Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Реферат - Роль и место служб охраны труда в электроэнергетике - файл СУОТ.doc


Реферат - Роль и место служб охраны труда в электроэнергетике
скачать (133.7 kb.)

Доступные файлы (2):

Содержание.doc25kb.23.09.2010 22:19скачать
СУОТ.doc249kb.23.09.2010 22:13скачать

СУОТ.doc

Реклама MarketGid:
Введение

Важнейшим органом управления безопасностью труда явля­ются служба охраны труда организации, которая осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности, определен­ных законодательными и нормативными правовыми актами, и организует работу по улучшению условий и охране труда на предприятии.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работо­дателя, осуществляющего производственную деятельность создается служба охраны труда с учетом специфики своей производственной деятельности или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

С 1 января 2003 г. введен в действие ГОСТ Р 12.0.006.2002 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организациях», гармонизированный с международным стандартом OHSAS 18001—99 и Руково­дством по системам управления безопасностью и охраной труда ILO-OSH 2001, разработанным Международной организацией труда. ГОСТ Р 12.0.006.2002 определяет требования и процедуры управления охраной труда, хотя не обязывает организации иметь системы управления охраной труда. Однако при их внедрении должны соблюдаться его требования. Он предусматривает не только достижение нормативных требований по условиям и безопасности, а постоянный их мониторинг и улучшение. Все большее число организаций России внедряют менеджмент каче­ства, составляющей которого является менеджмент условий, ги­гиены и безопасности труда на основе ГОСТ Р 12.0.006.2002 и OHSAS 18001-99.

Служба охраны труда является необходимой составляющей организации независимо от формы собственности и специфики труда организации. Реферативная работа посвящена исследованию роли и определению места службы охраны труда на предприятиях электроэнергетики.

Объект исследования: организация работы предприятия в условиях требований нормативно-правовых документов в области охраны труда.

Предмет: служба охраны труда на предприятиях электроэнергетики.
^ Система управления охраной труда.

В целях совершенствования организации работы по охране труда на предприятиях электроэнергетики разработано и утверждено «Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) в подразделениях и организациях РАО ЕЭС России» от 14.01.98 № 5р.

Под охраной труда подразумевается система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда. В свою очередь управление охраной труда в организации - это подготовка, принятие и реализация решений по сохранению здоровья и жизни профессионала в процессе его производственной деятельности. Система управления охраной труда (СУОТ) является частью общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Объектом управления охраной труда является деятельность функциональных служб и структурных подразделений предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и в организации в целом. Система включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий охраны труда организации.

Стратегическим направлением политики предприятия электроэнергетики любого уровня (исполнительный аппарат РАО «ЕЭС России»; представительства РАО «ЕЭС России» по управлению акционерными обществами; территориальные обособленные подразделения межсистемных электрических сетей РАО «ЕЭС России»; филиалы и другие обособленные подразделения РАО; акционерные общества энергетики и электрификации со своими подразделениями, акционерные общества-электростанции, научно-исследовательские и проектные институты, строительные, ремонтные, наладочные и другие предприятия и организации, предприятия промышленности, машиностроения, стройиндустрии и другие предприятия и организации, акции (вклады в уставный капитал) которых принадлежат РАО) в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Для успешной реализации этой стратегии следует руководствоваться следующими принципами организации работы по охране труда на предприятии



Ориентирующие принципы – основополагающие идеи, определение направления поиска безопасных решений.

Управленческие принципы определяют взаимодействие между отдельными стадиями и частями процесса обеспечения безопасности (планирование, организация, контроль, учет, анализ, регулирование).

Технические принципы направлены на предотвращение воздействий опасных и вредных производственных факторов, основанное на действиях физических законов (принцип защиты расстоянием, временем, экраном, прочностью или блокировкой).

Организационными являются те принципы, которые реализуют целые достижения реализации труда.

Кроме того:

  • комплекс мер и средств безопасности должен быть адекватен возможным угрозам и рискам и достаточен с точки зрения действующего законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности личности;

  • организационные и технические меры безопасности не должны мешать персоналу выполнять свое производственное задание;

  • применяемые методы и средства сами не должны представлять опасности для работающих;

  • меры безопасности не должны противоречить действующему законодательству.

При определении цели и задач организации в области охраны труда руководство, несущее ответственность за охрану труда в организации, должно:

  • определять общие цели по улучшению условий и охраны труда работников;

  • определять характер и масштаб рисков, связанных с хозяйственными целями организации;

  • включать обязательства руководства организации (работодателя) по соблюдению соответствия условий и охраны труда в организации законодательству в области охраны труда и государственным нормативным требованиям охраны труда;

  • включать обязательства руководства организации по постоянному улучшению условий и охраны труда, формированию общественных органов и служб охраны труда, обеспечению социального партнерства, информированию работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих производственных рисках, о полагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью;

  • предусматривать основу для установления целей и задач по охране труда и их анализа.

При создании системы управления охраной труда необходимо:

  • определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию;

  • выявлять факторы охраны труда, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности, с тем, чтобы определить наиболее существенные воздействия на условия и охрану труда;

  • определять политику организации в области охраны труда;

  • определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

  • разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

Управление охраной труда включает в себя функции по подготовке, принятию и реализации управленческих решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических медицинских и социальных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение работоспособности, здоровья и жизни работников отрасли в процессе труда.

Цель внедрения системы управления охраной труда (СУОТ) - обеспечение безопасных и нормальных условий труда для работников на всех стадиях производственного процесса; условий, при которых обеспечивается не только своевременное устранение каких-либо нарушений норм по охране труда, но и предупреждение возможности их возникновения.

^ Основные задачи, решаемые при применении СУОТ:

  • установление определенных функций и обязанностей по охране труда для работодателей и работников (руководителей, специалистов, служащих, рабочих) на всех уровнях управления производством;

  • выявление опасностей, оценка, регулирование и контроль риска;

  • планирование мероприятий по охране труда, организация их исполнения, постоянный контроль, учет, анализ и оценка проводимой работы;

  • организация подготовки персонала (обучение работников методам и приемам безопасного производства работ, проверка знаний, аттестация, стажировка, дублирование, инструктаж);

  • организация пропаганды требований нормативов и передового опыта по охране труда среди персонала;

  • управление производственно-технологическими операциями, выбор и реализация защитных мер;

  • обеспечение для обслуживающего персонала безопасности технологических процессов и оборудования;

  • обеспечение для работников безопасности при строительстве, ремонте и эксплуатации производственных зданий и сооружений;

  • приведение санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах в соответствие с нормами;

  • создание для работников отрасли благоприятных социальных условий, установление оптимальных режимов труда и отдыха;

  • аттестация рабочих мест по условиям труда;

  • организация санитарно-бытового и лечебно-профилактического медицинского обслуживания работников;

  • организация профессионального отбора работников;

  • обеспечение работников средствами защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

  • нормотворческая деятельность, организация обеспечения работников нормативными материалами по охране труда;

  • информационное обеспечение;

  • ознакомление работников с состоянием охраны здоровья и безопасности труда;

  • организация внутриведомственного контроля за соблюдением требований по охране труда в процессе производства;

  • стимулирование работы по обеспечению безопасности производственных процессов, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения работающими нормативов по безопасности труда;

  • регистрация несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;

  • анализ результатов деятельности по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; разработка на основе анализа соответствующих мероприятий;

  • предупреждение аварий и подготовка персонала к действиям в аварийных ситуациях;

  • применение различных форм воздействия на субъектов и объекты управления;

  • обмен информацией между различными уровнями управления организации, между организацией и государственными и общественными структурами;

  • контроль соответствия состояния охраны труда в организации действующему законодательству и государственным нормативным требованиям охраны труда.

^ Служба охраны труда на предприятии.

В соответствии с требованиями трудового законодательства (ст. 217 ТК РФ) у каждого работодателя, осуществляющего произ­водственную деятельность, численность работников которого пре­вышает 50 человек, должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соот­ветствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Если численность работников не превышает 50 человек, работо­датель сам принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфи­ки своей производственной деятельности.

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техниче­ское) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других долж­ностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.

Структуру службы и численность работников службы работода­тель определяет в зависимости от численности работающих, харак­тера условий труда, степени опасности производств и других факто­ров с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденных постановлени­ем Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10.

В организациях со среднесписочной численностью до 700 работ­ников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. Работодатель может приказом возложить обязанности по охра­не труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний тре­бований охраны труда наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

В организации с численностью более 700 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охра­не труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодателю рекомендуется организовывать для работников службы систематическое повышение квалификации и проверку зна­ний требований охраны труда. А так же работодатель должен обеспечивать необходимые условия для вы­полнения работниками службы своих полномочий. Рабочие места работников службы рекомендуется организовывать в отдельном по­мещении, обеспечивать современной оргтехникой и техническими средствами связи.

Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодате­лю или по его поручению одному из его заместителей. Ответствен­ность за деятельность службы несет работодатель.

Работники службы в своей деятельности руководствуются трудо­вым законодательством, федеральными законами и иными норма­тивными правовыми актами по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашения­ми (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным дого­вором, соглашением по охране труда, другими локальными норма­тивными правовыми актами организации.

К числу основных направлений деятельности работников службы охраны труда относятся:

  • организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

  • организация работы по проведению аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда;

  • организация пропаганды по охране труда;

  • организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда у работников;

  • планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда;

  • оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;

  • контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;

  • участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;

  • расследование и учет несчастных случаев.

Реализация основных направлений деятельности работников службы охраны труда осуществляется при использовании следующих путей и методов:

  • Планирование мероприятий по охране труда, организация их исполнения, постоянный контроль, учет, анализ и оценка проводимой работы осуществляется в соответствии с рекомендациями Минтруда России, нормативами по охране труда, Отраслевым (тарифным) соглашением, коллективным договором (соглашением о проведении мероприятий по охране труда), выводами из анализа производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе материалов расследования и другого информационного материала, результатами контрольных проверок состояния охраны и условий труда, предложениями комиссий и уполномоченных лиц по охране труда предприятия, предписаниями органов государственного надзора, организационно - распорядительными документами вышестоящих органов управления.

  • Подготовка персонала по охране труда проводится в соответствии с отраслевыми нормативами и государственными стандартами. Объем знаний по охране труда для каждого работника определяется должностной инструкцией и/или инструкциями по охране труда.

  • Пропаганда требований нормативов и передового опыта по охране труда осуществляется с использованием всех технических средств, включая печать, плакаты, радио, телевидение, кино, компьютерную и другую технику, выставки, семинары, курсы повышения квалификации, лекции, конкурсы мастерства и т.п.

  • Обеспечение безопасности технологических процессов и оборудования решается путем приведения их в соответствие с требованиями стандартов ССБТ, ГОСТов, правил безопасности, санитарных норм и правил, других нормативов; в необходимых случаях производится их механизация, автоматизация, модернизация или замена на более совершенные и проведением сертификации производственных объектов, электротехнического и энергетического оборудования на соответствие требованиям охраны труда и средств защиты при эксплуатации электроустановок.

  • Обеспечение безопасности при строительстве, ремонте и эксплуатации производственных зданий и сооружений достигается соблюдением требований по охране труда при их проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции и ремонте, изложенных в соответствующих СНиП, нормах проектирования, правилах и инструкциях.

  • Приведение санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах в соответствие с нормативами Госкомсанэпиднадзора, Минтруда России, Правительства Российской Федерации.

  • Устранение причин возникновения опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и применение современных эффективных средств коллективной защиты.

  • Установление для работников оптимальных режимов труда и отдыха ведется с учетом специфики их труда, в первую очередь - на работах с повышенными физическими и нервно-эмоциональными нагрузками, в условиях монотонности, с воздействием опасных и вредных производственных факторов. Предоставление работающим льготных режимов труда и отдыха производится в соответствии с нормативами Минтруда и Минздрава России.

  • Организация санитарно-бытового и лечебно-профилактического медицинского обслуживания работников, которая должна предусматривать: обеспечение работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами; функционирование этих помещений и устройств согласно действующим нормам и правилам; предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры работающих; лечебно-профилактическое питание в соответствии с Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда; проведение лечебно-профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний и реабилитации работоспособности в соответствии с коллективными договорами (соглашениями по охране труда).

  • Обеспечение средствами индивидуальной защиты должно осуществляться в соответствии с "Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" (как документом, устанавливающим минимальные нормы), установленным порядком их выдачи, хранения и пользования, а также Законом Российской Федерации о предприятии, расширяющим возможности предприятия в этой части.

  • Установление причин несчастных случаев на производстве в процессе расследования, которое проводится в соответствии с нормативными актами Правительства РФ, Минтруда России, РАО. Регистрация, расследование, учет и анализ профессиональных заболеваний в соответствии с нормативами Минздрава СССР. Участие в расследовании причин аварий зданий и сооружений обеспечивается в соответствии с нормативами Минстроя России.

  • Обеспечение работников нормативным материалом по охране труда включает в себя: ознакомление персонала с содержанием должностных инструкций, инструкций по производству работ и охране труда (при этом одним из обязательных условий является наличие в должностных и производственных инструкциях раздела по охране труда); обеспечение инструкциями рабочих мест; выдачу инструкций персоналу на руки.

Для выполнения функциональных обязанностей работникам службы охраны труда должны быть предоставлены следующие права:

  • в любое время суток беспрепятственно осматривать производственные, служебные и бытовые помещения предприятия, знакомиться с документами по вопросам охраны труда;

  • проверять состояние условий и охраны труда в подразделениях предприятия и предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

  • запрещать эксплуатацию машин, оборудования и производство работ в цехах, на участках, рабочих местах при выявлении нарушений нормативных правовых актов по охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к аварии, с уведомлением об этом работодателя;

  • привлекать по согласованию с работодателем и руководителем подразделений предприятия соответствующих специалистов к проверкам состояния охраны труда;

  • запрашивать и получать от руководителей подразделений материалы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушение нормативных правовых актов по охране труда;

  • требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда, обучение и проверку знаний по охране труда или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда;

  • предъявлять работодателю, руководителям подразделений предприятия предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда;

  • представительствовать по поручению руководства предприятия в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

Организация труда работников службы предусматривает закреп­ление за каждым из них определенных обязанностей и функций, предусмотренных в Положении о системе управления охраной труда (СУОТ) в подразделениях т организациях РАО «ЕЭС России» (Рекомендации по организации работы по охране труда), в их должностных инструкциях.

Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями предприятия, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) ли­цами по охране труда профессиональных союзов или иных уполно­моченных работниками представительных органов.

^ Комитет (комиссия) по охране труда.

Для координации и организации совместных действий работода­телей и работников по обеспечению и соблюдению требований охра­ны труда на предприятии создаются комитеты (комиссии) по охра­не труда. Комитет является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работни­ков в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства.

В соответствии со ст. 218 ТК РФ комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа. В их состав на пари­тетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда про­фессионального союза или трудового коллектива.

Выдвижение в комитет представителей работников, профессио­нальных союзов и иных уполномоченных работниками представи­тельных органов проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива, представители работодателей назначаются приказом (распоряжением) по предприятию.

Численность членов комитета может определяться в зависимости от числа работников на предприятии, специфики производства, структуры и других особенностей предприятия, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателей и работников (трудового коллектива). Условия создания, деятель­ности и срок полномочий комитета оговариваются в коллективном договоре или другом совместном решении работодателей и уполно­моченных работниками представительных органов. Состав комитета и Положение о комитете утверждаются приказом работодателя.

Комитет может избрать из своего состава председателя, заме­стителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета не рекомендуется избирать работника, который по своим служеб­ным обязанностям отвечает за состояние охраны труда на предприя­тии или находится в непосредственном подчинении работодателя.

Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не оговорено в коллективном договоре.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные дей­ствия работодателей и работников по обеспечению требований охра­ны труда, предупреждению производственного травматизма и про­фессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работ­ников о результатах указанных проверок, обзор предложений к раз­делу коллективного договора (соглашения) по охране труда.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании комитета и утверждается его председателем. Заседания комитета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Для выполнения возложенных задач рекомендуется получить соответствующую подготовку в области охраны труда по специальной программе на курсах за счет средств работодателя.

Основные задачи, функции и права комитета (комиссии) по охране труда в организации определены Типовым положением о ко­митете (комиссии по охране труда), утвержденным приказом Мини­стерства здравоохранения и социального развития Российской Фе­дерации от 29 мая 2006 г. № 413.

Комитет по охране труда осуществляет следующие функции:

  • рассмотрение предложений работодателей, работников, про­фессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работ­никами представительных органов для выработке рекомен­даций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;

  • оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охра­ны труда и проведения качественного инструктажа работни­ков по охране труда;

  • участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению вы­явленных нарушений;

  • информирование работников организации о проводимых ме­роприятиях по улучшению условий и охраны труда, профи­лактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

  • доведение до сведения работников организации результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

  • информирование работников организации о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззаражива­ющими средствами, сертифицированной специальной одеж­дой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

  • содействие в организации и проведении предварительных при поступлении и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустрой­стве;

  • содействие своевременному обеспечению работников, заня­тых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием;

  • участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприя­тий по охране труда в организации, обязательного социально­го страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за расходо­ванием средств организации и Фонда социального страхова­ния Российской Федерации (страховщика), направляемых на предупредительные меры по сокращению производствен­ного травматизма и профессиональных заболеваний;

  • содействие работодателю во внедрении в производство более современных технологий, новой техники, автоматизации мо­дернизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

  • подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здо­ровья работников, созданию системы морального и матери­ального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечивающих сохранение и улучшение со­стояния здоровья;

  • рассмотрение проектов и локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним ра­ботодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу.

Для выполнения вмененных функций комитету предоставляются следующие права:

  • получать от работодателя и службы охраны труда предприятия информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов;

  • заслушивать на своих заседаниях сообщения работодателя (его представителей) по вопросам выполнения ими обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах и соблюдения гарантий права работников на охрану труда;

  • участвовать в работе по формированию мероприятий коллективного договора или соглашения по охране труда по вопросами находящимся в компетенции комитета;

  • вносить предложения работодателю о привлечении к дисциплинарной ответственности работников за нарушения требований норм, правил и инструкций по охране труда;

  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях нарушения ими законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда или сокрытия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • вносить предложения о моральном и материальном поощрении работников трудового коллектива за активное участие в работе по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятии.

В своей работе комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, надзора и труда, профессиональными союзами, службой охраны труда предприятия и специалистами, привлекаемыми на договорной основе. Деятельность и оплата труда привлекаемых специалистов регламентируется коллективным договором или другим совместным решением работодателей и уполномоченных работниками представительных органов.

^ Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденными постановлением Министерства труда РФ от 8 апреля 1994 года №30. Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой области.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов - каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Основными задачами уполномоченных являются:

  • содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;

  • осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;

  • представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;

  • консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

  • контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда;

  • проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев;

  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда;

  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве;

  • предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

  • выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

  • обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовывать обучение по специальной программе за счет предприятия или за счет средств государственного фонда социального страхования (с сохранением среднего заработка обучаемому).

Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение.

Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

Заключение

Любая производственная деятельность человека потенциально опасна, поэтому правильно и грамотно организованная работа по охране труда позволяет сберечь главный производственный ресурс – жизнь и здоровье людей, работающих на предприятии. Работа по охране труда, позволяющая достигать определенных результатов, должна включать в себя:

  • организационные мероприятия (определение прав и обязанностей в области охраны труда всех работников в должностных инструкциях; создание системы управления охраной труда; утверждение положения о службе охраны труда; организацию обучения и инструктажей; организацию кабинета и уголков по охране труда; обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и аптечками; организация контроля параметров вредных и опасных факторов и т.д.);

  • технические мероприятия (модернизация оборудования; внедрение систем сигнализации и защиты от воздействия вредных и опасных факторов; внедрение систем автоматического, полуавтоматического и дистанционного управления технологическими процессами, систем автоматического управления технологическими режимами; частичное изменение технологии работ; мероприятия по снижению уровней опасных и вредных факторов; перепланировка размещения производственного оборудования; устройство новых дверных проемов, перегородок, тамбуров и т.п.);

  • мероприятия по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых условий и лечебно-профилактической работе (ввод в эксплуатацию новых или расширение существующих помещений, гардеробных, душевых, умывальных, помещений для личной гигиены женщин, комнат отдыха, уголков отдыха, помещений для обогрева работников, стационарных или передвижных столовых, комнат приема пищи, комнат по чистке и ремонту СИЗ, сушилок, тепловых переходов, тамбуров, бань и т.п.; организация медицинских осмотров; внедрение оптимальных режимов труда и отдыха; строительство новых или реконструкция существующих помещений фельдшерских или врачебных здравпунктов, комнат психологической разгрузки, ингаляториев, фотариев, диетических залов и т.п.; организацию горячего питания для работающих в ночные смены; установку различного медицинского процедурного оборудования, оборудования спортивных залов и площадок; внедрение производственной гимнастики; организацию питьевого снабжения; оборудование домов и баз отдыха, поликлиник при организации и т.д.);

  • социально-экономические (организация бесплатных обедов; стимулирование работы без травм и нарушений техники безопасности; обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.).

В независимости от структурной организации службы охраны труда, будь то одноступенчатая модель – «служба охраны труда», или трехступенчатая – «служба охраны труда – комитет по охране труда – уполномоченные лица по охране труда», главной целью является обеспечение безопасных и нормальных условий труда для работников на всех стадиях производственного процесса, а так же условий, при которых обеспечивается не только своевременное устранение каких-либо нарушений норм по охране труда, но и предупреждение возможности их возникновения, результатом чего будет увеличение числа лиц, которым будут улучшены условия труда; сокращение числа несчастных случаев; оздоровительный эффект от лечебно-профилактических мероприятий; величина предотвращенного экономического ущерба от несчастных случаев и заболеваемости; сохранение работоспособности, здоровья и жизни работников отрасли в процессе труда.

Литература

  1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда) /П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев – М.: Высшая школа, 2003. – 514 с.

  2. Безопасность жизнедеятельности . учебник для вызов / С.В. Белов., А.В. Ильинская, А.Ф. Кузьяков и др.; под общ. Ред. С.В. Белова. – 5-е изд., испр. И доп. – М.: Высшая школа, 2005. – 431 с.

  3. Девясилов В.А. Охрана труда: учебник. – 3—е изд., испр. И доп. – М.: ФОРУМ:ИНФРА – М, 2008. – 448 с.: ил. – (Профессиональное образование).

  4. Ефремова О.С. Охрана труда от А до Я. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательство «Альфа – Пресс». 2007. – 515с.

  5. Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) в подразделениях и организациях РАО «ЕЭС России» (Рекомендации по организации работы по охране труда), утвержденное распоряжением РАО «ЕЭС России» от 14.01.98 № 5р.

  6. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации".




Реклама:





Скачать файл (133.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru