Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Изучение межличностных отношений в медицинском учреждении - файл 1.doc


Изучение межличностных отношений в медицинском учреждении
скачать (716 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc716kb.01.12.2011 14:39скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема: «Изучение межличностных отношений в медицинском учреждении»

Содержание

Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений 5

1.1.Концептуальные подходы к изучению межличностных отношений в отечественной психологии 5

1.2. Общая характеристика межличностных отношений 8

1.3. Особенности межличностных отношений 10

1.4. Влияние межличностных отношений на совместную деятельность в коллективе 14

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 21

2.1. Организация и методы исследования особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 21

2.2. Описание результатов исследования особенностей межличностных отношений в медицинском учреждении 29

Заключение 36

Литература 38

Приложения 41




Введение

Среди людей, входящих в круг нашего общения, всегда есть те, кто нам нравится больше, те, кто нам нравится меньше, и те, кто нам вообще не нравится. То есть наше восприятие других людей, как правило, сопровождается более или менее выраженным оценочным отношением к ним. При этом мы достаточно быстро определяем, кто нам нравится, а кто нет. Любой коллектив, включенный в какую-либо деятельность, испытывает на себе влияние сил единения и разобщения, являющихся отражением межличностных отношений.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

Особое место при оценке личности в системе межличностных отношений занимают параметры субъективных отношений. Именно оценка параметров позволяет психологу осуществлять качественный анализ данных, полученных в результате исследований.

Целью работы является изучение межличностных отношений медицинских сестер.

Задачи работы:

  1. Изучить литературу по вопросам межличностных отношений.

  2. Исследовать особенности межличностных отношений медицинских сестер.


3. Провести анализ эмпирических данных исследования межличностных отношений медицинских сестер ожогового отделения Брянской городской больницы № 1.

Предмет исследования – особенности межличностных отношений медицинских сестер.

Объект исследования – медицинские сестры ожогового отделения Брянской городской больницы № 1.

Гипотеза исследования: «Межличностные отношения медицинских сестер отличаются доброжелательностью и сплоченностью».
^

Глава 1. Теоретические основы межличностных отношений



    1. Концептуальные подходы к изучению межличностных отношений в отечественной психологии


В отечественной психологической литературе процесс формирования, развития и коррекции взаимоотношений часто связывают с оценкой этого процесса.

В.Н. Мясищев, пишет, что «…формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими и другими критериями поступков и переживаний человека» [20; 236].

Л.Я. Гозман отмечает, что «при исследовании эмоциональных отношений необходимо постоянно помнить об их двойственном содержании – они выступают одновременно и как объективный процесс взаимодействия, и как субъективная оценка людьми друг друга. Если первая сторона эмоциональных отношений изучается в русле проблематики общения, то вторая требует более широкого контекста изучения. Считается, что, для того чтобы оценочный аспект эмоциональных отношений стал предметом научного анализа, необходимо соотнести его с другими психологическими и социально-психологическими явлениями. Кроме того, необходимо вскрыть родовидовые отношения, связывающие его с другими, традиционно изучаемыми феноменами, такими, как межличностное восприятие, социальная установка и т.д.»1.

Межличностные отношения формируются на основе взаимных оценок. Однако внешний вид, стиль общения, поведения и деятельность человека оцениваются сослуживцами не сами по себе, а с тем, чтобы получить представление о нравственных, деловых, коммуникативных и других качествах. Именно на основе качеств сослуживца у окружающих формируется то или иное отношение к нему.

Среди всего спектра качеств, которыми обладает сослуживец, определяющее значение в формировании отношения к нему имеют его нравственные и деловые качества. Причем, как показывают исследования, в тех коллективах, где совместная деятельность носит индивидуально-групповой характер, взаимоотношения в преобладающей степени завися от нравственных качеств.

Важнейшей особенностью взаимоотношений является то, что эмоциональный компонент играет в их формировании весьма заметную роль. Содержание и степень выраженности эмоций и чувств, которые люди могут переживать по отношению друг к другу, чрезвычайно разнообразны. Среди них выделяют эмоции и чувства, способствующие взаимодействию и препятствующие ему. К первой группе относят чувства симпатии, уважения, положительные эмоции, ко второй – чувство неприязни, антипатии, отрицательные эмоции. Включаясь в межличностные отношения, индивид прогнозирует характер возможных симпатий и антипатий. Последнее связано с его возможностями правильно оценивать себя, других людей, их отношение к себе [2; 19].

Г.М. Андреева отмечает, что личность оценивается другими членами группы через индивидуальную долю в общем объеме деятельности, меру участия каждой личности в общем усилии. Такая оценка предполагает некоторые нормативы, с помощью которых она осуществляется. Г.М. Андреева показывает, «что существует такие личностные качества, которые особенно значимы для данной группы, для данных условий деятельности. Будучи закреплены в оценках, они в определенном смысле как бы «предписываются» членам группы»2.

И.С. Кон выделяет четыре процесса, в которых развертывается межличностное оценивание:

1) интериоризация, т.е. усвоение личностью оценок со стороны других членов группы;

2) социальное сравнение, прежде всего с другими членами группы;

3) самоатрибуция, т.е. приписывание себе качеств, выполняемое на основе двух предшествующих процессов;

4) смысловая интерпретация жизненного переживания.

Особенности этих процессов обусловлены характеристиками группы: самооценка каждого члена группы зависит от группового мнения (но лишь определенным образом: самооценка может идти и вразрез с мнением группы, что порождает сеть конфликтных ситуаций); социальное сравнение предполагает наличие кого-то «среднего» как точки отсчета, а это представление о «среднем» также формируется в группе и т.д. [12; 234].

Особое место при оценке личности в системе межличностных отношений занимают параметры субъективных отношений. Именно оценка параметров позволяет психологу осуществлять качественный анализ данных, полученных в результате исследований.

Б.Ф. Ломов выделяет следующие параметры субъективных отношений [18; 332]:

1. Модальность. Любое отношение может быть положительным, отрицательным, нейтральным или амбивалентным. Некоторую особенность представляет собой определение того или иного отношения как нейтрального: нейтральность равнозначна безразличию, т.е. отсутствию какого бы то ни было субъективного отношения.

2. Интенсивность. Интенсивность не является некоторой постоянной для личности величиной. Изменяясь в течение времени взаимодействия субъектов, интенсивность отражает динамику отношений, позволяет проводить сравнительный анализ и т.д.

3. Широта (узость или богатство) субъективных отношений. В данном случае имеется в виду та совокупность объектов и сторон деятельности, к которым личность относится субъективно. Необходимо отметить, что далеко не все отношения, в которые объективно включена личность, приобретают субъективную окраску.

4. Степень устойчивости субъективных отношений личности. Как и другие измерения, устойчивость формируется, измеряется и оценивается в процессе ее развития.

Кроме того, отечественные психологи (В.Н. Мясищев, Г.М. Андреева и др.) выделяют функции оценки взаимоотношений. В качестве основных рассматриваются прогностическая и регулятивная функции. Прогностическая функция оценки взаимоотношений означает, что при совместной деятельности людей необходим прогноз возможных действий друг друга на основе тех межличностных отношений, которые сформировались между ними ранее. Суть регулятивной функции заключается в том, что прогноз субъектом отношения к нему сослуживцев влияет на характер его будущей деятельности и поведения [2; 20].

Таким образом, по мнению отечественных психологов, заметную роль в формировании межличностных отношений играет эмоциональный компонент.
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (716 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru