Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Контрольная работа - Конституционное право Республики Беларусь - файл к.р. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.doc


Контрольная работа - Конституционное право Республики Беларусь
скачать (41.6 kb.)

Доступные файлы (1):

к.р. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.doc690kb.30.07.2006 05:05скачать

содержание

к.р. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.doc

Реклама MarketGid:
СОДЕРЖАНИЕ


1. ОПРЕДЕЛИТЕ ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА.



3

2. РАСКРОЙТЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.



9

3. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СУВЕРЕНИТЕТ, ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.




12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

18




^ 1. ОПРЕДЕЛИТЕ ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди них – Конституция, Закон, Указ и другие правовые акты. Эти формы правовых актов характерны практически для всех институтов конституционного права, и не следует думать, что каждому институту соответствует какая-то одна форма. Так, институт исполнительной власти регламентируется в форме конституционных норм, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, заключений Конституционного Суда. То же можно сказать о каждом институте

Под источниками конституционного права понимаются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Источником конституционного права является не любой нормативный документ, а лишь тот, в котором содержатся нормы конституционного права.

К источникам конституционного права относят:

1) нормативный правовой акт;

2) судебный прецедент;

3) конституционный обычай;

4) международные и межгосударственные договоры;

5) доктрины известных ученых-юристов;

6) религиозное право;

7) каноническое (религиозное) право.

К нормативным правовым актам, являющимся источниками конституционного права, относятся:

1. Конституция Республики Беларусь, принятая 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями в результате референдумов от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) - Основной закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Среди источников позитивного конституционного права Конституция занимает важнейшее место. Это основной закон всякого государства, хотя в писаной форме его может и не быть (Великобритания). Однако конституция может формально существовать, но практически не играть никакой роли вследствие перенесения центра тяжести на партийные структуры власти (тоталитарные государства) Для демократии главное заключается в установлении реального конституционного строя (конституционализма), основанного на принципах естественного права и правового государства.

Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. Но определенные нормы конституции могут иметь прямое действие, т.е. для своего применения не нуждаются в дополнительном регулировании. В ряде стран (в частности, во Франции) к конституции примыкают органические законы, которые принимаются в развитие ее бланкетных предписаний. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.

2. Законы, принимаемые Парламентом - нормативные правовые акты, закрепляющие принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

По степени важности и характеру регулируемых отношений законы подразделяются на: основные (Конституция); конституционные; органические; обычные.

Основные законы (Конституция) являются источником конституционного права, обладая при этом высшей юридической силой (ст. 137 Конституции Республики Беларусь).

Конституционные законы делятся на две разновидности. Первая разновидность это законы, которые вносят изменения в текст Конституции либо существенно дополняют его. Ст. 139 Конституции Республики Беларусь предусматривает возможность наличия в Республике Беларусь и конституционных законов. В частности, для изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь может быть принят закон. Вторая разновидность конституционных законов – группа законов, составляющих так называемую неписаную Конституцию, т.е. формально это обычные законы, но в силу своих возможностей они выполняют функцию Конституции.

Органические законы определяют статус органов государства на основе бланкетных статей Конституции (в Республике Беларусь такими законами можно считать нормативные акты, регулирующие деятельность Совета Министров, Конституционного Суда и др.). Это особый источник конституционного права, который имеет ряд специфических черт. Суть органических законов, в отличие от конституционных, состоит в том, что они дополняют Конституцию, не изменяя ее основных принципов, не затрагивая ее глубинной сущности [5, с. 11].

Обычные законы регулируют менее важные общественные отношения, образующие предмет конституционного права. Надо отметить, что Конституции, конституционные и органические законы являются источниками конституционного права в полном объеме, обычные же законы – либо в полном объеме, либо в частичном (в зависимости от наличия в них конституционно-правовых норм).

3. Декреты Президента Республики Беларусь - нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временные декреты) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

4. Указы Президента Республики Беларусь - нормативные правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы.

5. Постановления палат Парламента Республики Беларусь - Национального собрания Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента - Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

6. Регламенты палат Парламента Республики Беларусь. Эти акты принимаются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь каждой палатой для организации своей деятельности и не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента Республики Беларусь. Этим они отличаются от законов. Регламенты регулируют круг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлением законодательного процесса (создание комиссий и комитетов, порядок прохождения законопроектов и т.д.). Это нормативные акты с узкой сферой применения.

7. Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь.

8. Решения местных органов управления и самоуправления.

9. Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм. (Конституционный Суд: Россия, Азербайджан, Казахстан, Молдова и др.; Парламент: Республика Беларусь; Суд: США).

10. Акты чрезвычайных органов (Временное правительство, Временный комитет и др.). Такие акты представляют собой отчасти нестандартные источники конституционного права, потому что они принимаются в чрезвычайных ситуациях [6, с. 24].

К международным и межгосударственным договорам, являющимся источниками конституционного права, относят:

1) Акты международного права (Устав ООН; Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Международный Пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.; Хельсинский заключительный акт 1976 г. и многие другие). Отметим, что, согласно ст. 8 Конституции Республики Беларусь, Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права.

2) Нормативные акты, принятые в рамках СНГ. К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Республика Беларусь, а также Союзом России и Белоруссии и других объединений части государств СНГ и России. Такие акты, еще не вошедшие в практику, в будущем, возможно, будут приниматься Межпарламентской Ассамблеей, Парламентским Собранием Союзом России и Белоруссии и наднациональными исполнительными и судебными органами. Процедура их принятия и юридическая сила пока не определены [1, с. 21].

В международной юридической практике используются и другие источники (судебный прецедент, обычай, доктрины известных ученых-юристов, шариат – свод норм мусульманского права и др.). Рассмотрим их подробнее.

Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, которое признается обязательным при рассмотрении в последующем аналогичных дел. Обычно прецедент применяется в странах, воспринявших англосаксонскую систему права (Великобритания, США, Индия и некоторые другие). В этих странах создана система норм, именующаяся как «общее право», в отличие от «статутного права», то есть законов, принятых Парламентом.

Конституционный обычай – способ реализации конституционно-правовых норм. Это правила, которые сложились исторически и поддерживаются государством. Конституционный обычай – это обычай, выгодный государству. Государство его поддерживает, по каким-то причинам не перенося в писаное право. Правовые обычаи, как правило, носят не политический, а церемониальный, обрядовый характер. Обычаи существуют практически во всех странах, хотя только в отдельных из них они считаются официальными источниками конституционного права, например: в Великобритании – конституционные соглашения; «король не может быть неправ».

Доктрины известных ученых-юристов. В древности и в средние века трактаты известных юристов, толковавших нормы права, фигурировали в судах как источники права. Эта группа источников права относится к сфере англосаксонского права. Сегодня в решениях некоторых судей (например, британских) можно встретить ссылки на труды ученых-юристов, хотя официально они рассматриваются не как источники права, а лишь как средство дополнительной аргументации. Доктринальные источники достаточно широко используются и в США, например: труды Дж. Медисона, А. Гамильтона, Т. Джефферсона и др. Работы современных авторов источниками конституционного права, как правило, не являются.

Религиозное право (мусульманское, индуистское, иудейское и др.). Надо сказать, что этот источник применяется довольно редко и далеко не во всех странах. Мусульманское право, возможно, наиболее разработанная отрасль религиозного права, потому что оно включает практически столько же частей и групп, сколько обычное светское право. В частности, в ряде стран шариат является источником конституционного права (Конституция Египта 1971 г., Конституция Пакистана 1973 г., Конституция Сирии 1971 г., Конституция Ирана 1979 г. и др.), который заключен в Коране, т.е. боговдохновенное право. С точки зрения формы – это писаное право. Вторая часть мусульманского права – сунна. Это предания, исламские традиции. Третью группу составляет иджма – общее мнение теологов, включающее в себя акты первых четырех праведных халифов, которые приняты после консультации теологов. Четвертая – фикх. Она является правовой доктриной, т.е. наукой о праве. Дальше идет кияс – умозаключение по аналогии, правовой прецедент. И последняя часть – фетва. Это решения, сконструированные на основании разрешения конкретных дел. Фетвы принимаются авторитетными лицами в исламе и являются обязательными для всех мусульман [5, с. 13].

^ 2. РАСКРОЙТЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. Но в то же время – это политический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические отношения в обществе. Однако это уже область политологии. Некоторые ученые полагают, что конституция выполняет и определенную идеологическую функцию, хотя это скорее свойственно тоталитарному государству.

Под конституцией (термин происходит от латинского constitutio – установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Наряду с идеологическими и политическими свойствами любая конституция обладает и юридическими свойствами. Степень их выраженности во многом зависит от содержания конституции. Они позволяют установить ее место в общей системе правовых источников государства.

Как уже указывалось, конституция является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине конституцию нередко называют ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции ссылка на закон имеется около ста раз [3, с. 41].

Благодаря закрепленному в Конституции правовому статусу органов государственной власти, можно определить иерархию принимаемых ими нормативных актов. При этом следует иметь в виду, что сама Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным нормативным правовым актам. Это ее важнейшее юридическое свойство. Соответствующие правила (о верховенстве Конституции) закрепляются в самом Основном Законе. Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены. Правда, в истории белорусского государства был случай, когда иному нормативному акту был придан более высокий юридический вес, нежели Конституции Республики Беларусь. 25 августа 1991 г. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь был придан статус конституционного закона, обладающего более высокой юридической силой, нежели Конституция: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приоритет имели нормы первого документа.

Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, то есть необходимости базировать их на Конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с Конституцией. Обычно в переходных положениях Конституции на это обращается внимание.

Следующим важнейшим юридическим свойством Конституции является ее стабильность, устойчивость. Нередко это зависит от стабильности общественных отношений. Образцом стабильности является Конституция США, которая была принята в 1787 году и действует уже более двухсот лет. В нее внесено всего 27 поправок. В свою очередь, во Франции было принято полтора десятка конституций. В Беларуси действует пятая по счету Конституция Республики Беларусь. Оптимальное сочетание норм-целей и норм конкретного характера способствует устойчивости Конституции, мягкой трансформации ее норм с учетом складывающихся политических, экономических и социальных условий [3, с. 43].

Стабильности Конституции в юридическом плане содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок ее принятия.

Юридическая функция Конституции Республики Беларусь также состоит в том, что Конституция:

а) становится основой всего правопорядка в обществе;

б) непосредственно порождает права и обязанности;

в) служит фундаментом для принятия всех остальных нормативно-правовых актов.

К свойствам Конституции относятся также реальность и народность.

Реальность Конституции означает, что данный документ должен отражать фактическую ситуацию в обществе. В противном случае Конституция будет фиктивным документом и не будет иметь авторитета в народе, следовательно, не будет соблюдаться [1, с. 59].

Народность Конституции состоит в том, что она должна выражать интересы народа, а именно, закреплять общественные отношения, которые являются результатом деятельности человека и народа в целом, а также создаваться и приниматься народом либо через своих представителей, либо непосредственно им самим.


^ 3. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СУВЕРЕНИТЕТ, ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойство государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства.

Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государственную власть. В то же время народ выступает как своеобразный гарант государственного суверенитета, ибо любое ущемление независимости государства, умаление верховенства власти означает нарушение коренных интересов народа, создает источники внутренних или международных конфликтов.

Верховенство государственной власти – это прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, т.е. исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости (политической, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.

Суверенитет государства – неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. По этой причине первые демократические конституции четко закрепляли неделимость суверенитета. Например, Конституция Франции 1791 г. устанавливала: суверенитет «един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем'' [1, с. 126].

Идея суверенитета, обоснованная и сформулированная политическими мыслителями, юристами и философами на исходе средних веков, когда прогрессивный для того времени класс буржуазии шёл к власти, ломая замкнутость феодальных вотчин, жёсткие абсолютистские режимы, сдерживая неограниченную власть церкви, затем обогащалась в течение длительного времени. Каждый этап развития общества и государства порождал новые правовые аспекты в развитии и совершенствовании теории суверенитета и реализации его на практике при самостоятельном проведении государствами внутренней и внешней политики [4, с. 7].

Огромное внимание уделяли учёные-юристы конституционного (государственного) и международного права СССР и союзных республик обоснованию одновременного функционирования союзного суверенитета и суверенитета каждой союзной республики, сочетанию этих двух государственных суверенитетов в масштабе федеративного государства. С распадом СССР Республика Беларусь обрела полную самостоятельность и государственную независимость, она признана полноправным участником мирового сообщества государств.

Юридическое закрепление статуса Республики Беларусь как суверенного государства произошло в связи с принятием Декларации Верховного Совета БССР от 17.07.1990 г. ''О государственном суверенитете Республики Беларусь'', в которой торжественно провозглашен полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях[9].

Поскольку к этому времени Конституция БССР 1978 г. претерпела множество изменений и фактически не действовала, Верховный Совет придал Декларации “О государственном суверенитете Республики Беларусь” силу конституционного закона. Все издаваемые в то время законы и иные нормативные акты должны были соответствовать содержанию и духу этой Декларации. Республика Беларусь как государство никогда не имела подобного правового документа, в котором бы так ясно и подобно закреплялись сущность государственного суверенитета, формы его реализации и гарантии.
Надо было решать все вопросы жизнеобеспечения своего населения, справедливо разделить общесоюзную собственность, обеспечить управление всеми экономическими, политическими и социально-культурными отраслями, обороной страны, внешнеполитической и экономической деятельностью, т. е. создать заново научно обоснованный, эффективный государственный аппарат, способный обеспечить внутренние и внешние формы проявления государственного суверенитета Беларуси; сформировать и разместить соответствующие рода войск, обеспечить охрану границы и целостность территории государства; иметь определённый материально-финансовый запас, валюту и другие ценности; создать свои посольства, консульства и представительства за рубежом и разрешить размещение подобных учреждений иностранных государств в Беларуси. Следовательно, поддержание государством надлежащего уровня своего суверенитета требует не только многообразия его политических действий, но и больших материально-финансовых затрат.

Наиболее полно основы суверенитета Республики Беларусь были закреплены в Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994г. Само понятие государственного суверенитета закрепляется в ст. 1 Конституции Республики Беларусь, где провозглашается, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок [7].

Республика Беларусь успешно прошла период становления и функционирования реального государственного суверенитета

Сегодняшний день ставит на карту новую проблему. В феврале 1997 г. был создан Союз Беларуси и России, закреплённый Договором между ними и Уставом этого Союза. На основе этих международно-правовых документов созданы и функционируют совместные государственные представительные и исполнительные органы. Имеется самостоятельный бюджет Союза Беларуси и России, гражданство Союза. Граждане Беларуси и России одновременно являются гражданами Союза Беларуси и России. В связи с этим им предоставлены дополнительные союзные права, свободы, а также на них возлагаются определённые обязанности. Союз Беларуси и России обладает международной правосубъектностью.

8 декабря 1999 г. в Москве был вновь заключён Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании союзного государства. Это новый прорыв в сближении дружеских, братских государств и народов, направленный на создание в недалёком будущем единого Союзного государства, более эффективного, экономического и социально-культурного развития Беларуси и России, резкого повышения уровня жизни их народов.
Намечено сближение государств в области экономики, финансов, валюты, законодательства, обороны и безопасности, внешней политики, таможенных правил, гражданства, создания единого территориального пространства.
В настоящее время нет полной ясности о модели будущего Союза государств: будет ли это федерация, конфедерация или иная форма содружества.
Процессы сближения государств идут во всём мире — в Европе, Азии, Африке, Южной Америке. И везде на первое место выдвигается идея сохранения суверенитета объединяющихся государств [4, с. 12].

К конституционным гарантиям суверенитета Республики Беларусь (условиям его осуществления), закрепленным в Конституции Республики Беларусь, относятся следующие:

1) Принцип народного суверенитета (ст. 3 Конституции Республики Беларусь), в соответствии с которым единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ.

2) Принцип верховенства права (ст. 7 Конституции Республики Беларусь), по которому государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

3) Закрепление территориальной целостности государства, единства и неотчуждаемости территории Беларуси (ст. 9 Конституции Республики Беларусь). Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь. В состав территории государства включаются суша, воды, недра, воздушное пространство, образующие материальное содержание суверенитета. Государственная граница выступает юридически закрепленным пространственным пределом государственной территории и действия государственного суверенитета [2, с. 117].

4) Неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета является гражданство, подразумевающее взаимную правовую связь государства и жителя этого государства. Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами (ст. 10 Конституции Республики Беларусь).

5) Закрепление исключительной собственности государства на недра, воды, леса, земли сельскохозяйственного назначения как экономический базис суверенитета Республики Беларусь (ст. 13 Конституции Республики Беларусь).

6) Закрепление международной правосубъектности Республики Беларусь на международной арене, ее самостоятельности в определении и проведении своей внешней политики (ст. 8, 18 Конституции Республики Беларусь). Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.

7) Наличие государственных символов и столицы. Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, а столицей - город Минск (ст. 19 и ст. 20 Конституции Республики Беларусь).

Таким образом, Конституция Республики Беларусь закрепляет основные конституционные гарантии суверенитета государства: целостность и неприкосновенность территории; суверенитет народа - источник государственного суверенитета; наличие государственных символов; верховенство права и др.

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. - М.: НОРМА, 2004. - 816 с.

2. Василевич Г.А., Шавцова А.В. Конституционно-правовые основы суверенитета Республики Беларусь: Учебно-методическое пособие. - Мн.: ЗАО ''Веды'', 2002. - 176 с.

3. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учеб. для студ. вузов. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 832 с.

4. Головко А.А. Современные проблемы государственного суверенитета в Республике Беларусь // Право и политика. - 2000. - № 1. - С. 6-18.

5. Обухович И.В. Курс лекций по конституционному праву Республики Беларусь. – Мн.: МИТСО, 2003. – 136 с.

6. Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. - 379 с.

7. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.-05.01.1999.-N 1- 1/0.

8. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн.: Молодежное научное общество, 2003. - 172 с.

9. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 N 193-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1991.- N 31.-ст.536.

10. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 04.11.1998 N 196-З(ред. от 04.01.2003)// Ведомости Национального собрания Республики Беларусь.- 1998.- N 35.- ст. 516.

11. Шевцов В.С. Суверенитет советского государства. - М.: Юридическая литература, 1972. - 263 с.
Реклама:





Скачать файл (41.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru