Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки - файл 2 семиотика..doc


Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки
скачать (887.2 kb.)

Доступные файлы (56):

2 семиотика..doc74kb.22.03.2010 00:04скачать
murz28-32.pdf162kb.11.03.2009 15:22скачать
интонация и ее функции.doc50kb.30.04.2010 19:14скачать
Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.doc35kb.30.04.2010 18:54скачать
Копия интонация и ее функции.wbk
Копия Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.wbk
1. уровни языка вариант. инвариант.doc31kb.21.03.2010 23:32скачать
2. прагматикаdoc.doc36kb.21.03.2010 23:57скачать
11 категория.doc73kb.24.03.2010 20:14скачать
2.Генеративная лингвистика и генеративная семантика.doc32kb.24.03.2010 20:19скачать
1 основные синтаксические теории.doc78kb.21.03.2010 23:11скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc44kb.21.03.2010 20:30скачать
1. модальность и ее виды.doc68kb.21.03.2010 22:53скачать
2 Универсальные грамматики и Пор-Рояль.doc33kb.24.03.2010 20:27скачать
основные понятия лингвистичекой.doc46kb.22.03.2010 01:20скачать
2 лексикография.doc47kb.21.03.2010 22:47скачать
5ka_ru - Литература - Типы словарей.htm49kb.12.03.2007 05:13скачать
Фрейм.doc51kb.21.03.2010 23:30скачать
1. ЯКМ.doc33kb.22.03.2010 00:23скачать
2 бихевиоризм в языкознании.doc28kb.21.03.2010 21:39скачать
1. понятие пропозиции.doc45kb.21.03.2010 22:44скачать
2. сравнительно историческое языкознание.doc61kb.21.03.2010 22:01скачать
19 1. дискурс и основные пожходы к его типологии.doc155kb.21.03.2010 21:18скачать
2 языкознание в античности.doc70kb.01.04.2010 15:44скачать
2 современыые проблемы просодии.doc36kb.05.07.2010 21:25скачать
2. Функциональная лингвистика ПЛК.doc50kb.16.05.2010 18:35скачать
1. дискурсивные стратегии и тактики.doc31kb.21.03.2010 23:38скачать
2. Ф де Соссюр.doc43kb.21.03.2010 21:57скачать
теория речевых актов, высказывание.doc55kb.22.03.2010 00:10скачать
23.doc25kb.02.03.2010 20:39скачать
Лингвистическая концепция В. фон гумбольдтаdoc.doc56kb.21.03.2010 22:07скачать
яз.дис.ком.личность.doc57kb.21.05.2009 14:01скачать
2. Лондонская лингвистическая школа.doc32kb.22.03.2010 20:26скачать
Грайс.doc58kb.22.03.2010 00:12скачать
1. основные понятия лингвистической стилистики.doc96kb.21.03.2010 23:40скачать
2. ГЛОССЕМАТИКА.doc48kb.22.03.2010 20:28скачать
5.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА.doc48kb.20.05.2010 13:29скачать
Дескриптивная лингвистика.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА - Лингвистический энциклопедический словарь.mht
номинация.doc55kb.21.03.2010 23:06скачать
1. Слово его структура и категории. doc.doc30kb.24.03.2010 20:00скачать
2. Социолтнгвистикаdoc.doc187kb.24.03.2010 20:07скачать
РЕФЕРЕНЦИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ПОНЯТИЯ.doc51kb.31.05.2010 21:04скачать
структурализм.doc44kb.22.03.2010 00:01скачать
1. проблема значения слова.doc95kb.22.03.2010 00:15скачать
2. Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра.doc42kb.22.03.2010 20:20скачать
1. Языковой знак и связанные с ним понятия. doc.doc51kb.24.03.2010 19:57скачать
2. психолингвистика.doc71kb.24.03.2010 20:11скачать
1. основные принципы классиф слов состава.doc80kb.21.03.2010 22:49скачать
2 Московская и ленинградская фонологические школы.doc33kb.24.03.2010 20:18скачать
1. части речи и проблема валентности.doc67kb.22.03.2010 00:55скачать
2. ДИАЛЕКТОЛОГИЯ.doc57kb.21.03.2010 21:52скачать
ВОПРОСЫ ДЛЯ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 10.doc34kb.05.07.2010 21:18скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc40kb.28.01.2010 12:58скачать
основные понятия лингвистичекой.doc25kb.03.03.2010 12:26скачать

содержание
Загрузка...

2 семиотика..doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
2.Семиотика: истоки возникновения и этапы развития.

Семиотика - наука о знаках -появилась в начале XX в. Уже изначально она представляла собой метанауку, особого рода над­стройку над рядом наук, оперирующих понятием знака. Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики счита­ется американский логик и философ Ч. С. Пирс (1839— 1914), ко­торый и предложил ее название. Основные работы Ч. С. Пирса были опубликованы после его смерти в 30-е годы. Ч. С. Пирс, в частно­сти, дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки. Идеи Ч. С. Пирса развил в своем фундаментальном труде другой американский философ Ч.Моррис. Он, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики.

Почти в это же время швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857-1913) предложил основы семиологии, также науки о зна­ках. Знаменитый «Курс общей лингвистики» (курс лекций) был издан учениками после его смерти в 1916г. Термин «семиология» и сейчас используется в некоторых традициях (прежде всего фран­цузской) как синоним семиотики.

В 1923 г. немецкий философ Э. Кассирер опубликовал трехтом­ный труд, посвященный философии символических форм, т.е. фактически тоже науке о знаках, или символах, в терминологии Э. Кассирера.

Несмотря на общую идею необходимости создания науки о знаках, представления о ее сущности, в частности, у Ч. С. Пирса и Ф.де Соссюра значительно различались. Пирс рассматривал ее как «универсальную алгебру отношений», т.е., скорее, как раз­дел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке пси­хологической, своего рода надстройке, прежде всего над гумани­тарными науками.

Начало XX в. - время создания семиотики — послужило от­правной точкой ее развития как в будущее, так и в прошлое (хотя это и звучит парадоксально). Так, современные ученые, обраща­ясь к работам мыслителей прошлого, открывали в них фрагменты семиотических исследований. Чтобы показать разброс семиоти­ческих трудов по различным областям человеческой мысли и духа, достаточно назвать, например, имена Блаженного Августина, Дж.Локка, В.фон Гумбольдта, К.Маркса или З.Фрейда. В XX в. семиотика развивалась в очень разных направлениях. В американ­ской семиотике, развивающейся в русле работ Ч. С. Пирса и Ч. Мор­риса, объектом изучения были различные невербальные символь­ные системы, например жесты или языки животных. В Европе, напротив, первоначально торжествовала языковая соссюровская традиция. Семиотику развивали прежде всего лингвисты Л. Ельмслев, С. О. Карцевский, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон и др. и лите­ратуроведы В.Я.Пропп, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум. Линг­вистические методы переносились и на другие области. Так, Я.Мукаржовский использовал методы, разработанные в Пражском лин­гвистическом кружке, для анализа искусства как знакового фено­мена. И позднее структурные методы при анализе социальных и культурных явлений применяли французские и итальянские струк­туралисты Р.Барт, А.Греймас, К.Леви-Строс, У.Эко и др.

В СССР взаимодействовали два основных семиотических цен­тра - в Москве (Вяч.Вс. Иванов, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский и др.) и Тарту (Ю. М. Лотман, Б. М. Распаров и др.). В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-тартуской (или Тартуско-московской) школе семиотики, объединившей ис­следователей на основе как содержательных, так и организацион­ных принципов. Первым крупным семиотическим мероприятием в стране стал симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Он был организован совместно Институтом славяноведения и Советом по кибернетике и проведен в Москве в 1962 г. В программу симпози­ума были включены следующие секции: 1. Естественный язык как знаковая система. 2. Знаковые системы письма и дешифровка. 3. Неязыковые системы коммуникации. 4. Искусственные языки. 5. Моделирующие семиотические системы. 6. Искусство как семиотическая система. 7. Структурное и математическое изучение ли­тературных произведений. На симпозиуме были сделаны доклады по машинному переводу, лингвистической и логической семи­отике, семиотике искусства, мифологии, невербальных систем коммуникации, ритуала и пр. Первое заседание открыл акад. А.И.Берг. В симпозиуме участвовали П.Г.Богатырёв, А.К.Жол­ковский, А.А.Зализняк, Вяч. Вс. Иванов, Ю. С. Мартемьянов, Т.М.Николаева, Е. В. Падучева, А.М.Пятигорский, И.И.Ревзин, В. Ю. Розенцвейг, Б.В.Сухотин, В.Н.Топоров, Б.А.Успенский, Т. В. Цивьян и др.

В это время возник термин «вторичные моделирующие систе­мы». Язык понимался как первичная знаковая система, надстро­енные же над ним знаковые системы рассматривались как вто­ричные. Термин предложил В.А.Успенский, в частности и с це­лью избежать частого употребления термина «семиотика», посколь­ку он вызывал неприятие со стороны официальной идеологии.

В Тарту центром семиотики стала кафедра русской литерату­ры, на которой работали Ю.М.Лотман, З.Г.Минц, И.А.Чернов и др. В 1964 г. здесь вышел первый сборник «Труды по знаковым системам», и в этом же году состоялась первая летняя школа по вторичным знаковым системам, по существу объединившая два центра, а также ученых из других городов. В течение десяти лет было проведено пять летних школ. Школы в 1964, 1966 и 1968 гг. прошли в Кяэрику на спортивной базе Тартуского университета, школы в 1970 и 1974 гг. - в Тарту, причем последняя официально называлась Всесоюзным симпозиумом по вторичным моделирую­щим системам. Значительно позднее - в 1986 г. - состоялась еще одна, последняя, школа. Во второй летней школе принял участие приехавший в страну после долгого отсутствия Р.О.Якобсон.

В рамках Московско-тартуской школы семиотики объедини­лись две традиции - московская лингвистическая и ленинград­ская литературоведческая, поскольку именно к последней при­надлежали Ю.М.Лотман и З.Г.Минц.

В основе московской лингвистической традиции лежали методы структурной лингвистики, кибернетики и информатики (в част­ности, поэтому одним из основных стало понятие вторичной мо­делирующей системы). Для Ю.М.Лотмана же ключевым стало понятие текста (и прежде всего художественного), которое он распространил на описание культуры вообще.

В начале работы Московско-тартуской школы имело место чрез­вычайное разнообразие охватываемой тематики, при этом доста­точно хорошо было представлено исследование простых систем - дорожных знаков, карточных игр, гаданий и т.д. Постепенно, од­нако, интересы членов школы почти полностью сместились к слож­ным знаковым системам - мифологии, фольклору, литературе и искусству. Основной понятийной категорией, используемой в этих исследованиях, был текст. К семиотическому анализу текстов в самом широком смысле слова относятся, например, исследования основного мифа (Вяч.Вс. Иванов, В.Н.Топоров), фольклорных и авторских текстов (М. И. Лекомцева, Т. М. Николаева, Т. В. Цивьян и др.). Другое направление, связанное с этим понятием, пред­ставлено в первую очередь в работах Ю. М. Лотмана. В этом случае речь идет о тексте культуры, а само понятие культуры становится центральным, фактически вытесняя понятие языка.

Культура понимается как знаковая система, по существу явля­ющаяся посредником между человеком и окружающим его миром. Она выполняет функцию отбора и структурирования информа­ции о внешнем мире. Соответственно различные культуры могут по-разному производить такой отбор и структурирование.

В современной российской науке преобладает именно эта тра­диция, однако с активным использованием лингвистических ме­тодов. Так, можно говорить о семиотике истории и культуры, ос­нованной на лингвистических принципах (Ю. И.Левин, Т. М. Ни­колаева, Ю.С.Степанов, Н.И.Толстой, В.Н.Топоров, Б.А.Ус­пенский и др.). Важную роль для лингвистики играет исследова­ние знаковых систем, непосредственно связанных с языком и ре­чью, - жестов, мимики и поз (Г. Е. Крейдлин).

Ос­новная масса публикаций (в том числе и мемуарного характера) приходится на конец 80-х и 90-е годы. Среди различных описаний и интерпретаций Московско-тартуской школы можно выделить статью Б.А.Успенского «К проблеме генезиса Тартуско-московской семиотической школы» (впервые опубликована в «Трудах по знако­вым системам» в 1987 г.), основные положения которой, по-ви­димому, общепризнаны.

Несмотря на различия, представленные в тематике и методах многочисленных направлений семиотики, можно говорить о ее общих теоретических основаниях. В основе понятийного аппарата семиотики лежит понятие знака, определяемого, впрочем, по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции, восходящей к Ч. Моррису и Р. Карнапу, знак понимается как не­кий материальный носитель, представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае - информацию). В линг­вистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и поздней­шим работам Л. Ельмслева, знаком называется двусторонняя сущ­ность. В этом случае вслед за Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, - означае­мым знака. Синонимом означающего являются термины «форма» и «выражение», а в качестве синонимов означаемого используют­ся термины «содержание», «значение» и иногда «смысл». Следует упомянуть также менее распространенное понимание знака как трехсторонней сущности, предложенное И.А.Мельчуком. Третьей стороной знака объявляется его синтактика (не надо путать ее с «синтактикой», по Ч. Моррису, обозначающей раздел науки). Синтактикой знака, по Мельчуку, называется его сочетаемость с дру­гими знаками, не обусловленная значением.

Другое ключевое понятие семиотики -знаковый процесс, или семиозис. Семиозис определяется как некая динамическая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б - его получателем или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение, и код Д. Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда такова, чтобы означающие были доступны его восприятию. Таким образом, воспринимая означающие, по­сланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение.

Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода - естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель — слушающим или также адресатом, а знаки - языковыми знаками. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая состоит из струк­туры знаков и правил ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из знаков и отношений между ними (иногда го­ворят также о правилах комбинирования).

Семиотика разделяется на три основные области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику. Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими (речь идет в пер­вую очередь об означающих). Семантика изучает отношение меж­ду означающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаками и его пользователями.

Такое понимание семантики не вполне соответствует опреде­лению и задачам лингвистической семантики. Лингвистическая семантика изучает прежде всего отношения между различными означаемыми, но включает в себя также и прагматические зада­чи, и некоторые другие, которые трудно сформулировать в клас­сических терминах семиотики (например, задачи теории речевых актов и т.д.). Тем не менее лингвистический семантический ана­лиз основывается именно на базовых семиотических понятиях — знак и семиозис (или речевое общение). Лингвистическое значе­ние в традиционном понимании - это именно означаемое знака: то, что сообщается при речевом общении.

Существует значительное число классификаций знаков, осно­ванных на различиях формы, содержания, связи формы с содер­жанием, структуры и на других параметрах. До настоящего време­ни сохраняет свое значение классическое (введенное Ч. С. Пир­сом) разбиение знаков на три группы - иконы, индексы и сим­волы. Эта классификация основана на типологии соотношения формы и содержания.

^ Так, иконами (или иконическими знаками) называются знаки, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно. На­пример, батальное полотно или план сражения являются знака­ми-иконами, если считать их содержанием само сражение. Ин­дексами (или индексальными знаками) называются знаки, чьи форма и содержание смежны в пространстве или во времени. Сле­ды на песке, позволяющие предположить, что ранее кто-то про­шел по песку; дым, предполагающий наличие огня; симптомы болезни, подразумевающие саму болезнь, - все это индексальные знаки. По-видимому, правильнее говорить не о смежности формы и содержания, как это принято традиционно, а о наличии между ними определенных причинно-следственных связей.

Наконец, символами (или символическими знаками) называ­ются знаки, для которых связь между формой и содержанием ус­танавливается произвольно, по соглашению, касающемуся имен­но данного знака. Для иконических и индексальных знаков форма позволяет догадаться о содержании знака даже незнакомому с ним адресату. Что же касается символических знаков, то их форма сама по себе, т.е. вне специального договора, не дает никакого пред­ставления о содержании. Ф.де Соссюр говорил в этом случае о немотивированности выбора означающего или отсутствии есте­ственной связи между означаемым и означающим. Например, знак сложения «+» никак не связан с самой этой арифметической опе­рацией -ни сходством, ни смежностью, ни причинно-следствен­ными связями. Их связь произвольна в том смысле, что определя­ется особым соглашением, или конвенцией, обусловливающей использование соответствующего значка для передачи данного смысла.

Среди языковых знаков подавляющее большинство относится к символам. Это и позволило Ф.де Соссюру говорить о произволь­ности языкового знака. Между означающими русского, английского и немецкого языков стол, table и Tisch мало общего, хотя все они обозначают одно и то же. Произвольность означает, одна­ко, не свободу выбора формы знака вообще - ведь в рамках од­ной знаковой системы этот выбор ограничен. По-английски соот­ветствующий смысл выражается словом table и никаким другим. Произвольна, таким образом, сама связь между означаемым и оз­начающим, устанавливаемая и определяемая языковой конвен­цией, а не какими-то естественными причинами.

Впрочем, в языках имеются и слова, означающие которых похо­жи на соответствующие означаемые. Таковы звукоподражания, или идеофоны: и-го-го, мяу-мяу, бр-р-р, апнхы и др. Иконическим зна­ком может быть не только слово. Так, по замечанию Р. О.Якобсо­на, иконическим является порядок слов во фразе Пришел, увидел, победил, поскольку линейный порядок слов повторяет последова­тельность соответствующих действий.

К индексальным языковым знакам традиционно относят лич­ные и указательные местоимения и некоторые другие местоимен­ные слова (я, ты, это, здесь, сейчас и др.)- Делается это по аналогии с жестами, хотя едва ли здесь уместно говорить о смежности или причинно-следственных связях.

В соответствии с типом восприятия формы знаки делятся на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. В че­ловеческой коммуникации используются в основном первые три типа. Так, языковые знаки относятся к первому или ко второму типу (письменная и устная формы). К зрительным знакам также относятся сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки, мимика, жесты, позы и т.д. Среди слуховых знаков можно отме­тить гудки и сирены, звонки (будильника, телефона и др.), выс­трел стартового пистолета и т.п. К разряду осязательных знаков принадлежат, например, жесты-касания - похлопывания, пожа­тия, поглаживания и др. Для слепых и глухих людей этот вид зна­ков становится основным. В коммуникации многих видов живот­ных особую роль играют обонятельные знаки. Например, медведи и другие дикие животные помечают место обитания клочьями шерсти, сохраняющей запах, чтобы отпугнуть чужака и показать, что данная территория уже занята.

По длительности существования формы знаки делятся на мо­ментальные и длительные (стабильные). К моментальным, т.е. ис­чезающим сразу после использования, относятся, например, зву­чащие слова, в то время как написанные слова являются длитель­ными знаками.

Среди классификаций, основанных на типологии содержания знаков, главным следует считать разбиение знаков на слова и пред­ложения, особенно важное для естественного языка. В соответ­ствии со строением различаются простые (элементарные) и слож­ные (неэлементарные) знаки.

Как правило, в коммуникации используются не отдельные зна­ки, а их объединения, которые называются знаковыми системами. Объединение знаков в систему основывается на нескольких кри­териях - общности функции, сходстве форм и подобии структур. Знаковая система состоит из набора элементарных знаков, отно­шений между ними, правил их комбинирования, а также правил функционирования. Так, естественный язык с некоторым огруб­лением можно рассматривать как набор слов, находящихся в определенных отношениях между собой (словарь и грамматика) вме­сте с правилами комбинирования слов (синтаксис), а также пра­вилами функционирования (например, различные прагматичес­кие и коммуникативные постулаты).

К знаковым системам относятся естественные языки, языки программирования, денежная система, язык жестов и т.д.

При коммуникации знаковые системы могут взаимодейство­вать. В процессе речевого общения обычно используется не только язык, но жесты и мимика, причем знаки разных знаковых систем коррелируют между собой.

Отношения, которые существуют между знаками в знаковой системе, называются парадигматическими. Среди важнейших па­радигматических отношений -синонимия, омонимия и др.

Наряду с парадигматическими отношениями между знаками существует и другой тип отношений -- синтагматические. Синтаг­матическими называются отношения между знаками, возникаю­щие в процессе их комбинирования. Именно синтагматические отношения обеспечивают существование текста — результата дей­ствия знаковой системы в процессе коммуникации.


Скачать файл (887.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru