Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки - файл 2. психолингвистика.doc


Загрузка...
Ответы к экзамену кандидатского минимума по специальности 10.02.04. германские языки
скачать (887.2 kb.)

Доступные файлы (56):

2 семиотика..doc74kb.22.03.2010 00:04скачать
murz28-32.pdf162kb.11.03.2009 15:22скачать
интонация и ее функции.doc50kb.30.04.2010 19:14скачать
Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.doc35kb.30.04.2010 18:54скачать
Копия интонация и ее функции.wbk
Копия Интонация и ее функции в высказывании и дискурсе 2.wbk
1. уровни языка вариант. инвариант.doc31kb.21.03.2010 23:32скачать
2. прагматикаdoc.doc36kb.21.03.2010 23:57скачать
11 категория.doc73kb.24.03.2010 20:14скачать
2.Генеративная лингвистика и генеративная семантика.doc32kb.24.03.2010 20:19скачать
1 основные синтаксические теории.doc78kb.21.03.2010 23:11скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc44kb.21.03.2010 20:30скачать
1. модальность и ее виды.doc68kb.21.03.2010 22:53скачать
2 Универсальные грамматики и Пор-Рояль.doc33kb.24.03.2010 20:27скачать
основные понятия лингвистичекой.doc46kb.22.03.2010 01:20скачать
2 лексикография.doc47kb.21.03.2010 22:47скачать
5ka_ru - Литература - Типы словарей.htm49kb.12.03.2007 05:13скачать
Фрейм.doc51kb.21.03.2010 23:30скачать
1. ЯКМ.doc33kb.22.03.2010 00:23скачать
2 бихевиоризм в языкознании.doc28kb.21.03.2010 21:39скачать
1. понятие пропозиции.doc45kb.21.03.2010 22:44скачать
2. сравнительно историческое языкознание.doc61kb.21.03.2010 22:01скачать
19 1. дискурс и основные пожходы к его типологии.doc155kb.21.03.2010 21:18скачать
2 языкознание в античности.doc70kb.01.04.2010 15:44скачать
2 современыые проблемы просодии.doc36kb.05.07.2010 21:25скачать
2. Функциональная лингвистика ПЛК.doc50kb.16.05.2010 18:35скачать
1. дискурсивные стратегии и тактики.doc31kb.21.03.2010 23:38скачать
2. Ф де Соссюр.doc43kb.21.03.2010 21:57скачать
теория речевых актов, высказывание.doc55kb.22.03.2010 00:10скачать
23.doc25kb.02.03.2010 20:39скачать
Лингвистическая концепция В. фон гумбольдтаdoc.doc56kb.21.03.2010 22:07скачать
яз.дис.ком.личность.doc57kb.21.05.2009 14:01скачать
2. Лондонская лингвистическая школа.doc32kb.22.03.2010 20:26скачать
Грайс.doc58kb.22.03.2010 00:12скачать
1. основные понятия лингвистической стилистики.doc96kb.21.03.2010 23:40скачать
2. ГЛОССЕМАТИКА.doc48kb.22.03.2010 20:28скачать
5.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА.doc48kb.20.05.2010 13:29скачать
Дескриптивная лингвистика.mht
ДЕСКРИПТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА - Лингвистический энциклопедический словарь.mht
номинация.doc55kb.21.03.2010 23:06скачать
1. Слово его структура и категории. doc.doc30kb.24.03.2010 20:00скачать
2. Социолтнгвистикаdoc.doc187kb.24.03.2010 20:07скачать
РЕФЕРЕНЦИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ПОНЯТИЯ.doc51kb.31.05.2010 21:04скачать
структурализм.doc44kb.22.03.2010 00:01скачать
1. проблема значения слова.doc95kb.22.03.2010 00:15скачать
2. Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра.doc42kb.22.03.2010 20:20скачать
1. Языковой знак и связанные с ним понятия. doc.doc51kb.24.03.2010 19:57скачать
2. психолингвистика.doc71kb.24.03.2010 20:11скачать
1. основные принципы классиф слов состава.doc80kb.21.03.2010 22:49скачать
2 Московская и ленинградская фонологические школы.doc33kb.24.03.2010 20:18скачать
1. части речи и проблема валентности.doc67kb.22.03.2010 00:55скачать
2. ДИАЛЕКТОЛОГИЯ.doc57kb.21.03.2010 21:52скачать
ВОПРОСЫ ДЛЯ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 10.doc34kb.05.07.2010 21:18скачать
гипотеза сепира - уорфа.doc40kb.28.01.2010 12:58скачать
основные понятия лингвистичекой.doc25kb.03.03.2010 12:26скачать

2. психолингвистика.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
2. Психолингвистика: истоки возникновения и этапы развития.

ПСХОЛИНГВИСТИКА: истоки возникновения и этапы развития

П-ку интересует процесс функционирования знаковой системы, а именно процесс создания и восприятия знаков языка людьми. Психолингвистика близка к психологии, которая изучает порождение, функционирование и строение механизма отражения реальности. Следует отметить, что даже в рамках психолингвистики имеются разные подходы к пониманию предмета — речевой деятельности. Так, трансформационно-генеративная грамматика предполагает, что чело­век строит речь по правилам комбинаторики. Бихевиоризм анализирует речь в модели «стимул — реакция». Отечественная же теория речевой деятельности исходит из активности говорящего. На самом же деле ни одна модель не является полной и не исчерпывает всех свойств такого сложного объекта, как язык. Определения психолингвистики Термин «психолингвистика» впервые употребил некто Н. Пронко (N. Pronko) в большой статье, озаглавленной «Язык и психолингвисти­ка», которая была опубликована в США в 1946 г. Но вошел в научный обиход этот термин лишь в 1953 г. на межуниверситетском исследо­вательском семинаре в г. Блумингтоне (штат Индиана, США), орга­низованном известными американскими психологами Дж. Кэрроллом (J. Carroll) и Чарлзом Осгудом (Charles Osgood), а также лингвистом и этнографом Томасом Сибеоком (Т. Sibeok). Годом позже в США бы­ла опубликована коллективная монография под этим названием — и термин «психолингвистика», получив определённое содержание, стал обозначать формировавшуюся новую научную теорию.

Термин «психолингвистика» более чем удачен. Он образован по про­дуктивной для научного языка модели, отражая стремление науки к интеграции и подчеркивая комплексность этой дисциплины. Термин состоит из двух частей: психо — общая часть со словом психология {psyche — по-гречески душа) и лингвистика (от латинского linguaязык).

В настоящее время существует достаточно много определений пси­холингвистики. Пожалуй, самое первое определение дал в 1954 г. осно­ватель американской психолингвистики Ч. Осгуд: «Психолингвистика изучает те процессы, в которых интенции говорящих преобразуются в сигналы принятого в данной культуре кода, и эти сигналы преобразу­ются в интерпретации слушающих. Другими словами, психолингвисти­ка имеет дело с процессами кодирования и декодирования, поскольку они соотносят состояние сообщений с состоянием участников комму­никации». При таком подходе предметом психолингвистики могут быть процессы производства и восприятия речи в их соотнесённости с фи­зиологическим и психическим состоянием участников коммуникации. Тут предполагается процессы речи соотносить не с системой языка, а с человеком, с его психикой.

Другое определение, данное также Ч. Осгудом, выглядит следую­щим образом: «Психолингвистика занимается в широком смысле соот­ношением структуры сообщений и характеристик человеческих инди­видов, производящих и получающих эти сообщения, т.е. психолингви­стика есть наука о процессах кодирования и декодирования в индиви­дуальных участниках коммуникации».

С. Эрвин-Трипп и Д. Слобин в своё время кратко определили пси­холингвистику как «науку об усвоении и использовании структуры языка». Европейские исследователи дают сходные определения. Так, П. Фресс пишет: «Психолингвистика есть учение об отношениях меж­ду нашими экспрессивными и коммуникативными потребностями и средствами, которые нам предоставляет язык». Т. Слама-Казаку пред­лагает такую формулировку: «Предметом психолингвистики является влияние ситуации общения на сообщения», предлагая анализировать и контекст, в котором происходит речевое взаимодействие, и цели обще­ния.

Основателю отечественной психолингвистики А.А. Леонтьеву так­же принадлежит несколько определений этой науки. Первое из них обобщало понимание психолингвистики другими учёными: «Психолин­гвистика — это наука, предметом которой является отношение меж­ду системой языка... и языковой способностью». Другое было таким: «Предметом психолингвистики является речевая деятельность как це­лое и закономерности её комплексного моделирования». Именно по­этому в отечественной науке в качестве синонима термина «психолин­гвистика» нередко употребляется словосочетание «теория речевой дея­тельности». В 1989 г. А.А. Леонтьев считал, что «предметом психолин­гвистики является структура процессов речепроизводства и речевосприятия в их соотношении со структурой языка (любого или определён­ного национального). Психолингвистические исследования направлены на анализ языковой способности человека в её отношении к речевой деятельности, с одной стороны, и к системе языка — с другой». «Психолинг-ка – это наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка». => У П есть три предметные области: производство речи (в индивидуальном речевом акте); восприятие речи (в индивидуальном речевом акте);формирование речи (в процессе становления личности ребенка).

Сходным образом оценивала предмет психолингвистики и лингвист Е.С. Кубрякова: «В психолингвистике... в фокусе постоянно находится связь между содержанием, мотивом и формой речевой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами языка, использован­ными в речевом высказывании, с другой».

=> Вначале предмет психолингвистики трактовался как отношение интенций (речевых намерений) или состояний говорящего и слушающего (языковой способности) к структуре сообщений. П рассматривала процесс и механизм кодирования (и декодирования) при помощи системы языка. При этом состояния участников коммуникации понималась как состояния сознания. А процесс коммуникации рассматривался как процесс передачи информации от одного индивида к другому.

Далее появилась идея речевой деятельности не только как дву­членной (языковая способность — язык), а как трёхчленной системы (языковая способность — речевая деятельность — язык). При этом ре­чевая деятельность стала пониматься не как простой процесс кодиро­вания или декодирования заранее данного содержания, а как процесс, в котором это содержание формируется. Параллельно расширялось и углублялось понимание языковой способности: она стала соотноситься не только с сознанием, но с целостной личностью человека. Претерпела изменение и трактовка речевой деятельности: её стали рассматривать в аспекте общения. Само общение стало рассматриваться не просто как передача информации от одного индивида к другому, а как процесс внутренней саморегуляции социума (общества, социальной группы).

Таким образом, изменилась не только трактовка языковой способ­ности и речевой деятельности, но и трактовка самого понятия языка. Если раньше язык понимался как система средств кодирования или декодирования, то теперь он трактуется в психолингвистике как систе­ма ориентиров, необходимая для деятельности человека в окружающем его вещном и социальном мире. Важным является (для отечественной психолингвистики особенно) и вопрос об «образе мира» человека, ко­торый получает своё обозначение с помощью знаков языка. Причины появления психолингвистики Как и большинство наук (в значении английского science, а не hu­manities), психолингвистика возникла не столько как теоретическая дисциплина, сколько как ориентированная на практику система взгля­дов. Это было обусловлено тем, что в 40-х и 50-х годах XX в. суще­ствовал ряд проблем, которые могли быть решены только благодаря междисциплинарному подходу.

В частности, в условиях массовой послевоенной миграции населе­ния возникла необходимость обучения иностранным языкам разных групп населения. При этом перед преподавателями встал ряд вопросов: - Какова оптимальная организация языкового материала в учебнике иностранного языка в зависимости от возраста учащегося и этапа обучения? С какого возраста можно обучать детей иностранному языку?
Как сделать учащегося билингвом в максимально короткие сроки? Как освоить чужую культуру? Каково соотношение языковых знаний и реальных действий? Каковы механизмы аккультурации (усвоения
чужой культуры) и окультурации (усвоение своей родной культуры)? Происходит ли при изучении структур нового языка перевод на родной язык или формируются новые структуры мышления? Ответить на эти вопросы преподаватели иностранного языка не мог­ли, для этого требовалось привлечение психологических знаний.

При обучении родному языку также не до конца было ясно, как происходит усвоение правил употребления языка, если взрослые не формулируют их для детей (и вообще на первый взгляд не обучают детей языку). Возникали проблемы и с обучением умственно отсталых детей, глухонемых и слепоглухонемых. Тут также требовалась помощь психолога, знакомого с лингвистикой.

Другой причиной появления психолингвистики была необходимость восстановления речи при её нарушениях. Так, при получении травмы (особенно на войне) человек нередко сохранял способность ориентиро­ваться в окружающей среде, но не мог говорить (порождать правильные речевые высказывания) или не понимал обращенной к нему речи. Тут необходима была помощь не только нейрохирурга, но и лингвиста, ко­торый знал бы, как строится речь и какие механизмы управляют её функционированием. Так появилась необходимость в нейролингвистике как разделе психолингвистики.

Ещё одной причиной возникновения и развития психолингвисти­ки была необходимость передачи информации на большие расстояния по каналам связи с помощью технических средств. Дело в том, что связисты нередко получали искажённые сообщения (были пропущены отдельные буквы, или одни буквы заменены другими). Это возникало и из-за ошибок связистов, и из-за помех в каналах связи (так назы­ваемого «белого шума»). Военных, среди которых были инженерные лингвисты, заинтересовала проблема определения уровня помех, кото­рый бы позволял понять искажённое сообщение. Поэтому они занялись проблемами кодирования и декодирования сообщения в связи со струк­турой языка и психологией понимания информации человеком.

Стимулировались исследования психолингвистического плана и ра­боты по шифрованию и дешифрованию сообщений. Ряд исследований был вызван также необходимостью идентификации личности по ре­чи, что было важно для судебной психологии (нередко требовалось, допустим, определить пол автора анонимного текста, его возраст и об­разование).

^ ПСИХОЛИНГВИСТИКА. ЕЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Психолингвистика – наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Разрабытывая модели речевой деятельности и психофизиологической речевой организации, П. Проверяет их путем психологических экспериментов, т.о., будучи по предмету исследования близка к лингвистике, по методам П. ближе к психологии. В П. применяются также экспериментальные методы, такие как ассоциативный эксперимент, метод «семантического дифференциала», и др. П. возникла в связи с необходимостью дать теоретическое осмысление ряду практических задач, для решения которых чисто лингвистический подход, связанный с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным, напр. клиника центрально-мозговых речевых нарушений; обучение иностранному языку; проблемы речевого воздействия в СМИ и пропаганде; криминалистика, и т.д.

Термин П. вошел в научный обиход в 1954 г после опубликования в США коллективной работы под этим названием (под ред. Осгуда и Себеока), но идеи, близкие к проблематике П. развивал в СССР еще в начале 30-х психолог Выготский. Его ученик Лурия разработал основы нейролингвистики, близкой к П. по предмету и задачам, но ориентированной на диагностику и лечение разных видов афазий (речевых расстройств при нарушениях головного мозга). Сходные с П. идеи развивали также психолог Жинкин и позже – лингвист Кацнельсон. Советская П. опирается на материалистическую психологию школы Выготского и на лингвистическое наследие Щербы и его школы, с особенности на его трактовку активной грамматики. «Рассматривая П. как одну из дочерних областей разработанной Леонтьевым психологичской теории деятельности, московская психолингвистическая школа называла П. «теорией речевой деятельности», употребляя параллельно и термин П.

Основные направления исследования в сов. П. 60-70 гг: изучение вероятностной структуры речевых процессов (Фрумкина), вербальных ассоциаций (Клименко, Залевская), факторов распознавания речи (Ленингр. группа психолингвистов под руководством Зиндера), развитие детской речи (Шахнарович), П. текста (Дридзе) и др.

Зарубежная П. первоначально (50-е гг) ориентировалась в психологическом отношении на необихевиористическую психологию (Осгуд), а в лингвистическом – на амер. дескриптивную лингвистику. В дальнейшем (до нач 70-х гг) в основном опирались на ПГ Хомского. 70-е гг характеризуются отказом от односторонней ориентации на идеи Хомского и вовлечением в разработку теоретических основ П. ведущих психологов зап.-европ. стран; этот этап привел к пересмотру основ П. и проникновению в нее идей классической европейской общей психологии и прогрессивных тенденций современной социальной психологии → стали учитываться собственно психологические и социальные факторы речевой деятельности (работы Редмметвейта в Норвегии, Дж. Уэрга в США, Ж.Мёлера и Ж. Нуазе во Франции).

Объект П. – совокупность речевых событий (ситуаций). Предмет П. – соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языков как «главной образующей образа мира человека», с другой стороны.

П. изучает язык как индивидуальное знание человека, учитывая при этом, что речь идет о языковой/речевой организации человека.

П.-кий подход учитывает следующие моменты: 1) психическое отражение никогда не бывает пассивным; 2) психическое характеризуется процессуальностью, динамичностью, непрерывностью; 3) все виды психической деятельности (память, внимание, мышление, восприятие, воображение) функционируют в ансамбле; 4) в процессе психического отражения взаимодействуют разные уровни и формы сенсорно-перцептивных процессов, представлений понятийного мышления; 5) психический процесс формируется одновременно на разных уровнях осознанаваемости, при этом имеет место непрерывность осознанного и неосознанного.

Разделы П.: теоретическая, экспериментальная. Когнитивная, П. развития, этноП., психопоэтика, П.-кая теория коммуникации.

Залевская «Понимание текста»

Использует понятие «ментального лексикона» в объяснении роли слова в понимании текста. В процессе понимания текста слово играет особую роль: на некотором этапе восприятия и понимания текста нам приходится изолировать и узнавать слова и искать их значения в «ментальном словаре». Многие авторы приходят к выводу, что именно слово оказывается критической единицей сегментации текста, позволяющей прослеживать взаимодействие между означающими и означаемыми, между данными в тексте и извлекаемыми из памяти → Лексикон является центральным компонентом внутренней грамматики индивида при вспомогательной роли синтаксиса → моделирование процессов понимания текста требует оперирования определенными представлениями о лексиконе, о специфике его единиц, их организации, хранении и извлечении.

Термин «лексикон» в последние десятилетия фигурирует в современной психолингвистических работах, связанных с говорением и пониманием речи. Некоторые авторы, следую идеям порождающей грамматики, трактуют лексикон как компонент грамматики, ограничиваясь его формальным описанием. Но преобладающим становится уточнение, что речь идет о «ментальном лексиконе», о «ментальном словаре», т.е. о достоянии человека. Однако вытекающие отсюда особенности лексикона не всегда учитываются; его то сводят к памяти на слова, то приравнивают к печатному словарю, а в «работающих» моделях лексикона настаивают на «блочном» (модульном) характере его функционирования без опоры на современные концепции многомерной пространственной репрезентации хранимого в памяти множественного кодирования.

Необходимо разграничение терминов «lexical access» (доступ к слову) и «word recognition» (узнавание слова). Первое представляет собой извлечение некоторого слова из лексикона на базе перцептуальной и контекстуальной информации, в следствии чего это слово становится кандидатом на опознание. Второе достигается тогда, когда остается лишь один кандидат. Лексикон трактуется как память на слова с дальнейшим обращением к отдельному блоку, модулю (когнитивная система). В отличие от этого, трактовка лексикона как достояния индивида предполагает оперирование термином «идентификация слова» для обозначения более полного набора процессов, продуктом которых является субъективное переживание знания (понимания) того, о чем идет речь, с учетом эмоционально-оценочных нюансов → выстраивается ряд: доступ к слову → узнавание слова → идентификация слова. → необходимость исследования особенностей функционирования слова в процессах понимания текста с опорой на П.-ую теорию слова → концепцию слова как средства доступа к единой перцептивно-когнитивно-аффективной информационной базе человека (его памяти).

Определение внутреннего лексикона человека и принципы его организации выводятся из рассмотрения специфики «речевой организации человека» (термин Щербы), из анализа хода речемыслительного процесса и разработки модели производства речи → основание для трактовки лексикона как лексического компонента речевой организации человека, обладающего теми же свойствами, какие специфичны для речевой организации в целом, т.е. он должен пониматься не как пассивное хранилище сведений о языке, а как динамическая функционирующая система, самоорганизующаяся вследствие постоянного взаимодействия между процессами переработки и упорядочения речевого опыта и его продуктами.

Для установления роли лексического компонента речевой организации человека на разных этапах речепроизводства и для определения специфики единиц лексикона была построена модель процесса речемыслительной деятельности → попытка проследить, какие процессы и их продукты взаимодействуют на пути от пускового момента (внешнего или внутреннего) до готового высказывания и в какой мере они вовлекают лексические и грамматические компоненты речевой организации человека (с акцентированием внимания на том, что все эти процессы реализуются та единой информационной базе – памяти).

Речемыслительный процесс является многоэтапным. В нем участвуют единицы разных степеней интегративности и дифференцированности. → это является основанием для трактовки лексикона человека как системы кодов и кодовых переходов (термин Н.И. Жинкина). Поскольку через слово происходит формирование информационной базы человека, овладение опытом предшествующих поколений и становление индивида как члена определенного социума, можно трактовать лексикон как средство доступа к этой базе.

Строение лексикона многоуровневое → возможность актуализации связей между единицами поверхностного яруса форм слов без обращения к глубинному ярусу значений.

Была обнаружена множественность параметров поиска слов в памяти, а тем самым и упорядоченность единиц лексикона по широкому набору разнообразных признаков – от самого общего признака принадлежности к некоторому лексико-грамматическому классу или отнесенности к определенной семантической области. Поиск слова в памяти ведется как по формальным, так и по грамматическим и семантическим признакам (чаще по ряду смысловых признаков).

Т.о., ментальный (внутренний) лексикон человека – чрезвычайно сложная система многоярусных, пересекающихся многократно полей, с помощью которых упорядочивается и хранится в более или менее конкретной готовности к употреблению в деятельности разносторонняя информация о предметах и явлениях окружающего мира как и об особенностях обозначающих и вербальных единиц.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1) один из 3 аспектов языка наряду с психологической «речевой организацией» и «языковой системой», «языковой материал», включающий сумму отдельных актов говорения и понимания. Такое употребление понятия РД встречается у Л.В. Щербы.

2) Вид деятельности (наряду с трудовой, познавательно, игровой и др.). Понятие РД в этом значении восходит к психологическим работам Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. В таком понимании термин РД употребляется с сер. 60-х гг 20 в. (с появлением психолингвистики). РД, согласно данной концепции, психологически организована подобно другим видам деятельности, т.е., с одной стороны, характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, с др. – состоит из нескольких последовательных фаз (ориентировка, планирование, реализация плана, контроль; применительно к РД эти фазы и составляющие из операции впервые выделены Выготским). РД может выступать или как самостоятельная деятельность со специфической мотивацией, составляющими которой являются речевые действия (имеющие цель) и речевые операции (варьирующиеся в соответствии с условиями), или в форме речевых действий, включенных в ту или иную неречевую деятельность.

Понятие РД является специфическим для советского направления в психолингвистике, в частности для так называемой московской психолингвистической школы, термин «теория РД» может употребляться синонимично «психолингвистика».


Скачать файл (887.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации