Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки - файл 11 категория.doc


Загрузка...
Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки
скачать (887.2 kb.)

Доступные файлы (56):

2 семиотика..doc74kb.22.03.2010 00:04скачать
murz28-32.pdf162kb.11.03.2009 15:22скачать
интонация и ее функции.doc50kb.30.04.2010 19:14скачать
Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.doc35kb.30.04.2010 18:54скачать
Копия интонация и ее функции.wbk
Копия Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.wbk
1. уровни языка вариант. инвариант.doc31kb.21.03.2010 23:32скачать
2. прагматикаdoc.doc36kb.21.03.2010 23:57скачать
11 категория.doc73kb.24.03.2010 20:14скачать
2.Генеративная лингвистика и генеративная семантика.doc32kb.24.03.2010 20:19скачать
1 основные синтаксические теории.doc78kb.21.03.2010 23:11скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc44kb.21.03.2010 20:30скачать
1. модальность и ее виды.doc68kb.21.03.2010 22:53скачать
2 Универсальные грамматики и Пор-Рояль.doc33kb.24.03.2010 20:27скачать
основные понятия лингвистичекой.doc46kb.22.03.2010 01:20скачать
2 лексикография.doc47kb.21.03.2010 22:47скачать
5ka_ru - Литература - Типы словарей.htm49kb.12.03.2007 05:13скачать
Фрейм.doc51kb.21.03.2010 23:30скачать
1. ЯКМ.doc33kb.22.03.2010 00:23скачать
2 бихевиоризм в языкознании.doc28kb.21.03.2010 21:39скачать
1. понятие пропозиции.doc45kb.21.03.2010 22:44скачать
2. сравнительно историческое языкознание.doc61kb.21.03.2010 22:01скачать
19 1. дискурс и основные пожходы к его типологии.doc155kb.21.03.2010 21:18скачать
2 языкознание в античности.doc70kb.01.04.2010 15:44скачать
2 современыые проблемы просодии.doc36kb.05.07.2010 21:25скачать
2. Функциональная лингвистика ПЛК.doc50kb.16.05.2010 18:35скачать
1. дискурсивные стратегии и тактики.doc31kb.21.03.2010 23:38скачать
2. Ф де Соссюр.doc43kb.21.03.2010 21:57скачать
теория речевых актов, высказывание.doc55kb.22.03.2010 00:10скачать
23.doc25kb.02.03.2010 20:39скачать
Лингвистическая концепция В. фон гумбольдтаdoc.doc56kb.21.03.2010 22:07скачать
яз.дис.ком.личность.doc57kb.21.05.2009 14:01скачать
2. Лондонская лингвистическая школа.doc32kb.22.03.2010 20:26скачать
Грайс.doc58kb.22.03.2010 00:12скачать
1. основные понятия лингвистической стилистики.doc96kb.21.03.2010 23:40скачать
2. ГЛОССЕМАТИКА.doc48kb.22.03.2010 20:28скачать
5.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА.doc48kb.20.05.2010 13:29скачать
Дескриптивная лингвистика.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА - Лингвистический энциклопедический словарь.mht
номинация.doc55kb.21.03.2010 23:06скачать
1. Слово его структура и категории. doc.doc30kb.24.03.2010 20:00скачать
2. Социолтнгвистикаdoc.doc187kb.24.03.2010 20:07скачать
РЕФЕРЕНЦИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ПОНЯТИЯ.doc51kb.31.05.2010 21:04скачать
структурализм.doc44kb.22.03.2010 00:01скачать
1. проблема значения слова.doc95kb.22.03.2010 00:15скачать
2. Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра.doc42kb.22.03.2010 20:20скачать
1. Языковой знак и связанные с ним понятия. doc.doc51kb.24.03.2010 19:57скачать
2. психолингвистика.doc71kb.24.03.2010 20:11скачать
1. основные принципы классиф слов состава.doc80kb.21.03.2010 22:49скачать
2 Московская и ленинградская фонологические школы.doc33kb.24.03.2010 20:18скачать
1. части речи и проблема валентности.doc67kb.22.03.2010 00:55скачать
2. ДИАЛЕКТОЛОГИЯ.doc57kb.21.03.2010 21:52скачать
ВОПРОСЫ ДЛЯ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 10.doc34kb.05.07.2010 21:18скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc40kb.28.01.2010 12:58скачать
основные понятия лингвистичекой.doc25kb.03.03.2010 12:26скачать

11 категория.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
11. 1. Понятие языковой категории. Основные типы языковых категорий.

Выделяя различные аспекты «внеязыковых семасиологических представ­лений» и говоря об их отражении в языке, И. А. Бодуэн де Куртенэ ставит во­прос о возможности сравнительного анализа в сфере языкового мышления: «Внеязыковые семасиологические представления распадаются на представления: 1) из области физического мира (вместе с миром биологическим); 2) из области мира общественного: 3) из области мира лично-психического. Примечательны суждения о проявлениях неуниверсальности в отражении «внеязыковых представлений» в разных языках, об особом для каждого языка соотношении явных и скрытых языковых представлений. В этой проблематике выделяются типологические и исторические аспекты: «В одном языке отражаются одни группы внеязыковых представлений, в другом - другие. То, что некогда обозначалось, лишается со временем своих языковых экспонентов; с другой стороны, особенности и разли­чия, ранее вовсе не принимаемые в соображение, в более поздние эпохи развития того же языкового материала могут получить вполне определенные экспоненты (таково, например, различие формальной определенности и неопределенности существительных, свойственное нынче романскому языковому миру, но чуждое состоянию латинского языка)... В каждый момент жизни каждого языка дремлют в зачаточном виде такие различения, для которых недостает еще особых экспо­нентов. Это столь метко Бреалем названные потаенные языковые представления» [Бодуэн де Куртенэ] (Язык и языки; ори­гинал — 1904 г.). Ср. развитие той же мысли в упомянутой выше работе 1909 г.: «Только для незначительной части внеязыковых, семасиологических представле­ний имеются в языковом мышлении морфологические экспоненты; большая же часть этих внеязыковых представлений составляет по отношению к языку группу так называемых "скрытых языковых представлений"... Между прочим, в языко­вом мышлении могут находиться или не находиться постоянные экспоненты для следующих внеязыковых представлений: пол животных, являющийся источником различения грамматических родов; жизнь и ее отсутствие; пригодность для еды или питья; человеческая личность, в различии от всего остального; определен­ность и неопределенность; обладание (представления из мира общественно-эко­номического); количественное мышление (число, пространственные измерения, длительность); время физическое и время историческое: общественная зависи­мость одних людей от других и т. д.» [Бодуэн де Куртенэ]. Таким образом, здесь представлены элементы типологического подхода к мыслительным категориям на базе исследования различий в их явном или «скрытом» отражении в разных языках.

Согласно концепции И.И.Мещанинова, существуют «категории, выражаемые в строе языка», и «категории, выражаемые посредством языка», между которыми имеются определенные различия. Первые из них относятся к внутриязыковым, вторые – к внеязыковым категориям. Внутриязыковые категории являются основными носителями собственно-грамматической семантики категориальных значений, не просто значений, выраженных грамматическими средствами, а общих разрядов и классов, определяющих постоянную роль слова в речи и его отношение к другим словам. Грамматические категории зависят от структуры языка в том виде, в котором он существует. Понятийная категория представляет собой всякое понятие, существующее в сознании человека, и которое может быть передано средствами языка. Понятийные категории также называют универсальными, так как они применимы ко всем языкам, хоть и могут иметь специфические черты выражения (Мещанинов, 1967). В его работах на передний план выдвигается все то, что в по­нятийных категориях связано с языком, с «языковой передачей». Особое внимание уделяется наличию в выражении понятийной категории определенной системы. В некоторых формулировках наличие системы в языковом выявлении того или иного понятия рассматривается как обязательный и необходимый признак понятийной категории, как критерий ее выделения. Если этот признак отсутствует, то, по мыс­ли ученого, речь может идти о понятии, существующем в сознании и передаваемом языковыми средствами, но не о понятийной категории. Таким образом, понятийные категории рассматриваются в «языковой проекции», прежде всего в том языковом выявлении, которое имеет характер системы. Эта мысль настойчиво подчеркива­ется И. И. Мещаниновым: «...выражая в языке нормы действительного сознания, эти понятия отражают общие категории мышления в его реальном выявлении, в данном случае в языке. Таким понятиям, образующим в языке определенную си­стему, присваивается мною наименование понятийных категорий. Всякое понятие, существующее в сознании человека, может быть передано средствами языка. Оно может быть выражено описательно, может быть передано семантикою отдельного слова, может в своей языковой передаче образовать в нем определенную систему. В последнем случае выступает понятийная категория. Она передается не через язык, а в самом языке, не только его средствами, а в самой его материальной ча­сти. Таким образом, не всякое передаваемое языком понятие является понятийной категорией. Ею становится такое понятие, которое выступает в языковом строе и получает в нем определенное построение. Последнее находит свое выражение в определенной лексической, морфологической или синтаксической системе» [Мещанинов]. То есть, проводится различие между понятийными категори­ями, отражаемыми в строе языка, и понятиями, передаваемыми лишь описательно или в семантике отдельного слова; при этом основное внимание обращается на те понятия (понятийные категории), которые «отражаются в языке прямым путем, то есть в самой языковой форме». => категориально то, что выступает в языковом строе, получая в нем определенное построение, которое включает не только морфологическую и синтаксическую, но и лексическую систему. Тем самым признается принцип многообразия в языковом системном представлении понятийных категорий.

Развивая учение о понятийных категориях, А.В.Бондарко выделяет особые категории, которые также относятся к сфере мышления и к содержательной стороне языка, называя их функционально-семантическими категориями. Они могут быть тождественны понятийным категориям, но в отличие от последних имеют конкретную языковую реализацию. Отличие семантических категорий от понятийных заключается в том, что «они тесно связаны со сферой коннотации, т.е. дополнительным смысловым содержанием, соотнесенным с образным мышлением и со сферой структурных значимостей и функций, т.е. различными типами сугубо языкового знания» (Бондарко, 1967).

Существуют концепции, подчеркивающие внеязыковой характер понятийных категорий. Под понятийной категорией могут подразумеваться, логические категории, как это принято в работах О.Есперсена и Л.Ельмслева, (а не как семантические категории, как это принято в работах И.И.Мещанинова). Напр. суждения О. Есперсена: «... что наряду с синтаксическими категориями, или кроме них, или за этими категория­ми, зависящими от структуры каждого языка, в том виде, в каком он существует, имеются еще внеязыковые категории, не зависящие от более или менее случайных фактов существующих языков. Эти категории являются универсальными, по­скольку они применимы ко всем языкам, хотя они редко выражаются в этих языках ясным и недвусмысленным образом. Некоторые из них относятся к таким фактам внешнего мира, как пол, другие — к умственной деятельности или к логике. За отсутствием лучшего термина я буду называть эти категории понятийными кате­гориями. [Есперсен] (английский оригинал — 1924 г.). Несмотря на подчеркнутую констатацию внеязыковой и универсальной природы понятийных категорий, О. Есперсен признает значимость языкового выражения для их выявления. Говоря о «трех ступенях грамматического анали­за одних и тех же явлений» — (А) форме, (Б) функции и (В) понятии, он пишет: «Устанавливая категории в разделе третьем (В), необходимо всегда помнить, что они должны иметь лингвистическое значение. Мы хотим понять языковые (грамматические) явления, а потому было бы неправильно приступать к делу, не принимая во внимание существование языка вообще, классифицируя предметы и понятия безотносительно к их языковому выражению... Систематический обзор главных понятийных категорий, поскольку, они находят грамматическое выраже­ние, и рассмотрение взаимоотношений между этими двумя "мирами" в различных языках и является задачей большей части этой работы». Таким об­разом, даже при подходе к понятийным категориям как категориям внеязыковым языковое выражение включается в систему анализа, причем не только как компо­нент соотношения «понятийная категория — ее выражение в том или ином языке», но и как фактор, необходимый для установления понятийной категории.

Различные аспекты теории понятийных (мыслительных) категорий в их от­ношении к языку получили развитие в трудах С. Д. Кацнельсона. В его работах освещаются проблемы, тесно связанные с принципом естественной классифика­ции: 1) мыслительные категории и их естественная формализация в структуре язы­ка (таково название задуманной С. Д. Кацнсльсоном книги, фрагменты которой содержатся в опубликованном в 2001 г. томе «Категории языка и мышления: Из научного наследия» Кацнельсон 2001), 2) взаимодействие категорий «яв­ной» и «скрытой» грамматики [Кацнельсон 1972]. Проблема естественной формализации мыслительных категорий в структуре языка раскрывается в рассмо­трении таких вопросов, как взаимодействие факторов, определяющих структуру языка и структуру мышления, лексико-грамматические разряды в их отношении к грамматическим категориям, типы связей между категориями, роль проме­жуточных разрядов в их системе. Значимость идей и конкретных наблюдений С. Д. Кацнельсона в наши дни возрастает на фоне интенсивного развития семан­тических исследований и возрождающегося интереса к проблемам системности в языковой интерпретации смыслового содержания.

Из истории вопроса о семантических категориях. Семантические категории, отражающие элементы внешнего мира в восприятии человека, преломляются в языковой системе и подвергаются ее влиянию. Суждения о связи мыслительных категорий с языковым строем представлены в языковедческой традиции и в рабо­тах последних десятилетий (сошлюсь, в частности, на концепции И. А. Бодуэна де Куртенэ, О. Есперсена, И. И. Мещанинова, С. Д. Кацнельсона).

И. А. Бодуэн де Куртенэ трактует психическое содержание как имеющее самостоятельное существование, но вместе с тем связанное с языком. В статье «Количественность в языковом мышлении» (оригинал — 1927 г.) со­держатся мысли и наблюдения, во многих отношениях предвосхищающие более поздние исследования семантических категорий. «Внеязыковые, семасиологические представления распадаются на представления: 1) из области физического мира (вместе с миром биологическим); 2) т области мира общественного; 3) из области мира лично-психического.

В работах И.И.Мещанинова на передний план выдвигается все то, что в понятийных категориях связано с языком, с «языковой передачей». Особое внимание уделяется наличию в выражении понятийной категории определенной системы. В некоторых формулировках наличие системы в языковом выявлении того или иного понятия рассматривается как обязательный и необходимый признак понятийной категории, как критерии ее выделения. Если этот признак отсутствует, то. по мыс­ли ученого, речь может идти о понятии, существующем в сознании и передаваемом языковыми средствами, но не о понятийной категории. Таким образом, понятийные категории рассматриваются в «языковой проекции», прежде всего в том языковом выявлении, которое имеет характер системы. Ею становится такое понятие, которое выступает в языковом строе и получает в нем определенное построение. Последнее находит свое выражение в определенной лексической, морфологической или синтаксической системе» [Мещанинов 1945: 15].

Как известно, существуют концепции, подчеркивающие внеязыковой характер понятийных категории. Ср. суждения О. Есперсена: «...приходится признать, что наряду с синтаксическими категориями, или кроме них. или за этими категория­ми, зависящими от структуры каждого языка, в том виде, в каком он существует, имеются еще внеязыковые категории, не зависящие от более пли менее случайных фактов существующих языков. Эти категории являются универсальными, по­скольку они применимы ко всем языкам. Различные аспекты теории понятийных (мыслительных) категорий в их от­ношении к языку получили развитие в трудах С. Д. Кацнельсона. В его работах освещаются проблемы, тесно связанные с принципом естественной классифика­ции: мыслительные категории и их естественная формализация в структуре язы­ка, взаимодействие категорий «яв­ной» и «скрытой» грамматики

^ 3 основных подхода к вопросу о том, как формируются категории, и как они представлены в сознании:

I) Классическая (традиционная) точка зрения восходит к воззрениям Платона и Аристотеля. Базируется на следующих принципах: 1) содержание категории исчерпывается набором обязательных и существенных признаков, которыми должны обладать все члены данной категории; 2) все элементы категории равноправны в своей значимости; 3) границы категории строго определены; 4) все признаки категории бинарно противопоставлены → либо есть признак, либо нет, промежуточные случаи исключаются. Эта точка зрения была по сути философской, а не эмпирической.

Эти принципы далее уточняет и разрабатывает Аристотель: разграничивает существенные и несущественные признаки предмета, абсолютизирует понятие существенных признаков (свойств) предмета, и кладет его в основу определения категории. Существенные признаки являются обязательными для определения категории. Исчезновение одного ведет к исчезновению всей категории.

Это учение доминировало в психологии, философии, лингвистике 20 века. В фонологии это учение получило распространение в виде теории оппозиций и дифферециальных признаков фонем, которое было перенесено в область грамматики (Якобсон, Хомский), семантики (Фодор, Катц), компонентного анализа (Скаличка, Найда).

II) прямо противоположная точка зрения связана с именем Витгенштейна, возникла как результат обнаружения несоответствий в классической теории → работа «Философские исследования». Анализируя слово Spiel, Л. Витгенштейн говорил, что эта категория не имеет четких границ, невозможно определить существенные признаки. В отличие от традиционных теорий, категория «Игра» строится не на основе общий существенных признаков, а на некотором подобии тех или иных характеристик, на их пересечении (сравнивает разные игры) → в результате появляется система пересекающихся и перекрещивающихся свойств и подобий → принцип формирования категорий он назвал «семейным сходством». Игры формируют семью. Человек получает знание такой категории на основе образцов, но не пишет о центральных прототипических представителях категории. Это развилось в идею о том, что все категории строятся по данному принципу, и что многие категории не хранятся в нашей памяти, а создаются по необходимости и могут исчезать.

III) ^ Прототипический подход к формированию категорий. Понятие прототипа.

Возникновение данного подхода связывают с именем американского психолога Э. Рош. – она в середине 1970х сформулировала его основные принципы. Но термин «прототип» возник первоначально под влиянием результатов психологических экспериментов, которые проводили американские антропологи Б. Берлин и П. Кэй в конце 1960-х, анализируя принципы категоризации цветового пространства. Мы сразу опознаем объекты как ручка, стол и т.д., так как их четко определены. Но классификация физических параметров является скорее мыслительным процессом, чем проявлением самой природы вещей. Этот мыслительный процесс классификации и называют категоризацией, а его результаты – когнитивными категориями. Т.о. физические параметры объектов (цвет) послужили началом исследования языковых значений в психологическом и концептуальном аспектах. Проблема: насколько неопределенна граница между языковыми значениями и неязыковой реальностью → эксперимент с различением цветовых оттенков → Рош удалось доказать, что «фокусные» («фокус» - Б.Берлин и П.Кэй, позже «прототип») относятся к области неязыковых знаний и связаны с мышлением, а не с языком, т.е. имеют не языковой, а когнитивный статус, т.к. они выполняют важную роль в мыслительных процессах категоризации. Рош провела эксперимент с детьми в Новой Гвинее → вывод: фокусные цвета обладают особой когнитивно-перцептивной выделенностью, которая не зависит от языка и отражает определенные психологические аспекты восприятия мира человеком (→ быстрее воспроизводятся и раньше усваиваются). → основание говорить о том, что данные фокусы служат ядром соответствующей категории цвета → существование естественных прототипов, вокруг которых формируются категории цвета. Существованием естественных прототипов подтвердили данные других экспериментов с категориями естественных объектов и организмов. Напр. наиболее типичное оружие – ружье «gun» и пистолет «pistol», наименее типичное оружие – туфли → американские студенты.

Эти данные легли в основу теории прототипов → прототипическая точка зрения на природу и строение прототипов → основные положения теории прототипов: * объекты реального мира обнаруживают некоторые сходства и различия, то есть он определенным образом структурирован → возможность сознанию группировать объекты реального мира в определенные мыслительные структуры – категории → онтология мира отражена в нашем сознании как система категорий. * Элементы этих категорий неравнозначны между собой, некоторые элементы более выделены психологически – прототипы (прототипическое ядро). Степень сближения отдельных компонентов категории с ядром определяется степенью их общего сходства с прототипом. * Вокруг прототипа группируются (в сознании человека) все другие входящие в данную категорию элементы. Соответственно категории формируются вокруг прототипов, которые выступают в качестве когнитивных точек референции (опорных точек). * Принадлежность объекта к той или иной категории определяется его сходством с прототипом, т.е. наличием у него общих с прототипом характеристик (прототипических характеристик). * Внутренняя структура категорий определяется разнообразием характеристик, организованных по принципу «семейного сходства». * прототипические элементы категорий максимально отличаются от прототипических элементов других категорий. Категориальные границы носят неопределенный характер. Например, эксперимент У.Лабова (1973) с чашкой (cup) и чашеподобными сосудами (cup-like vessels) → неопределенность категориальных границ предполагает не постепенное исчезновение (растворение) их в концептуальном пространстве, а наличие как бы переходных форм между граничащими категориями.

С когнитивной точки зрения прототип – это концепт, лежащий в основе формирования категории, и определяющий ее содержание. Прототипы зависят и могут меняться от когнитивного и культурного контекста.

^ Уровни и когнитивные модели категоризации. Типы категорий.

Отличительная черта прототипического подхода – признание 2-х аспектов категоризации: вертикального и горизонтального. Вертикальный: этот же объект может быть с разными по степени сообщности категориями. Например: книга, издание, артефакт, предмет → вертикальный аспект, наличие разных уровней категоризации, разные степени абстракции: издание → (книга → (художественная – научная)) → (газета → (местная – центральная)) → (журнал (популярный – научный)). ( ) → горизонт. → разные уровни категоризации. Горизонтальный: предполагает, что тот или иной объект в обязательном порядке должен быть отнесен к определенной категории одного и того же уровня обобщения. Например: категории «книга», «газета», «журнал».

Один из уровней признается как «базовый», остальные – «суперординарные» и «субординарные» → терминология Рош. Базовому уровню – особое значение. → «Теория прототипов и категорий базового уровня» Э.Рош. Обыденное сознание оперирует базовым уровнем, не требующим специальных теоретических знаний об объектах. Базовый уровень – это уровень, на котором содержится большая часть наших знаний. Т.о. по мнению Дж. Лакоффа (1990), категории базового уровня (собака, стул, в отличие от вышестоящих млекопитающее, мебель) считаются базовыми с точки зрения 1) восприятия (целостное восприятие формы, быстрая идентификация), 2) функции (единая система действий); 3) коммуникации (наиболее частотные, нейтральные слова) и 4) организации знания.

Т.о. категоризация, как познавательный процесс представляет собой не простое членение мира на категории разного уровня абстракции и соотнесение с ними определенных объектов и явлений, но и специальное выделение срединного уровня как психологически более значимого, т.е. базового уровня. Дж. Лакофф (1988) утверждает, что в основе категоризации лежат действия общих для всех людей когнитивных механизмов, которые проявляются в виде определенных когнитивных моделей: 1) пропозиционной модели (ПМ); 2) схематические модели образов; 3) метафорические модели; 4) метонимические модели.

1) ПМ – вычленяют элементы, дают характеристики и указывают связи между ними. В их механизмах не используются механизмы воображения. Например: простая пропозиция из аргументов и базового предиката.

2) схематические модели образов – специфические схематические представления образов, напр.: схема свечи.

3) метафорические модели – это модели перехода от пропозиции или схематической модели образов одной области к соответствующей структуре другой области. Метафорический перенос предполагает наличие источника (source) и цели (target).

4) метонимические модели – проекция в рамках одной пропозициональной модели на концепт высшего порядка (whole) или подчиненного порядка внутри ее (part). Напр.: проекция концепта «деньги» на часть (цвет) – Дай мне зеленых.

В зависимости от использования схемы выделяются типы категорий:

1) категории базового уровня: первичны, отражают форму естественной категоризации мира. В основе – концепты базового уровня, 2) классические категории имеют структуру пучков признаков, порождаются человеческим мышлением, представлены схемой – «вместилище», 3) радиальные – структурируются схемой «центр – периферия», 4) градуированные – в основе концепты, соотносимые со шкалой, 5) кластерные – сложные пересечения различных подкатегорий.


Скачать файл (887.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru