Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по истории Казахстана - файл 1.doc


Лекции по истории Казахстана
скачать (695 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc695kb.16.11.2011 07:24скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1)Преподаватель курса: Исабаев Нурлан Жанатович старший преподаватель кафедры истории Казахстана ЕНУ им. Л.Н. Гумилева.

Научные интересы: Историческое краеведение, политическая история, методология истории.

Научная школа: ЕНУ им.Л.Н.Гумилева, магистратура ЕНУ им.Л.Н.Гумилева


2)Название курса: история Казахстана


3.)Характеристика курса

3.1.Назначение курса:

История Казахстана является обязательной дисциплиной для изучения студентами всех специальностей университета. Известно, что народ лишенный собственной истории, становится манкуртом. Сегодня, в условиях формирования исторического сознания, востребованной является именно Отечественная история, позволяющая показать динамику исторических процессов, происходивших на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней.


^ 3.2.Цель курса:

Изучить основную проблематику учебной дисциплины «История Казахстана». Сформировать историческое сознание и мышление у студентов, подготовить их к активному участию в решении задач, стоящих перед Реcпубликой Казахстан.


^ 3.3.Специальные задачи:

•Ознакомить студентов с предметом курса

•Сформировать умения осмыслить страницы истории, неоднозначно оцениваемые в современной историографии

•Создать объемное, выходящего за рамки узко-национального, видение истории, приобщить студентов к глобальной сокровищнице исторического знания

•Овладеть навыками научно-исследовательской работы, а также методами беспристрастного анализа хода развития истории;

•Научить творчески мыслить, грамотно излагать исторический материал, работать с первоисточниками.


^ 3.4.Знания и умения после прохождения курса:

• Студент должен полностью освоить курс истории Казахстана.

• Студент должен уметь работать с первоисточниками по истории Казахстана

• Необходимо выработать умение объективно подходить к толкованию исторических фактов различными научными школами и выявлять рациональное зерно в оценке явлений и событий, связанных с историей Казахстана.


^ 5.5. План курса





Тема

Лек

1

1.Доисторический период истории Казахстана

2

2

Древние государства на территории Казахстана в 8 веке до

нашей эры – 4 в н.э. Номадизм как тип цивилизации

2


3

Казахстан в эпоху раннего средневековья

2

4

Казахстан в 13 – первой половине 15 века


2

5

Казахстан во второй половине 15 – начале 18 века

2


6

Казахстан в составе Российской империи (18-19 вв.)

2


7

Национально-освободительное движение в Казахстане

2


8

Казахстан в начале ХХ века

2

9

Казахстан в период гражданского противостояния

2


10

Казахстан в период становления тоталитарной системы (20-30гг.)

2


11

Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг. )

2

12

Казахстан в послевоенный период (1946-1956гг.)

Освоение целинных и залежных земель

2


13

Казахстан в 60-х середине 80-х годов

2

14

Казахстан в условиях реформирования и обновления общества

(1985-1991гг.)

2


15

Казахстан на современном этапе

2


16

Всего

30



^ Тема I: Доисторический период истории Казахстана.


Цель – представить научную картину происхождения человека, возникновения и развития человеческого общества на территории Казахстана, а также охарактеризовать основные этапы его развития.


План:

  1. Общая характеристика и периодизация доисторического периода

  2. Каменный век на территории Казахстана: периодизация, особенности, памятники

  3. Эпоха бронзы: периодизация, особенности, памятники

  4. Экономика и социальная организация доисторического периода


^ Основные понятия: «доистория», каменный век, бронзовый век, железный век, социальная организация, неолитическая революция, андроновская культура, бегазы-дандыбаевская культура, социогенез, техногенез, антропогенез.


Историческая наука представляет собой комплекс взаимосвязанных общественных наук, изучающих эволюцию человеческого общества в отдельных аспектах и в целом. В строгом смысле «история» (от греч. Historia – рассказ о минувшем познанном; знание) является описанием событий прошлого. Соответственно, предметом истории Казахстана является процесс происхождения и развития человеческого общества на территории Казахстана.

Описание прошлого возможно на основе каких-либо источников. Под источниками понимаются те или иные памятники оставшиеся от прошлых эпох. Они бывают вещественными (предметы материальной культуры), этнографическими (традиции, обычаи и т.п), лингвистическими, устными (фольклор) и письменными.

Одной из сложных проблем истории является вопрос о происхождении человека и его древнейших этапов развития. Наука утверждает, что уже более двух миллионов лет назад появился предок человека. Не менее сложной представляется выявления прародины человека.

Для обозначения периода человеческой истории до возникновения письменности в 1851 г. Д.Уиолсоном был введен термин «доистория» или «праистория». Данный термин получил широкое распространение. Поэтому можно сказать, что доистория – часть истории человечества, «анонимный»

ее период.

Периодизация доисторического периода представляет сложную и еще не решенную до конца научную проблему. Это относится как к общей (исторической), так и к специальным периодизациям – археологической, антропологической и др.

В 1870г. американским этнологом Льюс Морганом, в его труде «Древнее общество» впервые была предложена общая периодизация первобытной истории. Используя установившееся членение в XYIIIв. исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации, он разделил эпоху дикости на три ступени: низшую (начинается с появление человека и членораздельной речи); среднюю (с возникновения рыболовства и применения огня); высшую (с изобретения лука и стрел). Аналогично была представлена эпоха варварства. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением гончарства, к средней – освоением земледелия и скотоводство, высшей – освоением железа. С изобретением буквенного письма, алфавита начинается эпоха цивилизации.

Ф.Энгельс обобщил периодизацию Моргана, определил эпоху дикости, как время присваивающего, а эпоху варварства, как время производящего хозяйства.

Из специальных периодизаций первобытной истории наиболее важным является археологическая. Итак, историю человеческого общества археологи делят на эпохи, условно называемые веками: каменный (орудия труда изготовлялись из камня (галька, кремень); бронзовый (использовали сплав олово и меди, а так же и другие полиметаллы), железный (использовали железо).

Для создания более полной научной картины прошлого, доисторический период развития человечества следует рассматривать по трем линиям: антропогенез – процесс возникновения и развития человека как общественного существа; техногенез – процесс развития техники обработки и применения орудий труда, что в свою очередь вело к прогрессу материальной культуры; социогенез- процесс развития человеческого общества от простейших форм к сложному общинному коллективу. Эти линии взаимосвязаны и в совокупности формируют четвертую – развитие духовной культуры человека.

2. Древний каменный век – время становления человека, его мышления, производственной деятельности и культуры.

В исторической науке принята следующая периодизация каменного века:

  • Палеолит (древнекаменный) начинается 2,6 млн. лет назад (3 этапа: олдувай, ашель, мустье) и завершается 10 тыс. лет назад до н.э.

  • Мезолит охватывает 10-7 тыс. лет до н.э.

  • Неолит (новокаменный) датируется 7-5 тыс. до н.э.

  • Энеолит (медно-каменный век) 4-3 тыс. лет до н.э.

  • Следы первого человека – “хомо эректуса” (человека прямоходящего) на территории Казахстана обнаружены археологами в ашельский период. Они представлены древними орудиями, к их числу относятся массивные кремневые отщепы, рубила разных форм (бифасы, унифасы), нуклеусы, скребла и т.д. Одним из мест, благоприятных для расселения древних насельников на территории Казахстана, был район горного хребта Каратау. В горных пещерах Каратау, в Северном Прибалхашье обнаружены стоянки с грубо обработанными каменными орудиями. Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь, Кудайколь, Жаман-Айбат и др.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Скачать файл (695 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru