Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки - файл структурализм.doc


Загрузка...
Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки
скачать (887.2 kb.)

Доступные файлы (56):

2 семиотика..doc74kb.22.03.2010 00:04скачать
murz28-32.pdf162kb.11.03.2009 15:22скачать
интонация и ее функции.doc50kb.30.04.2010 19:14скачать
Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.doc35kb.30.04.2010 18:54скачать
Копия интонация и ее функции.wbk
Копия Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.wbk
1. уровни языка вариант. инвариант.doc31kb.21.03.2010 23:32скачать
2. прагматикаdoc.doc36kb.21.03.2010 23:57скачать
11 категория.doc73kb.24.03.2010 20:14скачать
2.Генеративная лингвистика и генеративная семантика.doc32kb.24.03.2010 20:19скачать
1 основные синтаксические теории.doc78kb.21.03.2010 23:11скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc44kb.21.03.2010 20:30скачать
1. модальность и ее виды.doc68kb.21.03.2010 22:53скачать
2 Универсальные грамматики и Пор-Рояль.doc33kb.24.03.2010 20:27скачать
основные понятия лингвистичекой.doc46kb.22.03.2010 01:20скачать
2 лексикография.doc47kb.21.03.2010 22:47скачать
5ka_ru - Литература - Типы словарей.htm49kb.12.03.2007 05:13скачать
Фрейм.doc51kb.21.03.2010 23:30скачать
1. ЯКМ.doc33kb.22.03.2010 00:23скачать
2 бихевиоризм в языкознании.doc28kb.21.03.2010 21:39скачать
1. понятие пропозиции.doc45kb.21.03.2010 22:44скачать
2. сравнительно историческое языкознание.doc61kb.21.03.2010 22:01скачать
19 1. дискурс и основные пожходы к его типологии.doc155kb.21.03.2010 21:18скачать
2 языкознание в античности.doc70kb.01.04.2010 15:44скачать
2 современыые проблемы просодии.doc36kb.05.07.2010 21:25скачать
2. Функциональная лингвистика ПЛК.doc50kb.16.05.2010 18:35скачать
1. дискурсивные стратегии и тактики.doc31kb.21.03.2010 23:38скачать
2. Ф де Соссюр.doc43kb.21.03.2010 21:57скачать
теория речевых актов, высказывание.doc55kb.22.03.2010 00:10скачать
23.doc25kb.02.03.2010 20:39скачать
Лингвистическая концепция В. фон гумбольдтаdoc.doc56kb.21.03.2010 22:07скачать
яз.дис.ком.личность.doc57kb.21.05.2009 14:01скачать
2. Лондонская лингвистическая школа.doc32kb.22.03.2010 20:26скачать
Грайс.doc58kb.22.03.2010 00:12скачать
1. основные понятия лингвистической стилистики.doc96kb.21.03.2010 23:40скачать
2. ГЛОССЕМАТИКА.doc48kb.22.03.2010 20:28скачать
5.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА.doc48kb.20.05.2010 13:29скачать
Дескриптивная лингвистика.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА - Лингвистический энциклопедический словарь.mht
номинация.doc55kb.21.03.2010 23:06скачать
1. Слово его структура и категории. doc.doc30kb.24.03.2010 20:00скачать
2. Социолтнгвистикаdoc.doc187kb.24.03.2010 20:07скачать
РЕФЕРЕНЦИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ПОНЯТИЯ.doc51kb.31.05.2010 21:04скачать
структурализм.doc44kb.22.03.2010 00:01скачать
1. проблема значения слова.doc95kb.22.03.2010 00:15скачать
2. Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра.doc42kb.22.03.2010 20:20скачать
1. Языковой знак и связанные с ним понятия. doc.doc51kb.24.03.2010 19:57скачать
2. психолингвистика.doc71kb.24.03.2010 20:11скачать
1. основные принципы классиф слов состава.doc80kb.21.03.2010 22:49скачать
2 Московская и ленинградская фонологические школы.doc33kb.24.03.2010 20:18скачать
1. части речи и проблема валентности.doc67kb.22.03.2010 00:55скачать
2. ДИАЛЕКТОЛОГИЯ.doc57kb.21.03.2010 21:52скачать
ВОПРОСЫ ДЛЯ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 10.doc34kb.05.07.2010 21:18скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc40kb.28.01.2010 12:58скачать
основные понятия лингвистичекой.doc25kb.03.03.2010 12:26скачать

структурализм.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
2. Структурная лингвистика: этапы развития.
СТРУКТУРАЛИЗМ С представляет собой множество различных подходов к языку в целом и к отдельным языковым феноменам, объединенным лишь самыми общими теоретическими постулатами и методами. Едва ли можно говорить о том, что структурализм существует как еди­ная теория. Он распадается на несколько школ. По существу вся современная лингвистика ус­воила теоретическую базу структурной лингвистики, ее основные принципы. Огромная роль в структурной лингвистике отводится Ф. де Соссюру. Иногда его называют предшественником структурализма, иногда — основателем. Именно Ф. де Соссюр наиболее четко фор­мулирует тезис о системности языка и о важности отношений (противопоставлений), в которые вступает языковой знак, по сравнению с субстанцией, из которой он состоит: «В языке нет ничего, кроме различий». Главной характеристикой знака счита­ется его ценность (значимость), под которой понимается сово­купность противопоставлений, в которых он участвует. Ф. де Сос­сюр задает также ряды противопоставлений, касающихся прежде всего объекта исследования, но вместе с этим часто определяю­щих и разделение самой науки. Так, он говорит о парадигмати­ческих и синтагматических отношениях, о синхроническом и диа­хроническом аспектах изучения языка (соответственно синхро­нической и диахронической лингвистике), о языке и речи (со­ответственно лингвистике языка и лингвистике речи), внутрен­них и внешних связях языка (соответственно внутренней и внеш­ней лингвистике).

Среди основных направлений структурализма, усвоивших и развивших идеи Ф. де Соссюра, обычно называют Копенгагенскую (глоссематика), Пражскую (функциональная лингвистика) и Американскую (дескриптивная, или дистрибутивная, лингвистика) школы. С некоторыми оговорками к структурной лингвистике при­числяют Женевскую и Лондонскую школы. Несколько особня­ком стоят такие французские ученые, как Э.Бенвенист, Ж. Вандриес, Г.Гийом, А.Греймас, А.Мартине, Л.Теньер, каждый из которых создал самостоятельную и оригинальную теорию языка.

Для американских дескриптивистов (Л.Блумфилд, Ю.Найда, З.Харрис и др.) характерно ограничение роли значения в языке и в той или иной степени вытеснение семантики за пределы линг­вистики. Так, Л. Блумфилд ограничивает роль семантического кри­терия в языке следующим образом. Вместо полноценного значе­ния он рассматривает только дифференциальное значение, т.е. то, чем языковые знаки отличаются друг от друга. Наиболее радикальные по­следователи дескриптивизма основывают лингвистическое иссле­дование исключительно на дистрибуции (распределении) форм без какого бы то ни было обращения к семантике. Существенно тем не менее, что метод дистрибутивного анализа используется и при исследовании значения. Это означает, что результатам поверх­ностного дистрибутивного анализа приписывается семантическая интерпретация (З.Харрис, Ю.Д.Апресян).

Последовательное развитие идей Ф. де Соссюра имело место в рамках глоссематики. Создателем этой универсальной лингвисти­ческой теории стал датский лингвист Л. Ельмслев, а свое разви­тие она получила в работах его учеников X. И. Ульдалля и К. Тогебю. Л. Ельмслев разработал учение о плане выражения и плане содер­жания, причем рассмотрел их параллельно, выделив одинаковые черты и компоненты. Лингвистическая теория строилась не ин­дуктивно (на основании наблюдаемых фактов), а дедуктивно — как исчисление всех мыслимых возможностей.. Именно наблюдения Л. Ельмслева над параллелизмом планов выражения и содержания легли в основу компонентного анализа. Для Женевской школы (Ш. Балли, А. Сеше и др.) (основателем ее считается Соссюр) постсоссюровского периода характерен особый интерес к речи, а также к связям языка с мыслью и к другим психическим и социальным явлениям. Понимание языка в первую очередь как социального явления позволяет отнести Же­невскую школу к социологическому направлению в лингвистике. Понятие значения играет особую роль в исследованиях Лон­донской школы (У.Аллен, Ф. Р. Палмер, М.А. К.Халлидей и др.), основоположником которой считается Дж. Р. Фёрс, развивавший контекстуальную теорию значения. Последнее понимается как сложное явление, изучение которого требует привлечения мате­риала разных языковых уровней. Значение языковой единицы описывается с помощью анализа ее употреблений в различных типах контекстов, среди которых важнейшими считаются ситуацион­ный и социальный. Наибольшее воздействие на развитие семантических идей и тем самым на современную семантику оказала Пражская лингвисти­ческая школа, ядром которой стал Пражский лингвистический кружок. Он был создан во второй половине 20-х и организацион­но распался в начале 50-х годов XX в., хотя его традиции до сих пор сохраняются в Чехии и Словакии. Среди организаторов круж­ка были лингвисты и филологи из Чехословакии — В. Матезиус, Й. Вахек, Б. Гавранек, Я. Мукаржовский, В. Скаличка, Б.Трнка и др. В кружок входили Р. О.Якобсон, Н.С.Трубецкой и С.О.Карцевский. Для Пражской лингвистической школы характерно распрост­ранение на область семантики методов и принципов исследова­ния, первоначально проверенных в области фонетики. Особую роль в лингвистическом анализе играет разложение языковых единиц на более простые, а в идеале — на элементарные составляющие. На эту идею, развиваемую также Л.Ельмслевым, опирается не только компонентный анализ, но и различные описания элемен­тарных смыслов, например язык семантических примитивов, пред­ложенный А. Вежбицкой. Основной сферой структурных исследо­ваний в семантике первоначально была лексика. Для исследова­ния лексических значений применяется понятие оппозиции, так­же первоначально разработанное Н.С.Трубецким для описания фонологии. Развитием структурных идей в семантике стало описа­ние лексической полисемии с помощью инварианта, а позднее — с помощью различных схем и семантической сети. Все эти поня­тия и приемы дают возможность связать определенными отноше­ниями набор не связанных между собой значений.

Можно констатировать, что главным итогом влияния структу­рализма на исследование лексики стало не применение частных структурных методов, а общий структурный взгляд на лексическую семантику. Понимание лексической семантики как системы озна­чает постоянный поиск и обнаружение ее системных свойств, для чего и используются структурные методы исследования и описания.

Однако именно эта глобальная гипотеза, стимулирующая се­мантические исследования, стала основным объектом постструкту­ралистской критики. Аналогия между значением и формой (в частном случае — фонетикой) не может быть абсолютной. Значение оказывается гораздо более сложным явлением, чем звук, фонема или даже любая формальная конструкция. Кроме того, что значе­ние в отличие от формы в принципе ненаблюдаемо, оно еще за­висит от множества трудно учитываемых и трудно формализуемых факторов (контекста, ситуации, намерений, знаний и т.д.). В ре­зультате применение к такому сложному объекту дискретных методов описания приводит к разной степени огрубления реальной картины (иногда значительному). Несмотря на очевидную стиму­лирующую роль основных постулатов Ф. де Соссюра и развитие их различными школами структурной лингвистики, так и не уда­лось окончательно выделить язык как автономную систему, неза­висимую от внешних феноменов — психологических и социальных (мышление, культура и под.).

Так, структурный подход к семантике, т. е. взгляд на семантику как на дискретную систему, можно рассматривать в качестве на­учной идеализации объекта исследования, что, собственно, и позволяет использовать формальные методы для его описания.

Структурный подход применяется не только к лексике, но и к более сложным языковым единицам — предложению и высказы­ванию, тексту и дискурсу. Среди результатов, полученных непо­средственно в рамках основных школ и направлений структурной лингвистики, можно назвать теорию актуального членения (В. Ма-тезиус и др.), теорию высказывания Ш. Балли, теорию функций языка Р.О.Якобсона, типологию текстов Э.Бенвениста, дистри­бутивный анализ дискурса З.Харриса и многое другое.

Структурализм изменил облик лингвистики вообще и семантики в частности. Так, именно под влиянием структурализма и непо­средственно идей Ф. де Соссюра в XX в. семантика стала наукой синхронической (или синхронной, как теперь принято говорить).


Скачать файл (887.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации