Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Экономика Венесуэлы - файл 1.doc


Контрольная работа - Экономика Венесуэлы
скачать (148.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc149kb.02.12.2011 07:53скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агенство по опбразованию РФ

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова


Кафедра менеджмента и внешнеэкономической деятельности
Контрольная работа

по Мировой экономики на тему:

«Экономика Венесуэлы»
Белгород 2010

Содержание
Введение 3

I Внутренняя экономика Венесуэлы. 4

1.1 Общие сведения. Политика. Демография 4

1.2 Ресурсы. Импорт и экспорт. 5

II Интеграция страны в мировое хозяйство 11

2.1 Инвестиционная политика страны. Ввоз и вывоз капитала 11

2.2 Участие страны в процессах международной интеграции 15

2.3 Экономические взаимоотношения Венесуэлы и России 19

Заключение 29

Список используемых источников 30

Введение
В последние годы всё больше развиваются всесторонние отношения России с Венесуэлой. Выбор темы обоснована тем, что Россия и Венесуэла, имеющие существенные различия в размерах и структуре экономик, отличающиеся методами реализации внешней и внутренней политики, ориентированные на разные рынки своей продукции, имеют много общих проблем в экономике. Одной из таких проблем является чрезмерная зависимость от топливно-энергетического сектора, за счет которого формируется значительная часть ВВП. Целью работы является раскрытие характерных особенностей и проблем экономики Венесуэлы, как одной из крупнейших стран-экспортеров нефти.

Довольно трудно оценить степень проработанности темы в литературе, поскольку тема очень слабо освещена в российской литературе и даже иностранные источники информации не обладают свежими статистическими данными по экономике страны.

^ I Внутренняя экономика Венесуэлы.
1.1 Общие сведения. Политика. Демография.
Официальное название страны – Боливарианская Республика Венесуэла (до 2000г. – Республика Венесуэла). Политический строй: президентская республика. Президент Венесуэлы избирается простым большинством голосов в ходе голосования и является главой государства и правительства. Срок президентских полномочий - 6 лет. Президент может быть переизбран ещё на один срок подряд. Независимость провозглашена 5 июля 1811г.

Территория – 916,5 тыс. кв. км. Население, две трети которого молодежь до 30 лет, составляет 27,73 млн.чел. (2008г.), в основном лица смешанного испано-индейского происхождения – 60%, а также белые (испанцы, итальянцы и др.) – 21%, негры – 10%, индейцы – 2%. В Венесуэле насчитывается свыше 3 млн. иностранцев (в основном – иммигранты из Колумбии, Перу и Доминиканской Республики, а также из Испании, Португалии и Италии). Столица – Каракас (2.8 млн. жителей – 2008г.), основан в 1567г. Государственный язык – испанский, официальная религия – католицизм, денежная ед. – боливар. Боливар равен 100 сентимо, хотя монеты, именуемые сентимо, больше не выпускают.

Венесуэльский Боливар состоит из 100 сентимо. Международное обозначение — VEB. В денежном обращении до 1 января 2008 года находились банкноты номиналом в 50 000 боливар, 20 000 боливар, 10 000 боливар, 5000 боливар, 2000 боливар, 1000 боливар, 500 боливар, 100 боливар, 50 боливар, 20 боливар, 10 и 5 боливар. Металлические монеты в 500 боливар, 100 боливар, 50 боливар, 25 боливар, 5 боливар, 2 боливар и 1 боливар, 50, 20, 10 и 5 сентимо. 1 января 2008 года проведена деноминация (1:1000). В обращение введены новые банкноты (2, 5, 10, 20, 50 и 100 боливар) и монеты (1, 5, 10, 12½, 25 и 50 сентимо, а также 1 боливар).
Согласно переписи 2008, численность населения Венесуэлы составляла 27,73 млн. человек (без учета нелегальных иммигрантов и индейцев, живущих в джунглях внутренней части страны). Численность индейцев превышает 100 тыс. человек. Не менее 3/4 населения обитает в узкой полосе береговых горных гряд, тянущихся вдоль побережья Карибского моря от колумбийской границы до дельты Ориноко. Еще 15% жителей сосредоточено в нефтеносном районе вокруг оз. Маракайбо. Рождаемость в Венесуэле, по данным на 2009, составляла около 21 на 1000 человек, смертность – около 5.1 на 1000, а естественный прирост населения – 1,5% в год. Ожидаемая продолжительность жизни в стране составляет – 70,5 лет у мужчин и 77 у женщин. [6]

В годы после Второй мировой войны отмечался большой приток иммигрантов, в особенности из Испании, Португалии и Италии. Много переселенцев, как легальных, так и нелегальных, прибывает из Колумбии. Есть сведения, что в начале 1990-х годов более миллиона колумбийцев нелегально проживало в Венесуэле.[2,стр.120]

Венесуэла характеризуется высокой степенью урбанизации – из каждых 10 жителей 9 проживают в городах. Крупнейший город – Каракас с населением 2,8 млн. человек – расположен в живописной долине в прибрежной горной области. Второй по величине город – Маракайбо с населением 1,25 млн. человек.
^ 1.2 Ресурсы. Импорт и экспорт.

Президент Венесуэлы Уго Чавес рассказывает подданным, что в кризисе «глобальный капитализм», а социалистической и боливарианской Венесуэле ничего не грозит. Если кто-нибудь в стране пострадает от кризиса, так это злые олигархи, «звери в человечьем обличье», как выражается Чавес . Тем не менее, несмотря на заклинания, инфляция близка к 30%, а реальные зарплаты падают.

Жизнь в Венесуэле очень сильно зависит от цен на нефть. Нефть — это треть ВВП страны и 80% экспорта. Половину венесуэльского бюджета составляют нефтяные доходы. Как известно, с пика цены в 140 долларов за баррель нефть упала до нынешних 70. В Венесуэле это чувствуют.

Текущие и прогнозируемые экономические показатели, по данным МВФ. Таблица 1




2007

2008

2009

2010

2011

2012

Рост/падение ВВП, %

8,4

4,8

-2,2

-0,5

0,5

0,5

Инфляция, 2000=100

344

448

612

878

1286

1923

Инфляция, %

18,7

30,4

36,5

43,5

46,5

49,5

Сальдо платёжного баланса, % ВВП

8,8

12,3

-0,4

4,1

5,6

6,6

Венесуэла обеспечивает себя нефтью и природным газом; она располагает также крупными запасами каменного угля и гидроэнергетическими ресурсами.

Валовой внутренний продукт (ВВП) Венесуэлы – совокупность произведенных в стране товаров и услуг – в 2009 в связи с кризисом упал на 2.2% и составил 355 млрд долл. (32-е место в мире), ВВП на душу населения — 13,2 тыс. долл. (84-е место в мире). Безработица — 10,9 % (в 2009), рост потребительских цен в 2009 году — 27,3 %. , если сравнивать с цифрами до кризиса то в 2007 рост ВВП составил 8.4% , а средний доход на душу населения был самым высоким в Латинской Америке. Столь резкое преображение страны объясняется одной причиной – высоким уровнем нефтедобычи. Динамика ВВП Венесуэлы приведена в таблице 1.

Столь резкое преображение страны объясняется одной причиной - высоким уровнем нефтедобычи.

Объем экспорта сырой нефти и нефтепродуктов в Венесуэле за 2004 год составил 2 100 000 барр. в день. На 2009 год Венесуэла занимает 5 место в мире по объёмам экспорта нефти и составляет 5 млн. барр. в день.

Президент Венесуэлы Уго Чавес считает, что эта южноамериканская страна может устоять перед любым падением цен на нефть.

"Венесуэла в настоящее время находится в таких условиях, когда может выдержать любую цену на нефть", - заявил Чавес, выступая на открытии новой железной дороги. [5]

По его словам, это во многом обусловлено созданием новых политико-финансовых механизмов.

"Для нас высокая цена на нефть не играет сейчас жизненно важную роль, так как мы располагаем новыми механизмами, как например, российский банк, международные валютные резервы, китайский фонд и другие", - сказал лидер Венесуэлы.[5]

Президент Венесуэлы Уго Чавес 23 сент. сказал, что его страна будет разрабатывать богатые нефтяные ресурсы и форсированными темпами развивать нефтехимию, чтобы превратить Венесуэлу в крупнейший центр в Латинской Америке по производству пластмасс.

У. Чавес сказал, что Венесуэла имеет богатые энергетические ресурсы, по запасам нефти и природного газа она стоит впереди многих стран. Однако в течение многих лет развитие в Венесуэле нефтехимии носило ограниченный характер, и годовой доход в этой области составляет 1,7 млрд. долл. США.[5]

Он также сказал, что правительство будет использовать добываемую в Венесуэле нефть для производства разнообразных нефтехимических продуктов, чтобы довести объем годового нефтехимического производства в будущие несколько лет до 100 млрд. долл.

Располагая огромными запасами нефти, Венесуэла, кроме того, является крупнейшим производителем железной руды (ее добыча в 2005 составила 18,5 млн. т) и занимает в регионе второе место после Бразилии, она ведётся компанией «Ferrominera del Orinoco» на месторождениях Серро-Боливар, Сан-Исидро, Лос-Барранкос и Лас-Пайлас в шт. Боливар. Основные залежи руды сосредоточены в штате Боливар, расположенном в центральной части страны при слиянии рек Ориноко и Карони.

Развитие тяжелой промышленности в стране осуществляется в основном по инициативе правительства. Крупнейшим проектом явилось развитие базовых отраслей металлургии в районе венесуэльской Гуаяны (Сьюдад-Гуаяна), на реках Ориноко и Карони. Минеральные богатства района – значительные залежи железной руды и бокситов, а также богатые гидроэнергетические ресурсы и выход к морю (по р. Ориноко могут подниматься морские суда) позволили правительственной корпорации и частным иностранным фирмам построить здесь предприятия по производству стали и алюминия.

Венесуэлы является одной из крупнейших в Латинской Америке стран с развитой авиапромышленностью. В связи с отсутствием собственного, даже сборочного, производства весь авиационный парк самолетов и вертолетов, как военного, так и коммерческого назначения формируется за счет импорта.

Из остальных статей экспорта большую роль играли алюминий и железная руда, на долю которых в совокупности приходилось 5% дохода от экспорта.

Сельское хозяйство, где господствует крупное землевладение, развито слабо. 1950, после того, как в течение многих лет сельскому хозяйству вообще не уделялось внимания, более трети пищевых продуктов приходилось импортировать.[3,стр.70] C 50-х до середины 1970-х годов сельскохозяйственное производство значительно выросло. В интервале с 1961 по 1975 производство продуктов питания почти удвоилось, хотя доля сельскохозяйственных рабочих сократилась с одной трети до одной пятой общего количества занятых в хозяйстве Венесуэлы. Это позволило сократить импорт до 7% необходимого объема пищевых продуктов. Позднее рост сельскохозяйственного производства замедлился, составив 24% за 12 лет с 1975 по 1987, тогда как численность населения продолжала быстро увеличиваться. В результате количество продуктов на душу населения упало на 14%, и в 1987 Венесуэла была вынуждена ввозить почти треть необходимого продовольствия. Вначале 1990-х на долю аграрного сектора приходилось лишь около 5% национального дохода; такое соотношение создает ошибочное впечатление высокоразвитой экономики. В 2009 Доля сельского хозяйства в ВВП Венесуэлы — 4 %. В отрасли занято 13 % рабочей силы и, так или иначе, используется приблизительно четверть территории страны. Культивируются — кукуруза, сорго, сахарный тростник, рис, бананы, овощи, кофе. Производятся говядина, свинина, молоко, яйца. Развито рыболовство. Сельское хозяйство покрывает собственные потребности страны только на треть. В 2008 году одни только США экспортировали в Венесуэлу продкутов с/х на 347 млн долларов (Венесуэла стала, таким образом, вторым по значимости рынком в Южной Америке для США в этой сфере).

К импортным товарам главным образом относятся продовольствие, машины и транспортное оборудование, запчасти и химические продукты.

В настоящее время для страны характерны регулярные нехватки основных пищевых продуктов (яйца, молоко, сахар, мясо, курица, масло и т.д.) в государственных и частных рынках и магазинах. Некоторые утверждают, что нехватку вызывает увеличение спроса. «В прошлом мы потребляли 21 кг. курятины на душу населения, а теперь — 35 кг. То же и с яйцами. В прошлом мы потребляли 115 яиц в год, теперь — 136. Свинины мы ранее ели по 1.5 килограмма, тогда как сейчас — 3.5 кг», — говорит Густаво Морено, президент «Fedeagro», организации боссов в агропромышленности. Без сомнения, возросшая покупательная способность питает спрос. Однако это не объясняет дефицита продовольствия. За прошедшие восемь лет производство молока уменьшилось. В 1998 г. было произведено около 1 410 миллионов литров молока. В 2008 производство упало до 1 250 млн. литров.[7]

Сегодня душевое производство молока составляет 42.4 литра в год, а это уровень ... 1952 года! [7] Импорт порошкового молока стабильно растет в течение 20 лет. Для восполнения дефицита некоторые правительственные круги предлагают увеличить импорт. Временно это может помочь, но чтобы гарантировать достаточный уровень производства молока, частные перерабатывающие заводы следует экспроприировать и национализировать под управлением рабочих и крестьян.

Среди главных проблем внутреннего развития страны можно выделить: высокая инфляцию (по ее уровню Венесуэла занимает одно из первых мест в мире), периодически возникающий дефицит товаров первой необходимости, недостаток жилья, ветшающая инфраструктура, разгул преступности и коррупции. Накапливающиеся в экономике проблемы - побочное следствие высоких государственных расходов и запутанной сети контроля над ценами, валютным курсом и процентными ставками. Поскольку отечественные частные производители - помимо всего прочего, страдающие от завышенного курса национальной валюты - не в состоянии удовлетворить мощный потребительский спрос, стимулируемый государственными пособиями и субсидиями, венесуэльский импорт с 2003 г. вырос в два раза. Экономисты опасаются, что рано или поздно приток валюты от экспорта нефти, который в последнее время сокращается, уже не позволит финансировать имеющийся спрос на импортные товары, в результате чего у Венесуэлы возникнет дефицит текущего баланса, грозящего приобрести неконтролируемые масштабы.

^ II Интеграция страны в мировое хозяйство.
Венесуэла является членом ООН (с 1945 г.), ОАГ (с 1948 г.), ЛАЭС (с 1975 г.), ЛААИ (с 1981 г.), Андского и Амазонского пактов, Группы Рио, ОПЕК ( с 1960г.)Несколько раз избиралась непостоянным членом Совета Безопасности ООН, в т. ч. на период 1992 — 93 гг., член Движения неприсоединения.
^ 2.1 Инвестиционная политика страны. Ввоз и вывоз капитала.
Правительство Венесуэлы, как правительство любой развивающейся страны понимает необходимость и потребность национальной экономики в иностранных инвестициях.

В 1992 году Венесуэла подписала с Мировым банком программу для привлечения иностранных инвестиций. Соглашение защищает зарубежных инвесторов от потерь, вызванных изменением законодательства. Руководство страны, начиная с 1992 года, проводило многие политики, направленные на ликвидацию барьеров для иностранных инвестиций.[7]

В экономической системе Венесуэлы многие отрасли являются привлекательными не только для внутренних, но и для иностранных инвесторов. Лидирующие места среди них занимают нефтяная и горнодобывающая промышленность, а также в последнее время к ним относятся и телекоммуникации.

Так, например, в соответствии с принятым в 2003 году законом о телекоммуникациях в Венесуэле, была проведена регистрация инвесторов, заинтересованных в покупке лицензий на стационарную проводную связь после того, как ведущая телефонная компания Венесуэлы CANTV прекратила свое монопольное существование на рынке связи. Лицензии выдавались после проведения публичного аукциона. До 2003 года Венесуэла получила около 2 млрд. долл. инвестиций в сектор телекоммуникаций.

Развитие тяжелой промышленности в стране осуществляется в основном по инициативе правительства. Крупнейшим проектом явилось развитие базовых отраслей металлургии в районе венесуэльской Гуаяны (Сьюдад-Гуаяна), на реках Ориноко и Карони. Минеральные богатства района – значительные залежи железной руды и бокситов, а также богатые гидроэнергетические ресурсы и выход к морю (по реке Ориноко могут подниматься морские суда) позволили правительственной корпорации и частным иностранным фирмам построить здесь предприятия по производству стали и алюминия. Кроме того, правительство принимает также меры по развитию нефтехимической промышленности; крупный нефтехимический комплекс построен в городе Морон, к северу от Валенсии, еще один – на восточном берегу оз. Маракайбо.

Причем инвестиции означают не только денежные вливания, но и основание производства с участием иностранного капитала и технологий на территории страны.

Примером может служить подписание с компаниями ChevronTexaco, British Gas Group PLC, Statoil, TotalFinaELF, и BP соглашения о разработке газовых месторождений страны. Как заявил министр нефтепромышленности Венесуэлы, разработка будет вестись на пяти блоках месторождений, находящихся неподалеку от северо-восточного побережья страны. По приблизительным оценкам запасы природного газа у северо-восточного побережья Венесуэлы составляют более 1.1 трлн. куб. м. Доходы бюджета страны от реализации проекта составят около 4 млрд. долл. в течение первых 6-ти лет. Государственная нефтяная компания Венесуэлы Petroleos de Venezuela по условиям договора получает до 35% доходов от добычи газа иностранцами.[7]

Очень важную роль в экономике страны играет вывоз капитала. Жители Венесуэлы традиционно много тратят на путешествия за границу; велики также выплаты как государственных, так и частных компаний иностранным кредиторам; кроме того, из страны уходят крупные суммы денег, которые иностранные рабочие посылают своим семьям.

Все эти статьи расхода практически сводят на нет чистый доход от экспорта, так что в итоге отток денег из Венесуэлы превышает поступления из-за границы. Более того, в 1980-х и в начале 1990-х годов многие состоятельные граждане Венесуэлы вкладывали большие средства в покупку недвижимости в других странах или хранили свои деньги в иностранных банках. Этот вывоз капитала финансировался за счет займов. В результате сумма иностранных долгов Венесуэлы резко подскочила; к началу 1983 она составила более 34 млрд. долл. и в 1993 оставалась на уровне почти 39 млрд. долл, а в 2009г внешний долг Венесуэлы — 43,4 млрд долл. 

Правительство Венесуэлы активно пытается перераспределять доходы от нефтегазового сектора на социальные цели, но практически не использует их для развития экономики страны, ее диверсификации или новых инвестиций в нефтегазовой сфере. При этом надо помнить о том, что эффективность добычи за счет выработки углеводородов постоянно снижается, а следовательно растут издержки, снижается рентабельность и падает уровень доходов страны. Что, при растущих социальных расходах и внушительных внутреннем и внешнем гос.долгах может привести к дефолту в результате достаточно чувствительного обвала цен на нефть. Учитывая проблематичность внешних заимствований для Венесуэлы в связи с ее экономической политикой, единственным способом защитить страну от такого сценария развития событий (кроме ее развития), является повышение роли ОПЕК (участником которой является и Венесуэла) в ценообразовании.

В связи с этим, к достижениям Уго Чавеса можно отнести повышение роли ОПЕК в состоянии дел на рынке нефти. К моменту его избрания дисциплина в ОПЕК стала страдать: некоторые государства, включая Венесуэлу, регулярно нарушали свои квоты на добычу, что привело к обвалу цен. В 2000 году Чавес организовал саммит глав государств альянса (первый за 25 лет и второй в истории организации). Действия ОПЕК вновь стали влиять на рынок, что позволило альянсу сыграть на повышение цен. И хотя ОПЕК была одним из многих факторов, приведших к повышению цен в течение первого десятилетия XXI века, роль альянса была весьма заметной.

Впрочем, эта политика привела к конфликту между Чавесом и национальной нефтяной компанией (PdVSA). На протяжении десятилетий PdVSA привыкла не выполнять квоты, а добывать как можно больше нефти, чтобы максимизировать свои доходы. Сотрудники PdVSA в 2002 году провели забастовку, полностью остановив добычу нефти в стране (что убрало с рынка 3 млн баррелей в сутки, приведя к резкому скачку цен). Правительство уволило более 19 тыс. сотрудников компании, заменив их сторонниками Чавеса, но производство не могло полностью оправиться в течение всего последующего года.

Ограничения для иностранного капитала отрицательно сказались на состоянии основного для страны нефтегазового сектора. Дело в том, что PdVSA должна инвестировать не менее 3 млрд долларов ежегодно, чтобы поддерживать производство на старых месторождениях, на некоторых из которых добыча иначе будет снижаться на 25% в год. Но проблема заключается в том, что компания обеспечивает около половины доходов правительства и 80% экспортной выручки страны.

Отрадным для венесуэльской экономики и российских компаний исключением является достигнутая в 2009 году договоренность на разрешение российским компаниям разработки газовых месторождений и строительство газопроводов в Венесуэле.

Венесуэла планирует до 2013г. инвестировать 8 млрд.долл. в черную металлургию, чтобы нарастить производство стали до 7,8 млн.т. в год, заявил на выходных президент страны Уго Чавес. Для увеличения производства будет расконсервирован заброшенный рудник в Серро Боливар (Cerro Bolivar) на юго-востоке страны. Операции на руднике будет вести совместное венесуэльско-китайское предприятие.

^ 2.2 Участие страны в процессах международной интеграции.
Интеграция как ценность, направленность и политика всегда была константой во внешнеполитическом курсе Венесуэлы. Начиная с 60-х годов, интеграционная политика осуществлялась исходя из закрепленного в Конституции принципа усиления демократии и развития сотрудничества с латиноамериканскими странами.

На протяжении 36 лет, прошедших с 1960 г., подобная направленность по-разному преломлялась во внешней политике государства. Первоначально, следуя рекомендациям ЭКЛАК, эксперты которой рассматривали осуществление интеграционного процесса в регионе как одну из важнейших задач, стоящих перед странами континента, были созданы Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) и Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ).

При том, что принципы и стратегия экономического и политического развития неизменно отражает заинтересованность Венесуэлы в сближении с остальными странами региона, следует вспомнить, что ее присоединение к ЛАСТ в1966 году и к Андскому пакту в 1973 году было обусловлено такими важными факторами как:

экономика, опиравшаяся в основном на развитие нефтяной индустрии, мало диверсифицированная и очень зависимая от торговли с США;

неоднозначное внимание со стороны руководства к различным сферам экономики, политики и к интеграции, что напрямую зависело от внутренней и международной социально- политической обстановки;

ответственная преемственность в приоритетах.

Иными словами, Венесуэла всегда выступала за максимальное сотрудничество и согласованность действий стран региона во всех сферах.

Указанные три фактора объясняют специфику и одновременно облегчают понимание современной интеграционной политики страны в латиноамериканском регионе и в Западном полушарии, которая, конечно, претерпела изменения за прошедшие десятилетия.

В 1989 г. к власти в стране пришло правительство Карлоса Андреса Переса.

Поставленные задачи нашли выражение в конкретных мерах, которые следует назвать, поскольку они являются составной частью интеграционной политики Венесуэлы:

стимулирование деятельности Андской группы, чему способствовало проведение в 1989 году встречи на островах Галапагос;

создание в 1990 г. Группы трех совместно с Мексикой и Колумбией, что расширило возможности политической координации и экономической интеграции с ориентацией на страны Карибского бассейна:

укрепление Группы Рио и выработка общих позиций в ответ на выдвинутую в 1990 г. США “Инициативу для Америки”.

переговоры по соглашениям о свободной торговле со странами ЦАОР и КАРИКОМ;

создание государственных институтов по развитию сотрудничества и зоны свободной торговли между Колумбией и Венесуэлой в 1992 г. При этом отношениям с Колумбией придавалось стратегическое значение в плане подписания пакета соглашений по координации действий в политике и экономике;

придание импульса переговорам, которые Венесуэла вела с латиноамериканскими странами по заключению соглашений об экономической взаимодополняемости;

подписание в апреле 1991 г. рамочного соглашения с США о торговле и инвестициях, которое дало возможность приступить к обсуждению вопросов по развитию интеграции в рамках Западного полушария.

Выдвинутые Венесуэлой инициативы преследовали цель заключить целый ряд соглашений, которые, в конечном счете, заложили бы прочный фундамент интеграции в полушарии. Речь в данном случае шла об усилении многосторонности в политике, что способствовало бы расширению существовавших и подписанию новых региональных и субрегиональных соглашений. Одновременно это создавало бы благоприятную обстановку для ведения переговоров в контексте “Инициативы для Америки” и НАФТА.

Следующий этап интеграционной политики сопровождался трудностями, которые, однако, не стали непреодолимым препятствием для ее продолжения. Ярким свидетельством того, что этим проблемам уделяется первостепенное внимание, являются серьезные меры, принятые Венесуэлой с 1994 г.:

участие во Встрече глав американских государств в декабре 1994 года и в рабочих группах, сформированных для выработки соглашения о свободной торговле в рамках Западного полушария:

создание в 1995 году Ассоциации карибских государств;

обновление институтов Андского пакта;

продолжение рабочих переговоров со странами- участниками Группы трех;

начало переговорного процесса по созданию зоны свободной торговли с членами Меркосур.

Проводимый с 1994 г. Венесуэльский курс на избирательность в интеграционной политике включает два основных момента. С одной стороны, идет поиск стратегического равновесия в обязательствах, взятых на себя страной в соглашениях по региональной интеграции. С другой - повышается роль и увеличиваются политические и материальные ресурсы для реализации отдельных, имеющих особую важность соглашений.

Для Венесуэлы крайне важно сегодня суметь сделать правильные - высокие или низкие - ставки на “игровых столах”. Сама динамика ситуации заставит ее более гибко подойти к разработке стратегии интеграции.

Несмотря на то, что в настоящий момент динамизм в деятельности Группы трех несколько снизился, эта организация продолжает представлять интерес для других стран, поскольку, с одной стороны, все больше поворачивается лицом к государствам Карибского бассейна, а с другой - ставит в повестку дня такие вопросы, которые превращают ее в важнейший механизм переговорного процесса по созданию Ассоциации свободной торговли в рамках Западного полушария.

Ассоциация карибских государств, делающая первые шаги, представляет собой организацию, которая может в будущем сыграть важную роль как орган политической координации. Одновременно соглашения о свободной торговле со странами Карибского бассейна и Центральной Америки, в сочетании с другими программами долгосрочного сотрудничества, способствуют развитию экономической интеграции.

Что касается Андского пакта, который вследствие обострения отношений между Венесуэлой и Колумбией, а также успешной деятельности Меркосур несколько утратил свой динамизм, то следует отметить, что Венесуэла должна будет повысить здесь свои ставки, поскольку эта организация может сыграть не малую роль в процессах, происходящих в странах Южного конуса и Карибского бассейна. Многое будет зависеть от развития двухсторонних отношений с Колумбией, а они, в свою очередь, напрямую связаны с изменениями в политической ситуации в обоих государствах.

В отношении Меркосур Венесуэла ставит вопрос о создании с ним зоны свободной торговли, а не присоединения к нему, как принято считать. С членами этой организации необходимо поддерживать активные отношения, хотя в среднесрочной перспективе они будут носить больше политический, чем экономической характер. Таким образом, речь идет об участии в создании системы, на основе которой и возможно формирование Ассоциации свободной торговли Южной Америки.

Будущее, на которое нацелены современные тенденции глобализации и регионализации, должно служить сегодня ориентиром при осуществлении мер по интеграции. Излишняя избирательность и жесткость в проведении подобного курса представляются весьма рискованными. Таким образом, интеграционную политику Венесуэлы характеризует преемственность в приоритетах, и за последнее время она не претерпела кардинальных изменений. Сама ситуация в стране предполагает углубление приоритетов, а также их конкретную реализацию. Все это преследует цель укрепить национальные позиции в более сложной “игре”, в которую включились новые “игроки”, сделав свои ставки.[7]
^ 2.3 Экономические взаимоотношения Венесуэлы и России.

Венесуэла имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР 14 марта 1945 г., прерваны 13июня 1952 г. из за установившейся военной хунты и восстановленые 16 апреля 1970 г. после её завершения).

В ноябре 2008 года во время визита президента России Дмитрия Медведева в Венесуэлу было подписано межправительственное соглашение, устанавливающее безвизовый режим поездок граждан России и Венесуэлы друг к другу на срок до 90 дней. -->Соглашение вступило в силу 6 марта 2009 года.

10 сентября 2009 года Президент Венесуэлы Уго Чавес, находясь с официальным визитом в Москве, объявил о решении Венесуэлы признать Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. 15 сентября 2009Сухум Официальная нота МИД Венесуэлы о признании независимости Республики Абхазия вручена делегации Абхазии, находящейся в этой стране с официальным визитом. Венесуэла стала третьей (после России и Никарагуа) страной, которая согласилась признать независимость двух кавказских республик.

Первые контакты между Россией и Венесуэлой относятся к 18 веку, когда в Россию прибыл венесуэлец Франсиско де Мирандо, который вошел в историю как один из самых ярких деятелей освободительного движения в Латинской Америке. Он установил дружеские отношения с выдающимися людьми России.

В 19 веке представители России и Венесуэлы продолжали поиски путей для установления дружеских отношений. В 1856 году состоялся обмен грамотами между президентом Монагасом и императором Александром II.

Сороковые годы 20 века явились новым этапом в развитии отношений. В заключительный период Второй Мировой Войны народ Венесуэлы развернул широкую кампанию против фашистской Германии.

Март 1945 года- венесуэльское правительство обратилось к руководству СССР с предложением установить дипломатические отношения. В 1952 году, когда в Венесуэле установилась диктатура Переса Хименеса, дипломатические отношения между странами были приостановлены, но контакты продолжались.

В полной объеме дипломатические отношения возобновились в апреле 1970 года.

Хороший импульс в 70- 80-е годы получили культурные и научные связи, контакты по линии общественных организаций.

В 90-е годы начался следующий этап развития российско-венесуэльских отношений. Правительство Венесуэлы официально признало Россию правопреемницей СССР.

Если в начале 70-х годов в Венесуэлу из СССР экспортировались, главным образом, часы, газетная бумага, ликероводочные изделия и объем этих поставок не превышал нескольких миллионов долларов, то в 1992 году по данным Центрального банка Венесуэлы, импорт из России составил около 50 млн. долларов. Почти 80% всей стоимости его пришлось на автомобильную технику, около 10% - химические товары и удобрения. Третье по значимости группой были металлообрабатывающие.

Свыше 10 лет существует так называемый "нефтяной треугольник", то есть соглашение о продаже нефти Венесуэлой Кубе в обмен на соответствующие поставки нефти Россией в страны Западной Европы в счет венесуэльских обязательств. Россия ежегодно экономила на транспортных расходах около 200 млн. долларов. Согласно последнему подобному соглашению, подписанному в марте 1993 года в Каракасе, Венесуэла поставляла нефть Кубе и другим центральноамериканским государствам, а Россия в Германию и Швецию.

Развитие дипломатических отношений между Россией и Венесуэлой на современном этапе можно охарактеризовать стремлением к расширению экономических и культурных связей и повышению уровня политического диалога. В мае 1996 г. российско-венесуэльские отношения были закреплены договором о дружбе и сотрудничестве, а также рядом межправительственных соглашений. В сентябре 2000 г. в рамках Ассамблеи тысячелетия состоялась встреча президентов обеих стран - Владимира Путина и Уго Чавеса. 14 мая 2001 года, по приглашению российского лидера, последовал первый в истории официальный визит главы Венесуэлы в нашу страну. На встрече в Москве обсуждались перспективные области сотрудничества: нефте- и газодобыча, энергетика, строительство, цветная металлургия, сельское хозяйство. В ходе бесед было подтверждено, что оба лидера стоят на позициях многополярного и справедливого мира. Совпала их точка зрения и в вопросе о том, что нельзя допустить резкого падения цен на нефть- нефтепроизводящие страны должны получать достойное вознаграждение за свою продукцию.

Примером тесных отношений между Россией и Венесуэлой может служить заинтересованность Венесуэлы в Волгоградском регионе.

Визит в Волгоград 16 мая 2001 г. венесуэльской делегации в составе президента, министров иностранных дел, планирования, по науке и технике, посла Венесуэлы в РФ и других официальных лиц, а также руководителей крупнейших венесуэльских компаний можно считать первым этапом развития взаимоотношений.

На встрече с местным руководством президент Венесуэлы отметил сходство проблем Волгоградской области и Венесуэлы: необходимость диверсифицированного развития экономики, создания сети транспортных коммуникаций. Российской стороне было предложено участвовать в ряде совместных проектов.

Глава администрации Волгоградской области Н.К.Максюта обрисовал контуры программы будущего сотрудничества, обозначив возможные его направления: приборо- и судостроение, химия, нефтепереработка, обмен студентами, культура. Он предложил, в частности, оказать помощь в создании предприятия по производству судов класса «река- море», в которых заинтересована Венесуэла, а также наладить экспорт волгоградских тракторов.

В ходе переговоров был подписан проект соглашения о сотрудничестве между администрацией Волгоградской области и штата Боливар.

Особый интерес гостей вызвала новая разработка волгоградских конструкторов - самоходная противотанковая пушка «Спрут- СД», предназначенная для воздушно-десантных войск. Она способна десантироваться с воды, вести бой в условиях высокогорья. Подобных образцов оружия не имеет ни одна страна в мире. Как было отмечено на встрече, экспорт российского высокотехнологического военного оборудования и военной техники может стать одним из перспективных направлений сотрудничества с Венесуэлой.

Гости также проявили интерес к нефтяным установкам, производимым на Волгоградском заводе буровой техники.

Во время пребывания в Москве венесуэльской делегации была достигнута договоренность о создании стратегического альянса двух стран, основа которого - распространение и укрепление «нефтяного влияния» в соседних странах. Таким образом, посещение венесуэльской делегацией одного из самых современных производств - Волгоградского нефтеперерабатывающего завода, входящего в структуру компании «ЛУКОИЛ», имеет важное значение для развития сотрудничества наших стран в нефтяной сфере.

По данным Федеральной таможенной службы, в 2008 г. товарооборот между двумя странами составил 957,8 млн долларов (в 2007 – 1,13 млрд долларов). Российский экспорт сократился до 57,4 млн долларов и был представлен, прежде всего, авиационной техникой, минеральными удобрениями, а также турбореактивными и турбовинтовыми двигателями. Импорт из Венесуэлы в 2008 году практически прекратился.

Наиболее перспективными сферами российско-венесуэльского экономического сотрудничества являются топливно-энергетическая и горнодобывающая отрасли экономики. Такие ведущие российские компании, как ОАО "Газпром", ОАО "Лукойл", ЗАО "Зарубежнефтегаз", Группа компаний "Разноимпорт-Венесуэла", ОАО "ВО "Технопромэкспорт", ТНК ВР, "Российский алюминий", ВНИИГАЗ, "РусКаолин", "Разноимпорт", другие компании и предприятия сейчас активно наращивают свое присутствие на венесуэльском рынке. Для совместной работы на рынке Венесуэлы и других латиноамериканских стран крупнейшие российские компании создали Национальный нефтяной консорциум.

В 2005 г. ОАО "Газпром" в лице своей дочерней компании ЗАО "Зарубежнефтегаз" выиграло тендер и получило лицензию на проведение разведки и разработку блоков "Урумако-1" и "Урумако-2" (предполагаемый объем запасов – 70-90 млрд куб. м) в рамках проекта "Рафаэль Урданета" по добыче газа на шельфе в Венесуэльском заливе.

В мае 2007 г. в рамках исполнения условий вышеуказанных лицензий была завершена работа по первой фазе геологоразведочных работ (ГРР). По результатам данного этапа ОАО "Газпром" приняло решение о переходе к реализации второй фазы ГРР, в рамках которой планируется построить поисковые скважины на вышеупомянутых блоках, провести уточнение их геологического строения и скорректировать ТЭО проекта.

ООО "ВНИИГАЗ" (ОАО "Газпром") выполняет контракт с государственной нефтегазовой компанией "ПДВСА" (подписан в 2006 г.) на разработку Генерального плана развития газовой промышленности Венесуэлы, а также консультирует венесуэльскую сторону по вопросу строительства трансконтинентального газопровода из Венесуэлы в Бразилию и Аргентину.

ОАО "ЛУКОЙЛ Оверсиз" реализует вторую фазу количественной оценки и сертификации геологических запасов углеводородов нефтеносного района р. Ориноко на блоке "Хунин-3".

В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании с "ПДВСА" Группа компаний "Разноимпорт-Венесуэла" продолжает работу по реализации пилотного проекта по регенерации нефтяных отходов в районах бывших нефтепромыслов в кондиционные нефтепродукты. В начале 2007 г. Группой успешно осуществлен промышленный пуск оборудования, проведены необходимые технические и экологические экспертизы. В ближайшее время запланировано подписание соответствующего контракта.

ОАО "ВНИИЗАРУБЕЖГЕОЛОГИЯ" провело на территории Венесуэлы опытно-демонстрационные работы по внедрению российских технологий повышения дебита нефти.

Целый ряд крупных российских фирм изучают возможность участия в таких секторах венесуэльской экономики, как горнорудная промышленность, нефтегазовая и транспортная инфраструктура, финансово-инвестиционная и банковская деятельность, химическая промышленность, машиностроение, транспорт, воздушное сообщение.

ИФК "Метрополь", ЗАО "Агрохимическая корпорация "Азот", ОАО "СеверСтальАвто", ОАО "Руспромавто", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Полюс Золото", ОАО "Уралавто", ООО ВТФ "ЗИЛ-экспорт" ведут переговоры с потенциальными венесуэльскими партнерами по целому ряду проектов.

Объединенная Компания "Российский алюминий" планирует строительство в Венесуэле интегрированного промышленного комплекса по производству алюминия. В мае 2007 г. были проведены предварительные переговоры между представителями обеих компаний в гг. Каракасе и Пуэрто Ордасе, которые продемонстрировали взаимную заинтересованность сторон в реализации данного проекта. В октябре 2007 г. объединенная компания "Российский алюминий" получила разрешение руководства Венесуэлы на реализацию проекта в этой стране по строительству глиноземного завода, который будет принадлежать ей наполовину.

Летом 2006 г. Трубная Металлургическая Компания (ТМК) и Министерство базовой и горнорудной промышленности Венесуэлы подписали Протокол о намерениях относительно строительства в г. Сьюдад Пиар (штат Боливар) завода по производству бесшовных труб.

Продолжаются поставки в Венесуэлу автомобилей "КАМАЗ". Техника обслуживается в сервисном центре, созданном в 2006 году в г. Валенсии, на базе которого ведется работа по созданию регионального представительства в форме российско-венесуэльского совместного предприятия для продвижения автомобилей "КАМАЗ" на рынки других стран Латинской Америки.

В стадии проработки находится ряд совместных проектов в области железнодорожного и воздушного транспорта.

В июне 2008 года Россия и Венесуэла подписали соглашение об учреждении совместного банка. Документ был подписан по итогам переговоров премьер-министра РФ Владимира Путина и вице-президента Венесуэлы Рамона Алонсо Каррисалеса. Уставный капитал совместного банка России и Венесуэлы составит до 4 млрд долларов Банк будет создан на базе Еврофинанс-Моснарбанка.

26 ноября 2008 г. Россия и Венесуэла подписали соглашение по сотрудничеству в области использования атомной энергии в мирных целях. Подписи под соглашением поставили генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Сергей Кириенко и министр народной власти по энергии и нефти Венесуэлы Рафаэль Рамирес Каррено, в присутствии президента России Дмитрия Медведева и президента Венесуэлы Уго Чавеса.

Документ носит рамочный характер и создает базу том числе для сотрудничества в области управляемого термоядерного синтеза, безопасности ядерных установок и радиационных источников, а также разработке, проектированию, строительству, эксплуатации и выводу из эксплуатации исследовательских реакторов и атомных электростанций. Документ касается также производства радиоизотопов и их применения в промышленности, медицине и сельском хозяйстве, ядерной безопасности и радиационной защиты и оценки радиационного воздействия атомной энергии на окружающую среду, разведки, разработки урановых и ториевых месторождений и их использования в мирных целях, развития инфраструктуры атомной энергетики.

В марте 2009 года вступило в силу соглашение между правительствами Российской Федерации и Боливарианской Республики Венесуэла об отказе от визовых формальностей при взаимных поездках граждан двух государств. В настоящее время прорабатывается проект межправсоглашения о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

Весомый вклад в развитие двустороннего сотрудничества вносит Межправительственная Российско-Венесуэльская комиссия высокого уровня. Комиссия как основной инструмент межправительственного взаимодействия была создана в 2001 г. для определения и проработки перспективных направлений двустороннего сотрудничества.

Cреди перспективных направлений двустороннего взаимодействия – транспорт и транспортная инфраструктура, горнодобыча, создание новых промышленных объектов и судоверфей, наращивание количественных и качественных показателей двусторонней торговли.

Cобщалось также о готовности российской стороны возобновить проекты по возведению объектов гидроэнергетики в центральной части страны, которые были заморожены после распада СССР.

Успешно развивается военно-техническое сотрудничество между Россией и Венесуэлой, которое осуществляется на основе соответствующего межправительственного соглашения и в строгом соответствии с международными обязательствами сторон и нормами международного права.

Активизируется сотрудничество между субъектами Российской Федерации и штатами Венесуэлы. С 2001 г. введена новая практика установления контактов между регионами (побратимство). Были подписаны соглашения о сотрудничестве и побратимстве между регионами и штатами Волгоград и Боливар (штат Боливар), которые затем распространились на города Ижевск и Маракай (Арагуа), Владимир и Валенсия (Карабобо), Ставрополь и Гуанаре (Португеса); в ближайшем будущем ожидается, что побратимами станут Санкт-Петербург и Баркисименто (Лара), а также Оренбург и Пуэрто Ла Крус (Ансоатеги).

Постепенно активизируется гуманитарное сотрудничество. Ежегодно абитуриенты и аспиранты из Венесуэлы направляются для учебы в российских вузах за счет средств федерального бюджета России. В апреле 2001 г. в Каракасе открыт Венесуэльско-Российский институт дружбы им. Франсиско де Миранды.
5 апреля 2010г состоялся визит российского премьера Владимира Путина в Венесуэлу, на котором были подписаны многие соглашения. Общий объем заказов Венесуэлы на продукцию российского военно-промышленного комплекса (ВПК) может превысить 5 миллиардов долларов, заявил в понедельник премьер-министр РФ Владимир Путин.

"Наша делегация только что вернулась из Венесуэлы, а общий объем заказов может превысить 5 миллиардов долларов", - сказал Путин на совещании по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса.

Российский премьер отметил, что эта цифра включает и российский кредит Венесуэле в 2,2 миллиарда долларов.

Он отметил, что заказы будут размещаться на 13 головных предприятиях, включая "Ижмаш".

"В целом источники финансирования определены и с нашими партнерами согласованы", - добавил глава российского правительства.


Заключение
Благодаря высоким доходам от продажи нефти Венесуэла долгие годы считалась одним из самых богатых государств в регионе, относилась к числу стран с наибольшими средними доходами на душу населения в Латинской Америке. Нефтяной фактор неоднократно играл роль амортизатора в периоды тяжелейших экономических и политических кризисов, отвлекая внимание от ухудшающейся ситуации в социально-экономическом обеспечении населения. Существует и обратная сторона медали это последствия нефтяной зависимости для развития экономики страны, в этом смысле наглядным является пример Венесуэлы страны входящей в список стран-лидеров по добыче и экспорту нефти, но не умеющей эффективно использовать полученные от её реализации доходы.

Список используемых источников:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Венесуэла

2.Зубрицкий Ю.А. Венесуэла: экономика, политика, культура.-М:Знание.-1984.-С391.

3. http://country-venezuela.ru/zheleznaya-ruda/

4.Журнал "Мировая экономика и международные отношения".

5. РИА Новости// [1],14 мая 2009

6.http://catalog.fmb.ru/venezuela12.

7.http://.venezuela.polpred.ru/news

8.http://chinalist.ru/facts/viewyears


Скачать файл (148.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru