Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Ответы на вопросы к устному экзамену по обществознанию - файл 1.doc


Ответы на вопросы к устному экзамену по обществознанию
скачать (206.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc207kb.02.12.2011 10:29скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

  1. Свобода, необходимость и выбор в человеческой деятельности.

Свобода – важнейшая ценности цивилизованного общ-ва.

Абсолютной свободы нет, свобода ограничивается правами и свободами других людей.

Свобода – осознанный выбор при совершении каких-либо действий (это осознанная необходимость выбора). Главная сила, определяющая необходимость деят-ти человека не связана с самим человеком (это могут быть общественные условия, нормы права и морали, традиции, учитывая которые человек принимает решение)

Свободной деятельности не бывает без выбора.

Признаки свободного общ-ва:

- конкуренция в экономич. отношении

- многообразие политич. партий

- демократич. пинципы гос. устройства

- поддержа свободомыслия

- справедливость

Конституционные свободы: свобода совести, слова, вероисповедания.


  1. ^ Понятия общества. Соотношение общества и природы, общества и культуры.

Общ-во ( в широком смысле)– обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения (человечество в целом).

Общ-во (в узком смысле) – определенная группа людей, объединившихся для общения, совместной деят-ти, взаимопомощи и поддержки друг друга. (общ-во книголюбов, дворянское общ-во)

Общ-во (в узком смысле) – определенный этап исторического развития чел-ва или конкретная страна (первобытное общ-во, французкое общ-во)

Общество и природа

Общ-во – обособившаяся часть природы (по качественным хар-кам), т.к. человек обладает волей и сознанием, выступает в кач-ве творца – создателя культуры (все созданное человеком).

^ С одной стороны, природная среда, климатич. условия воздействуют на общественное развитие (ускоряют или замедляют темп развития стран и народов)

С другой стороны, общ-во влияет на естественную среду (негативно или позитивно)

Общество и культура

Культура (в широком смысле) – все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого.

^ Культура не может существовать без общ-ва, т.к. создается людьми. Люди действуют на основе культурных норм.

Культура:

- материальная (здания, транспортные ср-ва, предметы быта)

- духовная (знания, язык, правила, нормы, ценности, символы)

Культурные универсалии – черты, присущие всем культурам:

- наличие языка с грамматикой, институт брака и семьи, религиозные ритуалы, нормы, связанные с заботой о детях.


  1. Общество как система. Основные сферы (подсистемы) и элементы общества.

^ Общ-во – динамическая система взаимодействующих подсистем и элементов (допускает различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей).

Важнейший элемент – соц. институты.

Соц. институт – устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деят-ть которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения. (Н-р, семья, гос-во, школа)

Основные подсистемы общества - сферы общественной жизни:

1) экономическая – отнош-я в процессе матер. произв-ва

2) политическая – деят-ть гос. орг-ций, политич. партий)

3) социальная – взаимодействие классов, соц. слоев и групп

4) духовная – мораль, религия, искусство, философия

Элементы подсистем:

1) экономическая - производственные учреждения (заводы, фабрики), учреждения транспорта, фондовые и товарные биржи, банки и т.п.,
2)
политическая - государство, партии, профсоюзы, молодежные, женские и пр. организации и т.п.,
3)
социальная - классы, страты, социальные группы и слои, нации и т.п.,
4)
духовная - церковь, образовательные учреждения, научные учреждения
Подсистемы и элементы общ-ва взаимосвязаны м/у собой и могут быть представлены как связи между социальными группами, нациями, индивидами, возникающими в процессе экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Для обозначения этих связей используется термин "общественные отношения" – это устойчиво повторяющиеся отношения, во многом безличные, затрагивающие важные стороны жизни людей.


  1. ^ Глобальные проблемы современности.

Глоб. проблемы – проблемы, актуальные для всего человечества.

- экологический кризис

- предотвращение третьей мировой войны

- сокращения разрыва в уровне эконом. развития м/у странами Запада и странами «третьего мира»

- стабилизация демографической ситуации в мире

- проблемы распространения СПИДа, наркомании

- борьба с международным терроризмом

Причины возникновения: 1) огромные масштабы человеческой деят-ти, радикально меняющие природ, общество, образ жизни людей

^ 2) неспособность человека рационально распорядиться своей силой

Экологич. кризис: - исчерпание природных ресурсов планеты, загрязнение Мирового океана и атмосферы. Выход из кризиса – изменить произв. Деят-ть, восстановить лесное, водное хоз-ва.

Проблема войны и мира: не допустить ядерной войны. Необходимо признать приоритет общественных ценностей, признать право народа самостоят-но решать и вбирать свою судьбу.


  1. ^ Основные вопросы экономики и способы их решения в разных экономических системах.

Основные вопросы экономики:

1) Что производить?

2) Как производить?

3) Для кого производить?

Типы экономич. систем:

1) Традиционная. (быт народов севера) В основе – традиция. Способ произв-ва, технологии неизменны. В чистом виде нет ни в одной стране в мире

^ 2) Командная. Преобладает гос. собственность на факторы произ-ва. Все решения по поводу производства товаров осущ-ся централизованно. Характерен дефицит либо перепроизводство отдельных товаров. Экономический стимул отсутствует.

^ 3) Рыночная. Преобладает частная собственность на ФП. Все решения по вопросам что и как производить предпринимаются децентрализовано. Вопрос для кого производить решается на рынках.

^ Цены на товары и услуги формируются на отдельных рынках.

Экономические стимулы действуют.

Рыночная эконом. система наз-ся ориентированной на потребителя.

4) Смешанная. Присутствуют черты всех основных эконом. систем.


  1. Роль государства в современной экономике. Прямые и косвенные методы государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основ экономических процессов.

Методы регулирования

  1. Прямые (административные)

    • контроль над монополиями

    • экология

    • разработка стандартов, их поддержание (Знаки качества, гос. стандарты)

  2. Косвенные (экономические) (гос. политика регулир-я цен: установление цены пола, потолка, ограничение объема произ-ва, введение налогов на производителей)

    • денежная политика

    • контроль за доходами

    • соц. политика

    • внешнеэкономическое регулирование




  1. Соц. структура общества. Классовый и стратификац. подходы к структуре общ-ва.

Соц. структура – внутреннее устройство общества.

Соц. статус – соц. положение чел. в общ-ве (достигаемый предписанный)

Соц. группа – совокупность людей, выделенных по таким критериям как пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жит-ва, образования.

Соц. расслоение – процесс образования слове среди населения в результате неравенства.

Социальное неравенство изучается в рамках двух различных подходов: классового и стратификационного.

Сущность классового подхода – в описании социальных классов как больших групп населения, выделяемых на основе некоторых качественных критериев, принципиально отличающих один класс от другого и четко обозначающих границу между классами. (бедные и богатые, угнетенные и угнетатели)

^ Классы понимаются как в большей или меньшей мере реальные группы, имеющие различные интересы.

Сущность стратификационного подхода – в описании социальных слоев (страт), выделяемых на основе количественных критериев (доход, образование, профессия). Границы между стратами проводятся условно, они понимаются не как реальные, а как номинальные группы, количество страт, выделяемых на основе каждого критерия, может быть различным.

Стратификац. подход создает более многомерную картину соц. действительности и способствует точнее выделять тенденции ее изменений.


  1. ^ Виды социальных норм и формы социального контроля за их соблюдением.


Норма – правило, образец.

С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение.

Виды норм:

1) Обычаи и традиции – привычные образцы поведения (свадебные, похоронные обряды, бытовые праздники)

^ 2) Правовые нормы – закрепл-ся в законах, издаваемых гос-вом, четко описывающих границы поведения и наказания за их нарушение. Соблюдение правовых норм обеспечив-ся гос-вом.

^ 3) моральные нормы – оценочная нагрузка (хорошо-плохо). Соблюдение моральны норм обеспечив-ся коллективным сознанием. Наказание – общественное осуждение.

^ 4) эстетические нормы (о прекрасном и безобразном)

5) политические нормы – регулир-ют политич. деят-ть, отнош-я м/у личностью и властью. Отражаются в законах, м/ународных договорах, политических принципах.

^ 6) религиозные номы – соблюдение поддерж-ся моральным сознанием верующих.

СОЦ, НОРМЫ – регулируют отношения в самом обществе: м/у людьми, группами людей, созданными ними организациями.

Формы соц. контроля:

1) санкции – выражение недовольства, выговор, штраф, наказание, выносимое судом.

- позитивные (поощрение)

- негативные (пресечение)
- формальные (закреплены в правилах)

- неформальные (эмоц. реакция)

2) общественное мнение (оценка обществом)

3) индивидуальное сознание

4) самоконтроль (совесть – знание того, что хорошо/плохо)

^ 5) соц. нормы


  1. Отклоняющееся поведение, его виды.

Отклон. поведение – поведение, которое не согласуется с соц. нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общ-во.

Отклоняющее поведение, носящее позитивный характер:

- проявление инициативы, новаторские предложения, чудачество, эксцентричность.

Отклоняющее поведение, носящее негативный характер:

- преступления и иные виды правонарушений (преступление – посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное УК: корыстные преступления, насильственный, агрессивные, экономические, терроризм)

- алкоголизм – хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков.

- наркомания – потребление наркотиков без рекомендации врача

- религиозный фанатизм

- расовая нетерпимость

- терроризм

- суицид

Причины девиантного поведения:

1) биологические – физическая предрасположенность (критика!)

2) психологические – ценностно-нормативные представления личности

3) социологические – кризисные явления в общественном развитии

^ 4) конфликт м/у господствующей культурой и субкультурой, отрицающей общепринятые нормы.



  1. Современные тенденции в развитии наций. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

2 тенденции развития:

1) интернационализм, основанный на экономической интеграции.
Интернационализм - добровольное сотрудничество разных рас и наций, не исключающее их суверенитета, равноправия.


^ 2) дифференциации наций и народностей, которая выражается в их стремлении к самоопределению. Эти процессы часто происходят в конфликтной форме. Возникают идеологии национализма, расизм а и шовинизма.

Основные принципы гос. нац. политики в Российской Федерации:
    ■ равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
    ■ запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
    ■ сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
   ■ равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
   ■ гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
    ■ право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
    ■ содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
    ■ своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
    ■ запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
     ■ защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.



  1. ^ Понятие, структура и функции политики.

Политика – искусство управлять гос-вом, стремление к участию во власти, распределение власти м/у гос-вами или группами людей.

Центральное звено политики – власть. Власть – способность или право управлять кем-либо, чем-либо даже вопреки сопротивлению. Политич. власть – сила, способная держать в подчинении страсти людей и воспитывать в них гражд. свободы.

Субъекты политики:

1) Большие соц. общности (соц. группы, классы, слои, нации)

2) Политич. орг-ции и объединения (гос-ва, массовые движения, партии)

3) политические элиты – сравнительно небольшая группа лиц, концентрирующая в своих руках власть, осущ. политич. рук-во, определяет цели, пути политич. развития, принимает политич. решения.

^ 4) личности (политич. лидеры)

Объекты политики:

Объект внутр. политики – общество в собственной стране.

Объект внешней политики – м/ународные отношения, мировое сообщество.

Функции политики:

1) Обеспечение целостности и стабильности общ-ва

2) организация людей для выполнения поставленных целей

3) регулирование соц. процессов

^ 4) определение способов достижения и защита интересов разных соц. групп

5) создание прав и свобод


  1. Политическая система общества, ее структура.

Политич. система – политика как единый, сложно организованный механизм.

Структурные элементы политич. системы:

1) Организационный (политич. институты: гос-во, политич. партии, организации, общественно-политич. движения)

^ 2) Нормативный (политич., правовые, нравственные нормы и ценности)

3) Культурный (политич. идеология, культура)

4) Коммуникативный (политич. отношения) – формы взаимодействия, связи, общение внутри политич. системы и м/у политич. системой и обществом.


  1. ^ Гос-во: понятие, признаки, функции. Соотношение гражд. общества и гос-ва.

Гос-во – в широком смысле – союз людей, проживающих на данной территории. В узком смысле – политическая орг-ция, отличающаяся рядом признаков.

Признаки гос-ва:

1) единая территория

2) единая система управления

3) единая система законов

4) гос. суверенитет (независимость гос. власти)

5) право на взимание налогов

6) наличие органов и методов принуждения.

Функции гос-ва:

1) внутренние:

- охранительная (охрана прав и свобод граждан, законности и правопорядка)

- регулятивная

- социальная (соц. защита)

- налогообложения и взимания налогов

- экономические (обеспечение эконом. развития)

^ 2) внешние:

- оборона

- международное сотрудничество

Гражд. общ-во – совокуп-ть негос. общественных отношений и институтов, выражающих разные частные интересы и потребности свободных граждан.

Слои гражд. общ-ва:

1) рыночное хозяйство – взаимодействие людей в процессе произв-ва. Основано на праве ч/с, свободе труда и предпринимат-ва.

Негос. институты: негос. объединения граждан)

2) социокультурные отношения – удовлетворение потребностей граждан в семейно-родственных связях, образовании, духовной соверш-нии.

Негос. институты: семья, церковь, образоват. учреждения.

3) взаимодействия объединений по интересам – отражают стремление различных групп граждан добиться решения не только частных, но и общезначимых целей.

Негос. институты: союзы предпринимателей, экологов, проф. союзы, клубы по интересам и пр.

Заинтересованные группы связывают гражд. общ-во и гос-во, оказывая давление на гос. власть.

В развитых странах люди редко обращ-ся к гос. органам.


  1. ^ Форма государства, ее элементы. Характеристика формы правления, формы государственного устройства и политического режима в РФ.

Форма гос-ва - совокупность его внешних признаков, показывающая, какова организация гос. власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном гос-ве.

Элементы формы гос-ва:

1) форма правления - способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой, а также с населением

- монархия - высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства - монарха. Верховная власть монарха обычно не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству.

- республика - все высшие органы государственной власти избираются гражданами или формируются другими органами на определённый срок.

2) форма гос. устройства - способ территориальной организации государства

- унитарное гос-во (простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признака суверенитета)

- федерация (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с определенным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации)

- конфедерация (временный союз государств, создаваемых для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Не обладает самостоятельным суверенитетом, отсутствует единая система законодательства)

3) политический режим - характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности

- демократический – «власть народа». Признаки: личность, ее права и свободы на переднем плане, выборность органов гос. власти, политич. плюрализм, правовое гос-во, гласность, разделение властей на законодат, исполнит, судеб.

- авторитарный – основан на власти какого-л авторитета (политич. лидера или группировки). Гос-во строго централизовано. Власть в руках одного человека, роль парламента (если он есть) незначительна. Оппозиция строго контролируется. Не ведется контроль за духовной жизнью людей.

- тоталитарный – политич. господство группы лиц, возглавляемой лидером. Всесторонний контроль за жизнью общества, отсутствие реальных прав и свобод, подавление оппозиции, репрессии, милитаризация жизни общества. Тоталитаризм жизнеспособен в условиях войны, в условиях жесткого мат. дефицита.

Россия – демократическое (политич. режим) федеративное (форма гос. устройства) правовое гос-во с республиканской формой правления.

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей


  1. ^ Избирательное право и избирательные системы. Характеристика избирательных систем, применяемых в РФ.

Избирательное право (в объективном смысле) - подотрасль конституц. права, состоящая из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования выборных органов власти

Избирательное право (в субъективном смысле) – право избирать и быть избранным.

Избирательная система – совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление гос. органов власти.

Типы избират. систем:

1). мажоритарная (голос за каждую фамилию) Англия, США, Франции, Япония.

Победитель – тот, кто получил больше голосов. Если по одному округу баллотир-ся не 2, а неско-ко кандидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% голосов.

- Мажорит. система абсолютного большинства – 50% + 1 голос (если ни один из кандид. не получает треб. число голосов, то назнач-ся 2-ой тур для 2-х кандидатов, набравших наиб. число голосов в 1-ом туре)

- мажорит. система относительного большинства – побеждает тот, кто наберет больше голосов, чем каждый из соперников.

2). пропорциональная (за партии по партийным спискам) Бельгия, Испания, Швеция. Мандаты распредел-ся пропорционально числу поданных голосов.

- пропорц. система на общегос. уровне (за партийные списки в масштабе страны)

- пропорц. система, основывающаяся на одномандатных округах (от каждого округа несколько кандидатов-представителей. Число кандидатов распредел-ся пропорционально числу голосов)

^ 3). смешанная (мажоритарно -пропорциональная система). Австралия, ФРГ, Россия. Россия отходит от мажоритарной системы.


  1. Понятие, признаки, виды, функции политических партий. Законодательное регулирование политических партий в Российской Федерации

Политич. партия – группа людей, объединившихся по общей идеологии, цели, имеющих общую программу. Генеральная цель любой партии – это приход к власти.

Признаки:

  • Организация, т.е. относительно продолжительное во времени объединение людей.

  • Существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.

  • Цели партии - завоевание и осуществление власти.

  • Стремление обеспечить себе поддержку народа с помощью выборов или других способов.

  • Партия - носитель определенной идеологии, мировосприятия.

Функции:

1) политическая – овладение властью

2) представительская – выражение интересов разных категорий населения

3) электоральная – участие в избирательных кампаниях

^ 4) социализации – формирование свойств и навыков участия в политических отношениях (посредническая роль м/у гос-вом и обществом).

Виды:

1) по организационному признаку:

- массовые (постоянной членство и источники финансир-я)

- кадровые (внутренняя свобода, нет фиксированного членства и постоянного источника финансир-я)

^ 2) по идеологическому признаку:

- консервативные - либеральные - социалистические

- коммунистические - националистические - клерикальные (религиозные)

Законодательное регулирование:

Политические нормы содержатся в Конституции, законах, регулирующих политические отношения (ФЗ «О политич. партиях»), политических документах гос-ва и партий, международных документах.

Политико-правовые нормы представлены публичным правом (конституционным, частью административного, финансового, уголовного и м/ународного) при ведущей роли конституционного.

  1. ^ Образование: понятие, цели, формы получения. Основные тенденции в развитии современного образования.

Всю жизнь человек усваивает опыт прошлых лет и современных ему поколений, что осущ-ся 2-мя путями:

^ 1) в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни

2) в результате целенаправленного воздействия со стороны общ-ва, т.е. ч/з образоват. систему.

^ Российская система образ-я базир-ся на общем образовании (основа для получения проф. образ-я)

Уровни общего образ-я: 1) начальное (1-3 классы)

2) неполное среднее (5-9 классы)

3) полное среднее (10-11 классы)

Школы по характеру сообщаемых знаний: 1) общеобразовательные

2) профессиональные (спец.)

^ По уровню даваемого образ-я: 1) начальные

2) неполные средние

3) средние

4) высшие

Школы: 1) государственные; 2) частные

Тенденции в развитии образования:

1) Гуманизация – большое внимание общества к личности, ее психике, интересам, запросам. Внимание на нравственное воспитание.

^ 2) гуманитаризация – усиление внимания общества к изучению общественных дисциплин (эконом. теория, социология, политология).

3) интернационализация – создание единой системы образования для разных стран.

Образование – организованная передача знаний, умений, навыков, культуры от одних людей к другим.

Цели: 1) обучающая – приобретение профессиональных качеств

2) воспитывающая – приобретение личных, душевных качеств.

Формы получения образ-я (в соответствии с законом об образовании): очная, вечерняя, заочная, форма семейного образования, самообразование, экстернат.


  1. ^ Право в системе социальных норм. Характеристика основных источников права


Соц. нормы регулир-ют отношения в самом обществе: м/у людьми, группами людей, организациями. С помощью норм к людям предъявляется требования, которым должно удовлетворять их поведение.

^ 1) Обычаи и традиции – привычные образцы поведения (свадебные, похоронные обряды, бытовые праздники)

2) Правовые нормы – закрепл-ся в законах, издаваемых гос-вом, четко описывающих границы поведения и наказания за их нарушение. Соблюдение правовых норм обеспечив-ся гос-вом.

^ 3) моральные нормы – оценочная нагрузка (хорошо-плохо). Соблюдение моральны норм обеспечив-ся коллективным сознанием. Наказание – общественное осуждение.

^ 4) эстетические нормы (о прекрасном и безобразном)

5) политические нормы – регулир-ют политич. деят-ть, отнош-я м/у личностью и властью. Отражаются в законах, м/ународных договорах, политических принципах.

^ 6) религиозные номы – соблюдение поддерж-ся моральным сознанием верующих.

Отличия права от др. соц. норм: носят общеобязательный характер, закреплены в законах и др правовых актах, четко определены границы возможного поведения и наказания за правонарушения.

Сходства права и морали – 1) соц. задача – способствование общественному согласию 2) духовная идейная основа – оба регулятора исходят из принципов справедливости, гуманности. 3) без опоры на мораль правовое регулир-е почти невозможно.

Источник права – офиц. способы внешнего выражения и закрепления принципов и норм права при придании им юридич. значения.

Источники права:

1) правовой обычай – традиционно сложившееся правило поведения. НЕ устанавлив-ся гос-вом, возникает в процессе взаимодействия участников отношений. (н-р, при разводе обычно ребенок остается с матерью)

^ 2) судебный прецедент – решение по конкретному судебному делу, которому придается значение общего правила.

3) НПА – (собственно юридический источник) – офиц. документ, созадаваемый компетентными гос. органами, содержащий обязательные юр. нормы.

^ Высшая юр. сила – законы, затем подзаконные акты.

1) конституция

2) федеральные конституционные законы

3) кодексы

4) законы субъектов Федерации


  1. Система права. Основные классификации отраслей российского права

Система права – внутренне строение, строго организованная структура.

Элементы системы права:

1) норма права – общеобязательное правило поведения, котор. устанавл-ся обществом и гос-вом, закреплено в офиц. правовых актах. Действие нормы обеспеч-ся силой гос. принуждения.

^ 2) отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений.

3) институт права – обособленная группа норм внутри отрасли права (охватывает отдельный участок однородных общественных отношений внутри какой-либо сферы). Н-р: институт прима на работу, институт раб. времени.

Классификация отраслей права:

1) по направленности действия:

- регулятивные отрасли – направлены на установление прав и обязанностей граждан и орг-ций (конституц., гражд., административ., трудовое, семейное)

- охранительные отрасли – направлены на защиту прав, устанавливают меры принуждения и порядок их применения (уголовное, уголовно-процессуальное, гражд-процессуальное и др.)

^ 2) – отрасли частного права – регулируют частный интерес субъектов (гражд, семейное, трудовое, жилищное)

- отрасли публичного права – защита общественный, публичный интерес, где один из участников – гос-во ли его орган.

^ 3) по сферам:

- конституционное право – изучает основы гос. устройства и политики РФ, основы построения и взаимодействия органов власти м/у собой, основы избирательных отношений. Источник – конституция РФ

- гражданское право – изучает имущ. и личные неимущ. отношения, вопросы заключения договоров, сделок, обязательственные, наследств. отнош-я.

Источник – ГК РФ

- административное право – регулирует отношения в сфере гос. управл-я в связи с орг-цией и функционир-ем органов гос. власти. Источник – Кодекс об административных правонарушениях, ФЗ о гос. службе

- уголовное право – отнош-я, связанные с определением деяний в качестве преступлений. Устанавливает наказания за их нарушение.

- трудовое право – изучает трудовые отношения, отнош-я, возникающие в результате трудовой реализации. Базируется на гражд. праве.

^ Источник – ТК РФ.

- уголовно-исполнительное право – определяет меру наказания. Базируется на уголовном праве.

- семейное право, жилищное право, земельное право – базируются на гражданском праве.

- налоговое право – базируется на административном праве.


  1. Система органов государственной власти по Конституции Российской Федерации.

Гос. аппарат – комплекс гос органов и учреждений, посредством которых осущ-ся гос. власть и гос. управление.

^ Гос органы:

1) Законодательные – разрабатывают и принимают законы, закрепляют гос. политику.

2) Исполнительные – исполняют законы

3) Судебные – осущ-ют правосудие.

По Конституции: 4 глава (Президент РФ), 5 глава (Федеральное собрание), 6 глава (Правительство РФ), 7 глава (Судебная власть).

Глава гос-ва – Президент РФ

^ Правительство РФ – исполнит. власть

Федеральное собрание ( 2 палаты: Гос. Дума и Совет Федерации) – законодат. власть

Судебная власть:

- суды общей юрисдикции (рассматр. дела, где 1 сторона – гражданин)

- арбитражные суды (2 стороны – юр. лица)

- конституционные суды (определяют соответствие норм Конституции, споры м/у публичными образованиями).


  1. ^ Принципы федеративного устройства Российской Федерации. Виды субъектов Российской Федерации.

Глава 3 Конституции определяет федеративное устройство гос-ва.

Федеративное устройство России - закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ).

Принципы федеративного устройства:

1. Добровольность объединения наций и народностей.

2. Суверенность и равноправие наций.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

Россия обладает всеми признаками Федерации: наличием федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в Федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик.

Многонациональный характер населения России исторически обусловил существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов.

^ 4.Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации.

Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов Федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся экономически целостной, как правило, территории.

^ 5. Государственная целостность Российской Федерации.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.

Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

^ 7. Равноправие субъектов Федерации.

Виды субъектов РФ (всего 83 субъекта на 2010 год):

- республика

- край

- область

- два города Федерального значения

- 1 автономная область

- автономный округ

Республика имеет свою конституцию и законодат-во. Край, область, город федерального значения, автоном. обл-ть, автоном. округ


  1. Виды прав и свобод, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

^ Глава 2 Конституции устанавливает права и свободы человека и гражданина.

Конституционные права и свободы - это представленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод.

5 групп конституционных прав:

1) Естественные (личные) права (право на жизнь, на достоинство, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на свободу совести, вероисповедания)

^ 2) Политические права (свобода мысли и слова, право на объединение, на участие в делах гос-ва, право на обращение в органы гос. власти.) 1968 г. – постановление о порядке обращения граждан в органы гос. власти.

^ 3) Экономические права (право на собственность, на занятие предпринимательской деятельностью)

4) Социальные права (право на труд, на отдых, на бесплатное мед. обслуживание, на благоприятную окруж. среду)

^ 5) Культурные права (право на образование, на научное, литературное творчество, на доступ к культурным ценностям).

ВСЕ ГРУППЫ ПРАВ РАВНОЦЕННЫ! (нет иерархии)



  1. Личные права и свободы: их понятие и характеристика.

Личные права и свободы - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

Личные права принадлежат на равном основании всем физ.лицам, находящимся на территории РФ, независимо от того является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

^ Закреплены во 2 главе Конституции.

- право на жизнь (ст. 21);

· право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

· право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст.23 п. 2);

· право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

· право определять и указывать свою национальность (ст. 26 п. 1);

· право на пользование родным языком (ст. 26 п. 2);

· свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27 п. 1); (эта свобода, естественно, имеет ограничения для неграждан России);

· свобода совести (ст. 28);

· свобода мысли (ст. 29 п. 1);

· право на охрану семьи, материнства и детства (ст. 38).

· право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено (ст. 47 п. 1);

· право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47 п.2);

· право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 п. 1);

· право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу (ст. 48, п. 2);

· презумпция невиновности (ст. 49 п. 1);

· право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право просить о помиловании или смягчении наказании (ст. 50 п. 3);

· право отказаться от свидетельствования против себя самого, своего супруга или близких родственников (ст. 51 п. 1);

· право на возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти или их должностными лицами (ст. 53).


  1. Политические права: понятие и характеристика.

Политич. права и свободы - одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и некоторыми другими правами.

^ Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни.

Отличаются от других групп конституц. прав тем, что подавляющее число прав и свобод принадлежит только гражданам Российской Федерации.

^ Закреплены во 2 главе Конституции.

· свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29); цензура запрещается;

· право на объединение в общественные организации, свобода деятельности которых гарантируется при соблюдении требований ст. 13 Конституции РФ;

· право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31);

· право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32 п. 1);

· право избирать и быть избранным (ст. 32 п. 2);

· равный доступ к государственной службе (ст. 32 п. 4);

· право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32 п. 5);

· право на обращения (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).


  1. Социально-экономические права: понятие и характеристика.

Соц-эконом. права и свободы - это возможности личности в сфере произв-ва и распределения мат. благ, призванные удовлетворить экономич. и тесно связанные с ними духовные потребности и интересы.

^ Принадлежат как гражданам, так и др. лицам.

· право на предпринимательскую деятельность (ст. 34);

· право на частную собственность (ст. 35);

· право на свободный труд (ст. 37 п. 1-3);

· право на забастовку, как способ решения трудовых споров (ст. 37 п. 4);

· право на отдых (ст. 37 п. 5);

· право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т.д. (ст. 39 п.1);

· право на пособие по безработице (ст. 37 п. 3);

· право на жилище (ст. 40);

· право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

· право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

· право на возмещение материального вреда, причиненными незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и должностными лицами (ст. 53), а также возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).


  1. ^ Правонарушение: понятие, признаки, виды.


Правонарушение – это противоправное виновное действие или бездействие, приносящее вред личности, обществу или гос-ву.

Признаки:

1) противоправность – нарушение конкретной нормы права.

2) акт поведения человека – совершение действия или бездействия

3) виновность – психическое отношение лица к совершенному проступку или преступлению.

^ 4) наказуемость – предусмотрение юридической ответственности

Виды:

1) преступление - виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

^ 2) проступок - противоправное деяние менее опасное, чем уголовное преступление (административный, дисциплинарный, гражданско-правовой виды)

виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания

  1. ^ Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды.

Юридич. ответственность – применение мер гос. принуждения за совершенное правонарушение.

Признаки:

1) возлагается только за правонарушения

2) обязательно предполагает гос. принуждение, применение установленных законом санкций (штрафы, конфискация, лишение свободы)

Виды:

1) уголовная (за преступления) в судебном порядке примен-ся (УК)

2) административная (за проступки) (КоАПФ)

3) дисциплинарная (за проступки) дисциплинарное взыскание (ТК)


  1. ^ Общая характеристика гражданского права: предмет, метод, источники.

Гражд. право – одна из основных отраслей права, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, отличающиеся самостоятельностью и независимостью их участников.

Предмет гражданского права составляют те общественные отношения, которые регулируются данной отраслью права (имущественные отношения и личные неимущественные отношения).

Метод гражданского права - совокупность закрепленных в законодательном порядке способов и средств воздействия гражданско-правовых норм на составляющие предмет данной отрасли права общественные отношения.

Источники:

1) Конституция – как юр. база

2) ГК РФ – основной источник

3) Федеральные законы (всегда выше подзаконных актов, указов администрации)

^ 4) Подзаконные акты: постановления Правительства, Указы Президента


  1. Правовые основы семьи и брака в Российской Федерации.

Брачно-семейные отношения в Российской Федерации регулируются семейным правом. Семейное право базируется на гражданском праве.

Основной источник – семейный кодекс РФ (1995).

В РФ признается только светский брак (офиц. оформленный)

Позитивные условия, необходимые для заключ-я брака:

1) взаимное добровольное согласие

2) достижение брачного возраста (18 лет), 16 лет – по просьбе брачующихся, раньше – с учетом особых обстоятельств.

Негативные условия, препятствующие заключ. брака:

1) состояние в уже зарегистрир. браке одного из лиц

2) наличие близкого родства

^ 3) наличие отношений усыновления (удочерения)

4) признание судом недееспособ-ти вследствие псих. расстройства хотя бы одного из брач.

Заключение брака – совместная подача заявления в загс, ч/з месяц – регистрац. Срок может быть продлен или увеличен не более, чем на 1 месяц.

^ Брак заключ-ся при личном присутствии вступающих в брак.

Основания признания брака недействительным:

1) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий егозаключения

2) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции

^ 3) заключение фиктивного брака

Расторжение брака произв-ся в течение месяца со дня подачи заявления.

Правовые основы взаимоотношений родителей и детей закреплены в нормах семейного законодательства.

Права ребенка: право на совместное проживание с родителями, на заботу, уважение чел. достоинства, на семейное воспитание, имущ. права (ГК РФ).


  1. ^ Общая характеристика уголовного права: предмет, метод, источники.

Угол. право – совокуп-ть юр. норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.

Основные понятия УП – преступление и наказание.

Преступление – (ст. 14 УК РФ) виновное, общественно опасное деяние, запрещенной УК под угрозой применения уголовного наказания.

Отличие преступл. от проступка – общественная опасность, причиняет вред или угрозу личности, общ-ву, гос-ву.

Преступления по степени тяжести: небольшой тяжести, средней, тяжкие, особо тяжкие.

Предмет УП - общественные отношения, возникающие в связи с совершением наиболее опасного правонарушения - преступления.

Метод УП - запрет совершать общественно опасные деяния под угрозой наказания.

Основной источник – УК РФ 1997 г., основывающийся на нормах Конституции.


  1. Общая характеристика административного права: предмет, метод, источники.

Админ. право – отрасль права, регулирующая обществ. отнош-я, возникающие в сфере управления ( в связи с организацией и деят-тью органов исполнит. власти).

Предмет АП – общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления.

Метод АП — это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.

Три юр. возможности в АП – предписание, запрет, дозволение.

Источники: Основной - Кодекс об административных правонаруш-ях (2001), ФЗ «О гос. службе РФ» (1995).

Федеральные источники: Конституция как юр. база, ФЗ, содержащие нормы админ. права, указы Президента, постановл-я Правительства, НПА министерств и ведомств

Локальные источники: НПА субъектов РФ, органов местного самоуправл-я,

Администр. правонаруш. (проступок) – противоправное виновное деяние, посягающее на гос. и обществ. порядок, собственность, права и свободы граждан, за которое предусмотрена администр. ответств-ть.

Признаки администр. проступков: 1. антиобщественность; 2. противоправность; 3. виновность; 4. наказуемость.

Администр. ответств-ть с 16 лет.

Виды администр. наказаний – предупреждение, штраф, лишение спец. прав, администр. арест.


  1. Общая характеристика трудового права: предмет, метод, источники.

Труд. право – отрасль, регулирующая отношения м/у работодателем и наемным работником, основанные на трудовом договоре (контракте).

Следовательно: 1) нормы труд. права регулируют отнош-я в процессе трудовой дея-ти; 2) участники отношений – работодатель и наемный работник; 3) основа возникновения труд. отношений – труд. договор (контракт).

Основной источник – ТК РФ (01.02.2002).

Федеральные источники: Конституция как юр. база, ФЗ, содержащие нормы труд. права, указы Президента, постановл-я Правительства, НПА министерств и ведомств

Локальные источники: НПА субъектов РФ, органов местного самоуправл-я, трудовые договоры, правила внутр. трудового распорядка на предприятии.

Предмет ТП - трудовые отношения, возникающие в общественной организации труда, а также иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, которые им предшествуют (трудоустройство), сопутствуют (н-р, обязательное соц. страх-е) и (или) приходят на смену (отнош-я по разрешению труд. споров).

Трудовые отнош-я – непосредственно м/у работодателем и работником.

Иные связанные отношения – отнош-я по занятости и трудоустройству, по орг-ции и управл-ю трудом, по контролю за соблюдением труд. законод-ва.

Метод ТП - это специфические способы и приемы воздействия посредством правовых норм на волю участников общественных отношений.


  1. ^ Общая характеристика международного права. Международное гуманитарное право и его роль в современных вооруженных конфликтах.

Международное право - система договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств и регулирующих отношения между ними, международными организациями и некоторыми другими субъектами международного права.

М. п. как особая система норм не входит в какую-либо национальную систему и не включает в себя нормы национального права. Однако начиная с 1920 г. ряд государств провозгласил прямое действие общепризнанных норм М.п. на их территории и приоритет таких норм над национальным законодательством. В других странах нормы М.п. включаются в национальную правовую систему опосредованно.

Источники М.п. - международные договоры и международно-правовые обычаи. Вспомогательными источниками являются акты международных организаций, решения международных судебных и арбитражных органов, международно-правовая доктрина.

Предмет МП - правоотношения субъектов международного права, которые могут складываться в процессе реализации ими своих прав и обязанностей.

Отрасли МП: международное морское право, международное гуманитарное право и т.д. От собственно М.п. (называемого еще международным публичным правом) следует отличать международное частное право - совершенно иную систему, в основе которой лежит национальное законодательство.

Метод функционирования МП - совокупность принципов, способов, средств, характерных для реализации международно-правовых норм. Общий метод функционирования охватывает пять особых методов:
1)
политико-правовой метод - нормы международного права осуществления субъектами при помощи полит средств;
2)
морально-правовой использование механизма действия морали для реализации норм международного права;
3)
идейно-правовой - воздействие на международные отношения через идеологию, упрочение позиций международно-правового сознания, разъяснение целей, принципов и норм, создание убежденности в необходимости их осуществления;
4)
организационно-правовой принятие организационных мер по реализации норм международного права как внутри государства, так и в международных отношениях;
5)
специально-правовой - применение специфически правовых средств воздействия на международные отношения. Этот метод и является сутью международно-правового регулирования.

Международное гуманитарное право — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с нейтральными государствами, защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны. (Гаагские, Женевские Конвенции «О защите жертв войны» 1949 г. и Дополнительные Протоколы к ним 1977 г., резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и др.)

Роль МГП – основа обеспечения м/ународной безопасности, гарант поддержания стабильности в мире.


  1. ^ Международные и внутригосударственные механизмы защиты прав человека.

М/у народные НПА

Хартия прав человека (М/ународный билль о правах):

1) Всеобщая декларация прав человека (ООН, 10.12.1948) (миним. объем прав и свобод). На основе декларации приняты:

^ 2) М/ународный пакт об экономич., соц и культурных правах (1966)

3) М/ународный пакт о гражданских и политич. правах.

4) Факультативный протокол

^ Системы защиты прав:

1) система ООН (основана на Хартии)

2) система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)

3) система в рамках Совета Европы (СЕ)

^ Для контроля за осуществлением м/ународных прав были созданы спец. механизмы – Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека.

Они рассматривают жалобы граждан на нарушение их прав, Суд выносит решение.
Защита прав человека осуществляется главным образом на национальном уровне разными внутригосударственными судебными, административными и другими органами. Международные органы и механизмы не подменяют внутригосударственные, а дополняют их.
Механизм по защите прав чел. В РФ - образованная на основе единых, законодательно закрепленных принципов система гос. и муницип.органов, а также негос. и международных организаций: это и деятельность Президента РФ как гаранта прав и свобод, и институт Уполномоченного по правам человека; конституционная юстиция; судебная защита; административные действия органов исполнительной власти; международно-правовой механизм защиты прав и свобод человека; неправительственные организации.


Скачать файл (206.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru