Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - курс: Методология и методы научного исследования, Методика психологического исследования. Часть 1 - файл 1.doc


Лекции - курс: Методология и методы научного исследования, Методика психологического исследования. Часть 1
скачать (2267.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc2268kb.16.11.2011 06:41скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Реклама MarketGid:
Загрузка...




Курс «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»


(Материалы для самостоятельного изучения студентами)


ЛЕКЦИЯ № 1


МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Вопросы:


1. Наука как система знаний.

2. Методология научного поиска.

3. Методы научного исследования.

4. Методология научного поиска.

5. Методы научного исследования.

6. Теоретические методы научного исследования.

7. Эмпирические исследовательские приемы.

8. Категориальный аппарат научного исследования.


1.1. Наука как система знаний

Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру.

В основу понятия «система» положена мысль о том, что все предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны и взаимодействуют, поэтому наука как система представлена:

  • в форме общественного сознания, которое отображает смысл человеческого бытия, куда входят науки о природе, обществе и человеке;

  • в форме общественной практики, которая включает методологию, теории, информацию и научные структуры.

Науку как систему отличает целостное единство количественного и качественного накопления научных знаний, процесс формирования связей между ними. Системность науки реализуется становлением и развитием ее как отдельного социального института, который объединяет интеллектуальный потенциал общества.

Наука есть результат деятельности всего человечества, которая подчинена целям развития общественной практики. Наука - это не просто сумма знаний об окружающем мире, а точно сформулированные положения о явлениях и их взаимосвязях, законах природы и общества, которые выражены с помощью конкретных научных понятий и суждений. Понятия и суждения являются научными, если они получены с помощью научных методов (как эмпирических, так и теоретических) и подтвержденные в процессе их практической проверки. Таким образом, наука - сфера исследовательской деятельности, которая направленная на получение новых знаний о природе, обществе и человеке.


Наука выполняет в обществе такие функции:

- социальной памяти как «накопления - сохранения - трансляции» опыта предыдущих эпох;

  • гносеологическую (познавательную), что обеспечивает обществу необходимые знания для правильного решения поставленных проблем;

  • нормативную, что устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики;

  • коммуникативную, что реализуется с помощью научного языка как понятного и важного средства общения;

  • аксиологичную (ценностную), что формирует в обществе ценностные ориентации, которые направляют результаты научных открытий на благо человечества;

  • креативную (творческую), что реализуется с помощью создания мощного, интеллектуального потенциала человечества;

  • воспитательную, что разрешает повысить уровень образованности в обществе.



Процесс накопления таких знаний называется научным познанием.


Структура процесса познания может быть представлена такой схемой:


Процес пізнання



Форми мислення

Елементи чуттєвого пізнання










Структурные элементы рационального познания

Цель науки - познание законов развития природы и общества, их влияние на предметы и явления, их свойства и отношения, которые осуществляются с помощью логического и абстрактного мышления.

Процесс научного познания предусматривает накопления фактов, которые подлежат систематизации и обобщению с помощью понятий, категорий, критериев. Понятия являются высшей формой проявления мысли и отображают предметы и явления мира в их конкретных и общих признаках, с помощью которых и создается система научного знания. Научные знания представляют собой систему взаимозависимых понятий, которые отражают закономерный процесс развития природы и общества.

Развитие системы научных знаний, его усовершенствование, систематизация и апробация проводятся с помощью научного исследования.

Изучать, исследовать, вести научный поиск - это открытия, где не последнюю роль сыграют интуиция, индивидуальность исследователя, опыт. Поиск, который опирается как на эмпирический факт, так и научный факт, предусматривает применение разных методов научного исследования и приводит к обобщениям на типологическом уровне называется научным.

От идеи к ее воплощению научный поиск проходит несколько этапов и является целенаправленным процессом познания, результаты которого представленные в виде научного исследования в разнообразии его проявлений: научная статья, диссертация (магистерская, на получение научного степени), монография, эссе и др.

Любой научный поиск имеет отличительные особенности, к которым следует отнести целенаправленный процесс познания, логику научного поиска с присущей ей последовательностью и обоснованием выдвинутых положений, выводов и обобщений. Научный поиск всегда направлен на повышение уровня научных знаний, на открытие новых законов природы, связанный с новыми оригинальными идеями.


По целевому назначению выделяют такие виды научных исследований:

  • фундаментальные, которые имеют высочайшую степень неопределенности, результатом которых есть открытия новых явлений и законов природы, расширение научных знаний общества и их применение в практической деятельности;

  • прикладные, которые предусматривают поиск новых, или усовершенствование уже известных явлений и законов природы, цель которых - использование полученных результатов в практической деятельности человека и общества.


Научное исследование условно разделяют на этапы:

  • эмпирический;

  • теоретический.


Эмпирический этап научного исследования связанный с получением и первоначальной обработкой материала, процессом накопления фактов, описанием языком науки, классификацией по разным критериям и выявлением основной зависимости между ними.

^ Именно во время такой работы исследователь должен:

  • описать каждый факт терминами науки, в границах которой ведется исследование;

  • отобрать из всех фактов типичные, наиболее употребительные;

  • классифицировать факты по их сущности, выяснив имеющиеся связи между отобранными фактами.


Теоретический этап исследования связан с глубоким анализом научного фактажу, проверенного, осознанного и зафиксированного языком науки, проникновением в суть явлений, формулированием его в качественной и количественной форме, избранием принципа действия и рекомендаций относительно практического влияния на эти явления.


^ Между двумя этапами исследования есть постановка проблемы, которая означает:

  • определение того, что есть неизвестным и требует доказательства;

  • формулирования вопроса, который отображает основное содержание проблемы, и обоснования его правильности и важности для науки;

  • выделение конкретных задач, последовательность их решения и методы, которые при этом применяются.


Научное исследование в каждом из своих циклов двигается от эмпирики к теории, а от теории - к практике, которая ее проверяет.

Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание, в частности получение, описание фактов и постановка научных проблем, выдвижения гипотезы, новой идеи, положения, формулирования теории и органическое включение у нее доказательных положений.


Теория (греческое theoria - рассмотрение, исследования) - форма достоверного научного знания о действительности, которая представляет собой систему понятий, утверждений, доказательств, дает целостное представление о закономерностях и связях в обществе. Теория возникает в результате познавательной деятельности и практики и представляет собой мыслительные процессы отображения действительности.

Научная теория как система характеризуется:

  • предметностью;

  • адекватностью объективной действительности;

  • конкретностью;

  • истинностью и достоверностью.

Научная теория должна быть логичной, объяснять факты и научные конструкции. Новые теории возникают тогда, когда существующие знания не удовлетворяют объяснение экспериментальных фактов.


Структуру научной теории составляют:

- факты - знания об объектах или явлениях, верность которых доказана;

- категории - общие и фундаментальные понятия, которые отображают наиболее существенные, общие качества явлений действительности;

  • аксиомы (грец. ахіота) - истинные положения, которые принимаются без логического доказательства, в силу их непосредственной убежденности;

  • постулаты (лат. postulatum) - утверждения (суждения), которые принимаются научной теорией как истинные, хотя верность их не доказана;

  • принципы (лат. principium) - исходные положения любой теории, учения, науки или мировоззрения; абстрактные определения идеи, которые возникли в результате субъективного постижения опыта человечества;

  • понятия - мысль, которая обобщает и выделяет предметы, явления по определенным признакам, отображает существенные их качества (общие, единичные, конкретные, абстрактные, относительные, абсолютные и т.д.);

  • суждения (высказывания) - высказанная мысль (утверждающая, общая, конкретная, условная и т.п.), в которой отображено отношение к ее содержанию, истинности или ошибочности;

  • умозаключение - процесс мышления, который объединяет последовательность двух и больше суждений, в результате чего появляется новое суждение;

  • законы - существенные и необходимые отношения между явлениями, которые отображают общие связи и имеют объективный характер.


Таким образом, научная теория - это система существенных идей, подходов и логических принципов, с помощью которых обобщается опыт, получаются достоверные знания, отображается закономерное развитие природы, общества, мышления на основе связей между ее понятиями.

Содержание научной подготовки будущего специалиста в высшей школе следует рассматривать как комплексное новообразование, как единство научно-познавательной и научно-практической работы, в основе которой находится программно-целевой метод планирования и управления процессом обучения, которое обеспечивает интеграцию дисциплин и вместе с тем отображает современный уровень развития науки, ее специфику.

Некоторые виды творческих работ, в частности рефераты, курсовые и дипломные проекты, магистерские диссертации можно отнести к так называемым научно-исследовательским работам, в которых не решаются вопрос кардинально новых путей исследования в любой области науки, а лишь ставится задача критического обзора уже известного или обобщения на уровне эксперимента (приобретенного практического опыта) как результата, который подтверждает уже известный факт.

Эффективность научно-исследовательской работы зависит от условий ее организации, во время которой вводится целая система научных исследований студентами, учитывая научный потенциал каждого лично.

Именно в этом нему поможет курс «Методика психологического исследования», в котором четко и содержательно определены необходимые для научного поиска шаги: избрания темы научного исследования, прорабатывания литературы, обсуждения и освещения ее в реферате, курсовой работе, дипломном проекте, магистерской диссертации, определения перспективности избранного пути научного поиска.

1.2. Методология научного поиска

Любой научный поиск от его творческого замысла к конечному оформлению осуществляется индивидуально, но можно выделить общие, методологические подходы его проведения.

Методология - учение о структуре, логике организации, методах и средствах деятельности в разных областях науки, ее теории и практики. Соответственно учебному процессу в высшей школе методология понимается как совокупность принципов, средств, методов и форм научного познания.

Методология - как учение об основах познания - анализирует и оценивает философские, мировоззренческие позиции, на которые исследователь опирается в процессе научного познания.

Методология - как учение о способах и приемах исследования - рассматривает существенные характеристики конкретных методов познания, которые составляют общее направление исследования. К таким методам следует отнести приемы и способы эмпирического и теоретического этапов исследования.

Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет систематизировать весь объем научного знания и создать условия для разработки дальнейших, эффективных направлений исследования. Главной задачей методологии научного познания есть синтез накопленных научных знаний, которые разрешают использовать достижения развития науки в практических целях. Методология изучает методы, средства и приемы, с помощью которых приобретаются, определяются и строятся разные системы знаний.


Методологический аппарат включает в себя:

  • принципы организации и проведения научного исследования;

  • методы научного исследования и способы определения его стратегии;

  • научный аппарат: понятийно-категориальную основу научного исследования (актуальность, научную новизну, эвристическую ценность, теоретическую и практическую значимость, проблематику, объект, предмет, гипотезу, цель и задачу).

Все составляющие научного поиска в совокупности служат основой методологического аппарата, поэтому под научным исследованием понимают целенаправленное познание, результаты которого представлены в виде системы понятий, законов, теорий.


^ Основные принципы методологии познания:

  • принцип единства теории и практики, которые являются взаимообусловленными;

  • принцип объективности, что требует учета всех факторов, которые характеризуют то или другое явление;

  • принцип конкретности, который указывает на существенные стороны и закономерности объективных процессов и конкретные подходы к их оценке;

  • принцип развития, который состоит в формировании научного знания с отображением различий, количественных и качественных изменений объекта познания;

  • принцип закономерности, который нуждается в обусловленности явлений с учетом отношений и связей между ними.


^ Существуют разные уровни методологического анализа, в частности:

  • динамический уровень: мировоззренческая интерпретация результатов науки, анализ общих форм и методов научного мышления, его категориального подхода;

  • статический уровень; принципы, подходы, формы исследования, которые носят общенаучный характер;

  • аналитико-синтетический уровень, то есть конкретно-научная методология как совокупность методов и принципов исследования, которые применяются в той или иной области науки;

  • предметный уровень, то есть дисциплинарная методология как совокупность методов и принципов исследования, которые используются в той или другой научной дисциплине конкретной области наук или на стыке наук, где сама научная дисциплина выступает основной формой организации научного знания;

  • междисциплинарный уровень - методология междисциплинарного комплексного исследования, которое соответственно логике научного поиска есть сферой взаимодействия разных наук, когда получение знания о предмете исследования возможное лишь во взаимодействии разных подсистем с учетом комплексного знания о предмете.


Основным элементом научного познания вместе с методологией есть логика научного исследования, под которой понимают определенный путь в научном поиске. Научное исследование требует логической последовательности определенных этапов, основу которых составляет рациональное мышление как отображение закономерностей реальной действительности, которая отвечает таким требованиям:

  • конкретность;

  • последовательность;

  • обоснованность.


Логика (грец. logos -ум, мысль) - наука о законах, приемах правильного построения мысли, направленной на познание объективной действительности, основными задачами которой есть:

  • достижение истинности знания;

  • построение структуры умственного процесса;

  • применение верных методов познания и т.п..


С помощью логики строится процесс мышления, в котором выделяют такие типы:

  • теоретическое;

  • интуитивное;

  • практическое.

1.3. Методы научного исследования

Общеметодологические и философские принципы научного познания влияют на методы конкретно-научного познания, поэтому научный метод должен избираться соответственно области, в которой происходит научный поиск. То есть, в зависимости от степени сложности исследования изменяются и методы его решения, виды эксперимента, приемы и средства.

Методика - это система исследовательского труда, которая используется для получения фактического материала, его обработки и получения необходимых результатов.

Метод - это подход (прием, средство) теоретического исследования или практического воплощения явления (процесса).

Методы, которые применяются в научном исследовании, зависят не только от самого предмета, но и от уровня исследования: эмпирического или теоретического.


Для эмпирического уровня исследования характерными являются такие методы:

  • наблюдение;

  • эксперимент;

  • описание;

  • статистика и т.п..


Для теоретического уровня исследования используются методы анализа-синтеза, индукции-дедукции, аналогии и др.

^ Таким образом, исследователь должен избрать среди разнообразия методов современной науки именно такие соответствующие исследовательские приемы или их совокупность, которые наиболее полно и эффективно разрешат решить поставленную задачу.

Следует различать такие понятия:

  • «научный метод»;

  • «метод науки».



Требования к научному методу:

  • детерминированность метода, то есть обусловленность закономерностями как объекта, так и познавательной деятельности;

  • заданность метода целью исследования, то есть соответствие всех компонентов метода целям исследования;

  • результативность и надежность метода, то есть наличие результата с высокой степенью достоверности;

  • эффективность как условие достижения цели с минимальными усилиями и максимальным результатом;

  • экономичность как возможность достижения конкретных результатов без внедрения дополнительных усилий;

  • доступность в понимании и применении.

Наука имеет большое количество разнообразных методов, в частности обще-научных, теоретических, экспериментальных, конкретных, которые входят в систему научной деятельности и в совокупности образовывают класс научных методов, их единство и взаимосвязь характеризуют специфичность, целостность познавательной деятельности в науке. Для эффективности в научном исследовании есть смысл использовать не один метод, а комплекс методов.


Разновидности методов научного познания условно разделяют на такие уровни:

  • эмпирический (наблюдения, сравнения, измерения, анкетирования, собеседование, тест и т.п.);

  • экспериментально-теоретический (эксперимент, анализ-синтез, индукция-дедукция, моделирования, гипотетический, исторический, логический, абстрагирования, идеализация, аксиоматика, обобщения и др.);

  • метатеоретический (диалектический метод, метод системного анализа).


Метод науки - организация познавательного процесса в структуре научной и познавательной деятельности, которая предусматривает конкретный научный поиск: формулирования проблемы, построение гипотезы, эмпирическая, теоретическая и экспериментальная проверка гипотезы, выводы и прогноз дальнейших разработок.


Методологические знания в содержании высшего образования выполняют следующие функции:

  • мировоззренческую;

  • познавательную (или исследовательскую);

  • рефлексивную.






Средства внедрения методологических элементов в процесс обучения зависят от учебного предмет а и его содержательного наполнения.


Среди способов формирования методов обучения, которые отвечают конкретно-научному уровню методологии, следует выделить:

  • объяснительно-иллюстративный метод с использованием дедуктивных и индуктивных способов, аналитической и синтетической схем, аналогий;

  • репродуктивный метод восприятия информации, запоминания по ассоциации путем заучивания, повторения, воспроизведения учебного материала;

  • проблемно-поисковый метод с постановкой проблемных вопросов (создания проблемных ситуаций), высказыванием предположений о причинах явлений, о связи между разными понятиями, доказательств на уровне сравнений, логических суждений и формулирование новых выводов, обобщений.


^ Сформированность методологической подготовки и способность к овладению научным поиском имеет такие критерии оценки:

  • качество знаний (полнота, глубина, систематичность, системность, оперативность, гибкость, обобщенность, конкретность, четкость);

  • действующие мотивы (стойкие познавательные интересы, установки);

  • привычки самостоятельного овладения знаниями и умениями в разных формах самообразования (слушания, наблюдения, эксперимента и др.);

  • умение самоорганизации познавательной деятельности (саморегуляция, самоконтроль);

  • умение выполнять операции умственной деятельности, в частности анализировать, сравнивать, выделять существенное, синтезировать, доказывать (устанавливать) причинно-следственные связи, проявлять способность к обобщению, доказательства, построения гипотезы и др.;

  • полнота самооценки и критической оценки.



Системно-структурный исследовательский прием получил общенаучное значение и включает в себя:

  • рассмотрение любых объектов как сложных образований, которые имеют
    определенную структуру и являются компонентами более общих систем;

  • познание структуры объекта;

  • выявление законов структурных отношений и внешних связей, их формулирование не только в качественном, а и в количественном виде.

Знания методологии в научном поиске разрешит привести в порядок полученные результаты, раскрыть возможности поиска для решения проблемы, развить способность к ведению дискуссий и сформировать интеллектуальные способности личности.


^ Научный поиск имеет несколько уровней, среди которых:



Во время научного исследования должна быть определена программа научного поиска, в которой отображены:

  • исследуемое явление;

  • показатели и критерии его исследования;

  • методы, которые используются;

- порядок применения тех или других методов как составных общей методики исследования.

Отдельная совокупность методов индивидуальна для каждого исследования, при избрании которой учитывается большое количество факторов, прежде всего предмет, цель и задача исследования.


Методика исследования, не смотря на свою индивидуальность при решении конкретной задачи, имеет постоянную структуру, основными компонентами которой являются:

  • теоретико-методологическая часть, на основе которой строится методика исследования;

  • историко-теоретическая, которая предусматривает исследования явлений, процессов с учетом связей и взаимозависимостей между ними;

  • практическая, то есть обобщение результатов исследования как логическое завершение научного поиска, их аргументация.

Все методы можно объединить в единую группу с общим названием «методы познавательной деятельности», что указывает на активный процесс в планировании и проведении научно-исследовательской работы.


Исследовательские приемы - это инструменты, с помощью которых решаются те или другие проблемы, открываются закономерные связи явлений, которые изучаются. От правильного выбора метода зависит успешность исследования явления. Методика должна отвечать конкретным задачам исследования и четко отображать специфику явлений, которые изучаются, а не механически заимствовать методы из других наук. Для результативного решения поставленной проблематики есть смысл использовать конкретную методику, которая отвечает избранной тематике исследования.

Таким образом, классификация методов по характеру познавательной деятельности может быть представлена такой схемой:


Классификация методов по характеру познавательной деятельности





Классификация методов по способу организации исследования



Комплексные исследовательские приемы раскрывают структурно-функциональные связи сложного целостного объекта.

Метод экспертных оценок - получение прогностической информации на основе выявления и обработки мыслей группы экспертов.

Метод комиссии состоит в том, что на базе совокупности личных мыслей экспертов избираются наиболее объективные и обоснованные;

Метод «мозгового штурма» - творческая генерация новых идей (группа экспертов), их анализ, оценка (группа аналитиков) и выбор наиболее рациональных.

Метод эвристического прогнозирования отличается четким теоретическим обоснованием, выяснением компетентности экспертов и алгоритмом обработки полученной информации.

Метод обобщения независимых характеристик, их анализ и синтез, в ходе которых отбрасывается все несущественное.

Методы качественной обработки эмпирических данных - разные приемы классификации, дифференциации, категоризации на основе заданных критериев.

Методы количественной обработки выражают в числовых характеристиках разные стороны явлений и связь между ними.

Эмпирические методы исследования - способы получения научных фактов во время наблюдения, диагностирования, эксперимента, праксиметрических способов т др.

Теоретические исследовательские приемы выявляют связи зависимости между явлениями, которые изучаются.

Прогностические методы - система правил, требований, которые направляют познавательную деятельность исследователя на установление объективной истины.

Метод информационный разрешает быстро и эффективно получать информацию из монографических изданий, статей, разных научных источников относительно избранной проблематики.

Метод морфологического анализа - распределение проблематики на составные, каждая из которых имеет несколько вариантов решений, а результат есть совокупностью всех возможных вариантов решений.


1.3.1. Теоретические методы научного исследования

(схема)




Продолжение таблицы





Термин дедукция (от лат. deductio) - в широком понимании представляет собой форму мышления, когда новая мысль выводится логическим путем, с соблюдением правил логики. Впервые теория дедукции была разработана еще Аристотелем и с течением времени приобрела усовершенствование с развитием логики как науки. Дедуктивные суждения истинные в том случае, когда все его составные - истинные. В отличие от индукции в дедуктивном суждении невозможно получить неверный вывод, имея истинные ссылки.

^ С помощью метода дедукции расширяются возможности собственно умственного процесса, в котором можно выделить два основных уровня:

  • на первому уровне доказательство рассматривается как суждение, с помощью которого истинность одного устанавливается на основе истинности другого;

  • на втором уровне - доказательство имеет форму, которая поддается описанию, благодаря чему становится понятным анализ доказательства, выявление его структуры, использованных в нем правил вывода, запись в логической форме, то есть его формализация.

В научно-исследовательской практике применяют содержательное доказательство, представленное в виде обычных логических конструкций, уровень научности которых отвечает потенциалу молодого исследователя.

Индукция (от лат. inductio) - форма научного познания, логика которого разворачивается от конкретного к общему. То есть, общее положение выводится логическим путем из единичных суждений. При индуктивном исследовательском приеме для получения общих знаний о том или другом классе предметов необходимо выучить отдельные составляющие этого класса и обнаружить в них важные признаки, присущие этому классу предметов.

Абстрагирование - метод научного познания, которое состоит в мысленном выделении конкретных признаков и свойств объекта (предмета). Благодаря абстрагированию возможным становится выделение общих или наиболее важных признаков и свойств исследуемого явления.

Моделирование - метод научного познания, сущность которого состоит в исследовании модели объекта познания на основе отвлеченно-логического мышления по принципам наглядности, объективности.

Под моделью понимают объект, который заменяет собою оригинал в процессе исследования, результаты которого распространяют на оригинал.

Моделирование является важным методом научного изучения, которое разрешает ускорить процесс исследования и этим сократить срок внедрения новых результатов.

Среди методов научного исследования выделяется аргументация - сугубо логический процесс, суть которого состоит в том, что в нем обусловлена истина суждения того, что стремимся доказать. Аргументация достигнет цели лишь в случае, когда исследователь будет придерживаться правил доказательства и, в частности, построения тезиса:

  • тезис формулируется четко и правильно, при этом не допустимой есть двоякость мысли;

  • тезис должен оставаться неизменным, то есть доказывается одно и одно и то же положение; в случае если это правило не выполняется, то мысль не будет доказана.

Таким образом, в течение всего процесса нельзя отступать от первоначального формулирования тезиса.

Иногда случаются ошибки, среди которых:

  • выдвижение другого тезиса, связанного с первым, но что по сути является выдвижением нового положения;

  • замена основного тезиса подобным, но по сути другим;

  • частичное видоизменение основного тезиса или устранение определенных его составляющих, что делает его недоказательным.


Убедительность аргументации должна отвечать таким требованиям:

  • аргументы - лишь те положения, истинность которых доказана и выполняет роль фундамента, на котором строится вся доказательность;

  • аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, который выдвигается, то есть автономно, в другом случае сам аргумент требует доведения;

  • аргументы не могут сами себе противоречить, поэтому должны быть самодостаточными.

Для аргументации характерным есть доказательность и убежденность. Доказательство - это обоснования истинности любого тезиса, достоверность которого доказана. Любое доказательство есть аргументированным, но не любая аргументация является доказательством. Таким образом, аргументация - это недоказанное доказательство, цель которого высказать собственную точку зрения на проблему. По структуре аргументация и доказательство идентичны, поскольку схема их построения одна и та же.

Различие состоит лишь в степени доказательности, поскольку доказательство - доведения истинности суждения. Новый результат может быть признан лишь при условиях его доказанности. В широком понимании под термином «доказательство» понимают любой способ, который разрешает доказать истинность суждения, поэтому задачей его есть исчерпывающая обоснованность истинности тезиса.

Таким образом, доказательство - это логический процесс, который разрешает установить истинность суждения и включает такие составляющие:

  • тезис (суждения, истинность которого необходимо доказать);

  • аргументы;

  • демонстрация (способ доведения).

Тезис (грец. tesis) - положение, истинность или ошибочность которого доказывается. В качестве тезиса может выступать общее положение (обобщения) или высказывания.

Аргументы (основания) - исходные теоретические положения или фактические данные, истинность которых установленна раньше и есть бесспорной. В состав аргументов могут входить:

  • факты;

  • определения;

  • аксиомы и т.п..

Демонстрация - способ доказательства (последовательность умозаключений), что представляет собой последовательность аргументов ради подтверждения или опровержения тезиса. Нарушения законов логического мышления приводит к досадным ошибкам, среди которых известнейшими есть софизмы - фальсификация и сознательная дезинформация с целью доведения ошибочного тезиса.

Софизмы (грец. soficya – хитрая выдумка) - это неверное, ошибочное доказательство, которое выдается за правильное, основанное на внешней похожести явлений, замене понятий, сознательно неверным выбором исходных положений. Сам термин происходит от имени мудреца Давней Греции, который выдумывал упражнения для тренировки умственных способностей своих учеников (от чего они и стали называться софизмами), цель которых состояла в сознательном нарушении законов и правил логики. Со временем в Давней Греции возникла софистика - искусство умозаключений, в основу которых положена подмена одних понятий другими, доказательство «истинности» ошибочной мысли, своеобразная языковая «виртуозность», игра словами, оторванная от содержания понятия. Как следствие, софистами звали тех, кто отстаивает свои «убеждения» даже непозволительным способом, приемами, не проникаясь их истинностью.

1.3.2. Эмпирические исследовательские приемы

Эмпирические исследовательские приемы являются определяющими в научно-исследовательском труде, которые связаны с практикой, в частности педагогической, и обеспечивают накопление, фиксацию и обобщение исходного исследовательского материала.

Полученные с помощью этих методов данные служат основой для дальнейшего теоретического осмысления познавательных процессов и создают целостное единство научного познания.

Эмпирические исследовательские приемы


Інтерв’ю

Спостереження


Анкетування

Експеримент


Рейтинг

Експертна оцінка


Самооцінка

Аналіз результатів

Наблюдения - целенаправленное и систематическое восприятия объекта, которое имеет определенные задачи и цель.

Эксперимент - целенаправленное изучение объекта с целью выявления прежде неизвестных его свойств (качеств) или проверки правильности теоретических положений, которое определяется определенной поисковой идеей и имеет четко определенную цель. Эксперимент невозможен без теоретических положений, которые он или подтверждает, или опровергает, поэтому является одним из важнейших путей развития современной науки.


В зависимости от продолжительности различают наблюдения:

  • долговременное;

  • кратковременное;

  • беспрерывное;

  • дискретное (неоднократно повторяемое через определенный промежуток времени).


Эксперимент научно-исследовательских работ высших учебных заведений, который проводится с целью подтверждения выдвинутой гипотезы, может быть:

  • констатирующий, в процессе которого констатируется определенная взаимосвязь между влиянием на объект эксперимента и результатом этого влияния;

  • контролирующий, в процессе которого происходит контроль по результатам влияния на объект исследования и эффективности этого влияния;

  • лабораторный, который проводится в лабораторных условиях с применением специального оснащения и имеет долгодействующее действие, которое разрешает создать искусственные условия для многоразового подтверждения полученных результатов.


Использования проблемного метода в познавательной деятельности приводит к снятию последовательно образованных с учебной целью проблемных ситуаций.

Что же такое проблемная ситуация? С точки зрения психологии проблемная ситуация представляет собой искусственно созданное осложнение, которое появилось благодаря несоответствию между имеющимися знаниями и теми, какие необходимы для решения проблемы, которая возникла, или которую следует решить.

Задача, которые создает проблемную ситуацию, называется проблемной задачей или проблемой, решения которой - прерогатива не только науки, а и научно-познавательного процесса, который, до некоторой степени, имитирует процесс развития научных знаний путем решения проблемных ситуаций. Осознания недостаточности знаний и раскрывает путь его преодоления, которое ведет к поиску новых знаний, новых способов и действий как процесса творческого мышления. Без такого осознания не возникает потребности в поиске, и, соответственно, нет творческого мышления.

^ Таким образом, не любая трудность порождает проблемную ситуацию, а лишь недостаточность знаний для решения поставленной проблемы, которая может быть осознана самым исследователем.

Определенными признаками проблемы являются:

  • рождения проблемной ситуации;

  • определенная готовность и заинтересованность в поиске истинного решения;

  • возможность многовариативного пути разрешения проблемы, которая обуславливает наличие разных направлений поиска.


Особое внимание следует обратить на эвристические и креативные методы познавательной деятельности.

Эвристика - молодая наука, которая возникла на стыке нескольких наук, в частности философии и кибернетики. С точки зрения психологии эвристика - наука, которая изучает творческое мышление. Философия считает эвристическими те суждения, которые оказывают содействие новым открытиям.

Эвристическая деятельность (или процессы) хотя и включает в себя умственные операции как важные компоненты, но вместе с тем имеет специфику, благодаря чему ее следует рассматривать как такую разновидность мышления, которое создает новую систему действий или открывает неизвестные прежде закономерности явлений, объектов науки.

Под эвристическим методом понимают такой способ решения задач, который или ограничивает выбор вариантов решения, или суживает их к минимальному количеству. Соответственно этот эвристический метод можно понимать и как деятельность, которая приводит к решению сложной, нестандартной задачи, и как специфические приемы, которые исследователь выработал во время решения тех или других задач, и сознательно переносит приобретенные приемы на близкие по целям задачи. Таким образом, эвристические приемы как готовые схемы являются объектом эвристической логики и могут быть представлены в виде определенной логической схемы. Именно эвристика способная сделать сам процесс обучения интересным и результативным.

Априори есть тезис, который главной задачей обучения есть развитие творческих способностей личности, поэтому результативной будет такой метод обучения, при котором не навязываются готовые знания, а лишь направляется процесс поиска в изучении того ли другого явления.

Одним из основных методов, с помощью которого можно выучить структуру творческого, мыслительного процесса есть, по мнению многих ученых, обращение к собственному опыту в решении задач если не похожих, то аналогичных по сложности или целям.


^ Некоторые ученые даже стремились выделить определенные схемы, с помощью которых можно осуществить собственное открытие, в частности:

  • понимания постановки вопрос;

  • составление плана решения этого вопроса и его реализация;

  • изучения полученного результата, его правильности.


При этом исследователь должен ставить вопросы, среди которых главнейшими будут такие:

  • в чем состоит суть проблемы;

  • возможно ли ее решить традиционными методами;

  • не встречалась ли такая проблематика или ее аналог раньше;

  • если так, можно ли воспользоваться уже известными способами решения подобной проблемы ради достижения результата;

  • верность полученного результата и вероятность его правильности при условиях применения уже ранее полученного опыта.

Итак, главным, но не единственным в структуре мыслительной (умственной) деятельности принципом эвристической деятельности есть использования уже приобретенного (собственного) опыта, который способен привести к формированию приемов и привычек, их структурированию в определенную систему. Систематизация действий в таком случае понимается не как схематизация, а как четко продуманная логическая схема поиска (в том числе и научного), благодаря чему молодой исследователь способный не только руководствоваться известными приемами решения сложных вопросов, а собственным, приобретенным во время такого творческого поиска опытом, который освобождает его от стандартного мышления, готовых клише и учит творчески мыслить.

Развитие эвристического обучения должно включать в себя классификацию креативных ситуаций, моделирование как средство организации исследовательской деятельности, интерпретацию решения познавательных ситуаций и задач.

Креативность охватывает определенную совокупность умственных качеств, которые определяют способность к творчеству, одним из компонентов которой есть способность личности дивергентно мыслить.

Следует отделять креативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можно оценивать за его оригинальностью и значением, а креативный процесс – по способности к синтезу, воспроизведению отдельных составных, по дивергентности мышления. Именно эти особенности креативности являются общими как для науки, так и для искусства.

Креативность определяется интегральным показателем, который характеризуется объединением интеллектуальных и мотивационных факторов, процессуальных и личностных компонентов мышления. Познавательная сфера креативности характеризуется наличием широких категорий, синтетичностью в восприятии окружающего мира. Именно творческие личности при решении сложных задач избирают комплексные, сложные пути.

^ Основными характеристиками творческой личности считают:

  • оригинальность - способность предложить собственный, непривычный способ решения сложных задач;

  • интеграцию - способность одновременно учитывать, или объединять несколько противоположных условий, принципов;

- чувствительность.

Чаще всего исследователь пользуется так называемым конвергентным типом мышления, под которым понимаем поиск конкретных ответов на конкретные вопросы.

Именно конвергентная продукция требует аналитического типа мышления, которое необходимое в тех случаях, когда проблема определена.


^ Среди критериев творческого мышления определяют следующие:

- скорость, которая характеризуется легкостью и скоростью творческого мышления и определяется общим числом ответов на поставленные задачи;

- гибкость, которая характеризуется способностью к быстрому переключению на другие уровни мышления и определяется умением классифицировать разные ответы на поставленный вопрос;

  • оригинальность, которая характеризуется своеобразностью творческого мышления, непривычностью подходов к поставленной проблеме, нестандартностью структуры ответов;

  • логичность, которая характеризуется выбором адекватного решения, которое отвечает поставленной цели.


^ Таким образом, задача высшей школы состоит в том, чтобы научить молодого исследователя правильно использовать разные исследовательские приемы, уметь обобщать на теоретическому равные и применить приобретенные знания в будущей сфере профессиональной деятельности.


Специфика экспериментального исследования в научно-исследовательской практике имеет такие этапы:

  • констатирующий:

  • формирующий;

  • корректирующий;

  • контрольный.


Эксперимент как научный метод необходимый для специального изучения отдельных вопросов с участием тех, кто подлежит эксперименту. Его реализация предусматривает создание специальных условий и групп по определенным параметрам, которых требует гипотеза. Благодаря эксперименту апробируются учебные программы по разным психолого-педагогическим дисциплинам, выясняется их эффективность.

Различают:

  • эксперименты, которые проверяют верность гипотезы или теории эмпирически:

  • эксперименты поискового плана, в ходе которых происходит отбор необходимой эмпирической информации для уточнения предложенного.


Для проведения любого эксперимента необходимо:

  • разработать гипотезу, которая подлежит проверке;

  • обеспечить условия для экспериментальной проверки гипотезы;

- разработать методику фиксирования результатов эксперимента.


Относительно методики проведения эксперимента следует отметить ее важность. Без учета последовательности этапов проведения эксперимента, его интеллектуальных и материальных затрат, не будет достигнуты поставленные цели. Поэтому во время подготовки самого эксперимента исследователь должен:

  • разработать план целенаправленного наблюдения за объектом;

  • определить границы, в которых будет проходить эксперимент;

  • создать необходимые условия с учетом повторяемости ситуаций, изменения влияния, характера и условий на объект исследования;

  • провести систематическое наблюдение с целью изучения и описания объекта (явления), которое изучается;

- проанализировать результаты эксперимента.


Результативность эксперимента зависит от правильности избранной методики и учета предыдущего опыта в исследовании той или другой проблематики.

На основе полученных результатов эксперимента можно прийти к выводу об их верности или ошибочности, разработать теоретические положения и практические рекомендации и воплотить в практику результаты исследования.

Важным моментом в технологии научно-исследовательской деятельности есть разработка общего пути исследования проблематики, то есть логики, стратегии поиска. Овладение методами восхождения от чувственно-конкретного к абстрактному разрешит правильно построить логику исследования и осуществить его на высоком научном уровне.

1.4. Категориальный аппарат научного исследования

Категориальный аппарат научного исследования составляет существенную основу научного поиска, без знания которого есть невозможным творческий процесс.

Под концепцией исследования понимается система взаимосвязанных научных положений, которые использует исследователь для достижения результата. Концепция может базироваться на общепринятых теориях определенной научной школы, а может быть авторской и раскрывать собственные теоретические соображения исследователя. И в первом, и во втором случае изложенные положения являются цепью понятий, а не искусственным набором отдельных разноплановых утверждений. Соблюдение этого требования отображает концептуальное содержание исследования.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Скачать файл (2267.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru