Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по гражданскому праву РБ - файл 1.docx


Лекции по гражданскому праву РБ
скачать (238 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx239kb.02.12.2011 08:05скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Гражданское право

Вопрос № 2

(Предмет гражданского права. Метод гражданско-правового регулирования)

В теории права исходят из того, что предметом права являются общественные отношения данного общества, а предметом отрасли права является их определенная группа.

Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом (предмет гражданского права) определен ст.1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (в дальнейшем ГК). Анализ правил этой статьи дает основания выделить три группы общественных отношений, составляющих предмет гражданского права:

а) имущественные отношения;

б) связанные с имущественными личные неимущественные отношения;

в) личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными отношениями, поскольку иное не вытекает из существа этих отношений (отношения, связанные с осуществлением и защитой неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ).

Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, являются товарно-денежными, стоимостными. Субъектами имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, могут быть как граждане, так и юридические лица, а также государство и административно-территориальные единицы. В число этих субъектов входят также иностранные граждане и организации, находящиеся в Республике Беларусь.

Предметом гражданского права являются и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу нематериальных духовных благ, обладание которыми влияет на социальную оценку гражданина или организации. К ним относятся, во-первых, личные неимущественные отношения, связанные с имущественными; во-вторых, личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными. В группу личных неимущественных отношений, связанных с имущественными, входят отношения по поводу авторства на произведения науки, литературы или искусства, на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральной микросхемы, селекционного достижения) и иные результаты интеллектуальной деятельности. Спор об авторстве не является спором об имуществе, хотя вознаграждение за использование достижений автора выплачивается ему. Такой спор может возникнуть и в случае, когда имущественные права автора не нарушены. Так, допускается использование изданного произведения другими лицами без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого использовано в форме цитат в учебных изданиях, научных и критических работах в объеме, обусловленном целью издания. В случае такого использования опубликованного произведения автора без указания имени автора последний праве требовать установления авторства в судебном порядке.

Гражданское законодательство регулирует личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, поскольку иное не вытекает из существа личного неимущественного отношения. Таковы, например, отношения, возникающие в связи с защитой чести, достоинства и деловой репутации гражданина или юридического лица, т.е. с такими благами, которые не могут быть отделены от личности.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 3

(Функции и основные принципы гражданского права)

Под основными началами гражданского законодательства понимается система принципов, определяющих и регламентирующих гражданские отношения.

Гражданское законодательство основывается на следующих принципах:

все участники гражданских отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства (принцип верховенства права);

направление и координация государственной и частной экономической деятельности обеспечиваются государством в социальных целях (принцип социальной направленности регулирования экономической деятельности);

осуществление гражданских прав не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (принцип приоритета общественных интересов);

субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (принцип равенства участников гражданских отношений);

право собственности, приобретенной законным способом, охраняется законом и защищается государством, ее неприкосновенность гарантируется, а принудительное отчуждение допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и 

полным компенсированием стоимости отчужденного имущества либо согласно постановлению суда (принцип неприкосновенности собственности);

граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством (принцип свободы договора);

добросовестность и разумность участников гражданских правоотношений предполагается, поскольку не установлено иное (принцип добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений);

вмешательство в частные дела не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела);

граждане и юридические лица вправе осуществлять защиту гражданских прав в суде (хозяйственном суде) и иными способами, предусмотренными законодательством, а также самозащиту гражданских прав с соблюдением пределов, определенных в соответствии с гражданско-правовыми нормами (принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты);

иных принципах, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, других актах законодательства, а равно следующих из содержания и смысла гражданско-правовых норм.

Участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 4

(Понятие, система и состав гражданского законодательства. Значение судебной практики в применении и совершенствовании гражданского законодательства)

^ Система гражданского законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов.

Согласно ст.3 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданское законодательство образует систему нормативных правовых актов, которая включает:

  • законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс и законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь);

  • распоряжения Президента Республики Беларусь;

  • постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с законодательными актами;

  • акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, изданные в пределах их компетенции по регулированию гражданских отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами;

  • акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления, изданные в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

Таким образом, в состав гражданского законодательства включены три группы нормативных правовых актов: законодательные акты, иные акты гражданского законодательства, нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь.

В системе гражданско-правовых нормативных актов объективно главенствующее место занимает Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.) Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.137 Конституции). В случае расхождения нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь, действует Конституция.

Положения Конституции Республики Беларусь развиваются и детализируются в иных актах гражданского законодательства перечисленных в ст.3 ГК.

Вопрос об иерархической соподчиненности актов гражданского законодательства имеет большое практическое значение. Так как ввиду многочисленности нормативных правовых актов гражданского законодательства, несовершенства законодательной техники встречаются ситуации коллизии (расхождения) актов, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В этом случае применяется акт, имеющий большую юридическую силу.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 8

(Физические лица как субъекты гражданского права (общие положения). Правоспособность физических лиц, ее содержание)



Правоспособность—это способность лица иметь гражданские права и нести обязанности (ст.16 ГК). Правоспособности свойственна абстрактность и не отчуждаемость.

Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается смертью. Иногда закон признает возможность иметь гражданские права за еще не родившимся человеком (например: ребенок наследодателя, родившийся после его смерти, признается наследником по закону (ст.1037 ГК)).

Содержание правоспособности граждан образуют те имущественные и личные неимущественные права и обязанности, которыми гражданин может обладать, но не обязательно имеет в конкретном случае. В этом отличие правоспособности от субъективных прав и обязанностей конкретного лица. В ст.17 ГК перечислены наиболее важные с точки зрения законодателя права и обязанности субъектом которых может быть гражданин: граждане могут иметь на праве собственности имущество; заниматься предпринимательской деятельностью; совершать сделки; наследовать и завещать имущество; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и др. Граждане могут иметь и другие права, единственным требованием является то, чтобы они не были запрещены законом и не противоречили общим началам гражданского права.

Правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства согласно п.1 ст.1104 ГК определяются его личным законом. Последним считается право страны, гражданство (подданство) которой это лицо имеет. При наличии у лица двух или более гражданств личным законом считается право страны, с которой лицо наиболее связано.

Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо постоянно проживает (п.2 ст.1103 ГК), а личным законом беженца - право страны, предоставившей убежище (п.3 ст.1103 ГК).

Для иностранных граждан и лиц без гражданства Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами могут быть установлены отдельные изъятия из правоспособности, установленной для граждан Республики Беларусь. Например только граждане Республики Беларусь имеют право на безвозмездную передачу им части государственной собственности в процессе приватизации (ст.10 Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»).

За всеми гражданами признается равная правоспособность по объему и характеру независимо от пола, расы, языка, национальности, происхождения, имущественного положения, отношения к религии и места жительства.

Гражданин не имеет права полностью или частично отказаться от правоспособности или ограничить ее. Сделки, направленные на ограничение правоспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом (п.2 ст.21 ГК). Ничтожной является и сделка, согласно которой жена не будет взыскивать на содержание детей алименты с мужа, если он выселится из квартиры и не будет требовать раздела имущества в связи с разводом.

Гражданин не может ограничить свою правоспособность. Однако он может быть ограничен в правоспособности в случаях и в порядке, предусмотренных законом (п.1 ст.21 ГК). Ограничение правоспособности граждан допускается по приговору суда как наказание за совершение преступления и только на определенный срок.

Закон не предусматривает возможность лишения гражданина правоспособности в целом.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 9

(Дееспособность физических лиц (общие положения))

Понятие дееспособности содержится в п.1 ст.20 ГК. Под дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность).

Закон связывает способность гражданина совершать разумные действия, сознавать значение своих действий и их последствий с достижением совершеннолетия, т.е. с достижением 18-летнего возраста. Это общее правило, однако, ч.2 ст. 20 ГК предусматривает исключения. В случае, когда законодательством допускается эмансипация (ст. 26 ГК) или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения эмансипации или со времени вступления в брак.

1. В соответствии со ст.18 КоБС при рождении совместного ребенка или при наличии справки о постановке на учет по беременности, а также в случае объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) и при соблюдении условий вступления в брак государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, может снизить восемнадцатилетний брачный возраст, но не более, чем на три года. При 

этом лица, вступившие в брак, не достигнув 18-летнего возраста, приобретают дееспособность в полном объеме. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случаях расторжения брака.

2. Эмансипация—это объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Она впервые введена в гражданское законодательство ст.26 ГК.

Часть 1 ст.26 ГК установила, что несовершеннолетний, достигший 16-ти лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту), или с согласия родителей (усыновителей) или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя. Если эти лица не дают такого согласия и в случае отказа органов опеки и попечительства объявить несовершеннолетнего полностью дееспособным, решение об эмансипации несовершеннолетнего принимает суд (ч.2 п.1 ст.26 ГК и ч.2 ст.377 ГПК). Особенности рассмотрения судом дел об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) установлены ст.377 и 378 ГПК.

Орган опеки и попечительства (или суд) принимает решение об эмансипации несовершеннолетнего учитывая, насколько продолжительной и устойчивой является предпринимательская или трудовая деятельность претендующего на эмансипацию несовершеннолетнего лица, уровень его доходов или заработка, наличие у такого лица имущества, состояние его здоровья и другие обстоятельства.

Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в том числе по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда (п.2 ст. 26 ГК).

Полную дееспособность граждане приобретают по достижении 18-летнего возраста, однако, в зависимости от возрастного этапа закон предоставляет некоторые права и несовершеннолетним.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 10

(Объем дееспособности граждан в возрасте до 14 лет)

Частичная дееспособность несовершеннолетних в возрасте до 14 лет состоит в предоставленном им ст.27 ГК РБ праве самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки. Это сделки, как правило, на незначительные суммы, имеющие целью удовлетворять личные бытовые потребности, соответствующие возрасту ребенка (покупка сладостей, тетрадей, учебников, сдача в ремонт обуви и т.п.). Такие сделки исполняются при их совершении;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, не требующие нотариального удостоверения или оформления либо государственной регистрации. Это сделки дарения вещей и денег. Закон не определяет суммы, на которую можно подарить ребенку вещи. Малолетний вправе заключить и сделку о безвозмездном пользовании переданной ему вещью (ст.ст.643-655 ГК), о безвозмездном выполнении работ (например, ремонт велосипеда, часов и т.п.), о безвозмездном оказании услуг и т.д.;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего - третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Этими средствами малолетний может распорядиться в одних случаях для достижения определенной цели, а если законный представитель ее не определил - свободно. В таких случаях малолетний вправе совершать не только мелкие бытовые сделки.

В качестве законных представителей малолетних несовершеннолетних выступают родители, усыновители или опекуны. Они вправе совершать все остальные сделки от имени малолетнего. Они же несут ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним по правилам Главы 58 ГК.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 11

(Объем дееспособности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет)

Несовершеннолетние наделены дееспособностью в значительно большем объеме. При достижении 14 лет несовершеннолетний наделяется правом совершать любые сделки, при условии письменного согласия своих родителей, усыновителей или попечителей. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним без указанного согласия, действительна также при последующем письменном одобрении его родителей, усыновителей или попечителя (п.1 ст.25 ГК). При этом для совершения несовершеннолетним сделки не требуется согласия обоих родителей или усыновителей, достаточно согласия одного из них.

Самостоятельно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут (п.2 ст25 ГК):

1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными собственными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законодательством результата своей интеллектуальной деятельности. В частности, несовершеннолетние вправе заключать авторские договоры о передаче исключительных или неисключительных имущественных прав на использование произведения. Они вправе самостоятельно распорядиться полученным авторским вознаграждением, вправе получить патент на изобретение и т.д.;

3) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими в соответствии с законодательством;



4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные п.2 ст.27 ГК. Речь идет о сделках, совершаемых несовершеннолетним не за счет своего заработка, стипендии или других доходов несовершеннолетнего (за счет этих средств несовершеннолетний может самостоятельно заключить любые сделки), а за счет средств, предоставленных ему другими лицами.

Несовершеннолетние, достигшие шестнадцати лет, обладают трудовой дееспособностью (ч.1 ст.21 Трудового кодекса Республики Беларусь). С письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения личного труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения (ч.2 ст.21 Трудового кодекса). По сделкам, совершенным несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно в соответствии с п.2 ст.25 ГК, несовершеннолетние несут имущественную ответственность сами.

По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооператива в соответствии с актами законодательства о кооперативах (ч.2 п.2 ст.25 ГК). Действующее законодательство о кооперативах допускает членство несовершеннолетних и в производственных и потребительских кооперативах.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет деликтоспособны. За причиненный ими вред они несут ответственность сами. Однако, в случае, когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, субсидиарную ответственность несут полностью или в недостающей части его родители (усыновители) или попечитель, если не докажут, что вред возник не по их вине (п.1 ст.943 ГК).

При наличии достаточных оснований несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства решением суда может быть ограничен или лишен права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний приобрел полную дееспособность в связи со вступлением в брак до достижения 18 лет или был эмансипирован.

Основанием для ограничения или лишения недееспособного в возрасте от 14 до 18 лет частичной дееспособности может быть неразумное расходование денежных средств или распоряжение имуществом, например, приобретение спиртных напитков, наркотических средств, азартные игры, иные неразумные расходы.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 12

(Признание граждан недееспособными (основания и правовые последствия))

1. Гражданин, который вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

2. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.

3. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 13

(Признание граждан ограничено дееспособными (условия и правовые последствия))

Совершеннолетний гражданин может быть ограничен в дееспособности с целью охраны здоровья, личных неимущественных и имущественных интересов его самого и членов его семьи. Статья 30 ГК предусматривает: «Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство». Для ограничения гражданина в дееспособности по основаниям ст.30 ГК необходимо наличие двух условий:

а) злоупотребление им спиртными напитками или наркотическими средствами;

б) это ставит семью гражданина в тяжелое материальное положение. Поэтому гражданин по правилам ст.30 ГК не может быть ограничен в дееспособности, если он не имеет семьи.

Суть злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами состоит в том, что гражданин систематически их употребляет в большом количестве, что противоречит интересам его семьи. Не требуется, чтобы лицо, злоупотребляющее указанными напитками и средствами, было хроническим алкоголиком.

Тяжелое материальное положение семьи может вызываться как уклонением лица от исполнения своих материальных обязанностей перед нею, так и затратами семьи на содержание злоупотребляющего спиртными напитками и наркотическими средствами. Тот факт, что другие члены семьи имеют заработок или иные доходы, сам по себе не является фактом для отказа в удовлетворении просьбы заявителя (п.2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 15 марта 1978 г. № 4 (с изменениями от 15 октября 1986 г., от 2 декабря 1987 г. и от 23 сентября 1999г.) «О судебной практике по делам об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами»).

Над гражданином, ограниченным в дееспособности, устанавливается попечительство. Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки по распоряжению имуществом, а также получать заработную плату, пенсию и иные виды доходов и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред (ч.3 п.1 ст.30 ГК).



При прекращении гражданином злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами, а также в случае, когда семья такого гражданина перестала существовать (например, в связи с расторжением брака) суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над ним попечительство (п.2 ст.30 ГК).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 14

(Опека и попечительство в гражданском праве)

1. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия).

2. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона (законными представителями) и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Статья 33. Попечительство

1. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами.

2. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Статья 34. Опекуны и попечители как представители подопечных

Опекуны и попечители назначаются в порядке, установленном законодательством, и выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.

Статья 35. Распоряжение имуществом подопечного

1. Доходы подопечного, в том числе причитающиеся ему от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.

2. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду (в наем), безвозмездное пользование или в залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Порядок управления имуществом подопечного определяется законодательством.

3. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Статья 36. Доверительное управление имуществом подопечного

1. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с доверительным управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом (глава 52 настоящего Кодекса). В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.

При осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 35 настоящего Кодекса.

2. Доверительное управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным статьей 907 настоящего Кодекса, а также в случаях прекращения опеки и попечительства.

Статья 37. Патронаж над дееспособными гражданами

1. По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлен патронаж.

Установление патронажа не влечет ограничения прав подопечного.

2. Попечитель – помощник (лицо, осуществляющее патронаж) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина.

3. Распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному, осуществляется попечителем-помощником на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Совершение бытовых и аналогичных им сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, осуществляется его попечителем-помощником с согласия подопечного.



4. Патронаж, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается по требованию гражданина, находящегося под патронажем.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 15

(Понятие, условия и правовые последствия признания граждан безвестно отсутствующими)

Статья 38. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года.

Статья 39. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

2. Доверительный управляющий имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, принимает исполнение его обязательств, погашает за счет имущества отсутствующего его долги, управляет этим имуществом в его интересах. По заявлению заинтересованных лиц выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан был содержать.

3. Орган опеки и попечительства может и до истечения одного года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

4. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законодательством.

Статья 40. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим

1. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется доверительное управление имуществом этого гражданина.

2. Если по истечении трех лет со дня назначения доверительного управляющего решение о признании гражданина безвестно отсутствующим не было отменено и не было обращения в суд об объявлении гражданина умершим, орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с заявлением об объявлении гражданина умершим.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 16

(Понятие, условия и правовые последствия объявления граждан умершим)

1. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев.

2. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

3. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

4. Объявление гражданина умершим влечет в отношении прав и обязанностей такого гражданина те же последствия, которые повлекла бы его смерть.

Статья 42. Последствия явки гражданина, объявленного умершим

1. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.

2. Независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 283 настоящего Кодекса.

Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость. Если имущество гражданина, объявленного умершим, перешло к государству как выморочное и было реализовано им с соблюдением условий, предусмотренных настоящей статьей, то после отмены решения об объявлении гражданина умершим ему возвращается сумма, вырученная от реализации имущества.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 17

(Понятие и признаки юридического лица)



Понятие юридического лица содержится в ст.44 ГК Республики Беларусь. «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету» (п.1 ст.44 ГК).

Из приведенного определения вытекает, что юридическим лицом является организация, т.е. объединение лиц, удовлетворяющее следующим признакам:

  • организационное единство,

  • обособленное имущество,

  • самостоятельно отвечать по всем своим обязательствам своим имуществом,

  • выступать в гражданском обороте и в любом суде от своего имени.

Организационное единство юридического лица состоит в том, что оно имеет определенную структуру, соподчиненность входящих в него структурных подразделений и структурных единиц, систему органов управления, обладающих соответствующей компетенцией. Организационное единство юридического лица отражается в его уставе или общем положении о таких юридических лицах.

Имущественная обособленность юридического лица означает, что его имущество обособлено от имущества его учредителей (участников, членов) и от имущества всех других физических, юридических лиц, государства и административно-территориальных единиц. Это имущетсво может принадлежать юридическому лицу на праве собственности.ю либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Самостоятельная ответственность юридического лица по своим обязательствам выражается в том, что учредитель (участник, член) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами юридического лица. В частности, участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам общества своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества (п.1 ст.94 ГК).

Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами (п.2 ст.126 ГК). В частности, Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п.5 ст.115 ГК).

Самостоятельное выступление юридического лица в гражданском обороте и любом суде от своего имени означает, что компетентный орган или представитель юридического лица может от имени юридического лица быть истцом или ответчиком в суде, хозяйственном или третейском суде, а также в Международном арбитражном (третейском) суде. Юридическое лицо выступает в качестве самостоятельного субъекта права и в отношениях с другими органами государственной власти и управления, само приобретает и осуществляет личные неимущественные и имущественные права и обязанности.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 18

(Правоспособность юридического лица. Органы юридического лица)

^ Правоспособность юридического лица  это его способность иметь гражданские права и принимать обязанности. Она возникает у юридического лица в момент его создания (п.3 ст.45 ГК), а оно признается созданным с момента его государственной регистрации (п.2 ст.47 ГК).

Пределы правоспособности юридического лица определены п.1 ст.45 ГК: «Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)». В юридической литературе правоспособность юридического лица именуют специальной правоспособностью, поскольку ее пределы ограничены учредительными документами, определяющими цели, а во многих случаях и предмет деятельности юридического лица.

^ Орган юридического лица – его структурное подразделение, вырабатывающее его волю и осуществляющее правоспособность и дееспособность юридического лица в отношениях со всеми другими лицами, поэтому он не может вступать в договорные отношения с этим же юридическим лицом и иметь субъективные права и обязанности, обособленные от субъективных гражданских прав и обязанностей самого юридического лица.

Различают единоличные и коллегиальные органы юридического лица. Единоличными органами юридического лица являются директор, управляющий, председатель правления, начальник и т. п. Такой орган самостоятельно формирует волю юридического лица и выражает ее во вне или выполняет волю, выработанную коллегиальным органом. Коллегиальным органом юридического лица может быть президиум, правление, совет и т. п. В 

корпоративных организациях (хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, общественных объединениях и т. п.) высшим органом управления является общее собрание участников (членов) или собрание уполномоченных.

Органы юридического лица формируются по-разному: избираются участниками (членами); назначаются собственником имущества юридического лица; нанимаются по контракту с собственником имущества юридического лица или органом, им уполномоченным.

Состав органов, пределы их компетенции, порядок назначения или избрания в виде общего правила определены законами, другими актами законодательства о данном виде юридических лиц и учредительными документами юридического лица.

Во внешних отношениях с другими хозяйствующими субъектами юридическое лицо может действовать через своих представителей, которым руководитель юридического лица выдает доверенность.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 19

(Местонахождение юридических лиц. Их филиалы и представительства. Индивидуализация юридических лиц в гражданском обороте)

Место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

3. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

4. Исключен.

Статья 51. Представительства и филиалы

1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Имущество представительства и филиала юридического лица учитывается отдельно на балансе создавшего их юридического лица.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 20

(Образование юридических лиц, их учредительные документы)

Юридические лица создаются по воле их учредителей. В интересах всех участников рыночных отношений государство осуществляет контроль за соблюдением законности создания новых участников гражданского оборота посредством обязательной государственной регистрации юридических лиц (ст.47 ГК).

В зависимости от особенностей, которыми обладают юридические лица соответствующих видов, законодательством определен порядок или способ создания юридических лиц: 1)распорядительный, 2)разрешительный и 3)явочно-нормативный.

1)Суть распорядительного способа создания юридических лиц состоит в том. что юридическое лицо создается (возникает) по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке возникают государственные юридические лица. Органы государственной власти и управления в пределах своей компетенции издают приказы или распоряжения о создании юридических лиц. Некоторые государственные юридические лица создаются не по распоряжению органов власти и управления, а путем выборов, например, Советы депутатов.

2)В разрешительном порядке создаются юридические лица по инициативе граждан или каких-либо организаций, но после получения на это согласия компетентного органа государства либо общественного объединения. Соответствующий орган, во-первых, проверяет, соблюдено ли законодательство о создании такого вида юридических лиц, во-вторых, независимо от положительного ответа на этот вопрос, принимает решение, следует ли разрешить создание данной организации, пользующейся правом юридического лица. Таким способом, в частности, образуются жилищно-строительные кооперативы (п.п.4-7 Примерного устава жилищно-строительного кооператива, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 1984 г. № 400).

3) При явочно-нормативном порядке создания юридического лица не требуется разрешения на образование юридического лица данного вида, поскольку оно разрешено законодательством. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо. Орган государства должен лишь проверить соблюден ли установленный законодательством порядок образования таких юридических лиц. В явочнонормативном порядке образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и 

общества, производственные кооперативы, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения, фонды на основе добровольных имущественных взносов (преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Законность создания таких юридических лиц проверяется при их государственной регистрации.

Независимо от способа создания все юридические лица подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п.п.1 и 2 ст.47 ГК).

Вновь созданные (реорганизованные) хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия (коммерческие организации), потребительские кооперативы, учреждения, финансируемые собственником (коммерческие организации), объединения коммерческих организаций, объединения коммерческих и некоммерческих организаций регистрируются и перерегистрируются в порядке, установленном Положением, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2000 г. N 22) «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования».

Политические партии, профессиональные союзы и иные общественные объединения регистрируются (перерегистрируются) в порядке, установленном Положением, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений».

Органы, осуществляющие государственную регистрацию (перерегистрацию) юридических лиц определены соответственно Положением от 16 марта 1999 г. № 11 и Декретом Президента от 26 января 1999 г. № 2.

В соответствии с указанными нормативными актами регистрация юридических лиц осуществляется:

  • юридических лиц (предприятий) с иностранными инвестициями  Министерством иностранных дел;

  • банков и небанковских кредитно-финансовых организаций  Национальным банком;

  • страховых и перестраховочных организаций  Комитетом по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов;

  • субъектов хозяйствования в свободных экономических зонах, за исключением банков и страховых, перестраховочных организаций  администрациями свободных экономических зон;

  • субъектов хозяйствования, за исключением указанных выше,  облисполкомами (Минским горисполкомом), которые вправе делегировать часть полномочий по государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования, занимающихся преимущественно производственной деятельностью, осуществляется также горисполкомами областных центров.

Регистрация (перерегистрация) политических партий, республиканских профессиональных союзов, международных и республиканских общественных объединений осуществляется Министерством юстиции; территориальных профессиональных союзов, местных общественных объединений – управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома на основании заключения Республиканской комиссии по регистрации (перерегистрации).

На основании решения о государственной регистрации регистрирующий орган вносит сведения о юридическом лице в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Положение о нем утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июня 1999 г. № 927) и выдает свидетельство о государственной регистрации установленного Советом Министров Республики Беларусь образца. Руководителю зарегистрированной организации выдается удостоверение.

Учредительные документы юридического лица. Юридическое лицо действует в соответствии с его учредительными документами. Вопрос об учредительных документах юридического лица решен в п.1 ст.48 ГК: «Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида». Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

Сведения, которые должны содержаться в учредительных документах, определены п.2 ст.48 ГК и п.29 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования (утверждено Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2000 г. N 22).

На основании только учредительного договора создаются и действуют полные и коммандитные товарищества (п.1 ст.67 и п.1 ст.82 ГК). Общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью создаются и действуют на основании учредительного договора и устава (п.1 ст.88 и п.3 ст.94 ГК), а открытые акционерные общества и закрытые акционерные общества  на основании устава (п.3 ст.98 ГК).



В учредительном договоре стороны (учредители) определяют прежде всего внутренние отношения учредителей юридического лица. В частности, они обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности, условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. В учредительный договор по согласию учредителей могут быть включены и другие условия (ч.2 п.2 ст.48 ГК).

Государственные и частные унитарные предприятия, производственные и потребительские кооперативы, многие некоммерческие юридические лица действуют на основании устава каждого из них.

Устав юридического лица определяет наименование, место нахождения юридического лица, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержит другие сведения, предусмотренные законодательством о юридических лицах соответствующего вида. Так, устав унитарного предприятия, кроме указанных сведений, должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования (ч.2 п.1 ст.113 ГК).

Юридические лица некоторых видов разрабатывают свои уставы в соответствии с Типовым или Примерным уставом о юридических лицах данного вида. Например, садоводческие товарищества разрабатывают свои уставы в соответствии с Типовым уставом садоводческого товарищества, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Белсовпрофа от 30 января 1989 г., а жилищно-строительные кооперативы – в соответствии с Примерным уставом жилищно-строительного кооператива, утвержденным постановлением Совета Министров Республики от 15 ноября 1984 г..

Общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной отвественность, а также ассоциации и союзы действуют на основании учредительного договора и устава (п.1 ст.88 ГК; п.3.ст.94 ГК; п.1 ст.122 ГК).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вопрос № 21

(Способы прекращения юридических лиц. Реорганизация, ее формы)

«Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, в судебном порядке может быть признано экономически несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворять требования кредиторов» (ч.1 п.1 ст.61 ГК).

Признание юридического лица экономически несостоятельным (банкротом) влечет его санацию, а при невозможности или отсутствии оснований продолжения деятельности – и ликвидацию (ч.2 п.1 ст.61 ГК).

Основания признания судом юридического лица экономически несостоятельным (банкротом), порядок его санации или ликвидации устанавливается законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) (п.2 ст.61 ГК),

Имущественные отношения между субъектами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность при экономической несостоятельности и банкротстве любого из них регулируются Законом Республики Беларусь от 18 июля 2000г. “Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Особенности банкротства субъектов хозяйствования подробно будут изучаться в курсе «Хозяйственное право».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Скачать файл (238 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru