Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (В подготовительной к школе группе) - файл 1.doc


Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (В подготовительной к школе группе)
скачать (1137 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1137kb.01.12.2011 14:30скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР

Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

С НЕДОРАЗВИТИЕМ ФОНЕТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

(В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ)

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1978

Рекомендовано к изданию

Управлением по дошкольному воспитанию

Министерства просвещения СССР

Программа разработана научными сотрудниками

сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР

Составители: Г. А. КАШЕ, Т. Б. ФИЛИЧЕВА

Объяснительная записка

XXV съезд КПСС выдвинул задачу «дальнейшего серьезного совершенствования всей общеобразовательной системы»1. (1 Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 77) Этим решением съезда должны руководствоваться и работники до­школьных учреждений.

Воспитание детей с нарушениями речи в дошкольных учреж­дениях организуется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Дети шестилетнего возраста с недоразвитием фонетического строя речи должны усвоить тот объем знаний, умений, навыков, который определен программой подготови­тельной к школе группы дошкольных учреждений общего типа. Однако содержание и методы обучения, по разделу «Родной язык» значительно отличаются от рекомендуемых для детей с нормальным речевым развитием. Данная программа содержит следующие добавления и изменения:

1. Вводится новый материал «Формирование произношения и подготовка к обучению грамоте», который разработан с уче­том имеющихся у детей отклонений в речевом развитии. Обучению элементам грамоты предшествует длительный период,
в течение которого воспитание правильного произношения сочетается с формированием речезвукового анализа и синтеза.

  1. В разделе «Формирование грамматически правильной речи» определены основные направления по развитию связной, правильной речи с учетом специфических особенностей детей дан­ной группы. Выделен раздел «Развитие графических навыков».

Данная программа обязательна для логопеда и воспитателя дошкольного учреждения (дошкольной группы) для детей с на­рушениями речи и является руководством при обучении детей с недоразвитием фонетического строя речи.

В подготовительные группы для детей с недоразвитием фо­нетической стороны речи принимают детей шестилетнего воз­раста с нормальным слухом и нормальным интеллектом. В картине недоразвития речи на первый план выступает Несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фоне­матического восприятия. Недостатки речи при этом не ограни­чиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается.

Задачи обучения. В секторе логопедии Научно-исследова­тельского института дефектологии разработана система обуче­ния детей старшего дошкольного возраста с фонематическим недоразвитием в условиях пребывания их в специальных детских садах или группах при массовых детских садах.

Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает овладение фонетической системой языка, подго­товку к овладению грамотой общепринятым аналитико-синтетическим методом и усвоение некоторых элементов грамоты.

Решение этих задач сводится к следующему: специальными логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. Выработка правильных артикуляционных навыков является одним из усло­вий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач. Постановка звуков или уточнение произношения уже имеющихся звуков необходимо, однако этим коррекционное обучение не ограничивается. Специальное время отводится па развитие фо­нематического восприятия, т. е. на упражнения в различении поставленных пли уточненных в произношении звуков на слух, а также па развитие слуховой памяти.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического вос­приятия происходит одновременно с развитием анализа и син­теза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в спою очередь способствуют осознанному овладению звуками речи, Эго имеет громадное значение не только для под­готовки к обучению грамоте, но и дли введения в речь постав­ленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, имеющие и виду анализ и синтез звукового состава слова, помогают решить две задачи — нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты. Эти две задачи близки, но не идентичны. В самом деле, для овладения устной речью было бы достаточно после постановки звуков, наряду с тренировочными упражнениями, направлен­ными па закрепление произношения, научить детей различать звуки и находить их в составе слова. При этом следовало бы отрабатывать только те звуки, которые неправильно произно­сятся или неправильно употребляются в речи.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, необходимо еще научить их следующему: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные; выделять любые звуки из состава слова; уметь членить слова на слоги, а слоги на звуки; уметь объединять звуки в слоги и слова; уметь определять последо­вательность звуков в слове; уметь членить предложения па слова.

Разработанная система обучения предусматривает не только подготовку к обучению грамоте, но также овладение детьми элементами грамоты. Однако обучение грамоте начинается только после 4—5 месяцев устных упражнений, имеющих в виду овладение звуковым составом языка. За это время изучаются почти все звуки речи и все основные дифференцировки (взрыв­ные — фрикативные; звонкие — глухие; свистящие — шипящие; мягкие — твердые; плавные — вибранты). Кроме того, дети овла­девают в определенном объеме анализом и синтезом звукового состава речи. После такой подготовки дети легко и быстро овладевают слоговым чтением и самостоятельным письмом.

Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в си­стеме коррекционного обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспи­тание связной, грамматически правильной речи.

При разработке системы обучения с фонематическим недо­развитием учтено и отставание в развитии у детей произволь­ного внимания. Уже сама организация логопедической работы — частичная замена индивидуальных и групповых занятий фрон­тальными — создает наиболее благоприятные условия для выра­ботки сосредоточенности и развития внимания. Кроме того, в системе обучения предусмотрен ряд специальных упражнении, направленных на развитие у детей внимания к звуковой сто­роне речи.

Особенности речи детей, подлежащих воспитанию и поуче­нию в логопедических группах. Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акусти­ческими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем.

Замены звуков более простыми по артикуляции. Так, звон­кие заменяются глухими, рил звуками л' и йот, с — ш или ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих зву­ков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т', д, д'. Дети произносят «табака» вместо собака; «туба» вместо шуба, «дубы» вместо зубы и т. д.

В других случаях не произошел еще процесс дифференциа­ции звуков, и вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит какой-то средний, неотчет­ливый звук, например: мягкий звук ш' вместо ш и вместо с и с', вместо ч и т' нечто вроде смягченного ч и т. п.

Некоторые звуки ребенок по специальному требованию про­износит правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова собака, шуба, но в речи наблюдается смешение звуков с и ш, например: «светит шолнышко».

Часто наблюдается нестойкое употребление в речи звуков. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах пли при неод­нократном повторении произносит различно.

Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением звуков, т. е. звук может произно­ситься искаженно и в то же время смешиваться с другими зву­ками или опускаться и т. д.

Количество неправильно произносимых или неправильно упо­требляемых в речи звуков может достигать большого числа (до 16 — 20) Чаще всего оказываются сформированными свистящие и шипящие звуки (с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ); звуки т' и д'; звуки л, р, р'; звонкие нередко замещаются парными глухими. Реже недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный йот; гласный ы. Могут быть и другие недостатки произношения.

Приведем примеры неправильного произношения слов детьми шести - семи возраста: «тольнытка» пли «сонппска» вме­сто солнышко; «ляде» вместо ружье; «сяинк» вместо чайник; «тупы» вместо зубы; «паяпап» вместо барабан; «Тинята лидали в ятике» вместо Щенята лежали в ящике; «Дивет под клилеткам, квот колеткам, кодяппом длудит, дом таладит» (Живет noд крылечком, хвост колечком, с хозяином дружит, дом сто­рожит) и т.п.

Иногда дети с трудом произносят многосложные слова и слова со стечением согласных, например: «катиль» вместо ска­терть, «сипет» вместо велосипед, «листри» вместо электриче­ство и т. д.

Уже сам характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную полноту у них фонематического восприятия. Эта недостаточность проявляется и при выполнении детьми специальных задании по различению звуков. Так, у детей возникли затруднения, когда им предло­жили внимательно слушать и поднимать руку в момент произ­несения какого-либо звука или слога. Не меньшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными зву­ками (например: па-ба; ба-па); при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук; при вы­делении звука, с которого начинается слово, и т. п. У большин­ства детей значительные затруднения наблюдаются при необ­ходимости подобрать с помощью картинок слова, начинающиеся па какой-либо определенный звук.

На недостаточность слухового восприятия указывают и за­труднения детей при анализе звукового состава речи.

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и раз­личения звуков, при фонематическом недоразвитии нередко на­блюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также бед­ность словаря и некоторая задержка в формировании грамма­тического строя речи.

Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев нерезко. И только при спе­циальном обследовании речи детей выявляются разнообразные ошибки в падежных окончаниях и употреблении предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существитель­ными и т. п.

Распорядок дня. Предлагаемая система подготовки к обу­чению в школе детей с недостатками речи требует четкой орга­низации их жизни во время пребывания в детском саду. Соблю­дение режима дня и правильное распределение нагрузки дает возможность без излишнего напряжения и утомления выполнить все задачи. Важно также правильно распределить обязанности между логопедом и воспитателем1.

Логопед работает в детском саду с 9 до 13 ч2. из них 3,5 часа отводится на фронтальные и индивидуальные занятий, а 30 минут выделяются на ведение документации.

Для речевых групп разработан режим дня и сетка занятий, значительно отличающиеся от обычного.

В утренние часы в речевых группах проводится ежедневно по два занятия: 1-е занятие с 9 ч до 9 ч 30 мин и 2-е — с 9 ч 10 мни до 10 ч 10 мин.

После проведения фронтального занятия логопед с 9ч 30 мин до 12 ч 30 мин занимается с небольшими подгруппами в 3— 4 человека (примерно по 20—30 мни). В подгруппы подбирают детей со сходными недостатками речи. Состав подгрупп в те­чение года может изменяться в зависимости от конкретных пелен и задач того пли иного периода обучения и индивидуаль­ных успехов каждого ребенка. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, целесооб­разно объединять детей с более или менее однородными дефек­тами произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков и постепенно возрастает возможность включить упражнения, направленные на расши­рение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы с каждым из них. Так, рекомендуется отдельно проводить занятия с детьми, недостаточность которых ограничи­вается фонематическим недоразвитием при достаточно вы­соком уровне развития грамматического строя речи. Занимаясь с этими подгруппами, логопед сосредоточивает свое внимание на постановке и закреплении произношения звуков, на диффе­ренциации звуков и анализе звукового состава речи. В другие подгруппы объединяют детей, речевые недостатки которых касаются не только фонетики, но лексики и грамматики, т. е. детей с общим недоразвитием речи. В занятиях с этими под­группами, кроме всего перечисленного, логопед уделяет много времени и внимания развитию словаря и грамматического - оформления речи. Таким подгруппам следует отводить значительно больше времени, чем подгруппам только с фонематическим недоразвитием.

С детьми, страдающими особо тяжелыми недостатками про­изношения (ринолалия, стертая форма дизартрии и т. п.), кроме подгрупповых занятий, могут проводиться па всем протяжении обучения индивидуальные занятия.

Воспитатель планирует свои занятия с учетом всех постав­ленных задач. Совместно с логопедом планируются занятия по развитию речи и по закреплению произносительных навыков.

Если первое занятие проводит логопед (по произношению, грамоте или развитию речи), воспитатель присутствует па нем, делает записи, так как отдельные элементы этого занятия вклю­чены в его вечернюю работу. После десятиминутного перерыва воспитатель проводит (согласно сетке) свое занятие, а в это время логопед берет одного или нескольких детей на индивиду­альную работу в кабинет. Не следует забывать, что основная цель специальных групп — исправить речь детей. Логопед всегда учитывает способности и индивидуальные особенности детей. Так, если ребенок хорошо успевает по лепке, рисованию или аппликации, то он может это занятие без ущерба пропустить (логопед заранее согласует с воспитателем фамилии детей, с ко­торыми он будет проводить индивидуальную работу).

После второго занятия воспитатель ведет большую часть детей на прогулку, остальные занимаются с логопедом.

Во второй половине дня воспитатель ежедневно (с 15 до 15 ч 30 мин) проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по заданию логопеда, а с 16 ч 30 мин до 17 ч одно из занятий (4—5 раз в неделю) согласно специально разработанной сетке.

____________

1 В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах
для детей с нарушениями речи» на каждую группу утверждена должность
логопеда (1 ставка).

2 Допускается проведение логопедических занятии и вечернее время одни
раз в неделю.

^ РЕЖИМ ДНЯ

специальной группы для детей с недостатками произношения

Подъем детей, утренний туалет, дежурства, утренняя гимнастика 7.30 — 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 — 8.55

1-е занятие (проводит логопед или воспитатель) 9.00 — 9.30

2-е занятие (проводит воспитатель) 9.40—10.10

Индивидуальные и подгрупповые логопедические замятия 9.30—12.30

Подготовка к прогулке, прогулка 10.10—12.30

Подготовка к обеду, обед 12.45—13.15

Подготовка ко сну, сон 13.15—15.00
Подъем, индивидуальные занятия по исправлению про­изношения по заданию - логопеда (проводит воспитатель), спокойные игры 15.00—16.00

Подготовка к полднику, полдник 16.00—16.15

Занятие (проводит воспитатель) 16.30—17.00

Подготовка к прогулке, прогулка 17.00—18.45

Подготовка к ужину, ужни 18.45—19.10

Спокойные игры, подготовка ко сну 19.10—20.45

Ночной сон 20.45—7.30


^ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ И КОЛЛИЧЕСТВО ИХ В НЕДЕЛЮ

Утро (занятия по 30 мин)

1-е занятие (проводит воспитатель или ло­гопед) 9.00 – 9.30

2-е занятие (проводит воспитатель) 9.40 – 10.10

Индивидуальные или подгрупповые лого­педические занятия 9.30 – 12.30

Индивидуальные и подгрупповые замятия, когда логопед не проводит фронтальных заня­тий 9.00 – 12.30

Вечер (все занятия проводит воспитатель)

Индивидуальные занятия по исправлению произношения 15.00 – 15.30

Фронтальные занятия 16.20 - 17.00



^ ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Утро

Фронтальные занятия по произношению — 31 приводит логопед

Счет — 2

Рисование—1 проводит воспитатель

Развитие речи — 2

Физкультурное занятие— 1

Музыкальные занятия —2

Вечер (все занятия проводит воспитатель)

Индивидуальные занятия по исправлению произношения — 4 — 5

Развитие речи — 1

Конструирование или аппликация — 1

Лепка — 1

Физкультурное занятие — 1

___________________________

1 Количество занятий

^ ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Утро

Произношение — 3

Индивидуальные и подгрупповые занятия ежедневно проводит логопед

Подготовка к письму — 1

Счет — 2

Развитие речи — 2 проводит воспитатель

Музыкальные занятия — 2

Вечер (все занятия проводит воспитатель)

Индивидуальные занятия по исправлению произношения — 4—5

Развитие речи — 1

Рисование – 1

Физкультурные занятия – 2

Конструирование, лепка, аппликация – 1
^ ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Утро

Произношение — 2

Развитие речи — 2 проводит логопед

Грамота — 2

Индивидуальные и подгрупповые занятия ежедневно

Подготовка к письму— 1

Счет — 2

Развитие речи — 1 проводит воспитатель

Музыкальные занятия — 2

Вечер (все занятия проводит воспитатель)

Индивидуальные занятия по исправлению произношения по мере надобности

Лепка, рисование — 1

Развитие речи — I

Конструирование, аппликация — 1

Физкультурные занятия — 2

^ ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения и определенной системе по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особен­ностей. На них присутствуют нее дети, без исключения.

Материал фронтальных занятий всегда должен включать звуки, правильно произносимые всеми детьми. К фронтальным занятиям дети подготавливаются па индивидуальных и группо­вых занятиях.

Последовательность работы над звуками следующая: вна­чале фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по раз­витию фонематического слуха и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся на звуках, пра­вильно произносимых всеми детьми. Затем в определенной по­следовательности, о которой будет сказано ниже, включаются поставленные к этому времени звуки.

При планировании фронтальных занятий логопед должен ясно представлять себе место каждого занятия в общей системе обучения: что уже пройдено и хорошо усвоено детьми, что еще требует закрепления, какой новый материал следует использо­вать.

Система обучения детей правильному произношению и эле­ментам грамоты имеет три последовательных периода, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

Первый и второй периоды обучения являются подготовитель­ными к обучению грамоте. В течение этого времени все упраж­нения, направленные на овладение звукопроизношением, тесней­шим образом взаимосвязаны с устным анализом звукового состава речи. В течение последнего (третьего) периода обучения, наряду с продолжающимися занятиями по произношению, выделяются специальные занятия по грамоте (2 раза в неделю). На всем протяжении обучения формирование произношения, так или иначе связано с развитием речи детей.

При составлении общего плана работы с группой необходимо иметь в виду, что не все звуки в одинаковой мере трудны для произношения.

Следует различать две основные группы звуков. Первая группа — это звуки, при произношении которых артикуляцион­ных затруднений дети чаще всего не испытывают. Это: а, о, у, и, э, ы, м, м', н, н', п, п', т, к, к' х, х', ф, ф', в, в', л', йот, б, б', д, г, г'. В то же время нельзя считать, что процесс формирова­ния этих звуков полностью закончен. Нередко многие, а иногда и все эти звуки произносятся детьми в речевом потоке недоста­точно отчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой (к — х, в — б, ф — в, п — б и т. д.) или являются заместителями каких-либо еще не появившихся в речи звуков (т — свистящие и шипящие, л' р и т. п.). Произношение всех этих звуков должно быть уточнено.

Некоторые из перечисленных звуков (чаще всего это звуки ы, к, к', х, х', л', йот, б, б', д, г, г') иногда произносятся непра­вильно пли вовсе не произносятся отдельными детьми. По отно­шению к ним задача расширяется: следует исправить непра­вильное произношение звуков, прежде чем начнутся занятия по уточнению артикуляции и дифференциации этих звуков со всеми детьми.

Ко второй группе относятся звуки, которые у большинства детей еще не сформировались, а у некоторых закрепилась не­правильная артикуляция. Сюда относятся звуки р, р', л, свистя­щие и шипящие звуки. Это большая группа, к которой относятся девять звуков: с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ. Сюда же можно отнести звук т', близкий по артикуляции к звукам ч и ц, и звук д'.

В большинстве случаев стоит вопрос о постановке детям всех этих звуков, реже — только об уточнении артикуляции и дифференциации.

Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап диф­ференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющих в речи звуков, дифференциация зву­ков производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации).

Такая последовательность работы позволяет очень рано включать упражнения в различении звуков, что способствует, во-первых, появлению в речи детей до сих пор отсутствующих звуков; во-вторых, значительно облегчает второй этап работы над дифференциацией звуков. Благодаря развившемуся слуховому контролю этот второй этап завершается значительно быстрее.

Большое внимание па всех этапах работы уделяется гласным звукам, от четкости произношения которых и значительной мере зависит четкость речи. Кроме того, правильное, осознанное произношение гласных играет большую роль при анализе зву­кового состава слова. Все шесть гласных звуков специально отрабатываются.

С самого начала обучения овладение фонетикой опирается на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при вос­полнении пробелов фонематического развития.

В системе обучения предусмотрено определенное соответ­ствие между изучаемыми звуками и темп пли иными формами анализа. В строго определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте,— вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов (первый период обуче­ния). И лишь позднее (второй период обучения) дети овладе­вают навыком звуко-слогового анализа и синтеза отдельных слов и выделением слов из предложения.

В процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте навыки речезвукового анализа и синтеза углубляются и совер­шенствуются.

Материал для закрепления правильного произношения зву­ков должен одновременно способствовать расширению и уточ­нению словаря, формированию умения правильно строить предложения, развитию связной, грамматически правильной речи.

В течение третьего периода обучения выделяется специаль­ное время на развитие грамматически правильной речи.

^ Индивидуальные и групповые занятия. Постановка звуков и закрепление правильного произношения имеющихся у детей звуков проводится в часы, выделенные для индивидуальных и подгрупповых занятий.

Приемы коррекции звуков используются обычные. В то же время учитывается, что при фонематическом недоразвитии недо­статки речи выражаются в неправильном произношении звуков, а также в недостаточном различении звуков и затруднениях в звуковом анализе слова. Уже в момент постановки звуков перед логопедом стоят две задачи — воспитание артикуляцион­ных навыков и развитие слухового восприятия. Как только удастся добиться правильного произношения какого-либо звука, включается третья задача — научить выделять звук из состава слова. Понятно, что в педагогическом процессе эти три задачи не существуют изолированно, а на всех этапах логопедической работы, так или иначе, взаимосвязаны.

В тех случаях, когда у детей имеются затруднения при про­изношении слов сложного слогового состава, воспитание плав­ного, правильного произношения слов различной слоговой слож­ности и словосочетаний выделяется как специальная задача

Планируя работу по постановке звуков, логопед учитывает следующее: общую последовательность логопедической работы, о которой сказано в разделе «Фронтальные занятия», и обще­принятую последовательность постановки звуков. Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, например свистящие и шипящие р и л, и в то же время нарушено озвонче­ние, то следует начинать работу одновременно над всеми ука­занными группами, но при этом соблюдая последовательность внутри каждой группы. Так, в труппе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от з ставится ж, от б д, от дг (звук в редко бывает лишен озвончения). Последовательность постановки соноров рил ин­дивидуализируется в зависимости от того, какой из этих звуков будет легче поддаваться коррекции. Только при условии одно­временной постановки нескольких звуков, относящихся к раз­личным фонетическим группам, логопед сможет подготовить детей, неправильно произносящих большее количество звуков, к фронтальным занятиям. Необходимо учитывать индивидуаль­ные особенности каждого ребенка — особенности строения и по­движности его артикуляционного аппарата, степень развития слухового внимания и восприятия, количество неправильно про­износимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособности. В зависимости от всех этих данных планируются индивидуаль­ные занятия с каждым из детей. Понятно, что содержание ра­боты будет различным. Так, с одними детьми придется больше проводить артикуляционных упражнений и больше времени планировать па постановку звуков, с другими — больше внима­ния обращать на развитие слухового внимания, анализа, грам­матически правильной связной речи.

Каковы бы ни были индивидуальные особенности каждого ребенка, план всегда составляется с таким расчетом, чтобы все дети группы были подготовлены к фронтальным занятиям. А для этого постановка звуков начинается задолго до их проведения. В зависимости от трудностей артикулирования того или иного звука и от индивидуальных особенностей ребенка этот срок ко­леблется примерно от одного до трех месяцев. Особенно важно задолго начать постановку звуков с, ш, б, р, л, которые не все­гда удается быстро сформировать.
^ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Обследование детей первые две недели обучения.

Развитие внимания к звуковой стороне речи в течение года.

Воспитание умения говорить внятно, отчетливо, умеренно громко, в неторопливом темпе в течение года.
^ ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(Сентябрь, октябрь, первая неделя ноября. Фронтальные занятия три раза в неделю, индивидуальные и подгрупповые ежедневно)

Индивидуальные и подгрупповые занятия

  1. Постановка и первоначальное закрепление звуков к, л', х, йот, ы, с, с', з, з', т', ц, б, б', р, ш, л и др. в соответствии с ин­дивидуальными планами не планом фронтальных занятий.

  2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

  3. Для детей с элементами общего недоразвития речи — фор­мирование грамматически правильной речи.

Фронтальные занятия

  1. Закрепление правильного произношения звуков у, а, и, э, п, п', т, к, к', л, о, х, х', йот, ы, с (произношение звуков всем детям должно быть исправлено заранее).

  2. Различение на слух звуков: всех гласных (у, а, и, э, о, ы); согласных: Т — д — к1 (Том дом ком); К — г — х — т; Л' — л — йот — р' — р; С — з — ц — т' — ш —щ

  3. Дифференциация правильно произносимых звуков: к — х, л' — йот, ы — и.

  4. В связи с закреплением правильного произношения зву­ков:

  1. усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (пре­имущественно двух- и трехсложных);

2) воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм путем сравнения и сопоставления существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, стулья); согласования существительных единственного и множественного числа с глаголами (залаяла... собака, залаяли... собаки); правильного употребления личных окончаний глаголов единственного и множественного числа (моет — моют); подбора существительных к притяжательным местоимениям мой, моя, мое и т. д.;

3) составление простых распространенных предложений по картинке, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы. Заучивание текстов наизусть.

5. Подготовка к анализу звукового состава слов:

  1. выделение гласного звука из начала слова (Алик, утка, Оля ); анализ и синтез ряда гласных (а — у, а — у— и);

  2. анализ и синтез обратного слога типа an, выделение согласных из конца слова (мак, кот);

  3. выделение начального согласного и слогообразующего гласного из положения после согласного (мак, кот).

  4. анализ и синтез прямого слова типа са;

  5. полный звуковой анализ и синтез слов типа мак, суп, нос, сын.

________________

1 Здесь м дальше заглавной буквой обозначены правильно произносимые звуки, строчными — звуки, предлагаемые для сравнения.
^ ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(Вторая половина ноября — первая половина февраля. Фронтальные занятия три раза в неделю, индивидуальные и подгрупповые — ежедневно.)

Индивидуальные и подгрупповые занятия

  1. Постановка и первоначальное закрепление звуков: ц, т', б, б', р, р', д, д', г, г', ш, л, ч, щ в соответствии с индивидуаль­ными планами и планом фронтальных занятий.

  2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строительство, прямоугольник, космонавт и др.).

  3. Для детей с элементами общего недоразвития речи — фор­мирование связной, грамматически правильной речи.

Фронтальные занятия

1. Закрепление правильного произношения звуков: с (про­должение) с', з, з', ц, т', б, б', д, д', г, г', ш, л, ж, р, р'.

  1. Различение на слух звуков: С — с'; 3 — з', 3, 3' — с — с' — ж; Ц—т — с; Б, Б' — п — п'; Т'—д'; Д, Д' — т — т' — г - г'; Г, Г' —к —к' — д — д'; Ш — с — ж — щ; Л — л' — р—р'; Ж — з —ш; Р' — л — л'.

  2. Дифференциация правильно произносимых звуков: с — с'; з — з'; с — ц; б — п; д — т; г — к; с — ш; з — ж; с — ш — з — ж; р — л; р — р' — л — л'.

  3. В связи с закреплением правильного произношения пере­численных звуков:

1) усвоение слов различного звуко-слоговогр состава (преи­мущественно двух-, четырехсложных со слогами различной структуры, например: листопад, постройка);

2) развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия, употребления существительных в различных падежах (дрова рубят ... топором; на грядках много ... огурцов); согласования прилагательных с существительными в роде н числе (зеленый лист, зеленая ваза, зеленые листья); сравнения и сопоставления личных окончаний глаголов 1-го и 3-го лица настоящего и прошедшего времени (катаю — катал — катают — катали); согласования числительных с существительными (два утенка — пять утят) и т. п.;

3) привлечение внимания к некоторым способам словообразования: дерево — деревянный, кожа — кожаный и т. и.;

4) составление предложений по вопросам, по демонстрации, но опорным словам. Распространение предложений по вопросам. Умение передать по вопросам содержание короткого рассказа. Умение при помощи вопросов составить рассказ по картине, по серии картин, используя слова в правильной грамматической форме. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных тек­стом, скороговорок.

5. Анализ и синтез звукового состава слова:

1)деление слов на части (слоги). Схема одно-, двух-, трех­сложных слов



2) звуко-слоговой анализ односложных слов типа суп, схема слова; двухсложных слов типа зубы схема слова

3) звуко-слоговой анализ односложных слов со стечением со­гласных в начале слова типа стол:, двухсложных слов типа кошка:, типа каток:

Преобразование слов путем замены или дополнения звуков (сук лук; сто стол).

6. Знакомство с буквами а, у, м, ш. Вписывание букв в схему. А, у — гласные звуки, они образуют слог. М, ш - согласные звуки.

7. Развитие графических навыков.
^ ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

(Вторая половина февраля — май. Два фронтальных занятия по произ­ношению, два по грамоте, два — по развитию речи, индивидуальные и подгрупповые — ежедневно.)

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Окончательное исправление всех недостатков речи в соответ­ствии с индивидуальными планами и планом фронтальных за­нятии.

Фронтальные занятия

1. Закрепление правильною произношения звуков ч, щ, и всех ранее пройденных.

2. Различение на слух: Ч — т' — с' — щ, Щ — ч — с' — ш.

3. Дифференциация правильно произносимых звуков: ч— т', ч — с , щ – ш, щ – ч, щ - с'.

4. В связи с окончательным закреплением правильного про­изношения всех звуков речи:

  1. усвоение слов сложного звуко-слогового состава (часов­щик, электрический и т. д.), употребление их в самостоятельной речи;

  2. развитие навыков связной, фонетически и грамматически правильной, выразительной речи. Рассказывание по вопросам, по картинам, по сериям картин и т. п.

5. Обучение грамоте.

Закрепление навыка деления слов на слоги и звуки, соеди­нения звуков в слоги и слова, продолжение работы со схемой слов. Членение предложений на слова, указание порядка слов в предложении.

Повторение звуков и знакомство с буквами р, п, ы, л, н, с, о, к, х, т, и. Воспитание навыка осознанного, слитного с четким и правильным произнесением каждого звука чтения слов, пред­ложений, текстов. (Последовательность букв и сложность слов и текстов в соответствии с «Азбукой для дошкольников». Сост. Л. И. Воскресенская, С. П. Редозубов, А. В. Янковская.)

Умение складывать из букв разрезной азбуки отдельные слова и простые предложения после их предварительного ана­лиза и без него. Всевозможные преобразования слов (суп сук сок; мышка мушка), добавление недостающих слогов и букв в надписи под картинками. Печатание букв и слов.

Закрепление навыка определения гласных и согласных зву­ков (гласные образуют слог, в слове столько слогов, сколько гласных звуков).

Усвоение практическим путем следующих правил правописа­ния: раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы и собственных именах и в начале предложения.

Фронтальные занятия заканчиваются к 1 нюня. В июне про­водятся только индивидуальные и подгрупповые занятия, па которых окончательно дорабатываются все оставшиеся недочеты речи детей.
^ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ДОКУМЕНТАЦИЯ ЛОГОПЕДА

Правильная организация логопедического процесса опреде­ляет качество коррекционной работы, имеющей целью исправ­ление недостатков речи.

Под правильной организацией имеется и виду: своевремен­ное обследование детей, рационально составленное расписание занятий, планирование индивидуальной работы с каждым ре­бенком в соответствии с общим планом, наличие планов фрон­тальных занятий и оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособиями, совместная работа логопеда и воспи­тателей группы.

Обследование. Принятые в группу дети подвергаются тща­тельному логопедическому обследованию по плану, предусмот­ренному специальной «Речевой картой».

На обследование детей логопед выделяет две первые недели. В результате наблюдений за ребенком во время занятий данные обследования могут пополняться. Одновременно начинается ра­бота по коррекции произношения, а также ведутся фронтальные занятия в соответствии с планом, о котором будет сказано ниже. Обследование проводится по плану.
^ РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата поступлении ребенка и группу ___________________________________________

Фамилия, имя ___________________________________________________________________

Возраст ________________________________________________________________________

Домашний адрес _____________________________________________________________

Из какого сада направлен (№, дата, адрес) ______________________________________

Жалобы родителей ___________________________________________________________

Данные о ходе речевого развития ________________________________________________

Состояние обшей моторики ___________________________________________________

Слух _________________________________________________________________________

Общее развитие ребенка__________________________________________________________

Внимание, работоспособность ____________________________________________________

Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость артикуляции, дыхание)

Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность) ____________________

Произношение и различение звуков _______________________________________________

Анализ и синтез звукового состава речи ________________________________________

Произношение слов сложного слогового состава (строительство, электричка, велосипед, гимнасты и т. п.) .

Грамматический строй речи_______________________________________________________

________________________________________________________________________________

Словарь_________________________________________________________________________

(В карте должны быть приведены примеры образной детских высказываний.)

Закончив обследование, логопед составляет индивидуальный план на каждого ребенка. В нем подробно указывается, какие звуки подлежат коррекции или дифференциации, какую работу необходимо провести по развитию ритмико-слоговой структуры речи, по развитию слухового восприятия, анализу звукового состава речи, по расширению и уточнению словаря, развитию связной, грамматически правильной речи.

Логопед, закончив работу с индивидуальными планами, зна­комит с ними воспитателя, особенно подробно останавливаясь на содержании коррекционного обучения с детьми, имеющими наиболее тяжелые отклонения в речевом развитии. Логопед определяет требования к речи отдельных детей на разных эта­пах обучения. Следовательно, каждый воспитатель должен хо­рошо слышать дефектное произношение звуков, замечать аграмматизма в речи детей, четко представлять картину речевого нарушения, знать текущую работу логопеда.

Это дает возможность следить за речью детей и исправлять ее на занятиях и вне занятий с учетом индивидуальных возмож­ностей детей.
^ Планирование работы логопеда. Логопед имеет перспектив­ный план на весь учебный год, который включает в себя мате­риал по всем разделам коррекционной работы. При составлении этого плана логопеду следует предусмотреть:

  1. Проведение бесед и консультаций для воспитателей.

  2. Проверку речи детей старшей и подготовительной групп массового детского сада (где работает логопед).

  3. Проведение открытых логопедических занятий для логопедов, воспитателей массовых и специальных детских садов.

  4. Организацию консультаций для детей с наиболее тяже­лыми нарушениями речи (с привлечением психоневролога, воспитателя, музыкального работника).

  5. Участие в педсоветах, районных конференциях.

  6. Связь с родителями (индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформление тематических выставок для родителей, собраний, организация выпусков детей в присутствии родителей и др.).

Логопед должен составлять план на каждое фронтальное занятие. В плане указывается тема и цель занятия, оборудова­ние, примерный ход занятия. Воспитатель присутствует на фрон­тальном занятии, записывает его ход, ошибки детей, результат занятия записывает в свой план (графа «учет»).
^ Дневник учета работы с детьми. В дневнике фиксируются наблюдения за детьми. Логопед записывает то, что считает наиболее важным для последующей работы, отмечает, как ребе­нок усвоил новый материал, какие трудности возникли в ходе работы. Кроме того, отмечает трудности в воспитательной работе, которые встречались на занятиях, интерес детей к заня­тиям, их усидчивость и целенаправленность. Здесь же фикси­руются консультации специалистом: психоневролога, отоларин­голога. Наблюдения логопед записывает с определенными ин­тервалами и зависимости от тяжести речевого дефекта, по не реже одного раза в два месяца.
^ Индивидуальные тетради детей. Индивидуальная работа с детьми фиксируется в тетрадях, которые имеются на каждого ребенка. В тетрадях логопед датирует занятие, определяет при­мерное его содержание. Тетради оформляются красочно: лого­пед или родители (по его заданию) наклеивают определенные картинки, записывают стихи и рассказы. В субботу по этим тетрадям родители следят за выполнением домашнего задания, а в обычные дни (по указанию логопеда), по этим тетрадям занимается воспитатель.
^ Тетрадь для вечерних занятий воспитателя. Логопед еже­дневно планирует для воспитателя вечернюю логопедическую работу с отдельными детьми. Эти задания записываются в спе­циальную тетрадь, где воспитатель в конце занятия заполняет графу учета. Для вечерней работы планируются такие задания, как артикуляционная гимнастика, заучивание слои.
^ Отчет логопеда. В конце года логопед оформляет отчет об эффективности проведенной работы, сдает его старшему лого­педу, который подает сводный отчет в роно и гороно. В этих отчетах содержатся следующие данные:

  1. Дата комплектования.

  2. Количество детей, поступивших в группу (распределение их по диагнозу).

3. Количество выпущенных детей, из них:

а) с хорошей речью,

б) со значительным улучшением,

в) без значительного улучшения.
4. Рекомендовано направить:

а) в массовую школу,

б) в речевую школу,

в) во вспомогательную школу,

г) в массовый детсад.

5. Количество детей, оставшихся на повторный курс и распределение их по диагнозу.

6. Количество детей, выбывших по разным причинам в тече­ние года.

7. Выполнение мероприятий, включенных в перспективный план.

Примечание: в графе «Примечание» указывается по какой причине ребенок оставлен на повторный курс обучения.

Содержание и оборудование логопедического кабинета. Ин­дивидуальные и групповые логопедические занятия проводятся в специальном помещении (не менее 10м2), пригодном для ве­дения педагогической работы, — логопедическом кабинете.

Согласно положению о детских садах для детей с наруше­ниями речи, финансирование логопедических кабинетов осуще­ствляется областными, городскими и районными отделами на­родного образования по смете того детского сада, где функцио­нирует логопедическая группа.

Логопедический кабинет должен быть достаточно оснащен учебно-дидактическим материалом. В логопедическом кабинете необходимо иметь: шкаф для пособий и литературы, несколько столов и стульев для проведения занятий. Число детских столов должно быть не менее четырех, не считая большого стола логопеда, а количество стульев — не менее 8—10. Кроме того, в ло­гопедическом кабинете должна быть навесная доска, на которой можно расположить картинки, написать буквы, дать схематиче­ское изображение предмета.

Необходимым в оборудовании логопедического кабинета являются зеркала: одно стенное размером не менее 70X100 см для групповой работы по постановке звуков и маленькие инди­видуальные зеркала 9X12 см для индивидуальной работы (не менее 10 шт.).

У логопеда должен быть набор логопедических зондов, шпа­телей, спирт и вата для протирания зондов. В кабинете дол­жно быть чистое полотенце, настольные часы и настольная лампа.

Ниже приводится минимум специальной литературы, кото­рую желательно иметь в логопедическом кабинете.

  • Журналы «Дошкольное воспитание» и «Дефектология».

  • Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1968.

  • Правдина О. В. Логопедия. М., «Просвещение», 1973.

  • Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., «Про­свещение», 1971.

  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., «Просвещение», 1973.

  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М, «Просвещение», 1971.

  • Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., Учпедгиз, 1961.

Логопед пользуется пособиями, имеющимися в методическом кабинете детского сада. Кроме того, в логопедическом кабинете необходимо иметь: Альбомы для обследования речи. Книги-пособия с речевым материалом дли закрепления произношения звуков. Набор предметных, сюжетных и серийных картинок, подобранных на определенные звуки; сшитые из материи кассы и разрезную азбуку (в достаточном количестве). Счетный мате­риал. Наборы картин и игрушек по темам (мебель, посуда, транспорт и т. д.). Наборы предметов и игрушек для определения цвета, формы и величины предметов.

Для проведения занятий по исправлению речи следует ис­пользовать пособие «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста», ав­торы: Каше Г. А., Филичева Т. Б. (М., «Просвещение», 1971).
^ Работа с родителями. Совместная работа логопеда с роди­телями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и в условиях специального детского сада осущест­вляется в следующих формах.

Родительские собрания. Первое собрание родителей прово­дится в конце августа или начале сентября. Родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение учебного года, правилами и распорядком дня в детском саду.

Как правило, это собрание проводит зав. детским садом с родителями всех специальных групп.

Второе собрание проводит каждый логопед в своей группе в течение октября.

К этому времени логопед заканчивает обследование детей. Цель данного собрания — познакомить родителей с результа­тами обследования. При этом логопед должен дать подробную характеристику речевого и общего развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в рече­вом развитии детей, показать степень их отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного де­фекта. На этом же собрании логопед рассказывает о плане работы на первый период обучения, задачах и содержании работы.

Третье родительское собрание проводится в январе. Здесь подводятся итоги работы за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Ха­рактеризуется речевое и общее развитие каждого ребенка, сдвиги у детей, а также трудности, встречающиеся в процессе занятий.

Последнее, заключительное родительское собрание прово­дится в мае. На нем подводятся итоги работы за год. Даются рекомендации (отдельным детям), касающиеся дальнейшего закрепления пройденного материала. Здесь же логопед знакомит родителей с решениями комиссии о дальнейшем обучении их в массовой или речевой школе или, в случае необходимости, повторном пребывании в специальной группе. Решения комиссии подробно обосновываются.

Родительские «пятиминутки» проводятся по субботам или средам (во второй половине дня) еженедельно. Сюда пригла­шают отдельных родителей с детьми, у которых возникли наи­большие затруднения в процессе работы. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказы­вает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объяс­няет, как выполнять задания, записанные в тетрадь ребенка.

Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже 1 раза в 3 месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором материала, а также требованиями к детям во время занятии.

Стенды для родителей логопед и воспитатель оформляют совместно в течение всего года. Здесь освещаются специальные вопросы, касающиеся развития речи ребенка в норме, различ­ных видов речевой аномалии, популярная литература. Материал по формированию звукопроизношения, связной речи у детей данной группы периодически обновляется. Можно рекомендо­вать оформление специальных стендов, отражающих состояние речи детей. Это помогает следить за изменениями в их речевом развитии. В родительском уголке есть информационный раздел, где указаны даты родительских собраний, приглашения для беседы с логопедом, время консультаций специалистов.
^ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Этот период длится около полутора месяцев. Основное вни­мание в это время уделяется, во-первых, овладению детьми наиболее легкими для произношения звуками и постановке от­сутствующих звуков и, во-вторых, подготовке к звуко-слоговому анализу слов.

В качестве опоры при развитии фонематического слуха слу­жит зрительное восприятие собственной артикуляции, артику­ляции логопеда и речедвигательный анализ. По мере развития слухового восприятия зрительная опора на артикулирование к концу первого периода обучения теряет свое значение.

^ Развитие звукопроизношения — это в первую очередь воспи­тание внимания к звуковой стороне речи. Исправляя произно­шение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, разли­чать и воспринимать отдельные элементы речи, уметь удержи­вать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. Все эти за­дачи решаются в первую очередь путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков. В процессе отработки этих звуков дети учатся вначале отличать их от звуков, наиболее грубо противопоставлении (например, а — и — у), постепенно переходя к более тонким дифференцировкам (о — у, к — х, п — б и др.). При этом различению звуков на слух не только уделяется больше внимания на первом, но и на последующих этапах обучения, т. е. каждый правильно про­износимый звук сравнивается с другими правильно произноси­мыми (например, при дифференциале с — ш), а также и с теми, которые ставятся и отрабатываются позднее. Например, звук с в процессе его закрепления сравнивается на слух со звуками ц, з, ш, щ, ч, т' которые изучаются позднее.

Постоянное сравнение звуков наряду с развитием моторики артикуляционного аппарата, способствует завершению, задер­жавшегося по тем или иным причинам, пронесся фонемообразования. Все отработанные звуки включаются в слоги, слова, предложения, тексты, состоящие из правильно произносимых всеми детьми звуков.

На первом этапе обучения в часы фронтальных занятий звуки исчезают в следующей последовательности: у, а, и, п, п', т, к, к', л', о, х, х' (к — х), йот (л' — йот), ы (ы — и), с. В скобки взяты пары звуков, которые дифференцируют на специальных занятиях.

С первых дней пребывания детей в саду в часы индивиду­альных занятий и в соответствии с индивидуальными планами начинается постановка неправильно произносимых звуков, с та­ким расчетом, чтобы ко времени прохождения того или иного звука на фронтальных занятиях все дети (кроме тех, у кого нарушено строение или подвижность артикуляционного аппа­рата) умели правильно произносить этот звук.

Кроме постепенной планомерной отработки одного за другим наиболее артикуляционно сложных звуков, специальное время выделяется на уточнение произношения имеющихся у детей звуков. Одна из задач первого периода обучения — выработка точных, энергичных, хорошо координированных движений речедвигательного аппарата — решается в начале обучения на мате­риале звуков, правильно, хотя и недостаточно отчетливо произ­носимых всеми детьми группы. Систематические упражнения, направленные па отчетливое произнесение наиболее артикуляционно простых звуков и звукосочетаний, выполняют одновре­менно роль речевой гимнастики, подготавливают условия для формирования звуков, требующих более топко дифференциро­ванных движении речевого аппарата. Кроме того, умение от­четливо и правильно артикулируя, произносить отдельные звуки речи является одним из условий различения звуков и овладения звуковым анализом. С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти в системе обучения предусмат­риваются специальные упражнения, которые можно разделит на дне группы: одна группа упражнений направлена только на восприятие речи — дети отвечают при помощи действий, показа картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух рядов слов, специально подобранных инструкций и другого ма­териала. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале обучения, когда активный правильно произносимый словарь детей весьма ограничен. Вторая группа упражнений, имея те же цели, включает в задания не только правильное восприятие предложенного материала, но и его воспроизведение. Сюда отно­сится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений, заучивание наизусть различного материала в связи с закреплением правильного звукопроизношения и т. д.

Одна из основных задач этого периода обучения — подго­товка детей к анализу звукового состава слова. В это время внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших односложных слов.

В системе обучения предусмотрено определенное соответ­ствие между изучаемыми звуками и темп или иными формами анализа.

Подготовка к анализу имеет четыре ступени:

  1. В самом начале обучения уточняют артикуляцию звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа — выделения первого гласного, звука из начала слова. На материале этих же звуков дается детям первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности — дети, четко артикулируя, произносят ука­занные звуки, например: а, у или и, у, а, затем определяют ко­личество их и последовательность.

  2. Вторая по трудности ступень подготовки — это анализ и синтез обратного слога типа aп, ут, ок. В это время дети усваи­вают звуки т, п, к, учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).

3. Третья ступень подготовки к анализу слова — выделение начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). В это же время проходятся гласные о и ы, повторяются ранее пройденные, усваивается термин «глас­ный звук».

4. После указанных упражнений дети легко овладевают чет­вертой ступенью подготовки — анализом и синтезом прямого слога типа са.

Итогом первого периода обучения является полный звуковой анализ слон типа суп. За что же время дети овладевают терми­нами «звук», «слово», «гласный звук».

В течение первого периода обучения все упражнения, касаю­щиеся анализа и синтеза звукового состава слова, проводятся на материале твердых согласных звуков и гласных а, у, о, ы.

Материал на закрепление правильного произношения звуков по возможности подбирается так, чтобы он одновременно спо­собствовал расширению и уточнению словаря детей, умению правильно построить предложение.

Количество правильно произносимых звуков весьма ограни­ченно, однако уже в это время, особенно к концу первого пе­риода, появляется возможность проводить некоторые упражне­ния, привлекающие внимание детей к изменению грамматиче­ских форм слова.

Так, в связи с прохождением звуков йот и л' подбираются существительные к притяжательным местоимениям мой, моя, например: мой... лимон, олень, билет; моя... лента, майка, лейка, юбка и т. п. При подборе слов, содержащих тот или иной звук, детям предлагается подбирать слова не только в единст­венном, но и во множественном числе; при этом внимание детей обращается на то, что окончание во множественном числе раз­личное (собаки, сосны, стулья). Включаются упражнения на со­гласование существительных с глаголами в числе. Так, детям дается задание закончить предложение такого типа: На дворе залаяла ... (собака); На дворе залаяли ... (собаки); Около дороги растет ... (куст, сосна, осина); Около дороги растут ... (кусты, сосны, осины).

В то же время в связи с появившейся возможностью вводить в активный правильно произносимый словарь детей не только название предметов, но также название действий (пили, пьет, пьют; копали, копает, копают; стояли, стоит, стоят и т. п.), на­чинается работа с предложением. Дети составляют предложе­ние по демонстрации, по картинкам, по опорным словам, рас­пространяют предложение по вопросам и т. п.

С начала первого этапа обучения начинается развитие гра­фических навыков. Эти занятия проводят воспитатели. — После тщательного обследования детей на основе получен­ных данных, с учетом общего плана обучения составляется план индивидуальной работы с каждым ребенком. В плане должно быть указано, какие именно звуки нуждаются в коррекции, и должна быть намечена последовательность их постановки. Отме­чается также, какие звуки из числа произносимых ребенком неотчетливо, смешиваемых или опускаемых в речи будут вклю­чены в работу в первом периоде обучения и дальше. Кроме того, в планах указывается, в какой последовательности и в какие сроки будут преодолеваться затруднения, касающиеся произно­шения многосложных слов, развития слухового восприятия, воз­можности анализа звукового состава слова, внятности речи, словаря, грамматического строя.

При составлении плана учитывается общее развитие детей, их работоспособность, уровень развития произвольного внима­нии.

Примерно с середины сентября, познакомившись со всеми детьми, логопед начинает объединять детей в небольшие под­группы. Ясно представляя себе индивидуальные трудности каж­дого ребенка той или иной подгруппы, а также общее содер­жание обучения, нетрудно составить план занятия с любой подгруппой.

На каждом занятии определенное время отводится па поста­новку с применением специальных приемов отсутствующих или неправильно произносимых звуков и на их закрепление. Другой вид работы, обязательный для каждого группового занятия,— уточнение артикуляции имеющихся в речи детей звуков. В пер­вую очередь в упражнения включаются звуки а, у, и, наиболее резко противопоставленные как артикуляционно, так и акусти­чески. Показывая артикуляцию этих звуков перед стенным зер­калом, логопед добивается очень четкого, слегка утрированного их произношения. Звуки произносятся длительно и кратко, ше­потом, тихо и умеренно громко. Дети учатся повторять вслед за логопедом сочетания из двух (иа), а затем из трех (aиy) звуков, им предлагается угадывать по беззвучной артикуляции логопеда, какой звук (или сочетание звуков) он хочет произ­нести. Постепенно в упражнения вводятся гласные звуки о, ы, э. Такого рода упражнения способствуют выработке дикции, раз­вивают у детей умение управлять своим голосом. С уточнением артикуляции гласных звуков сочетаются упражнения, направ­ленные па развитие умения услышать определенный звук в ряду гласных, выделять звук из начала слова, а позднее из положе­ния после гласного и т. д. (в соответствии с общей программой обучения). Все правильно, хотя и недостаточно отчетливо про­износимые согласные звуки также постепенно отрабатываются. Детям предлагаются для повторения различные, постепенно усложняющиеся слоговые сочетания (па, ут, па-та; пли- вли; ста – сто - сту и т. п.). На этом же звуковом материале проводятся доступные упражнения в различении и в выделении указанных звуков из состава слов. Однако основным материалом, предна­значенным для закрепления правильного произношения как по­ставленных, так и уточненных в произношении звуков, являются на первых порах обучения отдельные слова. На занятиях необ­ходимо использовать все доступные для произношения слова, подобрав соответствующий наглядный материал.

Постепенно, по мере овладения детьми звуками, появляется возможность подбирать для закрепления правильного произно­шения предложения, небольшие рассказы, чистоговорки, по­тешки. Слоговой, словарный и фразовый материал подбирается в соответствии с возможностями каждого из присутствующих на занятии детей. Несмотря на то, что в подгруппы объединяются дети с более или менее однородными недостатками речи, речь каждого из них имеет свои особенности. Подбор звукового ма­териала должен полностью соответствовать индивидуальным возможностям каждого ребенка. Так, одному ребенку предла­гаются для повторения слоги и слова со звуками б и б' дру­гому — со звуками к и с, а третьему необходимо поупражняться в отчетливом произношении звука йот и т. д. Объединяя детей, например, на игре в лото, логопед подбирает для каждого кар­тинки именно на эти звуки. Формирование и закрепление произ­носительных навыков сочетается с развитием внимания, фоне­матического восприятия, произвольного запоминания. В тех слу­чаях, когда кто-либо из детей данной подгруппы нуждается в индивидуальных занятиях, логопед выделяет для этого спе­циальное время. Для подгруппы детей с недоразвитием грам­матического строя речи наряду с перечисленными видами работ подбирается материал из раздела «Формирование граммати­чески правильной речи» (в соответствии с индивидуальными особенностями).

При планировании фронтального занятия логопед исполь­зует примерный план занятий первого периода обучения с обя­зательным указанием цели занятия. Чаще всего выделяют две цели: 1) произношение, какого звука, пары или группы звуков предполагается закрепить и 2) какие формы анализа преду­сматривается провести. Следовательно, подбирая конкретный материал для того пли иного занятия, логопед обязательно включает упражнения, направленные на закрепление произно­сительных навыков, на развитие слухового восприятия, на ана­лиз и синтез звукового состава слова.

Форма подачи материала должна обеспечивать осознанное усвоение материала, чтобы дети не утомлялись, были активны, заинтересованы; одновременно надо следить за тем, чтобы у де­тей развивалось произвольное внимание и память.

На примере отдельных занятий покажем, как решаются все эти задачи.
  1   2   3



Скачать файл (1137 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru