Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Социальная и культурная дезинтеграция российского общества - файл 1.doc


Контрольная работа - Социальная и культурная дезинтеграция российского общества
скачать (83 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc83kb.01.12.2011 16:42скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет

им. М.Акмуллы»


Факультет социально- гуманитарный

Специальность: социальная педагогика

Курс 3 ОЗО


Контрольная работа

Социальная и культурная дезинтеграция российского общества.

Уфа 2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….. 3
Основная часть
1. Духовная культура в российском обществе ……………………………………...6

2. Социально-культурные проблемы молодежи как фактор реформирования образовательных систем……………………………………………………………....9
Заключение………………………………………………………………………….…12

Список литературы……………………………………………………………………13

Введение

В последние годы трудно найти страну, которая бы пе­реживала столь стремительные политические, экономичес­кие, социальные и культурные изменения, как Россия. В результате радикальных реформ в ней сложилась культур­ная ситуация, которая не разрешила прежних противоречий, но добавила к ним новые, став еще более уязвимой. Поэто­му необходимость в ее позитивной социально-ориентиро­ванной трансформации чрезвычайно актуальна, что требует мировоззренческого, методологического обеспечения рефор­мирования этой сферы жизнедеятельности общества.

С течением времени все более становится ясным то, что выход из кризиса возможен только на основе отказа от ста­рых способов мышления и устаревших или слепо заимство­ванных культурных идеологией - на базе современной ме­тодологии, организации социальных процессов, гуманисти­ческого мировоззрения, инновационных идей, сформирован­ных с учетом новой реальности. Главная задача сегодня - сохранение самостоятельности и развитие многообразного единства российской культуры.

Заботы о государственной и национальной безопасности являются приоритетными для всех государств, следователь­но, и для России, и культура, этот продукт интеллектуаль­ной и вообще духовной деятельности, всегда будет осно­вой в деле защиты интересов государства. Все выдающие­ся деятели отечественной культуры были одновременно ис­тинными гражданами и патриотами своей страны и всегда подчеркивали и отстаивали общенациональный и граждан­ский пафос культуры.

Современное состояние общественной жизни диктует необходимость более углубленной связи между властью и культурой. Такой связи, к сожалению, сейчас нет. Отсюда в значительной степени проистекает большинство проблем и негативных, асоциальных явлений в духовной культуре, ко­торой придается исключительно прикладное, декоративное значение. Понятие «духовная культура» в интерпретации политиков, государственных чиновников сужается до раз­личных жанров искусства, сводится к развлечениям, орга­низации досуга, в то время как духовная культура - предте­ча и духовный исток культуры материальной, всего челове­ческого бытия. Это то, что отличает человека от животного. Сохранение и обеспечение безопасности духовной куль­туры - необходимое условие, позволяющее России и рос­сиянам отстоять основополагающие принципы, нормы, тра­диции, уклад, национальное самосознание и культурную самобытность, культурную самоидентификацию, складывав­шиеся на всем долгом пути исторического развития. За годы социальных, политических и экономических трансформаций Россия утратила в значительной степени многое из своего культурного достояния, изменились ценностные ориентиры ее граждан прежде всего подрастающих поколений, пре­терпели изменения международные и внутренние информа­ционно-культурные связи, национальная, традиционная куль­тура народов России испытывает жесткий прессинг извне, со стороны массовой культуры, разрушающей духовный мир человека и традиционные ценности. Некогда целостное рос­сийское культурное пространство распадается на отдельные, все менее связанные в культурном отношении сегменты, не объединенные, как прежде, общими ценностями, нормами, а зачастую противостоящие, противоборствующие в куль­турном, духовном смысле друг другу.
^ Духовная культура в российском обществе
Культура оказывает решающее воздействие на формирование личности человека. Без ее влияния невозможно не только его гармоническое развитие, но и полноценное включение в общественный процесс, созидательную деятель­ность на благо государства и общества.

Особенно влияние культуры, всех форм ее воздействия на духовную жизнь общества в целом и конкретно взятую личность усиливается в переходные периоды развития того или иного общества, в периоды смены векторов, парадигм и целей развития. Такой период в своей истории переживает сейчас наша страна. Драматический переход России в со­вершенно иную парадигму развития сделал исключительно актуальной проблему глубокого исторического, философс­кого, социологического осмысления пройденного пути, ны­нешнего состояния и перспектив движения к демократичес­кому, информационному обществу, к правовому, социаль­ному государству. Эта потребность находит свое отражение, прежде всего, в переосмыслении роли, места и возможнос­тей культуры в социализации и духовном воспитании совре­менной молодежи, в поисках его цели и смысла жизни в условиях всеобщей нестабильности и духовного хаоса.

Складывающееся в стране на сегодняшний день поло­жение в области социально-культурной политики и духовном воспитании молодежи ни в какой степени нельзя характери­зовать как благополучное. Несмотря на ряд мер, предпри­нятых в последние годы в сфере социально-культурной по­литики и духовном воспитании молодежи, в стране по-пре­жнему действуют разрушительные тенденции, которые сфор­мировались за предыдущие 15 лет.

Продолжается процесс вымывания национальных духовных традиций, деградации культурного сознания подрастающих поколений.

Причины этих явлений разнообразны и многочисленны: экономические, политические, социальные, исторические, экологические, семейно-бытовые и пр. Но главное все-таки, как нам представляется - это отсутствие целостной целе­направленной государственной социально-культурной и вос­питательной политики с населением страны в целом, осо­бенно с молодежью, в особенности политики, рассчитанной на длительную перспективу и отвечающей потребностям не элитарной части общества, а всего народа, истинно нацио­нальным интересам.

В области экономики продолжается процесс приватиза­ции остатков государственной и общественной собственно­сти, сопровождающийся ростом безработицы, инфляцией цен, утратой населением остатков социальных гарантий, дальнейшим снижением трудовой мотивации и переориентацией сознания молодежи с коллективистского на индивидуалистическое, с преобладанием в индивидуальном сознании ориентиров на материальное обогащение, вседозволенность, авантюризм, культ силы и денег.

В социально-политической сфере продолжается изменение социально-классовой структуры общества, растет социальное расслоение населения по уровню доходов и характеру потребления. Бедные становятся все беднее, богатые - богаче. Столица страны Москва вошла в число мировых лидеров по количеству проживающих в ней самых богатых людей мира. В обществе продолжается неоднозначный, болезненный процесс становления политических партий и демократических институтов.

Продолжаются разрушительные процессы в социально - культурной сфере и в области духовного воспитания. Под видом деиделогизации и свободного обмена ценностями культуры в стране идет широчайшим фронтом процесс распространения масскультуры. Молодежная культура все более утрачивает общекультурные, духовные характеристики, становится все более экстремальной и агрессивной по от­ношению к внешнему миру и к старшим поколениям. Основными чертами молодежной культуры и искусства становится дегуманизация и демонизация. Нарушается процесс исторической преемственности культур. Извечный конфликт поколений в российском обществе трансформировался в настоящую «войну поколений», разобщенность поколений, утрату национальных традиций, их преемственности.

С переходом на рыночную экономику и утверждением в России «дикого рынка» незащищенные слои населения из «тепличных условий» советского времени окунулись в «ледяную воду» безразличия к ним со стороны государства, лишились всех социальных гарантий, потеряли практически всё. Молодые люди из-за развала экономики оказались без работы, без жилья, без перспектив на будущее. Невозмож­ность удовлетворить потребности за счет добросовестного и честного труда формирует у одних неуверенность в себе, у других - циничное отношение к жизни, установку — «деньги не пахнут», способствует преступному поведению, росту криминала. С распадом СССР российское общество широ­ко открылось для информационного обмена, что принесло как положительные, так и отрицательные последствия. Расширение информационных потоков как внутри страны, так и в международном плане положило начало процессу так называемой западной культурной экспансии. Начался никем ничем не сдерживаемый процесс американизации и западнизации не только духовной сферы, но и всего образа жизни.

Основными проводниками и пропагандистами западной массовой культуры, западного образа жизни выступили демократические средства массовой информации - телеви­дение, радио, периодическая печать, а также многочислен­ные зарубежные организации и фонды. Под флагом деиде­логизации и борьбы с коммунизмом и коммунистическим идеалом развернулась небывалая в истории дискредитация традиционных духовных ценностей русской национальной культуры и национальных культур народов, населяющих территорию России.

Гибель государства и разложение нации, как показывает история, всегда связаны с разрушением основ культуры и духовности, внедрением ложных идей, уничтожением мо­ральных принципов, подменой ценностей, что лишает воз­можности формировать адекватный ответ историческим и геополитическим вызовам, обеспечить безопасность не толь­ко духовную и культурную, но и военную.

Сегодня духовную угрозу информационно-культурному пространству России несет целый ряд факторов, среди ко­торых: интенсивные модернизационные процессы, некритич­ное заимствование извне и насильственное внедрение эко­номических, политических и культурных моделей, разруше­ние базовых ценностей христианской культуры и экспансия нетрадиционных религий, манипулирование с помощью СМИ общественным сознанием, целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения и сти­лей жизни.

Современный духовно-нравственный кризис человека, протекающий в форме перманентной внутривидовой войны людей за выживание и человеческое развитие, - это не что иное, как системный кризис нашего видового развития. Этим кризисом охвачены не только каждый из нас, индивидов, составляющих систему уже мировых общественных отно­шений, но и сам способ организации жизни на всех уровнях ее регуляции. Сердцевину этого кризиса образует кризис способа духовной и интеллектуальной организации как го­сударственных и общественных структур управления, так и каждой человеческой личности. Именно поэтому проблемы общественной безопасности обступают нас со всех сторон и в различных аспектах, а мы вынуждены их решать буквально по всем параметрам обеспечения своего существования и развития. Рассмотрение безопасности общества через призму духовной культуры позволяет выявить не толь­ко различные комплексы социокультурных взаимосвязей и дает возможность воссоздать целостную картину обще­ственного развития, но и помогает объяснить многие противоречивые процессы в современной социальной и духовной жизни России. В связи с этим духовная, культурная безопасность является особым предметом, которым пора серьезно озаботить наше общественное сознание. Необходимо найти спасительные для разума пути преодоления системного кризиса.

Исследование процессов развития мировой культуры и культур разных народов ведется уже на протяжении трех столетий. Однако и сегодня знания в этой важнейшей для развития человечества области разрозненны, исследования философов, социологов, культурологов, искусствоведов трудно сопоставимы. Та же ситуация и с исследованием российской культуры, которая является основой развития общественных процессов и во многом, иногда в решающей степени, зависит от состояния коллективной памяти обще­ства, которая и задает определенные стандарты миропонимания. Однако эти стандарты изменяются под воздействием множества различных факторов и в зависимости от этого одни и те же события прошлого и настоящего воспринимаются по-разному, часто получая совершенно противополож­ные оценки и толкования. Современная российская культура в целом и культура отдельно взятой личности в решающей степени зависят от того, какие культурные артефакты и образцы предлагают им средства массовой информации и коммуникации, какие политические, экономические, культурные и прочие цели и задачи при этом ставят они перед со­бой.
^ Социально-культурные проблемы молодежи как фактор реформирования образовательных систем
Россия переживает переходный этап своей истории. Меняется культурная ориентация общества. Прежние механизмы поддержания культуры либо разрушены, либо не могут функционировать в новых условиях, а новые механизмы в полной мере не сформированы. Культурная ситуация в России оценивается неоднозначно, она полна противоречий и проблем.

В последние годы заметен спад традиционных форм культурной активности людей. Не менее важно и другое — обще­ство переживает глубокий ценностный кризис. Одни связывают его с «утратой чувства общенациональной перспективы», по мне­нию других — американская массовая культура вытесняет тради­ционную советскую культуру. Не обходится без привычного рос­сийского черно-белого видения мира, с амплитудой движения от одной крайности («авангард человечества») до другой («все про­пало»). Возникающий ценностный, культурный вакуум рождает нигилизм, способный лишь на потрясения и сокрушение. Кризис затрагивает ценностно-мотивационную сферу культуры. Тради­ционные ценности и идеалы перестают убеждать и воодушевлять. Ощущается апатия, утрачивается смысл жизни и культурная ини­циатива.

Кризис культуры не ограничивается сферой науки, образова­ния, искусства. Он проявляется и в культуре обыденной жизни, в низком уровне цивилизованности, в упадке трудовой этики, расту­щей агрессивности, росте преступности, в массовой притерпелости людей к безобразиям, ненормальностям жизни, «беспределу».

Но самым глубинным проявлением этого кризиса выступает де­формация личности — становление «человека массового». Такая личность полностью включена в конкретную социальную среду, подчинена достижению внешних, статусных, престижных целей. Она ощущает себя не как «самость», «Я», а как частица различных общностей (в крайнем выражении — как винтик Системы). Ей при­суща готовность идти на все (вплоть до самопожертвования) ради достижения общих целей.

Духовно-нравственный кризис современного российского об­щества наиболее болезненно проявляется в молодежной среде. Со­циологи выделяют как ключевую характеристику этого кризиса без­духовность молодежи:

  • неспособность объяснить и понять многогранность и слож­ность происходящих в обществе процессов, их мистификация и религизация;

  • тотальное подавление интеллекта и творчества, что порожда­ет пренебрежительное отношение к знаниям, науке и образованию;

  • распространение негативных стилей экономического поведе­ния («стяжательский», «эксплуатирующий», «торгово-меновой»);

  • мифологизация и фетишизация массового молодежного соз­нания;

  • пренебрежительное отношение к истории и культуре России.

Однако кризис точнее было бы понимать не как упадок всего и вся, а как исчерпанность возможностей определенного развития, прежней социокультурной системы. Обновление культуры — это в значительной мере процесс смены типов актуальной культуры.

Смена типов культуры связана с переоценкой ценностей. Процесс переоценки ценностей — трудный, противоречивый, болез­ненный. Часто переоценка реализуется не в изменении подходов, методологии и стиля мышления, а в смене знаков: то, что еще вчера было предметом поклонения, сегодня просто отбрасывается. Одни стереотипы и мифы распадаются, на смену им приходит не свобод ное сознание, а новая мифология -

До недавних пор культура в нашей стране развивалась как бы в одном измерении, оставаясь компонентом тоталитарной политики. Сегодня перед ней открываются и новые перспективы, и новые опасности. На смену идеологическому диктату приходит диктат коммерческий. Противоречивость этого процесса особенно сказы­вается в изменении моделей организации культуры. За последние годы заметно ослаб бюрократический надзор за культурой. Но прак­тически и развалилась централизованная система государственного распространения признанных ценностей, образцов (Госиздат, кино­прокат). Вместе с тем открылись десятки новых издательств, выхо­дят сотни новых газет и десятки новых журналов, альманахов, в том числе и специализированных — от философских и социологических до предпринимательских. Формируется новая культура видеофиль­мов, опирающаяся на развитую сеть салонов, домашних видеомаг­нитофонов или кабельное телевидение.

Для многих понятия «культура» и «рынок» представляются ан­типодами. Во всех экономических системах содержит куль­туру материально, морально ее стимулирует, прежде всего, государ­ство. Но в условиях рынка делать это гораздо лучше. Да, лучше, хо­тя, казалось бы, наш опыт это не подтверждает. Серьезное искус­ство, фундаментальная наука, т.е. ядро культуры, жить на свои дохо­ды, да и просто быть самоокупаемой не могут. Это в развитых стра­нах поняли давно. И результаты развития культуры там, где надеж­но действуют механизмы цивилизованного рынка, несравненно вы­ше наших. Они финансируют культуру не только потому, что она приносит доходы. Может быть, и богаты они потому, что десятиле­тиями вкладывали капиталы в культуру, понимая, что это — путь к богатству. Острота проблемы в том, что наше общество, государство крайне медленно осознают: культура в значительной мере определя­ет, быть государству сильным или слабым. Следует, однако, пом­нить, что рынок не цель, а средство развития цивилизованного об­щества, качественного воспроизводства человека. Важно умение и желание поддержать, укрепить культуру, подготовить ее к массово­му восприятию. Рынок для культуры — это зритель, читатель, слу­шатель. Тот, для кого она существует. Рынок может быть благотво­рен для культуры не только как источник материальной поддержки, но и как инструмент ее общественной оценки.
Заключение.
В российском обществе сложилась ситу­ация, при которой молодежь оказалась перед альтернати­вой выбора, ее внутренний мир, духовные запросы раздва­иваются, мечутся в поисках правильного пути, выбора меж­ду тем, к чему зовут традиции, нормы морали, родители (большая их часть), педагоги, и тем, что предлагает новая окружающая социальная действительность, массированная пропаганда и реклама - между добром и злом, добродете­лью и пороком, здоровым духовно и физически образом жизни и гибельным путем удовлетворения элементарных и низменных инстинктов, поиска наслаждений, удовлетворе­ния потребительских интересов. Именно такой путь предла­гает им общество потребления, одновременно заманивая сверкающими рекламами и витринами и обманывая, пред­ставляя возможность удовлетворения этих инстинктов лишь избранным, не лучшим, недостойным, талантливым, умным, трудолюбивым, целеустремленным, а худшим, циничным, эгоистичным, авантюрным, презирающим подлинные цен­ности, нормы морали и закона. В результате - большая часть населения оказывается не включенной в активные созида­тельные процессы, обездоленной духовно и материально, выброшенной на обочину жизни. Все это свидетельствует о том, сколь велика сегодня опасность утраты страной на­циональных и духовных ценностей, своего сформированно­го веками национального менталитета вследствие повсеме­стного подражательства Западу, бездумного копирования наихудших элементов западного образа жизни и поведения.

Социологические исследования показывают, что в современном российском обществе достаточно значительна потребность в знаниях, информации, а также в формировании своего эстетического и этического видения мира, потребность в общении, а также в определенных средствах удовлетворения своих вкусов и наклонностей.

Библиография.
1. Джерелиевская И.К. Социальные отношения и социальный порядок – продукт культуры // Социально-гуманитарные знания №3 -2008 - 38-55 с.

2. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М., 2004 – 456 с.

3. Культурные вопросы населения и оптимизация управления деятельностью учреждений культуры. Информационно-аналитические материалы социиологического исследования - М., 2005 – 112 с.

4. Миронов А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве

современной России - // Социально-гуманитарные знания №4 -2007 - 38-55 с.

5. Сергеев В.В. О безопасности духовной культуры в российском обществе // Социально- гуманитарные знания №3 -2007 - 43-56 с.

6. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика - М., 2006 – 1176 с.

7. Социология в России / под редакцией В.Л.Ядова. – 2-е изд., испр. и доп. - М., 1998 – 696 с.

8. Социология: учебник для вузов/ под редакцией В.Н.Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп.

– М., 2005 – 448 с.

9. Социология и вызовы современной социо-культурной динамики // Социологические исследования №8 – 2004 - 3-11 с.


Скачать файл (83 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru