Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки - файл Лингвистическая концепция В. фон гумбольдтаdoc.doc


Загрузка...
Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки
скачать (887.2 kb.)

Доступные файлы (56):

2 семиотика..doc74kb.22.03.2010 00:04скачать
murz28-32.pdf162kb.11.03.2009 15:22скачать
интонация и ее функции.doc50kb.30.04.2010 19:14скачать
Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.doc35kb.30.04.2010 18:54скачать
Копия интонация и ее функции.wbk
Копия Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.wbk
1. уровни языка вариант. инвариант.doc31kb.21.03.2010 23:32скачать
2. прагматикаdoc.doc36kb.21.03.2010 23:57скачать
11 категория.doc73kb.24.03.2010 20:14скачать
2.Генеративная лингвистика и генеративная семантика.doc32kb.24.03.2010 20:19скачать
1 основные синтаксические теории.doc78kb.21.03.2010 23:11скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc44kb.21.03.2010 20:30скачать
1. модальность и ее виды.doc68kb.21.03.2010 22:53скачать
2 Универсальные грамматики и Пор-Рояль.doc33kb.24.03.2010 20:27скачать
основные понятия лингвистичекой.doc46kb.22.03.2010 01:20скачать
2 лексикография.doc47kb.21.03.2010 22:47скачать
5ka_ru - Литература - Типы словарей.htm49kb.12.03.2007 05:13скачать
Фрейм.doc51kb.21.03.2010 23:30скачать
1. ЯКМ.doc33kb.22.03.2010 00:23скачать
2 бихевиоризм в языкознании.doc28kb.21.03.2010 21:39скачать
1. понятие пропозиции.doc45kb.21.03.2010 22:44скачать
2. сравнительно историческое языкознание.doc61kb.21.03.2010 22:01скачать
19 1. дискурс и основные пожходы к его типологии.doc155kb.21.03.2010 21:18скачать
2 языкознание в античности.doc70kb.01.04.2010 15:44скачать
2 современыые проблемы просодии.doc36kb.05.07.2010 21:25скачать
2. Функциональная лингвистика ПЛК.doc50kb.16.05.2010 18:35скачать
1. дискурсивные стратегии и тактики.doc31kb.21.03.2010 23:38скачать
2. Ф де Соссюр.doc43kb.21.03.2010 21:57скачать
теория речевых актов, высказывание.doc55kb.22.03.2010 00:10скачать
23.doc25kb.02.03.2010 20:39скачать
Лингвистическая концепция В. фон гумбольдтаdoc.doc56kb.21.03.2010 22:07скачать
яз.дис.ком.личность.doc57kb.21.05.2009 14:01скачать
2. Лондонская лингвистическая школа.doc32kb.22.03.2010 20:26скачать
Грайс.doc58kb.22.03.2010 00:12скачать
1. основные понятия лингвистической стилистики.doc96kb.21.03.2010 23:40скачать
2. ГЛОССЕМАТИКА.doc48kb.22.03.2010 20:28скачать
5.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА.doc48kb.20.05.2010 13:29скачать
Дескриптивная лингвистика.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА - Лингвистический энциклопедический словарь.mht
номинация.doc55kb.21.03.2010 23:06скачать
1. Слово его структура и категории. doc.doc30kb.24.03.2010 20:00скачать
2. Социолтнгвистикаdoc.doc187kb.24.03.2010 20:07скачать
РЕФЕРЕНЦИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ПОНЯТИЯ.doc51kb.31.05.2010 21:04скачать
структурализм.doc44kb.22.03.2010 00:01скачать
1. проблема значения слова.doc95kb.22.03.2010 00:15скачать
2. Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра.doc42kb.22.03.2010 20:20скачать
1. Языковой знак и связанные с ним понятия. doc.doc51kb.24.03.2010 19:57скачать
2. психолингвистика.doc71kb.24.03.2010 20:11скачать
1. основные принципы классиф слов состава.doc80kb.21.03.2010 22:49скачать
2 Московская и ленинградская фонологические школы.doc33kb.24.03.2010 20:18скачать
1. части речи и проблема валентности.doc67kb.22.03.2010 00:55скачать
2. ДИАЛЕКТОЛОГИЯ.doc57kb.21.03.2010 21:52скачать
ВОПРОСЫ ДЛЯ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 10.doc34kb.05.07.2010 21:18скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc40kb.28.01.2010 12:58скачать
основные понятия лингвистичекой.doc25kb.03.03.2010 12:26скачать

Лингвистическая концепция В. фон гумбольдтаdoc.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта



В.Гумбольдт (1767-1835) заложил основы общего и теоретического яз-ния; становление философии Я. как самостоятельной дисциплины; первые язык. работы посвящены исследованию баскского Я., вопросам о происхождении и родстве европ. языков; круг его лингвист. интересов расширялся; с 1819 г. полностью отдается научной деят-сти.

1820 трактат «О сравнит. изучении языков применит. к различным эпохам их развития».

1822 – тр. «О происхождении грам. форм и об их влиянии на развитие идей» (обобщил наблюдения по санскриту)

1827 – письмо «О природе грам. формы вообще и о духе китайского Я. в частности» (впервые выражены его взгляды на происхождение, развитие и сущность Я.).

1824«О буквенном письме и его связи с построением Я (вопросы соотношения Я. и письменности).

  • уже в ранних работах Г. стремится определить общие задачи лингвистики в тесной связи с философией;

  • «О различ. строении человеч. языков и его влиянии на духовное развитие человеч. рода» (введение к кн. «О языке кави на о. Ява», после смерти Г.) – вершина гумбольдтовской философии Я.! Главный труд «Избранные труды по яз-нию».

Лингв. взгляды Г. тесно связаны с его историко-философ. концепцией и отражают положения классич. нем. философии (Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля).

  • Основное в лингв. концепции Г.: учение о тождестве «духа народа» и его Я. (Я. народа есть его дух, и дух народа есть его Я.).

  • Кант: сущ-ет независящий от нашего сознания мир вещей, «вещь в себе», они не познаваемы  ^ Г.: непознаваемость некоторых явлений Я. («нам не дано познать форму Я. во ввсей ее совокупности и целостности»); подчеркивал неразрывную связь Я. и «народного духа», эта связь недоступна д/нашего разумения;

  • Кант: учение о противоречиях (антиномиях) чистого разума, вывод о необход-сти диалектич. противоречий  пытается установить диалектич. природу Я., выявить те противоречия (антиномии), кот. выражают его сущность: противоречивые свойства Я. сформулировал в виде антиномий (А.):  диалектический стиль мышления

  1. А. языка и мышления

С одной стороны: Я. есть орган, образующий мысль (без Я. невозможно образование понятий, понятие не может отрешиться от слова, слово явл-ся единством звука и понятия, м/словами и понятиями должно быть соответствие подчеркивается мысль о неразрывном единстве Я. и мышления).

^ С другой стороны: «дух человека» постоянно стремится освободиться от уз Я., т.к. слова стесняют внутр. чувство, кот. всегда полнее их содержания.

  1. А. произвольности знака и мотивиров-сти элементов Я.

Слова – знаки отдельных понятий, слово облекается в звуковую форму, звуки и понятия по природе своей различны: звук служит д/человека представителем предмета; понятие явл-ся выражением нашего взгляда на предмет  по : 1) нет близких отношений, связей м/звуковым выражением и понятием; слово явл-ся не эквивалентом воспринимаемого предмета, а пониманием его, закрепляемым в Я. посредством найденного д/него слова; 2) что касается мотивиров-сти элементов Я., то здесь есть определен. система, проявляющаяся в том, что «общие отношения подлежащих обозначению предметов и грам. формы основываются на общих формах воззрения и логических отношениях понятий», т.е. обусловлив-ся внутр. закономерностями Я., всей его структурой.

  1. А. объективного и субъективного в Я.

«Являясь по отношению к познаваемому субъективным, Я. по отношению к чел. объективен». : этого противоречия нельзя и не должно избегать.

  1. А. языка как деят-сти и как продукта деят-сти

«Я. нельзя представлять раз навсегда готовым материалом, его надо представлять вечно возрождающимся по определенным законам», по своей сущности Я. есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент преходящее; Я. есть деятельность; истинное определение Я. – только генетическое; т.к. «Я. следует рассматривать не как мертвый продукт, а как созидающий процесс; Я. есть не продукт деят-сти (ergon), а деят-сть (energeia)»  подчеркивал динамизм Я.

  1. А. устойчивости и движения в Я.

Я. вечно изменяется и в то же время необыкновенно устойчив  в любой данный момент ^ Я. есть нечто постоянное, и вместе с тем преходящее; каждый индивид вносит свои изменения в Я., но в то же время воспринимает Я. таким, каким он дан предшествующим поколениям.

  1. А. целого и единичного в Я.

подчеркивал положение о том, что Я. принадлежит одновременно и отд. человеку и всему коллективу; хотя действит. жизнь ^ Я. получает только в употреблении м/людьми, в существе своем, он не зависит от отдельных лиц; в то же время, всякий Я. раскрывается во всей полноте только в живом употреблении.

  1. А. индивидуального и коллективного в Я.

«Я. не явл-ся произвольным творением отдельного человека, а принадлежит всегда целому народу», но «языки можно считать творением народов, и в то же время, они остаются творением отд. лиц».

  1. А. языка и речи

«Я. как масса всего произведенного живой речью, не одно и то же, что сама речь эта в устах народа»  ^ Я. как целое отличается от отдельных актов речевой деят-сти.

  1. А. понимания и непонимания

Окончательную определенность слова получают только в речи отдельного лица; но особенность общения (по – говорящий и слушающий воспринимают один и тот же предмет с разных сторон, вкладывают различное, индивидуальное сод-ние в одно и то же слово  «никто не воспринимает слово совершенно в одном и том же смысле, взаимное разумение м/разговаривающими в то же время есть и недоразумение».

 таковы взгляды на общие проблемы ^ Я.

 пытался объяснить сущность Я.  дает несколько определений Я.:

  • понимание Я. как деят-сти духа, апеллирует к «нар. духу» (комплекс интеллектуальных ценностей и вся совокупность культуры народа, его духовное своеобразие)  Я. представляет собой «беспрерывную деят-сть духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли»  понять сущность Я. можно только, если рассматривать Я. в тесной связи с формированием «народного духа», поскольку Я. есть создание народного языкового сознания». «Дух народа» и Я. настолько тесно связаны, что, если существует одно, другое можно вывести из него  формула: «Я. есть как бы внешнее проявление духа народа; Я. народа = его дух, и дух народа = его Я. – трудно себе представить что-либо более тождественное». Я. – явление, по кот. познается хар-р народа; вместе с тем духовные особенности народов определяют нац. своеобразие языков; «дух народа» - причина языкового разнообразия,  «дух народа» определяет мировоззрение этого народа, которое находит отражение в Я.  Я. – своеобразный «промежуточный мир, находящийся м/народом и окружающим его объективным миром»;  вывод: наше отношение к предметам и явлениям объект. мира обусловливается не свойствами этих предметов, а языком  Я. определяет отношение человека к объективной действит-ти и его поведение;  у: Я. – деят-сть, преобразующая внешний мир в собственность духа.

  • Пытаясь определить сущность Я.,:

  1. рассматривал Я. как идеал. вещь, существующую в душах людей;

  2. склонялся к пониманию Я. как соц. явления, ибо «в действит-сти Я. развивается только в общ-ве и человек понимает себя постольку, поскольку опытом установлено, что его слова понятны также и другим».

 теоретич. обосновывает новое положение о том, что формой существования ^ Я. явл-ся его развитие (см. А.4).

 Понимая Я. как деят-сть, подчеркивает динамизм и активность Я.; активность Я. проявляется в воздействии его как коллектив., соц., явления на индивида;

 обосновал системный хар-р ^ Я.  основная задача яз-ния: изучение каждого Я. в его внутренних связях, в его отношениях, т.к. своеобразие природы целого выявляется всегда ч/отношения его составляющих  вывод: «в Я. нет ничего единичного, каждый отд. элемент проявляет себя лишь как часть целого».

 создал знаковую теорию Я.: «Я. есть одновременно и отражение и знак; слово – знак отд. понятия, но нельзя представить, чтобы создание Я. началось с обозначения словами предметов внешнего мира; чтобы слово стало словом, оно не просто должно быть облечено в звуковую оболочку, а представлять собой двоякое единство – единство звука и понятия; звуковая форма явл-ся произвольной, лишь практикой закрепляемой в Я

 затронул большой комплекс вопросов, связанных с проблемами сущности Я. и его функционирования, но:

Центральной в его лингвистич. теории стала проблема внутр. формы Я.: Я. (по) состоит из множества элементов; основу, кот. позволила бы соединить эти разрозненные части в единое целое, видит в форме Я.. Я. – деят-сть духа; все постоянное и единообразное в этой деят-сти, возвышающей звук до выражения мысли, взятое во всей совокупности своих связей и систематичности, составляет форму Я. Внутр. форма представляется как специфический д/данного Я. способ объединения звукового материала и «духа Я. народа». В.ф. выступает как ср-во выр-ния народ. духа. «Дух народа» сперва объективируется во В.ф., а затем уже выр-ся с помощью Я. Под формой Я. понимает совокупность всех яз. элементов как в индивид. их употреблении, так и в общественно закрепленном использовании Я.. Все сецифич. яз. элементы входят во В.ф. не как изолированные факты, а образуя опр. целое. придавал большое значение изучению формы Я., т.к. она позволяет установить каким путем выраж-ся мироощущение народа, и отличить один Я. от другого. Для опр-ния Я. как формы установил понятие материи. Материя противостоит форме, но вместе с тем материя связана с формой Я. дифференц. понятие формы Я.: разграничил внешнюю и внутр. форму:

  1. внешняя форма – звуковая форма; внеш., материал. аспект

  2. внутренняя форма – формальная организация психической ментальной субстанции; нематериал., идеал. аспект.

Я. – единство материального и идеального.


Скачать файл (887.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации