Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Система инновационной деятельности в России - файл 1.doc


Контрольная работа - Система инновационной деятельности в России
скачать (109.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc110kb.02.12.2011 07:57скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

1. Характеристика системы инновационной деятельности в России

4

1.1. Государственная система управления инновациями

4

1.2. Виды стратегий развития в России

8

2. Формирование механизмов управления развитием социально – экономических систем на базе инновационного подхода


11

Заключение

15

Список использованной литературы

17

ВВЕДЕНИЕ
В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. Они в конечном итоге определяют рост дохода предпринимателей, а также повышение стандартов уровня жизни населения. Значение инновационного подхода в повышении эффективности общественной деятельности подчеркивают многие отечественные и зарубежные экономисты – вновь известно, что на долю новых и усовершенствованных продукций и технологий в ведущих странах мира приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Однако инновационная деятельность российских предприятий характеризуется в настоящее время довольно низкими показателями. Так, в 1998 г. разработку и освоение инноваций осуществляли только 5% от общего числа промышленных предприятий. В связи с принятыми правительством мерами уже в 2000 году инновационная активность промышленных предприятий возросла до 10,6%. Однако, для страны, обладающей значительным научным потенциалом, этот показатель является довольно низким.

Актуальность темы контрольной работы подчеркивается тем, что для успешной работы российских предприятий в инновационном режиме необходимо создание целостной национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов управления всех уровней, организаций научно – технической сферы, предпринимательского и государственного секторов промышленности в интересах использования новейших достижений науки и технологий.

Решение этой проблемы возможно при условии сочетания интересов государственного, вузовского и предпринимательского секторов, что позволит эффективно использовать комплексные стратегии, активизировать инновационную составляющую общей экономической системы и постоянно наращивать объемы производства наукоемкой продукции.

^ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОСИИ
2.1. Государственная система управления инновациями
Исходя из положения о том, что одной из главных составных частей социально – экономической политики государства является инновационная политика, можно сделать вывод, что важнейшие ее задачи – создание конкурентоспособных на внешнем и внутреннем рынках производств; стимулирование освоения современных технологий и поощрение экспорта отечественной инновационной продукции.

Однако, по данным государственной статистики, инновационная деятельность в Российской Федерации характеризуется низким результирующим показателем инновационной активности при значительном научном потенциале. Разработку и освоение инноваций осуществляли 10,6% промышленных предприятий в 2000 году, 9,6% - в 2001 году, и 9,8% - в 2002 году.

Наибольшую долю в затратах инноваций российских предприятий составляет приобретение машин и оборудования (62,2%). На приобретение новых технологий расходовалось только 18,3% всех средств, из них на приобретение прав, патентов, лицензий, промышленных образцов и полезных моделей – 10,5%.

В общем объеме затрат предприятий на инновации собственные средства составляют 82,3%, доля иностранных инвестиций -5,3%, федерального бюджета -2,8%, бюджетов субъектов Российской Федерации – 1,3%, внебюджетных фондов – 2,7%.

Недостаточная результативность инновационной деятельности иллюстрируется показателями экспорта наукоемкой продукции, которая оценивается в 0,3 - 0,5% от объема торговли [9, c.57].

Таким образом, несмотря на рост промышленного производства, на первый план вышла проблема конкурентоспособности отечественной продукции.

В связи с этим в концепции государственной инновационной политики России становится цель создания условий не только для устойчивого экономического роста, но и выхода инновационной продукции на внешний и внутренний рынки, замещения импортной продукции за счет повышения технологического уровня и конкурентоспособности производства.

На данный момент времени сделано уже не мало, так, 7.02.2003 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации», где уточнены правовые основы изобретательства, заявок на полезную модель или промышленный образец.

Во исполнение этого закона создана правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности. Основными ее функциями являются проведение комплексного анализа ситуации в этой сфере, выработка рекомендаций по предотвращению и пресечению нарушений. Комиссия должна координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных и иных организаций в области противодействия нарушениям.

В 2002 году был утвержден порядок ведения государственных реестров изобретений, промышленных образцов, полезных моделей Российской Федерации, а федеральному институту промышленной собственности вменено в обязанность осуществление мониторинга за проведением работ в этой области. Высшая патентная палата и Апелляционная палата должны руководствоваться в своей деятельности данным документом. В декабре 2002 года с принятием Федерального закона «О техническом регулировании» было уточнено понятие стандартизация и введено понятие технического регулирования. Стандартизация понимается теперь как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленных на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований и требований на добровольной основе к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих свои средства в наукоемкие, высокотехнологические производства, осуществляется за счет введения налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов. Происходит уточнение налогооблагаемой базы и совершенствование механизма взыскания налогов, изменение амортизационной политики с целью обеспечить возможности организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источников инвестиций в инновации [7].

Осуществляется внешнеэкономическая поддержка: создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно – ярмарочной деятельности, вхождение в международные системы для обмена информацией по инновационным проектам.

Осуществляется обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и ноу – хау для освоения производства новейшей продукции.

Консолидируются усилия органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами – членами ЕС,СНГ и другими государствами.

Поддерживается участие инновационно – активных организаций в международных конкурсах, выделяются прямые государственные инвестиции для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов, поддерживается развитие лизинга наукоемкой продукции.

Определенную роль в развитии инфраструктуры инновационного процесса играют институционные преобразования: приватизация и национализация имущества, создание интегрированных корпоративных структур, демонополизация, создание малого предпринимательства, направленные на создание рыночной инфраструктуры, обеспечивающей рост производства конкурентоспособной продукции и освоения высоких технологий.

Для поддержки этих направлений в регионах создаются инновационные центры, обеспечивающие координацию взаимодействия участников инновационной деятельности, фонды имущества инноваций, предоставляющие малым инновационным организациям производственные площади и оборудование на льготных условиях.

Развитию инновационной деятельности способствуют создание бирж инноваций (инновационных проектов), организация открытых торгов ценными бумагами инновационных фирм, систем научно – технической информации.

В России функционирует более 300 баз данных по приоритетным направлениям науки и техники, навигационная база данных об органах научно – технической информации, их информационных продуктах и услугах, система регистрации результатов НИОКР, автоматизированная система распространения на электронных носителях библиографии и др.

В марте 2002 года Президент В.В. Путин утвердил документ, определяющей политику развития науки и технологий на период до 2010 г. и на дальнейшую перспективу, в котором приведен перечень критических технологий, который определяет важность инновационно – технологических проектов при их отборе.

В целом политика, цели, задачи и методы инновационного пути развития должны обеспечиваться определенными стратегиями развития [9, c. 74].

^ 2.2. Виды стратегий развития в России
В настоящее время считается рациональным сочетание трех видов стратегий – «наращивания», «заимствование», «переноса».

Стратегия «наращивания» основывается на использовании собственно научно – технического и производственно – технологического потенциала. При использовании научных результатов и производственного потенциала в промышленности осваиваются высокие технологии и постепенно наращивается выпуск конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции.

Стратегия «заимствования» состоит в том, что, используя инновационный потенциал собственной страны, осваивается выпуск новыой наукоемкой продукции, производящейся в развитых индустриальных странах. Далее наращивается производство продукции одновременно с развитием научно – технического и промышленного потенциала, способного самостоятельно проводить работы по всему инновационному циклу – от создания до реализации инновационной продукции на рынке.

Стратегия «переноса» заключается в использовании зарубежного научно –технологического и производственно – технологического потенциала в экономике страны путем привлечения прямых иностранных инвестиций, закупок лицензий на высокоэффективные новейшие технологии для освоения производства продукции новых поколений [9, c. 77].

Инструментами государственной поддержки стратегий инновационного пути развития экономики страны, как уже указывалось, являются федеральные целевые программы, программы технологического развития и инновационные проекты высокой степени коммерциализации. Сейчас федеральными основополагающими целевыми программами первой очереди являются «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники на 2002 -2006 годы», государственные программы вооружения на 2001 – 2010 гг., государственного оборонного заказа и др.

Следующим уровнем должны стать программы технологического развития, формируемые в рамках стратегии развития конкретных отраслей промышленности. Эти программы должны способствовать технологическому развитию тех производств, которые обеспечивают выпуск конкурентоспособной продукции с максимальным эффектом для национальной экономики

Повсеместно возрастает роль региональной составляющей во взаимодействии с другими глобальными составляющими как в России, так и в других странах. Отсюда следует, что основы структуры национальной системы инновационного планирования сложились и могут рассматриваться как базовые для использования и дальнейшего совершенствования.

Основными целями государственной научно – технической политики, которая должна выдерживаться в планах, являются развитие, размещение и эффективное использование научно – технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в экономику государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, укрепление обороноспособности государства и безопасность личности и общества, упрощение взаимосвязи науки и образования.

Основы структуры национальной системы инновационного планирования можно изобразить схематически (Рис.1).


Доктрина


Основы политики развития науки и техники

Концепции научной, научно – технической политики и инновационной деятельности в системе образования РФ

Концепции государственной инновационной политики







концепции прогнозы


Федеральные целевые программы

Пилотные проекты федерального значения

Федеральные технологические программы





Планы социально – экономического развития






Региональных структур

Интегрированных корпоративных структур

Хозяйствую-щих субъектов

Корпораций

Структура распределения средств по закону технетики по видам инноваций



5-10% новые виды

30-55% прочие

40-60% массовые





Источники финансирования



Федеральные

1.Бюджет

2. Внебюджетные фонды

3.Природная рента

4.Доходы от государственного федерального имущества

Предпринимательские
1.Негосударственные фонды

2.Частные инвестиции

Региональные

1.Бюджет

2.Внебюджетные фонды

3.Природная рента

4.Доходы от государственного регионального имущества



Задачи и методы управления инновационной деятельностью


наращивание

заимствования

переноса

Рис. 1. Основы структуры национальной системы инновационного

планирования

^ 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА БАЗЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА
Доказанной и важной особенностью современного экономического роста стал подход к непрерывному инновационному процессу в практике управления.

Развитие инноваций и инвестиций – составная часть прогнозов, концепций и программ социально – экономического развития страны. Поэтому прогнозы и планы инновационной активности предполагается разрабатывать в нескольких разрезах: на федеральном, на уровне субъектов РФ и местных уровнях; в отраслевом аспекте, в межотраслевых комплексах и по уровням предпринимательства (крупные корпорации, средний бизнес, мелкое предпринимательство) [9, c.123].

На федеральном уровне политика в области разработки прогнозов социально – экономического развития РФ, программ и проектировок основных расходов бюджета сформулирована в нормативных документах. Из них следует, что процесс формирования экономического обоснованного бюджета исходит из разрабатываемых федеральными органами исполнительных вариантов прогнозов, базирующихся на перечнях социально – экономических проблем, проекте свободного баланса по российской Федерации, перечня целевых программ, перечня поставок продукции, проектировок развития государственного сектора экономики, вариантов развития отраслей экономики и экономического и социального развития субъектов РФ.

Субъекты РФ являются структурообразующим элементом в общей системе управления государственным хозяйством страны. Для успешного выполнения этой роли субъектами РФ осуществляется государственное районирование. Существуют три основных принципа государственного районирования: административный, национальный и экономический.

Административный принцип районирования предусматривает деление хозяйства страны по границам административных образований административного подчинения (республики, края, автономии, области и их внутренние единицы – города, поселки, села, хутора, деревни).

Национальный принцип районирования основывается на национальных анклавах и определяет границы их территории.

Экономический принцип районирования заключается в рассмотрении конкретной территории как специализированного элемента народохозяйственного комплекса страны.

Районирование обеспечивает развитие хозяйственных связей регионов в едином экономическом пространстве и специализацию территорий с учетом природных, исторических, ресурсных и других факторов, обеспечивающих рост уровня жизни населения при наименьших затратах на производство и потребление материальных благ.

В настоящее время возрастает роль общенациональных экономических интересов, понятие которых весьма многообразно: рост материального благосостояния, укрепления здоровья и безопасности человека, улучшение условий жизни исторически сложившейся этнической общности людей (национального генофонда), обеспечение обороно – способности страны с целью сохранения и охраны ее границ, сохранения и приумножения духовных ценностей, национальной культуры, развития демократических устоев, сохранение окружающей среды и др.

Такое понимание общенациональных интересов нашло отражение в Программе интенсификации процесса реализации экономических реформ в России, авторами которой являются руководители большинства административных образований РФ, выразившие интересы руководимых ими регионов.

Повышение эффективности экономики, подъем качества жизни населения в каждом регионе в соответствии с этой программой предполагает совершенствование управленческих процессов, составной частью которых является разработка планов (программ) социально – экономического развития региона.

Планирование социально – экономического развития территории заключается в определении средств и методов достижения поставленных целей в области повышения уровня жизни населения. Поэтому исходными данными планирования являются определенные минимальные потребности населения в товарах, услугах, социально – бытовых и культурных объектах, стоимость которых называется величиной прожиточного минимума.

Основой определения потребностей становятся нормы научно – обоснованного уровня потребления населением различных материальных благ и услуг социального и культурно – бытового характера.

При расчете величины прожиточного минимума в субъектах РФ региональные органы исполнительной власти на основании своих законодательных актов учитывают зональные особенности.

Полученные расчетные данные о нормах потребления сопоставляются с данными фактических расходов (бюджета) семьи и на одного человека, полученными путем обследования или на основе статистических материалов продажи товаров, входящих в состав номенклатуры прожиточного минимума для определения отклонений и потребности в дополнительных товарных ресурсах на душу населения.

Затем производится отбор только тех программ и проектов, которые направлены на решение конкретных научно – технических и социально - экономических проблем региона, учитывающих цели и интересы организаций, находящихся на территории данного региона и связанных с ним кооперацией и другими социально – экономическими отношениями межрегиональных связей и единства экономики всей страны.

На основе отработанных программ и проектов разрабатывается план социально – экономического развития региона на очередной календарный год, подкрепленных программами инноваций, развития производства, ввоза, вывоза и сервиса продукции (работ, услуг) (Рис.2).


Определение региональных потребностей населения


Исходные данные



Продовольственная корзина

Непродовольственная корзина

Социально – бытовое обеспечение


Норма / факт

Норма / факт

Норма /факт



Потребительский бюджет на одного человека


Норма

Факт

Отклонение



Потребность в дополнительных товарных ресурсах на душу населения



Численность населения региона

Недостаток ресурсов до нормативного бюджета по региону для всего населения (список)






Программы экономического и социального развития

Мероприятия по достижению нормативного бюджета






План (программа) социально – экономического развития региона



Налоговая система

Инновационная система

Вывоз

Ввоз

Развитие производства

Сервис




Ассигнования

Источники финансирования


Средства предприятия

Бюджетные средства

Внебюджетные средства


Рис. 2. Примерная схема планирования обеспечения достойного уровня жизни населения в регионе

Такая методика планирования социально – экономического развития региона является довольно распространенной, имея различные модификации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы контрольной работы подчеркивается тем, что для успешной работы российских предприятий в инновационном режиме необходимо создание целостной национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов управления всех уровней, организаций научно – технической сферы, предпринимательского и государственного секторов промышленности в интересах использования новейших достижений науки и технологий.

Решение этой проблемы возможно при условии сочетания интересов государственного, вузовского и предпринимательского секторов, что позволит эффективно использовать комплексные стратегии, активизировать инновационную составляющую общей экономической системы и постоянно наращивать объемы производства наукоемкой продукции.

Наибольшую долю в затратах инноваций российских предприятий составляет приобретение машин и оборудования (62,2%). На приобретение новых технологий расходовалось только 18,3% всех средств, из них на приобретение прав, патентов, лицензий, промышленных образцов и полезных моделей – 10,5%.

В общем объеме затрат предприятий на инновации собственные средства составляют 82,3%, доля иностранных инвестиций -5,3%, федерального бюджета -2,8%, бюджетов субъектов Российской Федерации – 1,3%, внебюджетных фондов – 2,7%.

Недостаточная результативность инновационной деятельности иллюстрируется показателями экспорта наукоемкой продукции, которая оценивается в 0,3 - 0,5% от объема торговли.

Таким образом, несмотря на рост промышленного производства, на первый план вышла проблема конкурентоспособности отечественной продукции.

Развитию инновационной деятельности способствуют создание бирж инноваций (инновационных проектов), организация открытых торгов ценными бумагами инновационных фирм, систем научно – технической информации.

В России функционирует более 300 баз данных по приоритетным направлениям науки и техники, навигационная база данных об органах научно – технической информации, их информационных продуктах и услугах, система регистрации результатов НИОКР, автоматизированная система распространения на электронных носителях библиографии и др.

В целом политика, цели, задачи и методы инновационного пути развития должны обеспечиваться определенными стратегиями развития.

В настоящее время считается рациональным сочетание трех видов стратегий – «наращивания», «заимствование», «переноса».

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Гражданский кодекс РФ

  2. Налоговый кодекс РФ

  3. «О правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности»// Российская газета.-2003

  4. «Основы политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу»// Инновации.- 2002. № 2-3 (45-50)

  5. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 17/02) «Учет расходов на научно – исследовательские, опытно – конструкторские и технологические работы». Утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 115н// Российская газета.- 2002.

  6. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент.-С.Пб.: Питер,2003.- С.17

  7. Иванов В.В. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития// Инновации.- 2004.№5-С.22

  8. Клебанов И.И. Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу // Инновации.- 2002.- №2-3

  9. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. М.: ИНФРА-М, 2005.- 222с.

  10. Переходов В.Н. Инновационный путь развития и малые инновационные предприятия // Наука Москвы и регионов. -2002.-№2



Скачать файл (109.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru