Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений - файл 1.doc


Контрольная работа - Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений
скачать (144.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc145kb.01.12.2011 16:37скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Тихоокеанский Государственный Университет.

Кафедра гражданско-правовых дисциплин.
Контрольная работа

по дисциплине «Информационное право».

Вариант № 2.

Тема: «Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений»


Выполнил студент:

Проверил:
Хабаровск 2007.
ПЛАН:
Введение.

•Информационное право и информационные отношения.

•Правовой режим информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

•Имущественные и исключительные права на информационно-коммуникационные технологии. Связь между заказчиками, разработчиками и эксплуатационниками.

•Информационно-коммуникационные технологии в современных компаниях и предпринимательской деятельности

•Правовое регулирование отношений в области разработки и использования средств связи и телекоммуникаций.

•Правовое регулирование отношений, возникающих при использовании информационных технологий в процессах подготовки и проведении выборов и референдумов. Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы", как объект правоотношений.

•Государственная политика в области создания и использования информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Заключение.

Использованная литература:
Введение.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, которая активно влияет на состояние политической, экономической, военной и других составляющих безопасности России. Появление проблем в конституционно-правовом регулировании информационных систем связано с одной из характерных особенностей современного этапа научно-технического прогресса: чрезвычайно быстрым и практически повсеместным распространением новейших информационных технологий и средств коммуникации.

Информационное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с информацией. Практически все отношения между людьми имеют информационную составляющую. Поэтому можно говорить об информационном праве в широком и узком смысле. Если придерживаться расширенной версии, оказывается, что нормы информационного права буквально рассыпаны по всему пласту законодательства.

В отличие от классических отраслей права, таких как уголовное или гражданское, информационное право является комплексным, то есть его нормы разбросаны по отдельным, классическим отраслям и объединены только общим объектом – отношениями в связи с оборотом информации.

Однако в этих случаях информационная деятельность играет хотя и важную, но вспомогательную роль, то есть является средством для достижения цели, лежащей за пределами информационной сферы (раскрытие преступления и наказание виновных, взимание налогов и т.д.). К информационному праву в узком, или собственном смысле, могут быть отнесены лишь такие нормы, которые регулируют информационные процессы, которые являются самоцелью, то есть когда информация есть не только средство достижения чего-либо иного, но и конечный итог.1

^ Информационное право и информационные отношения.

Информационные отношения как предмет правового регулирования - это субъекты информационно-правовых отношений, правовой режим получения, передачи, хранения и использования информации, юридические режимы информации разного содержания, пользования банками и базами данных, информационные правоотношения, ответственность. Думается, в таком виде формирующееся информационное законодательство и право в полной мере охватят нормативный массив, который некоторые специалисты относят к компьютерному праву или к кодексу информатики.2

Правовое регулирование информационных отношений в области создания и использования информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Уникальной особенностью российской правовой системы является наличие в ней законов, содержащих информационное право в чистом виде. Обусловлено это, скорее всего, теми субъективными причинами, которые влияют на законодательный процесс в нашей стране.3

В различной литературе неоднократно делались попытки ограничить область правового регулирования информационных отношений путем перечисления конкретных содержательных областей. Зачастую, при этом, под информационным правом понималось лишь информационно-компьютерное право, правовая информатика.

Области правового регулирования информационных отношений это:

^ Защита государственной и общественной безопасности, конституционного строя Российской Федерации: Охрана государственной тайны; Охрана тайны следствия и судопроизводства; Охрана служебных тайн органов государственной власти; Запрет на разжигание межнациональной розни; Ограничения (в т.ч. лицензирование) на использование определенных технологий передачи информации (в частности, технологий шифрования, теле- и радиовещания, проводной и беспроводной связи и т.д.)

^ Обеспечение общественной поддержки государственной политики: Государственные СМИ; Медиа-кампании; Госпорталы (пока в небольшой степени).

Информационное обеспечение фискальных и регулирующих функций:

Обязательная отчетность (налоговая, статистическая); Обязательное архивирование, государственная архивная политика.

^ Защита общественной морали и нравственности путем ограничения на содержание публикаций в СМИ и рекламе: Рекламы табачных и алкогольных изделий; Информации о наркотических и психотропных средствах; Информации, оскорбляющей чувства граждан

^ Защита экономических интересов граждан и организаций: Раскрытие информации на рынке ценных бумаг; Охрана коммерческой тайны; Охрана коммерческой репутации и доброго имени; Охрана торговых марок; Охрана авторских и смежных прав; Охрана патентных прав; Защита потребителей от недостоверной и манипулятивной рекламы; Защита рынка от недобросовестной конкуренции через рекламу; Запрет на несанкционированный доступ к программам, базам данных и компьютерным сетям

^ Защита неэкономических интересов граждан: Защита неприкосновенности частной жизни, персональных данных; Ограничения на распространение сведений, связанных с профессиональной деятельностью (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.); Ограничения свободы слова, связанные с нанесением морального ущерба, защитой чести и достоинства граждан

Создание и распространение информации и знаний, носящих научную и практическую ценность в государственных исследовательских и образовательных организациях, стимулирование создания ценной информации и знаний в частном секторе.


^ Правовой режим информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Реализация национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и решение поставленных задач предполагают активную деятельность государства по следующим трем основным направлениям.

Первое направление деятельности по обеспечению национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере связано с обеспечением прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере, духовным обновлением России.

Эта деятельность направлена на обеспечение государственных гарантий: свободы получения информации в интересах сохранения здоровья, неприкосновенности частной жизни и недопустимости произвольных посягательств на честь и репутацию человека; свободы мысли, убеждений и следования своим убеждениям; свободы выражения убеждений в общении с другими лицами; свободы участия в культурной жизни общества; защиты интересов человека, связанных с использованием результатов его интеллектуальной деятельности другими лицами; некоторых ограничений свободы выражения убеждений.

Второе направление деятельности по обеспечению национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере связано с развитием отечественной индустрии средств информатизации, телекоммуникаций и связи, обеспечением ею потребностей внутреннего рынка, выходом ее продукции на мировые рынки, а также обеспечением накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

Третье направление деятельности по обеспечению национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере связано с достижением необходимого уровня безопасности информационных и телекоммуникационных систем как развернутых, так и создаваемых на территории России.
Соответственно можно выделить три основные составляющие нормативной базы системы правового регулирования информационной безопасности:

- правовые нормы обеспечения безопасности прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере;

- правовые нормы обеспечения безопасности интересов Российской Федерации в области развития российской инфраструктуры и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

- правовые нормы обеспечения безопасности информационных и телекоммуникационных систем и информационных ресурсов.

Сведения и факты охраняются тремя правовыми режимами: режимом тайны или конфиденциальной информации, режимом патентного законодательства и режимом охраны торговых марок.

Патенты защищают изобретения и, как правило, патентное законодательство содержит процедуру доказывания объективной полезности, новизны и неочевидности. Торговые марки позволяют потребителям четко различать товары и услуги, предоставляемые различными поставщиками, и в этом a priori заключается их объективная польза. Режимы охраны сведений защищают сведения независимо от формы представления. Пересказ содержания секретного чертежа, позволяющий понять принцип действия устройства, является нарушением режима тайны.

Самые большие сложности в этой стройной модели возникают с программным обеспечением. С одной стороны, как правило, программы делают что-то объективно полезное, а следовательно, должны бы по логике охраняться патентами (хотя эстетика интерфеса, безусловно, попадет под действие копирайта). С другой стороны, компьютерный код (в исходном или машиночитаемом формате) вполне может считаться авторским произведением.

Помимо упомянутых выше режимов существует еще один важный правовой режим информационных систем: это режим общедоступной информации. По умолчанию, всю информацию принято считать общедоступной – что означает отсутствие у кого-либо прав на включение информации в режим охраны либо как конфиденциальной, либо как к подпадающей под действие законодательства об исключительных правах, при отсутствии достаточных на то оснований. Разумеется, это вовсе не означает автоматическую доступность любой неохраняемой информации для всех. Во-первых, не все носители информации являются общедоступными, а во-вторых, не вся информация отчуждаема от носителей.

На сегодняшний день правовое регулирование общедоступности осуществляется по двум направлениям:

Создание обязательств по раскрытию, широкой публикации (приведению в состояние общедоступности) определенной информации

Запрет на отнесение определенной информации (в том числе по признаку общедоступности) к режиму конфиденциальности и/или исключительных прав

Режим общедоступности может подразделяться на несколько под-режимов. В рамках каждого их этих режимов информация является свободной для распространения, отличаясь только степенью распространенности.

Режим тайны может устанавливаться как в рамках гражданско-правового, так и в рамках государственно-правового метода регулирования. В наиболее общем виде можно выделить коммерческую тайну и прочие тайны. Все прочие сведения, признаваемые тайнами (государственная, семейная, медицинская, переписки, следствия и т. п.), являются предметом государственно-правового регулирования, объектами гражданских прав не являются и не могут быть предметами легальных гражданско-правовых сделок.

Проблема заключается в том, что разработчики законов о защите персональных данных создают специальный правовой режим, нечто среднее между конфиденциальной информацией, исключительными правами и вещным правом. Аналогичная проблема, возможно, существует и в российском законодательстве, так в соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ информация является объектом вещных прав4
Таким образом, можно сформулировать четыре основных режима информационных систем, применяемых в настоящее время:




Уникальные носители информации

Общедоступная информация

Информация с ограниченным доступом

Механизм исключительных прав

Конфиденциальная информация

Законодательные сферы

Вещное право, ограничения на выезд, работу на конкурентов

О СМИ; о госинформресурсах, об обязательном раскрытии

Авторское право, смежные права

Патентное право; о торговых знаках, защита чести

О гостайне и иных видах конфиденциальной информации

Предмет отношений

Связанная информация

Сведения

Свободная информация (данные)

Сведения

Сведения

Метод регулирования

Государственно-правовой, гражданско-правовой

Государственно-правовой

Гражданско-правовой

Государственно-правовой, гражданско-правовой

Можно также констатировать, что изрядная часть проблем современного российского законодательства вызвана отсутствием четких определений правовых режимов и категорий информационных систем, подпадающих под действие тех или иных правовых режимов.
^ Имущественные и исключительные права на информационно-коммуникационные технологии. Связь между заказчиками, разработчиками и эксплуатационниками.

Особенность информационных технологий и продуктов как объектов гражданских прав состоит в том, что они могут порождать как имущественные, так и исключительные права. Это нередко влечет ошибки в понимании юридической природы конкретных объектов прав и выборе того или иного типа договора при оформлении сделок.

Так, факт создания программы для ЭВМ порождает исключительные права, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права.

Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных - как сборникам в соответствии с Законом РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" и Законом о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Согласно ст. 3 Закона о правовой охране программ для ЭВМ авторское право распространяется на любые программы для ЭВМ и базы данных, как выпущенные, так и не выпущенные в свет, представленные в объективной форме, независимо от их материального носителя, назначения и достоинства. В соответствии со ст. 11 данного Закона исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных может быть передано полностью или частично другим физическим или юридическим лицам по договору. Договор заключается в письменной форме и должен устанавливать следующие существенные условия: объем и способы использования программы для ЭВМ или базы данных, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора.

Экземпляр программы представляет собой объект права собственности и в соответствии со ст. 16 названного Закона допускает свободную перепродажу. Перепродажа или передача иным способом права собственности либо иных вещных прав на экземпляр программы для ЭВМ или базы данных после первой продажи или другой передачи права собственности на этот экземпляр допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения.

Договор о передаче прав на использование программы для ЭВМ и договор продажи экземпляров программы - это разные договоры. Экземпляр программы - это вещь, которая может выступать в качестве товара, сама же программа является идеальным объектом и товаром быть не может.

Но, будучи объектом интеллектуальной собственности, она может порождать право пользования интеллектуальным продуктом, передаваемое владельцем пользователю. Распространенность ошибок, проистекающих из смешения этих двух типов договора, объясняется тем, что в гражданско-правовом обороте программа для ЭВМ неотделима от ее материального носителя, и нередко бывает трудно установить, переходит ли по договору право пользования программой для ЭВМ или право собственности на экземпляр программы для ЭВМ.

Основные проблемы в области охраны интеллектуальной собственности связаны с нахождением оптимального баланса между возможностью свободного доступа к информации и защитой интересов правообладателей результатов интеллектуальной деятельности.

На текущий момент сформирована правовая база для регулирования правоотношений, связанных с использованием интеллектуальной собственности и информации как объекта гражданских прав. Однако на практике эти нормы не всегда правильно проецируются на вновь возникающие технологии, а судебная практика рассмотрения дел, связанных с компьютерными технологиями и использованием доказательств, возникших в результате использования информационных технологий, пока не сформировалась.

Остается нерешённой, в частности, проблема отсутствия утверждённых процедур учёта результатов интеллектуальной деятельности в качестве нематериальных активов, равно как и проблемы внешнеторгового регулирования сделок по трансграничной передаче результатов интеллектуальной деятельности (например, экспорт программного обеспечения) через сеть Интернет.

К числу проблем, требующих скорейшего решения в этой области, относятся:

- четкая дифференциация регулирования исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности нормами частного права и прав доступа к информации - нормами публичного права;

- совершенствование правового регулирования объектов исключительных прав, непосредственно связанных с ИТ, таких как программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем;

- нахождение оптимального баланса частного интереса, закрепленного институтами исключительных прав, и общественного интереса (общественной пользы), заключающегося в необходимости обеспечения доступа к информации субъектов информационных отношений;

- совершенствование механизмов передачи прав на объекты интеллектуальной собственности на исключительных и неисключительных условиях; подобные механизмы должны быть существенно упрощены за счет устранения государственного вмешательства при их осуществлении;

- с учетом необходимости дальнейшего совершенствования гарантий прав создателей результатов интеллектуальной деятельности и их законных правообладателей; в рамках данного направления регулирования необходимо осуществлять дальнейшее развитие института служебных произведений;

- совершенствование механизмов учёта прав на объекты исключительной собственности в качестве нематериальных активов;

- в отношении результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат государству и созданных за счет средств государственного бюджета, необходимо создать механизмы предоставления и передачи прав на их использование;

- устранение пробела, связанного с регулированием деятельности электронных библиотек; внесение изменений в действующее законодательство об авторском праве, библиотечном и архивном деле, позволяющих на установленных условиях оцифровывать (воспроизводить) произведения и размещать их в сети Интернет;

- обеспечение дальнейшей гармонизации российского законодательства об интеллектуальной собственности с принятыми в мировой практике подходами к регулированию этой сферы общественных отношений, в том числе соглашениями в рамках ВТО;

- повышение эффективности правоприменительной практики в борьбе с пиратством и другими нарушениями законодательства об охране результатов интеллектуальной деятельности.
^ Информационно-коммуникационные технологии в современных компаниях и предпринимательской деятельности

В современных условиях повышение эффективности бизнеса компании, уровня управления и конкурентоспособности, выход на лидирующие позиции невозможен без разработки и реализации методов и систем, позволяющих улучшить качественные и количественные показатели использования информационных ресурсов.

Каждая компания действует на основании своей теории бизнеса, т.е. ряда представлений о том, каковы ее цели и задачи, в чем заключается ее бизнес и каковы ее результаты (продукты), а также, кто является потребителем, что он ценит и за что намерен платить. Квинтэссенцией и одновременно декларативной частью этой теории, как правило, направленной во внешнее окружение, является миссия компании.

В России в настоящее время сформировался рынок информационных продуктов и услуг, наиболее развитым сектором которого является сектор деловой информации. Российский предприниматель находится в качественно новой информационной среде и имеет возможность получить практически все виды информационных услуг, предлагаемых на мировом рынке.

Предприниматели активно пользуются информацией по российскому законодательству, судебной практике и международно-правовым актам, по поставщикам, по потребителям товаров (работ, услуг), по технологиям ведения бизнеса.


^ Правовое регулирование отношений в области разработки и использования средств связи и телекоммуникаций.

Пересмотра требует сложившаяся и противоречащая объективным потребностям развития информационных технологий система лицензирования в сфере информационных технологий. Действующим законодательством устанавливается обязательное лицензирование в отношении значительного числа видов деятельности, связанной с применением информационных технологий.

Предусмотрено лицензирование всех видов деятельности в области связи; в области разработки, производства и эксплуатации средств защиты информации; деятельности удостоверяющих центров электронной цифровой подписи. Более того, часть лицензируемых видов деятельности выведена из общего правового режима, установленного Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Столь широкое распространение лицензирования в сфере применения информационных технологий не соответствует законодательно установленным критериям введения лицензирования для той или иной деятельности.

К лицензируемым должны относиться лишь те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Из числа видов деятельности, подлежащих лицензированию, должны быть исключены все виды деятельности, связанные с оказанием информационных услуг, разработкой, производством, распространением и реализацией продукции информационных технологий, если они не относятся к средствам защиты государственной тайны и не предназначены для использования в государственных учреждениях.

Аналогично требует отмены установленный в настоящий момент (но пока не реализованный) механизм лицензирования деятельности в области использования электронной цифровой подписи, поскольку мировая практика по использованию электронных цифровых подписей отказалась от легализации единственной технологии ЭЦП, не требует от пользователей ЭЦП выполнения каких-либо формальностей для признания её юридической силы, а вопрос о требованиях, предъявляемых к удостоверяющим центрам ЭЦП, не имеет прямого отношения к лицензированию соответствующей деятельности.

Требование об обязательной сертификации продукции (услуг), относящихся к сфере применения информационных технологий, должно устанавливаться только федеральным законом, причём перечень таких видов продукции (услуг) должен быть сужен в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании». В настоящее время единый нормативный акт, который содержал бы такой перечень, отсутствует.

Требования о сертификации должны соответствовать заявленным в законе целям введения сертификации.

Дифференцированного регулирования требует проблема обязательной регистрации и выдач разрешений в сфере применения информационных технологий. Регистрация тех или иных объектов может быть добровольной либо обязательной.

Очевидна целесообразность внесения изменений и в законодательство о сертификации средств связи, в настоящей момент осуществляемой в рамках системы сертификации "Связь", Однако в настоящий момент сертификация как инструмент государственного регулирования используется крайне нерационально (наличие двухэтапной системы сертификации, множественность процедур сертификации при импорте средств связи, значительные сроки рассмотрения заявок и т.д.).

Существенная часть активности государственных органов как в законотворческой работе, так и в принятии собственных подзаконных актов направлена на реализацию различных форм предварительного и последующего контроля за деятельностью в сфере применения информационных технологий.

Зачастую необходимость государственного вмешательства в отношения в данной сфере абсолютизируется под предлогом «защиты национальных интересов» (за которыми на деле нередко скрываются лишь ведомственные интересы сторонников такого вмешательства), при полном игнорировании объективных процессов применения информационных технологий, практического опыта работы российских организаций на этом рынке и зарубежного опыта регулирования. В результате всё многообразие форм государственного регулятивного воздействия безосновательно сводится к триаде «лицензирование – сертификация – надзор (контроль)».

Неэффективными являются и меры текущего контроля (надзора) за деятельностью в сфере применения информационных технологий. Органы государственной власти оказались не в состоянии не только предупреждать возможные нарушения прав и законных интересов участников информационных правоотношений, но и эффективно выявлять виновных в случае совершения правонарушений, пресекать общественно опасные действия правонарушителей.

При этом как надзорные, так и правоохранительные органы наделены достаточными, а в некоторых случаях и избыточными полномочиями, которые используются ими для осуществления ими разовых, бессистемных мероприятий. Значительный объём властных полномочий государственных органов, которые одновременно являются ответственными за лицензирование соответствующих видов деятельности, является фактором, способным существенно затруднить работу участников рынка.

В целом, действующие в Российской Федерации меры как предварительного, так и текущего контроля оказались неспособны создать эффективный механизм защиты прав участников правоотношений по применению информационных технологий. При этом в большинстве случаев игнорируется российский (в части механизмов саморегулирования) и зарубежный опыт в решении указанных задач.

"Интернет", как информационная система, практически не исследован с точки зрения юридической специфики отношений, возникающих в связи с его существованием и практическим применением.

Вопросы, связанные с функционированием Интернета, затрагивают огромные материальные, информационные, людские ресурсы и соответствующие объемы денежных средств. Все это не может остаться без внимания публичной власти, а значит, и без принятия нормативного регулирования в этой сфере.

Интернет не является чем-то единым. Ни в одной стране мира не существует организационной структуры, выступающей в качестве единоличного собственника или владельца данной компьютерной сети.

Появление и развитие Интернета вносит много принципиально нового в характер взаимоотношений между людьми и организациями, связывающимися между собой через сеть, а также влечет возникновение новых деятельных субъектов-производителей сетевых услуг.

В случае компьютерной, а не телефонной сети, отношения между пользователями имеют некоторую специфику.

Они заключаются в существенно больших технических возможностях для совершения юридически значимых действий, чем это возможно по телефону или факсу, либо при заключении договоров в обычном порядке, например, в способе направления оферты и акцепта; в числе возможных адресатов оферты; в возможностях обсуждения и изменения условий договора; в способе фиксации условий договора в какой-либо материальной форме; в способе исполнения договора лицом, получающим услугу (например, оплачивающим ее производителю). Чаще всего такие вопросы до сих пор остаются не урегулированными национальными правовыми системами.

Подавляющее большинство сделок (не обязательно возмездных) в сети "Интернет" осуществляется между лицами, физически находящимися (либо юридически инкорпорированными) в разных странах, что еще более усложняет ситуацию с определением подлежащего применению права.

Следовательно, можно говорить о специфическом способе (но не основании!) возникновения правоотношений между физическими и юридическими лицами, связывающимися между собой посредством компьютерной сети Интернет. Этот специфический способ:

- невозможно свести к какой-либо одной из известных форм заключения договоров или возникновения ответственности;

- связан с использованием исключительно сложного технического оборудования, позволяющего тем не менее обходиться без привлечения специальных познаний для его применения;

- привлекателен своей оперативностью и удобством применения (в частности, позволяет согласовывать условия сделок и исполнять их в течение нескольких секунд);

- характеризуется высокой степенью алгоритмизации отношений между субъектами;

- дает возможность совершать юридически значимые действия, которые направлены на объекты, находящиеся за пределами сферы распространения национального законодательства. Причем с точки зрения осуществления этот способ значительно проще любого другого.

Интернет, в настоящий момент, представляет собой интереснейший пример того, насколько удачно и эффективно может развиваться столь сложная техническая система практически в отсутствие формального правого регулирования. Это ставит важный теоретический вопрос о том, как скоро уровень развития социальных отношений, связанный с существованием подобной системы, потребует разработки и применения соответствующего правового регулирования.
Правовое регулирование отношений, возникающих при использовании информационных технологий в процессах подготовки и проведении выборов и референдумов. Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы", как объект правоотношений.

Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при подготовке и проведении выборов и референдумов является одной из гарантий обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме.

База данных ГАС "Выборы" - это объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью комплексов средств автоматизации ГАС "Выборы", то есть территориально распределенная автоматизированная информационная система, реализующая информационные процессы в ходе подготовки и проведения выборов и референдумов, а также используемая для решения иных задач, не связанных с выборами, референдумом, обеспечивающая совокупностью мер и средств защиты информации.

Использование, эксплуатация и развитие ГАС "Выборы" осуществляются на основе следующих принципов:

- соблюдение конституционных прав граждан в условиях автоматизированной обработки информации о них;

- обеспечение гласности деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума при использовании ГАС "Выборы";

- недопустимость вмешательства в технологические процессы обработки информации ГАС "Выборы" органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, других лиц и организаций, не предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами;

- сочетание централизованного управления процессами использования ГАС "Выборы" с самостоятельностью субъектов Российской Федерации в решении вопросов, связанных с особенностями регионального и местного характера;

- обязательное применение ГАС "Выборы" при планировании, подготовке и проведении выборов, референдума, недопустимость использования для этих целей вместо ГАС "Выборы" других автоматизированных систем и информационных технологий;

- обеспечение безопасности информации ГАС "Выборы" в сочетании с открытостью системы и доступностью информации, содержащейся в ее информационных ресурсах с учетом требований федеральных конституционных законов и федеральных законов;

- обеспечение достоверности информации, получаемой с использованием ГАС "Выборы";

- применение лицензионных программных средств общего назначения, сертифицированных специализированных программно-технических и телекоммуникационных средств ГАС "Выборы", а также эксплуатационной документации;

- недопустимость подключения ГАС "Выборы" при ее использовании в процессе проведения выборов, референдума к сети Интернет и иным компьютерным сетям и каналам связи, не применяемым в ГАС "Выборы".

ГАС "Выборы" является федеральной автоматизированной информационной системой, функционирующей на всей территории Российской Федерации и применяется для информационного обеспечения процессов подготовки и проведения выборов, референдума, а также для решения иных задач, не связанных с выборами, референдумом, в порядке, установленном федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Структура построения ГАС "Выборы" соответствует системе избирательных комиссий. В состав ГАС "Выборы" входят:

- комплекс средств автоматизации Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, эксплуатируемый Федеральным центром информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

- комплексы средств автоматизации избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, эксплуатируемые информационными центрами избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;

- комплексы средств автоматизации окружных, территориальных избирательных комиссий, эксплуатируемые системными администраторами ГАС "Выборы".

Документ на бумажном носителе, подготовленный с использованием ГАС "Выборы" (компьютерная распечатка) в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, приобретает юридическую силу после его подписания должностными лицами. Электронный же документ, подготовленный с использованием ГАС "Выборы", приобретает юридическую силу после его заверения ЭЦП должностных лиц.

Протокол, сводная таблица об итогах голосования, иной сводный документ, подготовленные в электронном виде с использованием ГАС "Выборы", приобретают юридическую силу после обязательной проверки в установленном порядке открытыми ключами ЭЦП подлинности всех исходных электронных документов, на основе которых готовится сводный электронный документ.

Информационные ресурсы ГАС "Выборы" включают:

- персональные данные об избирателях, участниках референдума, выдвинутых кандидатах, зарегистрированных кандидатах на выборную должность, избранных кандидатах, доверенных лицах, уполномоченных представителях, членах избирательных комиссий и комиссий референдума, перечень которых устанавливается федеральными конституционными законами и федеральными законами;

- информацию о ходе и итогах голосования;

- картографическую информацию об административно-территориальном делении федерального, регионального и муниципального уровней, используемую при проведении выборов, референдума;

- информацию, связанную с деятельностью избирательных комиссий, комиссий референдума;

- информацию о нормативных правовых актах о выборах, референдуме;

- иную информацию, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

При использовании ГАС "Выборы" в целом, отдельных ее фрагментов, комплексов средств автоматизации при проведении выборов, референдума определенного уровня соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума образует группу контроля за использованием ГАС "Выборы".

Порядок образования и деятельности группы контроля, устанавливается федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Члены группы контроля осуществляют контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о выборах, референдуме, иных нормативных правовых актов, регулирующих использование ГАС "Выборы".


^ Государственная политика в области создания и использования информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

В 2000 году Президент Российской Федерации утвердил Доктрину информационной безопасности нашей страны, один из разделов которой посвящен обеспечению безопасности работы российской информационной инфраструктуры и надежному сохранению информационных ресурсов.

Этому способствует целевая программа "Электронная Россия", утвержденная в 2002 году Президентом Российской Федерации и активно воплощающаяся в жизнь.

В связи с этим создаваемые информационные технологии должны являться, в том числе и средством защиты от несанкционированных доступов к информации.

В настоящее время в целях повышения безопасности операций в Интернете используется комплекс мер, в частности криптографическая защита, информационная защита, межсетевые экраны и программы "Антивирус Касперского", но этого явно недостаточно. Для эффективного использования подобных средств защиты необходимо, чтобы создать специальную службу информационной безопасности. Расходы на его содержание, как показывает зарубежный опыт, будут оправданы. Перспективна разработка сертификатов, гарантирующих безопасность на основе криптографических алгоритмов, которые обеспечивают секретность коммерческой информации.

Особо выделяется закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который является базовым в области информационной безопасности, в нем содержатся определения основных понятий, используемых в информационной сфере. Указанный закон реализует положения Конституции Российской Федерации и решает ряд общих проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности личности в нашей стране.

В тоже время государство в целях обеспечения информационной безопасности должно установить необходимое правовое регулирование, обеспечивающее возможность, порядок и условия защиты информации, а также обеспечивающее условия электронной коммерции.

Решение государством проблем в области создания и использования информационных систем является системным подходом в совершенствовании правового регулирования не только передачи, хранения, распространения и защиты информации, но и развития информационных технологий.
Заключение.

На сегодняшний день для хоть какого-то урегулирования проблем в области создания и использования информационных систем и информационных технологий необходимо внесение поправки в статью 72 Конституции России о совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которую необходимо дополнить пунктом «п»: деятельность в сфере информатизации и связи. Суть указанной поправки заключается в закреплении в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов деятельности в сфере информатизации и связи, исключает ее из предмета ведения субъектов Федерации.

Это обусловлено необходимостью создания механизма согласования деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в области обеспечения информационной безопасности личности.

Поскольку сейчас Конституцией России задачи обеспечения безопасности отнесены к ведению Федерации, а вопросы информатизации, развития информационных инфраструктур отнесены к ведению субъектов Российской Федерации, то каждый субъект Федерации самостоятельно определяет как объекты обеспечения информационной безопасности, так и механизмы ее правового регулирования.

Использованная литература:


  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 155.

  3. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.92 г. // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.

  4. Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.92 г. // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 42. Ст. 2325

  5. Федеральный закон «О рекламе» от 18.07.95 г. № 108-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. №30. Ст. 2864.

  6. Федеральный закон "O связи" oт 07.07.2003 N 126-ФЗ (peд. oт 03.03.2006)(пpинят ГД ФC PФ 18.06.2003)

  7. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.02 г. №1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 127.

  8. «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» утверждена Указом Президента Российской Федерации 09.09.00 г. №ПР-1895 // Российская газета №187 от 28.09.00 г.

  9. Жаров А.С. Процедура отнесения информации к служебной тайне как основа создания механизма реализации права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти // Современное право. 2006, №9 (1). - 0,5 п.л.

  10. Боташева Ф. Н., «Информационное право: иллюзия или реальность?», Материалы VI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». Ставрополь: СевКавГТУ, 2002

  11. Тихомиров Ю.А., Публичное право. М.,1995.

  12. Румянцев А., «Информационное право» http://www.aha.ru/~andrew_r/infolaw/index.htm

  13. Бархатов В., Комментарии к концепции защиты персональных данных TechInvestLab.com от 02.11.2004

  14. Комментарий к Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации»/Под ред. И.Л. Бачило, А.В. Волокитина, В.А.Копылова, Б. В. Кристального, Ю.А. Нисневича. М., 1996.

  15. Копылов В.А. Информационное право. М., 2003

  16. Черешкин Д.С., Курило А. П. Проблема защиты персональных данных в Российской Федерации // Сб. НТИ. Сер. 1. 1995. № 8.

  17. Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 2. С. 14.

  18. Бачило Иллария Лаврентьевна. Информационное право. Основы практической информатики : учеб. пособие для вузов .— М. : Изд.г-на Тихомирова М.Ю., 2001 .— 352с.

  19. Копылов Виктор Александрович. Информационное право : Учеб.для вузов .— 2-е изд.,перераб.и доп. — М. : Юристъ, 2003 .— 512с.

  20. Копылов В.А. О системе информационного права // Сб. НТИ. Сер. 1.2000. № 4.

  21. Степанов Евгений Анатольевич. Информационная безопасность и защита информации : Учеб.пособие для вузов .— М. : ИНФРА-М, 2001 .— 304с.

  22. Мелюхин И.О. Интернет и правовое регулирование // www.intemews.ras.ru/ZiP/28/melukhin.html.

1 Боташева Ф. Н., «Информационное право: иллюзия или реальность?», Материалы VI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». Ставрополь: СевКавГТУ, 2002.

2 Тихомиров Ю.А., Публичное право. М.,1995.

3 Румянцев А., «Информационное право» http://www.aha.ru/~andrew_r/infolaw/index.htm


4 Бархатов В., Комментарии к концепции защиты персональных данных TechInvestLab.com от 02.11.2004



Скачать файл (144.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru