Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Реферат по психологии спорта - Общие принципы регуляции состояния спотсмена. Психорегулирующая тренировка (ПРТ), её успокаивающая и возбуждающая части - файл 1.docx


Реферат по психологии спорта - Общие принципы регуляции состояния спотсмена. Психорегулирующая тренировка (ПРТ), её успокаивающая и возбуждающая части
скачать (113.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx114kb.15.11.2011 20:21скачать

содержание

1.docx

Реклама MarketGid:
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Кафедра теоретических основ физической культуры


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ

СПОРТСМЕНА. ПСИХОРЕГУЛИРУЮЩАЯ ТРЕНИРОВКА (ПРТ), ЕЁ УСПОКАИВАЮЩАЯ И ВОЗБУЖДАЮЩАЯ ЧАСТИ.


Исполнитель:

студент IV курса заочного отделения ФФК

Проверил:

доцент кафедры ТОФК


2009



ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………...3

1. Методы психологической подготовки спортсмена…………………5

2. Основы психорегуляции в спорте…………………………………….7

2.1. Методы гетерорегуляции……………………………………………8

2.2. Методы ауторегуляции………………………………………………9

3. Психорегулирующая тренировка…………………………………….13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...……………………………………………...19




ВВЕДЕНИЕ

Соревнование - мощный стрессор, сила психофизиологической нагрузки которого не может быть снижена, в чем, наверное, вся притягательная прелесть спорта. Кому из спортсменов не приходилось испытывать перед состязанием странное состояние, когда ощущается дрожь во всем теле, беспокойно лезут в голову навязчивые мысли, вкрадываются сомнения за исход своего выступления. Это так называемое предстартовое состояние.

Влияние его на организм двояко. Оно или значительно возбуждает нервную систему и под действием его спортсмен теряет самоконтроль, или же, наоборот, происходит сильная заторможенность нервной системы, ведущая к скованности и мешающая свободе действий.

Различают три предстартовых состояния спортсмена.

Боевая готовность характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Ей соответствует выраженные, но умеренные вегетативные сдвиги. Психологический синдром: напряженное ожидание старта, возрастающее нетерпение, легкое, а иногда значительное эмоциональное возбуждение, трезвая уверенность своих силах (реальная оценка своих сил), достаточно высокая мотивация деятельности, способность сознательно регулировать свои мысли, чувства, поведение и управлять ими, личная заинтересованность спортсмена в участии в данных соревнованиях, хорошая концентрация внимания на предстоящей деятельности, обострение восприятия и мышления, высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятным факторам.

Боевая готовность положительно сказывается на деятельности спортсмена в соревнованиях, позволяя ему максимально реализовать свои двигательные, волевые, интеллектуальные возможности.

Предстартовая лихорадка характеризуется чрезмерно высоким уровнем эмоционального возбуждения. Ей соответствуют: чрезмерное волнение, тревога, повышенная нервозность (раздражительность), неустойчивость настроения (резкий переход от бурного веселья к слезам), беспричинная суетливость, рассеянность, ослабление памяти, снижение остроты восприятия, повышенная отвлекаемость внимания, понижение гибкости и логичности мышления, неадекватные реакции на обычные раздражители, 

капризность, переоценка своих сил (излишняя самоуверенность), неспособность полностью контролировать свои мысли, чувства, настроение и поведение, неоправданная торопливость. Высокое нервно-психическое напряжение понижает работоспособность мышц и притупляет мышечно-двигательное чувство, ухудшает способность к расслаблению, нарушает координацию движения

Предстартовая лихорадка мешает спортсмену максимально мобилизоваться и не позволяет ему реализовать все свои возможности в условиях соревнований.

Отрицательное влияние предстартовой лихорадки проявляется и в том, что спортсмен долго не может уснуть накануне соревнований, спит с мучительными сновидениями, утром встает несвежий, не отдохнувший.

Стартовая апатия характеризуется относительно низким уровнем эмоционального возбуждения из-за возникновения охранительного торможения и ослабления возбуждения. Ей соответствуют: вялость, сонливость, отсутствие желания соревноваться, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, отсутствие интереса к соревнованиям, ослабление внимания, притупление остроты восприятия, снижение продуктивности памяти и мышления, ухудшение координации привычных действий, неспособность «собраться» к моменту старта, резкое снижение волевой активности.

Стартовая апатия не позволяет спортсмену мобилизоваться, деятельность его осуществляется на пониженном функциональном уровне, спортсмен при стартовой апатии не в состоянии «выложиться.

С отрицательными психическими состояниями необходимо бороться как самому спортсмену, так и его тренеру. Существует множество методов психологической подготовки спортсмена, рассмотрим основные из них.



1. Методы психологической подготовки спортсмена.

Содержание конкретных средств и методов, применяемых в процессе психической подготовки спортсменов, раскрывает следующая классификация.

По цели применения средства и методы психической подготовки делятся на:

мобилизующие;

коррегирующие (поправляющие);

релаксирующие (расслабляющие).

По содержанию средства и методы психической подготовки делятся на следующие группы:

Психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные);

Преимущественно психологические (суггестивные, т.е. внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые, комбинированные);

Преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

По сфере воздействия средства и методы психической подготовки делятся на:

Средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т.е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);

Средства воздействия на интеллектуальную сферу;

Средства воздействия на волевую сферу;

Средства воздействия на эмоциональную сферу;

Средства воздействия на нравственную сферу.

По адресату средства и методы психической подготовки делятся на:

Средства, направленные на психическую подготовку тренера;

Средства управления непосредственно спортсменом или командой.

По времени применения эти средства и методы делятся на:

Предупреждающие;

Предсоревновательные;



Соревновательные;

Постсоревновательные.

По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействия других участников педагогического процесса — тренера, психолога, врача, массажиста и т.д.). На выбор конкретных средств и методов существенное влияние оказывают фактор времени, место соревнования, социально-психологический климат в команде, индивидуальные особенности спортсмена.

Мобилизующие средства и методы направлены на повышение психического тонуса, формирование установки на активную интеллектуальную и моторную деятельность спортсмена. Сюда относят такие словесные средства, как самоприказы, убеждения; такие психорегулирующие упражнения, как «психорегулирующая тренировка» (вариант «мобилизация»), упражнения на концентрацию; такие физиологические воздействия, как возбуждающий вариант акупунктуры, возбуждающий массаж.

Коррегирующие средства обычно относятся к категории словесных и носят форму гетеровоздействия. Ими могут быть различные варианты сублимации (мысли спортсмена о возможном исходе соревнования вытесняются в направлении оценки собственных технико-тактических действий), способы изменения целеполагания, прием рационализация, (когда спортсмену объясняют механизм начавшегося стресса, что делает его менее опасным), «гимнастика чувств» по системе К. С. Станиславского (когда спортсмену преднамеренно предлагают изобразить гнев, ярость, радость, сомнение и тд.).

Релаксирующие средства направлены на снижение уровня возбуждения и облегчают процесс психического и физического восстановления. В качестве примеров можно назвать варианты психорегулирующей тренировки «успокоение», «прогрессивную релаксацию» (последовательное напряжение и расслабление мышц), «паузы психорегуляции», успокаивающий массаж. Психолого-педагогические средства относятся к компетенции не только психолога, но и тренера, основываются на вербальном (словесном) воздействии и направлены преимущественно на моральную и нравственную сферу спортсмена.



Умелое использование слова — важнейшее средство психической подготовки. Психофизиологическими условно называются средства физиологические по технологии, но несущие в себе психическое воздействие, в основном косвенное. Такими средствами являются акупунктура, массаж, разминка, особенно если она психологически грамотно построена и преследует цель формирования у спортсмена необходимого настроения.

Значительный раздел средств психической подготовки составляют приемы произвольной саморегуляции. По способу применения такими приемами могут быть убеждение, самовнушение (самоприказ), двигательные и дыхательные упражнения, использование механизмов представления и воображения (например, с помощью средств идеомоторной тренировки).


^ 2. Основы психорегуляции в спорте

Психорегуляция в спорте - это комплекс мероприятий, направ

ленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциаль

ных возможностей.

Психофизиологической основой такого состояния служит оп

тимальное соотношение рабочей (эрготропной) и восста

новительной (трофотропной) систем организма. В любой мо

мент с доминирующей функциональной системой, которая обес

печивает ту или иную деятельность человека или поддерживает его состояние (состояние покоя с целью восстановления), конку

рирует другая из представленных систем.

Конкурирующую систему называют субдоминантной. Например, если спортсмен выполняет какое-то определенное задание на тре

нировке, то этот процесс обеспечивается доминированием эрго

тропной системы.

Однако в это же время субдоминантная трофотропная система делает все возможное, чтобы организм не перерасходовал свою энергию.

Известно, что организм человека не может переходить от од

ного вида деятельности к другому сразу. Иногда этот процесс мо

жет значительно затягиваться. Особенно часто такой вид перехода выражается при снижении психической работоспособности. Но, как показывает спортивная практика, часто именно в периоды снижения психической работоспособности спортсмену необходи

ма высокая активность и значительная быстрота 

психической ре

акции.

В нужный момент достигать наиболее эффективного и рацио

нального состояния, способствующего реализации потенциаль

ных возможностей спортсмена, помогают специальные методы психорегуляции.

Методы психорегуляции разнообразны и достаточно многочис

ленны. Можно говорить о различных принципах их классифика

ции, но наиболее рациональным является принцип, предлагае

мый В. М. Мельниковым (см. схему).

Схема


Он выделяет две группы методов:

1) гетерорегуляционные (могут быть реализованы в обычном состоянии бодрствования или в измененном состоянии сознания — гипноз);

2) ауторегуляционные (это методы саморегуляции). Рассмотрим схему классификации методов психорегуляции.


^ 2.1 Методы гетерорегуляции

Вербальные методы внушения подразделяются на беседу, убеж

дение, приказ и рациональное внушение (в обычном состоя

нии).

Беседа предусматривает общение со спортсменом с целью снять 

нервное напряжение или предстартовую апатию (обычно применяется тот или иной способ отвлечения).

Убеждение преследует более четкие целевые задачи: на

строить спортсмена на конкретную деятельность; убедить в нера

циональности того или иного поведения, состояния.

Приказ - наиболее императивная форма внушения в бодр

ствующем состоянии. Он должен быть конкретным, четким и крат

ким.

Рациональное внушение - это более сложный метод вербальной гетерорегуляции. Он включает в себя следующие зада

чи:

логично убедить спортсмена в необходимости выполнить ка

кой-то комплекс мероприятий, настроиться на ту или иную дея

тельность;

устранить ненужное эмоциональное напряжение или, наобо

рот, поднять нервно-психическую активность;

выстроить благоприятную перспективу, которая могла бы быть у спортсмена, если бы он следовал предлагаемым психогигиени

ческим советам.

Среди вербальных методов гетерорегуляции, требующих для их реализации особых психических состояний, следует выделить раз

личные варианты гипносуггестии (внушение во сне):

1) фракционный гипноз (частичный) заключается в том, что процесс внушения как бы разбивается на части. После того как человек погружается в состояние сна и пребывает в нем в течение нескольких минут, его пробуждают и уточняют, не было ли каких-либо помех, договариваются с ним о стиле дальнейшего проведения внушения, вновь погружают в сноподобное состоя

ние;

2) гипносуггестия (метод максимального включения в реальную спортивную ситуацию, «репортаж») заключается в том, что после погружения в сон специалист, ведущий сеанс, начина

ет как бы вести репортаж о матче или поединке с участием спорт

смена, который находится под гипнозом.

Среди невербальных методов гетерорегуляции выделяют аппа

ратурные и безаппаратурные. В аппаратурных методах для форми

рования сноподобного состояния используют аппараты типа «Электросон».




^ 2.2 Методы ауторегуляции

Аутогенная тренировка впервые была предложена ав

стрийским врачом И. Шультцем. Определяется она последователь

ным самовнушением чувства тяжести и тепла в конечностях, чув

ства тепла в области солнечного сплетения, в области сердца, ощущения приятного прохладного прикосновения ко лбу. Все это способствует расслаблению, снятию нервного напряжения. Кроме того, находясь в таком состоянии, спортсмен может решать зада

чи, связанные с самонастройкой, преодолением неуверенности, страха, концентрацией внимания и т.п.

«Наивные» методы саморегуляции - это приемы, которые появились в ходе тренировок и соревнований, где их ис

пользование дало тот или иной эффект, связанный с успехом, удачным выступлением на соревнованиях. Эти методы саморегу

ляции возникают случайно и часто становятся как бы ритуальны

ми. Например, многие спортсмены произносят про себя, как пра

вило, одну и ту же фразу самонапутствия или самоприказа, при этом данная фраза довольно часто приобретает навязчивый ха

рактер.

Простейшие методы саморегуляции в отличие от «наивных» необходимо специально тренировать. Это вербальные и невербальные методы, они естественны для каждого человека, присущи его обычному поведению. К вербальным относятся ме

тоды самоубеждения, самоприказов, приемы психической за

щиты. Невербальные - дыхательные и мимические упражнения; упражнения, основанные на специальных мышечных ощущени

ях.

Идеомоторная тренировка (мысленное выполнение определенных двигательных актов или своего поведения в тех или иных обстоятельствах, когда спортсмен мысленно проговаривает задание, называя какие-то движения).

Регуляция психических состояний может осуществляться дву

мя путями:

1) предупреждением их возникновения;

2) ликвидацией уже сформировавшихся состояний. Для прове

дения этого процесса может использоваться множество средств и методов воздействия извне или саморегуляция.

Наибольшую актуальность для психорегуляции имеют такие 

психические состояния, как утомление, избыточное нервно-пси

хическое напряжение (включая предстартовую лихорадку), фрус

трация (разочарование).

Каждое из этих состояний может детализироваться, так как имеет собирательный характер, поэтому разработка сеанса психорегуляции должна содержать решение оперативных задач, направленных на восстановление работоспособности, эмоцио

нального состояния, боевого настроения. При этом непременно должны учитываться условия каждого конкретного случая от

дельно.

Утомление

Процесс развития утомления протекает сложно: сначала спорт

смен ощущает вялость, сонливость, апатию, снижение интереса к выполняемой деятельности, затем у него наблюдается повы

шенная возбудимость, быстрая смена настроения; на последней стадии отмечается комплекс ярко выраженных невротических яв

лений: неустойчивость настроения, нарушение сна, низкая ра

ботоспособность, апатия, различные функциональные расстрой

ства (головные боли, боли в сердце, вегето-сосудистая дистония и т.п.).

Часто нарастание утомления сопровождается заболеваниями и травматизмом. Следует подчеркнуть, что в периоды переутом

ления рекомендуется снизить не только физические, но и пси

хические нагрузки, чрезвычайно полезно использовать все виды психорегуляции, в которых присутствуют средства искусства и культуры. Но необходимо помнить, что эти средства должны иг

рать отвлекающую роль. Например, можно посмотреть легкий, веселый фильм. Однако если для этого требуется перемещение спортсмена на значительное расстояние (ехать до места демон

страции фильма на транспорте или достаточно продолжитель

ное время идти), то это уже не будет психорегуляцией и ника

кой для спортсмена в состоянии переутомления пользы не при

несет.

Полезными могут быть гипносуггестивные средства, при ис

пользовании которых следует в первую очередь уделять внимание внушению покоя, расслабления, отдыха.

Очень важны аппаратурные методы психорегуляции. С их по

мощью процесс расслабления и развития сноподобного состоя

ния протекает гораздо 

легче.

Нельзя не отметить роль самовнушения покоя, расслабления и сна в вечерние часы. Это бывает особенно важно, когда по раз

ным причинам процесс засыпания затруднен.

^ Избыточное нервно-психическое напряжение

Избыточное напряжение, безусловно, мешает выполнять спортив

ные действия и рационально использовать функциональные воз

можности организма. Практический опыт показывает, что одним из наиболее действенных методов для устранения избыточного на

пряжения можно считать психорегуляцию в состоянии бодрствова

ния. Кроме того, достаточно рациональный метод - это создание нового очага возбуждения, который сыграет роль отвлекающего фак

тора.

Очень важно с целью профилактики перевозбуждения соблю

дать основные принципы психогигиены, особенно в игровых ви

дах спорта. Использовать только успокоительные мероприятия здесь будет недостаточно.

Необходимо:

1) определение причины избыточного волнения;

2) ее объяснение и устранение;

3) выполнение приемов саморегуляции.

При избыточном нервно-психическом напряжении методы са

морегуляции, организованные в виде пауз, могут быть достаточно эффективными. Главное, глубоко осознанное самовоздействие спортсмена должно быть направлено на десенсибилизацию к ожидаемой деятельности. Но при этом нельзя допускать, чтобы спортсмен впал в противоположную крайность и довел себя до полного безразличия.

Мобилизующее воздействие на состояние спортсмена могут оказывать идеомоторные представления, связанные с ожидаемой ситуацией и его конкретными действиями.

Самым сложным проявлением избыточного напряжения счи

тается его возникновение в ходе соревновательной борьбы. Здесь особенно важно, чтобы спортсмен имел определенный индиви

дуальный арсенал средств саморегуляции, которые заранее отра

батываются в нейтральных условиях, затем систематически со

вершенствуются в реальной деятельности.


Фрустрация

Состояние фрустрации связано с внезапной разницей между ожидаемыми событиями и реальным результатом. Сопровождае

мое отрицательными эмоциями, это состояние может сочетаться с утомлением и с избыточным нервно-психическим напряжени

ем. Оно может выступать и как самостоятельный феномен.

Лучше всего в качестве средств борьбы с фрустрацией исполь

зовать комплекс процедур рациональной психорегуляции, вклю

чающий в себя:

1) логический анализ ситуации;

2) выбор тактики подавления эмоций или психологической защиты;

3) составление плана мероприятий, необходимых для выхода из данного положения.

Заканчивать их следует внушениями типа: «Вперед!», «Борись!». Это очень важно в процессе борьбы с фрустрацией, именно при

каз в данном случае является: 1) средством воздействия на внут

реннее конфликтное состояние спортсмена, так как устраняет со

мнения в дальнейших действиях; 2) средством мобилизации (за счет своей неожиданности). Значение такого приказа будет тем больше, чем более контрастно (с предшествовавшей беседой) и своевременно оно прозвучит, будучи подготовленным всем ходом предварительной психорегуляции.

В случаях с фрустрацией следует очень осторожно использовать методы саморегуляции (только получив определенные результаты положительной динамики), а также аппаратурные методы (так как невротизированные люди легко могут связать с ними причи

ну своих неудач).

В ряде случаев эффективные результаты дает прием «Репортаж», когда спортсмен много раз переходит от состояния покоя и рас

слабления к идеомоторному соучастию в спортивных ситуациях.

Таким образом, можно сказать, что различные методы и сред

ства психорегуляции следует применять с учетом специфики си

туации, индивидуальных особенностей спортсменов и их психи

ческого состояния, чтобы осуществить общую тенденцию по фор

мированию у них оптимального психического состояния, в котором они могут наиболее полно реализовать свои физические и техни

ческие возможности.


^ 3.Психорегулирующая тренировка

В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др.

Психическая регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.

И в том и в другом случае наиболее распространенным является способ, разработанный в 1932 году немецким психиатром И. Шультцем и названный «аутогенной тренировкой». В настоящее время появилось много ее модификаций (Алексеев; Вяткин; Горбунов; Марищук, Хвойнов; Черникова, Дашкевич, и др.).

Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система саморегуляции - «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). При разработке этого способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что при многих эмоциях наблюдается напряжение скелетных мышц. Отсюда он в соответствии с теорией Джемса-Ланге для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы. Этому способу соответствуют и рекомендации изображать на лице улыбку в случае негативных переживаний и активизировать чувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц, после того как человек отсмеялся, и нормализация работы сердца - вот слагаемые положительного воздействия смеха на эмоциональное состояние человека.

А. В. Алексеевым создана новая методика, названная «психорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В нее включены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологической основой этого метода является бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц.

Физиологической основой психорегулирующей тренировки является факт, что мышечная система за счет проприорецептивной импульсации является одним из главных стимуляторов головного мозга (из общего потока, 

по некоторым данным, на долю скелетных мышц приходится 60 %). Поэтому, расслабляя мышцы, можно ослабить это тонизирующее влияние, а напрягая мышцы, можно эту тонизацию увеличить.

Для проведения занятий психорегулирующей тренировки требуется немного времени. Это может быть 10—20 минут ежедневно или даже несколько раз в день. Проводить такие занятия можно в любом месте, но только при условии, что вас не отвлекают. Перед началом занятий примите удобное положение — расположитесь поудобнее в кресле, можно на диване. А если у вас под руками только стул, то примите «позу кучера» — это положение похоже на позу человека, сидящего на облучке: сядьте на край стула так, чтобы ноги были полусогнуты и раздвинуты в стороны на полшага, опущенные руки свисали между коленями, туловище и голова наклонены вперед. Находясь в этой позе, закройте глаза, дышите неглубоко диафрагмой (животом). Говорите про себя предложенные дальше формулы, стараясь выполнить или мысленно представить то, о чем вы говорите.

Успокаивающая часть психорегулирующей тренировки

1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.

2. Внимание на моем лице.

3. Мое лицо спокойно.

4. Губы и зубы разжаты.

5. Расслабляются мышцы лба... глаз... щек...

6. Расслабляются мышцы затылка... и шеи...

7. Лицо начинает теплеть.

8. Теплеют затылок и шея.

9. Мое лицо полностью расслаблено... теплое... спокойное... неподвижное...

10. Мое внимание переходит на руки.

11. Мои руки начинают расслабляться и теплеть.

12. Мои пальцы и кисти расслабляются и теплеют.

13. Мои предплечья и локти расслабляются и теплеют.

14. Мои плечи и лопатки расслабляются и теплеют.

15. Руки полностью расслаблены... теплые... неподвижные...

16. Все внимание на моих теплых пальцах.

17. Все внимание переходит на лицо.



18. Мое лицо полностью расслаблено... теплое... спокойное... неподвижное...

19. Мое внимание переходит на ноги.

20. Мои ноги начинают расслабляться и теплеть.

21. Мои подошвы и голеностопы расслабляются и теплеют.

22. Мои голени и колени расслабляются и теплеют.

23. Мои бедра и таз расслабляются и теплеют.

24. Мои ноги... полностью расслаблены... теплые... неподвижные...

25. Все внимание на теплых голеностопах.

26. Все внимание переходит на лицо.

27. Лицо полностью расслаблено... теплое... спокойное... неподвижное...

28. Все внимание переходит на туловище.

29. Мое туловище полностью расслаблено и теплое.

30. Все внимание на груди.

31. Мое дыхание спокойное... свободное... легкое...

32. Все внимание на сердце.

33. Мое сердце бьется спокойно... ровно... хорошо...

34. Оно отдыхает...

35. Весь мой организм отдыхает.

36. Все внимание на лице.

37. Мое лицо полностью расслаблено... теплое... спокойное-неподвижное...

38. Я отдыхаю...

39. Я отдохнул (ла) и успокоился (лась). Или: я отдохнул (ла) и набрался(лась) сил.

40. Самочувствие хорошее. Или: самочувствие отличное!

Для того чтобы два раза осмыслить все сорок формул, требуется около 20 минут. Впоследствии в процессе занятий самовнушением происходит постепенное сокращение числа формул до семи — на них уходит в среднем 3 минуты.

1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.

2. Мое лицо, мои руки и ноги полностью расслаблены... теплые... неподвижные...



3. Все мое туловище полностью расслаблено и теплое.

4. Мое дыхание спокойное... свободное... легкое...

5. Мое сердце бьется спокойно... ровно... хорошо...

6. Я от дохнул (ла) и успокоился(лась). Или: я отдохнул(ла) и набрался(лась) сил.

7. Самочувствие хорошее. Или: самочувствие отличное!


Мобилизационная часть ПРТ

1. Возникает чувство мелкого озноба.

2. Состояние как после прохладного душа.

3. Из всех мышц уходит чувство тяжести и расслабленности.

4. В мышцах начинается мелкая дрожь.

5. Озноб усиливается.

6. Холодеют голова и затылок.

7. По телу побежали мурашки.

8. Кожа становится гусиной.

9. Холодеют ладони и стопы.

10. Дыхание глубокое, учащенное,

11. Сердце бьется сильно, энергично, учащенно. 12.Озноб еще сильнее.

13.Все мышцы легкие, упругие, сильные. 14.Я все бодрее и бодрее. 15.Открываю глаза.

16.Смотрю напряженно, предельно сосредоточенно.

17.Я приятно возбужден.

18.Я полон энергии.

19.Я как сжатая пружина.

20.Я полностью мобилизован.

21 .Я готов действовать.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подготовка самого спортсмена перед соревнованиями носит чисто психологический характер. Надо преодолеть отрицательные формы предстартового состояния, повысить свою активность, настроить себя к предстоящей борьбе. Тут велика роль тренера. Хорошо зная мастерство и опыт подопечного и присущие ему психологические барьеры, он должен правильно воздействовать на спортсмена, настроив его на предстоящие соревнования.

Необходимо стремится к тому, чтобы у спортсмена были общий эмоциональный подъем, воодушевление, бодрость, внутренняя собранность и сосредоточенность на предстоящей борьбе. Такое приподнятое психологическое состояние является фактором, усиливающим жизнедеятельность организма, и способствует повышению спортивных результатов. Однако бывает и так, что эмоциональная реакция отрицательно сказывается на настроении спортсмена. Чаще всего это наблюдается у малоопытных спортсменов. Они чрезвычайно волнуются, теряю контроль над собой, их действия носят необдуманный, хаотичный характер. Возбуждение сменяется торможением, что приводит к снижению результатов соревнований. Такому состоянию могут быть подвержены и опытные спортсмены, когда особая ответственность за результат приводит их к чрезмерному волнению, острым переживанием.

Есть и такой тип людей, у которых перед стартом проявляются пассивность, равнодушие к предстоящей борьбе. Чаще всего такое состояние наступает после сильного волнения, охватывающего спортсмена за несколько дней до соревнования, иногда из-за неудач в тренировке и др. Такое состояние приводит неуверенным действиям, замедленной ориентировке и нерешительности в сложной обстановке сразу после старта.

Кроме эмоциональных реакций тренеру необходимо учитывать и сугубо индивидуальные качества спортсмена. Поэтому, анализируя результаты соревнований и тренировок, тренер должен составить план работы с каждым спортсменом, чтобы все они были нацелены на решение предстоящих задач, независимо от особенностей их предстартового состояния.



^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

  2. Киселев А.Н. Психодиагностика в физическом воспитании и спорте: учеб. пособие / А.Н. Киселев; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – 2-у изд. – Архангельск: Поморский университет, 2008. – 128с.

  3. Материалы с сайтов www.tcoa.ru, www.Wikipedia.ru.

Реклама:





Скачать файл (113.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов