Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Контрольная работа - Физкультурный уголок в группе как условие повышения двигательной активности детей с ОНР старшего дошкольного возраста - файл 1.doc


Контрольная работа - Физкультурный уголок в группе как условие повышения двигательной активности детей с ОНР старшего дошкольного возраста
скачать (188 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc188kb.01.12.2011 16:32скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова»
Северодвинский филиал

Факультет педагогики и психологии

Специальность 050717 – Специальная дошкольная педагогика и психология
Физкультурный уголок в группе как условие повышения двигательной активности детей с ОНР старшего дошкольного возраста


Контрольная работа

по методике физвоспитания

детей с проблемами в развитии студентки 6 курса

2 группы ОЗО

Усмановой Альфии Нургалиевны


Научный руководитель-

доцент кафедры педагогики

Сокольникова М. Н.
Северодвинск 2008

Введение ………………………………………………………………………. 3

1.Характеристика двигательной активности детей с ОНР старшего дошкольного возраста …………………………………………………………. 4
2. Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с ОНР старшего дошкольного возраста …………………….. 7
3. Роль физкультурного уголка в повышении двигательной активности детей с ОНР старшего дошкольного возраста ……………………………… 9
4. Характеристика физкультурного уголка в группе ………………… 13
5.Содержание двигательной активности детей с ОНР старшего дошкольного возраста (наблюдение) ……………………………………….. 14
6. Приемы руководства самостоятельной двигательной активностью детей (наблюдение) …………………………………………………………… 16
Заключение ……………………………………………………………………. 17
Список использованной литературы ………………………………………… 18 Приложение …………………………………………………………………… 19

Введение

Психическое развитие ребенка происходит на основе и по мере совершенствования двигательных навыков. Известно, что моторика в значительной мере определяет двигательный облик субъекта и способ его реагирования на внешние раздражители. Двигательные реакции, являясь наиболее распространенной формой взаимодействия личности со средой, имеют большое значение в целостном подходе к личности ребенка.

Однако в ДОУ значение двигательной активности (ДА) как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно. Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Более печальная ситуация в группах с нарушениями речи, где основное внимание уделяется развитию и коррекции речевой моторики, психических процессов, а организация самостоятельной ДА детей оставляет желать лучшего.

Повышение ДА ребенка с нарушениями речи возможно при построении такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л.С.Выготскому, должна соответствовать « зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в группе.

Развивающая двигательная среда играет важную роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности.
^ 1. Характеристика двигательной активности детей с ОНР старшего дошкольного возраст

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех ком­понентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторон; при нормальном слухе и интеллек­те. У детей с ОНР в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произно­шение и различение звуков на слух, недостаточно пол­ноценно происходит овладение системой морфем и, сле­довательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возра­стной нормы как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). (8. с.5)
В рамках психолого-педагогического подхода Р.Е. Левиной было выделено три уровня речевого раз­вития у детей с речевой патологией:

  • отсутствие общеупотребительной речи;

  • начатки общеупотребительной речи;

  • развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.


Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных фун­кций присуще и некоторое отставание в развитии двигатель­ной сферы.

Этот факт подтверждается анализом анамнести­ческих сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации слож­ных движений, неуверенности в воспроизведении точно дози­рованных движений, снижении скорости и ловкости их выпол­нения. Наибольшие трудности представляет выполнение дви­жений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точ­ном воспроизведении двигательного задания по пространствен­но-временным параметрам, нарушают последовательность эле­ментов действия, опускают его составные части. Например, им трудны такие движения, как перекатыва­ния мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстоя­ния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. (8. с.16 ) В анализе результатов исследований общей моторики у детей с отклонениями в речевом развитии Герасименко Ю.В отмечает следующие особенности: сниженный интерес к выполнению движений, низкая степень самостоятельности при выполнении двигательных заданий, активное использование помощи взрослого, замедленный темп движений, быстрая утомляемость общая напряженность, скованность, недостаточная согласованность движений рук и ног и др. (1. с.17-21) В качестве причин, обусловливающих трудности выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье, бросание, ловля мяча) детьми с низким уровнем двигательного развития, экспериментаторы выделили: нарушение зрительно-моторной координации, нарушение равновесия, низкий уровень выносливости, недостаточность регуляции тонуса мышц конечностей, недостаточность мышечной силы. Недостаточная сформированность у детей с нарушениями речи как наиболее сложных, так и простых форм произвольных движений, рано формирующихся в онтогенезе (ползание, ходьба, прыжки на месте) свидетельствует о нарушении функционирования ЦНС. (1. с.21)

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется прежде всего в недо­статочной координации пальцев рук (например, при расстеги­вании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).

Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией. Однако нередки случаи, когда указанные трудности характерны и для детей с другими аномалиями.

Известно, что дети с различными отклонениями в состоя­нии здоровья имеют разные физические возможности, и эту особен­ность необходимо учитывать при распределении физических нагрузок. Условно, независимо от возраста, выделяют три группы детей, характеризующихся большой, средней и малой по­движностью. (6. с.10)

Дети с большой подвижностью отличаются высокой реак­тивностью, неуравновешенностью поведения, они чаще дру­гих попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают вникнуть в суть игры, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий. Как правило, они хорошо вы­полняют простые упражнения, но избегают движений, требу­ющих точности, сосредоточенности, сдержанности поведе­ния. Движения их резки, быстры, часто бесцельны. Повы­шенная интенсивность игры вызывает скорое утомление, что сказывается на общем поведении.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением, умеренной подвижностью. Они эмо­циональны, азартны, самостоятельно активны, часто сами ста­новятся инициаторами игр. Движения их обычно уверенные, четкие, целенаправленные.

Малоподвижные дети вялы, пассивны, быстро устают. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого простран­ства. Такие дети не решаются вступать в общение со сверс­тниками, поэтому они нуждаются в постоянной помощи взрослых. Этот недостаток в поведении ребенка чаще всего объясняется слабым двигательным опытом, обусловленным патологией и сформировавшейся привычкой к малопо­движному образу жизни.

Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма.
^ 2. Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с ОНР старшего дошкольного возраста


Двигательная активность является врожденной, жизнен­но важной потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер физического раз­вития ребенка. Уровень обменных процессов и формирова­ние органов и систем в каждом возрастном периоде опре­деляются объемом двигательной активности. Существует оптимум для каждого возраста. При двигательной активнос­ти в границах ниже оптимума наблюдается задержка роста и развития, снижаются адаптивные возможности орга­низма.

У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологичес­ким изменениям. Отмечено, что при гипокинезии (малопо­движности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекци­онным заболеваниям, сужается диапазон возможностей ды­хательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нерв­но-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех ее отделах, общему ос­лаблению организма и снижению жизненного тонуса. (6. с.9) Харак­терным следствием указанных нарушений в функционирова­нии различных систем и органов является ухудшение физи­ческих и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, скорости двигательной реакции, по­движности в суставах, равновесия, силы мышц, выносливос­ти и общей работоспособности. Другими словами, организм начинает раньше времени стареть. Здесь уместно вспомнить высказывание русского врача и ученого Е. М. Максимовича-Амбодика: «Тело без движения подобно стоячей воде, кото­рая плесневеет и гниет». . (6. с.9) Единственной мерой предупреждения и ликвидации от­рицательных последствий гипокинезии, особенно в услови­ях логопедических групп является расширение двигательной ак­тивности детей, закаливание, широкое применение подвижных игр и игр спортивного характера на свежем воздухе с использованием основных спортивных дви­жений, обеспечивающих оздоровительный, общеукрепляю­щий эффект. (8. с.152)

Доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двига­тельными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенст­вование движений артикулярных органов: губ, языка, ниж­ней челюсти и т.д. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одно­временно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, чет­кой и эмоциональной.

Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы, как моторика мелких мышц кисти, координаци­онные способности, дыхание, осанка, фонематический слух (т.е. четкое представление ребенком звуковой структуры слова), четкость артикуляции (или звукопроизношения), зрительно-двигательная координация. Для успешной кор­рекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.

При активном использовании различных видов ДА создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит форми­рование правильной речи. Поэтому главными педагогическими задачами в логопедических группах являются следующие:

  • развивать моторику мелких мышц кисти;

  • развивать координационные способности;

  • совершенствовать функцию дыхания в процессе вы­полнения физических упражнений;

  • формировать осанку и предупреждать ее нарушение;

  • развивать устную речь при выполнении физических упражнений;

  • формировать фонематический слух при помощи фи­зических упражнений в процессе игры;

  • формировать четкость артикуляции в процессе вы­полнения физических упражнений;

  • формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений. (6. с. 75)

Таким образом, расширение и совершенствование двигательного опыта детей с ОНР возможно при умелом руководстве педагогов, создании предметной и двигательной среды, благоприятного микроклимата в группе.

^ 3. Роль физкультурного уголка в повышении двигательной активности детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Физическое воспитание, которому в ДОУ уделяется значительное внимание, направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двига­тельных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость и др.), овладение физическими упражнения­ми и подвижными играми; воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, це­леустремленной, волевой, творческой личности.

Решение задач физического воспитания возможно при использовании разных форм организации двигательной деятельности: физкультурные за­нятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, прогулки (как на участке, так и за его пределами), самостоятельная двигательная активность детей, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья. (3.с.165) Решению задач физического воспитания способствует создание ус­ловий, обеспечивающих подбор и размещение мебели, физкультурного оборудования и инвентаря с учетом педагогических, гигиенических, эс­тетических требований, предъявляемых к ним, а также нормативных правовых актов (см.: Новые санитарные нормы для школ и дошкольных учреждений). (4. с. 58) Как уже указывалось, для детей с нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием, тем более что в обычных программах не учитываются особенности развития двигательной сферы детей с ОНР.(5.с.53.) В связи с этим важно в I—II периодах обучения уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию. Особое место в ряду форм организации двигательной деятельности занимает самостоятельная ДА.

Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредоточивает внима­ние на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного ее осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Следовательно, этот процесс активизирует мысль, проявление настойчивости, целеустремленности. Этот процесс исходит из предварительного ознакомления ребенка с игрой или упражнением при обучении его воспитателем. Однако усвоение и совершенство­вание двигательных умений может быть самостоятельным. Во­спитатель, следя за действиями детей, одному ребенку может предложить правильный способ действий, чтобы не затягивать бесполезные усилия; другому, наоборот, предоставить самостоя­тельность в решении задачи или даже усложнить задание, чтобы вызвать полезные физические и психические усилия.

Стимулом самостоятельной двигательной деятельности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультур­ных пособий, создание т. н. физкультурного уголка. Поэтому воспитатель, учитывая возрастные и инди­видуальные особенности и возможности детей своей группы, пре­дусматривает в ежедневном плане работы использование этих предметов, подбирая их по признаку разнообразия движений и в це­лях необходимой повторности, закрепления приобретаемых детьми навыков . Для самостоятельной ДА воспитатель подбирает двигательные игрушки, мелкие физкультурные пособия и игры в соответствии с указаниями «Программы воспитания в детском саду». Для упражнений в бросании и метании — мячи различных размеров, мешочки, коль­ца, разнообразные интересные по конструкции и форме кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а также трех- и двухколесный велосипеды. Могут быть использованы двигатели с педальным управлением (упряжки, автомашины), способствующие ориентировке в пространстве.(3. С. 203)

Е.Демидова предлагает создавать «полосы препятствий», чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в тоннель и т. п.) (2. с.28) Для детей старших групп, особенно подготовительной, целе­сообразны игры с элементами спортивных игр — волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, подготавливающие де­тей к ознакомлению с правилами этих игр и к овладению некоторы­ми простейшими элементами их в целях подготовки к школе и заня­тию спортом.

Овладев правильными приемами, дети самостоятельно органи­зуют командные игры с соревнованием. Наблюдая ход игры, воспи­татель должен вносить необходимые коррективы. В распоряже­ние детей необходимо предоставить кегли, серсо, бильбоке, бабки. Вечером или в ненастную погоду могут быть использованы на­стольные игры, способствующие развитию точности и ловкости дви­жений: «Бирюльки», «Палочки-недотроги», шашки и др. Если дети старшей и подготовительной к школе групп умеют играть в шах­маты, развивающие логику и активность мышления, сосредоточен­ность, целеустремленность, целесообразно поощрять их.

Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры, они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оцен­ки поведения участников и выполнения правил, сближают детей.

^ Подвижная игр — одно из самых любимых занятий дошкольников, они предпочитают ее другим формам двигательной активности, т.к. она удовлетворяет естественную потребность в эмоциях, движении и является прекрасным средством самовыражения. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребят (как физических, так и речевых), с пониманием задач каждого этапа коррекционного процесса при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.

Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра (типа «Поезд», «Самолет») или игра-инсценировка («Теремок»). Возможно проведение подвижных бессюжетных упражнений, игр с пред­метами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах), ребенок учится целенаправленно катать, ловить, бросать сначала большой мяч, потом маленький и т. п., и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвиж­ные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, форми­руют игровые навыки, совершенствуют просодические компо­ненты речи, поощряют творческую активность детей. (8. 151)

Подвижные игры одновременно помогают успешному фор­мированию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сфор­мированы пространственные представления, с трудом форми­руются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младшей группы, адаптируя, изме­няя его с учетом особенностей работы логопедических групп.(8. С. 153)

Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру или упражнение с предметом, он должен заблаговремен­но познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех дви­жениях, которые им трудны.

Сам воспитатель принимает активное участие в игре, по­могая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с тру­дом или частично справляется с заданием. Необходимо про­явить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания старшего. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя по­сильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

После того, как большинство детей усвоит правила игры и поймет задания ведущего, их можно объединить в группы для проведения игры.

Предлагаемые игры могут сокращаться, дополняться по усмотрению педагогов в зависимости от коррекционных задач каждого периода.

Целена­правленно подобранные подвижные игры развивают у детей с ОНР мелкую моторику, равновесие, координа­цию и точность движений, улучшают качество внимания, звукопроговаривание, помогают освоению элементарных математических представлений о величине, расстоянии, скорости, весе, объеме, то есть стимулируют развитие фи­зических, психомоторных и интеллектуальных способнос­тей.

Кроме того, игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ограниченными функциональными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является важнейшим фактором интег­рации детей в общество здоровых сверстников. Участие педагога в играх, выполнение упражнений вместе с детьми, повышают их инте­рес к двигательной деятельности. Необходимо поддерживать и поощрять самостоятельность дошкольников в организации подвижных игр и физиче­ских упражнений, обеспечивать смену видов деятельности, регулировать нагрузку на детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, а также физическую подготовленность. С. Филиппова утверждает, что ДА детей зависит от половых особенностей девочек и мальчиков. Так, например, девочки нуждаются в побуждении в двигательной деятельности, поэтому им требуется организация подвижных игр, а мальчики сами находят развлечения либо сразу присоединяются к организованной двигательной деятельности.(7. с.36)

Таким образом, организуя различные виды ДА, педагог способ­ствует ее оптимизации, осознанному и творческому освоению движений, развитию и коррекции моторной сферы детей с ОНР. А насыщенная двигательная среда является ярким стимулом в повышении ДА.


^ 4. Характеристика физкультурного уголка в группе

Физкультурный уголок в логопедической группе №3 (старший дошкольный возраст) МДОУ №1 г. Мирный представлен в виде зоны, которая включает в себя:


  • полку (4 отд.) со спортинвентарем и пособиями;




  • скамейку;




  • мягкие модули и обручи.

На полке размещены: 2 кольцеброса с 20 кольцами разных цветов, флажки (18 шт.), бубен, маски для подвижных игр (8 шт.), 2 косынки, кегли (16 шт.), кубики пластмассовые (30 шт.), 1 ракетка, ленты на колечках (14 шт.), «лапти» для подв. игр (12 пар), мячи резиновые (1 большой, 6 маленьких), скакалка, специальные дорожки (3 вида - из палочек, «травка», из пуговиц), массажер «стопа», веревка-канат, буклеты «Подвижные игры» и «Виды спорта». Данному наполнение недостаточно разнообразно и ему требуется корректировка и обновление, т. к. не все виды инвентаря в необходимом количестве (мячи, скакалки, ракетки) и в «рабочем» состоянии (мячи спущены, бубен заклеен скотчем, косынки и флажки выглядят непривлекательно, маскам требуется реставрация). Особо следует отметить, что педагогами создано нетрадиционное оборудование-дорожки, ленты, «лапти».

Расположение предметов соответствует возрасту и росту большинства детей группы (последняя полка на высоте вытянутой руки ребенка), весь инвентарь доступен. (см. Приложение, фото 1)

Размещение физуголка рядом с игровой зоной оправдано: в самостоятельной ДА используется и крупный строительный материал, и мягкие модули. В группе достаточно свободного места для различных видов ДА. (см. Приложение, фото 2-7 )


^ 5. Содержание двигательной активности детей с ОНР старшего дошкольного возраста (наблюдение)



Наблюдение за детьми логопедической группы в МДОУ №1 в течение 3 дней с целью анализа их самостоятельной ДА показало, что ее содержание и организация специфичны вследствие некоторых причин. Так, во 2 половине дня проводится индивидуальная работа воспитателя по заданию логопеда с 4-5 воспитанниками, поэтому ДА остальных детей бывает ограничена. Они заняты «спокойными» играми: шашки, домино, шнуровки и др.

Так же учитывается в группе дозировка ДА, т. к. большая часть детей (10 из 14) гиперактивны, легко возбудимы, расторможены.

Но, несмотря на все перечисленное, у детей присутствует стремление к ДА, они проявляют самостоятельность в выборе инвентаря, подвижных игр и движений. Часто используются дорожки, из которых дети сооружают «полосу препятствий», добавляя к ним модули, крупный строительный материал, кегли. Но движения детей по полосе без руководства воспитателя однообразны – бег, ходьба в одном направлении. (см. Приложение, фото 2, 3)

Также ребята любят играть с веревкой («Удочка»), в кегли, кольцебросы, мяч и обручи. Почти не используются маски (только в играх типа «Догонялки»); совсем не используются флажки, кубики в самостоятельной ДА.

В этой логогруппе для наблюдения были взяты 3 ребенка разной подвижности, данные отражены в таблице 1.

Таблица 1


фамилия, имя ребенка

Время ДА

16:00-19:30

виды движений, игры

оборудование


Кирилл (высок. подв.)

16:20—16:45
18:00—18:15
19:00—19:15

Бег, отбивание мяча, метание колец, прыжки, ходьба, катание мяча, п\и «Удочка», «Мяч в обруч», полоса препятствий, «Ловишки», «Сбей кегли» (фото 2,4,5,6,7,8)

Мяч, кольцебросы, ленты, маски дорожки, кегли, модули, обруч

Игорь (сред. подв.)

16:30—16:45
19:00—19:15

прыжки, ходьба, катание мяча, п\и «Удочка», «Мяч в обруч»,полоса препятствий, «Сбей кегли» ( фото 2,4.5,6,7,8)

Мяч, обруч, канат, кегли, модули, дорожки

Настя (мал. подв.)

16:20—16:35


Ходьба, «Крутим обруч», «Шашки» (фото 4,8,9)

Шашки, обруч, бубен



Таким образом, время ДА детей с ОНР старшего возраста колеблется от 20 до 55 минут в течение второй половины дня. Дети высокой подвижности участвуют в ДА совместно с детьми средней подвижности, причем последние берут на себя роли организаторов, ведущих. (см. Приложение, фото 4, 5 )

Виды движений, которые используют дети этой группы, просты, несколько однообразны: бег, ходьба, прыжки на месте, бросание и катание мяча. Это объясняется не только неврологическим статусом диагнозов детей с ОНР, но и специфичными приемами руководства педагогов.
^ 6. Приемы руководства самостоятельной двигательной активностью детей (наблюдение)


В процессе наблюдения за ДА детей с ОНР старшего дошкольного возраста были выявлены следующие приемы руководства педагога по организации деятельности детей в физкультурном уголке:

  • объяснение (напоминание) правил подвижной игры;

  • распределение ролей;

  • создание игровой ситуации;

  • организация пространства (создание полосы препятствий);

  • подсказка (использование освоенных видов движений);

  • руководство игрой;

  • оценка деятельности (игры);

  • обеспечение смены видов ДА.


Так, перед проведением подвижной игры педагог поинтересовалась у детей, в какую игру они хотят поиграть; затем напомнила правила выбранной игры «Ловишки с лентами», предложила раздать ленты одному ребенку, по желанию был выбран ловишка. (см. Приложение, фото 6)

Перед игрой «Удочка» (любимая мальчиками этой группы) педагог предложила по считалке выбрать ведущего, затем ему сказала рассказать всем о правилах этой игры. ( фото 5)

Полосу препятствий дети начали выкладывать сами, а педагог предложила сюжет «На поиски принцессы», и подсказала, чем еще можно разнообразить дорожки. Малоподвижную девочку вовлекли в игру с помощью главной роли, но, к сожаленью, она больше стояла, чем двигалась. После окончания игры педагог дала оценку деятельности детей в виде похвалы. ( см. фото 7, 8)
Как уже указывалось, педагоги данной группы соблюдают строгую регулировку двигательной нагрузки от чрезмерного перевозбуждения гиперактивных детей. Но также используют любую возможность для организации ДА детей группы с ОНР (со слов педагогов - посещают физкультурный зал, где стоят различные тренажеры и инвентарь более разнообразен).

Заключение
Ребенок рождается на свет беспомощным, с одной-единственной спо­собностью — всему научиться со временем. Он осваивает непроизвольные движения в процессе жизни, а все произвольные движения возникают у него только в результате обучения.

Обучаясь движениям, дети дошкольного возраста приобретают знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности; знакомятся со способами и средствами ее реализации; накапливают опыт творческой дви­гательной активности. Умение самостоятельно мыслить и действовать да­ет ребенку возможность реализовать потенциальные природные способно­сти, понять оздоравливающую роль физических упражнений, возможности своего тела. Создание благоприятной психологической обстановки, предметной и двигательной среды побуждает ребенка проявлять ДА, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них. Повышение самостоятельной ДА детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Потребность в ДА детей как здоровых, так и с нарушениями в развитии, доказано многими исследованиями. На данный момент требуется разработка программы по физическому воспитанию для детей с ОНР, где будут учтены особенности их двигательной сферы, согласованы нагрузки индивидуальной работы с детьми всех специалистов в пользу всестороннего развития ребенка.
Список использованной литературы


1.Герасименко Ю. В. Исследование состояния общей моторики у детей третьего года жизни с отклонениями в речевом развитии. // Логопед в детском саду.-2005.-№4.-С.17-22.

2.Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной активности детей. // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.28-33.

3.Кенеман А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие.- М.,1978.-С. 165-203.

4.Методические рекомендации к « Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под ред.В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.- М.,2005.-С.58-97. 5. Овчинникова Т. С. Психомоторика дошкольников шести-семи лет с нарушениями речи. // Логопед в детском саду.-2005.-№4.-С. 52-58.

6 Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред.Л. В. Шапковой.-СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.-160

7.Филиппова С. На физкультуру, мальчики! На физкультуру, девочки! // Дошкольное воспитание.-2002.-№6.-С.31-39.

8.Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.- М.:Айрис-пресс,2005.-224 с.

Реклама:





Скачать файл (188 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru