Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки - файл яз.дис.ком.личность.doc


Загрузка...
Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки
скачать (887.2 kb.)

Доступные файлы (56):

2 семиотика..doc74kb.22.03.2010 00:04скачать
murz28-32.pdf162kb.11.03.2009 15:22скачать
интонация и ее функции.doc50kb.30.04.2010 19:14скачать
Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.doc35kb.30.04.2010 18:54скачать
Копия интонация и ее функции.wbk
Копия Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.wbk
1. уровни языка вариант. инвариант.doc31kb.21.03.2010 23:32скачать
2. прагматикаdoc.doc36kb.21.03.2010 23:57скачать
11 категория.doc73kb.24.03.2010 20:14скачать
2.Генеративная лингвистика и генеративная семантика.doc32kb.24.03.2010 20:19скачать
1 основные синтаксические теории.doc78kb.21.03.2010 23:11скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc44kb.21.03.2010 20:30скачать
1. модальность и ее виды.doc68kb.21.03.2010 22:53скачать
2 Универсальные грамматики и Пор-Рояль.doc33kb.24.03.2010 20:27скачать
основные понятия лингвистичекой.doc46kb.22.03.2010 01:20скачать
2 лексикография.doc47kb.21.03.2010 22:47скачать
5ka_ru - Литература - Типы словарей.htm49kb.12.03.2007 05:13скачать
Фрейм.doc51kb.21.03.2010 23:30скачать
1. ЯКМ.doc33kb.22.03.2010 00:23скачать
2 бихевиоризм в языкознании.doc28kb.21.03.2010 21:39скачать
1. понятие пропозиции.doc45kb.21.03.2010 22:44скачать
2. сравнительно историческое языкознание.doc61kb.21.03.2010 22:01скачать
19 1. дискурс и основные пожходы к его типологии.doc155kb.21.03.2010 21:18скачать
2 языкознание в античности.doc70kb.01.04.2010 15:44скачать
2 современыые проблемы просодии.doc36kb.05.07.2010 21:25скачать
2. Функциональная лингвистика ПЛК.doc50kb.16.05.2010 18:35скачать
1. дискурсивные стратегии и тактики.doc31kb.21.03.2010 23:38скачать
2. Ф де Соссюр.doc43kb.21.03.2010 21:57скачать
теория речевых актов, высказывание.doc55kb.22.03.2010 00:10скачать
23.doc25kb.02.03.2010 20:39скачать
Лингвистическая концепция В. фон гумбольдтаdoc.doc56kb.21.03.2010 22:07скачать
яз.дис.ком.личность.doc57kb.21.05.2009 14:01скачать
2. Лондонская лингвистическая школа.doc32kb.22.03.2010 20:26скачать
Грайс.doc58kb.22.03.2010 00:12скачать
1. основные понятия лингвистической стилистики.doc96kb.21.03.2010 23:40скачать
2. ГЛОССЕМАТИКА.doc48kb.22.03.2010 20:28скачать
5.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА.doc48kb.20.05.2010 13:29скачать
Дескриптивная лингвистика.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА - Лингвистический энциклопедический словарь.mht
номинация.doc55kb.21.03.2010 23:06скачать
1. Слово его структура и категории. doc.doc30kb.24.03.2010 20:00скачать
2. Социолтнгвистикаdoc.doc187kb.24.03.2010 20:07скачать
РЕФЕРЕНЦИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ПОНЯТИЯ.doc51kb.31.05.2010 21:04скачать
структурализм.doc44kb.22.03.2010 00:01скачать
1. проблема значения слова.doc95kb.22.03.2010 00:15скачать
2. Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра.doc42kb.22.03.2010 20:20скачать
1. Языковой знак и связанные с ним понятия. doc.doc51kb.24.03.2010 19:57скачать
2. психолингвистика.doc71kb.24.03.2010 20:11скачать
1. основные принципы классиф слов состава.doc80kb.21.03.2010 22:49скачать
2 Московская и ленинградская фонологические школы.doc33kb.24.03.2010 20:18скачать
1. части речи и проблема валентности.doc67kb.22.03.2010 00:55скачать
2. ДИАЛЕКТОЛОГИЯ.doc57kb.21.03.2010 21:52скачать
ВОПРОСЫ ДЛЯ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 10.doc34kb.05.07.2010 21:18скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc40kb.28.01.2010 12:58скачать
основные понятия лингвистичекой.doc25kb.03.03.2010 12:26скачать

яз.дис.ком.личность.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Языковая, коммуникативная и дискурсивная личность. Вводя понятие языковой личности, Ю.Н. Караулов указывает, что его следует трактовать как часть объёмного и многогранного понимания личности в современной науке, как такой тип представления личности, в котором её особенности мыслятся как преломлённые через язык. Язы­ковая личность понимается им как «совокупность способностей и ха­рактеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им ре­чевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью струк­турно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения дейст­вительности, в) определённой целевой направленностью». В этом определении языковая способность человека соединена с характеристи­ками порождаемых и воспринимаемых им речевых произведений. Сущ­ность данного подхода в кратком виде формулируется так: «За каждым текстом стоит языковая личность». Однако сам факт наличия у человека способностей, обусловливаю­щих создание им речевых произведений, ещё не означает, что такие произведения будут обязательно созданы, и не объясняет, почему чело­век в тот или иной конкретный момент создаёт именно данное, а не ка­кое-либо другое речевое произведение. => под языковой личностью мы понимаем человека, обладающего языковой способностью, то есть владеющего к-л естественным языком и сделавшего этот язык пространством своего языкового существования (пространством своего говорения, слушания, чтения, письма). В более общем плане языковая способность включает в себя не только знание какого-либо конкретного языка, но и сохраняющуюся у человека на протяжении всей жизни сп-сть овладевать новыми языками и пользоваться ими, переходя из одного пространства языково­го существования в другое. Языковая личность -это человек говоря­щий, слушающий, пишущий и читающий на том или ином естеств-м языке или способный в любой момент стать таковым благодаря знанию
этого языка. Один и тот же человек совмещает в себе столько языковых
личностей, сколькими языками он владеет. Если человек перестаёт существовать в языке, перестаёт говорить, слушать, читать и писать на нём, он тем не менее остаётся языковой личностью до тех пор, пока он сохраняет языковую способность - своё владение данным языком. Че­ловек, не знающий или забывший определённый язык, не может счи­таться соответствующей языковой личностью. Таким образом, основ­ным признаком языковой личности является её владение лингвистиче­ским знанием - знанием той или иной интернализированной ею языко­вой системы.

В качестве коммуникативной личности выступает языковая лич­ность, участвующая в процессе коммуникации, то есть в реальном или виртуальном взаимодействии с другим человеком или другими людьми. Исходя из общепринятой формальной модели коммуникативного акта, под коммуникативной личностью следует понимать адресанта или адре­сата. Обмен сообщениями между ними может происходить непосредст­венно, когда они находятся в физическом контакте друг с другом, и опосредованно, когда они удалены друг от друга в пространстве или во времени. Коммуникативное поведение относится к социальной сфере, поэтому для его понимания необходимо иметь представление о поведении всех др.членов данного коммуникативного сообщества. Очень точно сущность коммуникации определяют У. Матурана и Ф. Варела: «Мы называем коммуникацией координированное поведение, которое взаимно запус­кают друг у друга члены социального единства». Выбор модели собственного поведения в зависимости от поведения других людей является основным признаком коммуникативной личности. Коммуникация как социальное явление свойственна не только людям, но и животным. Поскольку коммуникация сводится, в конечном итоге, к структурной сопряжённости организмов, она наличествует у всех животных, как имеющих, так и не имеющих нервную систему. В биологической среде коммуникация имеет экзистенциальную значимость, так как она поддерживает жизнь в пре­делах того или иного жизненного (коммуникативного) пространства, создавая структуру жизни как результат координации живых организ­мов. По отношению к человеку это означает, что к коммуникативной личности относится тело человека и его поведение в определённый мо­мент его биологической жизни. Коммуникативная личность это прежде всего человек живой и взаимодействующий с другими живыми людьми, то есть ориентирующийся на них в своём поведении.

^ Несовпадение между языковой и коммуникативной личностью про­является в том, что ком-я Л м. пользоваться разными естественными языками в одном и том же коммуникативном про­странстве, например, прибегая к помощи переводчика. В доп.к естественному языку коммуникативная личность пользуется и другими семиотическими системами жестами, музыкой, рисунками и т.п.

^ Дискурсивная личность представляет собой языковую личность, порождающую определенный дискурс в виде непрерывно возобновляемого или законченного, фрагментарного или законченного, устного или письменного сообщения. Эта личность действует в сфере производства со­общений и несёт ответственность за их содержание. Уже в процессе по­рождения сообщения дискурсивная личность, как правило, понимает, для какого конкретного или социального адресата оно предназначено, то есть ДЛ немедленно становится коммуникативной личностью или готовится стать ею в будущем.

^ Возможность существования «зазора» между дискурсивной и ком­муникативной личностями доказывается, в частности, случаями, когда пишущие работают, как говорится, «в стол», не будучи в состоянии в данный момент вступить в процесс взаимодействия с другими людьми из-за отсутствия единого с ними коммуникативного пространства. Ино­гда бывает так, что к моменту образования и структурирования необхо­димого коммуникативного пространства автор дискурса уже перестаёт отвечать первому условию коммуникативной личности (быть человеком живым), однако второе условие (быть человеком социальным) всегда перевешивает. Люди, создавшие социально значимые дискурсы, про­должают оставаться коммуникативными личностями и после их смерти, переходя из реального коммуникативного пространства в виртуальное. Таким образом, в отличие от животных, способных только к биологиче­скому коммуникативному существованию, люди обладают также спо­собностью к небиологическому коммуникативному существованию в виде бестелесной дискурсивной личности.

^ Возможность несовпадения языковой и дискурсивной личности до­казывается тем, что одна и та же дискурсивная личность может соотно­ситься с двумя и более языковыми личностями. Это происходит, к при­меру, когда человек свободно порождает свой дискурс как на родном, так и на иностранном языке,

Дискурсивная лич­ность должна быть принята другими людьми, признана ими; создавае­мый ею дискурс должен быть востребованным. Только в этом случае она допускается в пределы коммуникативного пространства и становит­ся коммуникативной личностью, то есть начинает жить общей жизнью с другими входящими в это пространство людьми, занимая своё место в существующей между ними структуре связей. В наши дни многие люди не хотят ограничиваться тем коммуникативным пространством, которое они уже имеют, и активно ищут новое, лучшее с их точки зрения ком­муникативное пространство, в частности, через прессу и Интернет. Рас­сылка резюме, биографических данных, брачных объявлений, фотогра­фий, проспектов и т.п. диктуется надеждой установить контакт с пред­ставителем искомого коммуникативного пространства. Дискурс само­рекламы во всех его типах сводится к пропозиции, которую в шутливой форме можно выразить так: «Дискурсивная личность желает познако­миться, чтобы создать общее с вами коммуникативное пространство». В свою очередь, дискурс приглашения (приглашения на работу, на конфе­ренцию и т.п.) сводится к пропозиции о том, что люди, уже входящие в какое-либо коммуникативное пространство, оценивают приглашаемого как человека, достойного занять место рядом с ними. Эти и другие спо­собы обретения дискурсивной личностью места в новом коммуникатив­ном пространстве сейчас весьма распространены, что свидетельствует о дискурсивной и коммуникативной свободе современного человека.

Из трех анализируемых типов личности понятие языковой личности является самым фундаментальным и глубинным. Именно оно служит основой для определения коммуникативной и дискурсивной личности. Это связано с тем, что сознание имеет изначально языковую структуру. Дж. Сёрль указывает, что не правы те, кто думает, что у человека внача­ле возникает мысль сама по себе, которую он затем выражает при по­мощи языковых или каких-либо иных знаков. Нет, мыслить и выражать мысль - это одно и то же; чтобы мыслить, нужен язык. Таким образом, языковое сущест­вование изначально предполагает дискурсивное и коммуникативное существование. Даже если человек совершенно один, то и тогда он порождает дискурс и вступает в коммуникацию с самим собой. Как отмечает Дж.Мид, человек, попавший одиночное заключение на всю оставшуюся жизнь, будет и дальше думать и беседовать с самим собой точно так же,

как он ранее беседовал с другими. Однако, эту способность имеет не каждый челрвек, а только тот, у кого к моменту заключения окрепло Я. Именно поднятое из глубин сознания Я закреп­ляет человека в качестве дискурсивной личности, а тем самым — и в ка­честве коммуникативной и даже языковой личности. Фактически об этом же, только в других терминах, пишут У. Матурана и Ф. Варела, размышляя о том, каким образом герою Дефо удалось сохранить свою идентичность в полном одиночестве: «Поскольку мы существуем в языке, порождаемые нами дискурсные области (поля суждений) становятся частью нашей области существования, равно как и фрагментом окружающей среды, в которой мы сохраняем идентичность и адаптацию. Это хорошо знал Робинзон Крузо. Поэтому он вёл себя так, словно всё ещё жил в Англии, оста­ваясь в лингвистической области, в которой обладал собственной чело­веческой индивидуальностью». Робинзон Крузо, потеряв своё коммуникативное пространство, не позволил себе потерять также и своё дискурсивное пространство и не перестал быть дискурсивной личностью. Оставшись ею, он сохранил себя и как языковую личность.

Становится очевидным, что, хотя в одних случаях пространства язы­кового, дискурсивного и коммуникативного существования человека полностью совпадают, налагаясь друг на друга, в других случаях они не совпадают и расходятся друг с другом. Это доказывает, что различие между языковой, дискурсивной и коммуникативной личностями не яв­ляется всего лишь каким-то абстрактно-методологическим научным приёмом. Одним из наиболее веских доводов в пользу существования дискурсивной личности служит то, что в один и тот же момент времени у че­ловека могут одновременно иметься в наличии две дискурсивные лич-ти. Пример – детские игры, кот представляют собой чаще всего имитацию какого-либо ролевого пове­дения и дискурса. Играя определённую роль, ребёнок осознаёт, что он в то же время остаётся и самим собой. Т.о., уже в раннем возрасте ребёнок имеет то, что Г. Ге­гель называет «действительным Я - знанием себя самого» => «непосредственность моего видения, слыша­ния и т.д.». Фактически, в играющем ребёнке сосуществуют две дискурсивные личности, и он уже умеет их контро­лировать, входя в другую личность и другое Я, возвращаясь к своей личности и своему действительному Я и даже комментируя такой пере­ход.

Возникает вопрос, существует ли какой-нибудь иной критерий для доказательства наличия у ребёнка двух дискурсивных личностей кроме анализа его высказываний? В качестве общего критерия мы предлагаем учёт фактора телесности - изменений, происходящих с телом человекакак показатель его перехода в другое коммуникативное и дискурсивное пр-ство. Несомненно, что во время игры происходит некоторая трансформация, а иногда и полное преображение тела. При выполнении игровых действий тело, хотя и сохраняет свою первоначальность, но в то же время становится и новым выражением играющего человека - знаком его другой личности. Формальным показателем удвоения тел, идущего параллельно уд­воению Д личностей, является переодевание, использова­ние грима, масок и т.д. Подобное знаковое поведение (в виде праздников представлений, маскарадов и т.п.) в наши дни занимает достаточно много времени как в детском, так и во взрослом периоде жизни. Игра профессиональных актёров тоже строится по этому принципу, с той лишь разницей, что актёр стремится в максимально возможной степени «избавиться» от самого себя, оставить себя за сценой, чтобы на сцене в его теле действовала и говорила только персонажная дискурсивная лич­ность. Я как структурно мар­кированное единство и любовь к своему Я закладываются в младенче­ском возрасте.

То, что когнитивная деятельность ребёнка изначально «запускается» и начинает формироваться благодаря принципу удвоения дискурсивных личностей, доказывается анализом так называемого синдрома Маугли, характерного для детей, выросших среди животных, вне человеческого коммуникативного пространства. «Запуск» когнитивно-дискурсивной деятельности, как только он осуществлён, имеет необра­тимый характер. Он происходит в момент возникновения первой дис­курсивной личности, которая и становится основной личностью Я.

Трактовка множественности дискурсивной личности соответ­ствует современному пониманию множественной личности в психоло­гии, восходящему к трудам У. Джеймса. Нам всем присуща - отмечает Джеймс - неизбежная множественность наших Я, в совокупности составляющих то, что мы собой представляем. Подтверждением множественности дискурсивных личностей у одно­го и того же человека служит возможность утери одной из них. В част­ности, если врач не будет работать по своей специальности, то он может забыть медицинские знания и, соответственно, утерять способность к "порождению и пониманию "медицинского" дискурса.


Скачать файл (887.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru