Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки - файл теория речевых актов, высказывание.doc


Загрузка...
Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки
скачать (887.2 kb.)

Доступные файлы (56):

2 семиотика..doc74kb.22.03.2010 00:04скачать
murz28-32.pdf162kb.11.03.2009 15:22скачать
интонация и ее функции.doc50kb.30.04.2010 19:14скачать
Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.doc35kb.30.04.2010 18:54скачать
Копия интонация и ее функции.wbk
Копия Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.wbk
1. уровни языка вариант. инвариант.doc31kb.21.03.2010 23:32скачать
2. прагматикаdoc.doc36kb.21.03.2010 23:57скачать
11 категория.doc73kb.24.03.2010 20:14скачать
2.Генеративная лингвистика и генеративная семантика.doc32kb.24.03.2010 20:19скачать
1 основные синтаксические теории.doc78kb.21.03.2010 23:11скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc44kb.21.03.2010 20:30скачать
1. модальность и ее виды.doc68kb.21.03.2010 22:53скачать
2 Универсальные грамматики и Пор-Рояль.doc33kb.24.03.2010 20:27скачать
основные понятия лингвистичекой.doc46kb.22.03.2010 01:20скачать
2 лексикография.doc47kb.21.03.2010 22:47скачать
5ka_ru - Литература - Типы словарей.htm49kb.12.03.2007 05:13скачать
Фрейм.doc51kb.21.03.2010 23:30скачать
1. ЯКМ.doc33kb.22.03.2010 00:23скачать
2 бихевиоризм в языкознании.doc28kb.21.03.2010 21:39скачать
1. понятие пропозиции.doc45kb.21.03.2010 22:44скачать
2. сравнительно историческое языкознание.doc61kb.21.03.2010 22:01скачать
19 1. дискурс и основные пожходы к его типологии.doc155kb.21.03.2010 21:18скачать
2 языкознание в античности.doc70kb.01.04.2010 15:44скачать
2 современыые проблемы просодии.doc36kb.05.07.2010 21:25скачать
2. Функциональная лингвистика ПЛК.doc50kb.16.05.2010 18:35скачать
1. дискурсивные стратегии и тактики.doc31kb.21.03.2010 23:38скачать
2. Ф де Соссюр.doc43kb.21.03.2010 21:57скачать
теория речевых актов, высказывание.doc55kb.22.03.2010 00:10скачать
23.doc25kb.02.03.2010 20:39скачать
Лингвистическая концепция В. фон гумбольдтаdoc.doc56kb.21.03.2010 22:07скачать
яз.дис.ком.личность.doc57kb.21.05.2009 14:01скачать
2. Лондонская лингвистическая школа.doc32kb.22.03.2010 20:26скачать
Грайс.doc58kb.22.03.2010 00:12скачать
1. основные понятия лингвистической стилистики.doc96kb.21.03.2010 23:40скачать
2. ГЛОССЕМАТИКА.doc48kb.22.03.2010 20:28скачать
5.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА.doc48kb.20.05.2010 13:29скачать
Дескриптивная лингвистика.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА - Лингвистический энциклопедический словарь.mht
номинация.doc55kb.21.03.2010 23:06скачать
1. Слово его структура и категории. doc.doc30kb.24.03.2010 20:00скачать
2. Социолтнгвистикаdoc.doc187kb.24.03.2010 20:07скачать
РЕФЕРЕНЦИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ПОНЯТИЯ.doc51kb.31.05.2010 21:04скачать
структурализм.doc44kb.22.03.2010 00:01скачать
1. проблема значения слова.doc95kb.22.03.2010 00:15скачать
2. Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра.doc42kb.22.03.2010 20:20скачать
1. Языковой знак и связанные с ним понятия. doc.doc51kb.24.03.2010 19:57скачать
2. психолингвистика.doc71kb.24.03.2010 20:11скачать
1. основные принципы классиф слов состава.doc80kb.21.03.2010 22:49скачать
2 Московская и ленинградская фонологические школы.doc33kb.24.03.2010 20:18скачать
1. части речи и проблема валентности.doc67kb.22.03.2010 00:55скачать
2. ДИАЛЕКТОЛОГИЯ.doc57kb.21.03.2010 21:52скачать
ВОПРОСЫ ДЛЯ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 10.doc34kb.05.07.2010 21:18скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc40kb.28.01.2010 12:58скачать
основные понятия лингвистичекой.doc25kb.03.03.2010 12:26скачать

теория речевых актов, высказывание.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
22. 1. Теория речевых актов. Речевой акт и высказывание. Речевой акт и дискурс.

ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ Историческая справка Теория речевых актов возникла и сформировалась в рамках лингвистической философии, прежде всего в работах представи­телей оксфордской школы (Дж. Остин, П. Стросон) и близких к ним философов (Дж. Сёрл и др.). Создателем теории речевых ак­тов стал английский философ Дж. Остин. Основные идеи новой теории он изложил в лекциях, прочитанных в Гарвардском уни­верситете в 1955 г. В 1962 г. они были опубликованы отдельной книгой под названием «How to do things with words» (Oxford; в русском переводе «Слово как действие»). Обратив внимание на совершенно конкретное явление, которое он назвал перформативным высказыванием, Остин выделил свойство перформативности и далее обобщил его для всех высказываний. Он рассмотрел понятие речевого акта и разложил его на три сущности: локутивный, иллокутивный и перлокутивный акты. Основное внимание Остин и его последователи сосредоточили на иллокутивном акте. Дж. Остин построил классификацию речевых актов, в основу ко­торой легло понятие цели.

Дж. Сёрл предпринял попытку эксплицировать правила, управ­ляющие речевым актом, а также описать механизмы передачи на­мерения от говорящего к слушающему в процессе коммуникации.

Теория речевых актов явилась одним из самых принципиальных шагов при переходе от описания семантического значения к значению прагматическому. Этот переход подразумевается даже в лекциях Дж. Остина, не использующего эти термины. Отталкиваясь от понятия перформативности — особого типа значений, он обоб­щает его по существу до понятия прагматической рамки, уже, безусловно, выражающего внешнюю по отношению к смыслу прагматическую надстройку. Теория речевых актов, будучи разде­лом семантики, стала одним из источников современной прагма­тики.

Речевой акт и его аспекты Именно теория речевых актов предоставила и осуще­ствила программу исследования семантики этих языковых единиц. В основу теории Дж. Остина легло понятие речевого акта — минимальной единицы речевого общения. Речевым актом называ­ется производство конкретного предложения в условиях реальной речевой коммуникации. Такое понятие речевого акта совпадает с современным пониманием термина «высказывание».

Интересно, что Дж. Остин практически не рассматривал тот объект, который он называл целостным речевым актом. Он пред­ложил рассмотреть раздельно три грани речевого акта и даже го­ворил о трех разных типах актов: локутивном, иллокутивном и перлокутивном.

Локутивным называется собственно акт говорения, или, точ­нее, произнесения. По Остину, локутивный акт также может быть интерпретирован в трех разных ипостасях. Локутивный акт реали­зуется, во-первых, как фонетический акт, т.е. просто произнесе­ние определенных звуков. Во-вторых, выделяется фатический акт, т.е. произнесение определенных слов, понимаемых как опреде­ленные звукосочетания, принадлежащих конкретному словарю и соответствующих конкретной грамматике. Наконец, в-третьих, следует говорить о ретическом акте, т. е. о произнесении языковых знаков, определенных слов со свойственными им значением и референцией. Фатический и ретический акты различаются, в част­ности, при цитации, их передаче другим лицом. Фатический акт передается прямой речью: Он сказал: «Уходи!», где Уходи! пред­ставляет собой фатический акт. Ретический акт передается с по­мощью косвенной речи: Он сказал, чтобы я уходил.

Локутивный акт сопровождается осуществлением иллокутив­ного акта. Для иллокутивного акта характерны намеренность, целенаправленность и конвенциональность. Иллокутивный акт осуществляется в ходе говорения и противопоставлен самому го­ворению. Именно иллокутивный акт и стал основным объектом исследования, и часто, говоря о речевом акте, имеют в виду именно эту его сторону — иллокутивный акт. Можно выделить разные намерения, с которыми произносится та или иная локуция (ре­зультат, или продукт, локутивного акта). Это может быть вопрос или ответ, информация или предупреждение, объявление приго­вора или решения, призыв или критика и т.п. Таким образом, локуции, будучи сами по себе нецеленаправленны, могут исполь­зоваться в разных функциях. Дж. Остин называл их функциями языка, что несколько расходится с принятой в структурной лин­гвистике терминологией. Впрочем, он предложил и новый термин для этого понятия — иллокутивная сила. Иллоку­тивная сила является важнейшей характеристикой речевого акта. Однако и локутивный, и иллокутивный акты могут играть слу­жебную роль. Это происходит тогда, когда говорение осуществля­ется с целенаправленным намерением воздействовать на мысли и чувства слушающих. Эту сторону речевого акта Дж. Остин назвал перлокуцией или перлокутивным актом. Он проиллюстрировал различия между тремя сторонами целостного речевого акта на примере использования различных глаголов. Так, фраза Он сказал, что... иллюстрирует локутивный акт, фраза Он доказывал, что... — иллокутивный, а фраза Он убедил меня, что... — перлокутивный.

Таким образом, можно определить три типа актов в зависимо­сти от точки зрения их рассмотрения. Целостный речевой акт, рассматриваемый с точки зрения его субстанции и языкового со­става, — это локутивный акт. Иллокутивным же актом называется речевой акт, рассматриваемый с точки зрения его цели и условий реализации. Наконец, перлокутивным называется речевой акт, рассматриваемый с точки зрения его результата и воздействия на слушающих.

В фокусе внимания исследователей оказался, как уже сказано, иллокутивный акт. По существу переход от локутивного акта как объекта исследования к иллокутивному акту — это переход от традиционного семантического исследования к исследованию прагматическому. Одной из задач ранних работ по теории речевых актов стало более строгое отграничение иллокутивных актов от двух прочих видов. П.Стросон, обобщая наблюдения Дж. Остина, назвал основным критерием отличия иллокутивного акта от ло­кутивного наличие признака целенаправленности. Основным же признаком, отличающим иллокутивный акт от перлокутивного, является его конвенциональность.

Дж. Остин рассмотрел три вида результатов, порождаемых ил­локутивным актом. Во-первых, осуществление иллокутивного акта подразумевает обеспечение усвоения. Слушающие должны понять значение локуции и иллокутивную силу. Во-вторых, иллокутивный акт воздействует особым конвенциональным способом, который отличается от обычного установления какого-либо положения дел вмешательством в ход событий. Например, результатом высказыва­ния Я нарекаю это судно «Королева Елизавета» становится своего рода крещение корабля и невозможность называть его как-то иначе. В-третьих, многие иллокутивные акты вызывают какую-то ответную реакцию — ответ или практическое следствие.

Последняя характеристика сближает иллокутивные акты с перлокутивами, однако все же следует различать действия, вызываю­щие определенные последствия (Я приказал ему, и он подчинился) и действия с особой перлокутивной задачей (Я заставил его подчиниться).

Дж. Сёрл поставил задачу экспликации понятия иллокутивно­го акта с помощью конкретного механизма. Исходными понятия­ми описания он объявил «правило», «суждение» и «значение». Он отнес производство иллокутивного акта к тем формам поведения, которые регулируются правилами. Сёрл различал правила регулятивные (регулирующие формы поведения, уже существующие; например, этикет) и конститутивные (создающие новые формы поведения; например, правила игры). Языковая семантика, по мнению Сёрла, может рассматриваться как ряд систем конститу­тивных правил, а речевые акты происходят в соответствии с эти­ми правилами. Задачей исследования речевых актов было объявле­но выявление и описание таких правил.


Высказывание — речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого акта. Рассматривается в контексте этого речевого акта как часть дискурса (текста).
Высказывание и предложение
*Будучи минимальной относительно целостной единицей речевого общения (речевым отрезком, относительно законченным по интонации и по смыслу), высказывание представляет собой речевой знак, то есть конкретный экземпляр предложения в речевой цепи.

**В отличие от предложения (как единицы языка и речи), высказывание целиком относится к сфере речи: оно принадлежит определённому отправителю (автору, говорящему или пишущему), нацелено на определённого получателя (аудиторию, адресата, слушателя, читателя), произведено (то есть произнесено или написано) в определённый момент времени, совершено с определённой целью, соотносится с определённым фрагментом действительности (ситуацией), выполняет определённую коммуникативную функцию (то есть несёт сообщение об этой ситуации) и оказывается уместным (осмысленным) именно в данной речевой обстановке (в данной речевой ситуации, при данных условиях общения).
Высказывание в лингвистике и в логике
*Частным случаем высказывания является высказывание в смысле логики, то есть употребление предложения, выражающего суждение, в составе утвердительного речевого акта (утверждения), когда это суждение приобретает истинностное значение.

**Если смыслом утвердительного предложения (ср. "Я сегодня был вон там ") является пропозициональная форма, содержащая прагматические переменные ( "я ", "сейчас ", "ты ", "здесь "), то в составе высказывания эти переменные фиксируются, так что высказывание, совершённое по конкретному поводу, может быть квалифицировано как истинное или ложное
Высказывание как двусторонняя сущность
*В плане выражения высказывания соответствует фразе (интонационно автономному комплексу, имеющему лексико-грамматическую и линейно-интонационную структуру), а в плане содержания высказывания непосредственно соотнесено с конкретной ситуацией, включающей предметную ситуацию (обозначаемый фрагмент мира со всеми его элементами, их характеристиками, свойствами и отношениями) и коммуникативную ситуацию (условия общения, отношения между собеседниками, их знания о мире, их установки и т. п.).
Высказывание как предмет прагматики
*Анализом содержательной стороны высказывания (его смысла) занимается лингвистическая прагматика.

**Такой анализ предполагает обращение к контексту, ситуации (см. дейксис), фоновым знаниям собеседников (см. пресуппозиции), владению правилами этикета, к информации, передаваемой невербальными (параязыковыми) средствами общения (жестом, мимикой и т. п.).
*Коммуникативная (иллокутивная) предназначенность предложения (выражаемая формами наклонения, модальными словами и конструкциями) может отличаться от реальной иллокутивной функции, выполняемой конкретным высказыванием.

**Так, повествовательное предложение "В комнате сквозняк ", будучи употреблено в составе косвенного речевого акта, превращается в побудительное высказывания, имеющее побудительную целеустановку ‘Закрой окно’.
Прямые и косвенные высказывания
*Такие высказывания, переносный (прагматический) смысл которых отличается от буквального (семантического) содержания предложения, называются «косвенными» (в отличие от «прямых»).
Косвенное высказывание как предмет герменевтики
**Извлечение прагматического смысла высказывания из семантического содержания предложения и разнообразие возможных прагматических интерпретаций одного предложения изучаются герменевтикой.
Косвенное высказывание как предмет риторики
**Воплощение задуманного (исходного) прагматического смысла (замысла) в косвенном высказывании путём употребления предложения с иным (буквальным) семантическим содержанием и разнообразие экивоков — возможных способов иносказания (выбор средств «непрямого» выражения смысла на фоне множества прагматических эквивалентов, возможных в данной речевой обстановке) изучаются риторикой.
Высказывание как предмет общей семиотики
*В семиотике высказывания подразделяются на вербальные и невербальные (в том числе «паравербальные», то есть жесты).
Высказывания в аспекте общей теории коммуникации
*Теория коммуникации подразделяет вербальные высказывания на «внешние» (в том числе «устные» и «письменные»; см. Устная речь, Письменная речь) и «внутренние» (переживаемые автором высказывания наедине с самим собой; см. внутренняя речь).
Свои и чужие высказывания
*Для передачи «чужих» высказываний, принадлежащих персонажам (см. чужая речь), в контексте авторской речи используются три приёма: прямая речь, косвенная речь и несобственно-прямая речь.

**В поэтике изучаются не только «внешние» высказывания персонажей, но также и высказывания, принадлежащие их внутренней речи (т. н. «мысли» персонажей).
От высказывания - к языку
*При овладении языком механизмы абстрагирования и мысленного закрепления повторяющихся структур позволяют индивиду извлекать из многочисленных конкретных В. закономерности узуса, а на их основе усваивать языковые правила, образующие языковую норму и языковую систему.
От языка - к высказыванию
*Владение механизмами актуализации позволяет носителю языка использовать знакомый ему код (инвентарь абстрактных языковых знаков) при порождении и восприятии неограниченного числа новых В., соотносимых с теми или иными конкретными ситуациями.


Скачать файл (887.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru