Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Бизнес план - файл Контрольнаяработа.Основыбизнеса1.doc


Бизнес план
скачать (148.7 kb.)

Доступные файлы (3):

Контрольнаяработа.Основыбизнеса1.doc480kb.03.12.2009 11:25скачать
Менеджмент.docx52kb.28.01.2010 14:57скачать
Менеджмент.dwg

содержание
Загрузка...

Контрольнаяработа.Основыбизнеса1.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования и науки украины
Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры


Кафедра менеджмента, маркетинга и управления проектами

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для выполнения контрольной работы по курсу:

Основы бизнеса”

на тему "Расчет эффективности предпринимательского проекта"

Днепропетровск - 2009


Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по курсу “Основы бизнеса” на тему "Расчет эффективности предпринимательского проекта" /Составители: Млодецкий В.Р., Тюленева Л.С., Яременко В.Ф.., Цабий А.В. – Днепропетровск, 2007. - 24 с.

Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы курса "Основы бизнеса" и включают нормативный материал и решение контрольного примера (в части расчетов финансового плана).

Методические рекомендации предназначены для студентов экономических очной формы обучения.
Составители: Млодецкий В.Р., к.т.н., доцент,

Тюленева Л.С., ассистент,

Яременко В.Ф., ассистент,

Цабий А.В., ассистент.

Ответственный за выпуск: зав. кафедрой ММиУП профессор Вечеров В.Т.
Рецензент: доцент кафедры менеджмента, маркетинга и управления проектами Скибида В.А.
^ Общие положения
Процесс выполнения контрольной работы включает следующие этапы: ознакомление с основными проблемами, составление плана работы, подбор литературы, написание и оформление контрольной работы, защита.

^ Подбор и изучение литературы. На этом этапе студенты составляют библиографию, в которой выделяют главные и определяющие литературные источники, изучение которых необходимо для написания работы. После составления библиографии следует изучить литературу, выбирая ту информацию, которая необходима для выполнения контрольной работы

^ Оформление работы. Завершенную работу оформляют в соответствии с требованиями: контрольная работа должна быть написана от руки или напечатана на принтере шрифтом 14 Times New Roman на листах белой бумаги формата А4 с полями

3-2-2-2, листы должны быть пронумерованы, работа сшита. Титульный лист оформляется по Приложению 1.

^ Защита контрольной работы. Выполненная работа сдается на кафедру для проверки. При позитивной оценке работа допускается к защите. Если работа выполнена вопреки требованиям, которые изложены в методических указаниях, ее возвращают на доработку.

^ При защите работы студент должен продемонстрировать хорошее знание литературы, четко ориентироваться в расчетах и ответить на поставленные вопросы. После защиты контрольная работа получает оценку.

^ Контрольная работа состоит из теоретической и практической части.

Практическая часть включает расчет одной из составляющих бизнес-плана: финансового плана. Предполагается, что остальные разделы уже освещены, исходные данные получены, цена на продукцию (услуги) установлена в соответствии с ценами конкурентов на аналогичный “товар“.
Цель контрольной работы - дать студентам практические навыки по планированию предпринимательской деятельности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКая часть



  1. Сущность и методы государственного регулирования предпринимательства.

  2. Виды предпринимательской деятельности, анализ данных развития рыночной инфраструктуры Украины.

  3. Организационно правовые формы предпринимательской деятельности, сферы целесообразного использования каждой из них.

  4. Предприятие как основное звено экономики.

  5. Проблемы и перспективы развития частных предприятий в Украине.

  6. Финансирование предпринимательской деятельности (собственные средства, кредиты, залог, лизинг (оперативный, финансовый)).

  7. Сущность и механизм формирования уставного фонда фирмы.

  8. Стратегическое планирование в предпринимательской деятельности.

  9. Презентация бизнес плана (цели, задания и та организация проведения).

  10. Объективные принципы государственной регуляции предпринимательства..

  11. Поддержка предпринимательства – дело государственное.

  12. Основные направления государственной поддержки предпринимательства в Украине.

  13. Виды предпринимательской деятельности.

  14. Франчайзинг как форма предпринимательской деятельности.

  15. Лизинг – эффективный способ стимулирования инвестиционной активности.

  16. Проблемы и перспективы развития венчурных фирм в Украине..

  17. Роль рекламы в повышенные престижности фирмы.

  18. Правовая регуляция рекламной деятельности в Украине.

  19. Предпринимательский риск, пути уменьшения его негативного влияния на предпринимательскую деятельность.

  20. Виды объединений предприятий.

  21. Диверсификация производственной структуры организации, как средство повышения конкурентоспособности организации.

  22. Определение эффективности рекламной компаний. Управление рекламной компанией.

  23. Законодательное обеспечение предпринимательской деятельности.

  24. Рыночная и балансовая стоимость активов, сферы применения каждой из них.

  25. Виды предприятий

  26. Рынок как экономическая среда предпринимательской деятельности.

  27. Рыночная и ликвидационная стоимость, что общего и в чем принципиальное разногласие, сферы применения каждой из них.

  28. Понятие о денежном потоке. Потенциальный и действительный доход предпринимателя.

  29. Определение предпринимательской деятельности.

  30. Рычаги государственного регулирования предпринимательской деятельности.

  31. Основная цель предпринимательской деятельности и социальное значение предпринимательской деятельности.

  32. Виды хозяйственных обществ

  33. Принципиальное отличие объединения предприятий от хозяйственного общества

  34. Уставный фонд, в каких организационно-правовых структурах он создается. Что может входить в уставный фонд.

  35. Определить понятие "цена"

  36. Факторы, которые влияют на ценообразование.

  37. Правовые ограничения в ценообразовании.

  38. Цель рекламной компании. Виды реклам.

  39. Носители рекламных обращений. и эффективность рекламной компании.

  40. Финансовые расчеты на базе простых процентов.

  41. Финансовые расчеты на базе сложных процентов.

  42. Экономическая сущность изменения стоимости денег во времени.

  43. Стандартные показатели эффективности инвестиционных проектов.

  44. Определения предпринимательского риска. Классификация предпринимательского риска. Факторы, которые влияют на предпринимательский риск.

  45. Основные мероприятия по уменьшению отрицательного влияния риска на результаты предпринимательской деятельности.

  46. Основные виды стоимости, и сферы их применения.

  47. Рыночная стоимость. Ликвидационная стоимость. Стоимость действующего предприятия.

^ II. Практическая часть
Внимательно прочитайте все, что написано в методических рекомендациях, а затем приступайте к расчету.

Для розробки варианта исходных даннях завдання студент использует буквенно-цифровую систему кодов: буквы – строчка в таблице исходных даннях (ФИО), цари – порядковый номер столбца.
Пример:


frame1


Исходные данные представлены в таблице А.
^ 1. Назначение бизнес плана (общие сведения)
Разработка бизнес-плана помогает предпринимателю чётко определить свои цели, перспективные задачи и пути их решения, он является весомым аргументом при переговорах с деловыми партнёрами, инвесторами.

Процесс разработки бизнес-плана позволяет предпринимателю более детально оценить собственные силы и обоснованно принять решение о целесообразности самой предпринимательской идеи.

Разработка бизнес- плана (БП)-сложный процесс в результате которого приходится по несколько раз возвращаться к уже выполненным разделам для их корректировки в соответствии с результатами полученными в последующих разделах. Таким образом, до тех пор, пока не будет разработан последний раздел БП, ни один из предыдущих не может рассматриваться как окончательный.

^ 2.Предринимательская идея.
Предпринимательская деятельность начинается с выработки предпринимательской идеи.

Предпринимательская идея это укрупнённое описание предпринимательского бизнеса, его цели, характеристика новой продукции (услуг)их отличие от существующих или описание нового подхода к изготовлению или продаже существующего продукта. Эта идея базируется на возможностях автора (материальных, финансовых, интеллектуальных).

Все расчеты производятся по годам прогнозного периода.

Необходимо обратить внимание на единицы измерения показателей во избежание ошибок в расчетах.
^ 3. Финансовый план.

Финансовый план является одной из важнейших составных частей БП. Финансовый план даёт полную картину того, откуда и когда будут поступать деньги, на что они будут расходоваться, как в каждый отрезок времени соотносятся потребности в денежных средствах и их наличность.

Как правило, финансовый план разрабатывается на три - пять лет. В некоторых случаях целесообразно для первого года привести помесячные данные, особенно если работа Вашего предприятия зависит от сезона.

В этом разделе рассчитываются:

  1. инвестиционные затраты;

  1. прямые затраты на объём реализованной продукции;

  1. косвенные затраты на объём реализованной продукции;

  1. себестоимость продукции;

  1. план (баланс) денежных потоков - поступлений и затрат;

  1. показатели экономической эффективности;

  1. график точки безубыточности (рентабельности).


^ 3.1. Инвестиционные затраты.

В “исходных данных” присутствуют затраты, называемые “инвестиционные затраты”. Какие именно затраты подразумеваются под этим названием?

^ Таблица 3.1. Инвестиционные затраты.

тыс.грн.

п\п

Инвестиционные затраты.

Часть собственн. средств.

^ Часть сторонних средств.

1

Прединвестиционные исследования и подготовительные работы.







2

Аренда земельного участка.







3

Освоение земельного участка.







4

Строения и сооружения.







5

Инфраструктура.







6

Технология.







7

Строительно - монтажные работы.







8

Оборудование.







9.

Пуско-наладочные работы.







10

Подготовка кадров.







12.

Оборотные средства






















Всего инвестиционных затрат





^ Пояснения к таблице.
Инвестиционные затраты это первичные инвестиции, которые обеспечивают реализацию проекта.

Статья “Прединвестиционные затраты...” включает затраты подготовительного этапа реализации проекта .К ним относят затраты на разработку инвестиционного проекта, включая БП. ( для сведения Прединвестиционные исследования и подготовительные работы в среднем составляют 5-7% от стоимости проекта).

Статья “Аренда земельного участка” предусматривает затраты на арендную плату на период реализации проекта, если такая аренда предусматривается.

Статья “^ Освоение земельного участка”предусматривает затраты связанные с подготовкой земельного участка к новому строительству.

Статья “Здания и сооружения”учитывает стоимость объектов, которые принадлежат инвестору или права пользования, как инвестиционный вклад. Затраты на новое строительство здесь не учитываются.

Статья ”Инфраструктура” учитывает затраты на прокладку инженерных коммуникаций, дорог ,систем водо - и энергоснабжения при новом строительстве и, если это нужно сделать дополнительно.

Статья “Технология” учитывает стоимость технологической документации, приобретение лицензий, патентов, если это предусмотрено действующим законодательством.

Статьи ”^ Строительно-монтажные работы”,”Оборудование”, ”Пуско-наладочные работы” предусматривают затраты на новое строительство (СМР), приобретение нового технологического и офисного оборудования и его наладка.

К текущим инвестиционным затратам относят следующие.

Статья “Подготовка кадров” учитывает затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.

Статья “^ Оборотные средства” предусматривает затраты на покупку сырья и материалов для пусковой партии продукции (услуг).
Внимание!

В исходных данных дан состав инвестиционных затрат без их общей суммы. Необходимо просуммировать все затраты под названием "Инвестиционные" по своему варианту и записать эту сумму в исходных данных (на месте пустой ячейки).

Далее в исходных данных дана сумма собственных средств без суммы кредита

Для определения суммы кредита необходимо от суммы инвестиционных затрат (ИЗ) отнять сумму собственных средств (Сср) и также записать в пустую ячейку своего варианта, т.е. Скр = ИЗ – Сср.


^ 3.2. Расчёт себестоимости продукции.
3.2.1. Прямые затраты на единицу произведенной продукции (условно-переменные) - это затраты, непосредственно зависящие от объема производства.
а. Прямые материальные затраты.

1 Сырьё и материалы.

2 Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты.

3 Услуги производственного характера.

4 Снабженческо -сбытовые затраты в том числе затраты на транспортировку сырья и материалов, затраты на складирование , хранение

5 Топливо.

6 Энергия.

7 Затраты на отгрузку и транспортирование готовой продукции, страхование грузов
б. Прямые трудовые затраты.

1 Основная заработная плата персонала.

2 Отчисления на государственное социальное страхование.

3 Отчисления в пенсионный фонд.

4 Отчисления в государственный фонд занятости и безработицы.

5 Отчисления в иные фонды (по действующему законодательству)

6 Дополнительные выплаты из фонда оплаты труда.

7 Затраты на оплату труда вспомогательного и административно-управленческого персонала.
К прямым затратам относятся также другие налоги и сборы по действующему законодательству в области налогообложения.

Материальные затраты и основная заработная плата определяются по исходным данным(на первый год прогноза), а на последующие годы прогноза ропорционально объемам производства. Отчисления, которые делаются из фонда оплаты труда, рассчитываются следующим образом, исходя из норм действующего законодательства.

Изменения в налогообложении предприятий повлекут за собой изменения в расчете.

а. Отчисления в пенсионный фонд:

Опф = Озп х 0,332, (2)

где Озп - объем основной заработной платы, тыс.грн.

33.2 - % отчислений в пенсионный фонд.

б. Отчисления на Государственное социальное страхование:

Ос/с = Озп х 0,014 , (3)

где 1.4 - % отчислений на социальное страхование.

в. Отчисления в Фонд занятости:

Офз = Озп х 0,016, (4)

где 1.6 - % отчислений в Фонд занятости(«на безработицу»).

г. Отчисления в фонд охраны труда:

Оохт = Озп * 0,019 (5)

где 1.9 - % отчислений в фонд охраны труда («от несчастных случаев –

разный, в зависимости от вида деятельности»).
Результаты расчетов представляются в виде таблицы.

^ Таблица 3.2. Расчет прямых (условно – переменных) затрат

тыс.грн.



Наименование

Годы прогнозного анализа

пп

статей затрат

1

2

3

4

5

1.

Материальные затраты
















2.

Трудовые затраты:
















2.1

в т.ч.: основная зарплата
















2.2

отчисления в пенсионный фонд
















2.3

отчисления на соц. страх.
















2.4

отчисления в фонд занятости
















2.5

отчисления в фонд охраны труда
















2.6

коммунальный налог
















ИТОГО :
















^ Сумма прямых затрат определяется следующим образом:
ПЗ = ПМЗ + ПТЗ ,
где ПМЗ - сумма материальных затрат,

ПТЗ - сумма трудовых затрат.
Определив величину материальных и трудовы затрат на единицу продукции (удельные затраты) за первый год, определяют сумму материальных и трудовых затрат на 2,3,4и 5 год прогноза как произведение удельных затрат на соответствующий объем производства.
3.2.2. Непрямые затраты на объём реализованной продукции (косвенные или условно-постоянные) - затраты, не зависящие от объема производства.
1. Амортизация основных фондов.

2. Рентные платежи.

2.1 Плата за землю или земельный налог.

2.2 Плата за аренду.

2.3 Плата за сброс вредных веществ.

2.4 Плата за охрану.

2.5 Обязательные отчисления во внебюджетные фонды.

2.6 Налог с владельцев транспортных средств.

3. Маркетинговые исследования.

3.1 Затраты на комплексное исследование рынка.

3.2 Затраты на рекламу.

3.3 Затраты на сертификацию.

3.4 Затраты связанные с проведением конференций, выставок, деловых переговоров и пр.

4. Административные затраты.

4.1 Оплата услуг связи , банков и т.п.

4.2 Оплата аудиторских услуг.

4.3 Оплата коммунальных услуг.

4.4 Офисно хозяйственные затраты.

4.5 Представительские затраты.

4.6 Канцелярские затраты.

5. Оплата процентов за краткосрочные кредиты.

Все перечисленные затраты представлены в “исходных данных” как “Операционные расходы”, в расчете на 1 год.
Расчет амортизации основных фондов
Основные фонды - материальные ценности, которые используются в производственной деятельности на протяжении периода, превышающего 365 дней, начиная с даты введения в эксплуатацию, и стоимость которых постепенно уменьшается в связи с физическим и моральным износом.

Амортизация - это постепенное отнесение расходов по приобретению (ремонту, улучшению) основных фондов на себестоимость продукции и уменьшение прибыли в пределах норм амортизационных отчислений.

Амортизационные отчисления накапливаются в специальном фонде, который расходуется на ремонты, улучшение, восстановление и покупку новых основных фондов предприятия.

Основные фонды в соответствии с законом Украины “Об изменениях в законе о налогообложении предприятий” группируются в целях амортизации на 4 группы:



Группа 1: Здания, сооружения, передаточные устройства.

Группа II: Автотранспорт, электробытовые приборы, конторское оборудование, мебель, оптические и электромеханические приборы.

^ Группа III: Технологическое оборудование.

Группа IV: ЭВМ, ПК, машины для обработки информации, мини АТС, телефоны, факсы, микрофоны, рации,

Расчет амортизации основных фондов (ОФ) производится по I, II и III группам : недвижимость ( строительно-монтажные работы) и оборудование, соответственно: технологическое и офисное.

Амортизационные отчисления рассчитываются по каждой группе ОФ отдельно по формуле:
Аn = ( С n -1 + П n -1 - У n -1 - А n -1 ) х N , (8)
где С n-1 - остаточная стоимость ОФ в предыдущем году;

П n-1 - стоимость “прибывших”, т.е. взятых на баланс

ОФ данной группы в предыдущем году;

У n-1 - стоимость “выбывших”, т.е. списанных ОФ в предыдущем году;

А n-1 - сумма амортизационных отчислений в (п-1) году;

N - норма амортизационных отчислений, дол.ед.

Норма амортизационных отчислений установлена для каждой группы ОФ: группа I - 2 % в квартал, т.е. 8% в год;

группа II - 10 % в квартал, т.е. 40% в год;

группа III - 6 % в квартал, т.е. 24% в год;

группа IV - 15% в квартал, т.е. 60% в год.

В контрольной работе рассчитываются годовые амортизационные отчисления.

Амортизация начисляется до тех пор, пока ОФ I группы не достигнут 100 необлагаемых минимумов дохода граждан, а II и III групп - до достижения балансовой стоимостью группы оборудования нулевого значения.

В соответствии с изменениями в законе Украины “О налогообложении прибыли предприятий” предприниматель может применить ускоренную амортизацию основных фондов III группы: ”...если цены на его работы ( услуги, продукцию) не устанавливаются государством”.

Результаты расчета амортизации основных фондов записываются в виде таблицы.


^ Пример расчета амортизационных отчислений:

1. Недвижимость - это те здания и сооружения, которые необходимо построить или подвергнуть капитальному ремонту, т.е. СМР = 70.0 тыс.грн.( норма амортизации - 2 % в квартал или 8 % в год):

1. 70 * 0.08 = 5,6

2. (70 – 5,6) * 0.08 = 5,15

3. (70 – 5,6-5,15) * 0.08 = 4,74

4. (70 – 5,6-5,15-4,74) * 0.08 = 4,36

5. (70 – 5,6-5,15-4,74-4,36) * 0.08 = 4,01

^ II. Оборудование : стоимость технологического оборудования = 63,0 тыс.грн. (норма амортизации – 6 % в квартал или 24 % в год)

1. 63 * 0.24 = 15,12

2. (63 – 15,12) * 0.24 = 11,5

3. (63 – 15,12-11,5 )* 0.24 = 8,73

4. (63 – 15,12-11,5-8,73)* 0.24 = 6,64

5. (63 – 15,12-11,5-8,73-6,64) * 0.24 = 5,04

^ Таблица 3.3. Расчет амортизационных отчислений основных фондов

тыс.грн.



Наименование

Годы прогнозного анализа

пп

показателей

1

2

3

4

5

1.

Недвижимость (стоимость) (СМР)

70

-

-

-

-

2.

Оборудование технологическое (стоимость)

63

-

-

-

-

3.

Оборудование офисное (стоимость)

15













4.

Амортизация недвижимости

5,6

5,15

4,74

4,36

4,01

5.

Амортизация технологического оборудования

15,12

11,15

8,73

6,64

5,04

6.

Амортизация офисного оборудования

6.0

3.6

2.16

1.3

0.78

Сумма амортизации (п4+п5+п.6)

26,72

18,90

15,63

12.3

9,83


Расчет оплаты процентов за кредит

Пример расчета при условии погашения кредита равными долями.

Исходные данные:

Сумма кредита (грн.)

150000

Срок (лет)

5

Процентная ставка ( %)

11

Таблица 3.4.




Год

Остаток долга на
начало года


^ Погашение
долга


Процентные
платежи


Расходы по
займу


1

2

3

4

5

1

150000

30000

16500

46500

2

120000

30000

13200

43200

3

9000

30000

9900

39900

4

6000

30000

6600

36600

5

3000

30000

3300

33300

 

Итого:

150 000

49 500

199 500

Описание действий:

1. Определяем размер ежегодной суммы погашения долга путем деления всей суммы

долга на количество лет.

2. В столбце 2 находим ежегодный остаток долга путем последовательного вычитания из суммы долга части ежегодной выплаты.

3. В столбце 4 считаем начисление процентов на остаток суммы долга.

4. Ежегодные расходы по займу находим как сумму погашения долга и

процентных платежей.

5. Просуммируем последние три столбца и найдем суммы выплат за весь период.




Пример расчета при условии равных расходов по займу





Исходные данные:

Сумма кредита (грн.)

150000

Срок (лет)

5

Процентная ставка ( %)

10

Таблица 3.5.




Год

Остаток долга на
начало года


^ Погашение
долга


Процентные
платежи


Расходы по
займу


1

2

3

4

5

1

150000

24570.5

15000

39570.5

2

125429.5

27027.6

12542.9

39570.5

3

98401.9

29730.31

9840.19

39570.5

4

68671.59

32703.34

6867.16

39570.5

5

35968.25

35973.67

3596.83

39570.5

 

Итого:

150 000

47 852.6

197852.6




Описание действий:

1. Находим по таблице « коэффициент приведения годовой ренты» число на пересечении 5х10 (5лет, 10%) = 3.7907.

2. Делим сумму кредита на это число. Это и будет сумма ежегодного расхода по займу.

3. Определяем сумму процентного платежа (сумма остатка долга * на % кредита).

4. Определяем сумму погашения как расход по займу – сумма процентного платежа.

5. Определяем остаток долга на следующий год.





Полученные суммы ежегодных процентных платежей заносим в строку 5 таблицы 3.6.
^ Таблица 3. 6. Расчет косвенных ( условно – постоянных ) затрат

тыс. грн.



Наименование

Годы прогнозного анализа

пп

статей затрат

1

2

3

4

5

1.

Амортизация основных фондов
















2.

Маркетинговые исследован.
















3.

Затраты на рекламу
















4.

Оплата услуг связи и банков
















5.

Оплата процентов за кредит
















6.

Оплата аренды
















^ Итого косвенных затрат (КЗ)

















Суммы таких затрат, как затраты на маркетинговые исследования, рекламу, оплата услуг связи и банков, рентные платежи берутся из таблицы исходных данных из расчета, что эти суммы тратятся ежегодно.

^ 3.2.3. Расчет себестоимости продукции
Себестоимость единицы продукции складывается из суммы прямых и косвенных затрат (так называемые "Текущие затраты") в расчете на единицу продукции:
ТЗ = ПЗ + КЗ

Результаты расчета удобно представить в виде таблицы 5
Таблица 3.7. ^ Расчет себестоимости продукции





^ Годы прогнозного анализа

1

2

3

4

5

Прямые затраты, тыс.грн.
















Косвенные затраты, тыс.грн.
















Текущие затраты, тыс. грн.
















Объем производства, ед.
















Себестоимость ед. продукции, тыс.грн./ед

















Полученная себестоимость единицы продукции покажет на сколько близки Ваши затраты к цене, установленной по рыночному уровню (назначенной в задании).

Существует 2 метода установления цены на продукцию:

- затратный;

- рыночный.

Вы можете установить цену либо на основании своих затрат, либо опираясь на существующую в настоящее время рыночную цену на аналогичную продукцию.

Формула, по которой устанавливается цена на продукцию:
^ Ц = Сед + Наценка
Наценку можно установить самим так, чтобы Ваша цена не очень отличалась от цены на рынке: ни занижать, ни завышать.

В контрольной работе необходимо сравнить себестоимость единицы продукции, что получилась, и цену, заданную в исходных данных. Важно, чтобы затраты не превышали заданную цену, иначе Вы получите убытки в дальнейших расчетах.

Если заданная цена меньше Ваших затрат, то необходимо за основу взять себестоимость единицы продукции и добавить свою наценку (30-100%), т.е. сформировать свою цену, и использовать её в дальнейших расчетах, пересчитав Объем выручки. Кроме этого следует предусмотреть в расчете ежегодный рост цены на 10-40%!
^ 3.3. Определение величины выручки от объема реализации
Объем выручки от реализации рассчитывается по формуле:
Овыр. = Опр х Ц , (1)
где Опр - объем производства, ед.

Ц - цена реализации , грн. (из исходных данных).
Цена реализации вначале условно принимается равной на 5 лет.

Результаты вычислений сводятся в таблицу .

^ Таблица 3.8. Расчет объема выручки




Наименование

Расчет по годам

пп

показателей

1

2

3

4

5

1.

Объем производства, нат.ед.
















2.

Цена, грн.
















3.

Выручка, тыс.грн.

















^ 3.4. Составление плана ( баланса ) денежных потоков
Баланс - это способ экономической группировки с отражением в денежной оценке состояния средств предприятия и источников их образования на определенную дату.

Балансовый прием анализа денежных потоков позволяет осуществлять контроль их использования и распределения.

План денежных потоков рассчитывается по столбцу - по каждому году: сначала весь столбец 1-го года, затем 2-го, затем 3-го и 4-го. Не по строке, а по столбцу!

Составление плана денежных потоков осуществляется по следующим показателям:

^ 1. Денежные средства на начало года. Если предприниматель обладает какой-то суммой собственных средств (см. Исходные данные), то эта сумма будет “отправной точкой” в наличии денежных средств на начало года. Если такой суммы нет и используются только привлеченные средства в виде ссуд или кредитов, то в первом году на “начало года” будет стоять прочерк.

В дальнейших расчетах эти средства появятся как “денежные средства на конец года” (п.7), т.е. сумма средств на конец первого года станет суммой средств на начало второго года, сумма на конец второго года - на начало третьего и т.д.

^ 2. Поступление средств. Этот показатель складывается из выручки от реализации (табл.2), суммы инвестиций (табл.3) и других поступивших средств, если такие имеются.

^ 3. Всего поступило : Арифметическая сумма п.2.1 и 2.2.

4. Всего денег в наличии. Это сумма средств имевшихся на начало года и тех, что поступили ( п.1 + п.3 ).

^ 5. Денежные выплаты на сторону. Это сумма инвестиционных затрат; сумма текущих затрат (сумма условно-переменных и условно-постоянных затрат); сумма налога на добавленную стоимость, сумма налога на прибыль, сумма единого налога по ставке 6% или 10% и сумма полученного кредита, которую необходимо вернуть в соответствующем году ( не %% по кредиту, а сумма кредита - %% вошли в состав условно-постоянных затрат ).

Поскольку в выручке уже содержится НДС, который был уплачен за сырье, полуфабрикаты и пр., т.е. выручка - это 120%, а ставка налога на добавленную стоимость - 20%, то 20 : 120 = 0,167, Таким образом, чтобы сразу определить сумму НДС, нужно выручку умножить на 0,167.

Единый налог выбирается по желанию предпринимателя, если его предприятие относится к "малому" и на него распространяются льготы в налогообложении:

    • численность персонала не превышает 50 человек,

    • объем выручки за год не превышает 500 тыс.грн.

При использовании единого налога необходимо помнить, что при ставке ^ 6% с дохода - выплачивается еще и сумма НДС, а при ставке 10% - только 10% от дохода. В случае уплаты единого налога налог на прибыль платить не нужно.

Если предприниматель не может воспользоваться единым налогом, то он находится на общей системе налогообложения: платит НДС и налог на прибыль.

Таким образом в плане денежных потоков представлено 2 системы налогообложения: общая и упрощенная (для малых предприятий). Сумма выручки от реализации покажет какую систему можно выбрать, причем она может меняться по годам, если объем выручки возрастет или упадет по сравнению с предыдущим годом. Соответственно нужно менять и систему налогообложения.

^ 6. Всего денежных выплат на сторону - арифметическая сумма средств, перечисленных в п.5.

  1. Денежные средства на конец года. Это разность между теми средствами, что имеются в наличии и теми, что выплачены на сторону ( п.3 - п.5 ) по данному году. Эта сумма является денежными средствами на начало следующего года и записывается в 1-ую строку каждого последующего года.

  2. ^ Налог на прибыль исчисляется следующим образом:


Нпр = ( Овыр - Т3 - НДС ) * 0,3

где: 30 – %-ная ставка налога на прибыль, дол. ед.
9. Прибыль:

а) прибыль валовая:

Прв = О выр - ТЗ ,

где О выр - объем выручки от реализации, тыс. грн.,

ТЗ - текущие затраты, тыс. грн.
б) прибыль расчетная: Прр = Овыр – ТЗ – НДС
в) прибыль чистая: ЧП = Пр - НДС - Нпр - Ен - Вкр ,

где Пр - прибыль от реализации, тыс. грн.,

НДС - сумма налога на добавленную стоимость, тыс. грн.,

Нпр - сумма налога на прибыль, тыс. грн.,

Ен – единый налог по выбранной ставке, тыс.грн.,

Вкр - сумма возвращаемого кредита, тыс. грн.
Если значение чистой прибыли получится отрицательным в первом году или в каком-либо другом, то расчет можно продолжить.

Если же значения чистой прибыли получатся отрицательными во всех годах прогнозного периода, то необходимо сделать повторный расчет, то есть нужно "провести ряд мероприятий, направленных на уменьшение расходной части или на увеличение доходной". Такими мероприятиями могут быть: увеличение объема производства за счет внедрения более современных технологий, снижение материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости продукции, чем снижается ее себестоимость и, тем самым, удельный вес материальных затрат в составе прямых; сокращение административных расходов, в крайнем случае, повышение цены в связи с изменениями цен на рынке.

В случае внедрения каких-то мероприятий, в тех таблицах, где произошли изменения, необходимо добавить столбец “дополнительные условия”, повторить все необходимые расчеты с учетом измененных данных, начиная с того года, где получено отрицательное значение чистой прибыли.

^ Содержание дополнительных условий должно быть отражено в текстовой части, т.е. необходимо описать, что именно вы предприняли для изменения финансовой ситуации.
^ Таблица 3.9. План (баланс) денежных потоков

тыс.грн.



Наименование

Годы прогнозного анализа

пп

показателей

1

2

3

4

5

1.

Денежные средства на начало года




п.7










2.

П о с т у п л е н и е:

х

х

х

х

х

2.1

Выручка от реализации
















2.2

Ссуды и кредиты (Сумма кредита)
















3.

Всего поступило:
















4.

Всего денег в наличии
















5.

Денежные выплаты на сторону

х

х

х

х

х

5.1

Инвестиционные затраты (ИЗ)
















5.2

Текущие затраты (ТЗ)
















5.3

Налог на добавленную стоимость
















5.4

Налог на прибыль (Нпр)
















5.5

Единый налог (ставка 6%)
















5.5.

Единый налог (ставка 10%)
















5.6.

Возврат кредита (Вкр)
















6.

Всего денежных выплат
















7.

Денежные средства на конец года
















8.

Расчет прибыли:



















а) валовая прибыль



















б) расчетная прибыль



















в) чистая прибыль

















^ 3.5 Сравнение интенсивности наращивания сумм начисленных

по схеме простых процентов

( чистая прибыль вложена на банковский счет под 10% годовых)
FVn = PV (1 +n х I )

FVn - будущая стоимость в конце n – го года.

PV - текущая стоимость или начальная стоимость.

i - годовая ставка по которой начисляются проценты

n - количество периодов за которые анализируется изменение
Табл.3.10.



Наименование

Годы прогнозного анализа

пп

показателей

1

2

3

4

5

1.

Чистая прибыль тыс.грн

249.5

241.3

267.5

297.6

79.95

2.

Интенсивность наращивания сумм

начисленных по схеме простых

процентов





274.45

299.4

265.43

324.35

289.56

294.25


349.3

313.69

321.0

327.36




Итого

249.5

515.75

564.83

903.47

1311.35



График наращивания начисленных сумм ( Рис. 1.)

1500





1

2

3

4

5

Годы

прогноза

1000

500

249.5

515.7

564.83

903.47

1311.35


^ 3.6 Сравнение интенсивности наращивания сумм начисленных

по схеме сложных процентов

( чистая прибыль вложена на банковский счет под 10% годовых)
FVn = PV (1 + i )n
FVn - будущая стоимость в конце n – го года.

PV - текущая стоимость или начальная стоимость.

i - годовая ставка по которой начисляются проценты

n - количество периодов за которые анализируется изменение

Табл.3.11.



Наименование

Годы прогнозного анализа

пп

показателей

1

2

3

4

5

1.

Чистая прибыль тыс.грн

249.5

241.3

267.5

297.6

79.95

2.

Интенсивность наращивания сумм

начисленных по схеме простых

процентов





274.45

301.9

265.43

332.09

291.9

294.25


365.3

321.17

323.67

327.36




Итого

249.5

515.75

834.83

1206.8

1417.5

График наращивания начисленных сумм (Рис. 2.)

1500





1

2

3

4

5

Годы

прогноза

1000

500

249.5

515.7

834.83

1206.8

1417.5

^ 3.6. Расчет показателей эффективности инвестиций
Поскольку инвестиции - это “... долгосрочное вложение экономических ресурсов с целью создания и получения чистых выгод в будущем”, то необходимо определить насколько эффективно будут использованы инвестиции, вложенные в предпринимательскую идею.

Оценить эффективность инвестиций можно путем дисконтирования чистой прибыли (табл.7 п. 8б), т.е. спрогнозировав изменение величины чистой прибыли во времени.

^ 3.6.1. Чистый приведенный доход

Продисконтировать чистую прибыль можно с помощью коэффициента дисконтирования, определяемого по формуле:

Кд = 1 / ( 1 + r )t ,

где r - ставка дисконта, может принимать значения от

0,12 до 0,20 ;

t - (степень) год прогнозного анализа.

Ставку дисконта можно также назвать минимальной нормой прибыли, ниже которой делать инвестиции становится невыгодно.

Ежегодная дисконтированная стоимость чистой прибыли определится из формулы:

Дчп = ЧП х Кд
Для того, чтобы можно было сопоставить доходы и расходы с учетом временного фактора, нужно продисконтировать также инвестиционные затраты. То есть ежегодная дисконтированная стоимость инвестиций будет равна:

Дис = Из х Кд

Чтобы оценить доходность или убыточность проекта в целом, необходимо определить приведенные дисконтированные стоимости чистой прибыли (Пчп ) и инвестиций ( Пис ) путем суммирования Дчп и Дис за пять лет. Результаты расчета сводятся в таблицу 7 (рассматривается пример):
Таблица 3.12. ^ Чистый приведенный доход

тыс. грн.



Наименование

Годы прогнозного анализа

пп

показателей

1

2

3

4

5

1.

Чистая прибыль ( Чп )
















2.

Коэффициент дисконтирования (Кд )
















3.

Дисконтированная стоимость чистой прибыли ( ДЧп )
















4.

Приведенная стоимость дисконти рованной чистой прибыли (ПДЧп)




5.

Инвестиционные затраты или инвестиционная стоимость проекта (Ис)
















6.

Дисконтированная стоимость инвестиций (Дис )
















7.

Приведенная стоимость инвестиций (ПДис)




Чистый приведенный доход NPV (п.4-п.7)




Индекс рентабельности проекта IR (NPV / ПДис)





В примере ставка дисконта принята : r = 0.12.

Чистый приведенный доход от проекта определяется из формулы:
NPV = ПДчп - ПДис > 0,

Возможно три вида значений NPV:

NPV > 0, т.е. прибыль превышает затраты, следовательно проект можно принимать.

NPV = 0, в этом случае затраты равны прибылям, т.е. проект можно принять при условии некоторой доработки: увеличения доходной части или уменьшения расходной с целью получения прибыли по проекту;

NPV < 0, т.е. затраты превышают прибыль, следовательно, проект принимать не целесообразно.
Получение отрицательного результата говорит о необходимости принятия мер по увеличению доходной части или уменьшению расходной, о чем уже было сказано ранее, а, следовательно, - изменения в исходных данных и обязательный повторный расчет. Все варианты расчетов должны быть представлены в работе с необходимыми текстовыми пояснениями.
^ 3.6.2. Период окупаемости инвестиций
Предпринимателю и его инвестору важно знать не только прибыльность проекта, но и как скоро они вернут свои деньги обратно, т.е. их интересует срок окупаемости вложенных средств.

Год, на котором окупятся вложенные средства, можно определить следующим образом:

Дчп1 - Дси1 > 0 , средства окупаются на первом году;

( Дчп1+Дчп2 ) - ( Дси1 + Дси2 ) > 0 - на втором;

( Дчп1+Дчп2+Дчп3 ) - ( Дси1+Дси2+Дси3 ) > 0 - на третьем; (Дчп1+Дчп2+Дчп3+Дчп4) - (Дси1+Дси2+Дси3+Дси4) > 0 - на четвертом.
^ 3.7. Определение объема производства

(реализации) продукции, обеспечивающего безубыточную деятельность предприятия
Построение графика точки самоокупаемости (безубыточности)
При создании нового производства предпринимателю полезно знать, когда он получит первую прибыль, что позволит ему подсчитать, сколько необходимо денежных средств для поддержания производства на начальном этапе. Прогноз точки самоокупаемости даёт ответ на вопрос - сколько единиц продукции или услуг необходимо реализовать, чтобы прибыль предприятия совпала с затратами, поэтому точка самоокупаемости показывает такое состояние производства, когда разница между всеми затратами и поступлениями равняется нулю. Последующие продажи каждой дополнительной единицы продукции будут приносить прибыль.

ВНИМАНИЕ! График точки безубыточности строится на период окупаемости инвестиций!

График точки безубыточности строится поэтапно:

  1. Построение графика "выручки от реализации (дохода)".

  2. Построение графика "затрат на производство продукции".

Пересечение этих графиков (прямых линий) даст точку безубыточности производства.

Поскольку затраты на производство можно разделить на две группы:

- условно постоянные затраты (косвенные затраты), которые не зависят от объёма производства.

- прямые затраты это такие, которые зависят от объёма производства

то на графике мы будем иметь не 2, а 3 прямые:

1. выручка (доход) (Овыр),

2. косвенные затраты (КЗ);

3. прямые затраты (ПЗ).

Метод графического построения точки самоокупаемости представлен на рисунке 1.


Сумма дохода,

издержек и

прибыли Овыр


ПЗ

Текущие Зона прибыли

затраты Сумма Сумма

прямых дохода затрат обеспечив.

Зона получение

убытков КЗ запланиров

Сумма валовую

косвенных прибыль

ПБ затрат

О Обп Опр-ва Объем продукции (ОП)

Овыр - объем выручки от реализации;

Обп - объем безубыточного производства;

Опр-ва - объем продукции;

ПБ - предел безопасности (запас прочности)
Рис.3.




















Объем производства (продаж) в точке самоокупаемости рассчитывается по формуле:

Обп = КЗ / ( Ц - УПЗ) ,
где КЗ - косвенные затраты;

Ц - цена единицы продукции;

УПЗ - удельные прямые затраты (отнесённые к единице продукции).

Предел безопасности или запас прочности: ПБ = Опр-ва - Обп

^ 3.8. Определение зоны безубыточности
В начале работы нами было сделано допущение, что цена на энергетические, топливные ресурсы, а также на основные материалы остается неизменной, однако, за 4-5 лет эти цены непременно претерпят какие-то изменения.

Для того, чтобы отразить неопределенность цен на рынке, необходимо превратить точку безубыточности в зону безубыточности.

Достигается это путем умножения доходов и расходов на % рыночных колебаний, который принимается самостоятельно.

Построение зоны безубыточности показано на рисунке 2.

В результате получается многогранник 1234, который образован пересечениями прямых, отражающих:

ОД - "max" выручки;

ОЕ - "min" выручки;

АВ - "max" затрат;

АС - "min" затрат.

Зона многогранника 1234 - это переходная зона от гарантированных убытков к гарантированной прибыли. Точка 1 и 3 называются характерными точками, показывающими:

точка 1 - Оопт - "оптимистический" объем производства (максимальная выручка при минимальных затратах);

точка 3 - Опес - "пессимистический" объем производства (минимальная выручка при максимальных затратах).




Затр., Д

Дох.

Рыночные

колебания

Е

Зпес ^ 3 В

Рыночные


колебания

Зона С

безубыточности

2 Збп К

Зопт 4

А 1

КЗ

0 Оопт Обп Опес Опр-ва

Рис.4.














При оптимистическом объеме доходы увеличились на принятый % рыночных колебаний, а затраты умень­шились на принятый %.





где: КЗ1 - косвенные затраты (при сроке окупаемости 1 год), тыс.грн.;

УПЗ-1 – удельные прямые затраты (при сроке окупаемости 1 год), соответственно, уменьшенные (-) на % рыночных колебаний, тыс.грн./ед.

При пессимистическом объеме затраты увеличились (+) на принятый %, а доходы уменьши­лись на принятый %.





Наиболее вероятные затраты



Наиболее вероятный объем производства.



где Оопт - оптимистический объем производства;

Обп - объем безубыточного производства;

Опес - пессимистический объем производства.

Наиболее вероятные затраты.



где Зопт - оптимистические затраты;

Збп - затраты безубыточного производства;

Зпес - пессимистические затраты.

^ Объем вероятных потерь.



Полученный объем вероятных потерь, которые понесет Ваш бизнес в случае заданных рыночных колебаний, необходимо сравнить с сумами прибыли или выручки и определить, что произойдет с предприятием в этом случае.

В приведенной ниже таблице необходимо выделить соответствующий столбец и сделать вывод об устойчивости предприятия в рыночных условия

Таблица 3.13. ^ Состояние предприятия с учетом рыночных колебаний


Область устойчи-

вости

фирмы

Абсолютная устойчивость

Нормальная

устойчивость

Неустойчивое состояние

Критическое состояние

Кризисное

состояние

Зона

риска

Безрисковая зона

Зона

min

риска

Зона

повышенного риска

Зона

критического риска

Зона

недопусти-

мого риска

Максималь-

ные

потери

Полное отсутствие

Чистая

прибыль

(ЧП=Овыр-ТЗ-НДС-Нпр-Ен-Вкр)

Расчетная прибыль

(Пр=Овыр-ТЗ-НДС)

Валовая

прибыль

(Вп=Овыр-ТЗ)

Выручка от

реализации

и имущество фирмы

Овп=




значение

значение

значение

значение

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что предприятие находится в области ….. устойчивости, в зоне …. риска, потери могут составить …..

В Ы В О Д Ы.
Необходимо сделать выводы о целесообразности внедрения в жизнь предлагаемой предпринимательской идеи или о ее несостоятельности в связи с большими затратами и невозможностью получить прибыль даже при условии применения более совершенных технологий, сокращении трудо- и энергозатрат, уменьшении материалоемкости или снижении других расходов.

Сделать вывод об устойчивости проектируемого предприятия к колебаниям рынка.

Перечень рекомендуемой литературы


  1. Варналій З.С. Основи підприємництва, навч. Посібник.-К. Знання –Прес, 2002.-239с.

  2. Джеймс Стонер. Едвін Долан Вступ у бізнес. Пер з англ./ -к. вид-во Європ. ун-ту фін. 2000.-752с.

  3. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций, Анализ отчетности.- Финансы и статистика, 1995.-432с.

  4. Ансофф И. Стратегическое управление : Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко.  М. : Экономика, 1989.

  5. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д, Вонг В. Основы маркетинга: менеджмент /Пер. с англ. – 2-европ. Изд. – К.: М, СПб.: Издат. Дом "Вильямс", 1998.

  6. Котлер Ф. Основы маркетинга.- М.: Прогресс, 1992.

  7. Бачка Т., Месена Д., Мико Д. и др. Хозяйственный риск и методы его измерения. –М. 1979.

  8. Грабовый П.Г., Петрова С.Н. и др. Риски в современном бизнесе. -М. Аланс,1994.
  1   2



Скачать файл (148.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru