Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Дипломная работа - Конкурентный анализ и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции ювелирного предприятия - файл 1.doc


Дипломная работа - Конкурентный анализ и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции ювелирного предприятия
скачать (1289 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1289kb.02.12.2011 08:08скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...



Дипломная работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /ИНСТИТУТ/




Кафедра Общего и специального менеджмента






Тема: Конкурентный анализ и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции ювелирного предприятия


Выполнил: студент К14 МН 41 Ю.И.Смирнова

(группа) (подпись) (Ф.И.О.)

Рекомендовать к защите


Научный руководитель дипломной работы ^ С.Б. Копылова

«______» _____________________ 2006 г.


Ярославль 2006







РЕФЕРАТ

104 с., 20 табл., 15 рисунков.

Конкурентный анализ, конкуренция, виды конкуренции, рынок, конкурентоспособность ювелирной продукции, параметры конкурентоспособности, методы повышения конкурентоспособности продукции, стимулирование сбыта, структурные факто­ры конкуренции рынка ювелирной продукции


Объектом исследования является конкурентоспособность продукции предприятия.

Цель работы – осуществить конкурентный анализ и разработку рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.

В ходе работы осуществлялся конкурентный анализ параметров конкурентоспособности продукции предприятия в настоящее время, а также в динамике (за предшествующие 3 года). Выявлялись перспективы совершенствования данных параметров.

В результате исследования на основании результатов конкурентного анализа сформулированы рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции ювелирного предприятия на примере ИП Костеневской С.А.






Содержание


Введение………………………………………………………………………...

5







1. Теоретические основы конкурентного анализа………………………...

9







1.1. Конкуренция и её виды……………………………………………….

9







1.2. Рынок и факторы его влияния на конкурентоспособность ювелирных изделий………………………………………………………..


20







1.3. Общие стратегии конкуренции на рынке ювелирной отрасли…………………………………………..…………………………….


39







2. Анализ конкурентоспособности продукции ювелирного предприятия……………………………………………………………………


49







2.1. Общая характеристика ювелирной фирмы ИП Костеневской С.А.……...……………………………………………………………………….


49







2.2. Основные технико-экономические показатели работы предприятия за 2002 - 2004 годы………………………………………………


52







2.3. Конкурентный анализ ювелирной продукции предприятия……………………………………………………………..


59







3. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции фирмы ИП Костеневской С. А………………………………..


76







3.1. Разработка управленческого решения для повышения конкурентоспособности ювелирных изделий…...……………………………


76







3.2. Предложения по повышению конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………….


78







3.3. Метод стимулирования сбыта: его описание и обоснование……….

79







Заключение…………………………………………………………………….

93







Список использованных источников и литературы…………………….

102







Приложения 1. Ювелирные изделия, представленные на оценку экспертов …………………………………………………….…………………


105










введение
В данной дипломной работе исследуется тема: «Конкурентный анализ и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции ювелирного предприятия».

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных рыночных условиях каждому предприятию для ведения успешной деятельности необходимо быть конкурентоспособным и выпускать конкурентоспособную продукцию.

Процесс повышения конкурентоспособности продукции достаточно сложен, и дело еще более усложняется тем, что внешняя среда, на которую ориентируется предприятие при производстве товаров, в современных условиях развивается чрезвычайно быстрыми темпами. В результате ни одно предприятие не застраховано от их резких изменений. И поэтому для обеспечения устойчивого развития работы предприятия их необходимо постоянно отслеживать и корректировать свои действия в зависимости от динамики изменений условий внешней среды.

Обеспечение повышения конкурентоспособности продукции предприятия – это комплексный процесс, включающий в себя управление множеством параметров. Среди них:

  • цена продукции,

  • колебания спроса,

  • качество продукции,

  • себестоимость (издержки),

  • формы и методы торговли,

  • условия и сроки поставки и транспортировки,

  • престиж производителя и продавца,

  • престиж товара (товарный знак),

  • технический уровень,

  • потребительские свойства,

  • мода,

  • реклама,

  • имидж производителя,

  • ситуация на рынке и др.

Поэтому для разработки рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции предприятия необходимо сначала провести анализ данных параметров, а затем – выявить направления их совершенствования и представить предложения по внесению рекомендуемых изменений.

Такой обширный анализ жизненно важен для предприятия, так как он позволяет полностью оценить его работу в динамике, с учетом изменений во времени, и дает возможность своевременно скорректировать нежелательные явления, существующие практически у любой фирмы.

^ Степень разработанности изучаемого вопроса достаточно высокая. Большинство авторов исследуют его в контексте маркетинга – системы мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых товаров [15, с. 3]. При этом подходы авторов бывают различными, но в целом существует единство взглядов на осуществление конкурентного анализа и разработку рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.

Общим является то, что все авторы главным образом рассматривают представленные выше параметры конкурентоспособности: цену, качество продукции, формы и методы торговли, ситуация на рынке и все остальные.

Авторы научных работ лишь по-разному расставляют акценты в своих работах или по-разному подходят к данной проблеме. Например, М. Портер в книге «Конкурентное преимущество» в качестве исходного параметра повышения конкурентоспособности представляет цепочку создания стоимости продукции в стратегическом плане. Ф. Котлер в «Основах маркетинга» говорит об общих принципах организации маркетинговой деятельности предприятия, затрагивая все показатели конкурентоспособности: рынки, цены, формы организации бизнеса, стратегическую составляющую и т.д. Б.А. Райзберг в «Экономической энциклопедии» представляет, какова роль рыночных условий в обеспечении достаточного уровня конкурентоспособности продукции и исследует вопросы ценообразования и планирования на данном направлении.

Таким образом, в мире существует множество научных трудов, посвященных проблеме повышения конкурентоспособности продукции предприятия и невозможно осуществить обзор их всех. Поэтому для раскрытия вопросов использовались лишь основные, базовые из них, которые, по нашему мнению, наиболее соответствуют заданной тематике.

^ Методологические основы исследования заключаются в том, что за основу берется системный подход, а затем осуществляется его ситуационное применение. Первоначально рассматривается макросреда – то есть рыночная среда, окружающая исследуемое предприятие и определяется тип конкуренции, существующий на ней. Затем изучается непосредственно сущность вопроса – анализ всех параметров конкурентоспособности продукции предприятия и перспектив их улучшения. Рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции предприятия обобщают результаты исследований, синтезируя их, и формулируются с учетом данных работы конкретного ювелирного предприятия.

Таким образом, теоретические основы исследования охватывают вопросы конкуренции как явления, её вида на рынке, а также конкурентоспособности продукции предприятия и её параметров.

Цель исследования – осуществить конкурентный анализ и разработку рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.

В соответствии с ней, поставленными задачами являются:

  • изучить теоретические основы конкурентного анализа,

  • осуществить анализ конкурентоспособности продукции предприятия,

  • разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.

В связи с этим, объектом исследования в работе является конкурентоспособность продукции предприятия.

Предметом исследования, соответственно, представляются процессы планирования, организации, возможного видоизменения и совершенствования изучаемого объекта.

^ Теоретико-методологическую базу исследования составляют следующие труды ученых: по маркетингу – Котлер Ф. «Основы маркетинга», Голубков Е. П. «Словарь (по маркетингу)» Портер М. «Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость» и «Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов»; по менеджменту - Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», Виханский О. С. «Стратегическое управление», Копылов Е. П. «Менеджмент: системы и структуры управления, организационное развитие компаний»; Фатхутдинов Р. А. «Управление конкурентоспособностью организации»; Магомедов Ш. Ш. «Конкурентоспособность товаров» и др.

^ Законодательная база исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральным законом РФ «О защите прав потребителей».

В дипломной работе также использованы документы предприятия: годовые отчеты за 2002-2004 гг., прайс – лист, информационное письмо, Свидетельства Министерства РФ по налогам и сборам о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, и о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ, Учредительный договор о создании и деятельности индивидуального предпринимателя (физического лица) Костеневской С. А. и др.

^ Научная новизна рассматриваемой в дипломе темы в целом не критическая, так как проблемы конкурентного анализа и повышения конкурентоспособности или отдельные их аспекты (например, вопросы ценообразования) рассматривались самыми различными авторами на протяжении достаточно длительного периода времени. Тем не менее, следует подчеркнуть, что в связи с колоссальным научным прорывом, осуществленном в XIX - XX в.в., и усиливающимся сегодня - в XXI в., вопросы конкурентного анализа и повышения конкурентоспособности продукции предприятия исследуются все интенсивнее. При их рассмотрении ученые позиционируются все многообразнее, осуществляя все более полный анализ и предлагая все более эффективные пути совершенствования конкурентоспособности.

^ Научная новизна нашего конкурентного анализа и рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции предприятия достаточно высокая, так как до авторов дипломной работы эту проблему исключительно в данном виде никто представлял, тем более в таком ключе, имеющем значительное теоретическое и практическое основание. Безусловно, вопросы конкурентного анализа и повышения конкурентоспособности продукции предприятия рассматривались многими авторами, но мы попытались, обобщая научную литературу, свести материал в единую стройную и доступную к пониманию систему и применить накопленные знания к условиям конкретного ювелирного предприятия.

Таким образом, научная и практическая значимость данного исследования заключается в том, что ее результаты позволяют полно и доступно сформулировать основные положения конкурентного анализа и повышения конкурентоспособности продукции предприятия, а также определить и представить их конкретное воплощение в практической деятельности исследуемого ювелирного предприятия – индивидуального предпринимателя Костеневской С.А.

Предложения автора могут быть использованы для оптимизации имеющейся ситуации с достигнутым уровнем конкурентоспособности продукции на любом действующем предприятии. При этом, по нашему мнению, чем ближе будет его отраслевая принадлежность, размеры, форма собственности и другие показатели к соответствующим имеющимся показателям индивидуального предпринимателя Костеневской С.А., тем выше будет эффект от использования материалов данного исследования.

При осуществлении исследования использовались методы анализа, синтеза, аналогии, экспертных оценок, статистики, наблюдения и другие.

Структура квалификационной работы имеет следующую схему: введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение, список использованной литературы и приложения. Кроме текстовых материалов в работу включены таблицы и рисунки.

Таким образом, исследование конкурентного анализа и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции предприятия осуществляются на обширном теоретическом и фактическом материале, с учетом положений современной науки и личного опыта практической деятельности.

^ 1. Теоретические основы конкурентного анализа
1.1. Конкуренция и её виды
Конкурентный анализ предприятия и его продукции – это процесс поэлементного рассмотрения положения фирмы и выпускаемых ею товаров в конкурентной рыночной среде на основании анализа всех существующих факторов. При этом ювелирное предприятие является как субъектом, влияющим на окружающую ее внешнюю среду, так и объектом ее воздействия.

При проведении конкурентного анализа важнейшими элементами исследования являются конкуренция в целом и основные рыночные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции предприятия.

Конкуренция (ср.-век. лат. concurrentia, от concurrerе - сталкиваться) - состязание, со­ревнование, соперничество между произво­дителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъекта­ми; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод [23, c. 486].

^ В законодательстве РФ конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [5, cт. 4].

Конкуренция представляет ци­вилизованную, легализованную форму борь­бы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулиро­вания в рыночной экономике.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. Конкуренция существует на рынке.

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке.

Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках ювелирных изделий речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке ювелирные предприятия используют, например, качество изделий, цену, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу и многое другое.

^ Функции конкуренции [8]:

1. Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать ювелирные изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

2. Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

  • предприятия, которые предлагают лучшую по качеству ювелирную продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

  • предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

3. Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

4. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого ювелирного предприятия. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

^ Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип «оптимальной интенсивности конкуренции» в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

  • технический прогресс в отношении ювелирных изделий и процессов изготовления быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);

  • предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей) (адаптация под давлением конкуренции).

^ Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

В соответствии с руководящим принципом оптимальной, интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с «широкой» олигополией с «умеренной» индивидуализацией продукции. «Узкая» олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков.

Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

  • поддержку конкуренции [1, cт. 8];

  • качество конкуренции;

  • цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции [4, cт. 4];

  • предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;

  • защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;

  • ограниченная по времени патентная защита и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

Конкуренция означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции и играет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д. [20].

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

Добросовестная конкуренция. Основными методами являются:

  • повышение качества продукции,

  • снижение цен («война цен»),

  • реклама,

  • создание новых товаров.

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, так называемая «война цен» [19, c. 7]. Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, так как «формирование» качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.

В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы, реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.

Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:

Недобросовестная конкуренция. Основными методами являются:

  • экономический (промышленный шпионаж),

  • подделка ювелирной продукции конкурентов,

  • подкуп и шантаж,

  • обман потребителей,

  • махинации с деловой отчетностью,

  • сокрытие дефектов.

К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий. Недобросовестная конкуренция наказывается государством в соответствии с действующим законодательством - Гражданским кодексом [2], Кодексом РФ об административных правонарушениях [3].

Конкуренция является механизмом регулирования рыночной экономики. При этом рынок подразумевает совокупность всех случаев, когда сталкиваются спрос и предложение на определенные товары. Действие двух основных факторов, спроса и предложения, зависит от рыночных ситуаций, которые характеризуются различными условиями, например, вхождения на рынок или выхода, движения товаров, обмена информацией и другие.

Конкуренция является свойством товарного производства и способа его развития. В докапиталистический период конкуренция не играла определяющей роли на становление экономических отношений. В период феодализма этот процесс сдерживался различного рода внеэкономическими ограничениями, монополиями, наличием закрытых для конкуренции зон. Только в условиях капиталистического хозяйства, в котором товарные отношения стали господствующими, были сняты ограничения на пути движения товаров, капитала, рабочей силы, образовался единый национальный рынок и стал складываться мировой - конкуренция стала главным рычагом стихийного регулирования экономических отношений.

Экономическая теория использует количественный критерий, чтобы классифицировать различные конкурентные ситуации рынка. Так, она выделяла конкуренцию между большим числом продавцов - совершенную конкуренцию, конкуренцию между малым числом продавцов – олигополию, и ситуацию, когда присутствовал лишь один продавец - монополию.

Рассмотрим положение предприятия и его поведение в условиях различных видов конкурентного рынка, его структуры. Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприя­тий на состояние рынка. При этом решающее значение имеет количество продавцов и масшта­бы их предложения, характер продукции, легкость входа на рынок и выхода из него, доступность информации и т.п. Знание структуры рын­ка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя предприятия-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентности.

В настоящее время по данному критерию выделяют следующие виды конкуренции: чистой конкуренции, чистой монополии, монополисти­ческой конкуренции и олигополии. За исключением чистой или совер­шенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции. Представим определения видов конкуренции.

  • ^ Чистая, идеальная, совершен­ная конкуренция имеет место на рынке схожего, взаимозаменяемого товара с множеством мелких продавцов и покупателей, где ни один из продавцов и по­купателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж.

Несо­вершенная конкуренция - кон­куренция в условиях рынка, значительно от­личающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции. Она бывает трех видов.

  • Монополия - когда одно ювелирное предприятие становится единственным производителем продукта, у ко­торого нет близких заменителей или субститутов.

  • При олигополии небольшое количество крупных продавцов способно оказывать существенное влия­ние на цены, по которым продается их товар.

  • Мо­нополистическая конкуренция складывается на рынке с большим количест­вом продавцов и покупателей при значитель­ном разнообразии предложенных товаров, продаваемых по разным ценам.

Участники недобросовестной конкуренции нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции, всту­пают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу своей продук­ции, устанавливают дискриминационные цены. Недобросовест­ную конкуренцию в наиболее злостных формах называют хищнической.

Представим сводные данные о видах конкуренции и их краткую характеристику в табл. 1.1.

Рассмотрим особенности представленных видов конкуренции подробнее.

^ Особенности рынка чистой (совершенной) конкуренции. Для рынка чистой конкуренции характерны признаки:

- объемы производства отдельного ювелирного предприятия столь незначительны в сравне­нии с выпуском всей отрасли и изменяются в таких пределах, что это не оказывает никакого влияния на цену продаваемого ею товара;

Таблица 1.1

Виды конкуренции и их краткая характеристика





Количество и размер

Характер продукции

Условия выхода и входа

Доступность информации

Совершенная конкуренция

Множество мелких фирм

Однородная

Никаких затруднений

Равный доступ

Монополистическая конкуренция

Множество мелких фирм

Разнородная

Никаких затруднений

Некоторые затруднения

Олигополия

Число невелико

Разнородная или однородная

Возможны отдельные препятствия

Некоторые ограничения

Монополия

Одна фирма

Уникальная

Непреодолимые барьеры

Некоторые ограничения


- отрасль, где функционирует рассматриваемое нами ювелирное предприятие, является свободной для входа и выхода. Это означает, что любое ювелирное предприятие, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в от­расль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Ювелирные предприятия, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.

Прежде всего, речь идет о наличии большого или неограниченного числа продавцов, что не позволяет ни одному товаропроизводителю навязывать цену путем ограничения или увеличения производства в связи с незначительной долей каждого из них на рынке. Для рынка чистой конкуренции характерна стандартная, т. е. однородная продукция.

Исторически конкуренция сформировалась и выступает в двух формах - внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция выявляет и устанавливает общественную или рыночную стоимость товаров. Предприятия с более высоким техническим уровнем и более высокой производительностью труда получают дополнительную прибыль и вытесняют, таким образом, с рынка неконкурентоспособные предприятия [24, c. 66]. В целом, можно сказать, что внутриотраслевая конкуренция стимулирует научно-технический прогресс.

Межотраслевая конкуренция - это борьба между предприятиями различных отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли. Она выражается в переливе капитала из одной отрасли, имеющей более низкую норму прибыли, в другую - с более высокой нормой прибыли.

Существование рынка совершенной конкуренции характеризуется следующими условиями:

  • Атомизацией рынка. На уровне спроса и предложения существует большое число экономических единиц, и ни одна не обладает достаточными размерами мощностью, чтобы влиять на производство и цены своей отрасли.

  • Однородностью продукции. В пределах отрасли все ювелирные предприятия поставляют такую продукцию, которую покупатели считают идентичной или однородной; у них нет причин предпочитать продукт какого-либо одного ювелирного предприятия продукту другого.

  • Свободным доступом в сферу данной отрасли.

  • Полной прозрачностью рынка.

  • Совершенной подвижностью факторов производства от одной отрасли к другой.

В этих условиях экономика функционирует максимально эффективно.

Совершенная конкуренция могла бы существовать только там, где не было бы никаких элементов монополии. Но это бывает очень редко.
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (1289 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru