Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки - файл Грайс.doc


Загрузка...
Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки
скачать (887.2 kb.)

Доступные файлы (56):

2 семиотика..doc74kb.22.03.2010 00:04скачать
murz28-32.pdf162kb.11.03.2009 15:22скачать
интонация и ее функции.doc50kb.30.04.2010 19:14скачать
Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.doc35kb.30.04.2010 18:54скачать
Копия интонация и ее функции.wbk
Копия Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.wbk
1. уровни языка вариант. инвариант.doc31kb.21.03.2010 23:32скачать
2. прагматикаdoc.doc36kb.21.03.2010 23:57скачать
11 категория.doc73kb.24.03.2010 20:14скачать
2.Генеративная лингвистика и генеративная семантика.doc32kb.24.03.2010 20:19скачать
1 основные синтаксические теории.doc78kb.21.03.2010 23:11скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc44kb.21.03.2010 20:30скачать
1. модальность и ее виды.doc68kb.21.03.2010 22:53скачать
2 Универсальные грамматики и Пор-Рояль.doc33kb.24.03.2010 20:27скачать
основные понятия лингвистичекой.doc46kb.22.03.2010 01:20скачать
2 лексикография.doc47kb.21.03.2010 22:47скачать
5ka_ru - Литература - Типы словарей.htm49kb.12.03.2007 05:13скачать
Фрейм.doc51kb.21.03.2010 23:30скачать
1. ЯКМ.doc33kb.22.03.2010 00:23скачать
2 бихевиоризм в языкознании.doc28kb.21.03.2010 21:39скачать
1. понятие пропозиции.doc45kb.21.03.2010 22:44скачать
2. сравнительно историческое языкознание.doc61kb.21.03.2010 22:01скачать
19 1. дискурс и основные пожходы к его типологии.doc155kb.21.03.2010 21:18скачать
2 языкознание в античности.doc70kb.01.04.2010 15:44скачать
2 современыые проблемы просодии.doc36kb.05.07.2010 21:25скачать
2. Функциональная лингвистика ПЛК.doc50kb.16.05.2010 18:35скачать
1. дискурсивные стратегии и тактики.doc31kb.21.03.2010 23:38скачать
2. Ф де Соссюр.doc43kb.21.03.2010 21:57скачать
теория речевых актов, высказывание.doc55kb.22.03.2010 00:10скачать
23.doc25kb.02.03.2010 20:39скачать
Лингвистическая концепция В. фон гумбольдтаdoc.doc56kb.21.03.2010 22:07скачать
яз.дис.ком.личность.doc57kb.21.05.2009 14:01скачать
2. Лондонская лингвистическая школа.doc32kb.22.03.2010 20:26скачать
Грайс.doc58kb.22.03.2010 00:12скачать
1. основные понятия лингвистической стилистики.doc96kb.21.03.2010 23:40скачать
2. ГЛОССЕМАТИКА.doc48kb.22.03.2010 20:28скачать
5.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА.doc48kb.20.05.2010 13:29скачать
Дескриптивная лингвистика.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА - Лингвистический энциклопедический словарь.mht
номинация.doc55kb.21.03.2010 23:06скачать
1. Слово его структура и категории. doc.doc30kb.24.03.2010 20:00скачать
2. Социолтнгвистикаdoc.doc187kb.24.03.2010 20:07скачать
РЕФЕРЕНЦИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ПОНЯТИЯ.doc51kb.31.05.2010 21:04скачать
структурализм.doc44kb.22.03.2010 00:01скачать
1. проблема значения слова.doc95kb.22.03.2010 00:15скачать
2. Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра.doc42kb.22.03.2010 20:20скачать
1. Языковой знак и связанные с ним понятия. doc.doc51kb.24.03.2010 19:57скачать
2. психолингвистика.doc71kb.24.03.2010 20:11скачать
1. основные принципы классиф слов состава.doc80kb.21.03.2010 22:49скачать
2 Московская и ленинградская фонологические школы.doc33kb.24.03.2010 20:18скачать
1. части речи и проблема валентности.doc67kb.22.03.2010 00:55скачать
2. ДИАЛЕКТОЛОГИЯ.doc57kb.21.03.2010 21:52скачать
ВОПРОСЫ ДЛЯ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 10.doc34kb.05.07.2010 21:18скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc40kb.28.01.2010 12:58скачать
основные понятия лингвистичекой.doc25kb.03.03.2010 12:26скачать

Грайс.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
24. 1. Кооперативный принцип речевого общения П. Грайса.
Кооперативный принцип речевого общения. Постулаты Грайса

В небольшой статье «Logic and conversation» (1975, русский пе­ревод в: «Новое в зарубежной лингвистике». — Вып. 16. — 1985. С. 217— 137) П. Грайс сформулировал принципы прагматическо­го подхода и отчасти определил дальнейшее развитие прагматики.

П. Грайс пишет, что диалог обычно представляет собой совме­стную деятельность его участников. В нормальной ситуации участни­ки диалога признают общую цель или направление диалога. В со­ответствии с ними они следуют некоторому общему принципу, который П. Грайс называет принципом кооперации и объясняет следующим образом: «Коммуникативный вклад участников на каждом шаге диалога должен соответствовать тому, что требует совместно принятая цель (направление) диалога».

Кроме достаточно общего принципа кооперации, выделяются более конкретные постулаты общения, обращенные к говоряще­му, соблюдение которых в целом и означает соблюдение этого принципа. Они подразделяются на четыре категории: количество, качество, отношение и способ.

^ К категории количества относятся два постулата:

  • Твое высказывание должно содержать не меньше информа­ции, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога).

  • Твое высказывание должно содержать не больше информа­ции, чем требуется (для выполнения текущих целей диалога).

^ К категории качества относится общий постулат: Старайся, чтобы твое высказывание было истинным.

Этот постулат раскрывается двумя частными постулатами:

  • Не говори того, что ты считаешь ложным.

  • Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

^ К категории отношения относится один постулат: He отклоняйся от темы.

К категории способа принадлежит один общий постулат: Выражайся ясно.

Этот постулат раскрывается четырьмя частными постулатами:

  • Избегай непонятных выражений.

  • Избегай неоднозначности.

  • Будь краток (избегай ненужного многословия).

  • Будь организован.

П.Грайс отмечает, что список постулатов в принципе не за­крыт. Кроме того, существуют постулаты и иной природы — эс­тетические, социальные и моральные, например «Будь вежлив» и т.д. Среди предложенных постулатов присутствуют более или менее важные. Так, многословный человек подвергается меньше­му осуждению, чем лжец.

Все эти постулаты исходят из того, что главной целью речевой коммуникации является максимально эффективная передача ин­формации, и все они призваны такую коммуникацию обеспечить. Впрочем, очевидно, что язык может использоваться и для других целей: обмана, манипуляций сознанием и т.д. Так, в соответствии с трансакционным анализом Э. Берна сформулированные постула­ты обеспечили бы только процедурное использование языка.

Таким образом, ни один из постулатов не является безуслов­ным. Однако их нарушение может быть разным: сознательным и бессознательным, с целью ввести собеседника в заблуждение и без такой цели. Иногда демонстративное нарушение того или ино­го постулата несет дополнительную информацию и оказывается одним из возможных коммуникативных приемов. Чтобы объяс­нить механизмы этого приема, П. Грайс вводит понятие комму­никативной импликатуры. Поясняя понятие импликатуры, он при­водит следующий диалог. А и Б разговаривают о своем общем приятеле В, работающем в банке. А спрашивает, как дела у В на работе, и Б отвечает: «Думаю, более или менее в порядке: ему нравятся сослуживцы и он еще не попал в тюрьму». После этой фразы для А было бы естественно поинтересоваться (если он, конечно, не находится в курсе происходящих событий), что имен­но означают его слова и на что конкретно намекает Б. Б может пояснить свои слова в таком духе, что В не тот человек, чтобы устоять перед искушением, предоставляемым его профессией, или что его сослуживцы — крайне неприятные и вероломные люди.

На этом примере хорошо видно, как подразумеваемое, т.е. то, что действительно имеется в виду, может отличаться от того, что сказано. То, что имеется в виду, выводится по определенным пра­вилам и из того, что сказано, и из того, в какой ситуации и в каком контексте это сказано.

Коммуникативные импликатуры возникают в том случае, ког­да осознанно и демонстративно нарушается (или якобы наруша­ется) какой-нибудь из постулатов общения. В этом случае собесед­ник выводит некий смысл из факта квазинарушения принципа кооперации вообще и отдельного постулата в частности. Исполь­зуя терминологию Грайса, следовало бы сказать, что говорящий имплицирует нечто.

Общая схема вывода коммуникативной импликатуры, по Грайсу, такова: «Он сказал, что р; нет оснований считать, что он не соблюдает постулаты или, по крайней мере, принцип коопера­ции; он не мог сказать р, если бы он не считал, что q; он знает (и знает, что я знаю, что он знает), что я могу понять необходи­мость предположения о том, что он думает, что q; он хочет, что­бы я думал — или хотя бы готов позволить мне думать — что q; итак, он имплицировал, что q».

П. Грайс иллюстрирует понятие коммуникативной имплика­туры большим количеством примеров, которые разбивает на три группы.

В первую группу входят примеры, когда все постулаты соблю­даются или хотя бы не очевидно, что какой-либо постулат нару­шен.

^ А стоит около своей машины. Между ним и прохожим Б происходит следующий диалог.

А. У меня кончился бензин. Б. Тут за углом есть гараж.

Очевидная семантическая несвязность диалога означает, что Б фактически имплицирует, что гараж может быть открыт и что в тем может продаваться бензин.

Во вторую группу входят примеры, в которых постулаты вступают в конфликт и один из них нарушается.

^ А разрабатывает вместе с Б маршрут путешествия по Франции. А хочет навестить их общего знакомого В. А. Где живет В? Б. Где-то на юге Франции.

Нет оснований считать, что Б уклоняется от ответа. Однако его ответ менее информативен, чем хотелось бы А. Несоблюдение постулата количества вызвано желанием избежать нарушения постулата качества: «Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований». Б имплицирует, что он не знает, в каком городе живет В.

Наконец, в третью группу входят примеры, когда говорящий сознательно нарушает постулат с целью породить импликатуру. По мнению П. Грайса, к нарушению постулата количества относятся фразы типа Женщина есть женщина или Война есть война, поскольку на семантическом уровне они не информативны. Од­нако такая точка зрения не бесспорна, поскольку конструкции «X есть X» можно приписать особое значение.

К нарушению постулатов качества относятся различные рече­вые фигуры: ирония, метафора, гипербола и т.д. Такова, напри­мер, фраза некоего А о Б: «Он — настоящий друг», в том случае, если всем хорошо известно, что Б только что предал А. Чтобы избежать предположения, что А демонстративно и неуспешно лжет, слушатели должны приписать этой фразе другой смысл.

В качестве примера нарушения постулата отношения П. Грайс рассматривает такой случай. На приеме ^ А заявляет: «Миссис X — старая карга». Ответная реплика Б: «Не правда ли, погода этим летом была восхитительная?» Идя на откровенное нарушение по­стулата отношения, Б имплицирует, что слова А не следует об­суждать и что А совершил социальную оплошность.

Нарушение постулата способа усматривает П. Грайс в употреб­лении фразы Мисс X испускала последовательность звуков, соот­ветствующую песенке «Ноте sweet home» вместо синонимичной фразы Мисс X пела «Ноте sweet home». Явное многословие можно объяснить тем, что говорящий хотел подчеркнуть разницу между поведением мисс X и тем, которое обычно обозначается глаголом петь. Так говорящий имплицирует, что в пении мисс X был ка­кой-то дефект.

Вычисление коммуникативных импликатур, т.е. особых праг­матических компонентов смысла, строится на презумпции соблю­дения принципа кооперации. Прагматические компоненты ока­зываются результатом взаимодействия семантики произносимого текста с некоторыми параметрами речевой ситуации (под этим подразумеваются и различные характеристики ее участников).

Свое развитие грайсовская теория получила в работах Дж. Лича. Он предложил дополнить принцип кооперации еще рядом прин­ципов, среди которых следует отметить принцип вежливости. Этому принципу также соответствует ряд постулатов, важнейшим из которых является постулат такта (наряду с ним отмечаются по­стулаты щедрости, скромности и др.). Такт, по существу, рас­сматривается как частный случай вежливости, а соответствующий постулат формулируется в отрицательной форме: «Не делай того (в том числе, не говори того), чего не хочет твой собеседник». Дж. Лич обосновывает важность принципа вежливости, и особен­но постулата такта, в речевой коммуникации и их влияние на речевое поведение коммуникантов, в том числе и на саму речь, и на выбор речевых стратегий, включая стратегии понимания текста.

Особую теорию речевого взаимодействия создал Э. Гоффман, рассматривая речь в рамках более широкой теории человеческого поведения. Он уделил большое внимание различным типам речевого взаимодействия (по существу, различным функциям языка), прежде всего ритуальному, и обратил, в частности, внимание на ритуальный характер вежливости. Он писал также об игровом вза­имодействии и исследовал конкретные формы диалога: реплики, вопросы и др.

С осознанием роли вежливости для речевого общения и для прагматики вообще возникла необходимость создания фундамен­тальной теории вежливости. Ее авторами следует считать П. Браун и С.Левинсона, опиравшихся прежде всего на упомянутые тео­рии П. Грайса, Дж.Лича, Э. Гоффмана. Они рассматривают веж­ливость как способ защиты от агрессии (и говорящего, и адреса­та) и способ ее устранения или смягчения.

Теория вежливости, безусловно, является междисциплинарной областью исследования. Она относится и к лингвистике, и к пси­хологии, и к социологии, и к культурологии. Среди важнейших понятий, лежащих в основе теории, нужно назвать понятие лица (face, по существу, это — мнение о себе; иногда в русской терми­нологии используется другой термин — имидж), которое связы­вается с уважением и, напротив, унижением. Так, можно поте­рять лицо или сохранить лицо. Обращаясь к теории речевых актов, авторы вводят понятие актов, угрожающих лицу (face-threatening acts, FTA), играющих ключевую роль в теории вежливости (таким актом может быть, например, просто побуждение адресата вы­сказывания к чему-либо, возможно, вопреки его желанию). Веж­ливость, таким образом, становится способом минимизации уг­розы лицу в рамках FTA (в текстах по теории вежливости, как правило, используется именно эта аббревиатура). В теории вежли­вости выделяется несколько стратегий осуществления FTA. В ка­честве основных стратегий надо назвать позитивную и негативную вежливость. Позитивной вежливостью следует считать выражение в рамках речевого акта солидарности с адресатом, а негативной — выражение определенных ограничений и сохранение дистанции.


Скачать файл (887.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации