Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпоры по Трансактному анализу - файл 1.doc


Шпоры по Трансактному анализу
скачать (134 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc134kb.01.12.2011 14:43скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

  1. Э.Берн – создатель ТА. Предпосылки и история создания ТА.

Настоящее имя Леонард Бернштейн, родился 10 мая 1910 г. в Монреале (Канада) в семье Дэвида Хиллера Бернштейна, доктора медицины, практикующего врача, и Сары Гордон Бернштейн, профессиональной писательницы. Умер он 15 июля 1970 года от обширного сердечного приступа. Вот некоторые вехи биографии великого психолога.
1936 г. — Эрик Берн открывает психиатрическую резиденцию в Психиатрической Клинике Медицинской Школы Йельского Университета.

1940 г. — Открытие частной практики в Норуолке (Коннектикут). Первое назначение — клинический ассистент по психиатрии в Нью-Йорке. Берн встречается со своей первой женой.

1941 г. — Начало обучения психоанализу в Нью-Йоркском Психоаналитическом Институте.

1943-1946 гг. — Вторая Мировая Война, служба в Медицинском Корпусе. В течение последних двух лет он занимается групповой терапией в психиатрических палатах Bushnell General Hospital.

1946 г. — Продолжение психоаналитического обучения в Психоаналитическом Институте.

1949 г. — Берн женится вторично.

1950 г. — Берн назначен ассистентом по психиатрии в Сан-Франциско и одновременно начинает работать как консультант по общей хирургии в армии США.

1951 г. — Работа адъюнкта по психиатрии в Администрации Ветеранов и клинике психологической гигиены, Сан-Франциско.

1967 г. — Вступление в третий брак.

1970 г. — Третий развод.
Вероятно, наиболее существенные следы происхождения трансактного анализа содержатся в первых пяти из шести статей об интуиции, которые Берн написал в начале 1949-го. Уже тогда, когда он все еще работал, чтобы получить статус психоаналитика, он осмеливался бросать вызов ригидной фрейдовской концепции заявлением, что «слово бессознательное, приемлемо, пока оно включает, и подсознание и неосознаваемое» (Berne, 1949a, p.1)
Когда он начал обучаться в 1941 в Нью-Йоркском Психоаналитическом Институте, и позже, когда он возобновил обучение в Сан-Франциско, Берн, очевидно, считал, что стать психоаналитиком очень важно. Однако, в конце, то, чего он жаждал, не произошло; в 1956 году ему отказали в членстве вердиктом, что он еще не был готов, но, возможно, после трех или еще четырех лет персонального анализа и обучения он мог бы повторно обратиться за получением статуса. Для Эрика Берна это отклонение было разрушительным, но вместе с тем очистительным, усилив его давнишнюю амбицию добавить нечто новое к старому психоанализу. Он принялся за работу, решив развивать новый подход к психотерапии один, без выгоды, благословений или поддержки со стороны психоаналитического братства.
До 1956-го он написал две оригинальные работы, основанные на материале, ранее прочитанном в Психиатрической Клинике Сан-Франциско, и в Langley Porter Neuropsychiatric Clinic: «Интуиция V: Образ Я» и «Состояния Эго в Психотерапии». Ссылаясь на Федерна, Канна и Зилберера, в первой статье Берн указал, как он достиг концепции эго-состояний, и где он почерпнул идею о раздельности «взрослого» и «ребенка». В следующей статье он развивал трехстороннюю схему, используемую сегодня (Родитель, Взрослый, и Ребенок), представил метод с тремя кругами схематически, изображавшими эти состояния, назвав это «новый подходом в психотерапии».
Третья статья, названная «Транзактной Анализ: Новый и Эффективный Метод Групповой Терапии», была написана несколькими месяцами позже и представлена на конференции в Лос-Анджелесе в 1957-ом. С публикацией этой работы в 1958-ом в журнале «American Journal of Psychotherapy», транзактный анализ, название нового метода диагностики и терапии стали неотъемлемой частью психотерапевтической литературы. В дополнение к его концепции Р-В-Р, в статье рассматривались важные новые особенности игр и сценариев.
С начала, Берн посвящал каждый вечер четверга клиническим семинарам в Монтерей как почву для испытания новой теории и метода. В 1950-51 он стал проводить семинары по вторникам в Сан-Франциско. С января 1962 стал издаваться журнал «Transactional Analysis Bulletin», редактором которого стал Берн. В 1964 Берн и его коллеги по семинарам из Сан-Франциско и Монтерей решили создавать Ассоциацию Транзактного Анализа, переименовав её в Международную Ассоциацию Транзактного Анализа (ITAA) с учетом возрастающего числа профессионалов транзактного анализа за пределами США.


  1. ^ Отличия от других теорий. Обзор основных разделов ТА.

Берн утверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективного использования. Своей заслугой он также считал перевод изощренной психоаналитической терминологии на доступный житейский язык.

Критикам его подхода это дало повод утверждать, что трансакционный анализ по существу является лишь популярной версией психоанализа. Ряд положений трансакционного анализа действительно перекликается с постулатами Фрейда, но существуют и специфические черты трансакционного анализа, позволяющие рассматривать его как самостоятельное направление психологической теории и практики.

ТА полагает (расходясь в этом с психоанализом), что радикально изменить поведение, сделать его эффективным можно до или даже вне зависимости от разрешения глубинных детских конфликтов. Эта возможность связана с одной особенностью устройства психики. Личность каждого человека состоит не из одной программы адаптации к среде (Я - в рамках которого он что-то может, а чего-то не может), а из нескольких программ (эго- состояний). Причем, то, что недоступно для одного Я в человеке, доступно для другого! Таким образом, то что «не получается» по жизни, не получается «не вообще», а из данного детского или родительского эго- состояния.

В отличие от психоанализа, проводимого индивидуально на протяжении длительного времени, трансакционный анализ предусматривает сеансы групповой терапии, обеспечивающие довольно быстрый положительный эффект.

В отличие от психоанализа, сконцентрированного на индивидуальной психике, трансактный анализ уделяет особое внимание межличностным отношениям.

Транзактный анализ отличает особое внимание к сознательным решениям клиента, подчеркивающее ответственность клиента за себя в терапевтическом процессе. Психотерапевтический процесс ориентируется на терапевтический контракт, соглашение психотерапевта и клиента о целях психотерапии, в рамках которого они являются равноправными партнерами. В теоретическом плане транзактный анализ имеет собственную развитую теоретическую базу, включающую оригинальную теорию личности, теорию коммуникации, теорию сценария жизни и другие разработки. В практическом плане транзактный анализ отличает внимание к деталям коммуникации в процессе психотерапии, включая вербальные и невербальные компоненты.
Трансакционный анализ включает в себя ряд направлений:
1. структурный анализ (теория эго-состояний) – включает 1. Эго-состояние, сходное с состоянием родительской фигуры, 2. Эго-состояние, самостоятельно по своей природе и направленное на объективную оценку реальности; 3. Эго-состояние, все еще действующее с момента его фиксации в раннем детстве и представляющее собой архаические пережитки. Неформально проявления этих Эго-состояний называются Родитель, Взрослый и Ребенок. В каждый момент времени в процессе социального взаимодействия человек находится в одном из трёх эго-состояний и обладает возможностью переходить от одного к другому, однако у каждого человека отмечается разная степень готовности к переходу. Каждому эго-состоянию соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность. Следует помнить о том, что каждый вид эго-состояния имеет собственную жизненную ценность для организма. Согласно Берну, каждый из этих компонентов несет в себе как позитивные, так и негативные стороны регуляции поведения.
2. собственно ТА деятельности и общения, основанный на понятии «трансакции» (анализ взаимодействий)

Все взаимодействия с самим собой, между двумя, а также большим количеством людей можно описать шестью вариантами или типами взаимодействий.

- уход в себя

- процедура (серия простых, дополнительных Взрослых взаимодействий, направленных на получение предполагаемого или предсказуемого результата)

- операция (серия простых, дополнительных коммуникаций с заранее известными целями, где задействованы не только Взрослые состояния)

- ритуалы (стереотипная серия простых, дополнительных, заданных внешними обстоятельствами и контролируемых Родительскими состояниями взаимодействий, знак взаимного признания)

- развлечение, или времяпрепровождение (серия простых дополнительных взаимодействий, сгруппированных вокруг одной темы с целью структурирования определенного интервала времени. Человек, начинающий то или иное развлечение, рассчитывает на поддержку интересных для него собеседников. Когда же кто-то один в группе начинает противоречить устраивающему других развлечению, то его обязательно не примут в другие формы взаимодействия)

- близость (это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды)
Э.Берн определяет трансакцию как единицу общения. Если двое, трое или более людей встречаются, то рано или поздно один из них заговорит или каким-либо другим способом даст понять остальным, что осведомлён об их присутствии. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Этот ответ называется трансакционной реакцией.

В процессе коммуникации Бёрн выделяет несколько правил. Первое правило гласит: процесс коммуникации будет протекать гладко, пока трансакции дополнительны (см. рис.2) (ответная реакция соответствует ожиданиям агента и характерная для здоровых естественных человеческих отношений). Следствие из этого правила: пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться неопределенно долго. Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации разрушается, когда трансакция становится перекрёстной.

Более сложными являются скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух эго-состояний. Эта категория служит основой для игр.

Здесь наравне с обычной трансакцией (например Взрослый-Взрослый) одновременно происходит скрытая трансакция, в которой один человек участвует на подсознательном уровне, а другой отлично ее «видит» и умело манипулирует своим партнером.
3. Анализ жизненных позиций - существует четыре варианта жизненных позиций:
1. Я-ОК, Ты-ОК;

2. Я-неОК, Ты-ОК;

3. Я-ОК, Ты-неОК;

4. Я-неОК, Ты-неОК.
Жизненая позиция представляет собой основные качества (ценности), которые человек ценит в себе и других людях. Это означает нечто большее, чем просто какое-то мнение о своём поведении и поведении других людей.

Жизненную позицию ребёнок принимает раньше сценарных решений - в первые месяцы кормления, а затем весь свой сценарий подстраивает под неё. Жизненная позиция - это совокупность основных представлений о себе и окружающих, которые призваны оправдать решения и поведение человека.
4. анализ психологических «игр»

Игра – это последовательный ряд дополнительных скрытых трансакций, разворачивающийся в направлении чётко определённого и предсказуемого исхода. Это серия трансакций, которые внешне выглядят вполне правдоподобно и кажутся легко объяснимыми, но в действительности определяются скрытой мотивацией. Другими словами, это действия, содержащие в себе какой-либо подвох. Отличительной особенностью игр является наличие скрытого смысла и выигрыша, который обозначает получение чего-то. Выигрыш может быть биологическим, экзистенциальным, внутренним психологическим, внешним психологическим, внутренним социальным и внешним социальным, а также может сочетать в себе элементы всего вышеперечисленного.

Игры порождаются стремлением партнеров к достижению преимуществ за счет других участников общения.
5. скрипт-анализ (анализ жизненного сценария – «скрипта»).

В основе многих игр лежат сценарии, программы жизненного пути человека, заложенные в детстве под воздействием социальных факторов и воспитания. Эти сценарии содержатся в эго-состоянии Ребенка, плохо осознаются и потому делают человека несвободным, психологически зависимым. Сценарий – это непрерывно развертывающийся жизненный план, формирующийся в раннем детстве под влиянием родителей. Это психическая сила, которая несет человека по определенному пути в его судьбе, независимо от того, считает ли он этот путь разумным или сопротивляется ему.

^ 3. Развитие ТА в России.

Вторая половина семидесятых и восьмидесятые годы открыли трансактный анализ Эта мировоззренческая концепция в нашей стране пришла из диссидентского движения Представители технической интеллигенции переводили и распространяли книги Э. Берна Они, по понятным причинам, интересовались философской стороной концепции. В последующем врачи и психологи увлеклись анализом взаимодействий как новой возможностью лечения психических расстройств и коррекции психологических проблем. Позже других профессионалов к трансактному анализу обратились педагоги.
В некоторых профессиональных кругах трансактный анализ занимал ведущее место среди заимствованных методов психотерапии до середины восьмидесятых годов. Он составил основу профессионального мировоззрения многих практикующих терапевтов, а в последующем и педагогов. К этому времени выявились не только многие его достоинства, но и недостатки. К недостаткам прежде всего относятся длительность анализа, важность глубокого личностного включения терапевта в работу, недостаточный набор специальных терапевтических техник, необходимость длительной профессиональной подготовки терапевта. Впрочем, в последние годы отмечается новый рост интереса к трансактному анализу, этому уже успевшему стать классическим подходу в психотерапии. Интересна его концепция детского развития, понимание мира. Сегодня на русский язык переведены почти все классические работы. Трансактный анализ представляется необходимой частью образования терапевта, необходимым методом терапии и, наконец, мировоззрением специалистов, работающих в нашей стране. Важно, что последователи концепции трансактного анализа охотно взаимодействуют со сторонниками других направлений терапии, даже критически настроенными и конкурентно активными.


  1. ^ Структура личности 1 порядка. Порядок формирования и характерные особенности эго-состояний.

Структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Выделение эго-состояний основано на трёх аксиоматических положениях: 1) каждый взрослый некогда был ребёнком. Этот ребёнок в каждом человеке представлен эго-состоянием Ребёнок; 2) каждый человек с нормально развитым мозгом потенциально способен к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать приходящую извне информацию и принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослый; 3) у каждого индивида были или есть родители или заменившие их лица. Родительское начало внедрено в каждую личность и принимает вид эго-состояния Родитель.
Взрослое эго-состояние – это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения. Это концепция жизни через мышление. Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребёнком. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить. Взрослый олицетворяет собой компетентность, независимость, реалистичную вероятностную оценку ситуаций. Человек сам оценивает все окружающее объективно, рассчитывая возможности и вероятности на основе прошлого опыта. Его можно сравнить с функционированием компьютера.
Родитель выступает носителем социальных норм и предписаний, которые человек некритически усваивает в детстве (главным образом под воздействием собственных реальных родителей), а также на протяжении всей жизни. Родитель обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования и др. Им также регулируются сложившиеся автоматизированные формы поведения, избавляющие от необходимости рассчитывать каждый шаг. Негативный аспект функционирования Родителя определяется догматичностью, негибкостью диктуемых предписаний.

В этом состоянии человек чувствует, думает, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делали его родители, когда он был ребенком. Это состояние Я может активизироваться при воспитании собственных детей. Даже тогда, когда это состояние Я не выглядит активным, оно чаще всего влияет на поведение человека в качестве Родительского воздействия, выполняя функции совести.
Ребенок выступает носителем биологических потребностей и основных ощущений человека. Он также содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Его позитивные качества - спонтанность, творчество, интуиция; негативные – отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность. Каждый человек несет в себе черты маленького мальчика или маленькой девочки. Он порой чувствует, мыслит, действует, говорит и реагирует точно так же, как это делал в детстве. Его нельзя считать ребяческим или незрелым, это состояние только напоминает ребенка определенного возраста, в основном двух-пяти лет. Возраст в этом состоянии является важным фактором. Надо, чтобы человек понимал себя в состоянии своего Ребенка, и не только потому, что он «сопровождает» его в течение жизни, но еще и потому, что это одна из самых значимых сторон его личности
В каждый момент времени в процессе социального взаимодействия человек находится в одном из трёх эго-состояний и обладает возможностью переходить от одного к другому, однако у каждого человека отмечается разная степень готовности к переходу.

^ 5. Контаминация эго-состояний: значение и примеры
Контаминация – наложение одного эго-состояния на другое, это восприятие человеком содержания его Ребёнка и\или Родителя как части содержания Взрослого.
Контаминация Родителем происходит тогда, когда человек ошибочно принимает Родительские девизы за реальность Взрослого. Когда они принимаются за реальные факты, Берн называл их «предрассудками». Предрассудки формируются тогда, когда человек ошибочно принимает Родительские девизы за реальность. Эти девизы обычно начинаются словами «все», «всегда». Например: «Людям нельзя доверять», «Все мужчины хотят одного», «Все чеченцы по своей природе — бандиты» и т.д. Очень распространены предрассудки об особенностях некоторых национальностей, о мужском и женском характере и др. Когда человек говорит о себе, употребляя безличные предложения, вместо того чтобы говорить «я», то, скорее всего, содержание его речи будет контаминировано Родителем.
Контаминация Ребенком. При контаминации Ребенком человек затуманивает свое взрослое мышление заблуждениями (детскими представлениями) о себе и об отношении к себе окружающих. Это фантазии, принимаемые за реальную действительность. Например: «Я не нравлюсь людям», «Я не могу бросить курить (похудеть, бросить выпивать)», «У меня нет склонности к иностранным языкам», «Всем будет лучше, если я умру» и т.д. Берн иногда использовал слово «иллюзия» для описания этого вида заблуждений.

Двойная контаминация бывает в том случае, когда человек проигрывает какой-то Родительский девиз, соглашается с ним, веря как Ребенок, и ошибочно воспринимает его за действительность.

Например:

(Р) «Людям нельзя доверять», в сочетании с:

(Д) «Я никому никогда не верю». Или:

(Р) «Детей нужно видеть, но не слышать», в сочетании с:

(Д) «Чтобы нормально жить, я должен молчать».
^ 6. Структурный анализ: понятие о реальной и исполнительной власти
Психическая энергия, или катексис, перетекает из одного Я-состояния в другое; состояние, активированное в данный момент, обладает исполнительной властью; иначе говоря, оно определяет поведение индивида.
^ 7. Структура личности 2 порядка. Примеры.

Структура второго порядка: Родитель (Р2).
Эго-состояние Родителя включает целый набор мыслей, чувств и поведений, которые были восприняты от родителей. Таким образом, в структурной модели содержание Родителя определяется как набор следов памяти об этих родительских мыслях, чувствах и поведении. На официальном языке они называются родительскими интроекциями. Интроецировать что-либо — это значит перенять что-то, не задумываясь. Как раз это и делают дети при копировании своих родителей.

В течение длительного времени ребенок воспринимает своих родителей как приказывающих и оценивающих окружающий мир. Поэтому содержание Родителя в основном состоит из этих приказов и оценок: «Не прикасайся к огню!»; «Воровать — плохо»; «Жить — хорошо, плохо, прекрасно, ужасно». Вместе со словами в памяти отражаются сопровождающие их жесты, тон голоса и эмоции.

В структурной модели второго порядка Родитель поделен на тех, от кого исходит каждое хранимое памятью сообщение. Для большинства людей это мать или отец. Возможно, что важную роль играли также дедушки и бабушки, как, впрочем, и учителя. Количество и качество людей, заложивших основу содержания вашего Родителя, индивидуально для каждого человека. Каждая родительская фигура имела свои эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.

Таким образом, авторы ТА получили картину Родителя второго порядка.
Родитель в Родителе (Р3).

У каждого отца есть целый набор девизов и приказаний, которые он интроецировал от собственных родителей. Часть из них он передает ребенку, и он хранит их в своем Родителе наряду с девизами и приказаниями, полученными от матери. Таким образом, Родитель в Родителе является хранилищем посланий, которые могут передаваться от поколения к поколению. Например, родители-шотландцы могут сказать своим детям: «От каши становятся сильным, поэтому ее надо есть каждое утро». Можно представить их далеких предков, одетых в шкуры, которые, варя в пещере каждое утро кашу, говорят то же самое своим детям.
Взрослый в Родителе (В3).

Взрослый в Родителе представляет собой совокупность идей о реальности, которые человек слышал и заимствовал от людей. Многие из этих идей будут отражать объективную реальность, другие — фантазии о мире. Третьи будут представлениями о каких-то вещах, которые когда-то были правильными, но не являются таковыми в настоящее время. Например, мысль о том, что нельзя ходить по луне, в прошлом была правильной!
Ребенок в Родителе (Д3).

У матери, отца и учителя присутствует эго-состояние Ребенка. Когда каждый из нас интроецирует их в своем Родителе, то включает туда также свое восприятие их памяти о себе как о детях. Помня из рассказов о том, какими они были в детства, мы понимаем чувства, мысли и поведение их Ребенка. При этом, когда человек был маленьким, то сам мог чувствовать и реагировать так же, как это делали его родители в детстве.

Когда моя мама была маленькой девочкой, она решила, что может получать от людей то, что она хочет, если будет сердиться и дуться. Позднее, когда я была ребенком, и она хотела что-либо от меня, то часто дулась аналогичным образом. И теперь в моем эго-состоянии Родителя имеется сообщение о том, что, когда я руковожу людьми, то могу добиться от них того, что мне нужно, когда сержусь и нахожусь в мрачном настроении.
Структура второго порядка: Взрослый (В2).
Содержание Взрослого характеризуется тем, как человек мыслит, чувствует и поступает по принципу «здесь и сейчас». Таким образом, Взрослый является «заполняющейся ячейкой», в которой находится целый набор стратегий для оценки реальности и решения проблем, доступных каждому их нас как взрослому человеку.

Во Взрослом находятся не только стратегии для проверки реальности, которые мы применяем к окружающему нас миру, но также и наши оценки собственных эго-состояний Родителя и Ребенка.

Например, у человека имеется приказ Родителя в Р2, который звучит следующим образом: «Прежде чем перейти дорогу, посмотри налево и направо!». Будучи взрослым, человек оценил это сообщение и сделал вывод о том, что оно разумно в реальной действительности. Этот вывод записан в В2.

Содержание Взрослого, кроме оценки по принципу «здесь и теперь», включает также чувственное реагирование по тому же принципу.
Структура второго порядка: Ребенок (Д2).
Содержание эго-состояния Ребенка определяется как хранимая информация о детстве человека. Одним из способов классификации множества детских впечатлений является их группировка по времени возникновения. Схема объясняется просто - когда я была ребенком, то уже имела эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.

Как в ребенке сочетаются эти три эго-состояния? У каждого ребенка есть основные потребности и желания (Ребенок), он фантазирует, как их лучше исполнить (Родитель) и он обладает интуитивными навыками в решении проблем (Взрослый). Эти три внутренние подразделения эго-состояния Ребенка обычно обозначаются Р1, В1 и Д1. Полностью эго-состояние Ребенка в модели второго порядка обозначается Д2.
Родитель в Ребенке (P1).
Каждый ребенок уже в раннем детстве узнает о том, что существуют правила, которые нужно выполнять. В отличие от взрослого человека, ребенок не в состоянии проверить эти правила и убедиться в том, разумно ли им следовать. Он просто знает, что их нужно выполнять. Поэтому он ищет способы, как заставить или уговорить себя подчиняться. «Если я не буду все съедать за обедом, мама бросит меня и никогда не вернется»; «Если я буду вести себя хорошо, все будут любить меня».

Именно в такой волшебной форме маленькие дети хранят свое толкование информации, полученной от родителей. Позднее во взрослой жизни я могу вернуться в Ребенка и оценить эти волшебные сообщения, которые составляют Родителя в моем Ребенке - Р1.
Взрослый в Ребенке или Маленький профессор (В1).
Взрослый в Ребенке — B1 — название для всего набора стратегий, которые ребенок использует для решения проблем. Он растет, и эти стратегии развиваются и изменяются.

Когда ребенок маленький, его все интересует в окружающем мире. Но его познание мира не такое, которое взрослые называют логическим. Он больше доверяется интуиции, мгновенным впечатлениям. В то же самое время он постигает новое гораздо быстрее, чем взрослые. Эта заложенная способность позволила дать авторам ТА другое название В1— Маленький профессор.

Во взрослой жизни человек продолжает возвращаться в эго-состояние Ребенка через интуицию и творчество, которые хранит в В1.
Ребенок в Ребенке (Д1).
Очень маленькие дети воспринимают мир в основном через телесные ощущения. Они составляют основу памяти, хранимой Ребенком Д2 в Ребенке Д1. По этой причине Д1 иногда называют Соматическим Ребенком. Штайнер называет его естественным ребенком

Модель Ребенка второго порядка похожа на матрешку. В структуру шестилетнего Ребенка входит более ранний Ребенок, допустим, трех лет. В этом последнем — еще более ранний Ребенок и так далее.
^ 8. Структурный анализ мужской роли

Структурный анализ мужской роли: мужчин принуждают соответствовать

определенному сценарию. От них требуется развить своего Взрослого: они

должны вести себя логично, хорошо успевать в точных науках, уметь мыслить

логически. Им не рекомендуется развивать своего Заботливого Родителя - учиться заботиться о других или о самом себе, а также контактировать со своим Естественным Ребенком – игнорировать свои чувства.
^ 9. Структурный анализ женской роли:

женщину программируют быть дополняющей второй половиной мужчины. Развивать Заботливого Родителя и Маленького Профессора (интуиция). Зато от женщины никто не ожидает, что у нее будет

сильный Взрослый. Общая идея женского сценария - беспомощность.
Одно из нездоровых следствий полоролевой социализации - то, что она создает «пробелы» в личности, которые ограничивают ее потенциал, не давая человеку возможность стать целостным. По указанной причине многие мужчины и женщины чувствуют себя неполноценными, когда у них нет партнера противоположного пола, поэтому стремятся дополнить себя до целого с помощью другого человека. Кроме чувства неполноценности они также ощущают, что они «не в порядке», потому что ни с кем не состоят в близких отношениях. Как два фрагмента паззла или две половинки целого, мужчины и женщины часто стремятся найти кого-то, чтобы заполнить внутреннюю пустоту и компенсировать свои недостатки.
^ 10. Критикующий (контролирующий родитель)

Контролирующий Родитель - субподразделение Родителя в функциональной модели, характеризующееся тем, как человек может использовать это эго- состояние с целью контроля, управления и критики.

Позитивное проявление - дает ребенку защиту, открывает перспективы, даёт рекомендации как жить. Негативное проявление - назидает, предполагает послушание, ограничивает, командует, контролирует. Считает, что прав только он.
^ 11. "Заботливый Родитель".

Воспитывающий Родитель - субподразделение Родителя в функциональной модели, указывающая на то, как человек может использовать это эго-состояние, воспитывая, заботясь и помогая другим.

Позитивное проявление_ - стимулирует, поддерживает, вдохновляет, усиливает потенциал человека.

Негативное проявление - гиперопекает, делает за человека то, что он и сам может сделать.
^ 12. Понятие Взрослого

Взрослое эго-состояние – это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения.
^ 13. "Адаптивный ребенок".

Адаптивный Ребенок - часть Ребенка в функциональной модели, указывающая, как человек может использовать это эго-состояние при взаимодействиями с правилами и требованиями общества.

Воспитанный, послушный, дисциплинированный, но безынициативный, "запуганный".
^ 14. "Бунтующий ребенок".

Непослушный, грубый, часто идет на конфликт и многое делает наоборот. С ним тяжело договориться.
15. "Естественный ребенок".

Свободный Ребенок - часть Ребенка в функциональной модели, показывающее, как человек может использовать это эго-состояние при выражении своих чувств без всякой их цензуры и ссылками на правила и требования общества.

Раскрепощенный, делает то, что хочет, поведение спонтанное, непосредственный и творческий.
^ 16. Жизненные позиции. Значение и формирование.

К возрасту четырех-пяти лет дети начинают понимать, как следует манипулировать окружением и контролировать свое поведение с тем, чтобы получать как можно больше поглаживаний со стороны окружающих. В это время ребенок приходит к основанному на уже полученном опыте существования принципиальному решению относительно того, чего можно ожидать от жизни и какую позицию по отношению к миру лучше всего занять. То, каким оказывается это решение, зависит от сочетания полученных ребенком позитивных и негативных поглаживаний и от состоятельности того, что сообщено ему родителями. Ко времени поступления в школу дети успевают испытать едва ли не все виды родительского отношения, и все, что в этом смысле может быть новым, только подкрепляет уже усвоенное. Самое важное состоит в том, что решение, принятое ребенком в весьма раннем возрасте, закрепляется как стиль его отношений с окружающими на протяжении всей его последующей взрослой жизни.
Когда ребенок занимает какую-либо жизненную позицию, он усваивает и способы ее защиты и стремится избежать влияний, которые могут ее поколебать. Берн (Berne, 1966) приводит яркий пример патологического развития личности. В детстве Рита имела привычку выбегать навстречу отцу, когда он возвращался вечером с работы, чтобы его встретить. Однако ее озадачивало, что иной раз отец бывал с ней приветлив и заботлив, а иногда – груб и резок. По мере того как такие неприятные случаи учащались, девочке все меньше хотелось вообще встречать отца. Так и получалось, что, когда отец являлся домой в хорошем расположении духа, он корил дочку за то, что она его не встречает, когда же Рита выбегала к отцу, а тот был не в духе, он прогонял ее. Когда Рите было четыре года, между отцом и матерью произошла особенно крупная ссора. В испуге Рита разразилась слезами. В тот момент она и решила, что "мужчины – звери", то есть заняла позицию "Со мной все хорошо, а с вами (мужчинами) – нет". Став взрослой, Рита начала устанавливать отношения только с мужчинами, склонными к дурному обращению с женщинами, потому что все другие могли поколебать выбранную ею позицию относительно мужчин. Рите необходимо было поступать так, чтобы оправдать психологические затраты, которых потребовало принятое в детстве решение, и доказать себе, что даже самые добропорядочные с виду мужчины под тонкой оболочкой хороших манер прячут свою грубую животную натуру.
Э. Берн придавал большое значение влиянию психологической позиции на жизнь человека. Она необходима для того, что бы человек чувствовал себя уверенно, как бы стоящим “обеими ногами на твердой почве”. Отказаться от своей позиции ему так же немыслимо, как вынуть фундамент из-под собственного дома. В качестве иллюстрации можно привести следующий пример.

Одной женщине важно считать себя бедной на фоне других богатых людей (”Я - плохая, Они - хорошие”). Она не откажется от своего мнения, даже если неожиданно у нее появится много денег. Это не сделает ее богатой в собственной оценке. Она по-прежнему будет считать себя бедной, которой просто повезло. А для другой женщины очень важно быть богатой по сравнению с обойденной судьбой бедняками (”Я - хорошая, Они - плохие”). Она не откажется от своей позиции, если даже лишится своего богатства. Она останется для всех окружающих все той же “богатой” женщиной, только испытывающей временные финансовые затруднения.

Приняв психологическую позицию, личность старается укрепить ее, чтобы сохранить свое восприятие окружающего мира. Эта позиция становится ее жизненной, с которой играют в игры и осуществляют жизненный сценарий. Чем резче выражена патология, тем сильнее потребность в подкреплении своей психологической позиции.
^ 17. Четыре позиции основываются на двух противоположностях: "Я-другие" и "о'кей-не о'кей". В результате возможны следующие варианты:
1. Я о'кей; вы о'кей.
2. Я о'кей; вы не о'кей.
3. Я не о'кей; вы о'кей.
4. Я не о'кей; вы не о'кей.
Первая жизненная позиция - это хорошая, или здоровая, успешная позиция (Healthy success). Вторая - позиция высокомерия, присущая преобразователям, например, миссионерам, окружным прокурорам, другим "добродетелям". Иносказательно такая позиция называется "избавлением от людей". Менее здоровых индивидов она может привести к параноидным состояниям и убийствам. Позиция третья, депрессивная, также ведет к самоизоляции индивида от окружающих, в частности за счет попадания в закрытые учреждения или самоубийства. Образно говоря, это "уход от человечества". Четвертая позиция - апатическая. Она неизбежно ведет к язвительности или эстетическому суициду. По мнению Берна, подобные суициды являются результатом нехватки поглаживаний в детстве, приводя к депрессии и отчаянию.
ЖИЗНЕНЫЕ ПОЗИЦИИ. В основе такой позиции лежит отношения человека к себе и к миру с точки зрения благополучия. Она принимается в раннем детстве (от трех до семи лет) с целью оправдать свое решение, основанное на более раннем опыте. Эрик Берн считал, что здесь возможны две предпосылки: “Я - хороший” (”Со мной все в порядке”) или “Я - плохой” (”Со мной не все в порядке”), “Ты - хороший” или “Ты - плохой”. Сочетание этих единиц может дать четыре двусторонние позиции, исходя из которых чаще всего разыгрываются игры и программируются сценарии.

Ребенок, который избрал позицию “Я - хороший, Ты - хороший”, скорее всего, выберет сценарий Победителя. Он считает, что его любят и что он приятен другим людям, и принимает решение о том, что его родители приятные люди. Впоследствии он распространяет этот взгляд на всех людей. Это позиция вполне здоровой жизни, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев: “Жизнь стоит того, чтобы жить”.

Если ребенок избирает позицию “Я - плохой. Ты - хороший”, то, скорее всего, он напишет банальный или проигрышный сценарий. Психологически это депрессивная позиция, в социальном смысле - самоуничижение, передаваемое детям. Такая позиция чаще всего побуждает человека сознательно унижаться перед другими людьми, используя при этом их слабости. Это в основном меланхолики, неудачники, люди, которые мучают себя: “Моя жизнь немного стоит”. Чаще всего они прозябают в одиночестве и попадают либо в больницу, либо в тюрьму.

Позиция “Я - хороший, ТЫ - плохой” только на первый взгляд может показаться выигрышной. Такой ребенок убежден, что ему необходимо быть первым, при этом принижая других: “Ваша жизнь немного стоит”. В худшем случае это позиция убийцы, в лучшем - непрошеного советчика, который лезет помочь “неблагодарным людям” в том, в чем они не нуждаются. Эти люди обычно издеваются над своими супругами, сдают своих детей в детские дома, гонят от себя друзей и близких людей.

Для проигрышного сценария более всего подходит позиция “Я - плохой, Ты - плохой”. В этом случае ребенок убежден, что жизнь бесполезна и полна разочарований. Он чувствует себя приниженным и нелюбимым. При этом он полагает, что никто не в силах ему помочь, так как остальные тоже неблагополучные. Это позиция безнадежности: “Жизнь вообще ничего не стоит”.

^ 18. Мини-сценарий. Механизм проигрывания

Сценарное поведение возникает с драйверного поведения. С поведения, продиктованного родительскими наставлениями. И только в том случае, если по какой-то причине родительские наставления оказались невыполнимыми. Вот некоторые из наиболее распространенных мини-сценариев:

«быть совершенными»,

«быть сильными»,

«спешить»,

«стараться»,

«угодить кому-либо».

Эти пять посланий, называемых драйверами, позволяют людям уклониться от следования своему сценарию, но это бегство является только временным.
Может случиться, что у меня не хватит энергии для выполнения команды драйвера и поэтому я не удовлетворяю условиям благополучия (ОК) своего Родителя. Т.е. в точке 1 человек ощущает/поддерживает себя в состоянии Я-ОК, если...(далее следует родительский лозунг/наставление). НУ а дальше - сами видите, человек "падает" по диаграмме вниз или даже начинает в ней бултыхаться туда-сюда. Это уже и будет сценарное поведение. Каждый такой акт сценарного поведения - это мини-сценарий, сценка. Что случается, если (невротическому) человеку не удается соответствовать условному ОК? Он либо начинает винить себя 2, либо других 3, либо всех подряд 4. При этом, человек начинает испытывать "ложные"/"рэкетные" чувства. (Рэкетные - вынужденные чувства. Они происходят не из Здесь-и-Сейчас, а из прошлого, из отношений с родителями).
^ 19. Драйверное поведение, классификация, описание.

Драйвер – это ключ, который включает мини-сценарий, т.е. привычное реагирование и функционирование человека в трудных ситуациях, определенную линию поведения и чувствования.
Существуют контрприказания, которые есть в контрсценарии каждого человека. Их пять: «Будь лучшим»; «Будь сильным»; «Старайся»; «Радуй других»; «Спеши». Значимость каждого из этих контрприказаний разная у всех людей. Обычно особо значимым является одно или два из них, и человек чувствует необходимость следовать им. Он считает, что пока он следует им, он ОК. Эти пять посланий получили название драйверных (ведущих, главных) или просто драйверов.

Большую часть времени человек следует свойственному ему драйверу и ведёт себя так, как предписывает этот драйвер. Иногда он проигрывает другие, менее значимые для него драйверы, а потом опять возвращается в свой основной драйвер. Драйверное поведение одинаково для всех людей. Изучая драйверное поведение человека можно достаточно точно предсказать некоторые важные черты его сценария.
^ Будь лучшим. Слова: человек с драйвером «Будь лучшим» будет часто употреблять вводные слова и предложения, например: «Сегодня, как я уже говорил, я расскажу вам о драйверах»; «ТА, можно сказать, является теорией личности». Кроме указанных вводных слов и предложений, в этом драйвере используются другие слова и выражения, которые служат в качестве определителей, однако не добавляют ничего нового к тому, что уже было сказано. К ним относятся: как бы то ни было, возможно, очевидно, несомненно, можно сказать, как мы видели. Другой характерный признак драйвера заключается в том, что говорящий может раскладывать что-либо по пунктам, например: «Тема нашего занятия сегодня – первое – драйверы; и – второе – их отношение к минискрипту».

Тон голоса: часто похож на Взрослого. Ровный, не высокий и не низкий.

Жесты: считает на пальцах. Рука подпирает или поглаживает подбородок в традиционной манере «мыслителя». Кончики пальцев касаются друг друга, образуя пирамиду (в виде буквы «Л»). Этот жест получил название «пирамида» (конус).

Положение тела: часто как у Взрослого – прямое.

Выражение лица: глаза смотрят вверх (реже вниз) и в одну точку, обычно в тот момент, когда делается пауза, как будто человек пытается прочитать правильный ответ, написанный где-то на потолке или на полу. В то же время рот слегка напряжен.
^ Радуй других. Слова: человек с этим драйвером использует противопоставления типа «высокое – но – низкое», которые являются характерными признаками сценария «После». Например: «Мне очень понравилась ваша лекция, но я не знаю, запомню ли то, о чем вы рассказывали»; «Какая классная вечеринка! Но каково мне будет завтра утром». Часто такой человек будет задавать такие вопросы: «Хорошо? У тебя нормально? Что-то вроде..? Типа..?».

Тон голоса: высокий, писклявый, обычно интонация в конце предложения повышается.

Жесты: разводит руками, кивает головой.

Положение тела: плечи приподняты и направлены вперед. Тело наклонено к собеседнику.

Выражение лица: человек с драйвером «Радуй других» часто будет смотреть на вас из-под бровей, опустив лицо немного вниз.
Старайся. Слова: человек с этим драйвером часто употребляет слова «стараться», «пытаться», «пробовать»: «Я попробую объяснить тебе...»; «Я постараюсь выполнить твою просьбу». При таком использовании слово «пытаться» всегда означает: «я попробую это сделать, вместо того, чтобы сделать это».

Тон голоса: глухой или приглушенный.

Жесты: часто смотрит из-под руки или оттопыривает ухо, как будто пытается что-то увидеть или услышать. Пальцы рук могут быть сжаты в кулак.

Положение тела: то же самое, что и в драйвере «Радуй других» – часто наклоняется вперед. Руки лежат на коленях. Кажется, что человек сутулится, горбится.

Выражение лица: частый признак драйвера «Старайся» – складки над переносицей. Все лицо испещрено напряженными морщинами.
^ Будь сильным. Слова: человек с драйвером «Будь сильным» часто использует слова, передающие мысль: «я не могу нести ответственность за свои чувства и поступки, так как они вызваны внешними причинами». Например: «Ты заставляешь меня сердиться»; «Эта книга мне надоела»; «Мне пришла в голову мысль о том, что...»; «Его поведение заставило меня ответить ему тем же»; «Урбанизация приводит к вспышкам насилия». Говоря о себе, он будет часто использовать такие предложения: «Так хорошо» (означающее «Мне хорошо»); «Надо держать свои чувства при себе» (означающее «Я должен...»); «Подобные ситуации действуют на меня угнетающе».

Тон голоса: ровный, монотонный, обычно низкий.

Жесты: отсутствуют.

Положение тела: руки переплетены на груди. Одна нога на другой или в положении, когда лодыжка одной ноги покоится на колене другой. Тело неподвижно.

Выражение лица: лицо безучастно и ничего не выражает.
Спеши. Слова: спеши, быстро, иди, пойдем, нет времени на...

Тон голоса: отрывистый, как пулемет. Иногда человек с этим драйвером говорит так быстро, что проглатывает слова.

Жесты: постукивает пальцами, топает ногой, качается, вертится на стуле, постоянно поглядывает на часы.

Положение тела: характерное положение отсутствует, но создается впечатление, что человек находится в возбужденном состоянии.

Выражение лица: быстро меняющееся, переходящее в пристальный взгляд.
Драйвер невозможно определить по одному признаку. Для точного определения драйвера необходимо обнаружить несколько одновременных признаков, характерных для него.
^ 20. Трансакции. Разновидности их.

Трансакция имеет место тогда, когда я предлагаю вам какой-то вид коммуникации (общения), а вы отвечаете мне. Начало коммуникации называется стимулом, ответ – реакцией. Таким образом, трансакцию можно определить как трансакционный стимул плюс трансакционная реакция. Берн считал трансакцию «основной единицей социального взаимодействия».

Мы можем продолжить наш разговор.

На ваш ответ «Привет!» я могу спросить вас: «Хорошо вчера провели день?», и вы опять что-то ответите. Сейчас мы имеем цепочку трансакций. Каждая наша реакция является стимулом для возникновения другой.

Общение между людьми всегда принимает форму подобных цепочек трансакций.

^ Параллельные (дополняющие) трансакции. Я спрашиваю вас:

»Который час?» Вы отвечаете: «Час дня», Мы обменялись информацией «здесь и теперь». Наши слова — слова взрослого. Тон голоса и телесные сигналы подтверждают эго-состояние Взрослого.

Данный пример иллюстрирует один из видов параллельных трансакций. Этот вид трансакций определяется следующим образом: параллельная трансакция – это такая трансакция, в которой трансакционные векторы параллельны друг другу, а эго-состояние, в которое они направлены, является источником реакции. До тех пор, пока трансакции остаются параллельными, коммуникация может продолжаться бесконечно долго.

^ Пересекающиеся трансакции. Я спрашиваю вас: «Который час?» Вы встаете, краснеете и кричите: «Который час! Который час! Не спрашивайте меня о времени! Вы опять опоздали! долго это будет продолжаться?» Это реакция не из Взрослого, в которого я послал Взрослый вопрос. Напротив, вы переместились в эго-состояние рассерженного Родителя. Руганью вы призываете меня выйти из моего Взрослого и переместиться в Ребенка. Приведенный пример является одним из видов пересекающейся трансакции. Она называется так потому, что векторы на диаграмме для этого типа трансакции обычно пересекаются. Когда вы «пересекаете» нашу трансакцию, накричав на меня, я чувствую, что вы как будто бы пересекли поток нашей коммуникации.

Таким образом, пересекающаяся трансакция – это такая трансакция, в которой векторы не параллельные друг другу или эго-состояние, в которое они направлены, не является источником реакции. При пересекающейся трансакции происходит разрыв коммуникации, для ее восстановления одному или обоим людям необходимо изменить свои эго-состояния.

^ Скрытые трансакции. В скрытой трансакции одновременно передаются два сообщения. Одно из них – открытое или сообщение социального уровня, другое – скрытое или сообщение психологического уровня.

Довольно часто сообщения социального уровня являются взаимодействием Взрослый-Взрослый. Сообщения психологического уровня обычно включают взаимодействия или Родитель-Дитя, или Дитя-Родитель. Например: Муж: «Что ты сделала с моей рубашкой» Жена:

«Положила ее в ящик».

Просто посмотрев на эти слова, мы бы сказали, что эта параллельная трансакция Взрослый-Взрослый. Так оно и есть, на социальном уровне. А теперь давайте проанализируем ее с точки зрения голоса и визуальных признаков. Муж (резко, интонация падает в конце предложения; мышцы лица напряжены, брови нахмурены): «Что ты сделала с моей рубашкой?» Жена (дрожащий голос, повышенная интонация, смотрит из-под приподнятых бровей): «Положила ее в ящик».

На психологическом уровне происходит обмен Р-Д, Д-Р. Если придать сообщениям этого уровня словесную форму, то она могла бы выглядеть следующим образом: Муж: «Ты всегда кладешь мои вещи не на место!» Жена: «Ты всегда несправедлив ко мне!»

Любая скрытая трансакция, подобно этой, в которой социальное сообщение В-В перекрывает обмен на психологическом уровне между Р и Д (реже Д-Д или Р-Р), называется двойной трансакцией.

Эрик Берн описал еще один вид скрытой трансакции, которую он назвал угловой. В этом случае я могу направлять свой стимул на социальном уровне от Взрослого к Взрослому. Однако мое скрытое сообщение исходит из моего Взрослого к вашему Ребенку. Я надеюсь, что вы примите мое приглашение (стимул) и ответите реакцией из Ребенка. Типичным примером этому может служить ситуация, когда продавец провоцирует покупателя сделать незапланированную покупку. Продавец: «Конечно, сэр, этот фотоаппарат – лучшее, что у нас есть. Но, возможно, он вам не по карману». Покупатель (с вызовом): «Я покупаю его!»

Вполне возможно, что разговор мог бы пойти и по другому пути. Продавец: «... он, вероятно, вам не по карману». Покупатель (задумчиво): «Да, вы правы. Это мне не по карману». В данном случае маневр продавца не увенчался успехом, и он не «зацепил» Ребенка покупателя.

Этот пример иллюстрирует важное общее положение о трансакциях. Когда я предлагаю вам какой-либо трансакционный стимул, то никогда не могу заставить вас войти в какое-то определенное эго-состояние. Самое большое, что я могу сделать, – это пригласить вас реагировать из этого эго-состояния.

Третье правило коммуникации. Оно гласит: поведенческий результат скрытой трансакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне.


Скачать файл (134 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru