Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки - файл 1. понятие пропозиции.doc


Загрузка...
Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки
скачать (887.2 kb.)

Доступные файлы (56):

2 семиотика..doc74kb.22.03.2010 00:04скачать
murz28-32.pdf162kb.11.03.2009 15:22скачать
интонация и ее функции.doc50kb.30.04.2010 19:14скачать
Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.doc35kb.30.04.2010 18:54скачать
Копия интонация и ее функции.wbk
Копия Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.wbk
1. уровни языка вариант. инвариант.doc31kb.21.03.2010 23:32скачать
2. прагматикаdoc.doc36kb.21.03.2010 23:57скачать
11 категория.doc73kb.24.03.2010 20:14скачать
2.Генеративная лингвистика и генеративная семантика.doc32kb.24.03.2010 20:19скачать
1 основные синтаксические теории.doc78kb.21.03.2010 23:11скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc44kb.21.03.2010 20:30скачать
1. модальность и ее виды.doc68kb.21.03.2010 22:53скачать
2 Универсальные грамматики и Пор-Рояль.doc33kb.24.03.2010 20:27скачать
основные понятия лингвистичекой.doc46kb.22.03.2010 01:20скачать
2 лексикография.doc47kb.21.03.2010 22:47скачать
5ka_ru - Литература - Типы словарей.htm49kb.12.03.2007 05:13скачать
Фрейм.doc51kb.21.03.2010 23:30скачать
1. ЯКМ.doc33kb.22.03.2010 00:23скачать
2 бихевиоризм в языкознании.doc28kb.21.03.2010 21:39скачать
1. понятие пропозиции.doc45kb.21.03.2010 22:44скачать
2. сравнительно историческое языкознание.doc61kb.21.03.2010 22:01скачать
19 1. дискурс и основные пожходы к его типологии.doc155kb.21.03.2010 21:18скачать
2 языкознание в античности.doc70kb.01.04.2010 15:44скачать
2 современыые проблемы просодии.doc36kb.05.07.2010 21:25скачать
2. Функциональная лингвистика ПЛК.doc50kb.16.05.2010 18:35скачать
1. дискурсивные стратегии и тактики.doc31kb.21.03.2010 23:38скачать
2. Ф де Соссюр.doc43kb.21.03.2010 21:57скачать
теория речевых актов, высказывание.doc55kb.22.03.2010 00:10скачать
23.doc25kb.02.03.2010 20:39скачать
Лингвистическая концепция В. фон гумбольдтаdoc.doc56kb.21.03.2010 22:07скачать
яз.дис.ком.личность.doc57kb.21.05.2009 14:01скачать
2. Лондонская лингвистическая школа.doc32kb.22.03.2010 20:26скачать
Грайс.doc58kb.22.03.2010 00:12скачать
1. основные понятия лингвистической стилистики.doc96kb.21.03.2010 23:40скачать
2. ГЛОССЕМАТИКА.doc48kb.22.03.2010 20:28скачать
5.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА.doc48kb.20.05.2010 13:29скачать
Дескриптивная лингвистика.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА - Лингвистический энциклопедический словарь.mht
номинация.doc55kb.21.03.2010 23:06скачать
1. Слово его структура и категории. doc.doc30kb.24.03.2010 20:00скачать
2. Социолтнгвистикаdoc.doc187kb.24.03.2010 20:07скачать
РЕФЕРЕНЦИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ПОНЯТИЯ.doc51kb.31.05.2010 21:04скачать
структурализм.doc44kb.22.03.2010 00:01скачать
1. проблема значения слова.doc95kb.22.03.2010 00:15скачать
2. Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра.doc42kb.22.03.2010 20:20скачать
1. Языковой знак и связанные с ним понятия. doc.doc51kb.24.03.2010 19:57скачать
2. психолингвистика.doc71kb.24.03.2010 20:11скачать
1. основные принципы классиф слов состава.doc80kb.21.03.2010 22:49скачать
2 Московская и ленинградская фонологические школы.doc33kb.24.03.2010 20:18скачать
1. части речи и проблема валентности.doc67kb.22.03.2010 00:55скачать
2. ДИАЛЕКТОЛОГИЯ.doc57kb.21.03.2010 21:52скачать
ВОПРОСЫ ДЛЯ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 10.doc34kb.05.07.2010 21:18скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc40kb.28.01.2010 12:58скачать
основные понятия лингвистичекой.doc25kb.03.03.2010 12:26скачать

1. понятие пропозиции.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
№ 18. 1.Понятие пропозиции в логике и в лингвистике. Методика пропозиционального анализа.

ПРОПОЗИЦИЯ (proposition). Понятие П. в специальной л-ратуре трех последних десятилетий является одним из наиболее употребляемых терминов когнитивной науки вообще и когн.лингвистики в частности, используясь здесь для обозначения особой оперативной структуры сознания и/или особой единицы хранения знаний и голове человека. Шиpoкo применяемое в школе логического анализа, хорошо известное в Kомпьютерных моделях познания и в информационно-процедуральных моделях, моделях по искусствен­ному интеллекту и психологии, оно продуктивно в сфере лингвистики, ибо в целом ряде моделей порождения и понимания речи понятие П. является ключевым [Anderson, Bower 1973; Kintscli 1974; N'onnun, Rumclharl 1975; Anderson 1976; Johnson-Laird 1983; Paivio 1983; 1986; Givon 1984; Pylyshyn 1984; Gardner 1985; Ellis, Hunt 1993; Slevenson 1993]. Нo в каждом из этих направлений понятие П. получает свое собственное определение и свою собственную интерпретацию, сво­дясь то к утверждению об не истинном положении дел к мире, то к внутренней непротиворечивости каких-либо высказываний. Понимается оно иногда и как некое концептуальное объединение, некое содержательное целое с определенными компонентами этого целого, причем целое «амодальное», т.е. не связанное напрямую с модусом его существования в голове человека; между частями П. существуют определенные связи или отношения, трактуемые обычно как отно­шения функции к своему/своим аргументам, или же как отношения четырех главных типов - идентификации и тождества, номинации и xapaктеризации (арутюнова)

Широкое распространение получили и представления о том, что П. формирует каркас будущего предложения и что все возможные eго трансформации определяются меняющимися формами объективации и вербализации одного и того же неизменного и инвари­антного содержания, отраженного в самой П.

Когн. подход позволяет уточнить понятие П за счет более полного вовлечения в сферу анализа принципов восприятия мира: все внешние события, объекты, явления и т.п. воспринимаются в их взаимодействии, взаимоотношениях, т.е. в их связях. Эти связи и отношения имеют место между разными сущностями, а представ­ления о связях или отношениях между объектами формируется на­ряду с представлениями о самих oбъектаx и порождают особый тип репрезентации знаний – пропозициональный. Представляется важным проследить за историей развития и становления этого понятия, чем более, что оно демонстрирует значи­тельные изменения в своем содержании в разных науках.

В логике этот термин был отнесен к семантической константе, необходимой в логических операциях по образованию предложении. Он обозначал то общее, что существует между данным предложени­ем и его переводом на другие языки или его внутриязыковыми пери­фразами. Под П. или логическим суждением подразумевалась определенная форма мысли, утверждающая или отрицающая нечто о предметах действительности. Однако, как пишет Н.Д.Арутюнова, получив семантизирующий импульс, П стала постепенно освобож­даться от категории субъективной модальности, передвигаясь тем самым в направлении oт утверждения о событии, или положении дел, к обозначению того, что происходит в мире. Понятие П. прошло следующие этапы развития [Арутюнова 1976]: I) сначала оно соот­ветствовало целостному суждению как определенной форме мысли, состоящей из модуса утверждения и диктума; 2) затем оно было оп­ределено как «объективное» содержание мысли, отдельное от субъективной модальности и непосредственно соотнесенное с «обозначае­мым» положение дел; 3) наконец, термин П был применен к значе­нию той части любого предложения, той семантической структуре, которая способна соединяться с любым «модусом коммуникативной цели», т.е. с глаголами, выражающими целенаправленность речевого акта. Во многих современных концепциях разные понимания П со­храняются и сегодня. Они сосуществуют, и единства в понимании П нет до сих пор. В наиболее общем виде многие ученые разделяют определение П. как отражающей некие онтологически существующие отношения между предметами или предметом и его св-вом и осмысленные как таковые в голове человека [Кубрякова 1986].

Связанные первоначально с логическим анализом предложения, понятие пропозициональной функции было введено Г.Фреге для характеристики языковой конструкции, содержащей переменную. Эта конструкция при подстановке взамен переменной (аргумента) конкретного предметного значения превращается в содержательное выражение, имеющее истинностный или ложный характер (ср. под­становку в выражении «X - это дерево» аргумента «вишня», при котором оно превращается в истинностное утверждение, или же под­становку аргумента «фиалка», при котором утверждение становится ложным [Жоль 1990]. Элементарное высказывание базируется, таким образом, на элементарной пропозициональной функции f(х,у), где функция равносильна указанию на свойство некоторого индивида, а переменные (аргумента х, у) - конкретного индивида. Возможность истолкования предложения не только в рамках субьектно-предикатного противопоставления, т.е. чисто лингвистического фе­номена, но и в рамках противопоставления функции и аргументов, т.е. феноменов логики, знаменовало значительный шаг вперед в понимании предложения (Жоль 1990]. Оно позволило увидеть в строе­нии предложения реализацию опред-нной логической формулы f(x) или же f(х,у), а далее считать именно константность этой форму­лы условием родства единиц, созданных на ее основе при заполнении формулы тождественными лексическими единицами. Учение Фреге давало возможность развивать его идеи по двум направлениям. Од­но из них, по сути своей логическое, развивает ту часть учения Фре­ге, кот.касается соотнесения пропозициональной функции с представлениями некоторой предметной области, обеспечивающего истинность или же ложность формируемого таким образом выраже­ния.

Другое, гораздо более связанное с лингвистическим аспектом формирования предложенпя и других лингвистических единиц, направление касается а) путей реализации формулы f(х,у) и ее возмож­ных вариантов за счет заполнения ее частей разными единицами языка, а значит и 6) тех отношений, которые усваиваются между функцией и ее аргументами в случае такого заполнения и, наконец, в) тех реальных языковых единиц, которые как имена м.б.сформированы на основе определенной конкретизации пропозициональнй функции. Если первое направление в развитии концепции Г.Фреге отражается в многочисленных версиях логических семантик, то второе на­правление представлено – и тоже в формах, далеких от единообра­зия, - в тех школах современной л-ки, которые занимаясь функтивно-аргументным анализом такой единицы как предложение, развивают идеи о глаголах как носителях конкретных пропозицио­нальных функций, требующих в своем использовании реализации при них аргументов, обладающих по своему числу пли характеру такими свойствами, которые позволяют им удовлетворять требова­ниям «своего» глагола. Именно в рамках второго на­правления в фокусе внимания исследователей оказывается не столько логический анализ языка, сколько когнитивный и собственно лин­гвистический анализ. В голове человека некоторые сущно­сти действительно связаны определенными отношениями благодаря предметно-практическому опыту человека, повторному осмыслению мира и т.д. Возможно, однако формирование пропозиции и другoго типа, когда человек связывает сущности воображаемого, фантазийного мира. П. потому формируются не только в ходе практической деятельности, научения и т.п. Они могут быть «истинными», но мо­гу быть и ложными: и те и другие, однако, могут получить языковую объективацию, притом в разных единицах языка. Трактовка П в pa6oтax по порождению речи и по осуществлению речемыслительной деятельности человека созвучны когнитивной науке, в которой П. рассматривается в качестве структуры сознания.


Скачать файл (887.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru