Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Аудит - файл 1.doc


Аудит
скачать (133.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc134kb.01.12.2011 15:42скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...




Введение
В условиях создания правового государства и становления рыночной экономики определение правовых основ аудиторской деятельности имеет важное значение. Аудит дает большие возможности для дальнейшего развития экономико-правового контроля, задача которого заключается не только в защите вновь возникающих экономических отношений от недобросовестного предпринимательства, в борьбе с правонарушениями в сфере экономики, но и в формировании общественного правосознания на более высоком уровне.

История аудита показывает, что его развитие было вызвано разделением интересов администрации предприятий и инвесторов. Поэтому возникновение института независимых аудиторов устраняет проблему несовпадения интересов составителей информации и пользователей, приводящую к необъективности информации. Таким образом, аудит устраняет возможность принятия хозяйственных решений, основанных на недостоверной информации, что может повлечь для субъекта предпринимательства негативные экономические последствия. Кроме того, деятельность аудиторов в России снимает проблему, связанную с необходимостью специальных знаний для оценки достоверности полученной информации, которыми не обладают пользователи информации.

Слово «аудит» происходит от латинского «audio», что означает «он слышит», «слушатель». Это подчеркивает особую доверительность во взаимоотношениях аудитора со своими клиентами, внимательность, доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору.

Основным принципом, регулирующим аудит, является совокупность определенных этических и профессиональных норм: независимость, честность и объективность аудитора, его профессионализм, компетентность и добросовестность, конфиденциальность информации, ответственность.

Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. В частности, целями аудита могут быть: оценка состояния бухгалтерского учета, проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, подтверждение проспекта эмиссии ценных бумаг, проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и подготовка рекомендаций по укреплению финансового состояния клиента, оптимизация затрат, консультирование по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права и др.

Целью данной курсовой работы является изучение системы проведения внутреннего контроля и внешнего аудита, получение новых знаний из курса аудит, приобретение навыков работы со специальной литературой.

^ 1 Виды аудита
С точки зрения классификационных признаков различают следующие виды аудита.

- внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом главным образом с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также оказания консультационных услуг администрации.

- внутренний аудит выступает неотъемлемой частью системы управленческого контроля на предприятии. Его цель – оценка эффективности функционирования системы управления предприятием. Она достигается в процессе контроля со стороны специального органа, создаваемого на предприятии (службы внутреннего аудита), за достоверностью бухгалтерской отчетности, исполнением смет расходов, сохранностью имущества, а также путем разработки предложений по совершенствованию методов организации производства, взаимодействия различных подразделений.

Аудит экономического субъекта может быть:

- инициативным (добровольным) или обязательным. Инициативный аудит обычно проводится по решению администрации предприятия или его учредителей.

- обязательным. Статья 7 «Обязательный аудит» ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет обязательный аудит как ежегодную обязательную проверку ведения бухгалтерского учета и отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

  • открытые акционерные общества;

  • банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании), внебиржевые фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами, благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых добровольное отчисления юридических и физических лиц, экономические субъекты, если в их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам;

  • объем выручки предпринимателей или организаций от реализации продукции за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда;

  • организация является государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если объем выручки от реализации продукции за один отчетный год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ МРОТ.


^ 2. Правовые основы аудиторской деятельности.
К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в РФ относятся:

1) Гражданский кодекс Российской Федерации.

2) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-
ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14 декабря 2001 г. № 164-ФЗ).

3) Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов
деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ.

4) Налоговый кодекс Российской Федерации.

5) Уголовный кодекс Российской Федерации.

6) Кодекс Российской Федерации об административных пра­
вонарушениях.

7) Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. «О введении в
действие Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях» от 30 декабря 2001 г.

8) Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»
(в ред. от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ с изм. по состоянию на 7 ав­
густа 2001 г.).

9) Закон РФ «О бухгалтерском учете»(Закон РФ от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ).

10) Федеральный закон «Об акционерных обществах» (№ 208-
ФЗ от 26 декабря 1995 г. в ред. от 7 августа 2001 г.).

11) Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской
Федерации» № 4015-1 от 27 ноября 1992 г. (в ред. от 31 декабря 1997 г.).

12) Федеральный закон «О негосударственных пенсионных
фондах» № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г.

13) Закон РФ «О потребительской кооперации (потребитель­
ских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 3085-1 от
19 июня 1992 г. (в ред. от 11 июля 1997 г.).

14) Федеральный закон «О финансово-промышленных группах»
№ 190-ФЗ от 30 ноября 1995 г.

15) Постановление Правительства Российской Федерации от
6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирова­
ния аудиторской деятельности в Российской Федерации».

16) Положение о лицензировании аудиторской деятельности,
утвержденное Постановлением Правительства Российской Федера­
ции от 29 марта 2002 г. № 190.

17) Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обяза­
тельного аудита».

18) Положение о Совете по аудиторской деятельности при Ми­
нистерстве финансов Российской Федерации (Приказ МФ РФ от 3
июня 2002 г. № 47-н).

19) Приказ Минфина РФ от 7 марта 2002 г. № 47 «Об утвер­
ждении Положения о Департаменте организации аудиторской дея­
тельности Министерства финансов Российской Федерации».

20) Временное положение о ведении государственных реестров
в области организации аудиторской деятельности (Приказ МФ РФ
от 28 июня 2002 г. № 64н).

21) Временное положение о порядке аккредитации профессио­
нальных аудиторских объединений при Министерстве финансов РФ (приказ Минфина РФ от 29 апреля 2002 г. № 38н).

22) Перечень документов, требований и условий, необходимых
для подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении
лицензии на осуществление аудиторской деятельности (Письмо
МФ РФ от 11 апреля 2002 г. № 28-05-01,781/СШ).

23) Порядок предоставления отчета аудиторскими организа­
циями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление ауди­
торской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, вне­
бюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита
страховщиков (Приказ МФ РФ от 27 октября 1999 г. № 69н).

25) Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Про­
токолы № 1 от 9 февраля 1996 г., № 6 от 25 декабря 1996 г., № 2 от
22 января 1998 г., № 4 от 15 июля 1998 г., № 2 от 18 марта 1999 г.,
№ 3 от 27 апреля 1999 г., № 5 от 20 августа 1999 г., № 6 от 20 ок­
тября 1999 г.


^ 3. Организация внутреннего контроля на предприятии.

3.1 Сущность и функции внутреннего контроля
Внутренний контроль - организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля>

Система контроля должна быть экономически оправданной, то есть затраты на ее функционирование должны быть меньше потерь предприятия из-за ее отсутствия.

Система внутрихозяйственного контроля предприятия включает три основных элемента: 1) среду контроля; 2) учетную систему; 3) процедуры контроля. В сочетании все элементы системы контроля обеспечивают предприятию снижение риска в деловой и финансовой деятельности, а также в бухгалтерском учете.

1) Среда контроля – это действия, мероприятия и процедуры, которые отражают общее отношение администрации и собственников предприятия к контролю, степень значимости контроля для предприятия. При оценке среды контроля выделяются следующие элементы: стиль и основные принципы управления, организационная структура, распределение полномочий и ответственности, управленческие методы контроля, работа с персоналом, влияние внешних факторов.

2) Учетная система – это совокупность процедур по сбору, регистрации, обработке и представлению данных об активах и хозяйственных операциях предприятия. Эффективная система бухгалтерского учета обеспечивает полноту, реальность, своевременность отражения хозяйственных операций, их правильную оценку, классификацию и обобщение.

Для понимания учетной системы предприятия необходимы изучение и оценка следующих сведений о его хозяйственной деятельности:

  • учетная политика и основные принцип ведения бухгалтерского учета;

  • организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;

  • распределение обязанностей и полномочий между сотрудниками бухгалтерии;

  • порядок подготовки бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;

  • средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

3) Процедура контроля – это методы и правила, разработанные администрацией для того, чтобы иметь уверенность в том, что все совершаемые хозяйственные операции зарегистрированы полностью и точно; все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных обеспечена учетными регистрами или файлами компьютера; доступ к активам и связанным с ними документам ограничен. Это значит, что процедуры контроля дают уверенность в том, что цели контроля, заключающиеся в обеспечении полноты, точности, законности, защите активов и файлов данных, будут достигнуты и будет выдана надежная финансовая информация.

На практике осуществляются самые различные процедуры контроля:

- процедуры контроля полноты данных предназначены для уверенности в том, что данные по всем хозяйственными операциям внесены в учетные регистры и приняты на обработку. При их отсутствии существует вероятность потери документов, их неправильной сортировки, а значит, и неправильной регистрации данных по хозяйственным операциям;

- процедуры контроля точности данных необходимы для уверенности в том, что данные по каждой хозяйственной операции отражены в учете своевременно и в полном объеме, правильно разнесены по счетам. Точность достигается внедрением процедур контроля за результатами расчетов, общей стоимостью, добавлениями и классификацией счетов;

-процедуры контроля разрешения операций направлены на обеспечение законности операций, к ним относятся:

-процедуры контроля сохранности активов и записей основаны на ограничении доступа к активам предприятия лиц, не имеющих на то полномочий, предупреждении хищений, уничтожения или порчи активов;

-внутрихозяйственные проверки предполагают тщательный и непрерывный обзор выполнения предыдущих контрольных процедур, способствуют своевременному обнаружению ошибок, нацеливают сотрудников на квалифицированное исполнение своих обязанностей.

Эффективность системы внутреннего контроля в известной степени зависит от его места в организационной структуре предприятия. На предприятии в соответствии с его учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может быть назначен ревизор, создана ревизионная комиссия или служба внутреннего аудита. Если внутрихозяйственный контроль возложен на ревизора или ревизионную комиссию, работающих на общественных началах, то, как показывает практика, руководство может игнорировать систему контроля, искажать данные финансовой отчетности. Иначе обстоит дело, когда внутрихозяйственный контроль осуществляется службой внутреннего аудита, являющейся самостоятельным подразделением аппарата управления. Такая служба создается с целью проверки эффективности контрольных методов и процедур на предприятии, оказание помощи администрации в контроле за работой всех подразделений и защита законных имущественных интересов собственников. Условием успешной работы службы внутреннего контроля является ее независимость от других подразделений, что достигается путем прямого подчинения это службы руководителю предприятия.

Основными функциями службы внутреннего контроля на предприятии являются:

  • проверка достаточности и соответствия действующим нормативным актам и учредительным документам системы внутренних регламентов и процедур контроля (приказов, распоряжений, инструкций и др.);

  • экспертиза правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета, достоверности бухгалтерской отчетности;

  • анализ внешних факторов и оценка их влияния на деятельность предприятия;

  • организация подготовки к проведению внешнего аудита, проверок налоговых и других контрольных органов.

Служба внутреннего контроля действует на основании положения, утверждаемого руководителем предприятия или собранием учредителей (акционеров). На должность руководителя и ведущих специалистов службы целесообразно назначать высококвалифицированных специалистов с высшим экономическим образованием, опытом бухгалтерской или экономической работы, отсутствием судимости, имеющих аттестат аудитора или профессионального бухгалтера-эксперта. Должностные инструкции для внутренних аудиторов должны предусматривать общие положения, конкретные должностные обязанности, права и персональную ответственность.

В практической работе служба внутреннего контроля руководствуется законодательными и нормативными актами РФ, министерств и ведомств, органов местного самоуправления, правилами (стандартами) аудита, а также учредительными документами, приказами и распоряжениями руководителя предприятия, инструкциями, положениями и т.п.

Деятельность службы внутреннего контроля должна осуществляться в соответствии с планом внутреннего аудита. Такой план разрабатывает руководитель службы, а утверждает руководитель предприятия. Служба внутреннего контроля должна иметь следующие права:

  • проверять первичные документы, учетные регистры, планы, сметы и другие документы по финансово-хозяйственной деятельности;

  • обследовать территорию предприятия, складские, производствен- ные, хозяйственные и служебные помещения, объекты строительства;

  • требовать проведения и проводить лично полную и частичную инвентаризацию имущества и обязательств предприятия, при необходимости опечатывать сейфы, кассы, склады, архивы и другие места хранения ценностей и документов;

  • наблюдать за правильностью отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете;

  • подготавливать предприятие к внешнему аудиту и налоговому контролю, представлять при необходимости имущественные интересы предприятия в суде и арбитражном суде.

Служба внутреннего контроля должна нести ответственность за:

  • обоснованность и своевременность представления заключений о состоянии бухгалтерского учета и отчетности, о соответствии учредительных и внутрихозяйственных документов действующему законодательству;

  • обоснованность представленных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета, материальной ответственности должностных лиц, распределения прибыли, создания и использования средств различных фондов и др.;

  • правильность консультаций, оказываемых учредителям, руководителям, специалистам и работникам аппарата управления предприятия по вопросам организации производства, системы управления, ведения бухгалтерского учета, налогового и хозяйственного законодательства.

Практика аудита свидетельствует, что на тех предприятиях, где созданы и эффективно функционируют службы внутреннего аудита, значительно выше уровень сохранности имущества, использования ресурсов, организации бухгалтерского учета и достоверности отчетности.
^ 3.2 Оценка эффективности системы внутреннего контроля.

В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» надежность и эффективность системы внутреннего контроля может оцениваться как «высокая», «средняя» и «низкая». Процесс оценки состоит из нескольких этапов: общее знакомство с системой внутреннего контроля, первичная оценка ее надежности и подтверждение достоверности сделанной оценки.

- На этапе общего знакомства с системой внутреннего контроля аудитор получает общее представление о специфике и масштабах деятельности предприятия, системе его бухгалтерского учета, структуре службы внутреннего аудита, надежности бухгалтерского учета и достоверности отчетности. Если по результатам такого изучения будет сделан вывод о ненадежности системы внутреннего контроля, низком ее уровне, то полагаться на эту систему нецелесообразно. Наоборот, если, по мнению аудитора, можно доверять системе внутреннего контроля предприятия, он приступает к следующему этапу.

Первичная оценка надежности системы внутреннего контроля осуществляется аудитором на основе собственных методик и приемов. При этом следует учитывать, что для проверки надежности средств контроля нужно изучить учетную и хозяйственную документацию не выборочно, а за весь отчетный период.

Подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля осуществляется в процессе проверки. Доверяя в определенной степени системе внутреннего контроля предприятия, аудитор в ходе проверки должен проводить процедуры подтверждения ее надежности (тесты средств контроля), используя различные методы и приемы.

^ 4. Организация внешнего аудита.

4.1 Основные этапы аудиторской работы.

Аудит представляет собой прежде всего предпринимательскую деятельность аудиторов и аудиторских фирм по проведению проверок, консультированию клиентов по учетным, налоговым, управленческим и другим вопросам с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Каждая аудиторская проверка ограничена во времени, поэтому аудитору всегда важно четко определить ее цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объективного заключения.

Выделяются три основных этапа проведения аудита:

  1. подготовка и планирование аудиторской проверки; 2) проведение аудиторской проверки и оформление ее результатов; 3)составление аудиторского заключения.



      1. ^

        Подготовка аудиторской проверки и планирование аудиторской деятельности.



Сроки и стоимость оказания аудиторских услуг определяются с учетом объема и сложности работ, а также конъюнктуры рынка таких услуг. Для того чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, предотвратить финансовые и моральные издержки, аудиторы должны иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов. На этапе предварительного знакомства с заказчиком целесообразно выяснить целый ряд вопросов, которые могут оказать влияние на результаты аудитора.
К числу основных процедур предварительного ознакомления аудитора с клиентом относятся следующие:

  • определение цели проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;

  • предварительное знакомство с условиями производства, уровнем обеспечения сохранности активов через посещение и осмотр основных производственных и складских помещений;

  • знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудиторов, материалами налоговых проверок;

  • предварительная оценка трудоемкости и сложности аудитора, а также аудиторского риска;

  • оценка собственной способности аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей ее законодательного регулирования и т.д.

Если результаты указанных процедур подразумевают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой, клиент не принимает на обслуживание. Если же проведение аудита признается возможным, то аудитору рекомендуется направить руководителю (исполнительному органу) предприятия-клиента письмо-обязательство аудитора о согласии на проведение аудита. Это письмо рассматривается в качестве официального ответного документа, устанавливающего взаимоотношения между аудитором и клиентом до заключения договора.

При достижении между аудитором и клиентом принципиальной договоренности о проведении аудита составляется договор на оказание аудиторских услуг. Общие положения договора определяются ГК РФ в нем учитываются: уровень аудиторского риска, т.е. разделение ответственности между аудитором и клиентом, а так же учет интересов третьих лиц (потребителей информации финансовой отчетности). Договор должен быть составлен четко от этого зависит качество выполнения аудиторских услуг, так же в нем учитываются права, обязанности и ответственность сторон, сроки выполнения работ.

Важным моментом при заключении договора является оценка стоимости аудиторских услуг. Она должна определяться с учетом объема и трудоемкости предстоящих работ, уровня возможного аудиторского риска, предполагаемого эффекта для клиента и других факторов.

Для качественного выполнения проверки в установленные сроки аудитору необходимо составить подуманный план предстоящих работ.

Планирование аудита осуществляется с целью:

  • установить объем проверяемой информации, время проведения проверки, а также величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки;

  • определить перечень аудиторских процедур и методику их применения;

  • определить состав информации, которую клиент должен предоставить для установления возможности применения выборочных методов контроля.

В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности

«Планирование аудита» аудитор должен согласовать с клиентом основные организационные вопросы, связанные с проведением проверки, до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита. Поэтому предварительное планирование осуществляется еще на стадии определения объема аудита, то есть в процессе знакомства аудитора с финансово-хозяйственной деятельностью клиента и оценки степени влияния на нее внешних и внутренних факторов.

Общий план аудита включает следующие показатели:

-цель аудита;

- объем выполняемых работ;

- график и сроки проведения работ;

-способы и приемы проверки;

состав аудиторской группы.

Для повышения доверия и действенности аудитор может предварительно согласовать свой план с клиентом. План аудитора оформляется в виде отдельного документа и в дальнейшем может уточняться.

На основании плана работ до начала проверки руководителем бригады аудиторов составляется программа аудита, в которой указываются: основные участки работы предприятия-клиента и разделы учета, подлежащие проверки; характер проверки по каждому участку; метод проверки также по каждому участку, закрепление обязанностей за проверяющими аудиторами, сроки выполнения работ, порядок оформления рабочих документов.
^ 4.1.2 Проведение аудиторской проверки и оформление ее результатов.
В ходе проверки аудитору необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором в ходе проверки от клиента и третьих лиц, или результат ее анализа, позволяющие сделать выводы и выразить собственное мнение аудитора по предмету проверки. Аудиторские доказательства представляют собой документальные источники данных, документацию бухгалтерского учета, заключения экспертов, а также сведения из других источников.

Аудиторские доказательства бывают трех видов:

- внутренние, включающие информацию, полученную от клиента в письменном или устном виде;

  • внешние, содержащие информацию, полученную от третьих лиц в письменном виде;

  • смешанные, состоящие из информации, полученной от клиента в письменном или устном виде и подтвержденной третьей стороной в письменном виде.

Источники получения аудиторских доказательств является первичные документы клиента и третьих лиц; регистры бухгалтерского учета клиента, результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности клиента.

Полученные в ходе аудита доказательства следует обязательно документировать, то есть отражать в рабочих документах аудитора. Требования к содержанию, оформлению и порядку хранения рабочей документации аудита определены в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Документирование аудита».

К рабочей документации аудита относятся планы и программы проведения аудита; копии учредительных и других внутренних документов клиента (протокол, договор, контракт и др.); материалы изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (описания, вопросники, схемы документооборота и др.); копии бухгалтерских и иных финансовых документов клиента; выводы и рекомендации аудита и т.д.

Рабочие документы должны, как правило, иметь следующие реквизиты: наименование и дата составления документа; наименование клиента; период, за который проводится аудит; содержание документа; подпись лица, проверившего документ. После окончания аудита рабочая документация подлежит сдаче в архив аудитора (аудиторской фирмы), где хранится комплектованной в папки не менее пяти лет.

Методы аудиторской проверки:

Для сбора аудиторских доказательств применяется различные процедуры:

а) Аудиторская процедура – это определенный порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита.

К числу основных методов получения аудиторских доказательств относятся следующие:

- Проверка арифметических расчетов клиента;

- Инвентаризация;

- Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;

- Подтверждение (сверка расчетов) – прием, используемый для получения в письменном виде информации от третьих лиц о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетах расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности.

- Устный опрос персонала, руководства предприятия и третьих лиц, проводимый на всех стадиях проверки;

- Проверка документов, заключающаяся в установлении реальности определенных документов и правильности оформления.

- Прослеживание (сканирование) – эта процедура, в ходе которой аудитор проверяет отдельные первичные документы, полноту их отражения в учете, правильности указанной корреспонденции счетов.

- Аналитические процедуры – это анализ и оценка полученной аудиторской информации, изучение важнейших финансовых и экономических показателей предприятия-клиента с целью выявления необычных и неверно отраженных в учете хозяйственных операций, а также установления причин таких ошибок и искажений.

- Подготовка альтернативного баланса, используемая для оценки реальности полноты отражения в учете готовой продукции.

б) Аудиторская выборка:

Выборочные проверки применяются в тех случаях, когда нет необходимости в абсолютно полной проверки ввиду очевидной незначительности возможных неточностей и ошибок. При этом применении метода выборочного контроля не должно снижать эффективности аудита в целом.

Таким образом, цель выборочной проверки – сокращение времени и стоимости аудита при обеспечении должного его качества.

Порядок формирования выборки и оценки ее результатов определяется Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».

Важное требование, которое должно быть выполнено при формировании выборки, - обеспечение ее репрезентативности. Для этого аудитор должен использовать один из следующих методов:

  1. Случайный отбор.

  2. Систематических отбор.

  3. Комбинированный отбор.

Различают два вида выборочных проверок:

  • на соответствие (выборочная проверка для тестирования процедур внутреннего контроля);

  • по существу (выборочная практика правильности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам).

Аудитор должен фиксировать в своей рабочей документации все стадии проведения выборки и анализ ее результатов.

Оформление результатов аудита.

После проведения всех необходимых процедур проверки аудитор должен оценить полноту и качество выполнения всех пунктов плана и программы аудита. Так же он должен провести систематизацию и аналитический обзор результатов проверки, чтобы составить объективное аудиторское заключение. Данные группируются по разделам проверки (учет основных средств, учет материально-производственных запасов и т.д.), а внутри разделов – по аналитическим и другим признакам. При необходимости выделяют наиболее существенные ошибки и замечания: неверные учетные записи, отсутствие оправдательных документов по операциям, нарушения налогового законодательства.

По результатам осуществленной проверки аудитору рекомендуется наряду с обязательным представлением клиенту аудиторского заключения подготовить также письменную информацию (отчет) для руководства проверяемого предприятия.

В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита» такая информация должна быть четкой, краткой и содержательной, не иметь фактических неточностей.

Письменная информация должна в обязательном порядке содержать: реквизиты аудитора и проверяемого предприятия; указание периода, за который проводилась проверка; выявленные существенны нарушения в организации бухгалтерского учета, в системе внутреннего контроля и отчетности.

Письменная информация аудитора для руководства предприятия является конфиденциальным документом. Она может быть передана только лицу, подписавшему договор на оказание аудиторских услуг, или лицу, прямо указанному в качестве ее получателя в договоре.
^ 4.1.3 Составления аудиторского заключения
Аудиторское заключение – официальный документ. предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с Федеральными правилами аудиторской деятельности и содержащий мнение аудитора о достоверности отчетности и соответствия порядка ведения его законадательству РФ. (ФЗ «Об аудиторской деятельности ст.10)

Это документ с юридическим статусом для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, судебных органов. Если предприятие подлежит обязательному аудиту, то заключение аудиторской фирмы (аудитора) является неотъемлемой частью годового бухгалтерского баланса.

Аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями, сформулированными в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».

По результатам проведения аудита бухгалтерской отчетности предприятия аудиторская фирма (аудитор) должна выразить мнение о достоверности этой отчетности в одной из следующих форм:

  1. Безусловно положительное заключение означает, что отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов.

  2. Условно положительное заключение означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов.

  3. Отрицательное заключение означает, что в связи с определенными обстоятельствами отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех отражение активов и пассивов предприятия на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период исходя из требований действующих нормативных актов.

  4. Заключение с отказом выражения своего мнения о достоверности отчетности (отказ от выдачи заключения) означает, что в результате определенных обстоятельств аудитор (аудиторская фирма) не может выразить и не выражать мнение о бухгалтерской отчетности предприятия (в одной из приведенных выше форм).

Аудиторское заключение должно быть составлено на русском языке, содержать стоимостные показатели, выраженные в рублях, быть подписано руководителем аудиторской фирмы и аудиторами, принимавшими участие в аудите. К нему должна быть приложена бухгалтерская отчетность, в отношении которой проводился аудит. Исправления в аудиторском заключении не допускается.

Аудиторское заключение должно состоять из трех частей:

1. Вводная часть содержит название документа – «Аудиторское заключение аудиторской фирмы ____________ о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия ____________ за ______ год» и представляет собой общие сведения об аудиторской фирме (юридический адрес, номер, дата выдачи и срок действия лицензии, наименование органа, ее выдавшего, номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации, банковские реквизиты, Ф.И.О. аудиторов, принимавших участие в аудите, данные их квалификационных аттестатов).

2. Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы предприятию об основных результатах проверки состояния внутреннего контроля, учета и отчетности, а также соблюдения предприятием действующего законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

В аналитической части могут быть приведены результаты анализа финансового состояния предприятия (финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности, эффективности деятельности).

3. Итоговая часть представляет собой мнение аудиторских фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия и должна включать: название данной части, кому адресована, название предприятия, объект аудита, распределение ответственности предприятия и аудиторской фирмы за подготовку отчетности, указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит.

Прилагаемая к аудиторскому заключению бухгалтерская отчетность должна быть составлена по установленной форме и в целях идентификации должна быть помечена подписью аудитора. Аудиторская фирма должна предоставить проверяемому предприятию в установленные в договоре на проведение аудиторской проверки сроки:

  • не менее одного экземпляра аудиторского заключения в составе вводной, аналитической и итоговых частей с приложением бухгалтерской отчетности, явившейся объектом аудита (предназначен исполнительному органу);

  • не менее одного экземпляра в составе вводной и итоговой частей с приложением бухгалтерской отчетности (предназначен для предоставления в налоговую инспекцию, акционерам и другим заинтересованным пользователям).

Указанные экземпляры сброшюровываются и заверяются печатью аудиторской фирмы.


  1. ^ Отличительные черты внутреннего контроля и внешнего аудита.


Внутренний контроль по содержанию и методам проведения имеет много общего с внешним аудитом и в значительной мере является информационной базой для последнего. При должной организации внутреннего контроля на предприятии существенно сокращаются объем и содержание внешнего аудита, проводимого в предусмотренных законодательством случаях.

Однако между внутренним и внешним аудитором имеются и существенные различия. Это прежде всего различия в уровнях независимости. Органы внутреннего контроля создаются на самом предприятии, подчиняются его руководству и находятся полностью на его содержании. В связи с этим независимая деятельность органов внутреннего контроля возможна, как правило, только в отношении структурных подразделений предприятия, деятельность которых подвергается проверке. Что касается органов внешнего аудита, то они полностью как материально, так и организационно независимы от аудиторского предприятия и осуществляют свою деятельность на договорной основе.

Очень важно, чтобы деятельность органов (служб) внутреннего контроля на предприятии была четко регламентирована соответствующим Положением (внутрифирменным стандартом), предусматривающим их права и обязанности, а также гарантии руководства предприятий по обеспечению их эффективной работы.

Различия между внутренним и внешним контролем вытекают также из основных задач и из времени выполнения работы. Если основной задачей внутреннего контроля является подготовка информационных материалов о финансово-экономическом состоянии данного предприятия для руководства, также может направлен на выявление хищения или мошенничества на производстве, то главная задача внешнего аудита – подготовка соответствующего заключения для внешних заинтересованных пользователей: акционеров, инвесторов, налоговой службы, банков, партнеров по бизнесу, органов власти.

Внутренний контроль, является составной частью внутрихозяйственного контроля на предприятии, осуществляется непрерывно, регулярное предоставляет информацию с целью принятия и корректировок, ранее принятых управленческих решений. Периодичность внешнего аудита, как правило, - один раз в год.
Эффективная служба внутреннего аудита независимо оценивает систему внутреннего контроля (которую она дополняет), внешние аудиторы, с другой стороны, обеспечивают важную обратную связь относительно эффективности этого процесса. Внешние аудиторы осуществляют важное влияние на качество внутреннего контроля своей аудиторской деятельностью, включая обсуждение с руководством и советом директоров или аудиторским комитетом также рекомендации относительно усовершенствования внутреннего контроля.

Руководитель подразделения внутреннего аудита должен обеспечить, чтобы работа, исполняемая внутренним контролером, не дублировала без необходимости работу внешних аудиторов. Координация аудиторской деятельности включает периодические встречи для обсуждения вопросов общего интереса, обмен аудиторскими отчетами и письмами руководству, достижение взаимопонимания аудиторских способов, методов и терминологии.

Несмотря на все различия между внутренним контролем и внешним аудитом, надзорные органы должны содействовать консультациям между внутренними и внешними аудиторами для того, чтобы сделать их сотрудничество более продуктивным и эффективным.

Сотрудничество между внутренними аудиторами, внешними аудиторами и банковским надзором оптимизирует правильную организацию системы внутреннего контроля в банке.
Заключение.
Появление аудита в нашей стране как независимого финансового контроля является важным шагом в удовлетворении потребностей правоохранительных органов в широком выборе специалистов при назначении экспертиз. В настоящее время государственные органы не связаны необходимостью привлечения специалистов экспертных учреждений. Появление независимых аудиторов, осуществляющих самостоятельно предпринимательскую деятельность, позволяет решать экспертные вопросы более своевременно и качественно.

В связи с законодательным закреплением различных форм собственности и организационно-правовых форм создана возможность для существования в сфере бизнеса мелких предприятий, где наиболее разумно использовать услуги аудиторов. В этом случае аудиторы могут не только давать свое заключение по вопросу достоверности бухгалтерской отчетности на предприятии, но, что важно, заниматься постановкой бухгалтерского учета на таком малом предприятии.

Целесообразность обращения к услугам не бухгалтеров, а аудиторов диктуется тем, что последние просто обязаны всесторонне проводить анализ эффективности производства и давать руководителям предприятий сугубо практические советы.

Развитие аудиторской деятельности в России, ее стандартизация, использование зарубежного опыта позволили обобщить информацию о сущности и значении аудиторской деятельности, ее регулировании в нашей стране, функционировании служб внутреннего аудита на предприятии, основных этапах и методах аудиторской проверки.

Расширении объекта аудита в современных условиях позволяет говорить об аудите инвестиционных проектов и кризисных предприятий.


^ Список используемой литературы
1) Указ Президента РФ от 22.12.93г., № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации».

2)Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-
ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14 декабря 2001 г. № 164-ФЗ).

3) Гражданский кодекс Российской Федерации.

4) Налоговый кодекс Российской Федерации.

5) Аудит: Учебник для ВУЗов. В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2004г

6) Богомолов А.М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения. - М.: <Экзамен>, 1999.

7) Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит. Учебное пособие – Москва: Изд-во «ПРИОР», 1999.

8) Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. Москва: Изд-во «Инфра-М», 1996.

9) Правило(стандарты) аудиторской деятельности / Сост. и коммент. Ю.А. Данилевского. Москва: Бухгалтерский учет, 1997.

10) Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебное пособие. Москва: Изд-во «Инфра-М», 1995

11) Электронная база данных «Консультант–Плюс»


Скачать файл (133.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru