Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Работа на высшую категорию - Применение тестов на уроках производственного обучения по профессии повар, кондитер - файл 1.doc


Работа на высшую категорию - Применение тестов на уроках производственного обучения по профессии повар, кондитер
скачать (496 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc496kb.01.12.2011 14:30скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки Челябинской области

Челябинский институт развития профессионального образования

Профессиональное училище № 121


КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

НА ВЫСШУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ КАТЕГОРИЮ


ТЕМА: Тест как форма контроля на уроках производственного обучения по профессии «повар, кондитер»




Выполнила:

Петрова Елена Владимировна,

мастер производственного обучения
Консультант:

Андрусенко Г. П.,

доцент кафедры ПСОП



2010


Содержание


Введение

1. Состояние проблемы контроля качества в теории профессиональной педагогики

1.1. Понятие контроля знаний и умений обучающихся, его виды и функции

1.2. Тест: основные характеристики, требования.

2. Разработка и внедрение тестов на уроках производственного обучения на примере профессии «Повар, кондитер»

2.1. Разработка тестов различных уровней усвоения

2.2. Внедрение тестового контроля на уроках производственного обучения по профессии «повар, кондитер»

3. Результаты опытно-экпериментальной работы

Заключение

Список литературы

Приложения

3

5
5
16

22
22

28
34

42

44




Введение

Сегодня интенсивно обновляются содержание началь­ного профессионального образования и технологии обуче­ния, формы организации учебного процесса. Значитель­но возрос интерес педагогической общественности к проб­леме учебно-методического обеспечения предметов, про­фессий. И это закономерно. Ведь педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество и ре­зультативность образовательного процесса повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществля­ется комплексно.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года большое место уделено профессиональ­ному образованию как основе формирования трудовых ре­сурсов страны. В последние годы стало очевидно, что струк­тура кадрового потенциала не соответствует реальным по­тенциальным потребностям отечественного производства, связанным с возрастающей востребованностью в высококва­лифицированных рабочих кадрах.

Модернизация профессионального образования должна обеспечить формирование новой кадровой стратегии, на­правленной на подготовку рабочих и специалистов, облада­ющих такими качествами, как способность к самостоятель­ным действиям в условиях неопределенности; готовность к проявлению ответственности за выполняемую работу; готовность к постоянному профессиональному росту, при­обретению новых знаний; стремление к самосовершенство­ванию, творческой самореализации. Поэтому в настоящее время большое значение приобретают не столько навыки, знания, умения, сколько компетенции выпускников УНПО.

Контроль знаний и умений обучающихся – один из важнейших элементов учебного процесса. Эффективность учебно-воспитательного процесса и качество подготовки специалиста во многом зависит от правильной организации контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Благодаря контролю между педагогом и обучающимся устанавливается обратная связь, которая позволяет объективно оценивать динамику усвоения учебного материала, уровень владения обучающимися системой знаний, умений и навыков и при необходимости вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.

Традиционные методы контроля при наличии определенных положительных сторон имеют ряд недостатков, основными из которых являются субъективизм и ограниченные возможности проведения сравнительного анализа учебных достижений отдельных обучающихся, разных групп.

Одним из основных путей объективизации контроля является создание и внедрение тестов (заданий тестового типа).

^ Цель работы: определение и проверка в практической деятельности тестовых форм контроля на примере производственного обучения по профессии «Повар, кондитер».

Для успешной реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить состояние проблемы в теории профессиональной педагогики

  2. Разработать комплекс тестовых заданий и внедрить тестовый контроль на уроках производственного обучения по профессии «повар, кондитер»

  3. Описать результаты опытной работы.


1. Состояние проблемы контроля качества в теории профессиональной педагогики

1.1. Понятие контроля знаний и умений обучающихся, его виды и функции

При анализе психолого-педагогической литературы выявлено, большинство авторов отмечают контроль знаний и умений как средство обратной связи в учебном процессе. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом в процессе подготовки специалиста. Обучение не может быть полноценным без регулярной объективной информации о том, как усваивается обучающимися материал, как применяют полученные знания для решения практических задач. Благодаря контролю между преподавателем и обучающимися устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала (действительный материал, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков) и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы организацию учебного процесса.

Л.Г. Семушина и Н.Г. Ярошенко в учебно-методическом пособии «Содержание и методы обучения в средних учебных заведениях» отмечают функции контроля знаний и умений в процессе обучения следующие: проверочная, обучающая, развивающая, воспитательная, методическая. Наиболее важная специфическая, по их мнению, - проверочная функция.

Правильно организованный контроль знаний и умений служит как для проверки, так и целям обучения. Контроль способствует формированию умений и навыков, рационально организовать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.

Развивающая функция контроля заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности обучающегося, формирование его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности.

Контроль знаний и умений решает и воспитательную функцию, так как он всегда глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Контроль дисциплинирует обучающегося, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует активную учебную деятельность, серьезное и добросовестное отношение к ней. Преподаватель имеет возможность постоянно побуждать обучающегося к совершенствованию своих знаний и умений, к выработке объективных самооценочных суждений, к развитию потребности в самоконтроле.

Контроль знаний и умений выполняет методическую функцию. Его процесс и результаты очень важны для совершенствования работы самого преподавателя. Контроль позволяет оценить методы преподавания, увидеть его сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности.

Контроль дает необходимый учебный и воспитательный эффект при соблюдении ряда требований. Контроль должен быть:

  • планомерным

  • объективным

  • всесторонним

  • индивидуальным

  • экономичным по затратам времени

  • педагогически тактичным

Вид контроля (по Л.Г. Семушиной и Н.Г. Ярошенко):

  • предварительный

  • текущий

  • периодический (рубежный)

  • итоговый

Что касается методов контроля, то выше указанные авторы выделяют следующие методы: устный опрос, письменная проверка, практическая проверка стандартизованный урок, самоконтроль и взаимопроверка.

Здесь разработку тестов предусматривает стандартизованный контроль. Тест состоит из двух частей - задания и эталона. Сравнивая этот эталон с ответов обучающегося можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.

Для достижения должного уровня профессионального образования контроль осуществляется в три этапа:

  • входной контроль (собеседование, тестирование, экзамены);

  • промежуточный контроль (экзамены, выполнение проверочных работ, тесты, поэтапная аттестация);

  • выходной контроль (итоговая аттестация, экзамены по предметам учебного плана).

Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах времени проверить всех обучающихся. Основной недостаток этого контроля - ограниченность применения с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность обучающихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), потому она наиболее применима в процессе текущей контроля.

Тестовый контроль в силу своей ограниченности не позволяет проверить развернутый смысловой ответ, характеризующий продуктивную творческую деятельность обучающихся, уровень их развития, логику профессионального мышления. Поэтому применять этот метод следует в ограниченном единстве устной, письменной и практической проверкой знаний и умений.

По мнению профессора П.И, Пидкасистого контроль - это проверка результата обучения, трактуется дидактикой как педагогическаядиагностика. В отечественной педагогике, как подчеркивает П. И. Пидкасистый, тоже имеются обсуждаемые понятия. Контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы преподавателя и образовательного учреждения, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные значения проверки и оценки знаний, обучающихся преподавателем. Термин педагогическая диагностика в отечественной науке имеет ограниченное употребление и применяется скорее к области воспитания, где обозначает измерение и анализ уровня воспитанности, что сближает его с психодиагностикой.

В отличие от Л.Г. Семушиной и Н.Г. Ярошенко П.И. Пидкасистый называет три функции контроля: образовательную, воспитательную и развивающую. Главная функция контроля - диагностическая. Она конкретизирует в ряде задач в зависимости от вида контроля. Дидактика знает такие виды контроля, как теку­щий, периодический, итоговый.

Большую важность для науки представляет содержание контроля, что именно проверяется в обучении. В отечественной педагогике принято считать, что проверке подлежат знания, умения и навыки обучающихся. Они описываются как на обще дидактическом надпредметном уровне, так и на уровне, предмета, обычно в виде материалов к программе предмета. В западной педагогике проверяемые ре­зультаты обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные цели обучения. К этому направлены усилия современной отечественной дидактики. Одна из ее проблем состоит в том, чтобы цели обучения, они же результаты, подлежащие проверке, формулировать в терминах поведения, наблюдаемых действиях обучающихся. В этом случае считается, в дидактике, может быть зафиксировано их наличие, проявление в том или ином виде. Они могут быть измерены, то есть может быть установлен уровень сформированности знаний.

В методах контроля П.И. Пидкасистый называет:

  • устный контроль

  • письменный контроль

  • практическая работа

  • дидактические тесты

Он пишет, что дидактические тесты являются сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений) - это набор стандартизованных заданий по определение материалу, устанавливающий степень усвоения его обучающимися.

Преимущество тестов в их объективности, то есть независимости проверки и оценки знаний от учителя. Однако, к тесту наука предъявляет высокие требования, просматривая его как измерительный прибор.

С этой точки зрения разработка тестов - дело специалистов. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность, объективность. Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик тестов.

В.А. Скакун отмечает, что специфика контроля и оценки знаний, умений и навыков состоит в том, что они имеют обучающее, развивающее и воспитательное значение. Осуществляя эти элементы учебного процесса, преподаватель выявляет сильные и слабые стороны восприятия обучающихся, их памяти, мышления и речи, внимания и воли. Он изучает интересы и наклонности обучающихся, способности и дарования, заботится о развитии и формировании положительных качеств личности каждого.

Важной задачей контроля знаний, умений и навыков является воспитание у них чувства ответственности и добросовестности в ходе выполнения учебных заданий. Опытные преподаватели осуществляют контроль учебных успехов обучающихся таким образом, что он содействует повышению интереса, к учению, помогает углублению знаний, умений и навыков, приучает к регулярному труду и дисциплине, стимулирует познавательную деятельность.

Контроль знаний, умений и навыков дает необходимый учебный воспитательный эффект только тогда, когда он проводится своевременно систематически, а не от случая к случаю.

Контролируя знания, умения и навыки обучающихся, преподаватель оценивает их. Оценка должна быть объективной и справедливой.

Правильно организованный контроль знаний, умений и навыков, обучающихся должен быть, с одной стороны, всесторонним, то есть охватывать все стороны учебной деятельности обучающихся при изучении учебного материала, и, с другой стороны, дифференцированным, то есть охватывать каждый узловой вопрос программы. Только такое диалектическое единство этих сторон контроля может обеспечить соответствующий учебный и воспитательный эффект.

Контроль и оценка учебных успехов обучающихся должны осуществляться учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Естественно, ко всем обучающим группы предъявляются одинаковые требования в отношении объема и качества знаний. Но вместе с тем в ряде случаев следует принимать во внимание такие качества отдельных обучающихся, как робость или застенчивость, замедленность мышлении, излишняя самоуверенность, физические недостатки.

В этом же пособии В.А Скакун называет следующие виды контроля: текущий, периодический, заключительный.

К методам контроля автор относит устную проверку (опрос), письменную проверку, практическую проверку, «программированный опрос», а также опрос с применением различных контролирующих устройств.

«Программированный опрос» тесно связан с программированным обучением, однако и в условиях организации не программированного обучения этот способ контроля знаний находит широкое применение.

Правильность ответов на вопросы контролируется двумя способами: машинным и безмашинным.

Несмотря на большое разнообразие заданий, с точки зрения структуры, их можно свести к двум основным типам: избирательные, основанные на припоми­нании и выборе ответа: с конструируемым ответом, основанные на припоминании и дополнении.

Развитие такой методики контроля связано главным образом с применением средств программированного обучения.

Этим, конечно, не исчерпывается возможность применения «программированных» способов контроля, которые могут стать одним из наиболее надежных средств объективной оценки знаний.

Суммируя сказанное, В.А. Скакун отмечает, что «программированные» способы контроля следует рассматривать и применять в органическом единстве с текущими наблюдениями, устной, письменной и практической проверкой знаний, умений и навыков обучающихся.

Профессиональная педагогика говорит, что для контроля качества обучения характерны два основных способа. Первый - текущее наблюдение за учебной деятельностью обучающихся, второй - проверка знаний и умений обучающихся.

Оба эти способа тесно взаимосвязаны, подкрепляют друг друга, содействуют успешному осуществлению процесса обучения.

В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний, а также письменная проверка, и практическая проверка.

Все эти традиционно используемые способы, методы, виды и формы контроля знаний, навыков и умений достаточно полно раскрыты в педагогической литературе. Поэтому остановимся только на новых формах и методах контр применяемых в связи с внедрением стандартов профессионального образования.

В процессе теоретического обучения тестирование используется в двух вариантах. Первый - как составная часть, компонент программированного обучения - так называемый программированный контроль, являющийся основным средством обратной связи в системах: «обучающийся - техническое средство программирования обучения - преподаватель», «обучающийся - программированный учебник преподаватель». Второй вариант - как самостоятельный метод контроля. В производственном обучении тестирование является самостоятельным методом контроля.

В процессе профессионального обучения тестирование может проводиться на всех этапах учебного процесса.

В учебнике «Педагогика и прогрессивные технологии обучения» В,П. Беспалько описывает проблему контроля качества образования. Он пишет, что в практике среднего и высшего образования известны различные методы текущего и экзаменационного контроля за качеством знаний обучающихся. Наиболее распространены методики устного контроля и письменных работ. Для устного опроса используются различные вопросники (билеты), а для письменного – задания. Как правило, эти виды контроля, и материалы для его осуществления не соотнесены с какими бы то ни было диагностическими целями обучения и объективными методиками оценки. Субъективность оценок и невоспроизводимость результатов (неповторимость результатов) и отсюда невозможность принять реалистичные и действенные решения о дидактических процессах и путях их совершенствования - главное, что определяет несовершенство контроля традиционными методами. Сказанного достаточно, чтобы сделать вывод о том, что первой и главной задачей преодоления названных недостатков субъективного контроля качества знаний, обучающимися является диагностическое определение целей обучения и разработка материалов для объективного контроля за качеством знаний обучающихся на всех эта­пах обучения и воспитания, поскольку возникает острая необходимость точного слежения за динамикой развития образовательных событий. Только объективный контроль здесь может стать адекватным средством. Это не означает, что эмпири­ческие (субъективные) методы контроля следует отбросить. Однако для точной оценки качества знаний эти методы контроля не годятся, так как необходимые диагностичность, точность и воспроизводимость результатов в них не заложены. Необходимо раз и навсегда запомнить, что в педагогической практике существуют только два метода диагностики успехов обучающихся в обучении: субъективный и объективный. При субъективном методе контроля и оценки успехов, обучающихся никто, даже сам контролер не может точно сказать, почему он оценил того или иного обучающегося той или иной оценкой.

Субъективное оценивание не требует предварительного обучения. Оно опирается на собственную инициативу, интуицию и выдумку экзаменатора, а потому не поддается обсуждению или оцениванию - от него необходимо, чтобы чем, скорее, тем лучше, отказываться и переходить к профессиональным объективным методам.

При объективном методе контроля качества усвоения используются специальные контролируемые процедуры, называемые тестами.

До сих пор не существует устоявшегося единственного определения содержания понятия «компетенция». Также и не существует единой, приня­той всеми классификации компетенций. Разные авторы вкладывают разный смысл в содержание этого понятия, а в разных странах используются их различные классифи­кации. Тем не менее, большинство авторов в своих определениях связывают компетентность (компетенцию) с эффективным выполнением ка­кой-либо деятельности или осуществления дей­ствия.

Другими словами, оценить компетент­ность человека можно лишь по результатам его деятельности относительно тех крите­риев, которые определяют их успешность или неуспешность, В Глоссарии терминов рынка труда Европейского фонда образования (ЕФО, 1997) компетенция определяется как:

  • Способность делать что-либо хорошо или эффективно.

  • Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.

  • Способность выполнять особые трудовые функции.

Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассмат­риваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным.

В этом определении усматривается два подхода к определению содержа­ния понятия «компетенция». Одни исследователи делают акцент на компетен­ции как интегральном личностном качестве человека (характеристика челове­ка), другие, на описании составляющих его деятельности, ее различных ас­пектов, которые и позволяют ему успешно справляться с решением проблем.

Часто задается вопрос: «Есть ли разница между компетентностью и компетенцией?» В отечественной литературе делаются попытки развести эти два термина, наполнив их разным содержанием. Например, таким образом: «...под компетенцией понимается некоторое отчужденное, заранее задан­ное требование к подготовке человека, а под компетентностью - уже со­стоявшееся его личностное качество (характеристика). ...компетентность - это проявленная компетенция человека. Компе­тентность может включать в себя набор компетенций, которые обнаружи­ваются в различных сферах деятельности». Тем не менее компетентность остается характеристи­кой человека, а компетенция - тем, чем он уже владеет (способность, умение).

Именно то, чем он владеет, и определяет его характеристику как компетент­ного. Поэтому нам важна не характеристика сама по себе, а то, что ее определяет, чем можно и нужно овладеть, чему можно научиться, т.е. компетенциям или компетентностям. Последние два термина можно употреблять как синонимы в двух основных значениях: знающий - в смысле умеющий и в смысле умений, которыми он обладает, а также способный в смысле имеющий определенный потенциал, возможности осуществлять те или иные действия. Следует отметить, что в рос­сийском образовании термин «знающий» употребляется в значениях (информиро­ванный, эрудированный, имеющий сведения чаще, чем умеющий).

Компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность).

^ Ключевые компетенции. Сам термин «ключевые компетенции» (key skills) указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более кон­кретных и предметно-ориентированных. В то же время владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни. Предполагается, что ключевые компетентности носят надпрофессиональный и надпредметныи характер и необходимы в любой области деятельности.

В Оксфордско-Кембриджской образовательной программе «Клю­чевые компетенции 2000» указывается, что ключевые компетенции -это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области об­разования, на рабочем месте или при получении (профессиональной) подготовки.

В европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетентностей» (DeSeCo) ключевые компетенции определяются как важ­ные «во многих жизненных сферах и служащих залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества».

Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности? Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обще­стве», на основе проведенных опросов молодых людей, работавших в органи­зациях, где им приходилось включаться в ситуации общения, прогнозирования, руководства, координирования действий с коллегами, проявлять изобретатель­ность и настойчивость, пытаться понять людей и социальные ситуации, ориен­тироваться в групповых процессах, так отвечает на этот вопрос:

  • способность работать самостоятельно без постоянного руководства;

  • способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;

  • способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;

  • готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

  • умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;

  • способность уживаться с другими;

  • способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);

  • умение принимать решения на основе здравых суждений, то есть, не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности, обработать информацию математически.

Таким образом, применительно к профессии «повар, кондитер» можно говорить о компетенциях как об определенном наборе личностных качеств плюс профессиональные знания, выработанные умения и навыки по профессии (см. Приложение I).

^ 1.2. Тест: основные характеристики, требования

Тестовый контроль - это применение тестов достижения для оценки уровня усвоения знаний, умений обучающихся. Метод тестового контроля позволяет оперативно получать информацию о готовности обучающихся к восприятию нового материал о специальных знаниях, которые они получили ранее. Тестовый контроль предусмотрен государственными стандартами НПО.

В западной науке применение тестовых форм в образовательном процессе рассма­тривается как ведущая проблема педагоги­ческой науки и практики XXI века. Определим вслед за В.С. Аванесовым, что же есть тест и что есть задание в тестовой форме.

Педагоги­ческий тест — это система параллельных заданий равномерно возрастающей трудности, позволяющая оценить структуру и качественно измерить уровень подготов­ленности испытуемых. Тесты применяются для объективизации итогового контроля ре­зультатов обучения. Для активизации же те­кущей учебной деятельности используются не тесты, а совокупности заданий в тесто­вой форме, которые в отличие от тестовых заданий тест не образуют.

«Тест» - в переводе с английского означает «проба», «испытание», «проверка». Это определенный вид задания, ограниченный во времени выполнения, который может быть реализован в устной или письменной форме. Результаты педагогических тестов дают возможность мастеру производственного обучения оперативно получать информацию о качестве профессиональных знаний и умений, о проблемах, которые необходимо устранить общими усилиями, о готовности обучающихся воспринимать новый материал. Кроме того, тесты позволяют конкретизировать цели дальнейшей учебной деятельности и способы ее организации.

Следует помнить, что тест, как средство измерения предварительно должен подвергаться теоретическому и эмпирическому анализу группой экспертов.

Достаточно подробно способы реализации этих требований освещены в специальной литературе, посвященной различными формами и видам тестирования, где раскрываются научные основы технологии разработки тестов.

Как правило, тесты высшего порядка, которые применяют централизованно для фронтального контроля знаний, умений обучающихся, создаются группой экспертов - высококвалифицированными специалистов, опытных преподавателей, педагогов, методистов, психологов. Тем не менее, педагоги профессионального обучения работают с тестами, которые готовят самостоятельно.

^ Принципы отбора содержания тестов

Значимость этот принцип указывает на необходимость включить в только те элементы знания, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым, без которых знания становятся неполными, с многочисленными пробелами.. В тесты, следовательно, нужно включать только те материалы, которые играют роль учебных элементов в индивидуальном знании.

Научная достоверность: в тесте включается только то содержание учебной дисциплины, которое является объективно истинными и поддается некоторой рациональной аргументизации. Соответственно, все спорные точки зрения; рекомендуется включать в тестовые задания, суть тестовых заданий заключаете; раз в том, что они требуют четкого, заранее известного ответа, признанно процессе разработки заданий объективно истинным.

Соответствие содержания теста уровню современного сознания на этот принцип вытекает из естественной необходимости готовить специалисте проверять их знания и умения на современном материале, адекватном уро развития науки и содержанию учебной дисциплины.

Репрезентативность: в тест не только включается значимые элементы содержания, но обращается внимание также на полноту и достаточность контр Репрезентативность не означает обязательного включения в тест всех значимых элементов содержания. Ведь многие из них явно связаны между собой в общей структуре знаний, включены один в другой полностью или частично.

Возрастающая трудность учебного материала: это принцип означает, что каждый учебный элемент в процессе контроля соблюдает некоторой усредненной мерой трудности, на которую ориентируется мастер производственного обучения.

Вариативность содержания; содержание зависит от развития науки, научно-технического прогресса, нового содержания учебной дисциплины, от новых учебников. По мере измене содержания учебной дисциплины должно варьироваться и содержание теста. При этом необходимо принимать о внимание контингент обучающихся, уровень их подготовленности, обученности.

Системность содержания - это означает подбор содержания тестовых заданий, который отвечал бы требованиям системности знаний, то есть помимо подбора заданий с системным содержанием важно иметь задания, связанные между собой общей структурой знаний.

Комплексность и сбалансированность содержания теста: тест, разработанный для итогового контроля знаний и умений, не может состоять из материала только одной темы, даже если эта тема является самой ключевой в учебной дисциплине. Необходимо искать задания, комплексно отражающий основные, если не все, темы учебного курса.
^ Требования к заданиям в тесте

В.С. Аванесов подчеркивает, что тесты применяются для объективизации контроля ре­зультатов обучения. Для активизации же те­кущей учебной деятельности используются не тесты, а совокупности заданий в тесто­вой форме, которые в отличие от тестовых заданий тест не образуют.

К задани­ям в тестовой форме предъявляется следу­ющий набор требований:

  • краткость,

  • техно­логичность,

  • правильность формы,

  • коррект­ность содержания,

  • логическая форма вы­сказывания,

  • одинаковость правил оценки ответов,

  • наличие определённого места для ответов,

  • правильность расположения эле­ментов задания,

  • одинаковость инструкции для всех испытуемых,

  • адекватность инст­рукции форме и содержанию задания.

Краткость заданий в тестовой форме вытекает из преимуществ логической формы высказывания, поэтому задания всегда короче задач и вопросов. Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться ясности смысла содержания задания. Исключаются повторы, малопонятные, редко употребляемые, а также не известные обучающимся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.

^ Правильность расположения элементов задания является требованием, помогающим обучающимся не тратить время на определение места для ответов быстрее зафиксировать свое решение.

^ Одинаковость правил оценки ответов в рамках принятой формы является объективированным средством организации тестирования. Ни одному обучающемуся не дается преимущества перед другим: все отвечают на одни и те же задания, всем дается одинаковое время. Правила оценки определяются заранее и абсолютно одинаково применяются ко всем.

Ответ на задание представляет собой краткое суждение, связанное с содержанием. Критерий правильности ответов заранее определяется автором задания. Адекватность инструкции форме и содержанию задания означает взаимное соответствие перечисленных компонентов, необходимое для выполнения заданием своей функции. Условие адекватности позволяет довести до сознания обучающихся в требования, заложенные в содержание задания. Несоответствие вызывает ошибки понимания смысла задания, и соответственно, приводит к ошибочным ответам.

Кроме того, при составлении тестовых заданий необходимо соблюдаются следующие основные правила:

  • нельзя в совокупность ответов включать такие, неправильность которых данный момент не может быть осознана обучающимися;

  • неправильность ответа должны формулироваться на основе типичных ошибок и должны казаться правдоподобными;

  • правильные ответы среди всех ответов должны располагаться в случайном порядке;

  • вопросы не должны повторять формулировок учебника;

  • ответы на одни вопросы не должны быть «подсказками» для ответов на другие;

  • вопросы не должны иметь ловушек;

  • грамматическое согласование вопросов и ответов не должны служить подсказкой;

  • необходимо избегать вопросов, начинающихся словами «все», «всегда», «никогда», «иногда», «обычно»;

  • необходимо стремиться к тому, чтобы ответы по возможности были краткими;

  • вопросы теста должны отражать наиболее существенный материал темы.


^ Виды тестов

Тест-напоминание или тест на различие: задания в этом формулируются в виде прямого простого ответа. Обучающиеся должен дать однозначный единственно правильный ответ. Вариант ответа может альтернативный: «да» - «нет». Модификацией этого теста является тест на распознавание; с иллюстрациями.

^ Тест с пробелами (дополнениями) или тесты-подстановки: в этих заданиях содержатся в виде формулировки, предложения, абзаца, где имеется пробел, который должен заполнить обучающийся. Например, записать формулу, недостающее слово, индекс, цифру и т.д. следует заметить, что пробел не должен искать предложения, должен быть существенным, иметь один правильный вариант.

^ Тест расположения по порядку: в таких тестах предлагают некоторое количество явлений, величин или других наименований расположить в определенном порядке (увеличения, уменьшения). В тесте рекомендуется использовать не более 7 показаний.

^ Тест дифференциации: в этих тестах формулируются несколько вопросов по одному и тому же факту (явлению, определению). Прочитав их, обучающийся напротив каждого ставит ответ «да» - «нет». Ответ должен быть единственно правильным. Тесты дифференциации способствуют выявлению осознанности воспитанию у обучающихся внимания при анализе задания.

^ Конструктивные тесты содержат вопросы, задания, ответы на обучающиеся конструируют (составляют) самостоятельно.

Тест-напоминание (на различие) и тест дифференциации (с сложности задания) моно использовать для контроля знаний на 1 уровне; остальные тесты - на 2 уровне усвоения.

^ 2. Разработка и внедрение тестов на уроках производственного обучения на примере профессии «повар, кондитер»
2.1. Разработка тестов различных уровней усвоения

Тесты 1-го уровня усвоения. Для проверки качества усвоения на I уровне деятельности (уровне знакомства) должны использоваться тесты выборочные, т. е такие, в которых предполагаются ответы на выбор.

3 = Ц + С + Д- тесты 1-го уровня усвоения состоят из целей, ситуации, действия. Рассмотрим три типа тестов этого уровня:

  • на опознание;

  • на различие;

  • на классификацию;

Для тестов этого уровня необходимым и достаточным условием является то, что вся информация для правильного выбора ответа представлена в самом тесте. При этом задача испытуемого заключается в выполнении некоторого действия с "подсказкой", т. е. в сопоставлении предложенного в тесте решения с опознаваемым объектом и заключении об их совместимости.

Задание на опознание - вид тестового задания, наиболее точно определяющий естественную ситуацию действия. Прямо ставит вопрос на узнавание. Является самым простым, но не самым распространенным при составлении тестов. Это связано в основном со специфичностью того материала, которому в общей степени соответствует эта форма задания. Задание обычно содержит либо утверждение, который испытуемый должен оценить как истинное или ложное, либо вопрос, на который надо дать однозначный ответ: "да" или "нет". Задание должно тестировать только один фрагмент знаний, а утверждение (вопрос) формулироваться таким образом, чтобы на него можно было дать недвусмысленный ответ. В тестовых заданиях на опознание всегда одна существенная операция (Р=1) — выбор из альтернативы "да" — "нет".

Пример тестового задания на опознание по теме «Приготовление мясных блюд».

Ответьте на вопрос. Можно ли использовать говяжью вырезку для приготовления бифштекса с луком?

Ответы: 1. Да 2. Нет Эталон: 1 Р=1

Задание на различие - вид тестового задания, который несколько в; деятельность по узнаванию. Более сложный вид тестового задания. Эти отличаются от заданий на опознание тем, что их выполнение осуществляется в условиях, когда "помехи", создаваемые рядом стоящими вариантами ответа, стороны, затрудняют выбор правильного решения, а с другой - контраст ним.

Пример тестового задания на различие

Тепловая обработка - это ...

Ответы:

а. изготовление полуфабрикатов высокой степени готовности

б. процесс нагревания продукта с целью доведения до состояния кулинарной готовности.

в. Опаливание сырья, позволяющее улучшить внешний вид сырья.

Эталон: б Р = 3

Задание на классификацию - вид тестового задания на дальнейшее развитие многократного опознания и различия. Испытуемому предлагается восстановить соответствие между элементами двух списков. Форма тестового на классификацию требует, чтобы испытуемый для каждого варианта ответа списка решил, соответствует ли данный ответ первому, второму и другого первого списка. Эти задания наиболее подходят для выявления фактической информации.

Пример задания на классификацию

Какие части говядины используют для:

  1. варки

  2. жарки

  3. тушения




а) вырезка

б) толстый и тонкий край

в) верхняя и внутренняя части задней ноги

г) боковая и наружная части задней ноги

д) лопаточная и подлопаточная части

е) грудинка

ж) покромка

Эталон: 1д, 1е, 1ж; 2а,2б; Зв, Зг Р=7

^ Тесты II уровня усвоения содержат лишь цель и, ситуацию, а обучающем памяти надо воспроизвести подходящую деятельность для достижения задание в заданной ситуации.

З = Ц + С + ?

Тесты II уровня усвоения включает задания:

  • на подстановку (тесты-подстановки).

  • конструктивные (тесты-копии).

  • на сравнение (тесты-сравнения).

  • типовые задачи (тесты-типовые задачи).

Тесты этого уровня предназначены для проверки умения воспроизводить необходимую информацию и решать типовые задачи по памяти без "подсказки".

Задание на подстановку - вид тестового задания, в котором намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой какой-либо существенный теста. От испытуемого требуется заполнить промежутки, давая свои ответы.

В заданиях на подстановку число существенных операций равно числу подстановок. При формулировке задания на подстановку необходимо учитывать два существенных момента:

  • слова должны подбираться тщательно и быть точными;

  • в заданиях, где необходимо дописать только один элемент текста, не оставлять столько многоточий, что задание становиться непонятным.

Пример тестового задания на подстановку

Заполните пропуски.

Вырезка - наиболее нежная часть мяса, используемая для жарки ....

Эталон: натуральными порционными кусками.

^ Конструктивное задание - вид тестового задания, требующий самостоятельного создания (конструирования) ответа. В конструктивных тестовых заданиях от испытуемого требуется воспроизвести целое высказывание, т. е. задать конкретный ответ на вопрос. Необходимо формулировать такие вопросы, на которые возможен только один правильный ответ. Число существенных операций в заданиях такого вида равно числу предполагаемых ответов.

Пример тестового конструктивного задания.

Для чего применяют шпигование мяса?

Эталон: шпигуют мясо для повышения его сочности, улучшения вкусовых и ароматических качеств Р=1

Пример тестового конструктивного задания с несколькими ответами

Назовите требования к качеству панировочных полуфабрикатов.

Эталон: ровные края, толщина слоя панировки не более 2 мм. Р=2

^ Задание на сравнение - вид тестового задания, в котором задаются названия параметров для сравнения, а их характеристики необходимо привести испытуемому по памяти. Число существенных операций равно числу характеристик.

Пример задания на сравнение

Определить мелкокусковые полуфабрикаты из говядины.

1. …

Толстый и тонкий края верхней и внутренней части задней ноги, обрезки вырезки

брусочки

толщина 0,5 см длина 3 - 4 см масса 5 – 7г

жаренье

2. …

Боковая и наружная части задней ноги

брусочки

толщина 1,5 - 2 см масса 10 – 15г

тушение

3. …

Верхняя и внутренняя части задней ноги

брусочки

толщина около 3 см масса - 10 – 15г

жаренье

4. …

Вырезка

кубики, лук репчатый (кружочки)

масса 30 – 40г

жаренье без панировки

5. …

Покромка, грудинка, лопатка, подлопаточная часть

кубики

масса 20 – 30г

4-5 шт.

тушение





"> А

Эталон: 1. бефстроганов, 2. азу, 3.поджарка, 4. шашлык по-карски, 5. гуляш. Р=5

Типовые задачи - вид тестового задания, который содержит по развернутую информацию о целях решения задачи, полный набор исходных Условие задания позволяет применить известную разрешающую процедуру (формулу, алгоритм) и получить необходимый ответ на поставленный в задач т. е. такие задачи, которые можно решить, путем буквального, не преобразовательного использования усвоенных алгоритмов той или иной деятельности.

Пример типовой задачи

вопроса

Мясное блюдо



п/п

Продукты

а.

Поджарка

1.

Баранина

б.

Азу

2.

Говядина

в.

Бефстроганов

3.

Жир

г.

Плов

4.

Картофель







5.

Морковь







6.

Лук репчатый







7.

Томатное пюре







8.

Мука







9.

Крупа рисовая







10.

Маргарин







11.

Соленые огурцы

Эталон: А1, АЗ, А6, А7; Б1, БЗ, Б4, Б5, Б6, Б7, Б8, Б11; ВЗ, В6, В8, В1, ГЗ, Г5, Г6, Г10. Р=11

^ Тесты III уровня усвоения состоят из заданий, в которых задана цель, но не ясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, а от обучающегося дополнить (уточнить) ситуацию и применить ранее усвоенные для решения данной нетиповой задачи. Это продуктивное действие эвристического типа, условно названное эвристическим уровнем деятельности.

З = Ц + С/? + ?

Обучающийся в процессе выполнения деятельности добывает субъективно новую информацию в ходе самостоятельной трансформации известной ориентировочной основы действия для решения нетиповой задачи. Это эвристическая деятельность, выполняемая не по готовому алгоритму или правилу, а по созданному или преобразованному в ходе самого действия, например решение конкретной задачи или выполнение конкретного проекта по известному общему методу путем самостоятельного приспособления к условиям задачи, результат решения которой предсказуем лишь в общем виде. Тестовые задания этого уровня содержат задания на применение знаний в практической деятельности и позволяют диагностировать уровень овладения обучающимися программным материалом на уровне умений. Число существенных операций определяется по количеству дополненных ситуаций, по умению применить ранее усвоенные действия для решения данной нетиповой задачи, по количеству выполненных действий. Особенностью эталона тестового задания III уровня усвоения является то, что по нему можно определить правильность выполнения задания по отдельным выделенным критериям' и по конечному результату, который является однозначным. Пути же выполнения задания не однозначны, хотя и не влияют на конечный результат.

Пример теста III уровня усвоения.

Пользуясь рецептурой № 632 «Гуляш», составьте технологическую карту




Наименование

продуктов
  1   2   3



Скачать файл (496 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru