc26kb.16.01.2007 03:35скачать
028.doc38kb.16.01.2007 06:29скачать
029.doc29kb.16.01.2007 04:53скачать
030.doc25kb.16.01.2007 06:15скачать
032.doc29kb.16.01.2007 06:26скачать
033.doc23kb.16.01.2007 06:41скачать
035.doc33kb.16.01.2007 07:02скачать
036-037.doc38kb.16.01.2007 07:07скачать
039.doc28kb.16.01.2007 07:17скачать
041.doc23kb.16.01.2007 07:31скачать
042.doc36kb.16.01.2007 07:41скачать
043.doc25kb.16.01.2007 03:18скачать
044.doc34kb.16.01.2007 03:58скачать
046.doc25kb.16.01.2007 04:59скачать
047.doc23kb.16.01.2007 06:16скачать
048.doc26kb.16.01.2007 06:18скачать
~WRL0003.tmp
список.doc24kb.19.01.2007 02:55скачать

044.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Проблема и метод исследования

Проблема отношения мышления к речи сводится к вопросу об отношении мысли к слову. Существует два полюса решения этой проблемы:

2 полюса решения

отождествление и полное слияние мышления и речи

или полное разъединение мышления и речи

Вообще в психологии используются две основные формы анализа:

1.Разложение сложных психологических целых на элементы (в результате получаются элементы, чужеродные данному целому)

2.Расчленение целого на единицы (единица – продукт анализа, обладающий свойствами целого)

Посредством второй формы анализа можно выделить единицу речевого мышления – значение слова

Слово относится к классу предметов и представляет собой обобщение – словесный акт мысли

Значение слова можно рассматривать как явление речевое, так и явление мыслительное

Метод исследования проблемы отношения мышления и речи – метод семантического анализа

Первоначальная функция речи – коммуникативная (т.к. общение, не опосредованное знаковой системой – ограниченное и примитивное)

В процессе общения становится возможным обобщение

Значение слова можно рассматривать и как единство мышления и речи и как коммуникации и мышления и как единство обобщения и общения:

единство обобщения и общения

единство мышления и речи

единство коммуникации и мышления
Генетические корни мышления и речи

Отношение между мышлением и речью – величина переменная, их кривые то пересекаются, то расходятся, но генетические корни у них разные.

У мышления обезьян существует доречевая фаза (зачатки мышления при отсутствии речи видны из опытов В. Кёллера)

НО: определяющим для поведения шимпанзе является наличие оптически актуальной ситуации два положения:

1.Речь - функция интеллектуальная, не определяемая оптической структурой

2.Во всех неоптических структурах шимпанзе действуют методом проб и ошибок

С одной стороны, мышление и речь разделены

НО: с другой стороны, у обезьян тоже есть зачатки человеческой речи (в фонематическом смысле)

Характеристика речи шимпанзе:

1.Выразительно-эмоциональные голосовые реакции

2.Эмоциональные состояния, сопровождающиеся речевыми проявлениями, но не интеллектуальными реакциями

3.Функция их речи – общение с себе подобными (а не только эмоционально-выразительная)

Основные выводы Л.С. Выготского по проблеме мышления и речи в филогенезе:

1.Мышление и речь имеют разные генетические корни

2.Их развитие идет по двум различным линиям

3.Отношение между мышлением и речью не постоянно в филогенезе

4.Антропоиды имеют человекоподобный интеллект с одной стороны (зачатки употребления орудий) и речь – с другой (зачатки социальной функции речи)

5.у антропоидов нет тесной связи между мышлением и речью

6.В филогенезе мышления существует доречевая фаза, а в филогенезе речи – доинтеллектуальная
В онтогенезе ребенка тоже можно выделить доинтеллектуальную стадию, например, лепет ребенка (эта стадия необходима для установления социального контакта).

В раннем возрасте (примерно 2 года) линии развития мышления и речи, шедшие раздельно, совпадают (тогда ребенок понимает, что «каждая вешь имеет свое имя» В. Штерн)
Речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым

Признаки этого перелома:

1.Ребенок активно расширяет свой словарь («А что это?»)

2.На основе этого происходит скачкообразное увеличение запаса слов
Основные выводы Л.С. Выготского по проблеме мышления и речи в онтогенезе:

1.В онтогенетическом различии мышления и речи их корни тоже различны

2.Также существуют доинтеллектуальная фаза речи и доречевая фаза мышления

3.До определённого момента две линии идут различными путями

4.В определённом пункте эти линии совпадают и мышление становится речевым, а речь – интеллектуальной

После совпадения мышления и речи идет не просто продолжение их развития, а изменение типа развития.

Мысль и слово

«Отношение мысли к слову есть прежде всего не вещь, а процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно…»

Задача – изучить фазы, по которым мысль движется к слову

Л.С. Выготский выделяет пять планов движения от мысли к слову:

1.Внешний план речи (фазическая сторона): слово –> сцепление слов

2.Внутренний план речи (семантическая сторона): предложение –> слово как смысловая единица

Эти два плана относятся к самой речи и образуют сложное единство, но их развитие идет в противоположных направлениях (смысловая сторона – от целого к части, внешняя – от части к целому). В первую очередь не совпадает грамматическое (внешнее) и психологическое (внутреннее) подлежащее и сказуемое.

Во внутренней речи слово вбирает смысл предыдущих, поэтому этот смысл тяжело бывает передать посредством речи

Выводы Л.С. Выготского по вопросу о внутренней речи:

•Выготский делает вывод о правильности гипотезы генезиса внутренней речи из внешней и эгоцентрической

•Также вывод о том, что внешняя речь не просто вокализация внутренней, а трансформация предикативной в развернутую
Мысль как план речевого мышления

Единицы мысли и речи не совпадают. Не всегда можно подобрать слова для выражения своей мысли, т.к. строение мысли отлично от строения слов.

Мысль охватывает предмет целиком, а слова – отдельные параметры предмета, т.е «то, что в мысли содержится симультарно, в речи развертывается сукцессивно»

Мысль не совпадает ни со словом, ни с его значением, но путь от мысли к слову лежит через значение

Единицы мысли и речи не совпадают. Не всегда можно подобрать слова для выражения своей мысли, т.к. строение мысли отлично от строения слов.

Мысль охватывает предмет целиком, а слова – отдельные параметры предмета, т.е «то, что в мысли содержится симультарно, в речи развертывается сукцессивно»

Мысль не совпадает ни со словом, ни с его значением, но путь от мысли к слову лежит через значение
Мотивирующая сфера сознания

Мысль возникает не сама по себе, а в зависимости от мотивирующей сферы сознания (потребности, аффекты и эмоции, и т.п.)

Понимание чужой мысли становится возможным, когда мы вникаем в ее аффективно-волевую сторону

Итак, движение мысли идет по следующим фазам:

МОТИВ – МЫСЛЬ – ВНУТРЕННЙ ПЛАН РЕЧИ – СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА ВНЕШНЕЙ РЕЧИ – ФАЗИЧЕСКАЯ СТОРОНА ВНЕШНЕЙ РЕЧИ


Скачать файл (204.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru