Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по теории организации - файл лекция 8ТО.doc


Загрузка...
Лекции по теории организации
скачать (436.2 kb.)

Доступные файлы (15):

вопросы к экзаменуМБ-2(2008).doc33kb.05.06.2008 18:03скачать
Глава 12.doc27kb.21.10.2006 17:29скачать
Иванова 1.rtf95kb.29.12.2005 14:03скачать
лекция 10дораьотать.doc79kb.21.10.2006 18:02скачать
лекция 11недоработана.doc248kb.23.05.2006 01:52скачать
Лекция 1(ТО).rtf35kb.16.02.2005 10:05скачать
Лекция 2ТО.rtf96kb.09.02.2005 12:48скачать
лекция 3.rtf71kb.16.02.2005 10:37скачать
лекция 4ТО.rtf182kb.26.02.2005 18:03скачать
Лекция 5ТО.rtf173kb.16.03.2005 09:43скачать
Лекция 6ТО.doc52kb.16.03.2005 09:52скачать
лекция7ТО.rtf309kb.20.10.2005 08:31скачать
лекция 8ТО.doc136kb.23.05.2006 00:26скачать
лекция 9.doc103kb.21.10.2006 17:43скачать
Солдат 6ТО.doc280kb.24.02.2006 09:13скачать

лекция 8ТО.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция 8. Основные модели организаций


  1. Эволюция теоретических концепций организации.

  2. Органическая модель организации.

  3. Проблемная модель организации.

  4. Современная организационная парадигма.

  5. Законы организации.

  6. Принципы организации.


1. Эволюция теоретических концепций организации.
Теория организации — это макроисследование организаций, так как за единицу принимается организация в целом. Нахождение оптимального варианта координации ее ресурсов было и остается основной целью науки управления.

Исторически можно проследить, как эволюционировали теоретические концепции, определяющие сущность самих организаций, роль, основные критерии, применяемые для оценки эффективности деятельности различных организационных структур. Заметим, что эти теории появились вместе с тектологией А.Богданова, но независимо от нее. Удивительного здесь ничего нет: организационные теории ставили задачей разработку принципов, правил, рекомендаций, процедур правленческой деятельности в каждый конкретный момент, тогда как в тектологии было важно обнаружить объективные организационные механизмы, которые не изменялись бы в разных ситуациях.

Ниже перечислены модели организаций, составляющие основу соответствующих организационных теорий.

  • ^ Механистическая модель (Ф.Тейлор, А.Файоль, М.Вебер).

  • Естественная организация (Т.Парсонс, Р.Мертон, А.Этциони). Функциональные организации рассматриваются как объективный самосовершенствующийся процесс, в котором присутствует, но не преобладает субъективное начало. Цель - лишь одно из оснований функционирования организации.

  • Организация-община (Э.Мэйо). Главный регулятор функционирования - принятые в организации нормы поведения.

  • Социотехническая модель (А.Раис, Э.Трист). Основана на зависимости внутригрупповых связей от технологии производства.

  • Интеракционистская (Ч.Бернард). Организация рассматривается как система длительных взаимодействий между ее членами, которые вносят в организацию собственные ожидания и ценности.

  • Кибернетическая модель (С.Вир, Д.Форрестер, С.Янг). Предполагает построение полной математической модели структуры организации с учетом многочисленных обратных связей.

  • Институциональная модель (Д.Норт). Формы и поведение организации определяются обычаями, традициями, нормами.

  • Конфликтная модель (Р.Холл). Организация имеет множество противоречивых целей и действует в условиях противоречивых интересов различных членов организации или ее групп.

  • Органическая модель (Т.Берне, Д.Сталкер). Общество сравнивается с живым организмом, в котором все части взаимозависимы.

  • Процессная модель (А.Богданов). Общество рассматривается как непрерывный процесс соединений (ассоциаций) и разъединений (диссоциаций). Общество не имеет устойчивой структуры.

  • Проблемная модель (В.Франчук). Проблемы организации рассматриваются не как препятствия или помехи в ее развитии, а как выражение естественных потребностей и возможностей их реализаций.


^ 2. Органическая модель организации
Органический тип организации имеет сравнительно недолгую историю. Это понятие было введено в менеджмент Т.Бернсом и Д.Сталкером.(См.: Burns T., Stalker G. The Management of Innovation. – London, 1961.). Органическая организация возникла как антипод бюрократической, переставшей удовлетворять новым условиям рынка с гибкими адаптивными структурами. К свойствам подобной организации можно отнести следующие:

  • в организации нет функционального разделения труда, жесткого разделения целей, индивидуальных задач и сфер ответственности - они постоянно перераспределяются, корректируются;

  • в организационных структурах нарушается иерархия, преобладают горизонтальные коммуникации и неформальные связи;

  • управление конкретными задачами может осуществляться на любом уровне и в любом подразделении организации;

  • регламентация работ низкая, предпочтение отдается инициативе, импровизации, а не планированию;

  • развитие личных качеств работников, их творческого потенциала является залогом эффективности организации;

  • возможностями руководствуются больше, чем ограничениями; поощряются сомнения и противоречия, а не слепая вера и бесконфликтность;

  • в процессе принятия решений преобладают убеждения, а не власть; распределение обязанностей между сотрудниками обусловлено не их должностью, а характером решаемой проблемы;

  • работникам предоставляется свобода действий при увеличении ответственности.

Органический подход к организации предполагает процессы саморегуляции, позволяющие сохранять относительно постоянными свойства и функции организации в быстро меняющейся внешней среде.
^ 3. Проблемная модель организации
Такая модель формируется на основе следующих положений:

  • основным свойством организации является не целенаправленность, а устойчивость, сохранение целостности и жизнеспособ­ности при внешних и внутренних возмущениях, тогда как целенаправленность играет вспомогательную роль; » организация является социальным субъектом, осознающим свою целостность и способным воспринимать возмущения внешней и внутренней среды как проблемы, реагируя на них разумными действиями;

  • в отличие от устоявшихся представлений о проблемах организации как препятствиях в достижении цели в рамках проблемной модели они воспринимаются как выражение естественных потребностей и возможностей, главными из которых являются потребности сохранения и развития;

  • цели организации устанавливаются в зависимости от возникающих перед ней проблем, а не проблемы выявляются в зависимости от характера целей;

  • функции, связанные с выявлением и решением проблем организации, относятся к функциям управления и должны рассматриваться наряду с классическими функциями управления организацией (планирование, мотивирование, контроль и др.);

  • структура организации определяется характером решаемых проблем;

  • в процессе выявления и решения проблем организация определяет для себя цели, планирует свою деятельность, изменяет структуру, в т.ч. может создавать внутри себя искусственные целевые организационные системы;

  • организация состоит из людей, осознающих себя частью целостного организма и действующих по его правилам, нормам, принципам, т. е. по разделяемым всеми ограничениям, которые определяют взаимодействие людей;

  • организация выполняет функции управления своими проблемами, а ее члены должны уметь предвидеть и сортировать проблемы, анализировать их, готовить и реализовывать соответствующие решения.

Таким образом, проблемная организация - сложный социальный организм, рассматриваемый как субъект, подобный человеку и обладающий способностью выявлять и решать свои проблемы. Благодаря этой способности организация сохраняется в пространстве и времени как целостное и жизнеспособное формирование. Она характеризуется гибкостью, способностью к перестройке. В основе последней лежит естественная способность организации выявлять и удовлетворять свои потребности, осознаваемые как проблемы.

Механизм выявления и решения проблем действует в любой организации, причем он может и не иметь определенного организационного оформления, однако в условиях нестабильности, например при переходе к рыночной экономике, этот механизм должен быть более четким в т. ч. и в структурном выражении.

Проблемная модель рассматривается как альтернатива целевым моделям организации, в которых цель является системообразующим фактором (например, организации бюрократического типа). Преимущества проблемных моделей организации по сравнению с целевыми в том, что проблемная модель является более полной и общей. Она, распространяясь не только на искусственные, но и на естественные организации, дополняет целевую модель, которую можно считать частным проявлением проблемной модели. Это позволяет принять проблемную модель в качестве новой базы для построения и совершенствования организаций в современном менеджменте.
^ 4. Современная организационная парадигма
В последнее время отчетливо обозначилась интеграционная направленность в развитии всех областей человеческой деятельности. В политической области сближаются страны с примерно одинаковым уровнем развития, их границы становятся все более условными. В экономической политике преобладает принцип корпоративизма, Международный Менеджмент приобретает глобальный характер. В естествознании обоснована актуальность создания единой теории поля, призванной объединить теории электромагнитного, гравитационного, сильного и слабого взаимодействий. Корпоративная культура организации развивается в направлении гражданской культуры. Перечень подобных примеров можно продолжить.

Теоретическую базу современного менеджмента составляют прежде всего такие научные дисциплины, как теория организации, теория систем, теория управления (кибернетика), синергетика. Эти теории имеют собственную историю и собственную внутреннюю логику развития. Объединяет их, во-первых, то, что все они являются относительно молодыми науками, во-вторых, их общность сама по себе имеет основания быть объектом самостоятельного исследования. Кибернетика, получившая широкое развитие в 1950-1960-е гг., обязана появлением американскому ученому Н.Винеру; ее определяют как науку об управлении, передаче и преобразовании информации в кибернетических системах. Кибернетика изучает общие закономерности и принципы управления для выявления тех условий и средств, при которых будет достигаться заданное состояние системы наиболее целесообразным путем. Однако кибернетика не решает всех проблем, которые встают перед ней как наукой об управлении.

Л.Берталанфи рассматривал кибернетику как частный случай общей теории систем, как теорию управляющих механизмов в технике и природе, основанную на концепциях информации и обратной связи, представляющую собой лишь часть общей теории систем; кибернетические системы - всего лишь особый, хотя и важный, случай систем, обладающих саморегулированием (см.:Bertalanffy L. Ganeral Systems Theory. – N.Y.,1968). Предмет этой теории он определял как формирование и фиксацию общих принципов, которые действительны для систем вообще. В рамках своей теории Л.Берталанфи определял организацию следующим образом. Организация — это прежде всего отношения между взаимозависимыми частями системы, которые обеспечивают ее существование, т. е. организация есть целостная система.

Согласно определению С.Вира, система есть одно из названий порядка, противоположность хаосу (См.: Вир С. Кибернетика и управление производством. — М, 1965). Системность в этом смысле рассматривается как организованность, а система — как организация.

В то же время в теории организации понятие организации в одном из смысловых вариантов интерпретируется как система.

Организация составляет объект исследования теории организации. Для классической теории организации характерно изучение различных типов организационных структур. Главными ее принципами являются жесткая функциональная иерархия, вертикальная и горизонтальная специализация. Современную теорию организации часто отождествляют с самоорганизацией.

В.Хиценко теорией самоорганизации, которая, по его мнению, включает в себя синергетику, называет новое направление в кибернетике и теории систем, выделяя при этом следующие ее основные аспекты (См.: Хиценко П. Е. Самоорганизация в социальных системах. Эволюционный менеджмент: Реф. обзор. — Новосибирск, 1993.).

1. ^ Гносеологический аспект. Вместо редукционистского расчленения проблем - признание несистемнйости и неделимости мира, напоминающего более живое переплетение проблем, нежели кирпичную кладку модулей: экономических, социальных, экологических. Вместо вероятностных процессов функционирования - порождающий информацию режим детерминированного хаоса в автономной диссипативной системе.

2. ^ Кибернетический аспект. Вместо управляемости и автоматизма - автономия. Вместо успокаивающих отрицательных обратных связей - положительные самовозбуждающие циклы типа автокатализа.

3. ^ Социологический аспект. Вместо подчиненности в иерархических структурах - свобода и ответственность в децентрализованных сетях коллегиальных отношений. Вместо внешнего планирования — циркулярные механизмы самоорганизации.

В настоящее время существует и другое научное направление, тесно связанное с кибернетикой и теорией систем, — эволюционная кибернетика, которую рассматривают как развитие синергетики. Не претендуя на полноту изложения, обозначим в общем виде предмет каждой из упомянутых выше наук. Теория организации изучает процессы системообразования и их закономерности. Вместе с этим теория организации исследует природу системообразующих факторов.

Теория систем изучает сущность целостности и системности, свойства целого и его частей, т.е. организацию некоторого устойчивого объекта, целостность которого и есть система.

Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы, т. е. достижения определенного уровня ее организации.

Синергетика изучает механизмы взаимодействия элементов системы в процессе ее самоорганизации и саморазвития.

Исследуя методы управления социально-экономическими системами с кибернетических позиций, можно показать, что при определенном развитии этих методов внешние критерии становятся частью системы управления. В этом случае выход системы замыкается с входом, и она переходит в режим саморазвития. При этом цели перестают быть главными критериями управления. Такая система становится объектом исследования синергетики.

Наблюдается все более глубокое и продуктивное взаимопроникновение теории систем, теории организации, кибернетики и синергетики по мере их развития. Однако это обстоятельство создает проблему идентификации указанных наук. Анализ этой проблемы позволяет сделать предположение о продуктивности идеи создания единой организационной науки.

В 1950-1960-е гг. беспрецедентная самореклама кибернетики, а также дискуссии о приоритетности кибернетики и теории систем на некоторое время отвлекли внимание научной общественности от намного опередивших свое время работ выдающегося русского ученого А.Богданова, обосновавшего еще в начале 1920-х гг необходимость создания всеобщей организационной науки. Идеи А.Богданова приобретают сейчас все больше последователей не только и не столько потому, что необходимо отдать дань несправедливо забытым трудам ученого, сколько потому, что к настоящему времени в кибернетике, теории систем и других науках получены результаты, создающие объективные предпосылки для интеграционных процессов, подтверждая гениальное предвидение русского ученого.

Интеграционные процессы сами по себе являются организационными процессами, процессами упорядочения, систематизации знаний, процессами саморазвития науки. Они отражают на идеальном уровне организационный опыт живой и неживой природы.

Существование трех основных смысловых вариантов понятия «организация» обусловлено именно взаимным влиянием различных по своей родословной, но по сути тесно связанных между собой наук.

Рассмотрим структуру теоретической базы деловой организации (рис. 8.1).



Р
Организация как объективированная структура
ис.8.1. Структура теоретической базы деловой организации

Условные обозначения: ТО – теория организации; ТС – теория систем;

К - кибернетика; С - синергетика
Следует обратить внимание на элемент схемы, обозначенной ^ ТО (теория организации). Учет интеграционных тенденций позволяет рассматривать менеджмент не как сумму соответствующих разделов, отстаивающих свое право на самостоятельный статус, а как целостную систему знаний.

Управление современным предприятием требует совершенно иной концепции организации, чем та, что преобладала в ранних школах управленческого рационализма. Особенности этой концепции показаны на рис 8.2.

Внимание менеджмента в части управления трудовым процессом переключается на передачу исполнительско-технологических функций и функций логического автоматизма от человека к машине. Тем не менее функциональный подход продолжает доминировать, поскольку принято считать, что реальной альтернативы ему нет. Однако радикальные изменения во внешней среде в последнее время все больше выявляют ограниченность возможностей функционального подхода к управлению деловыми организациями. Например, в ряде случаев стоимость результата оказывается меньше стоимости затрат, необходимых для его достижения, что связано с издержками выполнения согласующих, контрольных и разрешительных процедур в иерархической структуре.

Реальные процессы в деловой организации не следует подстраивать под имеющуюся структуру, созданную на основе функционального разделения. В свою очередь, деловая организация как объективированная структура не должна быть тормозом для деловых процессов. Ограниченность возможностей бюрократических структур частично преодолевается за счет сравнительно гибких (например, матричных) структур. Действительно, они обеспечивают большую по сравнению с иерархическими структурами адаптивность организации в случаях, когда возникает необходимость быстро реализовать несколько новых разнохарактерных проектов. Однако ограниченность функционального


Традиционная концепция

организации


Рис.8.2. Новая концепция организации
подхода при этом в полной мере не преодолевается, поскольку сохраняется формальный подход к структуре. Иная ситуация возникает при рассмотрении организации как совокупности различных бизнес-процессов.

В конце 1980-х гг. стала распространяться идея представления организации в виде системы бизнес-процессов (бизнес-системы), а управления ее деятельностью – как управление бизнес-процессами. Под бизнес-системой понимается система отношений внутри организации, в ее внешнем окружении, отрасли на рынке.

Приведем несколько определений, отражающих многообразие интерпретаций понятия «бизнес-процесс». Бизнес-процесс – это:

  • совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя;

  • совокупность этапов работ, начинающихся с одного или более начальных шагов (входов), завершающаяся созданием продукции, необходимой клиенту;

  • одна из форм отклика на изменение параметров внешней или внутренней среды;

  • операция, включенная в систему операций, целью которой являются производство и поставка услуг/ товаров операциям, входящим в систему, а также другим системам.

В рамках бизнес-процессов организация представляется как динамическая система со своими входами и выходами. Внешние входы и выходы, обеспечивая связь с внешней средой, определяют границы основных бизнес-процессов (бизнес-процессов первого порядка). Вместе с этим внутри организации должны существовать потоки работ (бизнес-процессы второго, третьего и т.д. порядка), обеспечивающие основные бизнес-процессы. Они также имеют свои границы, свои входы и выходы. Содержание основных и вспомогательных проблем, решаемых организацией, и сама организация превращаются в систему принятия решений.

Функциональный менеджмент реализуется в целевой модели организации, тогда как управление бизнес-процессами ориентируется на модель, в которой проблемы рассматриваются не столько как препятствия к достижению целей, сколько как естественные условия функционирования организации. В основе деятельности такой организации лежит не достижение заранее определенных целей, а обеспечение ее устойчивого развития. Выявление проблем тогда можно рассматривать как бизнес-процесс.

Структура бизнес-процессов постоянно меняется; она не является аналогом функциональной структуры. Перестройка информационных и материальных потоков, технологий и развитие персонала не считаются драматическими событиями для организации, а относятся к повседневным рутинным явлениям.

Функционирование каждого элемента бизнес-процесса обеспечивается группой специалистов, понимающих значение своей работы для организации в целом. При этом должность руководителя не является обязательным атрибутом управления группой. В определенном смысле слова организацию можно представить как «ассоциированного работника», а каждого ее члена - как персонифицированное выражение организации, ее общего управленческого начала. Также можно говорить о деменеджеризации деловой организации. Процесс деменеджеризации характеризуется отчетливо выраженным организационным градиентом: на уровне организации в целом и в основных бизнес-процессах он проявляется в меньшей степени, усиливаясь в субпроцессах более высокого порядка.

В зависимости от характера решаемых проблем одни группы специалистов могут существовать продолжительное время, другие — более короткое, чтобы затем их члены включались в новые потоки работ. Новое место в новом элементе бизнесс-процесса специалисты занимают на основе понимания всеми участниками актуальности решаемой проблемы. На смену традиционным подразделениям организации приходят динамичные команды специалистов, не обязательно находящихся на одной территории, но в любом случае эффективно связанные друг с другом. В ряде случаев сотрудники могут работать, находясь дома или перемещаясь, но иметь мобильные средства связи.

Управление организацией на основе бизнес-процессов требует нового управленческого мышления и даже нового поколения менеджеров. Уместно вспомнить практически забытого ученого, идеи которого намного опередили время и только сегодня заново открываются, - польского исследователя Б. Трентовского. Своей главной целью он ставил построение научных основ деятельности руководителя («кибернета»). Он писал, что применение искусства управления без сколько-нибудь серьезного изучения соответствующей теории подобно врачеванию без сколько-нибудь серьезного понимания врачебной науки. Более того, Б. Трентовский считал, что кибернет не проектирует будущее, он позволяет будущему рождаться своим собственным независимым способом, он оказывает будущему помощь как опытный и квалифицированный политический акушер.

Концепция управления бизнес-процессами менее поддается формализации и регламентации по сравнению, например, с принципами рациональной бюрократии. Конкретные рекомендации здесь уступают место потенциальной готовности менеджера решать принципиально новые задачи. Поэтому управление бизнес-процессами в каждой организации может принимать неповторимые черты. Смысл управления бизнес-процессами заключается в обеспечении эффективной реакции организации на запросы внешней и внутренней среды в условиях полой свободы от стереотипов.

Таким образом, предпосылками реализации управления на основе бизнес-процессов являются:

  • понимание сотрудниками организации всего потока работ, своей роли и уровня ответственности;

  • представление сотрудникам максимальной свободы действий;

  • высокий уровень организационной и гражданской культуры;

  • надежные и эффективные связи на границах элементов бизнес-процесса;

  • обмен информацией в реальном масштабе времени;

  • возможность перегруппировки элементов бизнес-процесса, если того требуют интересы организации при решении определенной проблемы;

  • способность работников решать широкий круг задач;

  • освобождение от управленческих стереотипов;

  • нестандартное творческое мышление работников;

  • инициатива и импровизация вместо исполнительности;

  • сильная и гарантированная мотивация.

Концепция управления бизнес-процессами формируется на основе явлений, как бригадные формы организации труда, японские кружки качества, система управления производством «just in time», матричные структуры управления, гибкие автоматизированные производственные системы, децентрализация управления и т.д. Исследования интеграционных процессов в науках, составляющих теоретическую базу менеджмента, а также изучение реальных процессов в современной деловой организации дают основания для вывода: менеджеризм как одно из величайших достижений XX в. постепенно будет уступать место синергизму; управление по принципу «субъект—объект управления» будет заменяться взаимодействием в организации, ее саморазвитием.

Экономические предпосылки синергизма заключаются в деперсонификации собственности, переходе к совместному владению собственностью, а также в интеграционных тенденциях в социально-экономической среде.
^ 5. Законы организации
Упорядочивание организационных процессов соответствует определенным законам организации, основанным на закономерностях и зависимостях.

Закон — отражение объективных и устойчивых связей, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении. Эти связи могут носить всеобщий или частный, количественный или качественный характер, относиться к законам функционирования или законам развития, законам динамическим или законам статическим.

Близким, но не аналогичным понятию закон является понятие закономерность, отражающее логику и последовательность в явлениях, которые относятся к определенному месту и времени. В основе закономерностей лежат количественные и качественные зависимости между ними. Зависимость — отношение одного явления к другому как отношение следствия к причине.

Таким образом, прослеживается явная взаимосвязь между зависимостью как причинно-следственным отношением одного явления к другому, закономерностью как объективно существующими устойчивыми связями между явлениями, их причинами и следствиями, и законами, отражающими общие, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями.

Все это непосредственно относится к законам организации и характеризует их как выявление устойчивых организационных связей целого.

Основным законом организации является закон синергии, состоящий в том, что сумма свойств организованного целого превышает арифметическую сумму свойств каждого из его элементов в отдельности» Закон синергии можно рассматривать в определенном смысле слова как проявление свойства эмерджентности применительно к организации как системе. Отдельные науки по-своему объясняют возникновение дополнительного эффекта. Менеджер видит усиление эффекта за счет разделения и кооперации труда. Психолог подчеркивает, что уже самый обыкновенный контакт работников вызывает соревнование, запускает волевые механизмы самоутверждения, что в конечном счете может приводить к повышению производительности труда. Физиолог указывает, что соединение двух сил позволяет преодолевать препятствия, каждую из них в отдельности превышающие. Основательность закона синергии определяется тем, что действие других законов организации в конечном счете направлено на достижение более высоких значений синергетического эффекта.

Закон наименьших проявляется в том, что структурная устойчивость целого определяется его наименьшей частичной устойчивостью. Этот общеорганизационный закон относится к любым видам целостных образований в природе и обществе. Наглядным примером его проявления является элементарная цепь, состоящая из звеньев неодинаковой прочности, - она порвется там, где находится самое слабое вено. Логическая цепочка доказательств при принятии управленческого решения рушится, если хотя бы одно из ее звеньев не выдерживает ударов критики. Организация прекрасно работает, пока какое-то ее звено в отличие от других не перестает получать и перерабатывать информацию, необходимую для успешного бизнеса. Так, закон наименьших относительных сопротивлений определяет, в частности, судьбу социальных систем, их сохранение, их частичное или полное разрушение из-за разнообразных и сложных воздействий. Закон самосохранения означает, что любая реальная организованная система стремится сохранить себя как целостное образование. Важнейшим условием сохранения системы является обеспечение ее равновесного функционирования. Равновесное состояние организации предполагает непрерывное поддержание энтропии системы на низком уровне, непрерывное противодействие разрушающим порядок факторам.

С функционированием, ростом и развитием организации связана проблема статического и динамического равновесия; Предприятие находится в статическом равновесии, если его структура со временем не меняется. Организация проводит соответствующие мероприятия, чтобы приспособиться к окружающей среде. Такой вид равновесия пучил название гомеостатического. При динамическом равновесии структура организации меняется, появляются новые подразделения, а иногда и новый бизнес. Организация не только приспосабливается к требованиям среды, но и дает ей новую информацию, новый импульс для развития. В данном случае равновесие становится морфогенетическим.

Различают три типа устойчивости организации: внешний, внутренний, унаследованный. Первый достигается благодаря внешнему управлению, т.е. государственному воздействию на факторы внешней среды - рыночные, географические и др. В условиях плановой системы хозяйствования устойчивость производственно-экономических структур достигалась в основном за счет внешних факторов, т. е. любые дестабилизационные процессы гасились извне. Механизмы приведения системы в стабильное состояние могли быть самыми различными: дополнительная экономическая поддержка, корректировка планов и т.п. Следовательно, существовала проблема устойчивости организации, хотя она и перемещалась на более высокий уровень (от раслевой, региональный, государственный). Устойчивость организации обеспечивалась уничтожением любых несанкционированных отклонений в системе благодаря включению механизмов государственного управления экономикой.

В нынешних условиях требуются, помимо внешних, внутренние механизмы обеспечения устойчивости организации. Речь идет о функционировании самоорганизующихся систем, когда управление организацией происходит на основе анализа ее действий в рамках данной окружающей среды. Внутренняя устойчивость организации определяется ее своевременным и рациональным реагированием на изменения внешней среды. Теоретическиё аспекты понятия внутреннего устойчивого равновесия организации на практике обычно проявляются в оценке финансовой устойчивости, определяемой в первую очередь сбалансированностью денежных потоков.

Устойчивость организации достигается, наконец, за счет «унаследованного управления», т. е. формирования, сохранения и развития ее внутренней прочности, внутреннего потенциала.

Действительная же устойчивость системы зависит не только от количества сконцентрированных в ней активностей, но и от способа их сочетания, характера их организационной связи. Поэтому говорят о структурной устойчивости, которая всегда может быть выражена количественно. Так, сравнивая две разные социально-экономические системы, можно обнаружить, что одна из них по своему строению более приспособлена к окружающей среде, чем другая, т.е. структурно более устойчива. Например, экономический кризис, разрушая множество наиболее слабых или наименее целесообразных организаций, для других организаций оборачивается сокращением объема работ. В результате с завершением кризиса экономические системы могут оказаться «оздоровленными». При этом очевидны и негативные моменты кризиса: рост безработицы, крах предприятий и т. п. Поэтому говорят об относительном характере динамической устойчивости.

Суммарная устойчивость системы определяется как сложный результат частных устойчивостей разных ее частей по отношению к направленным на них воздействиям. При этом, как известно, устойчивость системы зависит от наименьших относительных сопротивлений всех ее частей во всякий момент. Это показывает взаимосвязь законов организации.

Закон информированности-упорядоченности определяет, что в организованном целом не может быть порядка больше, чем информации. Обоснование фундаментальной роли информации в окружающем нас мире явилось принципиальным выводом кибернетики. Информация стала унифицирующим понятием, определяющим действия организованных систем. Сегодня для принятия правильного рационального решения по упорядочиванию организационных связей нужна разнообразная информация, что дает выбор системе. Следовательно, информированность - залог порядка. Для оценки разнообразия объекта служит понятие энтропии. Применительно к теории информации энтропия означает количество разнообразия, или меру неопределенности. Энтропия тем выше, чем больше число возможных состояний объекта. Однако информация противодействует тенденции системы к дезорганизации и увеличению энтропии, таким образом способствуя переводу системы в более организованное состояние. Осуществляется это путем следующих шагов:

  • наложение ограничений;

  • снижение числа степеней свободы системы;

  • уменьшение разнообразия;

  • увеличение степени организованности.

Таким образом, внутренняя организованность целого предопределена возможностями по преодолению информационной неопределенности в системе.

Закон пропорциональности-композиции отражает необходимость определенного соотношения между частями целого, их соразмерность и |соответствие. Эффективное функционирование организации требует согласования ее целей - они должны быть направлены на достижение некой общей цели.

Закон пропорциональности действовал и в глубокой древности, например при строительстве египетских пирамид. Сегодняшние ученые подтверждают уникальность этих сооружений с точки зрения их пропорций по отношению к Солнцу или Луне, хотя многих приборов в те времена не существовало. В зодчестве правильные формы обеспечивают гармонию, красоту и равновесие форм; в экономике мы не можем обойтись без балансов, методов оптимизации и т.д. В теории организации закон пропорциональности-композиции важен прежде всего с точки зрения упорядочивания личных целей субъектов организационного процесса с целями собственно организации. Он подчеркивает, что для сохранения целостности организации, ее выживания при воздействии внутренних деструктивных процессов каждый член организации должен идентифицировать себя с ней и влиять на ее устойчивость. Именно человек способен привносить изменения в организацию. Характерный для открытых систем «закон Берталанфи» гласит, что для открытых систем всегда существует не один, а несколько способов достижения одного и того же результата, одного и того же состояния, подчеркнем, пропорционального, увязывающего все шаги в определенную композицию.
^ 6. Принципы организации
Итак, исследование законов организации позволяет не только раскрыть общие и существенные связи в системе организационных отношений, но и установить механизмы их действия и возможности использования. В связи с этим обратимся к связи законов с принципами.

^ Принципы организации - общие правила формирования (или самоформирования) систем в природе и обществе, обеспечивающие упорядоченность и целесообразность функционирования систем. К числу основных универсальных принципов организации, действующих в природе и обществе, сформулированных А. Богдановым, можно отнести: принцип цепной связи, принцип ингрессии, принцип подбора, принцип подвижного равновесия, принцип слабого звена Все они носят всеобщий характер, так как относятся не только к природе, но и к организующей деятельности человека.

А. Богданов писал, что между стихийной организующей работой природы и сознательно-планомерной - людей нет принципиального, непереходимого противоречия. Это достаточное доказательство принципиальной однородности организационных функций человека и природы: идиот не может подражать творчеству гения; рыба — красноречию оратора; рак - полету лебедя; подражание повсюду ограничено рамками общих свойств, рамками однородности; не может быть подражания там, где нет ничего общего. Но еще ярче и убедительнее выступает эта основная общность там, где человек, не подражая природе, вырабатывает такие же организационные приспособления, а потом находит и в ней познание(См.: Богданов А.А. тектология. Всеобщая организационна наука. В 2 кн.- М.,1989.)

Поясним каждый из названных принципов.

Принцип цепной связи означает, что всякое соединение комплексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь. Для цепного соединения двух комплексов требуется такое их изменение, чтобы в них образовались общие элементы, соответствующие задаче, решению которой служит данный организационный процесс. Это образование общих элементов достигается за счет некоторого элемента или совокупности элементов, имеющих общие цели или свойства с организуемыми комплексами. Например, формирование стратегических альянсов происходит благодаря общей цели фирм, преследующих собственные интересы.

Принцип ингрессии означает, что цепная связь образуется путем вхождения способствующих, выступающих в качестве «посредников» комплексов в организуемые. В примере со стратегическими альянсами оно осуществляется посредством соглашения о кооперации, в свою очередь, не предполагающей объединения.

Принцип подбора состоит в том, что всякое событие в организации может рассматриваться как сохранение или умножение одних активностей, упрочнение или усиление одних связей, устранение, уменьшение или ослабление других. Любая система стремится закрепить положительные свойства однажды найденного соединения. Усовершенствованный механизм мотивации - пример принципа подбора.

Принцип подвижного равновесия выражается в том, что всякое сохранение форм рассматривается как их подвижное равновесие, а всякое подвижное равновесие — как практическое относительное равенство ассимиляции и дезассимиляции.

Принцип слабого звена означает, что система воспроизводима в должном качестве, если обеспечивается устойчивость относительно слабого звена. Мы говорили о самом уязвимом элементе организации — человеке, что связано с его непредсказуемостью, изменчивостью, эгоистичностью, наконец. Сила же каждого субъекта умножается силами окружающих его людей. Отсюда, при всей своей рациональности, субъект должен обеспечивать развитие самого слабого звена в организации. Поскольку организация рассматривается нами в статике (как упорядоченное состояние целого), в динамике (как процесс по упорядочиванию) и в ее прогрессивном развитии, принципы организации южно разделить на три группы:

  • принципы организационной статики, определяющие правила построения структур;

  • принципы организационной динамики как общие правила формирования организационных процессов;

  • принципы рационализации как общие правила совершенствования статики и динамики организации.

1. Модели организации, сформировавшиеся в процессе становле­ния теории организации.

2. Особенности проблемной модели организации.

3. Различие в трактовке понятия «проблема» в целевой и проблем­ной моделях организации.

4. Интеграционные процессы на современном этапе развития обще­ства.

5. Научные дисциплины, составляющие теоретическую базу менедж­мента как науки.

6. Теоретический фундамент современной деловой организации.

7. Традиционная и современная концепции организации.

8. Представления о деменеджеризации организации.

9. Сущность и предпосылки управления на основе бизнес-процессов.

10. Синергизм как результат эволюции менеджеризма.

11. Сущность понятий «закон» и «закономерность».

12. Закон синергии в организации и свойство эмерджентности систем.

13. Закон самосохранения организации.

14. Законы организации, имеющие приоритетное значение.

15. Организационные принципы и их значение для менеджмента.


- -



Скачать файл (436.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru