Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Автореферат диссертации - Разработка метода интеграции эскизного проекта модели одежды с базой данных для разработки ее конструкции - файл 1.doc


Автореферат диссертации - Разработка метода интеграции эскизного проекта модели одежды с базой данных для разработки ее конструкции
скачать (723.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc724kb.02.12.2011 08:37скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
На правах рукописи


ЧЕРЕМИСИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

РАЗРАБОТКА МЕТОДА ИНТЕГРАЦИИ ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА МОДЕЛИ ОДЕЖДЫ С БАЗОЙ ДАННЫХ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЕЕ КОНСТРУКЦИИ

Специальность 05.19.04 «Технология швейных изделий»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата технических наук
МОСКВА 2008
Работа выполнена в Московском государственном университете дизайна и технологии на кафедре «Технология швейного производства»
Научный руководитель: доктор технических наук, профессор Андреева Елена Георгиевна
Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор Шершнева Лидия Петровна
кандидат технических наук

Воробьева Татьяна Александровна
Ведущая организация: Российский государственный университет туризма и сервиса

Защита состоится «____» октября 2008 г. в 10.00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.144.01 при Московском государственном университете дизайна и технологии по адресу: 115998, г. Москва, ул. Садовническая, д.33.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета дизайна и технологии.
Автореферат разослан «____» сентября 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.144.01 Киселев С.Ю.
^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В соответствии с постоянно растущими потребительскими требованиями к одежде, стремлением к созданию гармоничного индивидуального внешнего образа, возникает необходимость в разработке и внедрении новых технологий проектирования, ориентированных на максимальное удовлетворение требований индивидуальных потребителей, связанных, прежде всего, с эстетическими показателями изделий.

Решение задач художественного проектирования осуществляется специалистом на основе личного опыта и интуиции. Эскиз модели изображается художником стилизованно, как правило, на идеальную фигуру. При дальнейшем проектировании на стандартную фигуру происходит значительное изменение внешнего вида и формы модели. Отсутствие объективных методов создания технических эскизов на типовые и нетиповые фигуры, а также алгоритмов перехода от эскиза к конструкции является причиной недостаточной автоматизации этапа художественного проектирования одежды. В отличие от этапов построения конструкции, оформления и градации лекал, составления технической документации, которые полностью автоматизированы в настоящее время, этап художественного проектирования только осваивается разработчиками САПР, так как задачи, выполняемые на этих этапах, относятся к трудноформализуемым.

Исследования процесса автоматизированного проектирования мужской и женской одежды на фигуры различного телосложения в промышленном производстве и по индивидуальным заказам ведутся во всех отечественных отраслевых НИИ и ВУЗах. Поиском путей рационального перехода от эскиза к конструкции занимаются в СПбГУТД, МГУДТ, ИГТА, ЦНИИШП, МГУС, РосЗИТЛП, а также за пределами России.

В настоящее время существуют различные классификации признаков внешнего вида фигуры человека применительно к художественному проектированию моделей одежды. Современные цифровые технологии позволяют не только получить информацию о размерах фигуры заказчика, но и визуализировать ее изображение, необходимое для учета особенностей внешней формы тела. Проводятся исследования по разработке методов гармонизации системы «человек-костюм» на основе принципов «золотого сечения», α–ромба, разработаны практические рекомендации по художественному оформлению одежды с учетом зрительных иллюзий. Для различных этапов проектирования созданы концептуальные модели различных этапов САПР, разработаны информационные базы данных, компоненты экспертных систем и баз знаний, предложена информационная технология трехмерного проектирования одежды и др.

Отмечая значимость результатов ранее выполненных работ, можно сделать вывод о необходимости проведения научных исследований по автоматизированной трансформации эскиза в конструкцию в едином процессе проектирования одежды с использованием передовых технологий для повышения уровня удовлетворенности потребителей, стабильности качества продукции и эффективности ее производства.

Целью данной научной работы является разработка метода интеграции этапов художественного и конструктивного автоматизированного проектирования мужского пиджака с учетом индивидуальных особенностей телосложения фигур и свойств применяемых материалов.

В качестве объекта исследования в работе принят процесс проектирования мужского пиджака. Относительная стабильность конструктивно-технологических особенностей этого вида изделия определяет преимущества автоматизации процесса его художественного проектирования.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

    • проведен анализ современных методов, применяемых при художественном проектировании объектов в различных отраслях промышленности, с целью их использования при проектировании одежды;

    • проанализированы методы художественного проектирования мужской и женской одежды в САПР;

    • исследовано комплексное влияние основных признаков внешней формы мужских фигур и величин конструктивных прибавок на зрительное восприятие системы «человек-костюм»;

    • усовершенствована классификация типовых фигур мужчин с учетом принципа подобия пропорциональных соотношений частей тела на основе данных антропометрического обследования мужских фигур ЦНИИШП (2005 г.);

    • выявлены закономерности формообразования мужских пиджаков из различных видов ткани с помощью спроектированных и изготовленных макетов изделий и промышленных образцов;

    • определены математические зависимости величин основных конструктивных прибавок от величин пространственных зазоров между фигурой человека и изделием с учетом свойств ткани;

    • разработаны структурно-функциональная и информационная схемы процесса автоматизированного художественного проектирования одежды на фигуры различного телосложения;

    • проведена промышленная апробация результатов работы и выполнены расчеты экономической эффективности.

^ Методы исследований. Работа базируется на целостном, системном подходе к проблеме проектирования. В работе использованы основные принципы теории разработки баз данных, системно-структурного анализа, многомерной классификации, методы автоматизированного проектирования конструкций одежды, статистической обработки экспериментальных данных (корреляционный и регрессионный анализ), антропометрии, алгоритмизации. В основу разработки частных задач положены методы априорного ранжирования и экспертной оценки.

^ Научная новизна работы заключается в разработке:

    • метода расчета конструктивных прибавок мужского пиджака путем преобразования проекционных параметров технического эскиза в конструктивные параметры изделия, позволяющего обеспечить соответствие внешнего образа замыслу художника;

    • классификации современных мужских фигур по принципу зрительного подобия пропорций на основе данных о проекционных размерных признаках, являющейся исходной информацией для базы данных разработанного специализированного программного комплекса;

    • математической модели для расчета величин конструктивных прибавок на этапе анализа технического эскиза изделия и получения состава исходной информации для построения конструкции в соответствии с первоначальным замыслом художника с учетом свойств ткани;

    • структурно-функциональной схемы автоматизированного процесса интеграции художественного и конструктивного проектирования с учетом свойств используемых тканей и особенностей телосложения потребителя для создания его гармоничного внешнего образа.

^ Практическая значимость исследований состоит в разработке:

    • методики расчета конструктивных прибавок мужского пиджака в соответствии с его техническим эскизом;

    • базы данных исходных конструктивных параметров мужского пиджака, обеспечивающих гармоничность внешнего образа потребителя, на основе современных антропометрических обследований мужских фигур;

    • блок-схемы алгоритма и специализированного комплекса «Technical Art Design», обеспечивающего интеграцию художественного и конструктивного этапов проектирования мужских костюмов с учетом свойств ткани.

^ Достоверность и апробация результатов работы. Достоверность полученных результатов подтверждена экспериментальными исследованиями, выполненными с применением современных объективных методов и средств. Работа выполнялась в рамках тематического плана НИР МГУДТ «Разработка методологии сквозного автоматизированного проектирования одежды и процессов ее изготовления», результаты подтверждены актом апробации на швейном предприятии ООО «Модус-Маркет» (г. Москва). Получено свидетельство об отраслевой регистрации программы «Technical Art design» (свидетельство № 2008613943 от 19 августа 2008 г.).

Публикации. Основные научные результаты выполненных исследований опубликованы в пяти печатных работах, доложены и получили положительную оценку на международных научно-технических конференциях «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности» (ПРОГРЕСС – 2006) (г. Иваново, 2006 г.), «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии» (г. Санкт-Петербург, 2007 г.), а также на заседаниях кафедры «Технология швейного производства» МГУДТ (2006 – 08 гг.).

^ Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, выводов по разделам и работе в целом и приложений. Основные результаты работы изложены на 141 странице, в том числе 43 рисунка и 41 таблица. Работа содержит 7 приложений, представленных на 88 страницах и содержащих 36 таблиц. Библиография составляет 135 наименований.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, определена ее цель, сформулированы основные задачи и методы исследования, указаны научная новизна и практическая значимость работы, ее структура и объем.

В первой главе проведен анализ методов художественного проектирования, который показал важность этого этапа при формировании основных потребительских эстетических показателей качества швейных изделий.

Проведенный сравнительный анализ САПР одежды отечественного и зарубежного производства позволил выявить основные тенденции развития САПР на современном этапе – это поиск и разработка новых технологий трехмерной визуализации системы «фигура – костюм» и автоматизация творческого процесса художественного проектирования новых моделей одежды для достижения максимальной эффективности процесса проектирования в целом.

Выявлено, что, несмотря на использование прогрессивных методов программирования и построения САПР одежды, такие важные этапы проектирования как определение индивидуальных особенностей фигуры заказчика и идентификация ее пропорций, расчет и оптимизация величин конструктивных параметров для получения желаемой формы изделия остаются практически неавтоматизированными и носят субъективный характер в зависимости от квалификации, опыта и интуиции специалистов.

Отмечено, что наиболее важной задачей при проектировании внешней формы одежды является выбор прибавок. Существующие САПР одежды не позволяют осуществлять расчет прибавок на свободное облегание по основным конструктивным поясам на базе технического рисунка модели одежды, поэтому эта информация определяется конструктором на основе опыта с учетом имеющихся рекомендаций.

Недостаточно исследовано влияние закономерности изменения конструктивных прибавок при градации, при традиционном размножении лекал прибавка от размера к размеру не меняется, отчего в крайних размерах возможны значительные изменения внешнего вида одежды, что, прежде всего, сказывается на посадке изделия и целесообразности его изготовления в крайних размерах в связи с нарушением художественного замысла дизайнера и невостребованностью таких изделий в торговой сети. Однако наибольшее значение имеет выбор прибавки при производстве одежды на нетиповые и непропорциональные фигуры. Чем точнее конструктором будет выбрана прибавки, тем гармоничней будет образ человека с телосложением отличным от типового.

Для изучения закономерностей распределения пододежного пространства предлагается использовать понятие проекционной прибавки. Используя современные способы считывания информации с объекта можно получить точные данные по проекционным прибавкам, которые в совокупности с проекционными размерными признаками фигуры позволят осуществить переход от создания художественного образа модели одежды к ее конструктивному проектированию.

^ Вторая глава посвящена разработке классификации типовых фигур мужчин по данным новой размерной типологии 2005 г. (НРТ) в группы, объединяющие в себе зрительно подобные по пропорциям фигуры. Исследования распределения типовых фигур в зрительно подобные группы уже проводились рядом авторов, однако выполнены они были на основе данных ОСТ17-325-86, что снижает их значимость на сегодняшний день.

Классификация типовых фигур по принципу зрительного подобия пропорций проведена на основе данных о соотношениях роста (Т1) и размерных признаков, характеризующих пропорции фигуры: поперечные и передне-задние диаметры груди, талии и бедер.

Сопоставительный анализ данных размерных типологий показал значительные изменения размеров, формы и пропорций тела современного российского мужчины, о чем свидетельствуют данные табл. 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ пропорциональных соотношений проекционных размерных признаков типовой фигуры Тi (182-100-84(88)) к росту Т1 по ОСТ17-325-86 и НРТ

Источник данных

Отношение размерного признака Тi к росту Т1

Т53/ Т1

Т55/ Т1

Т64/ Т1

Т56/ Т1

Т94/ Т1

Т95/ Т1

Т111/ Т1

ОСТ17-325-86

0,24

0,18

0,18

0,21

0,14

0,14

0,16

НРТ

0,23

0,16

0,17

0,19

0,13

0,12

0,15

Пропорциональные соотношения габаритных характеристик послужили основой того, чтобы 300 типовых фигур НРТ всех полнотных групп были объединены в 17 классов, или типов пропорций (табл. 2).

Информативность предлагаемой характеристики «класс (тип пропорции)» позволяет использовать ее в качестве одной из главных антропоморфных характеристик, необходимых для идентификации особенностей пропорций и формализации информации о конкретной фигуре на этапе приема заказа на изготовление изделия. Для более точного описания пропорций индивидуальной фигуры использована дополнительная характеристика (в соответствии с классификацией Бунака) по соотношению длины туловища и нижних конечностей, а именно – роста сидя (Т105) к росту (Т1).

Разработанная классификация типов позволит использовать информацию о телосложении заказчика для осуществления наиболее точного выбора конструктивных параметров изделия.
Таблица 2. Фрагмент сквозной классификации типовых мужских фигур по принципу подобия пропорций

Класс

 

Полн.-возр. группа

Число фигур в классе

Метрический индекс (Т16/Т1),см

Размер фигуры по новой размерной типологии

Отношение размерных признаков к Т1

Т53/Т1

Т55/Т1

Т64/Т1

Т56/Т1

Т94/Т1

Т95/Т1

Т111/Т1

1

 

2

3

4

6

7

8

9

10

11

12

13

2



2

7

0,483

182-88-72

0,22

0,16

0,16

0,19

0,13

0,13

0,15

 

 

0,477

176-84-68

0,22

0,16

0,16

0,19

0,13

0,13

0,16

3

 

0,478

176-84-74

0,22

0,16

0,16

0,19

0,13

0,13

0,16

 

 

0,483

182-88-78

0,22

0,16

0,16

0,19

0,13

0,13

0,16

 

 

0,51

188-96-86

0,22

0,16

0,17

0,19

0,13

0,13

0,15

4

 

0,51

188-96-92

0,22

0,16

0,17

0,19

0,13

0,13

0,15

 

 

0,515

194-100-96

0,22

0,16

0,17

0,19

0,13

0,13

0,15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Кроме получения точной информации о фигуре заказчика важным фактором при приеме заказа является определение габаритов изделия, наилучшим образом соответствующих данному типу фигуры. Адресное проектирование классического ассортимента мужской одежды на фигуры различных полнотных групп связано, прежде всего, с варьированием конструктивных прибавок с целью получения гармоничного образа.

Не менее важно это и при массовом выпуске изделий на типовые фигуры, когда выбор конструктивных параметров производится при разработке конструкции, а на этапе градации по размерам при переходе от одного размера к другому в пределах одной размерной группы, по правилам градации лекал, величины прибавок по груди, талии и бедрам остаются неизменными. Это приводит к изменению степени прилегания изделия к фигуре в крайних размерах и ростах, и как следствие, к несоответствию разработанного образца первоначальному замыслу дизайнера.

Разработанная классификация типов позволит использовать информацию о телосложении заказчика для осуществления наиболее точного выбора конструктивной прибавки, в наибольшей степени подходящей конкретной фигуре и отвечающей замыслу художника.

Проведенный в работе экспертный опрос, в котором приняли участие квалифицированные специалисты швейной промышленности, выявил, что степень прилегания изделия к фигуре является определяющим фактором при визуальной оценке изделия. Это говорит о том, что первоначально необходимо проектировать форму изделия, и, оперируя геометрическими данными формы, такими как – величины проекционных прибавок, осуществлять построение конструкции.

^ Третья глава посвящена совершенствованию методов расчета конструктивных параметров изделия путем выявления закономерностей распределения величин объемных прибавок в конструкциях мужских пиджаков.

В соответствии с планом первой части эксперимента в промышленных условиях спроектированы и изготовлены образцы мужских пиджаков из полушерстяной ткани с различными конструктивными прибавками к полуобхватам груди, талии, бедер и обхвату плеча (границы варьирования для прибавки: к полуобхвату груди Пг – от 6,5 см до 12,5 см (интервал– 1,5 см); к полуобхвату талии Пт – от 5,4 см до 10,2 см (интервал– 1,2 см); к полуобхвату бедер Пб – от 4,2 см до 8,2 см (интервал– 1,0 см); обхвату плеча Поп – от 6,0 см до 10,0 см (интервал– 1,0 см)).

По построенным графическим изображениям сечений манекена и пиджака по основным и вспомогательным уровням были измерены проекционные прибавки изделия на различных участках.

Проведенный регрессионный анализ полученных данных позволил получить математические зависимости для расчета конструктивных прибавок по проекционным. Так математическая зависимость конструктивной прибавки от соответствующих проекционных прибавок выражается в общем виде уравнением:
Y = k1 + k2 * x1 + k3 * x2 + k4 * x3,
где k1, k2, k3 , k4 – коэффициенты регрессии;

x1, x2, x3, – величины проекционных прибавок на участках;

Y – расчетная конструктивная прибавка на свободное облегание.

Выявленные математические зависимости были использованы при проектировании коллекции на предприятии в промышленных условиях. Был изготовлен ряд макетов и промышленных образцов мужских пиджаков, в процессе изучения которых стал очевидным факт изменения силуэта изделия при использовании одинаковых коэффициентов регрессии для изделий из разных тканей.

Существуют участки технического эскиза, на котором проекционные прибавки не видны (например, в области переднего и заднего углов подмышечных впадин Г-2 и Г-3). Глубина и форма складок-фалд Г-2 и Г-3 меняются в зависимости от физико-механических свойств ткани, что в свою очередь сопровождается изменением проекционных прибавок Г-1 и Г-4.

Для нахождения адекватных математических моделей, применимых к проектированию изделий из различных тканей все виды костюмных тканей условно разделили на три группы, отличающиеся показателями геометрических и механических свойств ткани (толщина материала, поверхностная плотность, драпируемость, жесткость). Причисление конкретной ткани к той или иной группе может осуществляться тактильно, на основе технических характеристик ткани или путем проведения экспериментальных исследований, принятых в материаловедении.

На основе экспериментальных исследований разработанных нами промышленных образцов мужских пиджаков, были найдены коэффициенты регрессии для уравнений зависимости величин конструктивных прибавок от величин пространственных зазоров между фигурой человека и изделием по основным конструктивным уровням с учетом свойств тканей (табл. 3, рис. 1).

Для подтверждения достоверности полученных в результате исследования математических зависимостей, рассчитанных основных конструктивных прибавок, были разработаны конструкции и изготовлены в промышленных условиях пиджаки на мужскую фигуру 176-100-90 из трех групп тканей.

Расхождение между величинами проекционных прибавок, полученных с технического эскиза и с горизонтальных сечений, снятых с изделий описанным выше способом, не превышает погрешности измерений равной 0,05 см, допустимой в швейной промышленности, что подтверждает адекватность полученных зависимостей исследуемому процессу.

На основе проведенных исследований полученные математические зависимости использовались при разработке конструкций промышленной коллекции на все рекомендуемые размеры и роста с учетом ассортимента тканей предприятия. Разработанная методика позволила рассчитать необходимые конструктивные прибавки для каждой модели изделия и каждой группы тканей, в отличие от традиционного подхода субъективного выбора конструктором прибавки из рекомендуемого диапазона. Изготовленные с учетом предлагаемого нами метода расчета конструктивных прибавок изделия получили положительные оценки специалистов при обсуждении разработанной промышленной коллекции. При анализе более 100 образцов коллекции, специалистами было отмечено, что наблюдается более полное соответствие внешней формы полученного изделия первоначальному замыслу художника и улучшенное качество посадки изделий на фигуре человека за счет обеспечения заданного силуэтного решения и гармонизации внешнего образа потребителя.

Сформированная по результатам исследования база данных о закономерностях формообразования является компонентом информационного обеспечения специализированной программы «Technical-Art design» (TAD), разработанной для автоматизированного проектирования мужских классических пиджаков на основе численных величин проекционных прибавок, считываемых с технического эскиза изделия, с учетом индивидуальных особенностей мужских фигур и формообразующих свойств материалов.

В четвертой главе предложена усовершенствованная структурно- функциональная схема процесса автоматизированного художественного и конструктивного проектирования моделей одежды (рис. 2), состоящая из пяти этапов.

На основе предложенной блок-схемы разработана специализированная программа «Technical-Art Design» для автоматического расчета предпочтительных величин конструктивных прибавок на основе численных значений проекционных прибавок.
Таблица 3. Математические зависимости конструктивных прибавок от проекционных для изделий из различных тканей

^ Конструктивная прибавка

Обозначение проекционной прибавки

Математическая зависимость конструктивной прибавки (Y) от проекционных прибавок (хi)

Для тканей малой жесткости (Ι группа)

Для тканей умеренной жесткости (ΙΙ группа)

^ Для жестких тканей (ΙΙΙ группа)

Пг

x1 – отрезок Г-1;

x2 – отрезок Г-4.

Y = 23,43 16,32x1 + 45,21x2

Y = 1,11+ 16,15x111,54x2

Y = 8,91 4,77x114,91x2

Пт

x1 – отрезок Т-1;

x2 – отрезок Т-2.

x3 – отрезок Т-3.

Y = 2,61+ 10,12x15,41 x2 0,49x3

Y = 2,55 0,71x1 +3,79x2 + 0,45x3

Y =2,98 +0,44x1 +1,41 x2+ 0,64x3

Пб

x1 – отрезок Б-1;

x2 – отрезок Б-2.

x3 – отрезок Б-3.

Y = 0,56 + 1,45x1 + 2,24x2 1,53x3

Y = –0,43+0,91x1 +5,96x2 4,04x3

Y =– 0,07+4,49x15,21x2+ 2,87x3

Поп

x1 – отрезок О-1;

x2 – отрезок О-2.

x3 – отрезок О-3.

Y = 3,1 + 1,99x1 + 0,99x2 + 2,36x3

Y = 5,46 + 1,32x1 + 0,44x2 + 0,59x3

Y = 4,25 +1,69x10,14x2 + 0,84x3



Рисунок 1. Изображение сечений манекена 176-100-90 и трех пиджаков, выполненных из различных видов тканей с Пг = 8,0 см: (а) – по линии обхвата груди, (б) – по линии талии, (в) – по линии бедер

На первом этапе производится интерактивный обмер фигуры по ее фотографическому изображению с учетом вертикального и горизонтального коэффициентов искажения. Определение состава информации об особенностях внешней формы фигуры заказчика осуществляется бесконтактным методом с использованием бытовой цифровой фотокамеры для фотографирования фигуры в полный рост при одинаковых условиях съемки (рис. 3, а).

Расчет пропорциональных соотношений проекционных размеров фигуры к росту и причисление ее к одному из 17 классов (или типов) пропорций происходит на втором этапе, после чего происходит загрузка графического изображения одной из 51 фигуры, соответствующей по пропорциональным соотношениям фигуре заказчика.

На третьем этапе осуществляется интерактивная корректировка загруженного эскиза модели пиджака в соответствии с особенностями пропорций и пожеланиями заказчика. На этом этапе у специалиста появляется возможность выбора группы ткани, из которой планируется изготовить изделие. Выбор осуществляется с помощью специального диалогового окна (рис. 3, б).

На четвертом этапе непосредственно на экране по техническому эскизу проводится интерактивное измерение величин проекционных прибавок по основным конструктивным поясам во фронтальной и профильной проекциях, аналогично тому, как производится обмер фигуры (рис. 3, в).

На заключительном этапе программа рассчитывает конструктивные прибавки и представляет данные в специальном диалоговом окне. Рассчитанные значения прибавок автоматически переносятся в подсистему конструктивного проектирования для расчета конструкции, что обеспечивает преемственность информации различных подсистем САПР (рис. 3, г).



Рис. 2. Структурная блок-схема алгоритма процесса автоматизированного проектирования модели одежды по техническому эскизу





Рисунок 3. Фрагменты диалоговых окон при работе в программе «Technical-Art Design»

Установлено, что результаты проведенных исследований имеют научную и практическую значимость, получен экономический эффект за счет сокращения процесса проектирования изделий и увеличения удовлетворенности потребителя конкретными изделиями. Осуществлена промышленная апробация результатов выполненной работы, что подтверждено соответствующим актом внедрения. Внедрение разработанных мероприятий обеспечивает снижение себестоимости изделий, сокращение сроков изготовления изделия за счет исключения дополнительных примерок, способствует повышению производительности труда конструкторов и дизайнеров.

Получено свидетельство об отраслевой регистрации на программу «Technical-Art Design» (свидетельство № 2008613943 от 19 августа 2008 г.).
^ ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

1. Выявлено, что, несмотря на использование прогрессивных методов программирования и построения САПР одежды, такие важные этапы проектирования, как определение индивидуальных особенностей фигуры заказчика и идентификация ее пропорций, расчет и оптимизация величин конструктивных параметров для получения желаемой формы изделия остаются практически неавтоматизированным и носят субъективный характер в зависимости от квалификации, опыта и интуиции специалистов.

2. Найдены основные антропоморфные характеристики внешней формы мужских фигур для определения соответствующего класса пропорций и введена дополнительная характеристика, равная величине кормического индекса, для описания фигуры по соотношению длины нижних конечностей к росту.

3. Предложен способ распределения мужских типовых фигур в зрительно подобные группы по принципу подобия пропорций в профильной и фронтальной проекциях на основе расчета соотношений между ростом и поперечными и передне-задними диаметрами фигуры по данным новой размерной типологии ЦНИИШП.

4. Предложена классификация всей совокупности типовых фигур мужчин в 17 групп по принципу подобия пропорциональных соотношений частей тела, объединяющая в себе фигуры четырех полнотных групп, но имеющие сходные пропорции.

5. В результате обработки данных экспертного опроса по визуальной оценке сходства внешней формы мужских пиджаков на фигурах различных полнотных групп установлено, что определяющим фактором является степень прилегания изделия к фигуре, которая зависит от выбранных величин основных конструктивных прибавок.

6. По спроектированным и изготовленным в промышленных условиях образцам мужских пиджаков из полушерстяной ткани с различными конструктивными прибавками к полуобхватам груди, талии, бедер, обхвату плеча, получены графические изображения горизонтальных сечений манекена и изготовленных образцов и экспериментально определены величины основных проекционных и конструктивных прибавок по линиям груди, талии и бедер.

7. На основе регрессионного анализа экспериментальных данных получены математические зависимости для расчета величин основных проектируемых конструктивных прибавок для мужского пиджака на основе соответствующих проекционных прибавок.

8. Выявлены значительные изменения формы пиджаков в зависимости от вида материала, что обусловило необходимость проведения нового исследования с целью нахождения адекватных математических моделей, применимых к проектированию изделий из различных тканей. Для чего были изготовлены и исследованы изделия из трех групп тканей, отличающихся показателями геометрических и механических свойств (толщина материала, поверхностная плотность, драпируемость, жесткость).

9. В результате обработки экспериментальных данных найдены математические зависимости конструктивных прибавок от проекционных для различных по формообразующим свойствам групп костюмных тканей, позволяющие еще на основе технического эскиза рассчитать величины конструктивных прибавок, необходимых для проектирования конструкции изделия, соответствующего первоначальному замыслу художника.

10. Организована информационная взаимосвязь этапов художественного и конструктивного проектирования путем формализации и передачи данных для расчета конструктивных параметров, получаемых на различных этапах проектирования, из одной подсистемы проектирования в другую.

11. Разработана структура процесса автоматизированного художественно-конструктивного проектирования мужской одежды, включающая следующие функциональные модули: интерактивный обмер фигуры, корректировка технического эскиза в соответствии с особенностями пропорций и телосложения фигуры, измерение проекционных прибавок, расчет конструктивных прибавок и построение конструкции.

12. Разработан специализированный программный комплекс, позволяющий осуществить автоматический расчет конструктивных прибавок на основе численных величин проекционных прибавок, считываемых с технического эскиза изделия, с учетом индивидуальных особенностей мужских фигур и формообразующих свойств материалов.

13. В результате промышленной апробации разработанного способа интеграции художественного и конструктивного автоматизированного проектирования мужского пиджака в условиях предприятия ООО «Модус-Маркет» установлена высокая степень соответствия изделий, изготавливаемых по предложенному методу, техническому эскизу изделия без дополнительных примерок, что обеспечивает высокий уровень качества выпускаемых изделий и сокращение длительности производственного цикла.
^ ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1. Черемисина Т.А., Мартынова А.И., Волкова Е.К. К вопросу о конструктивных прибавках в изделиях разных размерных групп. // Вестник МГУДТ, № 5, 2006.

2. Черемисина Т.А., Волкова Е.К. Совершенствование способов переноса графической информации с эскиза в конструкцию модели. // Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (Материалы международной научно-технической конференции «ПРОГРЕСС – 2006»), Иваново, 2006.

3. Андреева Е.Г., Волкова Е.К., Черемисина Т.А. Совершенствование способов интеграции процесса художественного проектирования одежды с разработкой ее конструкции. // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии. Материалы 10-й Международной научной конференции. СПб., СПГУТД, 2007.

4. Черемисина Т.А., Андреева Е.Г., Волкова Е.К. Манекен, я тебя вижу… // Fashion. Marketing. Design. Информационно-методический журнал для профессионалов, №19, 2007.

5. Андреева Е.Г., Волкова Е.К., Черемисина Т.А. Использование проекционных прибавок при проектировании мужской одежды. // Швейная промышленность, №1, 2008.

^ ЧЕРЕМИСИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Разработка метода интеграции эскизного проекта модели одежды с базой данных для разработки ее конструкции

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Усл.-печ 1,0. Тираж 80 экз. Заказ №________

Информационно-издательский центр МГУДТ

115998, г.Москва, ул. Садовническая, 33

Отпечатано в ИИЦ МГУДТ


Скачать файл (723.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru