Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки - файл 2 языкознание в античности.doc


Загрузка...
Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки
скачать (887.2 kb.)

Доступные файлы (56):

2 семиотика..doc74kb.22.03.2010 00:04скачать
murz28-32.pdf162kb.11.03.2009 15:22скачать
интонация и ее функции.doc50kb.30.04.2010 19:14скачать
Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.doc35kb.30.04.2010 18:54скачать
Копия интонация и ее функции.wbk
Копия Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.wbk
1. уровни языка вариант. инвариант.doc31kb.21.03.2010 23:32скачать
2. прагматикаdoc.doc36kb.21.03.2010 23:57скачать
11 категория.doc73kb.24.03.2010 20:14скачать
2.Генеративная лингвистика и генеративная семантика.doc32kb.24.03.2010 20:19скачать
1 основные синтаксические теории.doc78kb.21.03.2010 23:11скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc44kb.21.03.2010 20:30скачать
1. модальность и ее виды.doc68kb.21.03.2010 22:53скачать
2 Универсальные грамматики и Пор-Рояль.doc33kb.24.03.2010 20:27скачать
основные понятия лингвистичекой.doc46kb.22.03.2010 01:20скачать
2 лексикография.doc47kb.21.03.2010 22:47скачать
5ka_ru - Литература - Типы словарей.htm49kb.12.03.2007 05:13скачать
Фрейм.doc51kb.21.03.2010 23:30скачать
1. ЯКМ.doc33kb.22.03.2010 00:23скачать
2 бихевиоризм в языкознании.doc28kb.21.03.2010 21:39скачать
1. понятие пропозиции.doc45kb.21.03.2010 22:44скачать
2. сравнительно историческое языкознание.doc61kb.21.03.2010 22:01скачать
19 1. дискурс и основные пожходы к его типологии.doc155kb.21.03.2010 21:18скачать
2 языкознание в античности.doc70kb.01.04.2010 15:44скачать
2 современыые проблемы просодии.doc36kb.05.07.2010 21:25скачать
2. Функциональная лингвистика ПЛК.doc50kb.16.05.2010 18:35скачать
1. дискурсивные стратегии и тактики.doc31kb.21.03.2010 23:38скачать
2. Ф де Соссюр.doc43kb.21.03.2010 21:57скачать
теория речевых актов, высказывание.doc55kb.22.03.2010 00:10скачать
23.doc25kb.02.03.2010 20:39скачать
Лингвистическая концепция В. фон гумбольдтаdoc.doc56kb.21.03.2010 22:07скачать
яз.дис.ком.личность.doc57kb.21.05.2009 14:01скачать
2. Лондонская лингвистическая школа.doc32kb.22.03.2010 20:26скачать
Грайс.doc58kb.22.03.2010 00:12скачать
1. основные понятия лингвистической стилистики.doc96kb.21.03.2010 23:40скачать
2. ГЛОССЕМАТИКА.doc48kb.22.03.2010 20:28скачать
5.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА.doc48kb.20.05.2010 13:29скачать
Дескриптивная лингвистика.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА - Лингвистический энциклопедический словарь.mht
номинация.doc55kb.21.03.2010 23:06скачать
1. Слово его структура и категории. doc.doc30kb.24.03.2010 20:00скачать
2. Социолтнгвистикаdoc.doc187kb.24.03.2010 20:07скачать
РЕФЕРЕНЦИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ПОНЯТИЯ.doc51kb.31.05.2010 21:04скачать
структурализм.doc44kb.22.03.2010 00:01скачать
1. проблема значения слова.doc95kb.22.03.2010 00:15скачать
2. Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра.doc42kb.22.03.2010 20:20скачать
1. Языковой знак и связанные с ним понятия. doc.doc51kb.24.03.2010 19:57скачать
2. психолингвистика.doc71kb.24.03.2010 20:11скачать
1. основные принципы классиф слов состава.doc80kb.21.03.2010 22:49скачать
2 Московская и ленинградская фонологические школы.doc33kb.24.03.2010 20:18скачать
1. части речи и проблема валентности.doc67kb.22.03.2010 00:55скачать
2. ДИАЛЕКТОЛОГИЯ.doc57kb.21.03.2010 21:52скачать
ВОПРОСЫ ДЛЯ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 10.doc34kb.05.07.2010 21:18скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc40kb.28.01.2010 12:58скачать
основные понятия лингвистичекой.doc25kb.03.03.2010 12:26скачать

2 языкознание в античности.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
2. Языкознание в античности.

Языкознание (языковедение, лингвистика) представляет собой одну из

древнейших наук. Выделившись из животного мира и начав осознавать себя

субъектом, противостоящим природе как объекту своей практической и

познавательной деятельности, человек обратил внимание и на себя. Предметом

его размышлений стал он сам, а именно его место во вселенной, тайны его

происхождения, его физические и психические свойства, его способность

общаться с себе подобными, язык как главное средство такого общения,

различные стороны языкового феномена.

В мифах многих народов находится место для языка и письма, а в пантеоне

богов роль их создателя и покровителя умения писать и считать отводится

какому-то из этих богов.
Появление письма знаменует собой тот этап, когда люди стали осознавать

членимость звучащей речи на предложения и слова, впоследствии членимость

слов на значимые части, в том числе корневые и аффиксальные морфемы как

минимальные значимые элементы, и, наконец, на минимальные звуковые

составляющие. Была осознана не только членимость высказываний на

составляющие разного формата, но и воспроизводимость слов, морфем и

звуковых единиц во всё новых и новых высказываниях, а следовательно, и

возможность инвентаризировать языковые единицы в словарях и грамматических

описаниях.
Развитие языковедческой мысли протекало неодинаково в разных культурных

ареалах. Современное мировое языкознание вобрало в себя многое из опыта

разных традиций, но главным образом оно строится на том европейском опыте,

который имеет своими истоками античную (греко-римскую, средиземноморскую)

языковедческую традицию. В 20 в. этот опыт обогатился исканиями

американских языковедов, которые в своих специфических условиях развивали

основные принципы европейского языкознания.
Знакомство с историей языкознания для начинающего лингвиста весьма

желательно. Благодаря этому он будет лучше понимать, что наша наука

развивалась не прямолинейно, а зигзагообразно, меняя фокусы своих

интересов и пытаясь каждый раз в новом свете осмыслить, что же такое язык,

предложение, слово и другие элементы в его строении, что такое языковое

значение, как язык связан с действительностью, мышлением и сознанием,

культурой, общественными процессами, как он обеспечивает понимание

воспринятых высказываний и порождение (производство) новых высказываний, а

также накопление и хранение в памяти наших знаний о мире, как язык

соотносится с другими коммуникативными системами, которые служат для

передачи, получения и хранения информации, чем человеческий язык отличается

от систем сигнализации в животном мире.
Новые акценты влекут за собой иные толкования сущности языка и иные

определения его элементов, побуждают к созданию новых методов и приёмов

лингвистического анализа. И начинающий лингвист будет отдавать себе отчёт в

том, почему у разных авторов одно и то же явление может быть описано

неодинаково, либо с повторением того, что и раньше было хорошо известно,

либо с внесением чего-то нового по сравнению с предшествующим знанием.

Критически сопоставляя разные источники, он постепенно научится чувствовать

движение лингвистической мысли и находить своё собственное место в этом

познавательном процессе.
Языковедческая мысль в культурах древнего и средневекового Востока
Языкознание зародилось в глубокой древности в связи с пробуждением

специального познавательного

интереса к языку, который был стимулирован потребностями формирующихся

государств и их деятельности в сферах управления и хозяйства, созданием и

распространением письменности, необходимостью обучать письму и готовить

квалифицированных писцов-администраторов, а также решать ряд прикладных

задач, вытекающих из деятельности по толкованию священных текстов и

исполнению религиозных ритуалов, опытов в области поэтики и т.д.
Языковедческая мысль начинает формироваться в древних государствах Ближнего

Востока (3-е -- 1-е тыс. до н.э.: Египет, Шумер и Вавилония, Хеттское

царство, Финикия, Угарит и др.), где (при значительных успехах в

совершенствовании систем письма и лексикографической деятельности) она ещё

не достигает теоретической зрелости. Здесь на рубеже 4-го - 3-го тыс. до

н.э. возникли и довольно быстро эволюционировали египетское и шумерско-

аккадское письмо. В этих графических системах использовались первоначально

идеографический, а затем словесно-слоговой принципы. У западных семитов

(Библ, Угарит, Финикия) к середине 2-го тыс. до н.э. сложилось алфавитное

письмо. Его принципы легли в основу многих графических систем, вплоть до

систем индийского письма на Востоке. Финикийский (ханаанейский) алфавит

явился прототипом греческого письма, знаки которого были впоследствии

использованы в письме этрусском, латинском, коптском, готском, славянском и

т.д.
Собственно теоретический подход к языку на Востоке формируется и достигает

высокой степени развития,

во-первых, в древнем Китае, где на протяжении всей истории центральным его

объектом оказывается идеографический знак - иероглиф, основные усилия

посвящаются составлению словарей иероглифов, исследованию их начертательной

структуры, их смысловому толкованию и их звуковым значениям, где довольно

поздно появляется грамматика,

во-вторых, в древней Индии, где на начальном этапе первоочередное внимание

было обращено на звучащую речь и, соответственно, на проблемы фонетики, но

уже рано началась лексикографическая работа, а к середине 1-го тыс. до н.э.

стали появляться грамматические труды, среди которых выдающееся место

занимает "Восьмикнижие" Панини, и,

в-третьих, в средневековый период в арабском Халифате, где лингвистические

исследования охватывали широкий спектр проблем (совершенствоваие письма,

составление самых разноообразных словарей, анализ звуковых явлений,

значений и морфологической структуры слова, структуры предложения).
Китайская, индийская и возникшая позже арабская языковедческие традиции

повлияли в различной степени на становление собственных традиций в Японии,

Корее, Вьетнаме, Бирме, Тибете, Индонезии и Малайзии, Иране, государствах

Центральной Азии и т.д. Идеи европейского языкознания проникли в эти страны

относительно поздно, но в настоящее время они оказывают серьёзное влияние

на национальные лингвистические школы.
Греко-римская языковедческая традиция как праматерь европейского

языкознания
В Европе лингвистическое знание возникает в древней Греции, а затем

продолжает разрабатываться и в Риме. Здесь проблемы языка сперва

обсуждались в русле философии: споры о происхождении имён (physei 'по

природе' или thesei 'по установлению'), смысл которых раскрывается в

диалоге "Кратил" Платона (5-4 вв.до н.э.). Здесь сформировались

первоначальные системы грамматических понятий, среди которых наиболее

разработанными были система Аристотеля (4 в. до н.э.) и система школы

стоиков (3-1 вв. до н.э.).
Собственно грамматика как аналог современной лингвистики выделилась в

эллинистический период. Наивысшими её достижениями явились грамматические

труды представителей александрийской школы (с конца 4 в. до н.э.), особенно

Дионисия Фракийца (170-90 до н.э.) и Аполлония Дискола (2 в. н.э.).

Грамматика понималась как искусство (grammatike techne). В её ведение были

включены правила чтения и ударения, классификация согласных и гласных,

структура слога, определения слова и предложения, классификация частей

речи, категории ("акциденции") имени и глагола, именное и глагольное

словообразование, особенности греческих диалектов, а у Аполлония Дискола,

кроме того, способы объединения слов в предложения. Александрийцы были

сторонниками принципа аналогии, т.е. считали, что в языке господствует

регулярность, в то время как сторонники принципа аномалии отдавали

предпочтение случайности.
Традиции александрийской школы были продолжены в Риме. Римскому учёному

Марку Аврелию Варрону (116-27 гг. до н.э.) принадлежат многочисленные

труды, в которых речь идёт о проблемах языка. Главным его теоретическим

трудом был трактат "О латинском языке". Наряду с грамматикой активно

развивалась риторика, стилистика, филология.
Система александрийской грамматики легла в основу руководства по латинскому

языку "Ars grammatica" Элия Доната (4 в.) и самой значительной латинской

грамматики древности - "Institutio de arte grammaticae" Присциана (6 в.).

Эти руководства использовались в Европе до конца Средневековья.
Греко-римская (античная, средиземноморская) языковедческая традиция

впоследствии стала фундаментом европейской лингвистической мысли, по-

разному преломляясь в языкознании стран, входящих в западнохристианский и

восточнохристианский культурные ареалы.

^ Древняя Индия

Лингвистическая традиция  2500 лет. Возникла в рез-те потребности в сохранении точного произношения священных гимнов - Вед, а также нормализации санскрита - единого литературного Я. Др. Индии, который отличался от разговорных языков - пракритов.  практич., описат., эмпирич. хар-р древне-инд. языкознания.

Вопросы Я. в памятниках ведич. лит-ры - ведангах: шикша -?-сы фонетики и произношения; вьякарана - грам-ка; нирукта - этимология и лексикология; чханда - теория поэзии.

Известн. грамматист Др. Индии - Панини (IV в до н.э.) составил первую нормативную грамматику инд. яз. Грам-ка Панини содержит свыше 4000 правил (сутр), написана формализованным языком, напоминающим алгебраические формулы. В Гр-ке Панини говорится о диалектных особенностях древнеинд. Я. на востоке страны. По мнению А.П. Баранникова, Панини дает образцы сравнит. метода, сравнивая санскрит и ведич. Я. (санскрит и пракриты), но он не делает теоретич. выводов.

^ Вараручи Катьяяна (послед-ль Панини) III в. до н.э. привносит в языкоз-ние идею историч развития языков, изучает среднеинд. языки - пракриты. В "Пракритской грам-ке" он показывает как из санскритских слов и форм образ-сь пракритские  начальная форма сравнит. грамматики; применяет сравнит.-ист. метод.

Философ-языковед Бхартрихари (I в.), труд "Вакьяпадийя" - разбирает ?-сы соотн-ия предлож-я и суждения в филос. смысле. Он определяет предложение как единое неделимое высказывание, которое выражает единое значение; предложение - осн. ед. Я., т.е. оно передает мысль. Для его школы слова - искусственны, они служат для описания языкового материала, но сами в этот материал не входят. Бхартрихари различал 3 аспекта слова: письм. форма, фонологич. структура, номинативная функция.
^ Фонетика Др. Нндии - высокое развитие, благодаря необх-сти сохранить в чистоте произношение ведич. гимнов; различали гласные, согл., фрикативные; ввели понятие фонемы (спхота) в противопоставление звуку речи (Панини); выделили 8 разновидностей каждой фонемы.

Описание звуков - на физиологич. основе: описали место и способы артикуляции звуков, работу органов речи; дали классификацию звуков по способу и месту их образования. Обратили внимание на чередование гласных. Напр.: vidma - "мы знаем", vēda - "я знаю", vaidyas - "ученый". Эта схема чередования была использована нем. ученым А. Шлейхером.

Морфологня состоит из трех разделов: (а) классификация ч/р, (б) образование слов, (в) изменение слов. Различали ^ 4 ч/р: имя, глагол, предлог, частицу. Имя - слово, обозначающее предмет, клагол - действие в наст. время и совершившееся. В имени 7 падежей: именит., родит., дат., винит., творит. (орудийный), отложит. (аблатив) и местный, но тогда этих терминов не было, их обозначали 1-ый, 2-ой,.. Предлоги - указат. элементы языка. Частицы м/б соединит., сравнит. и незначимые (пустые).

Анализ слова: выделяли в словах основу (корень), суффиксы и окончания. 3 категории корней: простые (первич.), образующие и производные.

Индийцы занимались составлением словарей. Первые словари нигхантавасы - списки непонятных слов в Ведах. V-VI вв. н..э. лингвист Амара  словарь санскрита (используется сейчас).

____________________________________________________

^ Значение др.инд. яз-ния: Труды лингвистов-индийцев оказали влияние на соседние народы: Китай (с распространением буддизма), Др. Грецию (через Персию), араб. страны.

Проводилось сопоставление лексики и грам-ки осн. языков Европы с санскритом  Джонс английский востоковед сформулировал осн. положения сравнит. грам-ки индоевропейских языков  санскрит - общий источник языков.

^ Греко-латинское языкознание

Античное греко-римское яз-ние сыграло огром. роль в развитии последующих языковых теорий. Природа у греков рассматривалась как единое целое, не расчлененное. В Др. Гр. - теория языка явл-сь составляющей частью философии  языковедч. проблемы разрабатывались философами.

2 периода древнегреч. яз-ния: (1) философский (V-III вв. до н.э.) - проблемы Я. решались в связи с филос. ?-ми; (2) александрийский (III в. до н.э. - IV в. н.э) - яз-ние (грам-ка) стало самостоят. наукой.

^ Центр. проблема - проблема происхождения Я. Антич. Философы выступали против божеств. проис-я Я. одним человеком. В трудах антич. философов находим зачатки всех теорий проис-я Я., к-ые возникли в 18 в. Лукреций  звукоподражат. теория. Нек-рые ученые связывали ?-с о появлении Я. с ?-сом о происхождении человека.

^ Диодор Сицилийский (учение философа-материалиста Демокрита)  дар Я. возвышает человека над всеми жив. существами (Аристотель). С проблемой проих-я Я. связан спор о природном или условном характере слов, т.е. спор об отн-ях м/у словами, вещами и их именами. Демокрит: имена происходят от установления, согласно обычаю, т.е. есть много несоответствий м/у вещью и ее названием  несоответствия: (а) одно слово - много значений; (б) многие понятия имеют по нескольку значений; (в)одно слово м/заменяться другим; (г) многие понятия остаются без словесного обозначения.

2 т.зр.: (1) Демокрит: слова "по положению" (тезей); (2) Гераклит: слова "по природе"(фюзей) - имя связано с вещью, отражает природу вещи (подобно тени). Та же т.зр. - стоики (Августин): "сами вещи воздействуют так как ощущаются слова, напр.: mel (мед) - вкус - имя мягко действует на слух".

Платон (427 до н.э.) пытался примирить эти 2 т.зр. Диалог "Кратил, или О правильности имени" в форме разговора м/у Кратилом (сторонник теории "по природе"), Гермогеном ("по установлению") и Сократом (т.зр. самого Платона)  правильный Я. м/сущ-ть только в идее  главное - признание того, что в Я. заложена внутр. целесообразность. После этого спора о взаимоот-нии Я. и бытия возник спор об аналогии и аномалии в Я., т.е. о взаимоотношениях самих слов  существует ли закономерность или господ-ет аномалия? Напр.: Афины - мн.ч., но город один  несоответствие логич. и грам. категорий. "Аналогисты" (Аристарх Самофракийский): в Я. сущ-ют правила эллинской речи. "Аномалисты" (Кратес Молосский)  есть много исключений.

Трактат "Латин. ^ Я." рим. уч. Марка Теренция Варрона показ-ет спор м/у "аналогистами" и "аномалистами".

Аристотель (382 до н.э.) - рассматривал грам. ?-сы в связи с логикой  выдел-е и классификация грам. кат-рий. "^ Поэтика": есть следующие части: "элемент, слог, союз, имя, глагол, член, падеж, предложение". Элемент - "неделимый звук", звуком м/б слог или слово. Гласные или полугл. (согл.) различаются по форме рта, места, долготой, ударением. Союз (+ мест-я, артикли) - не имеющий самост. значения звук. Элементы Аристотеля - совр. Представление о фонеме. Слог - гл. + согл.

Осн. ч/р: имя (без оттенка времени) и глагол (с оттенком времени)  относятся к действиям / к тому, кто совершает это действие.

В "Риторике" Аристотель пишет о 3-х ч/р: имя, глаг. и союз; вводит понятие падежа имени и глагола, под которыми понимаются косвенные формы этих ч/р.Имена м/б муж., жен. и ср. р.; по структуре: простыми и сложными (состоять из 3, 4-х имен).

Предложение - "составной звук, имеющий самост. значение, отд. части кот. тоже имеют самост. значение"  (Это отличает его от других образований.) В предложении часто имя и глаг. соединяются союзами или связками, кот. передают грам. значение.

^ Стоики (206 до н.э.). Глава - Хрисипп: создание отрасли в яз-нии - этимологии (науки об истинном значении слова). Стоики продвинули познание грам. категорий. Они насчитали в др.греч. Я. 24 звука (буквы), подразделяя их на гл. и согл. У каждой буквы различали 5 ч/р: глаг., союз-связку, член (артикль и мест.), имя собств. и имя нариц. Понятие падежа отн-сь только к именам.

Александрийские грамматисты (III-II вв. до н.э.). Эллинская эпоха. Аристарх Самофракийский, ^ Дионисий Фракийский, Аполлоний Дискол. - Практ. цель: сохранить литер. греч. традицию. Дали описание звуков на основе акустического принципа; отождествляя звук и букву, выделили 24 зв. - 7 гл. и 17 согл. Дионисий ввел ударение и его типы. Слово - это наименьшая значимая часть связной речи; предложение - соединение слов, выражающее законченную мысль.

Учение о частях речи - 8 ч/р: имя, глаг, причастие, член, мест., предлог, наречие, союз. Выделяли 5 падежей - прямой, родит, дат., винит., зват. Римляне добавили отложит. (аблатив). Но александрийцы не дошли до анализа морфол. стр-ры слова (корня и аффиксов).

^ Римские грамматисты Марк Теренций Варрон "Лат. Я.", Элий Донат, Присциан "Грам. учение" (IV в. н.э.) - дошла антич. грам. терминология. Римляне большой вклад не внесли; разработали принципы александрийской школы.


Скачать файл (887.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации