Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Романтизм и реализм как два ведущих направления и две ведущих эпохи в развитии литературы XIX века - файл 1.doc


Реферат - Романтизм и реализм как два ведущих направления и две ведущих эпохи в развитии литературы XIX века
скачать (207 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc207kb.02.12.2011 07:28скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ОГЛАВЛЕНИЕ:


Введение. 1

общая Характеристика культуры романтизма 4

История романтизма 5

Заключение. 23

Используемая литература: 24


Введение.

Девятнадцатое столетие началось в Европе под отзвуки Французской революции, которая виделась началом новой эры, когда над миром будут царить Свобода, Равенство и Братство. Но проходило время, и надежды сменялись глубоким разочарованием. Исторические события, которые приветствовало все просвещенное человечество, предстало драмой. Новая Европа, пережившая революцию и войны Наполеона, предстала перед глазами изумленных современников миром нарождающихся и развивающихся буржуазных отношений, миром власти денег, погоней за наживой и падением нравственности. Представлениям о грядущем "веке разума", которые так лелеяли просвещенные умы XVIII века, не суждено было сбыться.

На этом фоне появился новый художественный метод - романтизм. Он был откликом на предшествующие события и неутешительный итог этих событий.

По сравнению с классицизмом, романтизм был прогрессивным течением, поскольку ставил своей задачей раскрытие внутреннего мира человека, его чувств, переживаний, тончайших проявлений души. Романтизм произвел настоящий художественный переворот, так как отвечал духу современности.

Сам термин "романтизм" возник от слова "роман" в значении "художественный вымысел", то есть "как в книге", а не в жизни. Отказ от реальной действительности в произведениях поэтов-романтиков был продиктован именно мыслью об антиэстетическом характере этой действительности.

Центральная тема "человек и общество", присущая литературе XVIII века, сменилась темой "личность и вселенная". При всем различии социальных и политических взглядов общим для романтиков было презрение к миру денежных интересов. Отрицая действительность, одни писатели обращались к прошлому, идеализируя его, другие стремились в будущее. Изображая страсть и необычные деяния своих героев, романтики строили произведения по принципу "все наоборот". И характеры героев наделялись не типическими чертами современников, а противоположными современным. Если в обществе царила корысть, зло, мелочность, то герои у романтиков бескорыстны, добры и великодушны. Не объект, а субъект, не действительность, а личность художника стала в романтизме основным принципом построения образа.

Значение романтизма состояло в том, что романтики открыли богатства устной народной поэзии, провозгласили свободу творчества, скинув оковы классицизма. Поэты-романтики заново переосмыслили ценности античности, по-новому взглянули на шедевры прошлых столетий.

Первыми теоретиками романтизма принято считать немецких писателей - братьев Шлегелей. Немецкий романтизм появился еще в конце XVIII века и открыл миру таких писателей, как Новалис, Тик, Шамиссо, Уланд, Рюккерт, Ленау, Шиллер и др. Именно из Германии этот художественный метод распространился по всей Европе.

В Англии первый этап развития пришелся на 90-е годы XVIII века. Но английскому (и шотландскому вместе с ним) романтизму было присуще ускоренное развитие, его зарождение, расцвет и постепенное угасание происходило на глазах одного поколения. Вот почему многие английскоие романтики на закате дней меняли свое мировоззрение. Первым английским романтиком стал Уильям Блейк, следом за ним знамя романтизма подхватили представители "озерной школы" (В. Водстворт, С. Кольридж, Р. Саути), а далее все новые и новые поэты: Т. Мур, В. Скотт, Д.Г. Байрон, Мильтон, Макферсон, Шелли и т.д.

Во Франции романтизм открыл миру такие имена, как Шатобриан, мадам де Сталь, В. Гюго, А. де Виньи, П. Мериме и многие другие.

Романтизм стал мощным стимулом для развития славянских национальных литератур: русской, украинской, польской, венгерской и др.

Но было бы неверно сводить все литературные произведения, относящиеся к XIX веку только к романтизму. Переходным периодом от классицизма к упомянутому выше художественному методу, или, другими словами, мостиком, перекинутым между классицизмом и романтизмом, были предромантизм и сентиментализм, которые уже несли в себе черты наступающего течения: мистицизм, возвышенное описание природы, душевные переживания героев и авторов произведений и т.д. В представленных на сайте произведениях западноевропейских авторов вы это сможете заметить сами.

А во второй половине XIX века начинает зарождаться новый метод - критический реализм, вышедший именно из недр романтизма и осмысленный затем мировым литературным процессом как противоположное романтизму течение.

Становление реализма как метода происходит в период, когда ведущую роль в литературном процессе играют романтики. Рядом с ними в русле романтизма начинают свой писательский путь Мериме, Стендаль, Бальзак. Все они близки творческим объединениям романтиков и активно участвуют в борьбе против классицистов. Именно классицисты первой половины 19 века, опекаемые монархическим правительством Бурбонов, и являются в эти годы главными противниками формирующегося реалистического искусства. Почти одновременно опубликованный манифест французских романтиков – « Предисловие» к драме « Кромвель» В. Гюго и эстетический трактат Стендаля « Расин и Шекспир» имеют общую критическую направленность, являясь двумя решающими ударами по уже отжившему свой век своду законов классицистического искусства. В этих важнейших историко-литературных документах и Гюго и Стендаль, отвергая эстетику классицизма, ратуют за расширение предмета изображения в искусстве, за отмену запретных сюжетов и тем, за представление жизни во всей её полноте и противоречивости. При этом для обоих высшим образцом, на который следует ориентироваться при создании нового искусства, является великий мастер эпохи возрождения Шекспир ( воспринимаемый, впрочем, и Гюго и Стендалем по – разному). Наконец, первых реалистов Франции с романтиками 20х годов сближает общность социально-политической ориентации, выявляющаяся не только в оппозиции монархии Бурбонов, но и критическом восприятии утверждающихся на их глазах буржуазных отношений.

После революции 1830 года, явившейся значительной вехой в развитии Франции, пути реалистов и романтиков разойдутся, что, в частности, получит своё отражение в полемике 30х годов ( например, критические отзывы Бальзака о драме Гюго «Эрнани» и его же статья «Романтические акафисты»). Однако после 1830 годов контакты вчерашних союзников в борьбе с классицистами сохраняются. Оставаясь верными основополагающим методам своей эстетики, романтики будут успешно осваивать опыт реалистов ( в особенности Бальзака), поддерживая их практически во всех важнейших начинаниях. Реалисты тоже в свою очередь будут заинтересованно следить за творчеством романтиков, с неизменным удовлетворением встречая каждую их победу ( именно такими, в частности, были отношения Ж. Санд и Гюго с Бальзаком).

Реалисты второй половины 19 века будут упрекать своих предшественников в « остаточном романтизме», обнаруживаемом у Мериме, например в его культе экзотики ( так называемые, экзотические новеллы), у Стендаля – в пристрастии к изображению ярких индивидуальностей и исключительных страстей ( « Итальянские хроники»), у Бальзака – в тяге к авантюрным сюжетам и использованию фантастических приёмов в философских повестях ( « Шагреневая кожа»). Упрёки эти не лишены оснований, и в этом одна из специфических особенностей – между реализмом и романтизмом существует тонкая связь, выявляющаяся, в частности, в наследовании характерных для романтического искусства приёмов или даже тем и мотивов ( тема утраченных иллюзий, мотив разочарования).

Значение романтизма как предтечи реалистического искусства во Франции трудно переоценить. Именно романтики первыми выступили критиками современного им буржуазного общества, а последовательная и бескомпромиссная критика буржуазных отношений с высоких позиций гуманизма и составляет самую сильную сторону эстетики реалистов, расширивших и обогативших опыт своих предшественников.

Особое значение в связи с проблемой литературной преемственности приобретает исследуемый реалистами важнейший принцип романтической эстетики – принцип историзма. Известно, что этот принцип предполагает рассмотрение жизни человека как непрерывного процесса, в котором диалектически взаимосвязаны все его этапы, каждый из которых имеет свою специфику. Её-то, в реалистической традиции переименованную в исторический колорит, и были призваны раскрыть авторы. Однако в сформировавшейся уже полемике 20-30 с классицистами, принцип этот имел свою специфику. Опираясь на открытия школы современных историков ( Тьерри, Мишле, Гизо), доказавших, что главным двигателем истории является борьба классов, а силой, решающей исход, является народ, массы, - реалисты предложили новый метод прочтения истории.

Своей задачей великие реалисты видят воспроизведение действительности как она есть, в познании внутренних законов её, определяющих диалектику и разнообразие форм. « Самим историком должно было оказаться французское общество, мне оставалось быть только его секретарём», - пишет Бальзак в « Предисловии». Но объективное изображение не есть пассивное зеркальное отражение этого мира, ибо порою, как замечает Стендаль « природа являет необычные зрелища, возвышенные контрасты» и они могут оставаться непонятыми для бессознательного зеркала. Подхватывая мысль Стндаля, Бальзак утверждает, что задача – не копировать природу, а её выражать. Вот почему важнейшая из установок – воссоздание действительности - для Бальзака, Стендаля, Мериме не исключает таких приёмов как аллегория, фантастика, гротеск, символика.

Реализм второй половины 19 века, представленный творчеством Флобера, отличается от реализма первого этапа. Происходит окончательный разрыв с романтической традицией, официально декламированный уже в « Мадам Бовари» ( 1856). И хотя главным объектом изображения в искусстве по-прежнему остаётся буржуазная действительность, меняются масштабы и принципы её изображения. На смену ярким индивидуальностям героев романа 30-40х приходят обыкновенные люди, мало чем примечательные. Многокрасочный мир поистине шекспировских страстей, жестоких поединков, душераздирающих драм, запечатленный в « Человеческой комедии» Бальзака, произведениях Стендаля и Мериме, уступает место « миру цвета плесени», самым примечательным событием которого становится супружеский адьюлтер.

Принципиальными изменениями отмечены, по сравнению с реализмом первого этапа, и взаимоотношения художника с миром, в котором он избирает объектом изображения. Если Бальзак, Мериме, Стендаль проявили горячую заинтересованность в судьбах этого мира и постоянно, по словам Бальзака, « щупали пульс своей эпохи, видели её болезни», то Флобер декларирует принципиальную отстраненность от неприемлемой для него действительности, которую он рисует в своих произведениях. Одержимый идеей уединения в замке слоновой кости писатель прикован к современности, становясь суровым аналитиком и объективным судьей. Однако, при всей первостепенной значимости, которую приобретает критически анализ, одной из важнейших проблем великих мастеров реализма остаётся проблема положительного героя, ведь « порок более эффектен…добродетель, напротив, являет кисти художника лишь необычайно тонкие линии». Добродетель неделима, а порок многообразен.


общая Характеристика культуры романтизма
Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 – 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведет родословную от испанского romance (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), через англ. romantic (романтический), передаваемое по - французски romanesque, а затем romantique и означавшее в 18 веке «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 века слово романтизм становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.

В советском литературоведение термин романтизм нередко придают и другой, расширенный смысл. Им обозначают противостоящий реализму (в широком смысле) тип художественного творчества, в котором решающую роль играет не воспроизведение действительности, ее активное пересознание, воплощение идеала художника. Такому типу творчества присуще тяготение к демонстративной условности формы, фантастики, гротеску, символике.

Романтизм – в традиционном, конкретно – историческом значение этого слова явился как бы высшей точкой антипросветительского движения, прокатившегося по всем европейским странам; его основная социально – идеологическая предпосылка – разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, принесшим новые контрасты и антагонизмы, а также «дробление», нивелировку и духовное опустошение личности.

Наследуя традиции искусства средневековья, испанского барокко и английского ренессанса романтики раскрыли необычайную сложность, глубину и античность внутреннего, субъективного человека, внутреннюю бесконечность индивидуальной личности. Человек для них - малая вселенная, микрокосмос. Напряженный интерес сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к новой ее стороне, тяга к индивидуальному, бессознательному – сущностные черты романтического искусства. Принцип личности служит как бы самозащитой от нараставшей нивелировки индивидуальности в буржуазном обществе, но одновременно безжалостной десницы истории государств.
История романтизма
Термин романтизм имеет долгую историю. Первоначально слово romance в Испании означало лирическую героическую песню- романс; затем большие эпические поэмы о рыцарях – романы. В XVII веке эпитет «романтический» служит для характеристики авантюрных и героических сюжетов и произведений, написанных на романских языках, в противоположность тем, которые написаны на языках классических. В XVIII веке это слово входит в литературный обиход Англии для обозначения литературы Средневековья и Возрождения .

В конце XVIII века в Германии и в начале XIX века во Франции, а также в ряде других стран (Италия ,Польша, Россия) слово «романтизм» становится названием художественного направления, противопоставившего себя классицизму. Сами участники нового литературного движения предали слову «романтизм» значение термина, и он прочно закрепился за молодым искусством.

Однако уже первые теоретики романтизма трактовали этот термин и по-другому, расширив его топологическое значение. «Подлинным содержанием романтического, - писал Гегель развивая идеи теоретиков немецкого романтизма, - служит абсолютная внутренняя жизнь, а соответствующей формой – духовная субъективность, постигающая свою самостоятельность и свободу». Термин «романтизм» обрел, таким образом, еще более широкое, нравственно-философское истолкование.

В России оно своеобразно переломилось. У В.Д. Белинского, который распространил понятие романтизма на всю историю духовной жизни человечества: «Романтизм-принадлежность не одного только искусства, не одной только поэзии: его источник в том, в чем источник и искусства, и поэзии - в жизни…В теснейшем и существеннейшем своем значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. В груди и сердце человека; чувства, любовь есть проявление или действие романтизма, и потому почти всякий человек-романтик». Сфера романтизма - «таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазию». Трактовка Белинского оказала сильное влияние на советскую литературу и критику.

Так как само понятие романтизм возникло в связи с определенным литературным направлением и получило в нем наиболее полное воплощение, то в центре изучения проблемы романтизма стоит конкретное историческое явление: романтизм литературы конца XVIII – первой половины XIX веков.

Романтизм явился как бы высшей точкой антипросветительного движения прокатившегося по всем европейским странам; его основная социально-идеологическая предпосылка - разочарование буржуазно-позитивистской цивилизации в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, принесшем новые контрасты и антагонизмы, а также «дробление», нивелировку и бездуховность личности. «Установленные «победы разума» общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей». Неприятие буржуазного образа жизни, протест против пошлости и прозаичности, бездуховности и эгоизма буржуазных отношений, наметившиеся в недрах самого просветительства, нашедшие первоначальное выражение в сентиментализме и предромантизме, обрели у романтиков особую остроту. Современная действительность предстала перед ними как неразумное, иррациональное, полное тайн и вместе с тем - как враждебное природе человека и его личностной свободе. Проблему свободы следует считать центральной для культуры романтизма, именно ею обусловлены все основные сюжетные линии в развитии этой культуры : интерес к средневековью, к народной культуре, к творчеству, к трансцендентному.

В стремлении утвердить свои идеалы романтики обращаются к религии и искусству, к миру природы ми жизни экзотических народов, к истории и фольклору – всему, что не похоже на прозаическую повседневность. В противовес нивелирующему «разуму» просветителей с их предпочтением «общего», «типичного», «детерминированного» они провозглашают суверенность и самоценность отдельной личности, свободу воли. Неизменной материальной практике они противопоставили жизнь духа , в которой видели наивысшую , а подчас и единственную ценность. Поэтому главное внимание они уделяли не обстоятельствам жизни человека , а его внутреннему миру.

Романтики впервые открыли необычайную сложность, противоречивость души человека, ее неисчерпаемость. Человек для них – малая вселенная, микрокосмос. Погруженность в глубины духа, напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, грандиозным страстям, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному – сущностные черты романтического искусства. Столь же характерно для романтизма повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального, который был как бы самозащитой от нараставшей нивелировки индивидов в буржуазном обществе.

Романтики страстно защищают творческую свободу художника, его фантазии и отвергают нормативность в эстетике. Гений не подчиняется правилам, но творит их – эта мысль И. Канта была твердо усвоена теоретиками романтизма.

Романтики обновили художественные формы: создали жанр исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, решительно реформировали сцену. Блестящего расцвета достигла в эпоху романтизма лирика. Романтики проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, взаимопроникновение искусств, синтез искусства, философии, религии. Они заботились о музыкальности и живописности литературы , смело смешивали высокое и неизменное, трагическое и комическое, обыденное и необыденное, тяготели к фантастике , гротеску, демонстративной условности формы.

Художественные высшие достижения романтиков – гротеско-сатирическое изображение мира, открытие «субъективного» человека, проникновенное воссоздание природы и др.

Классической страной романтизма была Германия. События Французской революции, ставшие решающей социальной предпосылкой инте6нсивного общественного развития романтизма, были пережиты здесь преимущественно «идеально».

  1   2   3



Скачать файл (207 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru